В выборах мэра Сочи намерен участвовать житель Казани, более 50 раз выдвигавший себя в главы регионов страны
Как неожиданно выяснилось, Сочи — жемчужина демократии у моря авторитаризма. Призыв «Все на выборы!» применительно к Сочи толкуется шире, чем мы привыкли. Все могут идти на выборы мэра этого города, и не обязательно в качестве избирателей. Еще можно пойти в качестве кандидатов на эту престижную должность. И уже пошли. Народ с интересом обсуждает возможности Лугового с Волочковой, а в Казани тем временем готовится подать заявку еще один соискатель мандата сочинского мэра. И тут я попросил бы его конкурентов снять перед ним шляпы. Можно не сомневаться, такого соперника они никогда не видели и вряд ли увидят, даже если проживут долгую жизнь и доживут аж до выборов российских губернаторов.Знакомьтесь, Дмитрий Бердников! Это я представляю Дмитрия Николаевича жителям Мордовии, Еврейской автономной области, ну и, пожалуй, Курганской области. Во всех остальных регионах его, кажется, и так знают. Повсюду и везде казанский бизнесмен и правозащитник самовыдвигался на посты губернаторов и президентов, регистрировался в качестве кандидата, собирал подписи.
Мы сидим с Бердниковым возле карты России, и он совершает беглую экскурсию по местам былых сражений.
— На Алтае я выдвигался, в Бурятии тоже, в Амурской области, в Хабаровской, в Приморском крае, в Архангельской, в Тамбовской, в Челябинской… Вот интерено: в Челябинской области я подал заявку одновременно на губернатора и на мэра Златоуста.
Я напоминаю Дмитрию, что мне уже приходилось писать о подобной коллизии, когда в 2000 году он одновременно пытался стать президентом двух республик — Марийской и Удмуртской. Закон допускал его участие и тут, и там, и трудно было представить, что было бы, если бы он вдруг победил на обеих территориях.
К слову, заметим, что побеждать Бердникову не доводилось нигде, даже в родном Татарстане, где он, само собой, пытался стать и президентом, и депутатом. Впрочем, на последних выборах в Госсовет Татарстана, 1 марта, он хоть и проиграл, но набрал 19 процентов. Чего и вам желаем.
Бердников хранит кандидатские карточки, и особенно дорога ему первая. В 1999 году его зарегистрировали кандидатом на должность мэра Москвы. Получал он документ вместе с Лужковым, Митрофановым, Бородиным…
— Есть что вспомнить, — говорит он. — В Орловской области моим соперником был Строев, в Саратовской — Аяцков, в Самарской — Титов, в Новгородской — Прусак, в Ростовской — Чуб, в Красноярском крае — Лебедь, в Ульяновской — генерал, забыл фамилию, в Магаданской — Цветков, которого потом убили.
Конечно, Дмитрию давно пора садиться за мемуары. Одни только перечисления регионов и соперников — полкниги. А какие подробности!
— В Санкт-Петербурге, где я выдвигался с Валентиной Матвиенко, меня и моих помощников задержали на милицейском посту и выкинули из машины. Я написал жалобу. Машину через месяц вернули, а подписные листы, которые мы везли, пропали. В Якутии мне предложили крупную сумму, чтобы я отказался от участия в выборах. Я в шутку попросил 80 килограммов алмазов — это мой вес. Собрал подписи, но не зарегистрировали.
В 2004 году Бердников добрался до Чечни. Это было после убийства Ахмата Кадырова.
— В то время выборов нигде не было, и я немного заскучал, — рассказывает он. — Решил испытать экстрим. Вдобавок мне сказали, что по-чеченски «берд» — это «брат». Я подумал, что моя фамилия — дополнительный плюс.
Минусов там, однако, набралось больше, чем плюсов, но Дмитрий приобрел новый опыт. Говорит, были бы выборы в Ираке или Афганистане — он был бы готов принять в них участие.
— Повсюду я выявлял очень способных помощников — инвалидов, пенсионеров. Из простых людей делал политтехнологов, — смеется он.
Понятно, все эти избирательные кампании стоили Бердникову немалых денег. Он даже назвал мне сумму, которую я не решаюсь обнародовать. Деньги у Дмитрия водились. Выпускник Казанского финансово-экономического института, он занимался строительным бизнесом, производством и сбытом парфюмерно-косметической продукции. Бизнес, как он рассказывает, у него грубо отобрали, самого хотели посадить, но уголовное дело даже до суда не дошло.
В ответ Бердников создал и зарегистрировал всероссийское движение «Против преступности и беззакония», имеющее отделения во многих регионах страны. «Это был вызов ограбленного государством человека этому самому государству», — заявляет он в одном из своих печатных трудов. Дмитрий считает, что борьба с беззаконием должна стать нормой жизни каждого гражданина и что каждый гражданин должен знать свои права.
Кстати, о правах. Когда у нас отменили выборы губернаторов, многие писали о том, что людей решили права выбирать. Но ведь это не всё. Вдобавок каждого человека лишили права быть избранным. Понятно, что право это было весьма призрачным, но все же оно было. И Дмитрий Бердников, который в чьих-то глазах выглядит наивным чудаком, на своем примере показал, что этим правом можно было пользоваться. Пусть чаще всего без выгоды для себя, но и без вреда для окружающих.
Ну а что касается Сочи, то Бердников намерен внести денежный залог, зарегистрироваться и, вступив в предвыборную борьбу, рассказать жителям города об опыте, который он накопил в период подготовки Казани к ее 1000-летию. В ту пору он организовал общественный комитет по контролю расходов на юбилейные мероприятия, будоражил прокуратуру России, УБЭП МВД, подключал к делу депутатов Госдумы.
— Было сделано около 100 депутатских запросов, — вспоминает он. — По нашим заявлениям возбудили 13 уголовных дел. Думаю, при подготовке Олимпиады у Сочи будут похожие проблемы.
Выборы в Сочи при всей их эксцентричности обещают быть выборами. К олимпийскому городу подтягиваются самые разные политические силы. И нам интересно, и мировая общественность понаблюдает. В этих условиях назначить кого-то трудновато, придется выбирать. Вышло не по формуле Черномырдина, а наоборот: хотели как всегда — получилось как лучше.



Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.