Сочинские "Катюши" на железной дороге.
В 1942 г. в мастерских железнодорожного депо станции Сочи было создано уникальное оружие — бронедрезины с «Катюшами».
По предложению командования оперативной группы гвардейских миномётных частей Черноморской группы войск в октябре 1942 г. для противодесантной, противолодочной и противокатерной обороны участка побережья Сочи- Туапсе в ПРМ-6 специалисты завода «Компрессор» разработали проект 12-зарядной установки М-8-12. Эти установки монтировались на бронедрезины в железнодорожных мастерских депо станции Сочи (125 военно-эксплуатационное отделение ГМЧ ЧГВ ЗакФ). Руководил работами начальник депо Юров Евгений Маркович.
Бригадиром стал машинист Марк Васильевич Шалай. Комиссаром бригады стал парторг депо Иван Степанович Бородин. В бригаду вошли работники депо: Михаил Васильевич Андрианов, Филипп Иванович Вязников, Константин Кузьмич Коваль, Николай Давыдович Рудый, Николай Васильевич Скрипченко, Алексей Павлович Строев.
По распоряжению командования Черноморской группы войск Закавказского фронта сочинская дистанция СКЖД выделила четыре мотодрезины УА с двигателями ГАЗ ММ.

В железнодорожных мастерских депо станции Сочи на дрезины устанавливалась защита из броневых листов. На крыше размещалось по две 12-зарядные установки М-8-12 с установки, с возможностью кругового обстрела, которые управлялись из салона дрезины. Установки были оборудованы системой электропуска.

Из воспоминаний работника депо станции Сочи К.К. Коваля: «К нам поступил второй срочный заказ от Черноморской группы войск. Сочинская дистанция пути Северо-Кавказской дороги выделила автодрезины. Ответственность за их исправное состояние была возложена на механика гаража Алексея Петровича Строева. После чего автодрезины поступали к нам. Мы навешивали броню и устанавливали на крыше «Катюшу». Всё оборудование мы изыскивали сами, так как складов с материалами не существовало». Работы велись в строжайшей секретности.
Из воспоминаний А.П. Строева: «Запасных частей, оборудования, токарных и фрезеровочных станков у нас не было. Но я выходил из положения. Снимал запасные части с разбитых и брошенных после бомбёжек автомашин. Этими деталями и ремонтировал автодрезины. После проверки комиссией на пригодность автодрезины готовили к боевому заданию, бронировали кузов. На крыше устанавливали вращающуюся раму. Мы делали, но не знали, что это будет за оружие. Я выезжал на испытание несколько раз на Мацесту. Производили стрельбу в сторону моря. В то время мы не знали, что оно будет называться «Катюша». Это был большой государственный секрет. Мы работали по 12-14 часов не зная выходных дней.».
К каждой бронедрезине прицеплялась платформа для перевозки боеприпасов.
Одна из бронедрезин, экипаж которой состоял из моряков- черноморцев впоследствии получила имя собственное «Аврора».
Из оборудованных дрезин в октябре 1942 года был полностью сформирован 1й отдельный гвардейский минометный дивизион моряков на железнодорожных дрезинах. Командиром его стал гвардии старший лейтенант А.Н. Виноградов (начальник штаба 14-го отдельного гвардейского минометного дивизиона моряков).

Железнодорожные установки РС мобильно перемещались вдоль побережья Чёрного моря на участке Сочи-Туапсе и успешно пресекали появления немецких военных судов прибрежной зоне на дистанции до 5 км. от берега.
После освобождения Кубани в 1943 г. дивизион был расформирован, а установки были демонтированы.
По предложению командования оперативной группы гвардейских миномётных частей Черноморской группы войск в октябре 1942 г. для противодесантной, противолодочной и противокатерной обороны участка побережья Сочи- Туапсе в ПРМ-6 специалисты завода «Компрессор» разработали проект 12-зарядной установки М-8-12. Эти установки монтировались на бронедрезины в железнодорожных мастерских депо станции Сочи (125 военно-эксплуатационное отделение ГМЧ ЧГВ ЗакФ). Руководил работами начальник депо Юров Евгений Маркович.

Бригадиром стал машинист Марк Васильевич Шалай. Комиссаром бригады стал парторг депо Иван Степанович Бородин. В бригаду вошли работники депо: Михаил Васильевич Андрианов, Филипп Иванович Вязников, Константин Кузьмич Коваль, Николай Давыдович Рудый, Николай Васильевич Скрипченко, Алексей Павлович Строев.
По распоряжению командования Черноморской группы войск Закавказского фронта сочинская дистанция СКЖД выделила четыре мотодрезины УА с двигателями ГАЗ ММ.

В железнодорожных мастерских депо станции Сочи на дрезины устанавливалась защита из броневых листов. На крыше размещалось по две 12-зарядные установки М-8-12 с установки, с возможностью кругового обстрела, которые управлялись из салона дрезины. Установки были оборудованы системой электропуска.

Из воспоминаний работника депо станции Сочи К.К. Коваля: «К нам поступил второй срочный заказ от Черноморской группы войск. Сочинская дистанция пути Северо-Кавказской дороги выделила автодрезины. Ответственность за их исправное состояние была возложена на механика гаража Алексея Петровича Строева. После чего автодрезины поступали к нам. Мы навешивали броню и устанавливали на крыше «Катюшу». Всё оборудование мы изыскивали сами, так как складов с материалами не существовало». Работы велись в строжайшей секретности.
Из воспоминаний А.П. Строева: «Запасных частей, оборудования, токарных и фрезеровочных станков у нас не было. Но я выходил из положения. Снимал запасные части с разбитых и брошенных после бомбёжек автомашин. Этими деталями и ремонтировал автодрезины. После проверки комиссией на пригодность автодрезины готовили к боевому заданию, бронировали кузов. На крыше устанавливали вращающуюся раму. Мы делали, но не знали, что это будет за оружие. Я выезжал на испытание несколько раз на Мацесту. Производили стрельбу в сторону моря. В то время мы не знали, что оно будет называться «Катюша». Это был большой государственный секрет. Мы работали по 12-14 часов не зная выходных дней.».
К каждой бронедрезине прицеплялась платформа для перевозки боеприпасов.
Одна из бронедрезин, экипаж которой состоял из моряков- черноморцев впоследствии получила имя собственное «Аврора».
Из оборудованных дрезин в октябре 1942 года был полностью сформирован 1й отдельный гвардейский минометный дивизион моряков на железнодорожных дрезинах. Командиром его стал гвардии старший лейтенант А.Н. Виноградов (начальник штаба 14-го отдельного гвардейского минометного дивизиона моряков).

Железнодорожные установки РС мобильно перемещались вдоль побережья Чёрного моря на участке Сочи-Туапсе и успешно пресекали появления немецких военных судов прибрежной зоне на дистанции до 5 км. от берега.
После освобождения Кубани в 1943 г. дивизион был расформирован, а установки были демонтированы.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.