На стыке частей света, морей, цивилизаций и империй (продолжение)

Продолжаем наше знакомство со Стамбулом длинною в два с половиной дня. Начало здесь.

Столица трёх империй, основанный в 667 году до н. э. как Византий, блистательный Новый Рим — Константинополь, этот город пережил многое, испытывал взлёты и падения, разрастался, подвергался набегам, завоеваниям и разграблению, но и поныне Стамбул — один из крупнейших (по разным данным третий или четвёртый) городов мира. (Внимание, трафик!)

День второй продолжение


Попрощавшись с мечетью Сулеймание, на такси выдвигаемся в удивительный уголок Стамбула который называется Парк Миниатюрк.

В 2001-2003гг, в дальнем конце бухты Золотой рог на пологом берегу был расчищен квартал трущоб. Здесь на площади 40 тыс. кв. м, был создан очень милый парк, в котором по извилистым дорожкам можно прогуливаться между прекрасно выполненными в масштабе 1:25 макетами существующих и утраченных по разным причинам сооружений.


Экспозиция парка условно делится на три части — Анатолия (45 экспонатов), Стамбул (45 экспонатов) и бывшие территории Османской империи (15 экспонатов).


Временной разброс от нашей современности — Аэропорт Ататюрка в Стамбуле,


до седой древности. Хаттуса (Хаттушаш) столица Хетского царства, около 2 тыс. лет до н.э.


Храм Артемиды в Эфесе и Геликорнакский мавзолей. Прославленная турецкая пара из семи античных чудес света (ныне руинированых), здесь предстаёт в виде исторической реконструкции.


Молчаливые истуканы уникального древнего комплекса гробницы царя Антиоха I — Немрут Даг в Восточной Турции.


Подземный дворец Йеребатан — Цистерна Базилика. Мы сюда ещё заглянем.


Знаменитый Алтарь Зевса из Пергамы, который в конце 19 века немецкий археолог Карл Хуман увез в Берлин. Похоже на взаимовыгодную концессию — всё что Хуман находил в Турецкой земле, под предлогом защиты от разграбления, по соглашению с османской стороной немедленно вывозилось за рубеж. Ничего не напоминает?


С 43-метрового пешеходного «Моста через Босфор»,


можно полюбоваться на дворец Долмабахче.


На площади Султанахмет перед Айя-София работает фонтан, обелиски римского ипподрома встают перед Голубой мечетью.


Величественный мавзолей, в нём, в новой столице Турции — Анкаре, похоронен Мустафа Кемаль Ататюрк.


Панорама битвы при Дарданеллах в крытом музее, с художественной точки зрения может быть и выглядит несколько наивно, однако здесь изображен ключевой момент Турецкой истории в её борьбе за независимость и даже за само право существовать.
Во время высадки войск Австралийского и Новозеландского корпуса и иных британских частей на Галлипольском полуострове в ходе Дарданелльской операции, в наиболее отчаянный момент сражений, утром 25 апреля 1915 года, в приказе дня для своего 57-го полка Кемаль написал: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть. Пока мы будем умирать, другие войска и командиры смогут прийти и стать на наши места.» Весь личный состав 57-го полка погиб к концу сражения.

Здесь ещё множество всевозможных достопримечательностей, обо всех и не расскажешь. Остаётся только добавить сакраментальное — это надо видеть.


Нас провожает самый шумный объект парка. На стадионе Бешикташ беснуются тифози — начинается важный международный матч, играют Турция и Германия. Впрочем шума здесь и так хватает — все макеты оснащены электронными стойками, которые начинают рассказывать свою историю, если поднести край билета со штрихкодом. Местные детишки с визгом непрерывно носятся между стоек, стараясь запустить разом как можно больше говорящих голосов.


На такси едем через город к морскому музею. Бытует мнение, что такси в Стамбуле не дорого, однако это не совсем так, типичная поездка по городу у нас выходила в 30TL, более 500 руб.


В морском музее нас ждёт интересная коллекция


моделей судов


исторического оружия,


навигационных астрономических приборов (астролябия со сменными дисками),


костюмов


и даже интерьеров.


Каюта Ататюрка на одном из пароходов.


Как и полагается в хорошем морском музее помимо моделей судов, на стенах картины


изображающие морские баталии и флотоводцев.


Наш Айвазовский и тут заметно выделяется на общем фоне.


Турция имеет богатую и славную морскую историю. В музее представлена копия исторической карты (оригинал хранится во дворце Топкапы) на которой уже в 1465 году детально изображено Атлантическое побережье Америки. Напомню, что Колумб отправился в своё плавание только в 1492 году.


Наиболее впечатляющая часть экспозиции


посвящена


подлинным


роскошным


украшениям


старинных судов.


Остаётся только удивлятся тому, что этот замечательный музей обойдён вниманием популярных туристских маршрутов.


Залы его пустынны,


несмотря на обилие всяких диковин и скромные 10TL за билет.


Особенно странно такое невнимание, с учетом того, что музей находится буквально в паре сотен метров от дворца Долмабахче, где у закрытых ворот Ататюрка застыл почётный караул.


К главной площади города Таксим (Независимости), от дворца на берегу Босфора, прямо с конечной остановки трамвая «Каботаж», поднимаемся на суперсовременном подземном фуникулёре. Ещё один вид массового городского транспорта. Стамбул (как и Сочи) расположен на холмах с большими перепадами высот, но тут помимо автобусов есть и трамвай, и метро, и непрерывно курсирующие фуникулёры, билет на которые стоит ровно как проезд в трамвае. Единые проездные билеты на общественный транспорт города тоже продаются.


Под площадью транспортный хаб, где из фуникулёра можно пересесть на метро, а на поверхность ведёт эскалатор.


Пока мы разглядывали огромное распетухованное колесо с приводными тросами,


фуникулёр бесшумно нырнул в туннель в обратный рейс.


На площади Таксим монумент Независимости, который нас не впечатлил.


Мимо культурного центра Ататюрка курсируют двухэтажные автобусы, а мы направляемся перекусить в заранее подобранное заведение Гези-Истамбул по соседству, знаменитое своим самодельным шоколадом. Нам там так понравилось, что я даже забыл запечатлеть витрины с необыкновенно вкусными шоколадными конфетами и наш обед состоящий из блюд национальной кухни, и настоящего турецкого кофе. Хорошо, что мы купили немного конфет с собой, плохо что мало.


Направляемся в строну виднеющейся греческой ортодоксальной церкви, там неподалёку начинается трёхкилометровая пешеходная улица Истиклаль с массой всевозможных лавок, магазинчиков и с реторотрамваем 19-го века.


Греческая церковь Святой Троицы возведена в 1880г, в поздневизантийском стиле архитектором Кампанаки для русского землячества, она только позже стала греческой.


Церковь (православная) красива и снаружи и внутри, там имеются иконы Византийских времён, жаль внутри нельзя фотографировать. В момент нашего посещения церковь не работала, но скромное пожертвование отворило двери.


Выходим на улицу Истиклаль, здесь настоящее столпотворение. Посреди улицы проходят трамвайные рельсы, но самого ретротрамвая не видно.


Повсюду заманчивые витрины,


лавки с пряностями,


бродячие музыканты


и уличное мороженное, продажа которого сопровождается целым представлением, коему мы предпочли фирменное турецкое MADO.


Заглядываем в первый попавшийся магазин — здесь огромный многоэтажный торговый центр с эскалатором уходящим под землю,


а в другом случае попадаем в торговый пассаж.


Цветастую картину дополняют непрерывно грохочущие и ревущие демонстрации движущиеся по улице. Становится понятна причина «наличия отсутствия трамвая».


Обгоняем самую многочисленную и шумную процессию в которой мелькают знакомые флаги. Что шумим, чего хотим?


Хотим Адыгское (Черкесское) государство в границах до Русско-Кавказской войны, разумеется на территории предгорных равнин и гор Российского Северного Кавказа и от моря и до моря, короче — новая великая Хазария… Угу, понятно.


К улице Истиклаль примыкают многочисленные узкие пешеходные улочки уставленные торговыми лавками.


В одном из таких ответвлений обнаруживаем внушительную латинскую католическую базилику Св.Антония 1912 года постройки.


У входа выполненный в традиционном стиле памятник «Другу турецкого народа» папе Иоанну XXIII и


совершенно невозможное вытянутое и скрученное изваяние Спасителя,


при ближайшем рассмотрении вызывающего полный разрыв шаблона.


Внутри мягкая сине-голубая подсветка превращает молитвенный зал в пристанище сказочных эльфов.


Готичненько.


В противоположной алтарю части храма — орган, жаль он сейчас молчит.


К самому алтарю проход закрыт, но мы наслаждаясь необычной атмосферой с удовольствием посидели на массивной деревянной скамье.


От улицы базилика отделена небольшой площадью и красивыми арками.


Продолжаем прогулку по переполненной людьми улице Истиклаль. Несмотря на неизбежную толкотню все очень вежливы — если вас случайно толкнут то немедленно искренне извинятся.


Приближаемся к району Тюнель — бывший район евреев-ашкенази, сейчас это стамбульский вариант Монмартра с уличными музыкантами, картинными галереями и маленькими кафе. Здесь кругом лавки с музыкальными инструментами, уличные художники выставляют на продажу свою мазню свои картины,


а из этого магазинчика забитого дисками лучших европейских лейблов, супруга не могла выдернуть меня около часа. Чего тут только не было, одного Иоганна Себастьяна две полки да в три ряда…


Неподалёку построенная генуэзцами в 1348 году Галатская башня, её смотровая площадка переполнена туристами.


У Галатской башни есть и другое название — Хезарфен Кулеси (Башня Хезарфена). По легенде этот турецкий учёный в 1638 году забрался на Галатскую башню и за век до братьев Монгольфье, не говоря уже про прочих Лилиенталей, на самодельных крыльях перелетел через Босфор.


Высоченную (65 м) башню опоясывает очередь из желающих подняться наверх.


Раньше восхождение пришлось бы совершать по узкой винтовой лестнице, однако сейчас к услугам путешественника скоростной лифт, поездка на котором обошлась в 20 TL.


Со смотровой площадки шикарный вид на Босфор.


Огромный вантовый мост соединяет его берега, открывая путь из Европы в Азию.


За зелёным парком дворца Топкапы, видны Принцевы острова в Мраморном море.


Знакомые силуэты красноватой Айя-София и лес минаретов Голубой мечети, ниже Галатский мост и Новая мечеть. На переднем плане кафешка на плоской крыше.


Балкончики.


Уставленные всевозможными суденышками берега Бухты Золотого рога, пожарная каланча университета и мечеть Сулеймание.


Где-то там в глубине бухты Парк Миниатюрк,


а на севере громоздится частокол современных небоскрёбов.


Пёстрый мир крыш Стамбула оставляет яркое впечатление, если будете здесь — не пропустите.


От Галатской башни можно вернутся на площадь Тюнель, с которой ходит ещё один фуникулёр вниз к бухте Золотого рога, но мы предпочитаем спустится по крутой улочке пешком, там у нас запланирована
  • +92
  • 04 июля 2012, 00:48
  • GeoSochi

Комментарии (31)

RSS свернуть / развернуть
+
Спасибо, Гео.
avatar

shankar

  • 04 июля 2012, 01:05
+
Стамбул очень красивый город, с очень увлекательной историей. GeoSochi, как всегда отличный материал!
avatar

Cub

  • 04 июля 2012, 01:31
+
Наш Айвазовский и тут заметно выделяется на общем фоне.
Турки Айвазовского своим считают — он был армянином, но в предках и турки значатся.
avatar

Groma

  • 04 июля 2012, 02:01
+
Спасибо большое… Очень интересно…
avatar

fire-fly

  • 04 июля 2012, 07:57
+
Очень познавательный рассказ. Спасибо.
avatar

so3537

  • 04 июля 2012, 08:54


+
Просто супер! Других слов нет! Спасибо за интересный материал. Правда работать теперь совсем не хочется!
avatar

Rita86

  • 04 июля 2012, 09:37
+
Как всегда плюс. Очень жаль, что не задержались на моделях судов. Очень жаль. Имхо — самое интересное.

На одном из снимков вижу шебеку. А шебеки были судами с совершенно определённым предназначением. Очень красивое, быстроходное и изящное произведение чьего-то гения. С изумительно быстрым и простым такелажем, не занимавшим много времени и сил на постановку у команды, но эффективность была выше всех похвал. После яхты «Америка», ставлю шебеки на второе место по красоте и изяществу.
avatar

AlexABel

  • 04 июля 2012, 09:59
+
Сам обожаю модели и особенно судов. Поверьте, пытался снимать, но там очень плохое освещение и нельзя пользоваться вспышкой. Вот немного из того, что хоть как-то получилось:










avatar

GeoSochi

  • 04 июля 2012, 10:25
+
Конечно это не Питерский Музей военно морского флота, но всё равно очень интересно.
avatar

GeoSochi

  • 04 июля 2012, 10:27
+
Может и хорошо что вспышкой не пользовался. ею через стекло… гм… встроенной… так хоть что-то видно.
avatar

AlexABel

  • 04 июля 2012, 11:15
+
Кстати, в курсе что военно-морской музей из здания биржи на стрелке Васильевского острова выселили? Хотел посетить — и облом! Говорят перенесли все в район новой Голландии.
avatar

Prime

  • 04 июля 2012, 22:16
+
Да в курсе, это достаточно давно было, мне вот интересно, не пострадала ли экспозиция. Надо у уважаемого 12345 спросить.
avatar

GeoSochi

  • 04 июля 2012, 22:30
+
Да, интересно. Экспозиция была знатная. А что 12345 в Питере?
avatar

Prime

  • 04 июля 2012, 22:44
+
Да увы, он теперь продолжает свои исследования там.
avatar

GeoSochi

  • 04 июля 2012, 23:07
+
там у нас запланирована…
нямка?!)))
avatar

varvarka

  • 04 июля 2012, 10:26


+
Ждём продолжения.))
avatar

GeoSochi

  • 04 июля 2012, 10:27
+
Это точно. )
С Вами так увлекательно путешествовать. Даже так — виртуально.
avatar

varvarka

  • 04 июля 2012, 10:29
+
Спасибо.
avatar

GeoSochi

  • 04 июля 2012, 10:34
+
уже ждем с нетерпением ) очень интересные фотографии и увлекательно-познавательные комментарии к ним! спасибо )
avatar

Flash-Ka

  • 04 июля 2012, 16:14
+
Замечательный в своей подробности отчёт. Спасибо. У меня не хватает времени так подробно писать. В Стамбуле я был в 2002 году. Город очень понравился. Но хотелось бы больше фоток не только архитектуры, но и местных жителей и сценок из местной жизни!
avatar

travellersochi

  • 13 июля 2012, 08:30
+
Тут дело такое — кому что интересно.)
avatar

GeoSochi

  • 13 июля 2012, 10:01
+
Спасибо огромное Geo!!! Пока читала — просто выпала из реальности! Когда часто бываешь в Стамбуле, все узнаваемо, и сразу планируешь, куда в следующий раз надо бы заглянуть. Но меня все время терзает неприятное сравнение с нашим городом и страной: никто не пытается привести все к общему архитектурному виду, все ухожено в зоне приема гостей, каждый кусочек земли задействован в дело, хорошо развито сельское хозяйство, овощеводство (4 урожая в год!), Анталия со своим туризмом (2 статья доходности в стране) и т.д. Почему сравнительно не богатая страна живет так? И какие «враги человечества» уже четверть века нам так жить мешают? Просто трудиться на своей земле, созидать?
avatar

proxodilamimo

  • 04 июля 2012, 11:10
+
Посещая вроде как не очень передовую, чуть ли не мусульманскую Турцию в который раз удивляешься в какой бездарной и уродливой среде нас заставляют жить на нашей великой Родине. Ощущение что у нас иго неких руко-задо-головых управителей, которые ни черта не могут организовать в силу своей генетической ущербности и которые специально любой вопрос превращают в сложный клубок запутанных проблем к своей выгоде. Сравнения действительно сильно не в пользу системы коя имеет место быть у нас, и так за что не возьмись, от городских и сельских ландшафтов до социалки, от уровня жизни и настроения людей до отношения к своей стране нации, правительству и истории.
avatar

GeoSochi

  • 04 июля 2012, 11:23
+
Действительно, это надо видеть!
avatar

12345

  • 04 июля 2012, 12:23
+
На такси едем через город к морскому музею. Бытует мнение, что такси в Стамбуле не дорого, однако это не совсем так, типичная поездка по городу у нас выходила в 30TL, более 500 руб.
вас немного обманули… меня когда сажали в такси местные, попросил их договориться. с эстикляля глубокой ночью до султанахмета им сказали 15лир, когда я уже сел и таксист понял что я ни бум бум по турецки он достал калкулятор и написал мне 45. и ничего ж не докажешь на русском в три ночи в подворотнях местному таксисту. сторговались на 25 )))

истикляль вообще просто площадка для демонстраций. за одни выходные нарвался там сначала на демонстрацию турецких лесбиянок (!!!!!), потом коммунистов, потом на шествие фанатов галатасарая, с которыми и прошёл до метро, где отдельной веткой курсирует специальный состав на стадион turk telekom arena
avatar

bsp_1991

  • 04 июля 2012, 14:07
+
Прочтите внимательно. Здесь говорится, не о известных поддельных желтых цыганских такси Стамбула и их счетчиках, и не о короткой поездке Истиклаль-Султанахмет. Здесь о том что мы ездили от Сулеймание в Миниатюрк и от туда в Морской музей, и о цене поездки мы естественно договаривались заранее, здесь о том что само такси не так уж и дёшево.
avatar

GeoSochi

  • 04 июля 2012, 14:14
+
не не. такси было не циганское, нормальное )))
про расстояния в общем то да, согласен
avatar

bsp_1991

  • 04 июля 2012, 14:18
+
Мне показалось, что таксисты там — первые жулики, а торговаться с ними приходилось отчаянно за каждый тугрик. Но мы воспринимали это как некую развлекательную часть местного колорита.))
avatar

GeoSochi

  • 04 июля 2012, 14:23
+
ну я как раз в тот день по гранд базару гулял, так что школу торгования прошёл )))
avatar

bsp_1991

  • 04 июля 2012, 14:55
+
удивительный репортаж, и геополитически тоже
avatar

ieroglif

  • 04 июля 2012, 15:22
+
Автору топика — браво! Ждём продолжения!
avatar

travellersochi

  • 13 июля 2012, 08:31

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.