История сохранившаяся и история забытая. О судьбах Православных храмов посада Сочи.(К 130 - летию освящения собора Архангела Михаила)

В этом году сочинский собор Архангела Михаила празднует 130 – летие своего основания(освящения), однако Православная Вера пришла на берег Чёрного моря гораздо раньше. По древне-церковному преданию эти места проходил св.апостол Андрей Первозванный, позже Православие просияло в этих краях во времена византийского императора Юстиниана Великого, затем в 12-13 в.в. распространению христианства на Черноморском побережье способствовало объединённое Грузинское царство при царицах Тамаре и Русудан. Однако позднее, после падения Византии, в следствии влияния Османской Империи, развитие Православия на побережье угасло и вновь купола и кресты храмов засияли на берегу Чёрного моря, под короной Российской Империи, утвердившейся на этих территориях после победы в русско-турецкой войне и заключения Адрианопольского мирного договора 1829 года. Нет, конечно, не сразу здесь началось строительство храмов. В фортах – крепостях Черноморской береговой линии (1837 – 1854г.г.) несли своё христианское служение войсковые священники. По окончанию Кавказской войны в 1864 году, началась обширная колонизация этих территорий, и поскольку пребывающее население в подавляющем большинстве было православного исповедания, началось и строительство храмов, одним из первых, которым и стал собор Михаила Архангела.
Из-за недостатка денежных средств строительство собора затянулось на долгие 17 лет. Главного радетеля его сооружения и обустройства А.В. Верещагина к завершению дела стали даже считать помешавшимся, за его неугомонный нрав и усердие. Завершено строительство собора, начатое на частные средства, было попечительством Святейшего Синода, выделившего в 1888 году недостающую для достройки часть средств.
За время строительства собора на территории Сочинского округа успели появиться сельские храмы в Верхней Николаевке, селе Весёлом и других местах. Конечно, эти храмы были легковесными из древесины, были и просто молитвенные дома, но при них осуществлялась полноценная церковно-приходская жизнь, действовали церковно-приходские школы, велись учётные метрические книги и т.п., о чём сохранились сведения в архивных фондах Музея истории города – курорта Сочи.
К концу 19 столетия была учреждена Сухумская епархия, Тифлисского экзархата Православной Греко – Российской Церкви, в состав которой вошла и новообразованная Черноморская губерния с её административным центром в Новороссийске. Основная функция духовного просвещения и образования в этот период легла на плечи церковных деятелей того времени. Так епископ сухумский Агафодор(Преображенский) за два года своего управления епархией открыл 22 школы, по его инициативе была учреждена церковно-археологическая комиссия. Именно он освящал отстроенный в 1891 году собор в Сочи. Позднее когда еп.Агафодор был переведён на Ставропольскую кафедру он возглавил Ставропольский отдел Императорского Православного Палестинского Общества, под эгидой которого он продолжал заниматься духовным и научным просвещением своей паствы.
Большую роль в просветительской деятельности на Черноморском побережье начала 20 века сыграли Православные братства основанные в Сухуми (Александро-Невское), Сочи (Свято-Николаевское) и Анапе(Осиевское). Эти братства помогали в организации школ, строительстве храмов, печатной деятельности для духовного и исторического просвещения. Председатель Сочинского Свято-Николаевского братства Павел Амплиевич Россиев трудился, и на светском, и на церковном поприщах. Он радел: о просвещении населения, благотворительности, борьбе за трезвость, сохранении истории Черноморского побережья. Павел Россиев возглавил Строительный комитет по постройке церкви, приюта и школы на Хлудовской стороне посада Сочи в феврале 1912 года. Храм был обустроен в развалинах бывшего Хлудовского винного завода, в его погребной части. Уже в декабре 1913 года при этом храме начало свою деятельность основанное Россиевым Сочинское Свято-Николаевское братство, а в мае 1914 года храм был освящён.
Просуществовал храм на Хлудовской стороне до начала 30-х годов, порядка 20 лет. В связи с тем, что его архитектурное обустройство не было для храмов того периода классическим, в народе его называли «церковь без купола», он был легко потерян в реконструкциях для нужд курорта. После его закрытия, в его помещении был устроен цех для розлива безалкогольных напитков, в годы ВОВ в этом цехе изготавливали бутылки с зажигательной смесью, необходимые для фронта спирт и уксус, а позже и заменяющую кровь плазму на основе морской воды, для переливания раненым. В 50-е годы, после реконструкции, здание храма вошло в комплекс Сочинского пивзавода и сохранялось в ансамбле его сооружений вплоть до его окончательного разрушения(сноса) в 2013 году, при строительстве жилого массива.
С 1914 по 1916 г.г. храм в честь свт.Николая чудотворца на Хлудовской стороне действовал как приписной к собору св.Архангела Михаила, таким образом вполне вписываясь в его историю. Но с 1916 г. по ходатайству епископа сухумского Сергия этот храм получил статус самостоятельного прихода, решение принималось Святейшим Синодом по указу царя Николая Второго, и с этого момента начинается его самостоятельная жизнь и история, наполненная интересными судьбами и событиями тех лет. // ngsochi.com/nasha-istoriya/9768-istoriya-sochinskogo-khrama.html /
  • +60
  • 01 октября 2021, 18:13
  • dionisy-s

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
Храм был обустроен в развалинах бывшего Хлудовского винного завода, в его погребной части.
Это и впрямь удивило. Храм на винном погребе?
avatar

22082017

  • 01 октября 2021, 22:52
+
Представте себе! И был освящён 5 мая (18 мая по н.с.) в день образа Пресвятой Богородицы именуемого «Неупиваемая Чаша», перед которым молятся об избавлении от недуга пьянства и т.п. ...
avatar

dionisy-s

  • 02 октября 2021, 01:28

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.