Состояние опор ключевой эстакады для РЖД по направлению Сочи — Красная поляна

Порой даже небольшие погрешности при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций в результате неблагоприятного стечения обстоятельств по сумме накопления ошибок способны привести к аварии. С течением времени значимые недочеты проявляются, особенно если в строительстве сложных технических конструкций и сооружений используются однотипные или схожие элементы.

В части касающейся транспортной инфраструктуры Сочи, доставшейся городу в виде олимпийского наследия, в изобилии представлены тоннели, мосты, путепроводы и эстакады. Город расположен на сложном рельефе, стесненном прибрежной полосой с одной стороны и предгорьями Кавказа с другой. Организовать оперативный доступ к компактно размещенным олимпийским объектам, транспортно-пересадочным узлам и уже существующей городской среде иными способами просто невозможно.

Её ключевая часть — сорокавосьмикилометровая автомобильная трасса А-149, совмещённая с железной дорогой, ставшая самым дорогим проектом из реализованных в те годы к началу спортивного мероприятия. Она обошлась в конечном итоге в двести восемьдесят пять миллиардов рублей. По задумке проектировщиков, это становой хребет, соединивший горный и прибрежный спортивный кластеры. Именно она позволила обеспечить беспрецедентную в сравнении с проводившимися ранее зимними олимпиадами транспортную доступность.





Эстакада, посредством которой осуществляется движение по направлению Сочи — Красная поляна — Сочи, расположена между центром Адлера и Аэропортом Сочи. Плавно набирает высоту со стороны железнодорожного вокзала на одном берегу реки Мзымта, позволяя подвижному составу пересечь четыре полосы федеральной трассы и городские улицы, и опускается на другом берегу.

2.



О текущем состоянии части опор, на которых она установлена, мы и поговорим:

3.



Очевидно, что какая бы ни была заявлена марочная прочность указанного в проектной документации бетона, технологическая карта производства работ в полном объеме скорее всего соблюдена не была. Оголовки опор испещрены глубокими трещинами, как визуально представляется, затронувшими уже далеко не только защитный слой:

4.



Кроме того, имеют место быть глубокие продольные трещины по периметру:

5.



На отдельной опоре, стыдливо прикрытой защитной строительной сеткой, помимо периметральных трещин со смещением уже отчетливо наблюдается выпадение габаритных фрагментов:

6.



О соответствии использованного в железобетонной конструкции материала требующемуся классу водонепроницаемости говорить вслух просто неприлично:

7.



Обратите внимание, что на многих опорах вынос атмосферных осадков из трещин, расположенных скорее всего значительно глубже защитного слоя бетона, происходит в отдельных случаях на метр и ниже верха оголовка опоры. Судя по всему, вода беспрепятственно проходит колонну насквозь:

8.



Состояние массивных элементов балок, обеспечивающих широкий просвет над федеральной трассой А-147, так же вызывает некоторые вопросы.

Одно из условий, обеспечивающих долговечность железобетонных сооружений, — это высокая устойчивость материала к трещинам. В подавляющем большинстве случаев процесс разрушения бетона происходит в результате прорастания одной из трещин или семейства разветвленных трещин через его сечение. Такие трещины часто называют магистральными.

При эксплуатации бетонного сооружения магистральные трещины в течение длительного времени не наблюдаются, а затем, появившись и с большой скоростью двигаясь сквозь бетонный массив, они разрушают его достаточно быстро:

9.



Неужели именно на этом ответственном участке качество материалов и/или выполнение работ было настолько низким, что всего за десяток лет активной эксплуатации бетон конструкции накопил усталостные деформации?

Обратите внимание на семейство трещин и следы протечек, высолов на балках:

10.



На опорах оборудованные под элементы сейсмоизоляции постаменты так же разрушаются:

11.



При этом пострадали не только оголовки. На отдельных колоннах в пределах пикета трещины начинаются от самого основания:

12.



Следует обратить внимание на то, что качество выполнения работ, видимо, напрямую зависело от партии материала и/или смены, выполняющей подрядные работы, так как на массиве множества опор эстакады, с течением времени можно наблюдать радикально различное полученное в результате качество. Прикладных причин навскидку могло быть множество, от простых до экзотических. Рано нагрузили бетон, не набравший еще проектную прочность. Рано демонтировали опалубочные системы. Не учли влажность материала и дополнительно обводнили. Использовали некачественные цементы, пластификаторы. Получилось неприемлемое по времени плечо доставки, мы все помним пробки того времени. Кто знает. Однако теперь у нас рядом с опорами находящимися в отличном, предусмотренном проектом состоянии находятся колонны увитые системой трещин:

13.



Не исключено, что именно в этих местах разрушающийся бетон не несет значительной нагрузки, а выступает скорее лишь в роли связующего и защитного слоя. Но тем не менее, в данном случае мы имеем трещины со значительной величиной раскрытия, что неминуемо ведет к уменьшению срока эксплуатации конструкции, а возможно, и её разрушению:

14.



Вопросы, повисшие в воздухе как нечто само-собой разумеющееся. Не подвергает ли угрозе жизнь и здоровье пассажиров эксплуатация сооружения с подобными дефектами? Не пора ли закрывать эстакаду на ремонт?
  • +56
  • 01 июля 2024, 08:23
  • ree4

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
Это ж.д., там проходит все-таки ограниченное количество поездов, и возможные последствия могут быть все-таки ниже, чем от проишествий на Дублере Курортного проспекта. А каково состояние конструкций там?
avatar

so3537

  • 01 июля 2024, 15:21
+
Минус одно лобовое стекло уже есть, собственно что и заставило обратить внимание.
avatar

ree4

  • 01 июля 2024, 19:35
+
Сколько домов из этого бетона построили?
avatar

juriger

  • 04 июля 2024, 09:52

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.