Когда Сочи праздновать "День города"?
21 апреля (по старому стилю) 1838 года был заложен форт «Александрия», названный так в честь супруги императора Николая 1-го императрицы Александры. Но празднования основания будущего города Сочи как ни странно проходили всегда 23 апреля (6 мая по новому стилю) и тому есть не мало исторических свидетельств. И в этом вопросе нет никакой ошибки или противоречия, ответ на него скрывается в культурологической или даже скорее религиозной составляющей Российской Империи, а именно в Православии. Дело в том, что в традициях Российского Православия тех лет, да и сегодня не менее, большое значение отводиться празднованию именин – дня небесного покровителя человека – христианина. Именины знатных особ чествовались особо торжественно, в их честь служились обедни, молебны о здравии и совершались различные торжества. Именно 23 апреля (6 мая н/ст) чествуется покровительница императрицы тех лет – святая мученица Александра(303). Можно даже предположить о том, что поскольку форт — поселение в устье реки Сочи – Пста закладывался за 2-а дня накануне именин императрицы Александры, то был и назван соответственно её именем, а потому в последующих празднованиях дня посада – города по сложившейся традиции упоминается именно 23, а не 21 апреля (ст/ст).
Так одним из первых инициаторов празднования дня города (с «размахом») 23 апреля/6 мая в канун его 75-летия в 1913 году стал активнейший житель Сочи, литератор, общественный деятель П.А.Россиев sochived.info/pavel-amplievich-rossiev-u-istokov-sotsialnoy-i-kulturnoy-zhizni-goroda-sochi/#more-35894. Ранее в 1908 году именно 23 апреля/6 мая Сочи намеревался посетить сухумский епископ Димитрий, по свидетельству одной из газет того времени, с целью совершения божественной службы и торжественного молебна в соборе Архангела Михаила. Следует вспомнить, что и императрица Александра Фёдоровна супруга последнего российского монарха Николая 2-го, также чествовала свои именины 23 апреля (по старому стилю), о чём также существуют заметки. Однако вряд ли ради чествования её именин епископу Димитрию было необходимо отправиться из Сухуми в Сочи в 1908 году, очевидно, что дело было не в этом.
Нужно сказать, что 23 апреля/6 мая это и день памяти особо почитаемого на Кавказе, да и во всём мире, не только христианами, но и иноверцами, святого великомученика Георгия. Этот святой изображён на гербе нашего государства, в день его памяти – 6-го мая 1945 года (на Пасху в тот год) фактически закончилась ВОВ, хотя акт о капитуляции Германии был подписан Георгием Жуковым уже 9 мая 1945 года. Одним словом образ святого Георгия Победоносца весьма символичен для Сочи как города – посланника мира. Кроме того святой всадник Георгий на коне, пронзающий змея есть символ победы Добра над злом. Однако сегодня сочинцы и гости курорта празднуют «день города» в конце ноября, и приурочены торжества ко дню небесного покровителя Сочи — Архангела Михаила(21 ноября), памятник которому величаво красуется над Курортным проспектом, а храм – собор в его честь, вблизи морского порта, является и духовным, и культурным, и историческим наследием города.
Некоторые жители Сочи спорят и сетуют, насколько соответствует нынешний «день города» его действительности, истории и традициям. Так ли нужно городу на самом деле, праздновать свой день? Тема эта конечно обсуждаема и не однозначна, но в нынешней действительности нет ничего противоестественного традициям Российского государства, впрочем, и не только Российского, праздновать «день города» в канун празднования дня его небесного покровителя. Следует учитывать и тот факт, что со времён своего основания Сочи вырос в географическом плане и вместил в свои территории и форт Святого Духа (Адлер), и бывшие форты Головина и Лазарева. Наверняка у этих нынешних районов, некогда фортов — поселений есть дни своего основания, которые не совпадают и между собой и с днём основания форта Александрия (Центр Сочи), соответственно. И как тут тогда быть? Каждому району праздновать «свой день»? Конечно, нужно знать и любить историю своего города, чтить память предков потрудившихся для его основания, но не стоит при этом быть «буквоедом», ищущим всюду поводы для противоречий и споров. История как статична, в своём прошлом, так и динамична в своём будущем, в ней следует искать более повода для созидания и мира, нежели для споров и распрей. Из истории необходимо выносить уроки для будущего и примеры для воспитания подрастающих поколений. А о праздновании «дня города» важнее было бы задать вопрос «как?», а затем уже «когда?».
Так одним из первых инициаторов празднования дня города (с «размахом») 23 апреля/6 мая в канун его 75-летия в 1913 году стал активнейший житель Сочи, литератор, общественный деятель П.А.Россиев sochived.info/pavel-amplievich-rossiev-u-istokov-sotsialnoy-i-kulturnoy-zhizni-goroda-sochi/#more-35894. Ранее в 1908 году именно 23 апреля/6 мая Сочи намеревался посетить сухумский епископ Димитрий, по свидетельству одной из газет того времени, с целью совершения божественной службы и торжественного молебна в соборе Архангела Михаила. Следует вспомнить, что и императрица Александра Фёдоровна супруга последнего российского монарха Николая 2-го, также чествовала свои именины 23 апреля (по старому стилю), о чём также существуют заметки. Однако вряд ли ради чествования её именин епископу Димитрию было необходимо отправиться из Сухуми в Сочи в 1908 году, очевидно, что дело было не в этом.
Нужно сказать, что 23 апреля/6 мая это и день памяти особо почитаемого на Кавказе, да и во всём мире, не только христианами, но и иноверцами, святого великомученика Георгия. Этот святой изображён на гербе нашего государства, в день его памяти – 6-го мая 1945 года (на Пасху в тот год) фактически закончилась ВОВ, хотя акт о капитуляции Германии был подписан Георгием Жуковым уже 9 мая 1945 года. Одним словом образ святого Георгия Победоносца весьма символичен для Сочи как города – посланника мира. Кроме того святой всадник Георгий на коне, пронзающий змея есть символ победы Добра над злом. Однако сегодня сочинцы и гости курорта празднуют «день города» в конце ноября, и приурочены торжества ко дню небесного покровителя Сочи — Архангела Михаила(21 ноября), памятник которому величаво красуется над Курортным проспектом, а храм – собор в его честь, вблизи морского порта, является и духовным, и культурным, и историческим наследием города.
Некоторые жители Сочи спорят и сетуют, насколько соответствует нынешний «день города» его действительности, истории и традициям. Так ли нужно городу на самом деле, праздновать свой день? Тема эта конечно обсуждаема и не однозначна, но в нынешней действительности нет ничего противоестественного традициям Российского государства, впрочем, и не только Российского, праздновать «день города» в канун празднования дня его небесного покровителя. Следует учитывать и тот факт, что со времён своего основания Сочи вырос в географическом плане и вместил в свои территории и форт Святого Духа (Адлер), и бывшие форты Головина и Лазарева. Наверняка у этих нынешних районов, некогда фортов — поселений есть дни своего основания, которые не совпадают и между собой и с днём основания форта Александрия (Центр Сочи), соответственно. И как тут тогда быть? Каждому району праздновать «свой день»? Конечно, нужно знать и любить историю своего города, чтить память предков потрудившихся для его основания, но не стоит при этом быть «буквоедом», ищущим всюду поводы для противоречий и споров. История как статична, в своём прошлом, так и динамична в своём будущем, в ней следует искать более повода для созидания и мира, нежели для споров и распрей. Из истории необходимо выносить уроки для будущего и примеры для воспитания подрастающих поколений. А о праздновании «дня города» важнее было бы задать вопрос «как?», а затем уже «когда?».
Комментарии (33)
RSS свернуть / развернуть1580 г. — порт «Сач» (Sach)
1578 г. — порт «Сако» (Saco)
1546 — порт «Сачо» (Sacho)
1375 — порт «деСуСач» (deSuSach)
1318 — порт «Д ЗурЗучи» (d ЗurЗuchi)
Таким образом, уже на картах 700 лет (с 1318 года) Сочи фигурирует как не просто населённый пункт, а именно Порт. С чем это может быть связано? Да именно с тем, что здесь рядом (через Хосту) пролегал торговый путь на Красную поляну и на ту сторону перевала. Ответвление Шёлкового пути. Потому и на карте Андреа Бъянко 1436 года стандартная для остальных карт Альбазихия, находившаяся здесь же, названа Chalizichia (Чализихия)
А «Чыля» на абазинском как раз и значит «Шёлк»
А на карте 1590 та же Альбазихия или Чализихия названа ещё и АльбаСочия
Наряду со Себастополисом (древнегреческий Сухум) Сочи отмечен на карте мира 1606 года в форме SuSeco
Таким образом, по факту мы имеем древний город-порт, упоминающийся на средневековых картах уже 700 лет, но думаем о 180-летии форта «Александрия»?! Как-то неразумно. Тем более, городу больше 700 лет, судя по квадрам и кирпичам античного времени, обнаруженных в центре города. Было бы разумным отмечать дату основания города со времени упоминания в письменных источниках, а средневековные карты, как раз ими и являются. Таким образом, в этом году Сочи 700 лет ;)
RebelNeo
RebelNeo
bescker
Wing
Katsman
z456234
so3537
kvazimodo
Мне все-таки кажется, что отсчет надо вести от года основания российской крепости в исторической части города. 1838 год. Естественно, в этих благодатных местах не могли не жить люди и раньше. И, если сейчас есть подтверждения нахождения здесь поселений 700 лет назад, то через какое-то время могут быть обнаружены документы или свидетельства проживания здесь людей и гораздо раньше.
Только это все не российские поселения.
В какой именно день основана крепость тоже второстепенно. (давайте еще час определять))
Есть год основания центра Сочи, а в какой именно день это праздновать не столь важно.
so3537
Самый оптимальный вариант, вести отсчет с момента получения поселением Сочи статуса города или курорта.
MRBF
so3537
MRBF
so3537
сооружённые в 1838 г. с посвящением «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши» в 1826—1831 гг. Являющиеся объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Наш небольшой памятник тоже просуществовал до советского времени и потом был разрушен. Возможно кому то не нравилась былая сила и мощь Русского государства.
z456234
so3537
z456234
so3537
В честь победы России над Османской империей в войне 1828-29 годов.Были установленны не только памятники, но и — Согласно Адрианопольскому договору:
1) Россия возвращала Турции все территории в европейской части, занятые в ходе войны, за исключением устья Дуная с островами.
2) К России переходило все восточное побережье Чёрного моря от устья Кубани до пристани святого Николая с крепостями Анапа, Суджук-кале и Поти, а также города Ахалцихе и Ахалкалаки.
3) Турция признавала переход к России Картли-Кахетинского царства, Имеретии, Мингрелии, Гурии, а также Эриванского и Нахичеванского ханств (переданных Ираном по Туркманчайскому миру).
4) Подтверждалось право российских подданных вести свободную торговлю по всей территории Турции, российские подданные на турецкой территории были неподсудны турецким властям.
5) Турция также предоставляла право русским и иностранным торговым судам свободно проходить через Босфор и Дарданеллы.
6) Турция обязывалась в течение 18 месяцев уплатить России контрибуцию в размере 1,5 млн голландских червонцев.
7) Турция подтверждала принятые по Аккерманской конвенции 1826 года обязательства по соблюдению автономии Сербии.
8) Отдельным актом обеспечивалась автономия Дунайских княжеств (Молдавии и Валахии) в соответствии с условиями Аккерманской конвенции, а также устанавливался пожизненный срок правления господарей этих княжеств. На время проведения необходимых реформ в Дунайских княжествах оставались русские войска.
9) Турция согласилась также с условиями Лондонского договора 1827 года о предоставлении автономии Греции.
Вот такие были славные победы Российской Империи!
z456234
so3537
z456234
so3537
z456234
so3537
z456234
so3537
z456234
RebelNeo
RebelNeo
Что касаемо города так дураку понятно, что летом… пиар, реклама, бздыхам развлеченье.)))
gena-73
21 или 23 апреля?
22 АПРЕЛЯ 2017 Г. · ДОСТУПНО ВСЕМ
Много лет я искал ответ на вопрос, почему в одних изданиях датой основания Сочи называют 21 апреля, а в других — 23 апреля?
Поскольку сам основатель Сочи, генерал Симборский, в своём журнале называл 21 апреля, то искал я причину ошибки тех, кто называл 23 апреля. Нашел!
Ошибку первым совершил краевед Павел Амплиевич Россиев (кстати, рекомендую его статью nasha-starina.ru/?p=959). Он был автором газетных публикаций в «Сочинском листке» в 1913 году (через 75 лет после описываемых событий).
Был он человеком глубоко верующим, известен как председатель Совета Свято-Николаевского братства в Сочи. Он то и обратился к церковному календарю, и решил, что нашёл ошибку Симборского, назвавшего 21 апреля в «Журнале боевых действий» днём рождения императрицы. А в церковном календаре именины Александры празднуются 23 апреля. П.А. Россиев опубликовал целую серию статей в «Сочинском листке», в которых предложил впервые в истории Сочи отпраздновать его день основания – 23 апреля 1913 года! Празднование это состоялось 23 апреля 1913 г. У библиотеки им. А.С.Пушкина был установлен памятник «Якорь и пушка». Установлен он другим патриотом Сочи, Л.Ф. Долинским на его личные средства. Народу на его открытии памятника собралось немного. «Городское управление демонстративно отсутствовало».
Со времени Россиева и по наши дни многие повторяют его ошибку. Теперь внимание: Россиев, и все современные исследователи, желающие проверить дату именин Александры в календарях, обращаются к СОВРЕМЕННЫМ церковным календарям и видят – 23 апреля. А в первой половине XIX века отмечали день великомученицы царицы Александры 21 апреля. Вот здесь смотрите, например, месяцеслов 1847 года osutina.livejournal.com/28307.html
Таким образом нет никаких сомнений — 21 апреля 1838 года были именины императрицы Александры Федоровны, и в этот день был заложен форт, получивший позже назване Александрия.
bsp_1991
Озлобленный Диоклетиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного здания, она тихо скончалась. Ее мирная кончина последовала 21 апреля 303 года, но память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23 апреля по церковному календарю. Интересно то, что и день памяти Георгия Победоносца в 19 веке по новому стилю (гражданскому) выпадал не шестого мая, а пятого.
z456234
dionisy-s
В моей цитате приведен ответ на ваш вопрос из первого абзаца вашего же топика. Почему были празднования 23 апреля. А не рассуждения о сущности большевизма
bsp_1991
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.