О дате "небесного покровителя" и о дате основания города кратко

В своих «Путевых заметках» Арсений Васильевич Верещагин в 1874 году пишет следующее:







Т.е. Архистратиг Михаил — это всего лишь "в вечное воспоминание имени Его Императорского Высочества Великаго Князя Наместника Кавказского". Великий князь Михаил Николаевич Романов.
Заброшенные форты или Даховский пост особо никого не интересовали, лишь место было выбрано для будущего основания «города или посада».
В 1885 году А.В. Верещагин уже не упоминает вообще термины посад Даховский или посад Вельяминовский. Он пишет о посадах Сочи и Туапсе.





Переименование из Даховского в Сочи? А было ли оно вообще произведено официально? Или просто так устоялось? По крайней мере в документах РИ за 1889 год упоминается и Сочи и посад Даховский одновременно в разных документах.

Ну и вообще о биографии Арсения Васильевича Верещагина найденой в сети (К. Бороздин («Новое Время», 1894, № 6495). некролог):

«Уроженец Тверской губернии, в начале 50-х годов он окончил курс в Горыгорецком агрономическом институте, по 1-му разряду, с золотой медалью, и поступил на службу в смоленскую палату государственных имуществ; после чего сделан был чиновником особых поручений при губернаторе, а затем приглашен в Константиновский межевой институт, в Москве, на должность преподавателя таксации. На этом месте он оставался до начала 70-х годов, когда тогдашние современные обстоятельства призвали его на совершенно новое и чрезвычайно интересное поприще. В 1864 г. был покорен и умиротворен Кавказ и 60-летняя война с горцами, истощавшая громадные ресурсы государства, людьми и деньгами, окончилась выселением полумиллионного населения горцев в Турцию и за Кубань; образовался громаднейший пустырь со свежим на себе отпечатком высокой земледельческой культуры; его нужно было заселить и, конечно, дать на нем преобладающее место русскому элементу. У графа Евдокимова был готовый план заселения его кубанским казачеством, и он стал приводить его в действие расселением по берегу моря 12-ти станиц Шапсугского батальона; но обстоятельства заставили графа совершенно удалиться от дел и колонизация Западного Кавказа перешла в руки главного управления наместника. Печатные циркуляры этого управления поставили в известность наше отечество о призыве русских переселенцев на Кавказ, и на них живо отозвалось московское дворянство и купечество. Составилась в Москве компания из 50-ти капиталистов, которая послала депутатов своих А. В. Верещагина и Ковалевского к кавказскому, наместнику е. и. в. великому князю Михаилу Николаевичу, с заявлением желания приобрести покупкою свободные земли и просьбою показать их депутатам. Принятые чрезвычайно милостиво его высочеством, Верещагин и Ковалевский телеграфировали о том в Москву, там телеграмма эта сразу прибавила к прежним 50-ти еще 150 лиц, желающих приобрести, земли. Депутатам указаны были кавказским начальством все свободные земли, и они остановили выбор свой на участках в количестве до 200 тысяч десятин. Отсюда и началось дело колонизации Западного Кавказа на новых основаниях, а в начале 70-х годов сюда приглашен был А. В. Верещагин, прибывший на Кавказ вместе с В. И. Ахшарумовым, известным нашим геодезистом, ныне начальником межевой канцелярии в Москве.


Сначала дело пошло успешно, Верещагин избрал резиденцией своей один из прелестнейших уголков Западного Кавказа, Сочи (Даховский посад) и отсюда делал экскурсии по всему Западному Кавказу. В разных направлениях Черноморского побережья стали появляться пионеры колонизации, вкладывавшие капиталы в отведенные им участки. Все обещало лишь дальнейшее преуспеяние, как вдруг разразившаяся в 1877 г. война с Турцией все перевернула. Турки сделали десант горцев на прежние их пепелища и те, как налетевший смерчь, пошли уничтожать и уничтожили все плоды трудов наших пионеров. По окончании войны, стали возвращаться потревоженные и разоренные поселенцы наши и к прискорбию нельзя не сознаться, что за тем начался период нашей тут колонизации, давший нам покуда самые неутешительные результаты. 24-го мая нынешнего года исполнится 30 лет со дня очищения Западного Кавказа от горцев и за это время на площади, где жило полмиллиона выселенных в Турцию горцев, образовалось покуда не более 30 000 нового и самого пестрого населения, включая в него Новороссийск и другие береговые города и местечки. А между тем громаднейший пустырь, отмеченный когда-то высокой культурой, совершенно теперь задичал и обратился в жилище кабанов и шакалов. Эти общие черты могут дать понятие о той бессильной борьбе с разного рода препятствиями, которая выпала на долю такого талантливого и в высшей степени энергичного деятеля, каким был А. В. Верещагин. В местечке Сочи построил он великолепный православный храм, на деньги Н. Н. Мамонтова, вложил туда же и все свои средства, оставшиеся у него от продажи дома в Смоленске. На достройку же храма было исходатайствовано г. обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым 10 000 р. Да и с постройкой этого храма была у покойного тьма неприятностей. В местной администрации и в межевых чиновниках он постоянно во всем встречал себе тормоз. Доверители его, московские капиталисты, не видя никаких результатов от затраченных ими денег, и изверившись в успехе дела русских поселенцев, постепенно стали устраняться из дела, а в заключении всего земельный участок, приобретенный А. В. Верещагиным на свои деньги, по недобросовестности одного лица, был у него, после 10-ти-летнего владения, отобран и ему пришлось начать дело судебным порядком. После всех этих испытаний и страданий, он приехал в Петербург в начале нынешнего марта, желая напомнить о себе лицам давно его знавшим и искренно уважавшим и попробовать еще раз подживить воспоминания нашего общества о позабытой кавказской окраине. За несколько дней до своей кончины, он стал писать задуманный им ряд статей о колонизации Кавказа, вот на этой-то работе внезапно пресеклась его жизнь. При составлении судебным приставом описи имущества покойного, с охранительной целью, в наличности оказалось у него серебряной и медной монетой всего 3 руб. 31 коп., что красноречивее всего говорит в пользу этого идеалиста-труженика.

Мир праху твоему, честный деятель и страдалец — пионер русского дела на одной из наших окраин.»
  • +22
  • 03 марта 2020, 00:34
  • RebelNeo

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
и вывод?
(кат есть же...)
avatar

so3537

  • 03 марта 2020, 07:08
+
Какое унылое повествование. Ни одной новой, тем более остроумной, мысли, ни одного нового имени. ни одного нового факта. Пережёвывание всем давно известного произведения Верещагина. И как «фирменный стиль» Кондрякова — нуднейшие простыни бесконечных страниц с «ятями», что должно сообщить о некоей «причастности» Кондрякова к «труднодоступным» историческим документам. Мухи дохнут от таких «исследований»! Стыдно…
avatar

12345

  • 03 марта 2020, 15:42
+
Ответил тут, в комментарий не влезло из за ограничений сайта
avatar

RebelNeo

  • 04 марта 2020, 15:47
+
Неадекватность «афтора» заключается в полном несоответствии названия «Заметки» — О небесном покровителе" и последующем нудном, с бесконечными простынями ненужных бумаг с «ятями» рассказа о… Верещагине, о его судьбе. о его некрологе. Кондряков просто не понимает простой вещи — тема должна соответствовать содержанию. После такого убожества «мышления» Кондрякова продолжать ещё что-то уточнять НОВЫМИ ПРОСТЫНЯМИ — это извращение! Но есть люди, которым понравится!
avatar

12345

  • 04 марта 2020, 17:12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.