Крепость Багу

Волконский дольмен-монолит известен достаточно хорошо. А вот о крепости Багу (Годлик), которая находится в каких-то десяти минутах ходьбы от платформы Волконка по левому берегу ручья Годлик знают немногие.

Крепость функционировала на протяжении длительного времени и имеет два исторических периода её использования — византийский и генуэзский. По мнению Ю. Н. Воронова, эти периоды датируются V—VIII и XIV—XV вв., по мнению руководителя Лооской археологической экспедиции, проводившей в 1992—1993 расчистку и обмер объекта, Б. Б. Овчинниковой — VII—X и XIV—XV вв. При строительстве была использована характерная для римско-византийской эпохи традиция кладки — двухпанцирная с внутренней забутовкой.
На территории крепости обнаружены фрагменты керамики, в том числе «хазарской» посуды.
В генуэзский период была достроена дополнительная стена техникой итальянских фортификаций — «В ёлочку».

Автор 5 века н.э. Псевдо-Арриан упоминает крепость Багу, находящуюся к северу от Мамай-Кале, которая по описанию соответствует нашим руинам Годликх. Слово Багу древнегреческое и в переводе означает «шум; рокот при­боя». Однако учёные полагают, что наибольшего расцвета она достигла в позднеантичное время римлян. По имеющимся сведениям, некоторые стены до­страивались уже в период генуэзской колонизации в 14-15 веках н.э. Сложно представить весь этот многовековой отрезок времени. Кого здесь только не было в разные времена. Даже легендарные Ахейцы, громившие в своё время стены Трои и, потеснённые затем не менее воинственными Дорийцами, при­были к этим берегам и преспокойно поселились в районе нынешней реки Шахе (п.Головинка), называвшейся в те древние времена Ахеунта.

Ряд античных историков упоминает о свирепых гениохах, обитавших как раз на описываемой территории. Гениохами называли родственные (хотя нередко враждовавшие между собой) племена, такие как ахеи, зихи, керкеты, а, к позднеантичное время саниг., Гениохийские племена всегда сла­вились как звероподобные морские разбойники, напоминающие чем-то викингов Севера. Кстати сказать даже ладьи — драккары скандинавских мо­реплавателей, имели определённое сходство с лёгкими лодками гениохов -камарами.
Дионисии Периэтет (2 век н.э.) называет гениохов, зихов и ахеев «Большим племенем Камаритов», Слово «Камара», в дословном переводе с греческого, означает «крытая повозка» или «сводчатая комната». Вот как описывает устройство гениохийских судов римский античный историк Кор­нелий Тацит: «Корабли эти называются у них камары, борта их расположе­ны близко друг к другу, а ниже бортов корпус расширяется; варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами; когда море бурно и волны высоки, поверх бортов накладывают доски, обра­зующие что-то. вроде крыши, и защищенные таким образом барки легко ма­неврируют. Грести на них можно в любую сторону, эти суда кончаются ост­рым носом и спереди, и сзади, так что могуг с полной безопасностью прича­ливать к берегу и одним, и другим концом».

Известный философ-стоик Сенека упоминает «Свирепого гениоха, живущего на крутой скале негостеприимного Кавказа».

Со временем эти викинги Чёрного моря, обрели еще одну «профессию» так сказать специализировались на работорговле. Они стали ловцами и по­ставщиками рабов на рынки Средиземноморья. Очевидно, что крепость Багу являлась крупным центром торговли и в частности, работорговли, как в античный период, так и в средние века.

Отрывок (почти легенда) из «Географии» знаменитого Страбона:
«Побережье ахейцев, зихов и гениохов, лишённое большей частью га­ваней и гористое, является частью Кавказа. Эти народности живут морс­ким разбоем, для чего у них есть небольшие, узкие и лёгкие лодки вмести­мостью приблизительно до 25 человек, редко-до 30; греков они называ­ются «камарами». Как говорят, эту Ахею заселили фтиотийские ахейцы из войска Язона, а лаконцы поселились в Гениохии; предводителями после­дних были Крекас и Амфистрат — возницы Диоскуров; по всей вероятнос­ти, гениохи получили своё имя от них. Снаряжая флотилии таких «камар» и нападая то на купеческие корабли, то даже на какую-нибудь страну или город, они господствовали на море. Иногда им помогают даже жители Бос-пора, предоставляя свои корабельные стоянки и рынок для сбыта добычи. Когда они возвращаются в родные места, то при отсутствии корабельных стоянок им приходится на своих плечах переносить «камары» в леса, где они и живут, обрабатывая скудную землю. Когда же наступает время пла­вания, они снова несут свои лодки к берегу. Точно так же поступают они и в чужих странах, где им хорошо известны лесистые места; там они прячут свои «камары», а сами пешком бродят днём и ночью, похищая людей для продажи в рабство. Похищенных они с готовностью предлагают отпустить за выкуп, извещая об этом после выхода в море их родных. В землях, под­чинённых местным властителям, правители оказывают помощь жертвам насилия; они нередко в свою очередь нападают на разбойников и, захва­тив их «камары», приводят назад вместе с экипажем».

Далее Страбон сообщает, что области, подчинённые Риму, не борются с пиратством вследствие небрежения (а, возможно, и корысти) посылае­мых туда правителей.

Представим себе что, во времена римлян, наместник крепости Багу, впол­не мог быть союзником морских разбойников гениохов. Он не только закры­вал глаза на захват мирных жителей в рабство, но и сам принимал активное участие в работорговле, наживая при этом немалые барыши.

Местные жители наших дней, приспособившие часть крепости под не­большие дачи — огородики, мирно трудятся здесь или пасут коз точно так же, как и в эпоху Рима. Они даже не подозревают о событиях почти двухтысячелетней давности, происходивших здесь. И невдомек нынешним людям, чем могло бы закончиться для них, живи они в те суровые времена, появле­ние на море узких остроносых лодок — камар.
  • +23
  • 01 января 2013, 21:32
  • GUNPOWDER

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+
У знаменитого Страбона небезынтересная фамилия.
avatar

ree4

  • 01 января 2013, 22:13
+
Они даже не подозревают о событиях почти двухтысячелетней давности, происходивших здесь. И невдомек нынешним людям, чем могло бы закончиться для них, живи они в те суровые времена, появле­ние на море узких остроносых лодок — камар.
Я не пойму, почему какой-то утырок позволяет себе публиковать какие-то тексты или делать выводы по истории города, без каких-либо ссылок на предмет повествования? Что это может обозначать?
avatar

svinstvunet

  • 01 января 2013, 23:41
+
Свинтус, вам-то чего переживать, вас бы в рабство брать не стали. сразу бы на хаш пошли
avatar

GUNPOWDER

  • 02 января 2013, 10:10
+
Шутничок ты дешёвый.
avatar

svinstvunet

  • 02 января 2013, 13:04
+
да куда мне
avatar

GUNPOWDER

  • 02 января 2013, 13:10


+
действительно
avatar

svinstvunet

  • 02 января 2013, 13:13
+




avatar

GUNPOWDER

  • 02 января 2013, 13:17
+
Вот, вот хорошая подборка, где-то приблизительно так вы и выглядите, в моих глазах :)
avatar

svinstvunet

  • 02 января 2013, 16:26
+
да нет, всё же о вас в вашей свинячьей жизни
avatar

GUNPOWDER

  • 02 января 2013, 17:35
+
Чего вы заедаетесь, люди высказывают своё мнение, рассказывают и пересказывают истории правдивые или не очень, считают необходимым привлечь внимание к теме истории.
Даже если человек заблуждается в мнении, но при этом не причиняет вреда обществу, нет необходимости его обижать.
Демократия дает гражданину право на собственное мнение и его представление общественности, несогласные могут не слушать, не читать или дискутировать.

Надеюсь скоро нас понудят писать под своими настоящими именами, и тогда все оскорбители, все кто пишет гадости на участников без причины, будут обязательно наказы по всей строгости беззакония.
avatar

Unqwer

  • 02 января 2013, 19:27

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.