Глиссер-катамаран ОСГА-25 "Экспресс"

Мало кто знает, что в Сочи в период 1939-1941гг проходил испытания и выполнял рейсы по маршруту Сочи-Сухуми, единственный в мире пассажирский 150-местный глиссирующий катамаран.

Быстроходный корабль поражал своим внешним видом и своими возможностями. Гладкие обтекаемые самолётные аэродинамические формы, внешне необычная двухлодочная конструкция, скоростные показатели…
Это был корабль, опередивший своё время.

В 20 — 30-е годы ХХ века в нашей стране активно занимались исследованием эффекта глиссирования для применения в технических разработках.
Соответственно и постройке глиссирующего корабля-катамарана предшествовала большая многолетняя работа учёных и конструкторов, которые проводили последовательные эксперименты с постройкой глиссеров разных конструкций, для наработки опыта и определения наилучших показателей. Со временем конструкции глиссеров улучшались, а размеры увеличивались. В какой-то момент на рубеже 20-30-х годов решили создать не менее чем 100-местный глиссер. Главным конструктором и идейным вдохновителем проекта стал крупнейший специалист по глиссиростроению В.А. Гартвиг
фотография В.А. Гартвиг в месте с коллективом ОСГА:

Началась, закипела работа над амбициозным проектом.
Разместить 100 пассажиров и при этом обеспечить их комфорт оказалось проблематично в однокорпусном глиссере. К тому же у однокорпусных глиссеров на море были плохие мореходные качества. Решение этих серьёзных проблем было найдено в виде двухкорпусного судна (катамарана). Катамараннная конструкция – это две одинаковые массивные закрытые лодки соединены жестко «мостом».
Для проверки идеи в 1931-1932г был построен и испытывался 12-местный глиссер-катамаран «Автодор-13». Глиссер-катамаран показал преимущество двухлодочной конструкции при эксплуатации на море. Параллельно проводились работы по поиску оптимальной формы днища.
На основе полученных данных приступили к проектированию
Глиссер катамаран получил техническое имя ОСГА-25
ОСГА –это сокращённое название организации, в которой занимались исследованием, проектированием и постройкой новых конструкций Опытное строительство глиссеров и аэросаней. 25 порядковый номер изделия, причём глиссеры получали нечётную нумерацию, а аэросани- чётную
В последующем судну присвоили имя собственное «Экспресс»

Об этом уникальном корабле начали говорить и писать задолго до его постройки. Настолько им гордились.
В 1934г в журнале «За рулём» была опубликована статья о воображаемой поездке из Сухуми в Сочи на этом судне с его описанием и схемой. В качестве иллюстрации в журнале показали модель корабля, которая была выставлена на всесоюзной выставке «Наши достижения» в политехническом музее в Москве.


В журнале «Техника молодёжи» о нём были статью в 1935, 1936гг. Упомянули его и в статье о мировом глиссеростроении в 1938г.
В 1937г масштабный макет глиссера-катамарана выставлялся на Международной выставке в Париже в знаменитом советском павильоне:
(к слову французы не верили в реализацию проекта)


Поскольку база ОСГА не позволяла изготовить судно таких масштабов, было принято решение: постройку катамарана вести на мощностях московского авиазавода №1 Им. Авиахима, в Отделе переспективных проектов (ОПП) куда перешла вся группа конструкторов проекта ОСГА-25
В ОПП был выполнен технический проект корабля.
Глиссер-катамаран начали строить в 1937г по заказу Наркомвода.
Главным инженером по строительству был Пламм Я.Л.

Схема корабля:


По предложению начальника корпусного отдела ОПП Мартынова А.И. каркас судна выполнили смешанным: из разных материалов. Фермы моста и силовые каркасы корпусов лодок сварили из стальных труб, а промежуточные шпангоуты, кильсоны и все поддерживающие внешнюю обшивку элементы выполнили из ясеня и сосны (при этом впервые для склейки деревянных элементов использовали бакелитовый лак).
Для обшивки корабля ниже ватерлинии применили специально разработанный материал- армированный тестолит это листы текстолита, усиленные четырьмя слоями сетки из стальной проволоки. Толщина материала составила 12мм. Кроме того листы обшивки покрыли тонким слоем полированной «нержавейки». Обшивка бортов выше ватерлинии и настилы выполнили из только появившейся (в то время) бакелитовой фанеры.

Разработчиками силовой установки глиссера были Симкин А.С и Островский М.Д.
Для движения вперёд катамаран был оборудован 4-мя бензиновыми главными двигателями «ГМ-34»(ГАМ-34), по два в каждом корпусе, (эти двигатели в то время выпускались специально только для быстроходных катеров; основой двигателя был авиационный мотор АМ-34). Суммарная мощность отдаваемая на винты 4-х ГМ-34 составила 2100л.с., по другим даннным- 3000 л.с. (номинальная мощность каждого двигателя 750л.с. при 1740об/мин.)
Каждый мотор приводил в движение свой гребной винт, соответственно винтов было тоже 4 шт по 2 на лодку. Винты были отлиты из особо-прочного сплава ридель-бронзы

Для заднего хода устанавливались дополнительно 2 автомобильных двигателя «ГАЗ-М1» по 50 л.с. каждый. Эти двигатели также использовались для пуска основных двигателей и, кроме того, выполняли роль вспомогательных для маневрирования в порту на малых скоростях.
Моторы (2 главных и 1 вспомогательный) размещались в машинных отделениях каждой лодки.
По условиям центровки машинные отделения (к слову размером 3,2х4,5м) расположили в передней части лодок.
Машинные отделения (на схеме они обозначены номером IХ):


Пульт механика в машинном отделении:

Шумоизоляции уделили особое внимание. Переборки и стенки машинных отделений имели 100мм слой шумопоглощающей изоляции, иллюминаторы сделали не открывающимися. И в результате, во всех пассажирских помещениях, можно было разговаривать не повышая голоса уровень шума составил не более 70дБ. (на берегу шум от глиссера был слышан за 600-700м)

Рулевая рубка расположена на верху судна. (на схеме номер III). Она является центром управления. С неё прекрасно видно весь корабль и горизонт вкруговую.
В рубке установлено и навигационное оборудование новейшее на тот момент.
На фото: Крайняя левая-переговорная трубка, далее ручка газа, датчик оборотов, машинный телеграф. По центру расположена рулевая колонка.


Радиорубка находилась в конце «моста» (номер IV схемы)

Конструкцией судна вход пассажиров предусмотрен через двери (если так можно назвать) центральной надстройки с левой или правой лодки. Войдя внутрь, люди сразу попадали на «мост» а далее согласно купленным билетам располагались в помещениях в надстройке корабля, либо спускались на нижний уровень.

Пассажирские каюты нижнего уровня размещались симметрично в каждой лодке, (на схеме они обозначены номером Х). Здесь к услугам пассажиров предлагались мягкие диваны с подлокотниками, резиновые пневматические подушки, термометры, осветительные плафоны и система принудительной вентиляции воздуха.
Из каждой каюты имелся аварийный выход на корму лодок
Ниже картинка- это не фотография, это иллюстрация:


В верхних частях лодок, на уровне «моста», устроены так называемые литерные каюты (на схеме номер VII). Эти каюты могли разместить 20 человек.
Сразу за этими помещениями проектом предусмотрены каюты со спальными местами (на схеме номер VIII), также каюты с кроватями распологались в носовых частях лодок. Но фактически при эксплуатации их использовали как грузовые отсеки.
Лучшая из пассажирских кают – салон, который расположен на междулодочном мосту (на схеме номер I). Здесь же располагался и буфет (на схеме номер II). В салоне установлен длинный стол и вращающиеся кресла для пассажиров.
Ниже снова иллюстрация:


А это уже фотография салона с несколько другой точки:


Интерьер салона имел подчеркнуто вертикальные членения облицовки — как бы выделяя секции, из которых собран корабль. Динамичные по форме кресла имели сложную кривую трубчатого металлического каркаса, которая как бы взвивалась снизу и опоясывала сидения, создавая одновременно ощущение безопасности и защищенности. Остроумна идея крепления столиков буфета к потолку.
Дизайн интерьера разработал В. Мещерин

Средства спасения- надувные лодки-плотики длинной 3м, которые хранились в специальном отсеке (позиция IV схемы). Проектом закладывалось 4 плотика, 2 из которых хранились в надутом состоянии, а два в сдутом, с возможностью их накачать за несколько минут, кроме того резиновые пневматические подушки в пассажирских помещениях также могли использоваться для спасения людей.

При проектировании и строительстве глиссера-катамарана использовано много новшеств (технологии, материалы). Некоторые, казалось бы обычные вещи делались по специально разработанным проектам, например складные сварные якоря для Экспресса.
Было налажено серийное производство отдельных деталей — кресел, столиков, окон, фасонных крючков и ручек, повторявших в своей форме тот же каплеобразный аэродинамический силуэт.
Для возможности перевозки, (ведь корабль изготавливался не на верфи, а на авиационном заводе) корпус судна запроектировали и выполнили разборным. Размеры составных частей катамарана должны были быть в пределах железнодорожного габарита.

Строительство глиссирующего катамарана было осуществлено в период 1937-1938гг. 25 декабря 1938г завод сдал глиссер.
На фото готовый корабль в заводском цехе авиазавода:


Затем корабль разобрали на части и отправили примерно на 40 платформах и вагонах в Сочи.
К тому времени, у нас в городе, возле строящегося морпорта, уже построили специально для него эллинг и слип.
На фото катамаран на двух путном слипе в Сочи:


В Сочи в эллинге корабль вновь собрали, провели проверку работоспособности всех механизмов и оборудования корабля. Затем состоялся первый спуск судна на воду.
С 28 января 1939г по 30 июня 1939г проводились регулировочные испытания (судно училось плавать (ходить). В конце лета закончились и заводские испытания.
Во время испытаний была установлена максимальная скорость глиссера без нагрузки 96 км/ч, а максимальная скорость судна с полной нагрузкой составила 86 км/ч. (при испытаниях для получения максимальной весовой нагрузки корабль грузили ящиками с камнями в общей сложности 12тн).
Расчётная же (эксплуатационная) скорость глиссера-катамарана для перевозки пассажиров– 70км/ч

В сентябре 1939г комиссия Наркомморфлота приступила к ходовым испытаниям глиссера. А уже в октябре госкомиссия во главе с начальником сочинского пароходства И.С. Запорожским приняла глиссер-катамаран. Порт приписки глиссера катамарана «Экспресс» стал г.Сочи.
За период испытаний глиссер прошёл 2200 км.


Характеристики
Пассажировместимость: 150чел (по другим данным 130 чел)
Команда: 12 чел
Водоизмещение полное: 42 тн
Грузоподъёмность полная/полезная: 19/13 тн
Длина судна (максимальная): 24,17 метра.
Ширина судна: 12,3 метра.
Осадка судна: 1,42 метра.
Эксплуатационная скорость: 70 км/ч
Максимальная скорость без нагрузки/ с полной нагрузкой 96/86 км/ч







Капитаном судна стал Г.К. Ехало

Глиссирующий катамаран ОСГА-25 «Экспресс» на первый официальный рейс с пассажирами вышел 17 апреля 1940г по маршруту Сочи-Сухуми. Время в пути составляло 2,5 часа. Судно в пути делало несколько запланированных остановок в Гаграх, Новом Афоне и Гудауте. Кроме пассажиров в Сухуми перевозились небольшие партии грузов, например мороженное.
На фото — посадка пассажиров в порту Сухуми


Судно также совершало непродолжительные экскурсионные рейсы, базируясь на порт Сочи.
В ходе единственной мирной навигации 1940 г. «Экспресс» прошел 22000 км и перевез 18500 пассажиров.
С началом Войны 1941-1945 катамаран «Экспресс» был выведен из эксплуатации и переведен в Туапсе. Двигатели с него были сняты и установлены на торпедные катера. В 1942 году, при приближении линии фронта к Туапсе, катамаран «Экспресс» был взорван, чтоб не достался врагу…

В довоенный период были планы дальше развивать и усовершенствовать глиссирующие суда, с замахом на океанские просторы, но война помешала осуществлению этих планов


Первые годы после войны было конечно же не до пассажирских глиссеров. А в последующие годы, не смотря на имеющиеся чертежи и опыт строительства глиссер-катамарана, для прибрежного междугороднего сообщения, стали развивать перспективные скоростные суда на подводных крыльях.

Но это уже другая история…

(показать текст)«За рулём» 1934/8
«Техника молодёжи» 1935/6, 1936/7, 1938/4, 1940/5
«Юный моделист конструктор» 1965/12
«Катера и яхты» 1974/5
«Техника и вооружение» 2010/5
Морской энциклопедический словарь. том3
  • +169
  • 09 января 2015, 03:28
  • chernomor

Комментарии (49)

RSS свернуть / развернуть
+
Автору спасибо за тему. Век жививек учись. Спасибо еще раз
avatar

poklop

  • 09 января 2015, 09:03
+
Если заметили раньше что то создавали и строили!!! Пусть и не правильно, но путем проб и ошибок двигали науку и технику вперед!
А сейчас ума хватает только закупить списанные морские трамваи в Европах по цене новых!
Никому не стали нужны исследователи, ученые, испытатели, создатели, сейчас в почете сити-менеджеры!
Убили такую страну!
avatar

VolK

  • 09 января 2015, 09:14
+
Согласен с Вами.
А сейчас ума хватает только закупить списанные морские трамваи в Европах по цене новых!
Если Вы про Сочи-1, -2, то их вновь продают, в октябре Росморпорт разместил информацию о продаже www.rosmorport.ru/news.html?id=3169. Не угодили они чем-то.
avatar

chernomor

  • 09 января 2015, 12:21
+
Да уж… Наверное в нашей стране уже никогда не родится второй Ростислав Евгеньевич Алексеев(((
avatar

Craft

  • 09 января 2015, 10:13
+
Ростислав Евгеньевич Алексеев
Ростислав Евгеньевич Алексеев -великий русский конструктор, он чуть позже занимался судами на подводных крыльях и экранопланами.
Про Гартвига В.А. же в интернете абсолютно ничего нет. Я специально не расшифровал его инициалы, поскольку в большинстве упоминаний его называют или также сухо через инициалы или пишут Владимир Гартвиг, в статье «Глиссер „Экспресс“ указано имя Василий Андреевич Гартвиг…
avatar

chernomor

  • 09 января 2015, 12:54


+
Кстати, в «Катерах и Яхтах» №5/1974 статья про «Экспресс» написана именно им — В. А. Гартвиг. Дожил до 1970-х :).
avatar

KubinkaMan

  • 05 января 2018, 17:25
+
лет так на 50 точно опережал время
avatar

Tarlich

  • 09 января 2015, 10:35
+
Интересный материал. Спасибо автору. Никогда об этом не слышал.
avatar

so3537

  • 09 января 2015, 10:50
+
На тот момент конструкция и внешний вид были революционными.
Да и сейчас, если не брать во внимание разные принципы мореходства, катамараны Сочи-1, -2 уступают «Экспрессу» в скорости, правда по пассажировместимости, комфорту и другим показателям превосходят.
В 2011г на экономическом форуме, Сочи предлагали скоростные отечественные (начинка не вся наша) суда проекта А-145 expert.ru/2011/09/20/byistree-vetra/

Те же, что и у «Экспресса» 150 пассажиров, те же 70 км/ч…
avatar

chernomor

  • 09 января 2015, 12:34
+
«Сочи» иностранной постройки, у А-145 двигатель иностранный
avatar

FanatOf80s

  • 09 января 2015, 14:49
+
Зато у нас сейчас есть Сколково.
avatar

dolphinarium

  • 09 января 2015, 10:48
+
Офигеть!!! В 30е годы и ТАКОЕ!!!
Зачем было взрывать только — это что, секретная разработка? Даже не боевой корабль. Рванул мощно наверное — двигатели оказывается бензиновые 8-0
Интересно какой расход был?
Скорость смотрю даже поболе была чем у СПК (за исключением реактивного «Буревестника» с его 100 км/ч).
На СПК бензиновых двигателей не было кроме маленьких катеров с М-8ЧСПУ.
avatar

FanatOf80s

  • 09 января 2015, 11:40
+
Зачем было взрывать только — это что, секретная разработка?
Корабль был единственный в мире с его характеристиками скорости при таких размерах и грузоподъёмности. Секретным он не являлся, поскольку о нём писали, а макет показывали во Франции. Взорвали и потопили- потому что не захотели, чтобы наша гордость служила врагу.
avatar

chernomor

  • 09 января 2015, 12:09
+
Отбуксировали бы куда-нибудь подальше от фронта, тот же Сочи…
avatar

FanatOf80s

  • 09 января 2015, 14:20
+
1942г. Немцы под Москвой, немцы на Кавказе… Будущее страны (по-крайней мере европейской части) туманно. Вот и приняли такое решение, я так думаю
avatar

chernomor

  • 09 января 2015, 15:16


+
Значит где-то в районе Туапсе взорвали? Есть хотя бы примерные данные о районе где затоплен был? И почему после войны не подняли, или все настолько плохо что поднимать было уже нечего?
avatar

Rim

  • 18 марта 2020, 15:48
+
Информации о районе затопления у меня нет.
На fleetphoto есть комментарий:
В связи с конструктивно-технической несовершенностью и большим разрушением корпуса «Экспресс» был исключен из списков судов Черноморского пароходства приказом Наркома Морфлота в феврале 44-го.
Корпус надлежало разобрать, а оставшееся оборудование и дефицитные материалы использовать для ремонта других судов. Ангар глиссера предполагалось использовать для цеха судоремонтных мастерских. Эллинг привести в годное состояние для подъема и ремонта катеров.
Тех.документацию и чертежи — сохранить.
avatar

chernomor

  • 18 марта 2020, 22:34
+
По ссылке фрагмент кино хроники с «Экспрессом»
d1.net-film.ru/web-tc-mp4/fs41438.mp4
avatar

chernomor

  • 18 марта 2020, 22:45
+
Такая вот история…
Спасибо, не знала, что такой проект существовал.
avatar

moriarti13

  • 09 января 2015, 11:53
+
Отличная история! Прекрасные фотографии!
avatar

12345

  • 09 января 2015, 12:33
+
Очень интересно и познавательно! Благодарю!
avatar

Antana

  • 09 января 2015, 13:42
+
Прекрасный материал… Навеяло про отечественные разработки
Не про Сочи, конечно, больше про страну и науку…
avatar

ZMike

  • 09 января 2015, 14:04
+
Еще удивительно — как при таких скромных габаритах и 150 человек разместили, и изнутри выглядит очень даже просторным
avatar

FanatOf80s

  • 09 января 2015, 14:23
+
Очень, очень интересная информация. Я то работал на катамаране Дагомыс в первом экипаже в 1988 году и наивно думал — это первый сочинский катамаран! Дудки — не первый!
avatar

drevniy

  • 09 января 2015, 14:35
+
я в малышнятском возрасте, участвовал ,(чучуть )
в постройке катамарана, в устье речушки Малкурья,
разлившийся по острову Ягры, в местной городском яхт клубе,
для меня казалось что мы строили космолёт… а тут 37-42 год
ну надо же… спасибо! очень интересно…
avatar

rootwing

  • 09 января 2015, 15:25
+
Был! Как нет и многого другого, но такого не видел. +
avatar

filval1960

  • 09 января 2015, 18:25
+
Очень интересный рассказ, спасибо!
avatar

listcom

  • 09 января 2015, 18:51
+
штучная ручная работа, время было такое...
avatar

rem-sochi

  • 09 января 2015, 19:59
+
Кстати, вот еще интересно:
1. Если были запроектированы спальные каюты — для рейсов какой протяженности его предполагали использовать? Сочи-Сухуми явно не то время в пути чтобы потребовалось спать (и можно было выспаться)
2. Для чего в рубке и ручка газа, и машинный телеграф — разве это не взаимоисключающие вещи? Вроде обычно если управление двигателем дистанционное — то оно идет непосредственно из капитанской рубки и машинный телеграф не нужен (типично для небольших, в т.ч. скоростных судов), а если двигатель управляется отдельным человеком в машинном отделении (обычно на крупных тихоходных судах) — то для передачи команд от капитана/рулевого ставится машинный телеграф и соответственно рычага управления двигателем у капитана/рулевого нет.
avatar

FanatOf80s

  • 09 января 2015, 20:31
+
По поводу спальных мест
Я думаю каюты со спальными местами проектом предназначались для экипажа корабля, как помещения для отдыха. Мало ли, допустим корабль сделал рейс Сочи-Сухуми, а обратно идти по погодным условиям или из-за поломки идти нельзя. Команда пережидала время в комфортных условиях. А каюты с кроватями расположенные в носовой части (в них можно было попасть только с наружи через лаз в носу лодок), это точно не для пассажиров (во время рейса ни в буфет ни в туалет от туда не выйти).
По поводу ручки газа и машинного телеграфа
Наверное система управления двигателем таким образом дублировалась.
А вот что по этому поводу говорит сам Гартвиг В.А. в статье «Глиссер „Экспресс“ журнала „Катера и яхты“
avatar

chernomor

  • 09 января 2015, 22:39
+
Да, тоже подумал что спальные каюты служебные. Потому и использовались как грузовые помещения, тем более раз вход отдельный.
Машинных отделения кстати ведь два и на пульте виден комплект приборов только для двух двигателей — получается что и одновременно два механика управляло, каждый в своем машинном отделении.
avatar

FanatOf80s

  • 10 января 2015, 08:36
+
Машинных отделения кстати ведь два и на пульте виден комплект приборов только для двух двигателей — получается что и одновременно два механика управляло, каждый в своем машинном отделении.
Естественно на каждое машинное отделение по механику.
Меня смущают два сиденья в машинном отделении

Так что возможно находилось по 2 механика в каждом машинном отделении.

Возвращаясь к ручке газа. На фото в кабине рулевого плохо, но видно, что она составная, и управлять судном можно было без рулей, независимо используя двигатели разных лодок. И в одном из описаний корабля сказано, что он мог развернуться на месте используя только моторы. Так что система управления судном сделана действительно дублированной. А на практике пользовались, тем что привычнее, удобнее.
avatar

chernomor

  • 10 января 2015, 15:40
+
Что тут скажешь, БРАВО!
avatar

Pepper

  • 09 января 2015, 22:28
+
Искал хронику с «Экспрессом».
На «Сочинском краеведе» есть заметка в «Курортной газете» №195 от 23 августа 1940г. Там сказано, что 24 августа в Сочи будут проходить киносъёмки для д/ф «День нового мира». Кроме видов и пейзажей города кинооператор намеревался совершить поездку по маршруту «Сочи-Сухуми» и запечатлеть на плёнку глиссер-экспресс.
Этот фильм найти не составило, труда, но он выложен не весь только фрагментом в 22 минуты. И в этом кусочке- корабля нет…
Со временем, думаю, всё же появиться полная версия фильма.
avatar

chernomor

  • 10 января 2015, 23:11
+
Так похоже что эти кадры не вошли в тот фиильм. что выложен — в нём показан именно что день целиком по всему СССР, с утра до вечера. Сочи нет. Вообще, стОит поискать в личных фото с курортов Чёрного моря, наверняка на фоне корабля люди фотографировались в 1940-м.
avatar

KubinkaMan

  • 05 января 2018, 17:22
+
Хроника с глиссером есть в РГАКФД
Киножурнал «СССР на экране» №6.
avatar

chernomor

  • 06 января 2018, 13:20
+
О, спасибо. Со своей стороны — вот 3 фотографии хорошего качества, из музея г.Сочи:
goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10012875
goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10012846
goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10012743
avatar

KubinkaMan

  • 06 января 2018, 15:52
+
Из книги «Наша маленькая Хоста»:


Я думаю, что разница по времени между кадрами — не более пары минут:
avatar

chernomor

  • 07 января 2018, 01:18
+
Ну и ещё «до кучи» немного иностранщины:



Модель с выставки:
avatar

chernomor

  • 07 января 2018, 01:27
+
Последний скрин я уже нашёл :)
blog.modernmechanix.com/issue/?pubname=ModernMechanix&pubdate=11-1937
avatar

KubinkaMan

  • 07 января 2018, 01:34
+
«Американская» открытка — это типографская советская открытка, каким-то образом попавшая в США, на ней «Экспресс» на испытаниях, известное фото.
А две первые фотографии — «Экспресс» в порту Сочи — это из альбома:
www.ozon.ru/context/detail/id/141193275/

Хорошо бы достать исходные сканы большого размера…
avatar

KubinkaMan

  • 07 января 2018, 10:35
+
А две первые фотографии — «Экспресс» в порту Сочи — это из альбома:
www.ozon.ru/context/detail/id/141193275/
Не обе, а первая (о чём я и упомянул). Но я уверен, что, показанные мною выше, два фото -это одна «фотосессия».
И не в порту Сочи, а это портопункт Хоста.
avatar

chernomor

  • 07 января 2018, 20:58
+
Точнее, вот:
yadi.sk/i/ic62JDHn3RFBwr
avatar

KubinkaMan

  • 07 января 2018, 14:06
+
Очень интересно.
Благодарю Вас!
avatar

Lesnik

  • 11 января 2015, 00:54
+
ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ КОРАБЛЬ. Не слышал о нём раньше. Достать бы его чертежи, и сделать модель…
avatar

Gennadius

  • 22 июля 2015, 23:36


+
«Мы работаем над этим» :)
vk.com/nii_bm
avatar

KubinkaMan

  • 06 января 2018, 16:04
+
Завершаем разработку бумажнйо модели сего чудного образца советской инженерной мысли.
Подробности и фотографии по ссылке: vk.com/wall-121189189_271
avatar

KubinkaMan

  • 16 января 2018, 00:48
+
Спасибо автору!, за очередной повод погордиться советскими Инженерами!
avatar

atmorosok

  • 19 марта 2020, 11:37

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.