Из архивов Богословских (Часть-2) Шапсуги из Аше – конец XIX ВЕКА

Заметное место в материалах, любезно предоставленных нам Екатериной Богословской, занимают фотографии сельской жизни сочинского побережья. Здесь и бытовые сцены жизни крестьян, и ландшафты, и парки. Особенно колоритно выглядят коренные жители нашего побережья — шапсуги. Мне и моему коллеге Михаилу Кудину мысль о том, что хорошо бы узнать историю этих людей, пришла одной из первых в разработке всего проекта. Стали пересматривать первоисточники – и результаты появились довольно-таки скоро. Далее инициативу по поиску в аулах, расположенных на реке Аше, взял на себя Михаил. Ниже его продолжение наших совместных поисков.



Тох Чилезах Мустафович.

Среди фотографий, присланных из архива Богословских, есть немало изображений горцев из долины реки Аше. Фото одного из них, можно увидеть не только рядом с дольменами Аше, но и на крыльце Голубевой дачи.



Андрей Кизилов обратил внимание, что этот же человек изображен на фото из книги «Оружие народов Кавказа». Фотография подписана так: «Шапсугский дворянин. Аул Красноалександровский. Начало ХХ века.



От Сизо Махмуда Салиховича нам было известно, что его дед Мус Хататович участвовал в приеме на Голубевой даче участников автопробега Новороссийск – Гагры в 1911г. Уж не он ли изображен на фото? С этим вопросом и просьбой показать более поздние фото деда для «опознания», мы к нему и обратились.

Оказалось, что на фото изображен другой, замечательный горец из аула Хаджико — Тох Чилезах Мустафович.



Собранные о нем сведенья, к сожалению не полны и фрагментарны, но позволяют открыть интересные страницы истории Сочи.

Очевидно, что он, являясь наиболее активным, культурно развитым и предприимчивым из шапсугов и хорошо знавшим русский язык служил на даче Голубевых. Этим объясняется и то, что Чилезах Тох представил от аула Красноалександровский свои экспонаты на выставку «Русская Ривьера» в 1913г. — бутылки мёда «Шон», колоссальную айву, яблоки. Экспонаты Чилезаха были отмечены бронзовой медалью.

Как искусный медовар Ч. Тох славился среди всех шапсугов, поэтому в аулах до сих пор рассказывают такую легенду об этой выставке: «Шон, который варил Чилезах Тох, привел в восторг самого императора Николая II, который наградил Тоха серебряным кинжалом».

В аулах закрытых от внешнего мира, где практически не знали русский язык, почти не доходили известия о войнах, которые вела Россия в начале ХХ века, революциях. Именно от Чилезаха Тоха аульчане узнали о свержении русского царя.

При образовании Шапсугского района Ч. Тох вместе с некоторыми другими авторитетными и зажиточными шапсугами выступил против. Свою позицию они объясняли тем, что создание своей административной единицы, учитывая малочисленность населения, вызовет лишь лишние расходы, тогда как эти деньги с успехом можно использовать на более неотложные дела.

В период НЭПа Тох с успехом занимался перепродажей скота, шерсти и другой продукции. Затем грянули коллективизация и раскулачивание. Двухэтажный дом Чилезаха перешел к аульской больнице, а семья вместе со многими другими репрессированными была отправлена в Северный Казахстан.

Потомки Чилезаха Тох в ауле Хаджико и сейчас бережно хранят бутылку с надписью «Шон», замечательного напитка на основе каштанового меда, который их предок отправил когда-то на выставку «Русская Ривьера» в Санкт-Петербурге.

Личности остальных горцев, на других фото, определить, пока не удалось. Любопытно, что один из них с белой «чалмой» является хаджой – совершившим паломничество в Мекку.


Лошади горцев привлекали большое внимание Ивана Николаевича Кривенко, брата первого главы Туапсе. Некоторые из своих рисунков лошадей, он делал именно по этим фотографиям.



И это не случайно. В то время в аулах долины Аше разводились лучшие лошади в Черноморской губернии – потомки выродившейся верховой восточной породы (типа кабардинской) отличавшейся устойчивостью к малярии. На этих лошадей была самая высокая цена от 100 до 150 рублей. Разводили так же лошадей упряжного типа, смешанных кровей.

(Отдельные материалы взяты из книги Д.М. Нагучева «Мой родной Хаджико».)

Полная версия, дополнение фотографиями и рисунками Ивана Николаевича Кривенко будет на днях опубликована на сайте Сочинского РГО. Мы работаем с живыми, полевыми материалами, а они, само собой разумеется, в отличии от архивных данных пополняются нашими усилиями. Материалы публикуются впервые.
  • +16
  • 08 февраля 2015, 23:56
  • drevniy

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
+
На кинжале изображено два креста. Опять автор скажет что это типо солнце.
avatar

vallahar

  • 09 февраля 2015, 08:46
+
Орнаментация имеет корни в глубине тысячелетий. Три тысячи лет назад Сочи находился в зоне Кобанско-колхидской культуры.
Вот орнаментация того времени.

avatar

drevniy

  • 09 февраля 2015, 09:15
+
А что если крест, значит обязательно христианство?)
avatar

so3537

  • 09 февраля 2015, 09:20
+
Ни в коем случае! Крест это солярный знак. Протоарийские культуры — андроновская, синташтинская и пр. пользовались им тогда, когда в Египте ещё не было колесниц!
avatar

drevniy

  • 09 февраля 2015, 09:27
+
Умиляет что на всех иконах, барельефах и прочем Иисус на кресте, и распят на нем же… хотя, в Римской империи и казни такой не было. Распинали на Т-отбразных и Х-образных столбах.
drevniy поправит, но, насколько я знаю, при раскопках культурных слоев того времени не найдено ни одного креста для распятия…
avatar

so3537

  • 09 февраля 2015, 09:53


+
Образ Иисуса — это измененный образ солярного бога, который умирает и возрождается, отсюда и крест именно как символ солнца)
Дорисовали черточку к истории, вот и все.
Утрирую, конечно, но как-то так.
avatar

moriarti13

  • 09 февраля 2015, 10:05
+
Дорисовали черточку к истории
Ну да… там дорисовали, тут добавили, там изменили чуток…
Когда веришь правда не нужна…
avatar

so3537

  • 09 февраля 2015, 10:14
+
Согласен с so3537 и moriarti13. Если поинтересоваться, то день зимнего солнцестояния и католическое Рождество совпадают. Солнце как бы почти умирает и возрождается вновь. То есть — Рождество. Начинает прибавляться день. По сути на старые языческие культы и астрономические знания приложен новый конфессиональный вариант. А суть не меняется, и символика тоже.
Дюжина, двенадцать апостолов, двенадцать месяцев и т.д. — всё идёт от месопотамского шестидесетичного исчисления. 60-45-30-15-12 числа одного дробного цикла. Но почему 12? Да 12 делится на большое и оптимальное число равных долей. Одно из самых удобных чисел. Естественно и символика идёт туда же своим чередом. Крест, и как производные от него роза ветров, восьмигранник «багуа» и пр.
avatar

drevniy

  • 09 февраля 2015, 12:47
+
По сути на старые языческие культы и астрономические знания приложен новый конфессиональный вариант.
Математика — царица всех наук…
avatar

rem-sochi

  • 09 февраля 2015, 13:16
+
Отдельная тема топика будет не по теме истории Сочи, посему дам информацию — поскольку был озвучен вопрос. Свастика и крест в андроновской культуре — культура протоарийской эпохи.

костюм женщины андроновской культуры

колесница, в Египте ещё не было колёс со спицами

арии — в атаку

А вот андроновский воин, свастика на щите.

Древние блюда из керамики — полная аналогия монет боспорского царства!
avatar

drevniy

  • 09 февраля 2015, 18:35
+
Анроновская культура не прото- а именно АРИЙСКАЯ, поскольку арии — это общие предки индийцев и иранцев (но никак не славян и германцев!), а андроновская культура — именно протоиранская. Читайте профессора Л.С.Клейна, колеги — а именно его «Время кентавров». Исключительно информативная книга по истории и культуре древних Ариев.
avatar

Gennadius

  • 03 марта 2015, 15:06

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.