Сочи: Вид в профиль. (Из книги очерков Р.В. Манекин "Дышите глубже - проезжаем Сочи!")
Говорят, чтобы понять явление в целом, по крайней мере, географически, нужно взглянуть на него с нескольких точек зрения. Мне лично в этом отношении повезло: Сочи в интересных ракурсах я увидел, по крайней мере, трижды — с борта самолета кампании, названия которой не запомнил (вариант: из окна СП-вагона фирменного поезда «Москва-Адлер»; несбывшийся вариант: морской круиз «Сочи-Трабзон»), с горы «Безымянная», на которой иссякает улица Пасечная (инвариант: из форточки маршрутного такси) и сиденья парашюта, вздыбленного над побережьем мотором прогулочного катера местного порта приписки. И смело могу утверждать: разный, однако, видок на город-курорт вырисовывается!
***
«Исходник»
Взять, например, самолет. Москва. Аэропорт «Домодедово». Рейс «Москва-Сочи».Обувь снять. Пластиковые бахилы – на ноги. Металлическую пряжку от ремня отстегнуть. «Мобильник», бумажник — к осмотру! А в тонюсеньких хлопчатобумажных носках, — ой, как холодно! И какой смешной тазик для «укладки» верхней одежды! И ремень тоже снять? А ничего, если штаны свалятся?!!! Сомнения, однако, в сторону! Сочи – это Кавказ. И «злой чечен» (актуальный вариант: «грузин») чего-то «точит»! Вперед сквозь раму металлоискателя!
Кадр второй.
Нелепый тупорылый самолетик. Очень даже не лайнер. На соседних стоянках – несколько авиеток авиакомпании Правительства Москвы. «Уважаемые пассажиры! Часть нашего маршрута проходит над акваторией Черного моря. Спасательный жилет находится под откидным сидением кресла!» Лопоухий веснушчатый стюард с растерянной и, одновременно, какой-то глумливой улыбкой механически крестит худые плечики шнурками резиновой безрукавки. А кормят в полете, между прочим, очень даже неплохо! Курица тушеная. Какой-то овощной салатик. И вино! Ба, да в газете – интервью однокурсника, Васи Пупкина! Теперь он себя именуют «директором исследовательского института»? Ну-ну!
Два часа пролетели, как один миг (МИГ с маленькой буквы, «пролетели» в кавычках)! А что это за окном иллюминатора? Интересно, эти белесые блики на водной глади – морские отмели, или отражения тучек – «небесных странников»? Как, все-таки, бесконечно разнообразна палитра аквамарина в этом мифотворческом Понте Эвксинском! Ну вот, наконец, — и Сочи…Снежно-бурые горы, синее Черное море, ущелье белесой горной реки в клубах тропической зелени… снова речка, опять речка, Мзымта, Хоста, Шахэ, Бзыби, еще, еще … сколько ж их, этих горных рек-ручейков вприпрыжку сбегающих с ледников убеденного сединами Кавказа?.. А вот, вот он, смотрите! Вот он – город! Узкая полоска Черноморского побережья, белоснежные коробы домов. Это и есть Сочи? Такой маленький? Меньше ВАО и даже ЮАО матушки-Москвы! А разговоров! «В городе Сочи темные ночи»…
Между прочим, когда смотришь на Москву с борта самолета, отчетливо видно: в этом месте топор дровосека прорубил нескромную прореху в изумрудной ткани первозданной тайги. Человек у Москва-реки вошел в чащобу. Вошел и нашкодил. Такая картинка вырисовывается! А о Сочи ad ovo – иное впечатление! Сочи, как бы, пристроился к берегу моря. Здесь человек не корежил естественный ландшафт, а аккуратно вписался в него. Смотрите: вот мостик, вот виадук, а это – глядите! — железнодорожный мост! Серебристая змейка железнодорожной колеи… Извив точности повторяет очертания косматой кромки побережья!.. И как мало в Сочи дорог! А шоссе в Сочи проложены таким образом, что сверху напоминают пласты горных пород, отделенные прожилками слоистого кварца. И какие странные метаморфозы происходят в Сочи с пространством: практически в каждый санаторий включает в себя многогектарный парк, а при взгляде сверху кажется, что Сочи – малюсенькая зеленая капля в океане скалистых отрогов! Сочи – островок, Москва – море!
Что, уже приземлились? И это называется аэропорт? Этот средней величины ангар, с вплотную притиснутым к взлетной тропинке (язык не поворачивается назвать ее полосой) несерьезным приземистым VIP-залом – действительно сочинский аэропорт? Говорят, неподалеку надысь соорудили новый… Ну, чё не видел – того не лицезрел: mea culpa! Но этот-то аэровокзал, как хорош! Чем-то похож Провиантские склады на Зубовском бульваре в Москве, что рядом с «РИА Новости»… Впрочем, склады на Зубовском, пожалуй, покрупнее будут!…
А сколько стоит проезд из Адлера в Сочи? Пятьсот рублей? Да, вы с ума сошли! А рейсовых автобусов в сочинском аэропорту разве нет? Сколько-сколько, вы сказали, стоит билет? Вы о каком билете: на автобус или туристом в космос? А это что за автобусы? А, ведомственные, из санаториев… Что вы говорите? Надо ехать на маршрутке? А сколько стоит проезд на маршрутке? Это на маршрутке, или в круиз вокруг Европы? Слава Богу, меня встречают на автомобиле! А платная стоянка для автомобилей в аэропорту Адлера сколько стоит? Это почасовая оплата, или пожизненная, как пенчия? Вы правы, в Сочи, как нигде понимаешь, что жизнь – по настоящему, дорогая штука! А как вам дорога из Адлера в центр Сочи? Как называется этот мыс? Ах, Видный! Знаете, на что похож? На нильского аллигатора, лакающего черноморскую водицу! (Тьфу, какая гадость!) То есть, в Коктебеле — Карадаг это лицо Волошина, вглядывающегося в небо, а в Адлере – мыс Видный, в виде опоенного крокодила. Любопытные ассоциации, вы не находите? Вы правы, а как быть с мысом Хамелеон! А справа, справа-то смотрите! — ведь это почище ущелья Колорадо, что в Лас-Вегасе будет! И все же… да, Бог с ним, этим Колорадо! – а как быть с пробками на трассе «Адлер-Агура»? Уф, какой же я идиот! Ну, почему я не послушал участкового Васечкина и не поехал в Сочи на поезде!
Кадр третий.
— А в Сочи, говорят, железнодорожный вокзал к Олимпиаде реконструировали!
— И посбивали соцартовские рельефы с фриза центрального здания?
— Зачем «посбивали»? Я же говорю: реконструировали!
— То есть, рельефа на месте, так вас понимать? Да, чтоб архитектор А. Душкин, из гроба восстал! Да, чтоб он восстал и тут же удавился!
Ах, как долго тянется пассажирский состав «Москва-Адлер» вдоль бесконечного черноморского побережья! Казалось бы, вот оно, море: прыг с подножки и бух с головою!… Ан, близок локоток, да он не мамин! Тук-тук-тук! – упрямо перестукиваются цельнометаллические колеса по звукоизолированным в 1970-е годы стыкам железнодорожной колеи. Как ЗК в Матросской Тишине, ей-Богу! За спиной Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар! Двадцать пять часов на влажных простынях! Нет, это испытание и для ихтиандров! А это что? Уже Туапсе? Ах, какая замечательная кафешка заглядывает за Туапсе в окна вагона: козырек крыши покорежен, балкон висит на одном штыре! Здесь что-то взрывали? Ну, еще бы: Туапсе – это ведь бывшая Никопсия, столица абыхов-шапсугов. То есть, еще в прошлой Кавказской войне… А как, кстати, называется кафешка? Ну конечно, «Титаник», как же еще! Кафе «Титаник», следующая веха – «Бочаров Ручей»… Ах, как «причудливо тасуется «дорожная карта!»
Вы спрашиваете, сколько стоит ж\д билет до Сочи? А вы как будете ехать: как нормальный человек, или как турист? Если, как адекват, то тысяча рублей проводнице — и видик, кондиционер, а также горячее кавказское гостеприимство под холодный чай в купе у туалета и тамбура вам обеспечены. Если, как лох… Впрочем, к чему говорить о лохах? Барокамеры распаренного СП, непрожаренная свинина под видом настоэсчиго кавкэзского шашлыка и разбавленный «компот» из перебродившей алычи под маркой «Кинзмараули» — вот оно, настоящее цыганское счастье!
— Маладой-дарагой-красивый! Позолоти ручку: я тэбэ погадаю! Что было, что будет, что на сердце лежит – все скажу, ничего не утаю! Мамой клянусь, э-э-э! – в Ростове-на-Дону цыганский табор рассыпался по СП-вагону, как стая саранчи по китайскому рисовому полю. Дарагой-маладой- красивый! Дай…
— Ты куда ползешь, постреленок?! Я тебе говорю: ты куда на багажную полку полез? – истошный крик расфуфыренной мадам из третьего купе пробудил к жизни подпитых мужичков из отсека у тамбура. Цыганчу выносят из вагона прямо на кулаках…
-Тебей ктойт позволяйт мацать мене, женщину-мать, своими грязными руками! Тебе ктойт это позволяйт! По какому-такому праву? Я те ща мужу про те расскажу!
— Давай, ходи-ходи, маладая! Ходи… К такому-то мужу!- Разгоряченные скоротечной схваткой подпитые мужички дружно собираются с сигаретами в заплеванном тамбуре.
— Это ктой это цыганЕй в фирменный поезд напустил?
— А тебя кто напустил, косоглазый?
В тамбур входит моложавый, спортивного вида, крепыш с осанкой Василия Ланового.
— Ребята, есть закурить?
— На, прими сигаретку от московского рэкета!
— Спасибо, дорогой! Благодарность тебе от московского УБЭП!
Немая сцена. Причем самый брутальный обрушивается в обморок. Вот уж действительно: любая административная инициатива наказуема. Если исполняется «не специально уполномоченными на то людьми»!
Между прочим, железнодорожный вокзал Сочи находится в самом центре города. Башня в виде пожарной каланчи, на башне – длинные узкие окна-бойницы, выше – огромные часы со знаками Зодиака, портик в мавританском стиле (где Магри, а где Мадрид?), неработающий фонтан с неустранимой «Девушкой с кувшином» во внутреннем дворике… Выход к первой платформе через две мраморные лестницы, к двум остальным – через подземный переход. Очень уютные залы ожидания. И невероятные ценники на лотках мороженщицы. А в каждом углу — люди, люди… Из Чебоксар, Тюмени, Казани, Астрахани… Обычная вокзальная публика. Между прочим, много чище, приветливей и нарядней, чем на Курском.
— В 1930-х годы в Сочи проводился конкурс проектов скульптурных композиций для железнодорожного вокзала!
— И где же скульптуры?
— А «Девушка и кувшин»?
— Ох, по сегодняшнему дню уж лучше — «Чыонг-конг-Дин у лотка с кроссовками»!
— Заткни свой рот, умник, и давай беги на «маршрутку»! А то опять поедешь стоймя, как бревно на горном сплаве!..
Итак, «диспозиция» следующая: шедевр архитектора Душкина в двух частях — башня-каланча и мавританское прямоугольное здание; через дорогу — местная барахолка (напротив вокзала – тряпки, правее и глубже – строительный ряд), между Душкиным и барахолкой – затреханные «маршрутки» и «Жигули» с «помпонами» в шашечку, вперемешку с легковушками — величавые «Икарусы» для «белых людей»: приезжих в санатории, типа «Сочи» (ГосДумы), или «Русь»(Администрации Президента ), или «Заполярье» («Норильский никель»). Слева от ж/д вокзала автовокзал, справа – скромный букинистический магазин. Кипарисы, пальмы, «баобабы»… И на остановке — молодящаяся еврейка с визгливой мартышкой на привязи.
«Театр начинается с вешалки!» — говорил когда-то Константин Станиславский. А город-курорт Сочи?
(Из передачи сочинского отделения телекомпании ВГТРК «Вести-Сочи»): «Наиболее крупные потоки туристов прибывают в Сочи (к слову сказать, единственный в России город-курорт) из Москвы, Санкт-Петербурга и Тюмени»…
Во как! То есть, непосредственно к архитектору Душкину, маршруткам с «шашечками» и молодящейся еврейки с мартышкой на привязи… И все же, на самом деле, все далеко не так определенно. Вы помните, как незабвенный Остап Бендер высказывался на счет Кавказа? «Нелепый вид! Воображение идиота!» Так вот, к ОБЩЕЙ АТМОСФЕРЕ, царящей на сочинском ж/д вокзале указанная реплика великого комбинатора явно никакого отношения не имеет: здесь все благонамеренно и витиевато, было принято в эпоху сталинского социализма. Ни бомжей и проституток, как на Курском, ни вылизанных перронов, как на Рижском, беспризорников, алчных минтов и растрепанных баб с непомерными баулами, как у трех вокзалов. Постмодернизм до Сочи, очевидно, так и не дошел! Ну, что же, быть может, это и не так плохо! Крученные махины-билдинги, «в полный рост» из алюминия, пластика, стекла и бетона – кто ж их не видел? А вот домашний соцартовский уют… Вы помните «спецбуфет № 6» c толстыми официантками в замызганных фартуках, украинским борщом с чесноком и пампушками и «второе» из котлеты по-киевски под соленый огурчик и гарнир картофель-фри, что в 1990-е годы укоренился в помещении ЦК-вской столовки в знаменитом рыбаковском «Доме на Набережной», близ Кремля у Москва-реки? Говорят, в нем сегодня от посетителей отбоя нет: народ так и валит! Соскучился, понимаешь, наш человек по привычному, советскому!
Так вот, сочинский жд\вокзал образца 2000-х – это «спецбуфет № 6», только на курортный лад. Кому-то набили оскомину осьминоги «а натюрель»? Welcome to Sochi! Кавказская лезгинка и цепная карусель Ривьеры гарантированы!
Кадр четвертый.
— Барышня, будьте любезны: какие рейсы уходят от сочинского Морвокзала?
— В Турцию — примерно три раза в неделю, и Новороссийск — ежедневно, кроме понедельника, в 17.30…
(«Знаток» из отдыхающих):
— Когда ветер гонит волну со стороны Абхазии – жди бурное, но недолгое ненастье, когда задувает бора (ветер со стороны Новороссийска – Р.М.) — дожди зарядят на неделю, никак не меньше!
-Ну, понятное дело: что такое Абхазия и на что способна Россия!
(«Знаток»):
— В районе Сочи преобладают цикллонические течения. Основное — начинается у Гудауты и несется вдоль побережья до Геленджика, а затем, у Новороссийска сворачивает вглубь моря… В районе Сочи наблюдается значительные перепады глубин…
(Отдыхающий — в кассу):
— А что столько стоит?
— В Новороссийск – тысяча шестьсот пятьдесят, а в Турцию – поспрашивайте на пирсе!
— А в Грузию?
— Спросите у Путина!
Между прочим, кто не знает, здание Морского вокзала в Сочи было построено в 1955 году по проекту архитектора Каро Семеновича Алабяна — второго мужа артистки Целиковской, удачливого соперника Михаила Жарова, а даже — по слухам – САМОГО блестящего (очками) мингрела, Лаврентия Берии… Каро Семенович Алабян… Ну, как, вспомнили? Ну, да, это, конечно, он: соавтор проектов Центрального театра Советской Армии в Москве, павильона Армении на ВДНХ и генерального плана восстановления Сталинграда (Царицина-Волгограда)…
«Украшенный арочными проемами разного уровня, тупоугольный равнобедренный треугольник центральной части Морвокзала гармонично вписывается в узкий параллелепипед галереи основного плана. Позолоченный готический шпиль трехуровневой башней, квадратной в разрезе, стремительно вонзается в небо, создавая архитектурной диссонанс с искусственно придавленной к Приморской набережной аркадой бокового нефа. Только на башне, окружающей шпиль вокзала, размещены почти два десятка отдельно стоящих скульптурных композиций» (Вы думаете, эта фраза из путеводителя по городу-курорту Сочи? Хе-хе! Пойдите — поищите в Сочи путеводители!)
Вы, кстати, видели забавный памятник Петру I в районе Морского порта в городе Сочи? Очень милая мраморная доска пришпандорена к постаменту: «Памятник воздвигнут ПО ПОВЕЛЕНИЮ (какого-то) председателя, на средства мецената (с армянской фамилией)». Ухохотаться можно! Почтение верноподданных к непредсказуемому Павлу I Петровичу – ничто, по сравнению с преданностью горожан достопочтенному председателю! Да и вообще: «каждому постперестроечному городничему – по персональному Церетели!»
Вглубь моря от здания Морвокзала протянулась саблеобразная линия волнореза. Слева от бокового входа — брезентовые палатки сезонных выставок. Далее – Приморская набережная… Между прочим, и набережная, и пляж от южного мола порта вплоть до гостиницы «Жемчужина» — все это насыпные, искусственно созданные сооружения. Когда в середине 1950 года в Сочи построили портовый мол, пляжная линия, — та, что теперь левее кафе «Малибу», была напрочь размыта подводными течениями. Так что берег пришлось насыпать заново… Еще один насыпной объект, говорят, расположен на территории санатория АП РФ в Дагомысе. Летние кафе, раздевалки, солярии… А вот правее детища Алабяна, в районе ныне порушенной «забегаловки» «Старый базар» (раньше, говорят, здесь действительно, шумел восточный базар; теперь — возводится махина апартамент-отеля «Версаль»: 1-4 этажи — торговые помещения, 5-10 – «нумера») – несколько юморных композиций художника по металлу Акопа Халафяна: «Кенто с арбузом, вином, виноградом и рыбой», «Рогатый осёл катает в тележке гуся лапчатого в платочке», «Две пустотелые цапли», «Хамелеон» (Акоп Альбертович, простите великодушно, но надписи на постаментах отсутствуют, так что, как понял – так и поименовал!)… На взморье у здания вокзала — яхты, чайки, случайная «ракета», очень редко – среднего тоннажа иностранный «пассажировоз» непривычными косыми трубами (в моем детстве на его месте стоял многопалубный теплоход «Нахимов», затонувший в лихие годы «перестройки», да и вообще функционировал прекрасный маршрут через два моря: от Мариуполя до Керчи и через Новороссийск – в Сочи), воробьи, синицы, пограничный катер с круговым локатором и мощным ракетным вооружением, опять воробьи, снова чайки, моторки с «бананами», чудик на водных лыжах (а где, кстати, любители винтсерфинга?), теперь — сизые голуби… Общее впечатление от детища Алабяна: смесь армянского с голштинским!
Уже после смерти Каро Семеновича, Людмила Целиковская, вместе с Юрием Любимовым, создали театр, который теперь известен, как знаменитая «Таганка». По возвращению Любимова из эмиграции – дело, кто помнит, было в разгар «перестройки»! – труппа «Таганки» распалась на два коллектива: «Содружество актеров Таганки» (его возглавил горбачевский министр культуры Николай Губенко) и собственно «Таганку» (постаревшего Любимова). Пару лет назад я случайно попал в театр Любимова на премьеру «Абериутов»… Ну, что сказать (то есть, о «Абериутах»)? На мой вкус: продукт распада старческого сознания!
Так вот, о здание Морского вокзала в Сочи… Тоже, говорят, к Олимпиаде перестраивается!
Кадр пятый. — Ой, ты дывысь! Тока учора утотчки стояв якись сухогруз пид турецьким прапором, а нещодавно з`явився «прикордонник» з кручеными локаторами! — А я надысь на барахолке бинокль с цейсовскими линзами прикупила! Вот теперь высматриваю, приехал ли САМ в «Бочаров Ручей» проездом через Красную Поляну, или по-прежнему катается в своем Волене, на север от Москвы по Дмитровскому шоссе! — Ох, мотри, баушка, выцелят когда-нибудь ФСО-шные снайперы твой цейсовский бинокль!
От Курортного проспекта города Сочи, через улицу Конституции, в сторону вертолетной площадки (район улицы Макаренко), распугивая расслабленных пялящим августовским солнцем сочинских зевак истошным ревом правительственных сирен, несется чернолаковый кортеж, состоящий из машин представительского класса. Угу, все ясно! В ближайшие два часа дорожное движение в городе-курорте Сочи будет надежно парализовано…
(Из брошюры П. Христанова «Сочи: мифы и реальность прошлых лет», Издание Бесковых, Сочи, 2002): «В 1829 году по Андриапольскому договору России отошло Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубани до форта Святого Николая (Поти)… Кавказская война закончилась 24 мая 1824 года. В этот день в черкесском ауле Кбааде состоялся торжественный парад русских войск в честь окончания военных действий. Позднее аул был переименован в город Романовск… Теперь этот населенный пункт называется Красная Поляна…»
— Как много в Большом Сочи топонимов времен Кавказской войны: горы Пластунка, Пикет, Батарейка, Якорная Щель…
— А, между прочим, интернет в Большом Сочи и по сей час почти не работает!
— А что вы хотите? «Кавказ пред нами»!
— А в здании Госдумы на Охотном Ряду?
Вертолетная площадка в Сочи, в районе Макаренко – это всего-навсего обычное асфальтированное поле размерами со средний стадион. Наведенная масляной краской окружность с жирной точкой в углу площадки, одинокий ангар, притиснутый к реке Сочинке, обшарпанные металлические гаражи, подержанные иностранные автомобили. Летательные аппараты с вертолетной площадки на Макаренко в голубое небо взлетают, правда, регулярно.
А в Москве, кстати, — кто не знает! — пару лет назад в районе Преображенки появилась «обнова»: на трубы местной ТЭЦ аэрозолем нанесли жизнерадостные ромашки! Спрашивается, зачем? А чтобы серые тона форм промышленной архитектуры не омрачали взор пролетающего на Тверскую Юрию Михайловичу. Хе-хе! Но Москва – понятное дело! – чуть-чуть, а все же, не Сочи (помните лужковские авиетки в московском аэропорту «Домодедово»?) Так что местные начальники ведут себя много скромнее. Вот, если, скажем, их САМ «на ковер» в «аул Кбааде» позовет (САМ в Кбааде летает с собственной вертолетной площадки в «Бочаровом Ручье»), или, например, жена в магазине недозатарилась – тогда уж, конечно… Как же это — в охотничий домик, да не на «вертушке»? … Вы, кстати, не слышали, сколько стоит вертолетный вылет в Красную Поляну? А проезд по канатной дороге в сочинском «Дендрадии»? Впрочем, официально считается, что над городом Сочи кружат исключительно вертолеты МЧС!
Кадр шестой.
Кто не знает, при советской власти через город-курорт Сочи проходила трасса союзного значения «Москва-Тбилиси-Ереван-Батуми». Шоссе «Москва-Батуми» существует и поныне (часть ее лежит на отрезке Новороссийско-Сухумского тракта, в строительстве которого в 1890-е годы принимал участие Алексей-Максим Пешков-Горький). Движение, правда, по шоссе за Мацестой теперь несколько ограничено… Но автовокзал в Сочи функционирует, как и в лучшие годы. Сочинский автовокзал – это обшарпанное серое здание рядом с ж/д вокзалом: на первом этаже – билетные кассы и малюсенький зал ожидания, второй «отдан на откуп» под коммерческие палатки. Билеты в кассах — в Кудепсту, Хосту, Адлер, Псоу, в аэропорт, Красную Поляну. Еще в одном отсеке – билеты на Дагомыс, Лоо (в Лоо, кстати, притормозите: в культурно-развлекательном комплексе Лоо -прекрасный аквапарк!), в Головинку, Лазоревское, Якорную Щель, Геленжик. Существуют также маршруты в Абхазию, в Крым, говорят, что есть даже маршрут в Москву (интересно, в каком парке сочинские автобусы в Москве паркуются: неужели на Щелковской?). Очень тяжело в жару добираться из Сочи до Краснодара. Но, в главным образом, с сочинского горавтовокзала междугородние пассажирские перевозки осуществляются в пределах Краснодарского края.
(Звонок на «мобильник»):
— Сыночек, ты где?
— Да едем с приятелем в Геленжик, потусоваться…
— Смотри, будь осторожнее! Ты слышал о взрыве в Лоо?
— Да, не суетись, мамзель! На въезде в Большой Сочи кинологи с ищейками всех обнюхивают!
— Кинологи всех обнюхивают? Ты что, выпил?
— Да, кто же в такое пекло бухает? Так, с кентом пару «Клинского» опрокинули…
(Звонок из Москвы):
— Вот, решили с мужем съездить в отпуск в Сочи. Что посоветуешь? В поезде ехать – жарко! Может отправиться на машине? Как лучше?
— Так. Прежде всего, скажи какая у вас машина? Кондиционер в ней есть? Пару тыщ км от Москвы до Геленджика, да по солнцепеку, это вам не игрушки! А в котором часу собираетесь выезжать? Как это «неважно»?! Ты себе даже не представляешь, как важно! Мой приятель выпер из Москвы до Сочи днем и на следующий день с утра начал нарываться на не выспавшихся ГАИ-шников… Ты знаешь в какую «копеечку» обошлась ему эта поездка? Семнадцать тысяч! В одном месте разделительную полосу не рассмотрел, в другом – скорость до «черепашьего бега» не снизил …Ты о «Золотом Мосте», что в Ростове-на-Дону что-нибудь слышала? Еще никому не удавалось миновать этот пост без уплаты «мостовых»! А ты говоришь: «неважно»! Вы, кстати, где собираетесь заправляться? Как это: «какая разница»? А про то, что бензин в Краснодарском крае на порядок подорожал, вы слыхали? Уборочная на носу, это вам не хухры-мухры! Вы, кстати, с собой «сухпаек» берете? Как зачем? Прям, как дети, ей-Богу! Вы до Геленджика собираетесь ехать или до Туапсе? И что, о пробках в районе Туапсе никогда не слышали? А дальше – от Лоо до самого центра Сочи — сплошной «тещин язык»: узкая дорога и серпантин… не для слабонервных. Вы «запаску» в багажник положили? Там покрытие такое, что хоть плачь! Да, кстати, совсем забыл, ты где, все-таки, теперь работаешь?
— Я же тебе говорила: на «Мосфильме»!
— А, значит, о профессии «каскадер» какое-то представление имеешь! Так вы с мужем из Москвы в Сочи решили на автомобиле проехать? И знаете все о каскадерах… Ну чтож, тогда поезжай!
(Из Большой советской энциклопедии. — М., ГНИ «Советская энциклопедия», М., 1960, т.8, с.811): «Сочи… расположен в прибрежной полосе на протяжении около 30 километров от реки Мамайки до реки Кудепсты на приморских склонах Большого Кавказского хребта». Тридцать километров… И сто сорок пять километров в длину… Морской вокзал, железнодорожный вокзал, автовокзал, аэровокзал, вертолетная площадка, планировалось велосипедная трасса… А что планеров в Сочи, как в Коктебеле, случайно, не завелось? (Там же) «Через Сочи проложена озелененная автострада (1933-1934 гг.), местами проходящая по монументальным мостам… Мед. уч-ще, театр, историко-краеведческий музей, дом-музей А.Н. Островского, н.-и. оползневая станция, парк, дендрарий, 2 туристические базы» И все это — на 130 тысяч жителей? И это все – на тридцати квадратных километрах?!!..
Справка. «Объем финансирования транспортной инфраструктуры текущем году в городе Сочи составит 305 млд. рублей… В рамках реализации программы по строительству транспортной инфраструктуры в Сочи в период подготовки к зимним Олимпийским играм будет построено более пяти тысяч метров причальных сооружений, более 100 километров железнодорожных линий, более 75 километров федеральных автомобильных дорог, порядка 20 автодорожных развязок, 20 автомобильных тоннелей, более 3,5 тысяч оградительных сооружений». (Источник: «Слухи». Еженедельное информационно-аналитическое издание, Сочи, № 24(24), 9 августа 2008 года, с. 5)
***
— Вж-ж-ж-ж! -надсадно гудят в бездонном сочинском небе вертолеты МЧС.
— Б-б-бух! Б-б-бух! – токуют промышленные «бабы», вколачивая сваи в фундамент олимпийских объектов.
— Ввв-ви-и-и! Ввв-ви-и-и! Ввв-ви-и-и! – пронзительно верещат милицейские и санитарные машины, прокладывая для автомобилей сочинских боссов тропинки, в кисельной толчее непробиваемых сочинских пробок.
— У-у-ух! У-у-ух! — вздыхают пароходы у причала Морвокзала.
— Вж-ж-ж-ж! Вж-ж-ж-ж! Бб-бух! Бб-бух! Вв-ви-и-и! Вв-ви-и-и! У-у-ух! У-у-ух! — ну, прям, конкурс шумовых инструментов! Самолеты, пароходы, поезда, автомобили…
А где шум прибоя?
***
Нет, Сочи, если смотреть на него слишком сбоку, он выглядит, как пазл «Демона» Врубеля в разобранном виде: ясно, что много воздуха, понятно, что насыщенный колорит, но что конкретно изображено – остается загадкой! Быть может, слегка подкрутить окуляр микроскопа?
***
«Исходник»
Взять, например, самолет. Москва. Аэропорт «Домодедово». Рейс «Москва-Сочи».Обувь снять. Пластиковые бахилы – на ноги. Металлическую пряжку от ремня отстегнуть. «Мобильник», бумажник — к осмотру! А в тонюсеньких хлопчатобумажных носках, — ой, как холодно! И какой смешной тазик для «укладки» верхней одежды! И ремень тоже снять? А ничего, если штаны свалятся?!!! Сомнения, однако, в сторону! Сочи – это Кавказ. И «злой чечен» (актуальный вариант: «грузин») чего-то «точит»! Вперед сквозь раму металлоискателя!
Кадр второй.
Нелепый тупорылый самолетик. Очень даже не лайнер. На соседних стоянках – несколько авиеток авиакомпании Правительства Москвы. «Уважаемые пассажиры! Часть нашего маршрута проходит над акваторией Черного моря. Спасательный жилет находится под откидным сидением кресла!» Лопоухий веснушчатый стюард с растерянной и, одновременно, какой-то глумливой улыбкой механически крестит худые плечики шнурками резиновой безрукавки. А кормят в полете, между прочим, очень даже неплохо! Курица тушеная. Какой-то овощной салатик. И вино! Ба, да в газете – интервью однокурсника, Васи Пупкина! Теперь он себя именуют «директором исследовательского института»? Ну-ну!
Два часа пролетели, как один миг (МИГ с маленькой буквы, «пролетели» в кавычках)! А что это за окном иллюминатора? Интересно, эти белесые блики на водной глади – морские отмели, или отражения тучек – «небесных странников»? Как, все-таки, бесконечно разнообразна палитра аквамарина в этом мифотворческом Понте Эвксинском! Ну вот, наконец, — и Сочи…Снежно-бурые горы, синее Черное море, ущелье белесой горной реки в клубах тропической зелени… снова речка, опять речка, Мзымта, Хоста, Шахэ, Бзыби, еще, еще … сколько ж их, этих горных рек-ручейков вприпрыжку сбегающих с ледников убеденного сединами Кавказа?.. А вот, вот он, смотрите! Вот он – город! Узкая полоска Черноморского побережья, белоснежные коробы домов. Это и есть Сочи? Такой маленький? Меньше ВАО и даже ЮАО матушки-Москвы! А разговоров! «В городе Сочи темные ночи»…
Между прочим, когда смотришь на Москву с борта самолета, отчетливо видно: в этом месте топор дровосека прорубил нескромную прореху в изумрудной ткани первозданной тайги. Человек у Москва-реки вошел в чащобу. Вошел и нашкодил. Такая картинка вырисовывается! А о Сочи ad ovo – иное впечатление! Сочи, как бы, пристроился к берегу моря. Здесь человек не корежил естественный ландшафт, а аккуратно вписался в него. Смотрите: вот мостик, вот виадук, а это – глядите! — железнодорожный мост! Серебристая змейка железнодорожной колеи… Извив точности повторяет очертания косматой кромки побережья!.. И как мало в Сочи дорог! А шоссе в Сочи проложены таким образом, что сверху напоминают пласты горных пород, отделенные прожилками слоистого кварца. И какие странные метаморфозы происходят в Сочи с пространством: практически в каждый санаторий включает в себя многогектарный парк, а при взгляде сверху кажется, что Сочи – малюсенькая зеленая капля в океане скалистых отрогов! Сочи – островок, Москва – море!
Что, уже приземлились? И это называется аэропорт? Этот средней величины ангар, с вплотную притиснутым к взлетной тропинке (язык не поворачивается назвать ее полосой) несерьезным приземистым VIP-залом – действительно сочинский аэропорт? Говорят, неподалеку надысь соорудили новый… Ну, чё не видел – того не лицезрел: mea culpa! Но этот-то аэровокзал, как хорош! Чем-то похож Провиантские склады на Зубовском бульваре в Москве, что рядом с «РИА Новости»… Впрочем, склады на Зубовском, пожалуй, покрупнее будут!…
А сколько стоит проезд из Адлера в Сочи? Пятьсот рублей? Да, вы с ума сошли! А рейсовых автобусов в сочинском аэропорту разве нет? Сколько-сколько, вы сказали, стоит билет? Вы о каком билете: на автобус или туристом в космос? А это что за автобусы? А, ведомственные, из санаториев… Что вы говорите? Надо ехать на маршрутке? А сколько стоит проезд на маршрутке? Это на маршрутке, или в круиз вокруг Европы? Слава Богу, меня встречают на автомобиле! А платная стоянка для автомобилей в аэропорту Адлера сколько стоит? Это почасовая оплата, или пожизненная, как пенчия? Вы правы, в Сочи, как нигде понимаешь, что жизнь – по настоящему, дорогая штука! А как вам дорога из Адлера в центр Сочи? Как называется этот мыс? Ах, Видный! Знаете, на что похож? На нильского аллигатора, лакающего черноморскую водицу! (Тьфу, какая гадость!) То есть, в Коктебеле — Карадаг это лицо Волошина, вглядывающегося в небо, а в Адлере – мыс Видный, в виде опоенного крокодила. Любопытные ассоциации, вы не находите? Вы правы, а как быть с мысом Хамелеон! А справа, справа-то смотрите! — ведь это почище ущелья Колорадо, что в Лас-Вегасе будет! И все же… да, Бог с ним, этим Колорадо! – а как быть с пробками на трассе «Адлер-Агура»? Уф, какой же я идиот! Ну, почему я не послушал участкового Васечкина и не поехал в Сочи на поезде!
Кадр третий.
— А в Сочи, говорят, железнодорожный вокзал к Олимпиаде реконструировали!
— И посбивали соцартовские рельефы с фриза центрального здания?
— Зачем «посбивали»? Я же говорю: реконструировали!
— То есть, рельефа на месте, так вас понимать? Да, чтоб архитектор А. Душкин, из гроба восстал! Да, чтоб он восстал и тут же удавился!
Ах, как долго тянется пассажирский состав «Москва-Адлер» вдоль бесконечного черноморского побережья! Казалось бы, вот оно, море: прыг с подножки и бух с головою!… Ан, близок локоток, да он не мамин! Тук-тук-тук! – упрямо перестукиваются цельнометаллические колеса по звукоизолированным в 1970-е годы стыкам железнодорожной колеи. Как ЗК в Матросской Тишине, ей-Богу! За спиной Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар! Двадцать пять часов на влажных простынях! Нет, это испытание и для ихтиандров! А это что? Уже Туапсе? Ах, какая замечательная кафешка заглядывает за Туапсе в окна вагона: козырек крыши покорежен, балкон висит на одном штыре! Здесь что-то взрывали? Ну, еще бы: Туапсе – это ведь бывшая Никопсия, столица абыхов-шапсугов. То есть, еще в прошлой Кавказской войне… А как, кстати, называется кафешка? Ну конечно, «Титаник», как же еще! Кафе «Титаник», следующая веха – «Бочаров Ручей»… Ах, как «причудливо тасуется «дорожная карта!»
Вы спрашиваете, сколько стоит ж\д билет до Сочи? А вы как будете ехать: как нормальный человек, или как турист? Если, как адекват, то тысяча рублей проводнице — и видик, кондиционер, а также горячее кавказское гостеприимство под холодный чай в купе у туалета и тамбура вам обеспечены. Если, как лох… Впрочем, к чему говорить о лохах? Барокамеры распаренного СП, непрожаренная свинина под видом настоэсчиго кавкэзского шашлыка и разбавленный «компот» из перебродившей алычи под маркой «Кинзмараули» — вот оно, настоящее цыганское счастье!
— Маладой-дарагой-красивый! Позолоти ручку: я тэбэ погадаю! Что было, что будет, что на сердце лежит – все скажу, ничего не утаю! Мамой клянусь, э-э-э! – в Ростове-на-Дону цыганский табор рассыпался по СП-вагону, как стая саранчи по китайскому рисовому полю. Дарагой-маладой- красивый! Дай…
— Ты куда ползешь, постреленок?! Я тебе говорю: ты куда на багажную полку полез? – истошный крик расфуфыренной мадам из третьего купе пробудил к жизни подпитых мужичков из отсека у тамбура. Цыганчу выносят из вагона прямо на кулаках…
-Тебей ктойт позволяйт мацать мене, женщину-мать, своими грязными руками! Тебе ктойт это позволяйт! По какому-такому праву? Я те ща мужу про те расскажу!
— Давай, ходи-ходи, маладая! Ходи… К такому-то мужу!- Разгоряченные скоротечной схваткой подпитые мужички дружно собираются с сигаретами в заплеванном тамбуре.
— Это ктой это цыганЕй в фирменный поезд напустил?
— А тебя кто напустил, косоглазый?
В тамбур входит моложавый, спортивного вида, крепыш с осанкой Василия Ланового.
— Ребята, есть закурить?
— На, прими сигаретку от московского рэкета!
— Спасибо, дорогой! Благодарность тебе от московского УБЭП!
Немая сцена. Причем самый брутальный обрушивается в обморок. Вот уж действительно: любая административная инициатива наказуема. Если исполняется «не специально уполномоченными на то людьми»!
Между прочим, железнодорожный вокзал Сочи находится в самом центре города. Башня в виде пожарной каланчи, на башне – длинные узкие окна-бойницы, выше – огромные часы со знаками Зодиака, портик в мавританском стиле (где Магри, а где Мадрид?), неработающий фонтан с неустранимой «Девушкой с кувшином» во внутреннем дворике… Выход к первой платформе через две мраморные лестницы, к двум остальным – через подземный переход. Очень уютные залы ожидания. И невероятные ценники на лотках мороженщицы. А в каждом углу — люди, люди… Из Чебоксар, Тюмени, Казани, Астрахани… Обычная вокзальная публика. Между прочим, много чище, приветливей и нарядней, чем на Курском.
— В 1930-х годы в Сочи проводился конкурс проектов скульптурных композиций для железнодорожного вокзала!
— И где же скульптуры?
— А «Девушка и кувшин»?
— Ох, по сегодняшнему дню уж лучше — «Чыонг-конг-Дин у лотка с кроссовками»!
— Заткни свой рот, умник, и давай беги на «маршрутку»! А то опять поедешь стоймя, как бревно на горном сплаве!..
Итак, «диспозиция» следующая: шедевр архитектора Душкина в двух частях — башня-каланча и мавританское прямоугольное здание; через дорогу — местная барахолка (напротив вокзала – тряпки, правее и глубже – строительный ряд), между Душкиным и барахолкой – затреханные «маршрутки» и «Жигули» с «помпонами» в шашечку, вперемешку с легковушками — величавые «Икарусы» для «белых людей»: приезжих в санатории, типа «Сочи» (ГосДумы), или «Русь»(Администрации Президента ), или «Заполярье» («Норильский никель»). Слева от ж/д вокзала автовокзал, справа – скромный букинистический магазин. Кипарисы, пальмы, «баобабы»… И на остановке — молодящаяся еврейка с визгливой мартышкой на привязи.
«Театр начинается с вешалки!» — говорил когда-то Константин Станиславский. А город-курорт Сочи?
(Из передачи сочинского отделения телекомпании ВГТРК «Вести-Сочи»): «Наиболее крупные потоки туристов прибывают в Сочи (к слову сказать, единственный в России город-курорт) из Москвы, Санкт-Петербурга и Тюмени»…
Во как! То есть, непосредственно к архитектору Душкину, маршруткам с «шашечками» и молодящейся еврейки с мартышкой на привязи… И все же, на самом деле, все далеко не так определенно. Вы помните, как незабвенный Остап Бендер высказывался на счет Кавказа? «Нелепый вид! Воображение идиота!» Так вот, к ОБЩЕЙ АТМОСФЕРЕ, царящей на сочинском ж/д вокзале указанная реплика великого комбинатора явно никакого отношения не имеет: здесь все благонамеренно и витиевато, было принято в эпоху сталинского социализма. Ни бомжей и проституток, как на Курском, ни вылизанных перронов, как на Рижском, беспризорников, алчных минтов и растрепанных баб с непомерными баулами, как у трех вокзалов. Постмодернизм до Сочи, очевидно, так и не дошел! Ну, что же, быть может, это и не так плохо! Крученные махины-билдинги, «в полный рост» из алюминия, пластика, стекла и бетона – кто ж их не видел? А вот домашний соцартовский уют… Вы помните «спецбуфет № 6» c толстыми официантками в замызганных фартуках, украинским борщом с чесноком и пампушками и «второе» из котлеты по-киевски под соленый огурчик и гарнир картофель-фри, что в 1990-е годы укоренился в помещении ЦК-вской столовки в знаменитом рыбаковском «Доме на Набережной», близ Кремля у Москва-реки? Говорят, в нем сегодня от посетителей отбоя нет: народ так и валит! Соскучился, понимаешь, наш человек по привычному, советскому!
Так вот, сочинский жд\вокзал образца 2000-х – это «спецбуфет № 6», только на курортный лад. Кому-то набили оскомину осьминоги «а натюрель»? Welcome to Sochi! Кавказская лезгинка и цепная карусель Ривьеры гарантированы!
Кадр четвертый.
— Барышня, будьте любезны: какие рейсы уходят от сочинского Морвокзала?
— В Турцию — примерно три раза в неделю, и Новороссийск — ежедневно, кроме понедельника, в 17.30…
(«Знаток» из отдыхающих):
— Когда ветер гонит волну со стороны Абхазии – жди бурное, но недолгое ненастье, когда задувает бора (ветер со стороны Новороссийска – Р.М.) — дожди зарядят на неделю, никак не меньше!
-Ну, понятное дело: что такое Абхазия и на что способна Россия!
(«Знаток»):
— В районе Сочи преобладают цикллонические течения. Основное — начинается у Гудауты и несется вдоль побережья до Геленджика, а затем, у Новороссийска сворачивает вглубь моря… В районе Сочи наблюдается значительные перепады глубин…
(Отдыхающий — в кассу):
— А что столько стоит?
— В Новороссийск – тысяча шестьсот пятьдесят, а в Турцию – поспрашивайте на пирсе!
— А в Грузию?
— Спросите у Путина!
Между прочим, кто не знает, здание Морского вокзала в Сочи было построено в 1955 году по проекту архитектора Каро Семеновича Алабяна — второго мужа артистки Целиковской, удачливого соперника Михаила Жарова, а даже — по слухам – САМОГО блестящего (очками) мингрела, Лаврентия Берии… Каро Семенович Алабян… Ну, как, вспомнили? Ну, да, это, конечно, он: соавтор проектов Центрального театра Советской Армии в Москве, павильона Армении на ВДНХ и генерального плана восстановления Сталинграда (Царицина-Волгограда)…
«Украшенный арочными проемами разного уровня, тупоугольный равнобедренный треугольник центральной части Морвокзала гармонично вписывается в узкий параллелепипед галереи основного плана. Позолоченный готический шпиль трехуровневой башней, квадратной в разрезе, стремительно вонзается в небо, создавая архитектурной диссонанс с искусственно придавленной к Приморской набережной аркадой бокового нефа. Только на башне, окружающей шпиль вокзала, размещены почти два десятка отдельно стоящих скульптурных композиций» (Вы думаете, эта фраза из путеводителя по городу-курорту Сочи? Хе-хе! Пойдите — поищите в Сочи путеводители!)
Вы, кстати, видели забавный памятник Петру I в районе Морского порта в городе Сочи? Очень милая мраморная доска пришпандорена к постаменту: «Памятник воздвигнут ПО ПОВЕЛЕНИЮ (какого-то) председателя, на средства мецената (с армянской фамилией)». Ухохотаться можно! Почтение верноподданных к непредсказуемому Павлу I Петровичу – ничто, по сравнению с преданностью горожан достопочтенному председателю! Да и вообще: «каждому постперестроечному городничему – по персональному Церетели!»
Вглубь моря от здания Морвокзала протянулась саблеобразная линия волнореза. Слева от бокового входа — брезентовые палатки сезонных выставок. Далее – Приморская набережная… Между прочим, и набережная, и пляж от южного мола порта вплоть до гостиницы «Жемчужина» — все это насыпные, искусственно созданные сооружения. Когда в середине 1950 года в Сочи построили портовый мол, пляжная линия, — та, что теперь левее кафе «Малибу», была напрочь размыта подводными течениями. Так что берег пришлось насыпать заново… Еще один насыпной объект, говорят, расположен на территории санатория АП РФ в Дагомысе. Летние кафе, раздевалки, солярии… А вот правее детища Алабяна, в районе ныне порушенной «забегаловки» «Старый базар» (раньше, говорят, здесь действительно, шумел восточный базар; теперь — возводится махина апартамент-отеля «Версаль»: 1-4 этажи — торговые помещения, 5-10 – «нумера») – несколько юморных композиций художника по металлу Акопа Халафяна: «Кенто с арбузом, вином, виноградом и рыбой», «Рогатый осёл катает в тележке гуся лапчатого в платочке», «Две пустотелые цапли», «Хамелеон» (Акоп Альбертович, простите великодушно, но надписи на постаментах отсутствуют, так что, как понял – так и поименовал!)… На взморье у здания вокзала — яхты, чайки, случайная «ракета», очень редко – среднего тоннажа иностранный «пассажировоз» непривычными косыми трубами (в моем детстве на его месте стоял многопалубный теплоход «Нахимов», затонувший в лихие годы «перестройки», да и вообще функционировал прекрасный маршрут через два моря: от Мариуполя до Керчи и через Новороссийск – в Сочи), воробьи, синицы, пограничный катер с круговым локатором и мощным ракетным вооружением, опять воробьи, снова чайки, моторки с «бананами», чудик на водных лыжах (а где, кстати, любители винтсерфинга?), теперь — сизые голуби… Общее впечатление от детища Алабяна: смесь армянского с голштинским!
Уже после смерти Каро Семеновича, Людмила Целиковская, вместе с Юрием Любимовым, создали театр, который теперь известен, как знаменитая «Таганка». По возвращению Любимова из эмиграции – дело, кто помнит, было в разгар «перестройки»! – труппа «Таганки» распалась на два коллектива: «Содружество актеров Таганки» (его возглавил горбачевский министр культуры Николай Губенко) и собственно «Таганку» (постаревшего Любимова). Пару лет назад я случайно попал в театр Любимова на премьеру «Абериутов»… Ну, что сказать (то есть, о «Абериутах»)? На мой вкус: продукт распада старческого сознания!
Так вот, о здание Морского вокзала в Сочи… Тоже, говорят, к Олимпиаде перестраивается!
Кадр пятый. — Ой, ты дывысь! Тока учора утотчки стояв якись сухогруз пид турецьким прапором, а нещодавно з`явився «прикордонник» з кручеными локаторами! — А я надысь на барахолке бинокль с цейсовскими линзами прикупила! Вот теперь высматриваю, приехал ли САМ в «Бочаров Ручей» проездом через Красную Поляну, или по-прежнему катается в своем Волене, на север от Москвы по Дмитровскому шоссе! — Ох, мотри, баушка, выцелят когда-нибудь ФСО-шные снайперы твой цейсовский бинокль!
От Курортного проспекта города Сочи, через улицу Конституции, в сторону вертолетной площадки (район улицы Макаренко), распугивая расслабленных пялящим августовским солнцем сочинских зевак истошным ревом правительственных сирен, несется чернолаковый кортеж, состоящий из машин представительского класса. Угу, все ясно! В ближайшие два часа дорожное движение в городе-курорте Сочи будет надежно парализовано…
(Из брошюры П. Христанова «Сочи: мифы и реальность прошлых лет», Издание Бесковых, Сочи, 2002): «В 1829 году по Андриапольскому договору России отошло Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубани до форта Святого Николая (Поти)… Кавказская война закончилась 24 мая 1824 года. В этот день в черкесском ауле Кбааде состоялся торжественный парад русских войск в честь окончания военных действий. Позднее аул был переименован в город Романовск… Теперь этот населенный пункт называется Красная Поляна…»
— Как много в Большом Сочи топонимов времен Кавказской войны: горы Пластунка, Пикет, Батарейка, Якорная Щель…
— А, между прочим, интернет в Большом Сочи и по сей час почти не работает!
— А что вы хотите? «Кавказ пред нами»!
— А в здании Госдумы на Охотном Ряду?
Вертолетная площадка в Сочи, в районе Макаренко – это всего-навсего обычное асфальтированное поле размерами со средний стадион. Наведенная масляной краской окружность с жирной точкой в углу площадки, одинокий ангар, притиснутый к реке Сочинке, обшарпанные металлические гаражи, подержанные иностранные автомобили. Летательные аппараты с вертолетной площадки на Макаренко в голубое небо взлетают, правда, регулярно.
А в Москве, кстати, — кто не знает! — пару лет назад в районе Преображенки появилась «обнова»: на трубы местной ТЭЦ аэрозолем нанесли жизнерадостные ромашки! Спрашивается, зачем? А чтобы серые тона форм промышленной архитектуры не омрачали взор пролетающего на Тверскую Юрию Михайловичу. Хе-хе! Но Москва – понятное дело! – чуть-чуть, а все же, не Сочи (помните лужковские авиетки в московском аэропорту «Домодедово»?) Так что местные начальники ведут себя много скромнее. Вот, если, скажем, их САМ «на ковер» в «аул Кбааде» позовет (САМ в Кбааде летает с собственной вертолетной площадки в «Бочаровом Ручье»), или, например, жена в магазине недозатарилась – тогда уж, конечно… Как же это — в охотничий домик, да не на «вертушке»? … Вы, кстати, не слышали, сколько стоит вертолетный вылет в Красную Поляну? А проезд по канатной дороге в сочинском «Дендрадии»? Впрочем, официально считается, что над городом Сочи кружат исключительно вертолеты МЧС!
Кадр шестой.
Кто не знает, при советской власти через город-курорт Сочи проходила трасса союзного значения «Москва-Тбилиси-Ереван-Батуми». Шоссе «Москва-Батуми» существует и поныне (часть ее лежит на отрезке Новороссийско-Сухумского тракта, в строительстве которого в 1890-е годы принимал участие Алексей-Максим Пешков-Горький). Движение, правда, по шоссе за Мацестой теперь несколько ограничено… Но автовокзал в Сочи функционирует, как и в лучшие годы. Сочинский автовокзал – это обшарпанное серое здание рядом с ж/д вокзалом: на первом этаже – билетные кассы и малюсенький зал ожидания, второй «отдан на откуп» под коммерческие палатки. Билеты в кассах — в Кудепсту, Хосту, Адлер, Псоу, в аэропорт, Красную Поляну. Еще в одном отсеке – билеты на Дагомыс, Лоо (в Лоо, кстати, притормозите: в культурно-развлекательном комплексе Лоо -прекрасный аквапарк!), в Головинку, Лазоревское, Якорную Щель, Геленжик. Существуют также маршруты в Абхазию, в Крым, говорят, что есть даже маршрут в Москву (интересно, в каком парке сочинские автобусы в Москве паркуются: неужели на Щелковской?). Очень тяжело в жару добираться из Сочи до Краснодара. Но, в главным образом, с сочинского горавтовокзала междугородние пассажирские перевозки осуществляются в пределах Краснодарского края.
(Звонок на «мобильник»):
— Сыночек, ты где?
— Да едем с приятелем в Геленжик, потусоваться…
— Смотри, будь осторожнее! Ты слышал о взрыве в Лоо?
— Да, не суетись, мамзель! На въезде в Большой Сочи кинологи с ищейками всех обнюхивают!
— Кинологи всех обнюхивают? Ты что, выпил?
— Да, кто же в такое пекло бухает? Так, с кентом пару «Клинского» опрокинули…
(Звонок из Москвы):
— Вот, решили с мужем съездить в отпуск в Сочи. Что посоветуешь? В поезде ехать – жарко! Может отправиться на машине? Как лучше?
— Так. Прежде всего, скажи какая у вас машина? Кондиционер в ней есть? Пару тыщ км от Москвы до Геленджика, да по солнцепеку, это вам не игрушки! А в котором часу собираетесь выезжать? Как это «неважно»?! Ты себе даже не представляешь, как важно! Мой приятель выпер из Москвы до Сочи днем и на следующий день с утра начал нарываться на не выспавшихся ГАИ-шников… Ты знаешь в какую «копеечку» обошлась ему эта поездка? Семнадцать тысяч! В одном месте разделительную полосу не рассмотрел, в другом – скорость до «черепашьего бега» не снизил …Ты о «Золотом Мосте», что в Ростове-на-Дону что-нибудь слышала? Еще никому не удавалось миновать этот пост без уплаты «мостовых»! А ты говоришь: «неважно»! Вы, кстати, где собираетесь заправляться? Как это: «какая разница»? А про то, что бензин в Краснодарском крае на порядок подорожал, вы слыхали? Уборочная на носу, это вам не хухры-мухры! Вы, кстати, с собой «сухпаек» берете? Как зачем? Прям, как дети, ей-Богу! Вы до Геленджика собираетесь ехать или до Туапсе? И что, о пробках в районе Туапсе никогда не слышали? А дальше – от Лоо до самого центра Сочи — сплошной «тещин язык»: узкая дорога и серпантин… не для слабонервных. Вы «запаску» в багажник положили? Там покрытие такое, что хоть плачь! Да, кстати, совсем забыл, ты где, все-таки, теперь работаешь?
— Я же тебе говорила: на «Мосфильме»!
— А, значит, о профессии «каскадер» какое-то представление имеешь! Так вы с мужем из Москвы в Сочи решили на автомобиле проехать? И знаете все о каскадерах… Ну чтож, тогда поезжай!
(Из Большой советской энциклопедии. — М., ГНИ «Советская энциклопедия», М., 1960, т.8, с.811): «Сочи… расположен в прибрежной полосе на протяжении около 30 километров от реки Мамайки до реки Кудепсты на приморских склонах Большого Кавказского хребта». Тридцать километров… И сто сорок пять километров в длину… Морской вокзал, железнодорожный вокзал, автовокзал, аэровокзал, вертолетная площадка, планировалось велосипедная трасса… А что планеров в Сочи, как в Коктебеле, случайно, не завелось? (Там же) «Через Сочи проложена озелененная автострада (1933-1934 гг.), местами проходящая по монументальным мостам… Мед. уч-ще, театр, историко-краеведческий музей, дом-музей А.Н. Островского, н.-и. оползневая станция, парк, дендрарий, 2 туристические базы» И все это — на 130 тысяч жителей? И это все – на тридцати квадратных километрах?!!..
Справка. «Объем финансирования транспортной инфраструктуры текущем году в городе Сочи составит 305 млд. рублей… В рамках реализации программы по строительству транспортной инфраструктуры в Сочи в период подготовки к зимним Олимпийским играм будет построено более пяти тысяч метров причальных сооружений, более 100 километров железнодорожных линий, более 75 километров федеральных автомобильных дорог, порядка 20 автодорожных развязок, 20 автомобильных тоннелей, более 3,5 тысяч оградительных сооружений». (Источник: «Слухи». Еженедельное информационно-аналитическое издание, Сочи, № 24(24), 9 августа 2008 года, с. 5)
***
— Вж-ж-ж-ж! -надсадно гудят в бездонном сочинском небе вертолеты МЧС.
— Б-б-бух! Б-б-бух! – токуют промышленные «бабы», вколачивая сваи в фундамент олимпийских объектов.
— Ввв-ви-и-и! Ввв-ви-и-и! Ввв-ви-и-и! – пронзительно верещат милицейские и санитарные машины, прокладывая для автомобилей сочинских боссов тропинки, в кисельной толчее непробиваемых сочинских пробок.
— У-у-ух! У-у-ух! — вздыхают пароходы у причала Морвокзала.
— Вж-ж-ж-ж! Вж-ж-ж-ж! Бб-бух! Бб-бух! Вв-ви-и-и! Вв-ви-и-и! У-у-ух! У-у-ух! — ну, прям, конкурс шумовых инструментов! Самолеты, пароходы, поезда, автомобили…
А где шум прибоя?
***
Нет, Сочи, если смотреть на него слишком сбоку, он выглядит, как пазл «Демона» Врубеля в разобранном виде: ясно, что много воздуха, понятно, что насыщенный колорит, но что конкретно изображено – остается загадкой! Быть может, слегка подкрутить окуляр микроскопа?
Комментарии (64)
RSS свернуть / развернутьKop4ik
Kop4ik
P.S. ГеленДжик.
AK-74U
AlexandrValov
manekin
AK-74U
AK-74U
На корректорах и редакторах автору экономить пока рано.
Sulu
Enota
Заранее благодарен за любые РАЗВЕРНУТЫЕ суждения. Нравится-не нравится — это для всяких местечковых «На стол руководителю»; мне лично на «нравится Васе» (тем более АК-74U) искренне наплевать: Манекин — не евро, чтобы всем нравится! А вот за указание на фактические неточности, буду искренне признателен. Еще раз, спасибо за отзывы! С нетерпением жду вдумчивых… С ув., Р.В.М. :-) :-)
manekin
AlexandrValov
Одно из следствий — автор слабо ориентируется в значениях применённых им иностранных слов; скорее опирается на их звучание, чем на смысл.
Новое: автор не преуспел в элементарной вежливости.
Sulu
Вечное: вежливость — инструмент обоюдоострый. ;-) Оценочные суждения, если они не подтверждены верифицируемой аргументацией, — признак элементарной пошлости. Пошляки грамотоед (вид инетпошлости) в Инете — фигура устоявшаяся. Нет, мой дорогой, эти суждения из битых. Не принимаются. Скучно! Еще раз: буду признателен за неглупые замечания и уточнения.
Александру. Честно говоря, с этой стороной жизни Сочи я не действительно не сталкивался. Говорю без поддевки: это, на самом деле, так и это, и вправду, может оказаться интересным! Я обретаюсь на Пасечной, привык много работать. Поэтому, до вечера в центре, практически, не задерживаюсь и ночная жизнь Сочи мне не известна. Московскую более-менее, знаю. Правда, она грязна и малоинтересна. Есть ли особенности «ночного полета» у Сочи? Буду искренне признателен, если расскажите. Заранее спасибо! :-)
manekin
Заправляет на вокзале всем «Пугачева», назвали ее так, потому как она действительно похожа на примадонну, к тому же имя у нее подходящее – Алла Борисовна. Таксисты также выполняют роль сутенеров имея свой процент. Крышуют их… ну понятно кто их крышует…так везде ))) А так в общем, бизнес как бизнес, только не легальный немножко, но до него руки пока у власти не дотягиваются, может это даже и к лучшему.
AlexandrValov
Если автор стеснён средствами, он может обратиться на
В тоже время, если автор вежливо попросит извинения за допущенные в отношении Sulu некорректные высказывания и оценки, то далее он может попросить помощи в указании ему вышеупомянутых ошибок. При наличии на тот момент у Sulu доброй воли, возможно положительное решение в отношении этой также возможной просьбы.
Sulu
И давайте уже на этом закончим. Если Роман Вам неприятен лично, сообщите ему об этом лично, а не рассчитывайте на общественный резонанс…
Enota
Sulu
Enota
Но отдельно хотелось бы поговорить о «Кинотавре». Честно сказать, я никогда не считал себя знатоком кино. Но на Московском международном, естественно, бывал. Так вот. То, как к сочинцам относится администрация «Кинотавра»… заслуживает отдельного разговора.
Впрочем, я об этом еще напишу…
Что же касается «ночных бабочек», огромное спасибо за инфу. Мне мельком рассказывали о «мамочке» вокзальных шлюх. И об одной уже умершей и о другой, уехавшей в Америку… Вы говорите нынешнюю кличут «Пугачева»? Обязательно постараюсь познакомится! А может просто по телефону позвонить? У них же, как и в Москве, заказы, надо полагать, принимаются и через «диспетчерскую», не так ли? В Инете, в принципе, можно отыскать их телефон? (Где то я мельком видел сайт, на котором были фотки сочинских шлюх, но специально этой темой не занимался. Так что пролистал не глядя...)
manekin
Что же касается текста, ради Бога, не беспокойтесь! В «The Guardian» хорошие корректоры и стилисты так что Ваши замечание, надо полагать, уже учтены! ;-) Разумеется, обитателей этого форума была замечательная возможность взглянуть в себя в зеркало. К сожалению, как, впрочем, и всегда в Сочи, вместо того, чтобы сделать дело, маленькие девочки (Вы ведь не очень взрослая девушка, правда Sulu?) предпочли поговорить о пыли на рамке. Ну, что же… Разумеется, и в Сочи есть умные люди! А что касается безработных до безнадежности Valov`ых, да неполовозрелых Sulu, позвоольте вам процитировать бессметные слова Раневской: «Дорогие пионэры! Идите в ж...!» Этот очерк вот уже год, как опубликован в Сочи. Вчера, как мне сообщили, его взяли в «The Guardian». Господин Valov, к сожалению приходится при знать, что очередную рекламную кампанию Вы с треском провалили… Мож Вам попробовать продавать ботинки? ;-) :-) :-) :-)
manekin
Как всегда: автор не преуспел в элементарной вежливости.
Совсем новое: Бедный Guardian… Хотя..., при переводе есть шанс текстовочку поправить!
Sulu
RUS
А к свободе слова у меня очень уважительное отношение и я никогда не обращал внимания на некорректную критику, чего и Вам советую. А тест мне Ваш понравился.
AlexandrValov
AK-74U
Evlampiy
(Извините, я пока не буду отвечать на мелочевку: займусь делами! Но за посты, по прежнему, признателен. Отвечу, когда накопятся. И, конечно, отвечу, если будет, что-то… по существу (чуть не написал: «не по детски»!) ;-)
manekin
А причём здесь наезд на господина Valovа?
И кто тут москвич? Который что-то умеет…
RUS
А то и «многабуковски» тратить… как-то! ;-) :-) :-)
manekin
manekin
manekin
AK-74U
RUS
То-то запашок от автора…
RUS
manekin
Enota
И об описанной песочнице. Поскольку замечаний по содержанию не было — ОК, оставим решение проблем перевода переводчикам. Они за это деньги получают. Пусть работают.
О пИсочнице. Друзья, вы тут говорили о грамматике, пунктуации и орфографии. Я специально молчал. Ждал, когда выскажитесь. Итак, новость: впервые эта статейка была опубликована в Сочи, в газете «Слухи», в июне 2008 года. Я ее просто достал из архива. Корректор издания — Леночка (солнышко, выступающее здесь под «ником» RUS). Ну что, дорогие друзья, теперь понятно, кого конкретно Вы так старательно и тщательно «описывали»? ;-) Я же говорю, формула «эх, Рома» для взрослых людей не канает! Леночка, ты ведь не собираешься возвращаться к Пирату? Будешь «корректировать» у Тани? Ну, тогда высказанные выше замечавния наших уважаемых коллег тебе, безусловно, вряд ли подмочат твою профессиональную репутацию! ;-) :-)
P.S. Лена, а как это делается физиологически? То есть, пытаясь описать другого, обмочится с ног до головы? ;-) Нет, чисто по женски!.. ;-)
manekin
Леночка! А полотенце используется только для лежака? Или в отдельных случаях его используют для обтирания? А правда, что уринотерапия спасает от всех болезней? ;-)
manekin
Enota
Enota
А о Сочи я писал искренне. Конечно, как и каждый человек, я могу ошибаться. И, разумеется, открыт для критики. Но критики, а не «тыканием в нос» в то, что априори не мое: мое дело подмечать и находить слова для того, чтобы донести до людей СУЩЕСТВЕННЫЕ черточки жизни. Это я умею делать лучше, чем корректор. А корректор лучше меня умеет править грамматику. И пусть каждый занимается своим делом! Это — правильно!
P.S. Нет, Леночка, этот вариант с pdf. Так что не отвертишься! :-) А откорректировать… Если писать по четыре статьи, а получать с задержками по выходу… Мне сейчас, в общем-то, не за чем… :-)
Тут ведь в чем беда? В Сочи просто нет и не может быть нормальной журналистики. Я хорошо знаю ситуацию в медиа-сфере в Донецке, Киеве, Москве… Знакомлюсь с ситуацией в Италии. Такой пошлой ситуации с журналистикой, как в Сочи нет нигде! Почему? Если хотите, поговорим об этом (без глупой «мелочевки») отдельно! Но ДАЖЕ НОВОСТИ по Сочи быстрее распространяются посредством «сарафанного радио», чем прессой. Город — если говорить объективно — в информационном вакууме. И именно поэтому сочинцы так бурно реагируют на правду. Особенно, если о ней говорят не телеграфным стилем, а с помощью наречий и прилагательных! Люди просто не привыкли к правде! И самое неприятное их, безусловно, ждет впереди… Информационный коллапс, как я понимаю, в ближайшее время будет преодолен… И вот что станет с местными изданиями… Впрочем, это — пустяки!.. ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ С ПСИХИКОЙ людей, которые сегодня называют себя сочинцами… Только умные и умеющие думать на два шага вперед люди это сегодня понимают!..
Вот о чем надо говорить! А обо мне… Больше, чем обо мне наговорено на Украине, сочинцы все равно не наговорят! И не старайтесь! ;-) :-) :-) :-)
manekin
AlexandrValov
И, уже по сложившейся с этим автором традиции, ещё разок:
автор не преуспел в элементарной грамотности.
Как всегда: автор не преуспел в элементарной вежливости.
Совсем новое: Бедная Enota…
Sulu
Придётся отравить себя гамбургером ради
удовольствия поглазеть на такой экземпляр.
Ведь сколько понта — это ж надо такое самомнение…
И приведу с собой пару-тройку студентов-психологов на экскурсию.
Точно!
RUS
Лучше не рисковать. Кто знает, что у него на уме…
Sulu
Детям, девушкам, другим голодающим… Детки, на здоровье! Приходите, смотрите, наедайтесь! Но булки, однако, свои! От Манекина не обломится! :-) :-) :-)
Всем. Всем. Всем. Собственно, как я понял, все, кто хотел на этом форуме, статейку прочли? Кто хотел — высказались? Спасибо за ценные замечания! Сочинцы-форумчане были, как всегда, ярки, оригинальны и неотразимы. Их аргументация, как обычно, оказалась несокрушимой и сногсшибательной. А теперь, если разрешите, я займусь другими делами. Что же касается «неугомонных» (какой у вас, все-таки, постоянный состав, с ума сойти! Одни и те же 3 «калеки»)… Ну, что с вами поделаешь? «Пишите, Шура, пишите!» Буду время от времени заходить на форум, «распустим кудряшки — похихикаем»! Часто, впрочем, не обещаю: к сожалению, даже в форумных пикировках все три с половиной присутствующих — мало оригинальны. Набор, как в Хацапетовке: грамматика, разговоры не о посте, а о личности… Девушки, неужели среди вас все незамужние? И какое вам дело до личности чужого отца и мужа? Мне, например, ваши «прелести» — абсолютно по «бубну -барабану»! А умного-то вы так ничего и не сказали! А нравлюсь я вам, или не нравлюсь… Я — не скульптуры Халафяна, чтобы на каждом углу светиться! В общем, скучно!
Итак, заходить буду, но не часто. Просто, чтобы не забывать, как выглядит с ерость по сочински!
Еще раз: всем огромное спасибо за насыщенное, хотя и слегка однообразное общение!
Rusu, Sulu (для «затравки»: утю-утб, уточки!). Вот как делается реклама пережаренных сочинским гамбургерам! Кстати, Дэвушки, на вы не знаете, что на гопниковском сленге означает термин «розовощекие батоны»? Нет? А «вислогубые гамбургеры»? А «утонченные сосиски»? Ну вот мы с вами и поговорили о вечном, о сочинском… О ЖРАТВЕ!!! Дамы, извольте к «Маку»! А то… разве в «виртуале» салат накрошишь? ;-)
:-) :-) :-)
manekin
… как поносное дерьмо в проруби… всё затянул… Фу, мерзость!
Sulu
Как говорится, если придур, то придур надолго.
И посмотреть бы поближе, но не пасти же его всё время в Маке…
Рома, время назначь.
RUS
РУС. Я тут навел о Вас справки. Вы когда студентов в «Мак» вести будете, не забудьте, пожалуйста, напомнить, чтобы они мятые купюры из зачеток вынули! В самом деле, что же Вы такая наглая? Вот ведь даже Ваши коллеги жалуются: берет, говорят, в полтора раза выше «таксе»! Не стыдно? Или Вы хотите, чтобы я о людях, который ИМЕННО Вы надысь надули тоже написал? Как Вы предпочитаете: на форуме или сразу в Генеральную прокуратуру? ;-)
А студентов… Что же… Студентов, конечно, приводите! Я им заодно расскажу, что помойные дипломы, которыми Вы их «одариваете», нигде, кроме «Лазаревки» не признаются. И когда они сунутся Вашими бумажками в любую неместныю фирму (в местных — Ваших выпускников перебор!), им придется заново переучиваться и, соответственно, снова платить деньги! Вам Ваших студентов не жалко? Мне жалко! Так что приводите, побеседуем! С удовольствием и, надеюсь, к взаимному удовлетворению!!! :-) :-) :-)
И, о новом сюжете. А то все эти «сулямые русы», как т, о явно выдохлись: ругань и наивные попытки перевести тему о Сочи в разговор о «хохлах» и «хачиках», для самых глупых из присутствующих, — первый признак, что сказать, в общем, нечего! А это не так! Это ИМ СКАЗАТЬ нечего (ну, такой «АйКью», что с этим сделаешь?), а, пол сути, еще ничего не сказано!
Так что… О новом сюжете.
Бизнес-по-сосчински
Надул как то Дед Репку. Надулась Репка большая-пребольшая! Решил Дед с Репки потянуть.
Тянет-потянет, накушаться не может!
Набежала к Дедке Бабка. Дедка за Репку, Бабка — в карман Дедке…
Тянут-понятнут, накушаться не могут…
В общем, далее события развивались по программе: набежали Внучка, Жучка, Кошка… А вот, когда Мышка хвостиком махнула, Репка, как раз, и лопнула!
— Мяу!- отчаянно завопила Кошка.
— Тяв-тяв-тяв!!! — в тон ей заверещала Жучка.
— Ой, лишеньки мои, да де ты кляти тапочки! — покрыл общих гвалт тонюсенький голосок Внучки.
И только Мышка была глубоко подавленной.
А Дед — главред тем временем время солидно молчал.
Дед надувал новую Репку!!!
manekin
С уважением,
Роман В. Манекин
manekin
Enota
Надеюсь, элементарная безграмотность была откорректирована и читатели не были уязвлены ею в дополнение к кретинизму автора…
RUS
Так как насчет смятых купюр в зачетках? Не хотите побеседовать? С удовольствием возьму у Вас интервью! ;-) :-) :-)
manekin
Интервьюер нашёлся. Переврёшь весь смысл из-за незнания русского языка.
Для начала, вот так должен выглядеть заголовок.
Сочи: вид в профиль (из книги очерков Р.В. Манекина «Дышите глубже — проезжаем Сочи!»).
Продолжение следует…
Автору домашнее задание №1: выучить разницу между словами «компания» и «кампания».
RUS
Или нет! Интервью так интервью!
Итак,Rus, вопрос первый: почем опиум для народа? (На «ты», извините, я с Вами пока перейти не готов: посмотрел Ваше фото… В общем, у меня нет с собой противорвотных средств). Что же касается опасений в том, что текст интервью будет искажен, Вы напрасно опасаетесь! Вопросы я задаю публично. Так что, если совру, то любой форумчанин вполне может подать на меня в суд.
Итак, Rus (перефразируя вопрос): скажите, почему взятки за зачеты вы берете в полтора раза больше, чем Ваши коллеги? Вы просто наглая, как демонстрируете это на форуме, или так высоко оценивает свое знание правил инетики (включая знание русского языка)? Публикацию ответо в СМИ гарантирую. Причем не под ником Rus, в ее собственным именем.
Удачи! ;-):-) :-) :-)
manekin
Говорят, чтобы понять явление в целом, нужно увидеть его с нескольких точек зрения. Мне лично в этом отношении повезло: Сочи в интересных ракурсах я увидел, по крайней мере, трижды — с борта самолета компании, названия которой не запомнил…
Продолжение следует.
Автору домашнее задание №2: выучить написание «спальный вагон» в виде аббревиатуры.
RUS
Итак, по условиям задачи выясняется, что есть люди глупые, очень глупые и сочинцы. Вопрос: какое место в этом ранжире занимают сочинские преподаватели и, особенно, женщины?
Вопрос второй: мадам, попытайтесь сформулировать смысловое различие между глаголами «читать» и писать". Например, «читать» (см. пост выше):
«Автор благодарит медиа-группу «Континент» (Вашингтон), интернет-порталы «Kreml.org» (Москва), «Strategium: ВССНА» (Киев), «Сочи @ WorldPOI»(сочи), «Sochi Music» (Сочи), газеты «Салон Дона и Баса» (Донецк) и «Черноморская здравница» (Сочи, от 9 июля 2009 года, с.2) за републикации материала «Сочи: вид в профиль».
»писать": см пост предыдущий.
Вывод, или редакторы всех вышеперечисленных издательских объединений дураки, или у нашей мадам rus просто назревает климакс. МАДАМ, ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ТРЕНИРОВАТЬ ВАШИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ВЫ ДОЛЖНЫ В ДРУГОМ МЕСТЕ? Что? Кто сказал в туалете? Ну, уж это, пожалуй, точно не я! От себя: почему Вам, в самом деле, не попробовать обратится к тем, в чьи должностные обязанности входит править стилистику и грамматику текстов? Только потому, что Вам БОЛЬШЕ нечего сказать, или оттого, что… пардон… «туп-туп» форева? Рожденный дурой занудой умрет? :-)
Ну, тогда, что бы добавить чуть-чуть перца… (А то и в саомо деле, скучно братцы! Вместо того, чтобы сказать хоть слово по существу, сидит перезрелая взяточница и маструбирует на грамматике! Право слово, кому-нибудь интересно? Так вот, чтобы не заскучали: см. след публ. на блоге ).
И — к мадам. Фри, Вы, все-таки, не ответили, что гласит второе правило нетикета? «Неуд» Вам, мадам! Попробуйте исправиться? ;-) :-) :-)
manekin
Evlampiy
Автору домашнее задание №3: выучить значение слова «инвариант» и применить вместо него другое, более подходящее по смыслу.
Sulu
С уважением,
Роман В. Манекин
manekin
А ведь надо выполнить задание!
Что же такое «инвариант»? Балясина, выхухоль, мря красноперская, фря, парадетомоллум, урючина, розовый бутон… И где же здесь инвариант? Ага! Быть может, просто «провинциальная девушка»? Вы согласны? ;-) :-) :-) :-)
manekin
Enota
Я не держу на Вас зла, Лена. Идите себе с миром. Или оставайтесь. Или прыгайте. Или сохраняйте свое достоинство. или транжирьте его. Пусть будет, как Вам лучше! Все это уже не имеет значения.Ибо порядочным человеком нужно оставаться не только ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ, но и каждую минуту. Правда, не все сочинцы об этом знают.
Что касается Вашего бывшего работодателя, то, как говорят в таких случаях психоаналитики… «Вы хотите об этом поговорить?» (И вкрадчивый взгляд… прямо в душу!)
Так, что у Вас там с нашим Андреем? Как суды, как выплаты? Как наш тотальный друг фотограф? (Мы тут, т.е. надысь напились с ним на форуме… :-)) А этот парень из интеретпортала? В отличии от нашей приятельницы, он, конечно, дело не потянет: не тот масштаб! Но… Как же ловко его «ввели его курс дела»! И кто! Лена, вот некая Sulu здесь постоянно упоминает редактуру. На самом деле, как Вы понимаете, Sulu просто не ведает о чем говорит. Нормальный непрофессионал- обычное дело! А Вы, как раз, — профессионал. Но только не в редактуре. Ибо редактура, это, прежде всего, УМЕТЬ РАЗБИРАТЬСЯ В ЛЮДЯХ. А для слов существуют Sulu, т.е. корректоры! Так вот, друзья, к сожалению, в современном Сочи очень мало хороших редакторов. А жаль! Мне, как любому нормальному творческому человеку, ХОРОШИЙ редактор, действительно, — ой, как нужен! Он нужен, а его в Сочи нет! Такая беда! А в остальном, Enota, «полет идет нормально!» Никуда Вам (сохраняя свое достоинство) уходить не надо. Жизнь — мудрее людей. Люди ее портят (причем, и себе, и друг другу), а она, через Время, все выправляет. Так что, никуда уходить не надо, Лена! Будем просто жить. Как говорится, поживем -увидим…
Р.В.М.
manekin
manekin
dibka
manekin
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.