Сочи на Эльбрусе. Восхождение с Севера. 22.08-30.08

Восхождение на Эльбрус. Август 2015.

Восхождение на Эльбрус с Севера
Побывать на Эльбрусе мне хотелось давно. Но что-то не складывалось. И вот в августе было решено – пора.
Договорившись с компанией, осуществляющей заброску и услуги проводника, собрался и тронулся в путь. Период восхождения был определен с 22.08 по 30.08.

Поскольку маршрут был выбран с Севера, то путь мой лежал в Кисловодск. По железной дороге. Поезд 643 прямого сообщения (Адлер-Кисловодск). Из Москвы туда же должен был прилететь мой старый друг Марат. Прибытие в Кисловодск (сбор всей группы – 4 человека+гид) и заброска на базовый лагерь (Поляна Эммануэля – 2500 м) намечалась на 22 августа.
22.08. Прибыли, собрались в назначенном месте (Кисловодск, ул.Урицкого,8, недалеко от вокзала), познакомились ( кто не был знаком – Алексей проводник, Сергей из Ижевска, Марат из Домодедово, Дима из Щелково, Илья из Сочи- автор этих строк), проверили снарягу, и в пять вечера двинули на «таблетке» (УАЗик грузопассажирский) в сторону Кабардино-Балкарии. Мы с Маратом предварительно успели пообедать в кафешке «Бульвар» на Курортном бульваре Кисловодска (очень неплохая кафешка, кстати, и прекрасный бульвар).
Чем ближе к горам, тем живописнее становилась дорога.

По пути заехали к гостевому дому Казбека (так называемый «Hotel Вдали от жен») и перекусили хычинами и чебуреками с чаем. Очень вкусно!
Не доезжая до Джила-Су, мы свернули с асфальтовой хорошей дороги на когда-то пробитую геологами дорогу к Поляне Эммануэля. Эта дорога – первое и крайнее препятствие на пути к благополучному началу и завершению Вашего путешествия на Эльбрус с Севера. Жестяная жесть. Проходит по краю пропасти, да еще приходится разъезжаться с другими авто.
Уже стемнело. Пару раз взглянув в окно, я понял, что нет смысла себя нервировать, тем более, что от меня в данном случае ничего не зависело.
Наконец мы приехали. Поздравив друг друга с благополучным исходом автопробега и достижением базового лагеря, мы принялись устраивать свой быт. Поставили две палатки, приготовили ужин и заночевали. Ночью коровы сожрали (вытащив из тамбура палатки проводника) часть нашего продовольственного запаса. В основном сыр. Тыыыдын – недоработочка ;).
Утром 23-го мы проснулись в 6 утра, собрались, позавтракали и двинулись в путь (около 9)– надо было осуществить заброску части продовольствия и снаряги в промежуточный лагерь на 3500м, что к тому же преследовало цель акклиматизационного и тренировочного выхода. Погода была еще вполне себе «съедобной».

Путь проходил через «дышащий на ладан» мост через речку, мимо базы МЧС и приюта некой туристической фирмы, правее — на хребет. Слева остались нарзанные ванны — мы там набрали водички. Еще один источник находился недалеко от наших палаток в базовом лагере. Оба с очень вкусным, настоящим нарзаном.
Вершины Эльбруса вдали. Вид с поляны Эммануэля

Преодолев несколько спусков и подъемов вдоль ущелья над ручьем, мы оказались на так называемом «немецком аэродроме».

Немецкий аэродром
Здесь мы немного перекусили и попили чаю. Далее пересекли поле «аэродрома» и подошли правее по тропе к «взлету» наверх- тропке ведущей еще на один скальный гребень. Левее осталась тропа на сыпуху, ведущую тоже вверх к Поляне Грибов.
Подниматься по ней неприятно, да и нас в первую очередь интересовала точка нашего промежуточного лагеря на 3500 м, где кроме того, наш проводник оставлял ранее закладку. Мы там тоже должны были оставить часть снаряжения и продуктов для ночевки и продолжения подъема на следующий день.
Добрались до лагеря около 13.30.

Перекусили, сделали закладку снаряжения и питания, и пошли обратно в базовый лагерь на 2500м.

Мы выбрали обратный маршрут через Поляну Грибов.

1panorama.ru/world/russia-1/kabardino-balkariya-6/elbrus-34/kamennye-griby-panorama178
Очень интересное место. Когда мы подошли к Поляне, спустился туман. И в тумане Каменные Грибы выглядели еще более таинственно.

Кроме того, путь вел через так называемую Лунную Поляну, которая наполнена причудливыми каменными образами.

В общем, если с фантазией все в порядке, то в этом месте можно нарисовать в своем сознании самые различные миры и сцены. Завораживающее место.

Уже ближе к лагерю нас застал сильный дождь, под которым мы и вернулись в 18.00 в лагерь.

В палатках переоделись и съели шоколад.
Приготовили ужин. Где-то в 19.15 стих дождь и мы, выбравшись из палаток, поужинали. На следующий день нас ждал переход из базового лагеря на промежуточный — на 3500м.
24-го августа проснулись в 6.00. Было ветрено и облачно. В момент выхода около 8.00 пошел дождь.
МЧС передало сообщение о штормовом предупреждении. После прохода «немецкого аэродрома» непогода усилилась. На высоте от 3200 начался очень сильный ветер и снег. Температура начала стремительно падать.
Я шел в авангарде группы, чтобы к приходу основной части спустить закладки и начать подготавливать лагерь.
Группы других «восходителей» и туристов в это время спускались одна за другой. Шторм гнал людей со склонов и лагерей. Видя меня, они удивлялись.
Я сделал ошибку — при смене погоды сразу не остановился и не переоделся. Я как шел в рубашке с длинными рукавами и поверх ветровка с капюшоном, так и продолжил. А термик и флиска, как минимум, были необходимы. Поэтому когда я дошел до лагеря и
одел, наконец, на себя пуховку, то учитывая, что температура при сильнейшем ветре и снеге снизилась до -10, меня трясло минут 20 так, что мышцы на шее сводило. Мой косяк. Так делать не надо.
В 12.03 группа воссоединилась. К тому времени я потихоньку пришел в себя, снял закладки, разгреб снег на площадках для палаток, достал продукты.
Мы поставили палатки, попили чаю и поели.
Ветер стих окончательно, но снег шел как в волшебном лесу – хлопьями. Температура
минусовая.

Часиков в пять вечера мы решили выйти с проводником и еще одним участником восхождения, Сергеем, на штурмовой лагерь – 3900м. Там надо было сделать закладку снаряги и питания. Это к тому же было частью тренировки и акклиматизации.
Вышли около полпятого вечера. Проходя мимо станции МЧС, оставили там Сергея попить чаю и немного восстановиться. Он почувствовал недомогание.
Мы с Алексеем дошли до штурмового лагеря и сделали закладку. Там попили чаю и пошли вниз, попутно прихватив с МЧС Серегу.
Спустились в лагерь около 21.00. По-прежнему шел, не переставая, снег. Залезли впятером в одну палатку, поели, попили чаю, согрелись.
К часикам десяти вечера разошлись по палаткам. На 25-е был запланирован подъем к штурмовому лагерю.
25-го проснулись в 6.30. Спали плохо. Каждый час-два стряхивали снег с палатки, чтобы ее совсем не закрыло и чтоб не угореть. Вещи навлажнились за предыдущий переход и из-за конденсата, было холодно. Необходимо было брать с собой гермомешки или хотя бы укладывать вещи в пакеты плотные. Что мы в дальнейшем и делали.
Утром погода была хорошая.

Как будто не было снега всю ночь, завалившего «по уши» наши палатки. Солнце светило яростно.

Поэтому мы повыволокли из палаток свои шмотки и разложили их на просушку.
Около 11.30 вышли в штурмовой лагерь.

Дима по самочувствию остался на 3500м. Видимо сказалась акклиматизация.
По дороге к нам присоединилась невесть откуда взявшаяся собака! Очень добродушная и игривая.

К тому же выносливая и показывающая путь :) Как оказалось потом, эта собака — восходитель. Она бывала на вершине. И многим встречалась (блин, ну прям как летучий голландец :))
Пока шел к штурмовому — играл с ней в снежки, прикапывал ее, дурачились в общем. Ей нравилось.
Поднялись на место разбивки штурмового лагеря около 14.15.

В 14.00 прибыли в штурмовой. Подготовили места для палаток – раскидали снег, укрепили стены из камня на площадке для палаток (против ветра). Поставили одну палатку (одна осталась на 3500 с Димой). Приготовили и съели обед.Я, Марат и Сергей заночуем в штурмовом лагере. Алексей спустится обратно в лагерь на 3500, к Диме. Часов в 9 утра 26-го августа они поднимутся вместе к нам на 3900. Около пяти вечера Алексей начал спуск в промежуточный лагерь. В 19.30 я, Сергей и Марат приготовили ужин, поели и уже готовились ко сну.
26.08. Подъем в 8.45. Отсыпались за предыдущий день. Спали хорошо. Одели практически все теплые вещи на себя и в спальнике было не холодно, не смотря на легкий минус на улице.
В 9.00 подошли Дима и Леша. Позавтракали и начали сбор на акклиматизационный выход. Планировали дойти хотя бы до 4800м – выше скал Ленца.
Вышли в 11.15 в полном составе, в связке (в некоторых местах встречаются трещины, что очень опасно).

Поднимались не спеша, устраивали небольшие привалы.

Около двух часов дня вышли к камню (4400м) чуть ниже скал Ленца. Погода в этот момент уже сильно ухудшилась. Был туман, снег. Видимость около 50 м. Мы начали пить чай, когда Дмитрий почувствовал как у него завибрировал ледоруб. Гроза спустилась до нашей отметки. Трекинговые палки тоже зашумели.
Даже на головах чувствовали напряжение, как будто несколько батареек связали вместе и дали разряд. Крайне неприятное ощущение. 
Получив по голове мы резко пригнулись, отбросили вниз ледорубы и палки, и буквально ползком начали движение вниз. Потом перебежками, сильно пригнувшись, сбросили еще метров 100. Это было бегство от грозового электричества. Благо еще шум в ледорубах и палках нас предупредил. Можно ведь было напрямую, без предупреждений, словить «дугу», и кончиться это могло
максимально печально.
В 17.30 вернулись с неудачного выхода на акклиматизацию. В 18.30 погода уже была очень хорошая, облака осели ниже 3000 м.
Но, к сожалению, нам не удалось выполнить задачу на этот день – акклиматизационный выход к 4800-5000м.
Поэтому пришлось ее перекладывать на следующий день. 27-го августа. А сейчас уже стало понятно, что на запланированное 28-го августа восхождение выйдут не все. Переходы и акклиматизация на всех сказывались по-разному. Но у нас было приятное событие
вечером – мы поздравили с 30-летием участника нашего похода — Сергея.

Отличный День рождения в Прекрасном месте.

27-го августа. Поднялись в 5.00. В 5.35 наблюдали потрясающий рассвет. Я всю ночь ворочался и не мог уснуть. Так и не уснул.
Было очень холодно. -10 точно, а то и круче. Мои ботинки превратились в деревянные кандалы, красиво поблескивающие инеем на солнце. Мне пришлось очень долго их «разминать», чтобы потом иметь возможность их одеть на ноги.
Необходимо ботинки класть в пакет и засовывать в спальник или хотя бы в палатку, чтобы с ними такой метаморфозы не происходило.
А то время терять на их «разминку» слишком дорогого стоит.
В начале седьмого вышли в составе трех человек (Сергей, Я, Алексей) на акклиматизационно-тренировочный подъем. Ориентировочно к 4800-5000 м. Выше скал Ленца.

Шли не спеша, нормальным темпом. В 10.45 достигли начала скал Ленца (4600м). Попили чайку и двинулись выше.

Я вышел вперед, поскольку чувствовал себя хорошо и хотел подняться повыше. Ребят держал на виду и поджидал их, когда они начинали сильно отставать. После 4700-4800 Сергей замедлил темп.

Около 4850 встретил группу из Уральского турклуба. Поговорил с одним из участников – Алексеем Устюговым. Была великолепная погода. И в этот день несколько групп решились на восхождение.

Сфотографировал двух Алексеев на высоте 4850.
Приятно пообщавшись, благодаря Горы, мы двинулись дальше каждый своей дорогой.
Мы добрались до высоты 4946.

Серега чувствовал себя не очень хорошо, поэтому решили, что я поднимусь чуть выше 5000 в этот день, а ребята начнут спуск обратно и подождут меня на одной из площадок под скалами.
Я взял навигатор и добрался до отметки 5045м.

Поклонившись Горе, пообещал, что завтра вернусь. А сейчас надо было
присоединиться к группе. Парни уже были на высоте около 4750-4800. Я их держал в поле зрения.
Через полчасика я присоединился к своей группе.

Сергею становилось хуже.

Примерно через 100-200 м пути мы связались веревкой и Серегу вели между нами, поскольку его мутило и ноги не слушались, часто падал. Говорил, что вроде голова соображает, но ничего не
может поделать с телом. Горная болезнь пришла к нему в таком виде.
В 16.15 вернулись в лагерь. Сергея положили в палатку, укрыли теплыми вещами, дали аскорбинки и парацетомол. Давали чай и различные вкусняшки, вроде фиников и орехов. Потрухивало его весьма ощутимо. Только ближе к ночи он пришел в себя.

Мы с Алексеем готовились к восхождению. Будильник завели на 0.30. Опасение вызывала погода. Но здесь всегда так. Не угадаешь.
И прогнозы, которые давались различными службами в итоге мало оправдывались.

После ужина еще некоторое время я не ложился, подготавливал снаряжение. Легли в 21.15, но уснуть я так и не смог опять. Чувствовал себя хорошо, но спать все-таки надо. Но почему-то никак не мог нормально улечься.
Поднялся 28-го в 0.20, начали готовить завтрак из овсянки с джемом и сгущенкой. Попили чаю. Собрались и выдвинулись на восхождение в 1.45 ночи.
Погода пока была хорошей. Безветренной. Минус 5 где-то. Звезды светили. Очень красиво. Мы пошли в хорошем темпе. И уже через 2 часа достигли скал Ленца (отметка 4600м). Там сделав по глотку чая, мы двинулись дальше. Наблюдали красивейший рассвет.

Вскоре мы были на высоте 4900 м, когда я почувствовал, что мою голову начинает сдавливать, и появились первые признаки тошноты. Недосыпание на фоне хороших нагрузок начали накладываться на фактор горной болезни. Это никак не входило в мои планы. Было бы крайне иронично подняться на высоту 5000 м второй раз за сутки и по самочувствию не смочь двигаться дальше.

Я выравнивал давление дыханием. Само дыхание и мышцы не вызывали у меня никаких проблем. Готов был хорошо. Проблема была только в давлении, которое было в первую очередь вызвано недосыпанием и переутомленностью.
Тем временем, мы выходили на карниз перед последним затяжным подъемом. Высота около 5150м.
На одном из камней мы попили чаю и двинулись в «тягун».
Эльбрус, на мой взгляд, начинается после 5100-5200. Вот здесь могут в полную силу заработать «горняшка» и сказаться все нюансы.
Нередки случаи, когда люди не доходят до вершины сотню метров. Это ужасное разочарование может постичь каждого.
Мы двигались медленнее, но не менее верно. И, в конце концов, мы вышли на финишную прямую.

Здесь я не удержался и подколол Алексея, что я больше не могу, нет сил, и я возвращаюсь . Надо было его видеть. Жаль я его не заснял. Он купился на мой трюк.
Но хорошо поржав над его реакцией и просто так ( поржать-то, что ж не поржать) мы вышли наконец на вершину!

ЭЙФОРИЯ! Красота лежащих вокруг скал! Снег! Солнце! Синее Небо! Как же нам повезло с ПОГОДОЙ! Эльбрус ПУСТИЛ! Спасибо!!! Поклонились Горе.
Величие и Красота этого Места останутся в сердце навсегда.
На часах было чуть меньше 8.45. Неплохо мы управились. За 7 часов из штурмового лагеря(3900) до Восточной вершины Эльбруса (5621).
На Вершине порезали Праздничный Лимон и с удовольствием съели его с сахаром. Я поставил флаг родного города Сочи.

Поснимали видео и фото.

Голову не отпускало, тем временем, и тошнота не унималась. Мы находились на вершине около получаса. Надо было идти назад.
Сбрасывать высоту. Желательно в темпе, до уровня 4800м, чтобы избежать более серьезных последствий «горняшки».
Двинулись вниз около 10.20. Идти было тяжело. Быстро начинало «колотить» в голове. Приходилось останавливаться и восстанавливать давление дыханием.
Отметки 4800 мы достигли, наверное, через часа полтора. Дальше идти стало легче. На уровне 4500 меня начало «отпускать».
В лагерь мы прибыли около 12.45. Я уже не чувствовал головной боли и тошноты, только усталость и дикое желание спать. Но как лечь спать, когда только недавно был на вершине!
Тем временем Сергей и Дима приняли решение спускаться в базовый лагерь на 2500, поскольку не чувствовали сил для восхождения или еще одной прогулки вверх, хотя бы до скал Ленца, что можно было сделать в резервный день 29-го августа. Марат решил остаться и подняться до скал 29-го числа.
В 14.45 парни отправились в базовый. Леша, я и Марат остались в штурмовом. Планировали воссоединиться завтра, 29-го, вечером в базовом лагере.
Часиков в пять вечера я прилег в палатке отдохнуть, и даже не снимая одежды штурмовой, рубанулся на час. Просто провалился в сон.
Леха тоже. Проснулись в начале седьмого. Начали готовить ужин, попили чаю. Улеглись спать часиков в девять.
Ребята планировали выйти часов в 7 утра на скалы Ленца. У меня было свободное утро отдыха.
В 5 с копейками утра 29-го парни встали, приготовили завтрак, покушали. Я проснулся и пожелал им удачи, после чего опять вырубился. А парни в 7 утра двинулись к скалам.
Проснулся я только в 9.45. Отоспался за 2 дня. Чувствовал себя прекрасно. Погода была опять великолепная! Ясно, ни облака, без ветра. Я начал собирать вещи, сортировать, паковать, группировать. Чтобы к приходу ребят все было готово к быстрому снятию лагеря.
Все было в удовольствие. Вещи сушились, я кайфовал, пил чай, наслаждался видом. Первый день, вернее полдня полноценного отдыха за неделю выдались просто замечательными.

Парни вернулись около 14.00 со скал. Марат был очень доволен. Дошли до 4600. Да…Виды там просто магические. Еще бы не быть довольным!

Я видел как они спускались в связке (кстати довольно бодро) и разогрел супчик к их приходу. Чай уже был предварительно подготовлен в термосах. Вода тоже. Вообще у нас всегда был подготовлен Тыл. Те, кто оставались в лагере, всегда все готовили спускавшимся. Это было правильно и приятно всегда. Об этом никто специально не просил, но активные и инициативные всегда находились.
В 16.20, собрав вещи и мусор, мы выдвинулись из Штурмового в Базовый.

Через морену вышли к Промежуточному 3500 в районе 18.30.
Здесь мы забрали оставленную ранее закладку и мусор. Попили чай и в 19.20 двинулись дальше.
В 20.30 мы шли через «немецкий аэродром» залитый лунным светом. Эльбрус в нем купался и был невероятно великолепен.
Луна была полной и освещала дорогу лучше всякого фонаря. Я постоянно останавливался и оглядывался на эту красоту.
В 22.00 мы достигли базового лагеря. Наши ребята уже спали. Они не ожидали нас увидеть уже сегодня. Думали мы не пойдем по темноте. Но они ошиблись. Дорога хорошо известна и читаема, плюс налобные фонарики, плюс прекрасный фонарь Луна – ну чего бы не идти. Погода при этом
была прекрасная. Видимо извинялась за предыдущие дни вначале похода.
Мы поужинали, попили чайку и легли спать. Времени было около 0.00. Завтра на 10 утра был запланирован отъезд в Кисловодск.

Ниже ссылка на фильм-клип (минут на 30):
Эльбрус.Восхождение с Севера. Август.