100 лет назад Вокруг России

«Выбрали гостиницу на самом берегу моря. В Италии, в третьестепенных городках из посещаемых туристами, такие же гостиницы. Голая комната. Когда нужно позвать прислугу, обращайтесь к хозяину, и уже тот начинает кричать: в Италии — Джузеппе! в Алуште — Тимофей! Является заспанный Джузеппе-Тимофей, и вы приказываете ему, что вам нужно. Но цены в Алуште совсем не итальянские. Что в настоящей Италии стоит лиру — тридцать копеек, за то „Италия игрушечная“ требует рубль».

Цены в Ялте понравились писателю еще меньше:

«В начале 1860-х годов в Ялте было 800 постоянных жителей; теперь их 10 тысяч, да, кроме того, за лето перебывает от 15 до 20 тысяч туристов и кургастов. Город обстроился, украсился и разбогател. Его бюджет достигает 100 тысяч рублей. Это дало ему возможность устроить водопровод, стоки и набережную и организовать весьма удовлетворительно санитарный надзор. Жить в Ялте в санитарном отношении можно, но ее русская житейская проза приводит в русское дурное настроение. Целую неделю я посвятил поискам за квартирой для моих спутниц; я исходил, можно сказать, всю Ялту и имел неудовольствие ознакомиться с ее закулисной прозой довольно подробно.

Во-первых, дороговизна. Я решительно отказываюсь понять, что заставляет ялтинцев так грабить приезжих? В карты ли они ежедневно проигрываются, или пропивают деньги, или бросают их в море, или у всех у них какие-нибудь разорительные тайные связи? Зимою, в глухое время, когда половина гостиниц закрыта, половина домов пустует, половина извозчиков без работы, цены стоят все-таки выше зимних петербургских. Во время же сезона цены прямо ошеломляют своей неслыханной, можно сказать, дерзостью. Ялтинцы сами сознают, что это к добру не поведет, но не могут совладать с собственной жадностью. Будущее процветание Ялты, говорит автор ялтинской „Справочной книжки“, находится в прямой зависимости от большей или меньшей доступности ее для массы публики небогатой, которая будет искать отдыха от труда и исцеления от болезней, платя Ялте не сумасшедшими и неверными деньгами, а верной трудовою копейкой.

Мы думаем, что залог будущих успехов Ялты должно видеть только в удешевлении в ней жизни и что поэтому внимание общества и городского управления должно быть направлено на борьбу с тою кулаческой закваской, которая отвратила уже от Ялты многочисленных посетителей и создала ей славу недоступности для людей с небольшими средствами».

«Нравы и обычаи и того ядовитей. Кто их знает, откуда набрались здешние извозчики, рассыльные, проводники, комиссионеры, прислуга, но все они имеют вид бежавших с каторги. Извозчики неумолчно ругаются друг с другом и обыкновенно пьяны. Кухарки, горничные и няньки, которых я видел в моих поисках квартиры, по большей части малороссийского происхождения, отличаются атлетическим сложением и опухшими физиономиями, на которых написаны все десять заповедей, но, к сожалению, в обратном смысле. Не могу вполне одобрить также домо- и квартирохозяев, но позорней всего татары-проводники в горы.

Так описывал журналист — путешественник Дедлов, Владимир Людвигович 100 лет назад Вокруг России: Польша. — Бессарабия. — Крым. — Урал. — Финляндия. — Нижний: портреты и пейзажи
Место издания Санкт-Петербург
Издатель Издание М. М. Ледерле и Ко


Если читать вместо:

Ялта -Сочи
Алушта — Адлер
Извозчик — таксист
Татарин — жители кавказа
Прислуга — приезжий поработать на сезон

Ничего не изменилось…
  • +11
  • 23 мая 2009, 21:59
  • misha

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
Занимательное чтиво!!! Спасибо!!!
avatar

sochinec

  • 24 мая 2009, 16:33
+
И в правду, ничего не изменилось :-)
avatar

Alka

  • 24 мая 2009, 17:29

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.