По местам боевой славы

Выдалась чудная погодка и мы решили выбраться на поиски погибшего Советского самолета времен ВОВ. Цель: найти точку с минимальными «гаджетами». Только карта местности и альтиметр.

Начало пути, вход в заповедник. (даже тут есть знаки) Ручей «Белый» Рододендрон в цвету Кавказские «джунгли» Привал, определение на местности Солончак Птичкин домик, ровная работа. Наш дом на 3 дня Ручей, без воды никуда И снова корректировка на местности Ночевка, без тушенки не поход :) На третьи сутки точка найдена, останки борта 2 34 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Походный марш Выход
  • +96
  • 24 мая 2012, 10:55
  • Oleghebi

Комментарии (72)

RSS свернуть / развернуть
+
а где это?
avatar

irinkaaa

  • 24 мая 2012, 11:09
+
Известно что за самолет? Кто летчик был?
avatar

Prime

  • 24 мая 2012, 11:14
+
Предположительно Ла-5 или Ла-8. Летчик пока не установлен
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 11:18
+
Откуда у Вас инфа по самолету?
avatar

dalles

  • 24 мая 2012, 11:27
+
Тогда уж не Ла-8, а Ла-7
avatar

protoser

  • 24 мая 2012, 11:28


+
Предположительно Ла-5 или Ла-8
Ла-7 всё же. он имел дальность полёта чуть более 600 км, и принят на вооружение в 1944 году, ноябрь 43 первый полёт. А в 44 весной наши войска уже освобождали правобережную Украину. Мог ли оттуда добраться Этот самолёт?
avatar

AlexABel

  • 24 мая 2012, 12:28
+
Предполагаем, что он не дотянул до аэродрома в Лазаревском. Судя по обломкам пришли к вывод, что после удара об склон он загорелся и взорвался. Поэтому обломки местами мелкие и разорванные. Фонарь (кабина пилота) не найден. Скорее всего эвакуационная группа сняла приборы и кресла пилота. В военном положении оставлять врагу принцип работы нельзя было.
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 13:07
+
При ударе о землю и так не хило разрывало, в том числе и пилота в кабине. А если ещё был пожар, остатков топлива и сдетонировал боезапас… Полный привед. Но он же имел бронировку жизненно важных мест. Если фонаря нет, то есть двигатель. искать намер за одно искать что за часть квартировалась тогда в Лазаревке. Может камрад 12345 поможет с архивной частью работы?
avatar

AlexABel

  • 24 мая 2012, 13:12
+
Конструктивно похож конечно
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 13:43
+
Если бортовой номер снять с двигателя, есть возможность? Можно было бы по номеру установить и пилота и историю.

Вот как «Демьянск» и сотоварищи нашли историю и потомков пилота Гаврилова.
avatar

AlexABel

  • 24 мая 2012, 11:31
+
Да, да. Желательно уточнить наличие маркировки на двигателе для установления типа. Или хотя бы замерить размеры поршней
avatar

protoser

  • 24 мая 2012, 12:12
+
Номера списаны, будем уточнять. А размеры замерить нечем было, примерно с 3-х литровый баллон :)
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 13:09
+
Держите в курсе. Очень интересна история.
avatar

AlexABel

  • 24 мая 2012, 13:14
+
Буде держать, по мере поступления информации. Пока ничего конкретного сказать не могу :(
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 13:19
+
Можете поделиться? Общаюсь в кругу людей, интересующихся данной темой, они тоже хотели бы поучаствовать в опознании самолета.
avatar

protoser

  • 24 мая 2012, 13:16


+
поделиться номерами*
avatar

protoser

  • 24 мая 2012, 13:30
+
Первыми были на этом месте еще в 58 году, судя по вырезанной надписи на дереве, потом в 71 году.
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 13:11
+
еще немного фото23 На этом склоне он остался 45 6
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 13:30
+
Что лежало на поверхности интернета:

У летчиков 236-й авиадивизии есть добрая традиция — отмечать День Победы в Лазаревском, на месте былой боевой славы, на земле, где навсегда остались 36 их однополчан. В этом году на праздник приехали всего 6 ветеранов.


Собственно туапсинское направление прикрывала 236-я истребительная авиадивизия (командир подполковник В. Я. Кудряшов, военком полковой комиссар А. Н. Кобликов, начальник штаба подполковник А. Г. Андронов). Это было наиболее сильное соединение 5-й воздушной армии, насчитывающее на 30 сентября 46 боевых самолетов (18 И-153, 12 Ил-2, 6 ЛаГГ-3, 8 Як-1, 2 Як-7Б).{4} Дивизия была смешанной по типам самолетов и вооружению. Штаб соединения и 518-й истребительный авиаполк на самолетах ЛаГГ-3 и Як-1 (командир майор Я. X. Околелов) размещались в Лазаревском, 267-й истребительный авиаполк на самолетах И-153 (командир майор К. К. Орлов) — в Агое, 502-й штурмовой авиаполк на самолетах Ил-2 (командир майор С. А. Смирнов) — в Адлере.


тут когда-то был аэродром


В Лазаревском функционировал аэродром до пятидесятых годов прошлого века. Использовался в основном для базирования сельскохозяйственной авиации. Принимал транспортные самолеты, правительственные и служебные борта.
Во время войны использовался как военный аэродром.
В настоящее время не сохранилось не зданий комплекса, не взлетного поля.

Но в память о бывшем аэродроме, в поселке Лазаревское осталось название: «Район Аэропорта», улица Аэродромная.


и т.д.
avatar

AlexABel

  • 24 мая 2012, 13:48
+
Читал спасибо за интерес к теме. Данные разнятся, поэтому будем искать
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 13:50
+
Итого, это 5 воздушная Армия, 236 истребительная авиадивизия. И если это Лавочкин, то ЛаГГ-3, которых было всего 6.
avatar

AlexABel

  • 24 мая 2012, 13:50
+
Возможно конечно. Знаем цвет, правда это ничего не дает. Снизу голубой, сверху цвет хаки. Хвостовое оперение темно синее с красной звездой. Нашли фрагмент цвета и звезды.
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 14:08
+
Не не ЛаГГ-3. Этот из дюральки.
Положительные качества ЛаГГ-3: мощное вооружение на первых сериях, высокая живучесть, минимальное использование дефицитных материалов — основной материал сосна и фанера пропитаная смолой — дельта-древесина, доступность технологии изготовления. Ссылка на источник...
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 16:17
+
Вы инфу какуюниьт дайте, может люди тоже искать будут по своим каналам.
avatar

Segment

  • 24 мая 2012, 14:32
+
Нашли его 22.05.12 года, т.е. недавно. Пока особой инфой не располагаем. Что именно интересует? :)
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 15:47
+
Интересно — где в таких двигателях масляный поддон?
Так посмотришь — вокруг одни цилидры…
avatar

iles

  • 24 мая 2012, 14:47
+
Предполагаю, что вот так происходила смазка
Маслосистема двигателя является автономной, циркуляционной системой смазки под давлением, которая обеспечивает подвод масла для смазки и охлаждения ко всем высоко-
нагруженным трущимся поверхностям: малонагруженные поверхности смазываются барботажным способом.

Масло из бака самотеком через перепускную втулку поступает в поддон корпуса приводов, откуда захватывается нагнетающей секцией маслонасоса и направляется в двигатель на смазку двумя потоками: один идет по сверленомуканалу корпуса приводов на смазку конической пары шестерен привода агрегатов, другой через фильтр по внешнему
трубопроводу и внутренним трубопроводам в корпусе камеры сгорания — к форсункам для смазки подшипников

Масло из центрального привода сливается в поддон, а изполости подшипников ротора
откачивается насосом и подается в маслобак через воздухоотделитель.
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 16:05
+
По найденным останкам и поискам в сети скорее всего Ла-7.
Описание от источника
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 16:29
+
Дайте же мне маркировку двигателя!
avatar

protoser

  • 24 мая 2012, 19:03
+
АШ-82ФН модель двигателя, номера нет, не найден, видимо на оторванном осколке, к сожалению. Буду искать по другим данным.
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 22:21
+
А фотки самолета с Б.Чуро есть у кого?

Так и не понял где самолет лежит этот. В районе Солох Аула?
avatar

tms

  • 24 мая 2012, 21:29
+
На Чуро нет самолета, там только остатки крыльев. Это следующая моя цель
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 22:18
+
Разве? я думал что есть. Уточню у знатока…
avatar

tms

  • 24 мая 2012, 22:37
+
Эти части хорошо видны с Фишта в солнечную погоду, но насколько я знаю от знатоков, там крылья!
avatar

Oleghebi

  • 24 мая 2012, 22:41
+
Это Дб-3ф, он же Ил-4. Осень 42-го такие самолеты стояли на вооружении 6 ДБАП 132 БАД. Полк базировался в Кутаиси и Тбилиси. Наносил бомбовые удары по противнику на Туапсинском направлении и в районе Сальска. Предположу, что самолет был потерян в октябре-ноябре 42-го года. Скорее всего поле получения боевых повреждений в районе выполнения боевого задания (Апшеронск, Хадыженск), экипаж принял решение сажать самолет на ближайший аэродром в Адлере, где в то время базировался 63 БАП этой же дивизии. Уверен на 100 %, что установление имен экипажа дело техники, материала на месте падения более чем достаточно.
avatar

Jeka74

  • 05 июня 2012, 16:05
+
Немного поработал с архивами и вот что получается.
6 ДБАП потерял в ходе Туапсинской оборонительной операции 4 Дб-3ф:
1. 06.09.42 г. экипаж л-та Медянникова;
2. 12.10.42 г. экипаж к-на Голяева;
3. 25.10.42 г. экипаж мл. л-та Малкина;
4. 31.12.42 г. экипаж ст. л-та Иванова.
При этом, экипаж мл.л-та Малкина захоронен в г. Кутаиси. Экипаж ст. л-та Иванова был обнаружен в 1998 году на леднике Кюкюртлю на г. Эльбрус. Судьба экипажей Медянникова и Голяева не известна.
Помимо этого Дб-3ф стояли на вооружении 5 гв. МТАП ВВС ЧФ. По ним у меня сейчас информации нет, но до конца недели будет.
avatar

Jeka74

  • 05 июня 2012, 19:42
+
Выписка из приказа по 132 БАД:
«Летные происшествия и их причины.
1. 12.10.1942 г. при возвращении с боевого задания ночью в районе Гагры произошла катастрофа Дб-3 из состава 6 ДБАП, командир экипажа капитан Голяев. Расследованием установлено, что экипаж при возвращении с боевого задания нарушил заданую высоту, не учел привышения рельефа и в горизонтальном полете столкнулся с горой, экипаж погиб, самолет сгорел.

2. 25.10.1942 г. в 6 ДБАП самолет Дб-3 № 924 потерпел катастрофу, командир экипажа мл. лейтенант Малкин; причина катастрофы — при посадке самолет взорвался от падения зависшей бомбы ФАБ-50 на замке ДЕР-19. Гибель самолета и экипажа могли произойти только по тому, что штурман экипажа не проверил после бомбометания внешние подвести, а ст. техник по вооружению ст. сержант Петухов допустил подвеску бомбы на немодернизированный замок ДЕР-19».
Так-что экипаж Голяева тоже отпадает.
avatar

Jeka74

  • 05 июня 2012, 19:57
+
«Нарыл» подробности по Медянникову.
Оперативная сводка № 422 штаба 132 БАД 07.09.42 г. 6.00 аэродром Ниж. Маглаки
«6 ДБАП 4 Дб-3 в период 20.02 — 20.30 06.09.42 г. с Н=2000-2500 метровбомпадировала самолеты противника на аэродроме Армавир. Налет 10 часов.Израсходовано 40 ФАБ-100. Отмечены разрывы бомб на северо-восточной, юго-западной и северной границах аэродрома, 4 пожара и 1 взрыв на северо-восточной границе аэродрома.
Экипаж: летчик мл. лейтенант Медянников, штурман ст. лейтенант Минин, стрелок-радист ст. сержант Конюшенко, второй стрелок сержант Яскевич с задания не возвратился».
avatar

Jeka74

  • 05 июня 2012, 20:10
+
В формуляре 6 ДБАП нашел фото, где один из экипажей стоит рядом с самолетом. На фото именно Дб-3 в чистом виде, а не Дб-3ф. Значит 6 ДБАП отпадает. Остается 5 гв. МТАП, они воевали именно на Дб-3ф.
avatar

Jeka74

  • 05 июня 2012, 20:19
+
Получил информацию по ВВС ЧФ. Гадать по этим экипажам, это тыкать пальцем в небо. Только за осень 42-го потерян десяток экипажей Ил-4 (Дб-3ф), причем половина бесследно и обстоятельства не известны. Так-что теперь только номера помогут пролить свет на это белое пятно истории.
avatar

Jeka74

  • 05 июня 2012, 21:55
+
Установили номер самолета Ил-4 № 1804164
и одного из моторов М-88Б № 882246
avatar

Jeka74

  • 18 августа 2012, 12:47
+
А как номре самолета установили?..
avatar

slevodavatel

  • 29 января 2013, 09:47
+
На внутренней поверхности крыла была приклепана табличка со всеми исходными данными самолета.
avatar

Jeka74

  • 29 января 2013, 10:18
+
Просто чудовищное везение!
avatar

posch

  • 29 января 2013, 10:57
+
Везением это назвать сложно. Более 10 лет ушло на формирование базы самолетов и их моторов, принимавших участие в Битве за Кавказ, сейчас в ней примерно 3600 машин. На сегодняшний день нашей группой отработаны места падения 99 самолетов. И практически во всех случаях работа доведена до логического завершения. Из 45 найденых советстких летчиков, установлены имена 41. Но и по оставшимся четырем еще не все потеряно, есть шанс, что они снова обретут имена.
avatar

Jeka74

  • 29 января 2013, 11:19


+
Низкий поклон вам! Поражена и восхищена.
avatar

AlisaObychnaya

  • 29 января 2013, 11:23
+
Ну вот и все! В этой истории можно ставить точку. На месте падения обнаружены останки 4-х членов экипажа и орден Красная Звезда № 27263. Устанвлены имена летчиков и обстоятельтсва гибели.
1. Гутников Петр Дмитриевич, 1920 г.р., младший лейтенант, командир звена 6 ДБАП, уроженец Орловской обл., Новозыбковский район, с. Деменка. Сестра — Гутникова Вера Дмитриевна, проживала по месту рождения учтенного.
2. Лавров Иван Павлович, 1919 г.р., старшина, стрелок-бомбардир 6 ДБАП, уроженец Орловская обл., Кромский район, д. Сухачево. Отец — Лавров Павел Иванович, проживал по адресу Ворошиловоградская обл., г. Рубежанск, ул. Серно-Кислотная, д. 46.
3. Савченко Петр Федорович, 1913 г.р., сержант, стрелок-радист 6 ДБАП, уроженец Орловская обл., г. Брянск, ул. Васильева, д. 139, кв. 5. Сестра — Савенкова Александра Федоровна, проживала по месту рождения учтенного.
4. Басилия Рожден Герасимович, 1919 г.р., младший сержант, воздушный стрелок 6 ДБАП, уроженец Чекатурского района, с. Хадистави. Отец — Басилия Герасим, проживал по адресу г. Батуми, ул. Маркса, д. 51.
Не вернулись с боевого задания в ночь с 18 на 19 июня 1942 года. Выполняли боевое задание по нанесению бомбового удара в районе Севастополь.
avatar

Jeka74

  • 22 октября 2012, 08:45
+
Молодцы!!! Светлая память павшим!!!
avatar

nikshylok

  • 22 октября 2012, 14:15
+
Фото командира экипажа лейтенанта Гутникова и воздушного стрелка сержанта Басилия, любезно предоставленных их родственникоами
avatar

Jeka74

  • 28 октября 2012, 08:22
+
avatar

Jeka74

  • 28 октября 2012, 08:23
+
Фото ордена
avatar

Jeka74

  • 01 ноября 2012, 13:43
+
Кто Нашёл — Молодцы.
Вечная Память Погибшим…
avatar

Lesnik

  • 01 ноября 2012, 14:05
+
Фотографии двух других членов экипажа: Савенкова и Лаврова, предоставленные их родственниками из семейных архивов.
avatar

Jeka74

  • 28 ноября 2012, 13:15
+
Молодцы ребята! Ещё на 4-ых без вести пропавших меньше! Ещё 4-е счастливые семьи!
avatar

posch

  • 29 января 2013, 09:40
+
Вообще колоссальная работа! Просто восхищен настойчивостью. Низкий вам поклон!
avatar

slevodavatel

  • 29 января 2013, 09:49
+
22 или 23 февраля в центре Сочи на мемориале состоится захоронение останков членов экипажа. Будут присутствовать родственники и ветераны полка. Точная дата захоронения должна быть определена 30.01.2013 г. на совещании в администрации Сочи.
avatar

Jeka74

  • 29 января 2013, 10:15
+
Обязательно сообщите её в этой теме! Здорово!
avatar

posch

  • 29 января 2013, 10:58
+
Обязательно!
avatar

Jeka74

  • 29 января 2013, 11:20
+
Определена точная дата захоронения — 20 февраля.
avatar

Jeka74

  • 29 января 2013, 18:18
+
В декабре 12-го и янваое 13-го года провели разведки на местах падения 2 ЛАГГ-3 и 1 Ил-2 в районе Лазаревки. По номерам установили судьбу самолетов и экипажей. Во всех случаях летчики остались живы.
Помимо этого осенью 12-го отработали место падения Пе-2 в районе Вардане. Есть останки членов экипажа. Сейчас работаем с архивами. Скорее всего потеря 05.08.42 г. экипаж 742 ОРАП.
avatar

Jeka74

  • 29 января 2013, 10:21
+
Ваши деяния святы. Дай вам бог удачи и терпения!
avatar

posch

  • 29 января 2013, 11:00
+
Скажите, а фамилии солдат ведь будут наноситься на мемориальную стену? Можно бы было Рубахо нанести за раз тоже. В принципе, ещё целый месяц есть у администрации для проверки предоставленной мною информации. Можете посоветовать к кому обратиться?
avatar

posch

  • 29 января 2013, 11:21
+
Этот вопрос решается на уровне военкомата. Есть положительные примеры, когда родственники солдат, погибших в том или ином районе, добивались внесения их имен на ближайших к предпологаемому месту гибели мемориал. Недавно такой случай был в Туапсинском районе на Гунайке.
В любом случае потребуется подтверждение архивными материалами.
avatar

Jeka74

  • 29 января 2013, 11:27
+
В любом случае потребуется подтверждение архивными материалами.
Так они же там и находятся..)
Есть положительные примеры, когда родственники солдат, погибших в том или ином районе, добивались внесения их имен на ближайших к предпологаемому месту гибели мемориал.
Проблема в том, что Рубахо сирота.
avatar

posch

  • 29 января 2013, 11:34
+
Это могут быть не обязательно родственники. Любой человек или группа граждан, общественная организия и т.д. могут выступить с такой инициативой. К бращению нужно приложить копии подтверждающих документов, как минимум из ОБД-мемориал. Если Вы считаете, что в военкомате хранятся все эти документы, то Вы ошибаетесь. Максимум, что там есть это список захоронений с далеко не полными списками захороненых. К примеру в военкомате Крымска хранятся списки на 18 тыс. погибших в Крымском районе, при том, что только на выс. 121.4 (Сопка Героев) погибло примерно 18 тыс. (по спискам безвозвратных потерь). Отдельного человека, который бы этим занимался, в военкоматах как правило нет. А у остальных и без этого работы хватает.
avatar

Jeka74

  • 29 января 2013, 11:40
+
как минимум из ОБД-мемориал
Выходит, надо описать ситуацию и сделать официальный запрос, чтобы прислали заверенные ксерокопии? А потом заявление в комиссариат и приложить их?
avatar

posch

  • 29 января 2013, 12:12
+
Скаченные из ОБД-мемориал документы можно расценивать как заверенные копии, поскольку они размещены на официальном ресурсе Мин.обороны. Прикладываете их в официальному заявлению в военкомат и ждете результат (скорее всего положительный).
avatar

Jeka74

  • 29 января 2013, 12:14
+
Спасибо за помощь! Подожду, что Cub ответит и тогда решим!
avatar

posch

  • 29 января 2013, 12:18
+
Скажите, а запрос надо делать в военкомат из которого погибший призывался? Я пытаюсь деда найти…
avatar

irinkaaa

  • 31 января 2013, 09:58
+
вернее, которым он призывался
avatar

irinkaaa

  • 31 января 2013, 10:02
+
Для увековечения запрос нужен в ввоенкомат по месту захоронения (гибели)
avatar

Jeka74

  • 31 января 2013, 13:25
+
Умер он по дороге в госпиталь, откуда и куда не известно(
А там, где предположительно его захоронили, братскую могилу в 2005 году уничтожили(( Запрос все же попробую отправить, спасибо!
avatar

irinkaaa

  • 31 января 2013, 15:22

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.