Христианский византийский храм на горе Сахарная головка в п. Каменка
Сегодня хочу рассказать об одном из интересных храмов в п. Каменка, что находится по дороге на Красную Поляну. Посёлок Каменка больше известен грандиозным каменским карьером по добыче щебня, чем этим памятником архитектуры. Храмов в этом районе несколько, построены они были на высотах хребтов, и, видимо, имели связь между собой в случае опасности нападения местных племён горцев.
Немного истории.
Крепости строились на стратегически выгодных возвышенностях, стены возводились постепенно, узкими ярусами из местного материала(известняка или песчаника) до общей высоты 5-6 м, вероятно, изредка оформляя их сверху зубцами. Кладку делали из каменных блоков, реже — использовали кирпич. В стенах башен делали смотровые окна и бойницы. Крепости имели крепкие крепостные ворота с бревенчатыми запорами.
В районе рек Псахо и Мзымта появилось четыре таких объекта: храмы около села Лесное у родника Крион Нерон (Холодная вода), на горе Сахарная Головка, за селом Галицыно на правом берегу р. Мзымта и на горном отроге левого берега Мзымты, напротив села Монастырь. Последний, наиболее удалённый в горы, в отличие от первых трёх был защищён мощной стеной. К такому же виду церковных зданий относится и храм «Агуа» на месте слияния рек Агва и Сочи, расположенный в 17 км. от морского побережья в глубине гор.
(показать текст)Территорию Черноморского побережья Кавказа в разные времена осваивали греки, римляне, генуэзцы. В начале 6 в. владения римлян унаследовали византийцы и распространили своё влияние на Восточные берега Чёрного моря. В раннем средневековье развитие Сочинского района шло в тесной связи с Византией и Абхазским царством. В эпоху правления императора Юстиниана (527-565 гг.) активно функционировало несколько ответвлений Великого шёлкового пути, один из которых проходил через перевал Псеашхо. Крепости охраняли северо-восточные границы Византийской империи.
Византийская колонизация, помимо военных мероприятий и торговли, опиралась на распространение христианства. Первые христианские базилики строились в приморской зоне от границ. Постепенно миссионеры углублялись вглубь горной территории, по которой проходил караванный путь.
Автором книги «Древности Сочи и его окрестностей» Ю. Н. Вороновым отмечено 11 раннесредневековых храмов в границах нашего города. Строительство древних церквей велось, начиная с 6-го и заканчивая 11-м веками н.э.
Со временем в районе нынешних сёл Лесное, Галицыно и Монастырь возникла так называемая полоса древней христианской колонизации. Здесь на хребтах и их склонах в разное время возникло шесть христианских храмов. В тоже время побережье к северу от него, а также удалённые горные районы христианизация затронула гораздо меньше. Один храм был построен на склоне горы Малый Ахун, другой — на месте слияния рек Агва и Сочи. На современной территории Лазаревского района сохранились руины только одной церкви, получившей наименование – Византийский храм в Лоо.
Большая часть храмов сооружена в традициях византийской архитектурной школы и характеризуются четырьмя основными типами: трёхнефными и однонефными базиликами, крестообразными и крестово-купольными церквами. Храмы у сёл Монастырь, Лесное и Галицыно объединяют небольшие однокамерные приделы с западной стороны, лежащие на одной оси с нефом. Храм на Сахарной головке археологи датируют 9-10 вв.
Постепенно здесь же начали возводиться новые церкви, предназначенные непосредственно для обслуживания местного населения. Это были небольшие «зальные» базилики с одним нефом и полукруглой апсидой, рассчитанные на 25-50 человек.
Храм, в который ходили мы, находится на горе Сахарная Головка. Подъехать к нему можно от старой дороги на Красную Поляну левый поворот на Каменку. Мы доехали до магазина в центре, оставили там машину и дальше пошли пешком.
Практически до самого подъёма на Сахарную головку идёт сейчас хорошая грунтовая дорога, оставшаяся от строительства газопровода на Поляну и на любой машине можно подъехать за сто метров до начала подъёма к храму.
С тропы видно ущелье и каньон верховья р. Псахо и гора, на которой расположен ещё один храм — Крион Нерон выше дачного посёлка «Авиатор». Туда тоже планируем сходить.
Мы ожидали увидеть заброшенную тропу к всеми забытому архитектурному памятнику, но впереди нас ждала такая вот лестница, явно новая и привезённая сюда для удобства экскурсантов. Видимо, летом джипперы возят сюда гостей. Дорога же, не заходя на вершину, идёт дальше вниз — можно спуститься в Николаевку и к морю, в Кудепсту и Хосту.
С лестницы виден ещё один карьер — Ахштырский. Там, на противоположной стороне, тоже есть хорошо сохранившийся храм в райне п. Ахштырь.
На вершине Сахарной головки.
И сам храм. По форме он представляет собой небольшую однонефную базилику, с апсидой, прямоугольной по внешнему и подковообразной по внутреннему абрисам.
По стенам практически везде остатки чёрной плёнки, и места раскопок официальных и «чёрных» копателей. Есть интересные фото керамики, сделанные Армарчук Е.А. при раскопках этого храма.
отсюдаYour text to link...
Мы же увидели там из «ценного» только осколки черепицы)
Находки в погребениях(там присутствует коллективное захоронение-гробница), сделанные во время раскопок, указывают на то, что храм функционировал до 14-15 вв. И сейчас там есть старое кладбище, закрытое ещё в советские времена.
Местные жители считают его храмом святого пророка Ильи, там сейчас иногда проводятся службы.
Много ещё всего интересного о других храмах византийской эпохи и истории их возникновения на территории современного Сочи можно почитать здесьYour text to link... и тутYour text to link...
Немного истории.
Крепости строились на стратегически выгодных возвышенностях, стены возводились постепенно, узкими ярусами из местного материала(известняка или песчаника) до общей высоты 5-6 м, вероятно, изредка оформляя их сверху зубцами. Кладку делали из каменных блоков, реже — использовали кирпич. В стенах башен делали смотровые окна и бойницы. Крепости имели крепкие крепостные ворота с бревенчатыми запорами.
В районе рек Псахо и Мзымта появилось четыре таких объекта: храмы около села Лесное у родника Крион Нерон (Холодная вода), на горе Сахарная Головка, за селом Галицыно на правом берегу р. Мзымта и на горном отроге левого берега Мзымты, напротив села Монастырь. Последний, наиболее удалённый в горы, в отличие от первых трёх был защищён мощной стеной. К такому же виду церковных зданий относится и храм «Агуа» на месте слияния рек Агва и Сочи, расположенный в 17 км. от морского побережья в глубине гор.
(показать текст)Территорию Черноморского побережья Кавказа в разные времена осваивали греки, римляне, генуэзцы. В начале 6 в. владения римлян унаследовали византийцы и распространили своё влияние на Восточные берега Чёрного моря. В раннем средневековье развитие Сочинского района шло в тесной связи с Византией и Абхазским царством. В эпоху правления императора Юстиниана (527-565 гг.) активно функционировало несколько ответвлений Великого шёлкового пути, один из которых проходил через перевал Псеашхо. Крепости охраняли северо-восточные границы Византийской империи.
Византийская колонизация, помимо военных мероприятий и торговли, опиралась на распространение христианства. Первые христианские базилики строились в приморской зоне от границ. Постепенно миссионеры углублялись вглубь горной территории, по которой проходил караванный путь.
Автором книги «Древности Сочи и его окрестностей» Ю. Н. Вороновым отмечено 11 раннесредневековых храмов в границах нашего города. Строительство древних церквей велось, начиная с 6-го и заканчивая 11-м веками н.э.
Со временем в районе нынешних сёл Лесное, Галицыно и Монастырь возникла так называемая полоса древней христианской колонизации. Здесь на хребтах и их склонах в разное время возникло шесть христианских храмов. В тоже время побережье к северу от него, а также удалённые горные районы христианизация затронула гораздо меньше. Один храм был построен на склоне горы Малый Ахун, другой — на месте слияния рек Агва и Сочи. На современной территории Лазаревского района сохранились руины только одной церкви, получившей наименование – Византийский храм в Лоо.
Большая часть храмов сооружена в традициях византийской архитектурной школы и характеризуются четырьмя основными типами: трёхнефными и однонефными базиликами, крестообразными и крестово-купольными церквами. Храмы у сёл Монастырь, Лесное и Галицыно объединяют небольшие однокамерные приделы с западной стороны, лежащие на одной оси с нефом. Храм на Сахарной головке археологи датируют 9-10 вв.
Постепенно здесь же начали возводиться новые церкви, предназначенные непосредственно для обслуживания местного населения. Это были небольшие «зальные» базилики с одним нефом и полукруглой апсидой, рассчитанные на 25-50 человек.
Храм, в который ходили мы, находится на горе Сахарная Головка. Подъехать к нему можно от старой дороги на Красную Поляну левый поворот на Каменку. Мы доехали до магазина в центре, оставили там машину и дальше пошли пешком.
Практически до самого подъёма на Сахарную головку идёт сейчас хорошая грунтовая дорога, оставшаяся от строительства газопровода на Поляну и на любой машине можно подъехать за сто метров до начала подъёма к храму.
С тропы видно ущелье и каньон верховья р. Псахо и гора, на которой расположен ещё один храм — Крион Нерон выше дачного посёлка «Авиатор». Туда тоже планируем сходить.
Мы ожидали увидеть заброшенную тропу к всеми забытому архитектурному памятнику, но впереди нас ждала такая вот лестница, явно новая и привезённая сюда для удобства экскурсантов. Видимо, летом джипперы возят сюда гостей. Дорога же, не заходя на вершину, идёт дальше вниз — можно спуститься в Николаевку и к морю, в Кудепсту и Хосту.
С лестницы виден ещё один карьер — Ахштырский. Там, на противоположной стороне, тоже есть хорошо сохранившийся храм в райне п. Ахштырь.
На вершине Сахарной головки.
И сам храм. По форме он представляет собой небольшую однонефную базилику, с апсидой, прямоугольной по внешнему и подковообразной по внутреннему абрисам.
По стенам практически везде остатки чёрной плёнки, и места раскопок официальных и «чёрных» копателей. Есть интересные фото керамики, сделанные Армарчук Е.А. при раскопках этого храма.
отсюдаYour text to link...
Мы же увидели там из «ценного» только осколки черепицы)
Находки в погребениях(там присутствует коллективное захоронение-гробница), сделанные во время раскопок, указывают на то, что храм функционировал до 14-15 вв. И сейчас там есть старое кладбище, закрытое ещё в советские времена.
Местные жители считают его храмом святого пророка Ильи, там сейчас иногда проводятся службы.
Много ещё всего интересного о других храмах византийской эпохи и истории их возникновения на территории современного Сочи можно почитать здесьYour text to link... и тутYour text to link...
Комментарии (40)
RSS свернуть / развернутьso3537
listcom
timofeitselovalnikov1962
listcom
so3537
listcom
bagirasochi
so3537
bessochi
timofeitselovalnikov1962
listcom
Не важно...)) попали в сферу интересов Тимофея, теперь вам хана...)
so3537
timofeitselovalnikov1962
so3537
timofeitselovalnikov1962
so3537
Carib
timofeitselovalnikov1962
so3537
timofeitselovalnikov1962
ShuriK
so3537
ShuriK
so3537
ShuriK
so3537
Взято отсюда
Walker
listcom
Walker
ShuriK
Walker
listcom
А вот этот в районе Волконских дольменов
Walker
listcom
irinkaaa
LAV
southcap
Ivan_Abornev
2013
listcom
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.