"Голодное шоссе"

Одной из ярких достопримечательностей нашего города-курорта, несомненно, является автомобильная магистраль. Узкой лентой извивается шоссе по побережью, то поднимается высоко в горы, преодолевая перевалы, то спускается вниз, в глубокие ущелья, то ровно пролегает по обширной долине. Даже рядовая поездка по Новороссийско – Сухумскому шоссе – уже полноценная экскурсия в прошлое и настоящее причерноморья. На сотни километров протянулась эта дорога, соединяя города и населенные пункты Черноморского побережья Кавказа. Сотни тысяч людей ежегодно пользуются этой чудесной дорогой и любуются живописной панорамой, сопровождающей поездку, но не многие знают ее историю.

После окончания Кавказской войны в 1864 году Черноморское побережье не только формально, но фактически вошло в состав Российской империи. Лучшие участки земли на побережье были пожалованы членам царской фамилии и приближенным к ним лицам. В частности, лучший курорт «Гагра» был пожалован зятю царя – принцу Ольденбургскому. Однако, развитие края проходило, в какой-то степени, стихийно. Земельные участки распродавались по «бросовой цене» — 5 – 7 копеек за квадратную сажень. Знать среднего достатка – отставные военные, чиновники, врачи, инженеры, биржевые дельцы и коммерсанты охотно скупали землю. Одни на купленной земле
вырубали лес и выгодно продавали ценную древесину, другие строили небольшие
частные дачи. Однако, приобретя здесь землю, ее обладатели стали вроде щедринских
генералов, попавших на необитаемый остров, не могли обойтись без «мужика», и
царское правительство позаботилось о доставке сюда, в первую очередь, крестьян.

Уже в 1864 году на участке между Новороссийском и Туапсе было поселено 800 отставных
солдат и матросов с семьями – с целью организовать здесь 25 станиц. Этим людям
предоставлялись значительные льготы: они обеспечивались средствами для обзаведения
хозяйством ( по пятидесяти рублей на семью), они освобождались от всех видов налогов
и податей, их дети освобождались от призыва на действительную военную службу, им
выдавались семена для посева. Но не заинтересованные в том, чтобы закрепиться на
побережье, эти невольные поселенцы делали все от них зависящее, чтобы вырваться
отсюда. Доходило до того, что выданные им семена обдавали кипятком, прежде чем
сеять, чтобы доказать, что здесь они не произрастают. Через два года на побережье была направлена правительственная комиссия для обследования быта переселенцев. Комиссия пришла к заключению, что местные крестьяне не способны освоить культуру земледелия на Кавказе.
После такого заключения группа агрономов была направлена с заданием вербовать
переселенцев для Черноморского побережья Кавказа среди армян, греков, грузин,
которым предоставлялись огромные льготы. Они привезли с собой новую культуру
земледелия – террасную. Взращивали кукурузу, табак, культурные сорта винограда,
закладывали сады.

Параллельно с этим проводилось добровольное переселение крестьян из
центральных областей России и Малороссии, из Валахии (современной Молодовы)
и Эстляндской губернии (современной Эстонии). Кому там невмоготу было жить от
безземелья и бескормицы, от притеснения властей, устремились на Кавказ.
Совершенно не зная местных условий, они привезли с собой единственные,
испокон веков знакомые им культуры – пшеницу и рожь, некоторые привели своих коров
– буренушек. Здесь же, в условиях нового климата, рельефа местности, иной кормовой
базы – эти буренушки заболевали и гибли. Посеянные пшеница и рожь урожаев не
давали – климат неподходящий.

Многие из переселенцев болели малярией, и никто из них не получал медицинской
помощи. Тяжелой и скудной была жизнь этих людей, практически впроголодь, но они
вынуждены были оставаться здесь. Многие из них покинули хозяйство, становились
строителями, поденными и сезонными рабочими. Постепенно вырастали селения,
хутора, но они были разрозненными, сообщение их с внешним миром осуществлялось
только морем, да немногочисленными вьючными тропами вдоль берега.
В 1891 году Россию поразило страшное стихийное бедствие – засуха, охватившая
многие хлебопроизводящие губернии. Тысячи крестьян умирали от голода. Сотни тысяч
голодающих крестьян устремились на окраины Российской империи в поисках работы
и хлеба. Правительством были разработаны экстренные меры и профинансированы
экономически значимые проекты с целью создания рабочих мест для голодающих.
Было начато строительство великого Транссибирского железнодорожного пути, а на
побережье Черного моря было решено проложить Новороссийско – Сухумское шоссе.
Девяносто тысяч голодающих крестьян принимало участие в строительстве
шоссе вдоль берега моря. Тяжело доставался им кусок хлеба, непомерно тяжелым был
труд. Лом, кирка, лопата были самыми совершенными «машинами» в руках строителей,
других механизмов они не знали. Этими примитивными инструментами приходилось
прорубать карниз дороги в горных породах, в воздухе носилось великое множество
комаров, заражая людей малярией ( каждый третий из строителей болел этой болезнью).
За свой нечеловеческий труд – от зари до зари, рядовой строитель получал по восемь
копеек в день, которых ему хватало только на полтора фунта ржаного хлеба, на кварту
кваса и пару луковиц – это был его дневной рацион.

Полуголодное существование, полное отсутствие техники безопасности,
медицинской помощи привели к тому, что, по официальной статистике, погибли 18
тысяч человек и были похоронены по обочинам этой дороги. Не случайно официальное
название «Новороссийско – Сухумское шоссе» было тогда заменено у народа скорбным
названием «Голодное шоссе».

Дорога была закончена в 1895 году, но мосты сделаны только к 1900 году. С этого
времени шоссе и было сдано в эксплуатацию. Автомобильная магистраль не всегда была
такой благоустроенной, какой мы ее видим сейчас. Просто вырубленное в скалах шоссе
не имело никакого покрытия, огромные вымоины служили серьезным препятствием для
единственного в то время гужевого транспорта. Только в 1924 году оно было покрыто
щебенкой, в конце тридцатых годов местами покрыто асфальтом, в пятидесятые – шестидесятые годы двадцатого столетия значительно расширено.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога» говорит:
«…Братья, вы наши труды пожинаете,
Нам же в земле истлевать суждено,
Все ли нас, бедных, добром поминаете?
Или забыли давно?»

Строительство шоссейной дороги буквально вдохнуло жизнь в побережье.
Вдоль дороги стали формироваться населенные пункты, трактиры для проезжающих,
предприятия местной промышленности, а по состоянию на 1913 год насчитывалось
150 больших и малых дачных поместий, вокруг которых селились переселенцы, что
доказало важное значение дороги в экономике Черноморского побережья Кавказа.

источник
  • +85
  • 13 января 2015, 11:16
  • GUNPOWDER

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+
лучший курорт «Гагра» был пожалован зятю царя – принцу Ольденбургскому
Чушь пишет этот Писоцкий, а вы копируете чужое не глядя…
Это Александр Петрович Ольденбургский создал там курорт. Не было там ничего до него, не считая полуразрушенных храма и крепости.
avatar

so3537

  • 13 января 2015, 12:53
+
красота природы имеется ввиду
avatar

GUNPOWDER

  • 13 января 2015, 12:59
+
лучший курорт «Гагра»
А это что? мест красивых и так полно в той же Абхазии. А лучшим курортом Гагра уже потом стала, при чем не курортом, а называлась она климатическая станция.
avatar

so3537

  • 13 января 2015, 13:05
+
Причем курорт или климатическая станция развивался весьма системно. А этими плодами созидательной деятельности Ольденбургского до сих пор пользуются
avatar

bern

  • 13 января 2015, 22:01
+
Интересно посмотреть имение Ольденбургского. Его несколько лет реставрировали. Правда, не знаю для кого. Может быть, кто-то выкупил…
avatar

so3537

  • 13 января 2015, 22:05


+
avatar

GUNPOWDER

  • 13 января 2015, 22:13
+
При чем здесь ресторан «Гагрипш»? речь идет о замке (имении Ольденбургских)
avatar

so3537

  • 13 января 2015, 22:19
+
обшибся, но красиво и то, и то!
avatar

GUNPOWDER

  • 13 января 2015, 22:28
+
А этот домик ни о чем не говорит?
avatar

so3537

  • 13 января 2015, 23:03
+
к сожалению нет
avatar

GUNPOWDER

  • 13 января 2015, 23:05
+
А этот замок и есть родовое имение Ольденбургских в Рамони под Воронежем. А в Гаграх… так… дачка…
В Рамонь специально ездил посмотреть.
avatar

so3537

  • 13 января 2015, 23:09
+
Просто вырубленное в скалах шоссе не имело никакого покрытия
По крайней мере, когда изредка в Черешне ремонтируют дорогу, после старого молдовского моста, то в теле дорожного полотна находят под асфальтом и щебёнкой сплошной настил из дубовых плах.
avatar

Lesnik

  • 13 января 2015, 14:49

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.