Сочинские премьеры
4 октября в Зале органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской состоялся концерт известного камерного ансамбля из Армении «Трио имени Хачатуряна». Этим концертом начался гастрольный тур коллектива, посвящённый 20-летию со дня образования.
Ансамбль не впервые выступает в Сочи, мы помним их визиты в предыдущие годы, концерты в Органном зале, в Зимнем театре, совместно с Сочинским симфоническим оркестром, когда музыканты исполнили три концерта Петра Ильича Чайковского. Встречи с ними это всегда интересные программы, ярко выраженный индивидуальный подход к исполнению и безусловный профессионализм. Нынешний отчётный концерт не разочаровал.
Вместе с известными и не нуждающимися в представлении двумя опусами русских классиков, Рахманинова и Аренского, которые были великолепно, зрело и масштабно исполнены музыкантами трио, прозвучали сочинения новые, впервые исполненные в Сочи. Прежде всего, речь идёт о цикле пьес современного автора, мальтийского композитора Алексея Шора. Алексей Шор — выходец из Советского Союза, давно проживающий за границей. Как сказал со сцены скрипач Карэн Шахгалдян, выступавший и в качестве конферансье, Алексей довольно поздно пришёл в композицию, прославив себя до этого как выдающийся математик.
Музыкант также отметил мелодизм, как основной критерий композитора в подходе к музыке. Представленный цикл из семи пьес написан с большой нежностью и искренностью, можно представить, что композитор реализует в этой музыке какие-то свои действительные воспоминания и переживания. Часто говорят о кризисе в современном композиторском языке, можно сказать, что это один из возможных путей, подобный пиетет перед мелодичностью и гармонический диктат. Цикл довольно компактный, около двадцати минут, каждая из пьес — это отдельный мир, привлекающий яркостью образов и продуманностью развития.
Не исключено, что композитор в каком-то смысле использует своё математическое прошлое в музыкальном мышлении, в языке, так как явно слышен логический и системный подход к композиции, что помогает слушателям окунуться в некое состояние гармонии и релаксации. Сочинение не лишено и юмора, в частности завершающая цикл пьеса «Шубертанго» очень изящно и умело соединяет в себе несколько мелодий великого австрийского композитора и жгучее танго.
Горячий прием публики только подтвердил впечатление от этого цикла, наверняка произведения этого автора будут иметь успешную жизнь на сценах всего мира благодаря лёгкому и быстрому контакту этой музыки с аудиторий.
Другой премьерой для Сочи стали заключающие концерт три пьесы Комитаса, исполненные к 150-летию композитора. Назвать их премьерой в полном смысле этого слова нельзя, так как Комитас прекрасно известен нашему слушателю, но вот интерпретацию этих пьес фортепианным трио слушать ранее не доводилось. Хочется отметить довольно удачное переложение для этого состава, при котором лёгкость и прозрачность музыки Комитаса не была утяжелена, а очень деликатно была распределена между тремя инструментами.
В целом, концерт смело можно назвать знаменательным событием в культурной жизни нашего города, хочется надеяться, что музыканты скоро вернутся к нам с новыми, интересными программами.
Фото: Виталий Пустовалов
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.