Историко – культурное значение деятельности Сочинского Свято – Николаевского братства /100 - летию памяти Павла Россиева/

Вступление. Будучи неотъемлемой частью идеологии советского государства, руководствуясь которой политическая элита СССР формировала основы воспитания и образования человека труда, атеизм породил множество «белых пятен» и «фигур умолчания», в истории России XX века. Актуальной задачей для современных исследователей, становится сегодня выявление забытых страниц-событий и имён нашей истории, без которых целостное представление об ушедшей эпохе будет не полноценным и ограниченным в её объективном осмыслении.
Вне поля исследований исторической науки остались Сочинское Свято-Николаевское братство, его организаторы и участники, утрачен одноимённый братству храм на Хлудовской стороне Сочи.

Основная часть. Духовно – нравственные основы народного самосознания, культура и традиции российского государства, остаются непреложными, не смотря на изменения политических и социальных условий жизни народа. С утратой этих основ жизни мы рискуем потерять свою идентичность и превратиться в биологический материал для различных опытов и экспериментов.
Православные братства, как один из видов самоорганизации людей для сохранения своей религиозной и культурной идентичности, а также просветительской и благотворительной деятельности, в различные периоды истории России отвечали на разные внешние и внутренние вызовы государственной и общественной жизни русского народа. Этим обусловлен интерес к изучению православных братств, одним из которых является Сочинское Свято-Николаевское братство, основанное литератором Павлом Амплиевичем Россиевым в Сочи в 1913 году.

«В декабре 1913 года при храме Святителя Николая чудотворца на Хлудовской стороне организовывается Сочинское Свято – Николаевское братство, бессменным председателем совета которого становится Россиев П.А., а священник Е.Ивановский его секретарём. В состав братства входят как простые люди, так и именитые сочинцы, как например: нач. Соч. округа Ф.И. Яников, устр. первой сочинской больницы М.Н. Зиновьева, Е.А. Кушлянский и другие неравнодушные жители города. Деятельность братства становится весьма обширной и простирается от народного просвещения, до благотворительности и борьбы за трезвость. С началом Первой мировой войны, братчики собирают средства для помощи малоимущим семьям офицеров и солдат, убывших на фронт, отправляют на фронт необходимое вещевое имущество и денежные средства, собранные ими, помогают обустройству лазаретов для прибывших с фронта раненых офицеров и солдат»

Следует отметить, что обширная деятельность Сочинского Свято – Николаевского братства, была известна далеко за пределами Сочи. В 1915 году почётным членом братства становится обер-прокурор Святейшего синода В.К. Саблер. В 1916 году фактически указом последнего Российского самодержца – императора Николая Александровича Романова, храм братства в честь святителя Николая чудотворца на Хлудовской стороне получает статус самостоятельного прихода с назначением причта и жалования ему из казны. Эти исторические факты свидетельствуют о признании деятельности сочинского братства на высоком церковном и государственном уровне.


В России наиболее ответственные люди накануне исторических потрясений объединялись в братства не только для того, чтобы выжить, но ставили для себя ключевой задачей сохранить духовные основы жизни своего народа. Целью православных братств была не столько трудовая деятельность и оказание социальной помощи нуждающимся, сколько формирование, и сохранение целостного образа православной личности, через духовное просвещение людей.
В качестве главной задачи своего существования Сочинское Свято-Николаевское братство считало сохранение чистоты Православной веры и народной традиции перед вызовами революционных перемен, сектантства и нигилизма, усиливавшихся в обществе того времени. Павел Россиев видел социальное и миссионерское служение братства основными средствами борьбы за души людей, погружавшихся в сумерки материалистических теорий и учений.

«В декабре 1914 года начинается издательство журнала «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства», гл.редактором которого становится П.А. Россиев. В октябре 1916 года усердием братства на старой базарной площади(ныне улица Поярко) открывается первая на побережье часовня – книжница, для чтения и торговли… Освящает её о.Евгений Ивановский в сослужении священников собора Архангела Михаила, после чего Павел Россиев произносит речь о важности и значении книжного дела и просвещения в целом. Вместе с о.Евгением Ивановским Павел Амплиевич Россиев принимал участие и в открытии грузинской библиотеки, где им также была произнесена речь о пользе этого события»

Значение деятельности Сочинского Свято – Николаевского братства трудно переоценить. Просветительская работа и благотворительность Сочинского С-Н братства, вполне отображены в журнале «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства» издававшемся братством 1-2 раза в месяц, в течении трёх лет (с декабря 1914 по декабрь 1917 г.г.). Темы публикаций этого журнала, остаются актуальными и сегодня, они лишены сугубо идеалистического восприятия церковной жизни, будучи не только благо — повествовательными, но и на «злобу дня».
В архивных фондах Российской национальной библиотеки (РНБ) сохранились печатные издания журналов «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства» за 1914 – 1917г.г. в которых описываются все значимые исторические события становления и деятельности братства. Нет никакого сомнения в том, что братство было делом необходимым в Сочи тех лет, и труды его досточтимых участников ещё найдут своё место в исторической памяти сочинцев.

Конечно же особо следует вспомнить о бессменном председателе совета Сочинского Свято – Николаевского братства – Павле Амплиевиче Россиеве, который отдал делу братства все свои силы и остался верен ему даже до смерти (+ П.А. Россиев был арестован в Сочи «советской властью» по обвинению в редактировании статей контрреволюционного характера в сентябре – октябре 1920 г. и Черноморским ЧК приговорён к высшей мере наказания – расстрел).

«Ему приходили многие благодарственные письма и от военных чинов с фронта, и от епископата, управлявшего в то время Сухумской епархией, и от светских лиц разного чина. Однако главным свидетельством его достоинства как человека с активной социальной позицией, стало его участие, как мирянина от Сухумской епархии, в Поместном соборе РПЦ 1917 – 1918 г.г.. Известно, что на этом соборе после весьма длительного перерыва – Синодального периода вновь избирается патриарх всея Руси Тихон (Белавин). Поверьте, это большая честь и случайным людям в то время её оказать не могли. Кроме того имя Россиева известно и как участника Русского церковного собора 1919 года на Ставрополье. На этом соборе была учреждена Кубанская епархия РПЦ »

Заключение. На основе вышеизложенного можно сказать, что всестороннее изучение истории существования Сочинского Свято-Николаевского братства, жизненного пути его участников, как духовного и культурного наследия России, необходимо для настоящих и будущих поколений нашего народа как пример для формирования духовно-нравственных и моральных качеств человеческой личности, необходимых для созидательной жизни Российского общества.
  • +16
  • 20 декабря 2020, 13:04
  • dionisy-s

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
С утратой этих основ жизни мы рискуем потерять свою идентичность и превратиться в биологический материал для различных опытов и экспериментов.
Вы читали Mein Kampf? Вот там все в таком духе написано.
необходимо для настоящих и будущих поколений нашего народа как пример для формирования духовно-нравственных и моральных качеств человеческой личности, необходимых для созидательной жизни Российского общества.
Алоисович одобрил бы.
avatar

zabaneniy

  • 20 декабря 2020, 21:06
+

Одному из героев фильма – протоиерею Андрею Бойцову, настоятелю храма-подворья святителя Николая Чудотворца в Бари – итальянцы продолжают задавать один и тот же вопрос: почему россияне избрали своим самым главным святым покровителем того, кто ни разу не был в России? Их удивляет, что русские почитают святителя Николая больше, чем жители Бари. Настоятель считает, что это не россияне выбрали Николая Чудотворца, а он – Россию. Авторы фильма пытаются понять его феномен. Почему христианского святого у нас почитают и мусульмане, и буддисты? И почему он близок почти каждому? ///
avatar

dionisy-s

  • 20 декабря 2020, 21:48

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.