Чем нас покорил XI Зимний фестиваль искусств
С 16 по 25 февраля 2018 года в Сочи проходил один из самых известных и значимых культурных форумов нашей страны — XI Зимний международный фестиваль искусств под артистическим руководством Юрия Башмета.
С каждым годом фестиваль обрастает все новым площадками и форматами, соединяя в себе искусство классическое с современным, музыку с театром, живописью с поэзией, концерты с обучением. Для тех, кто был на некоторых мероприятиях фестиваля, предлагаем освежить в памяти самые лучшие моменты, а для тех, кто не был — познакомиться с культурной программой и принять решение непременно посетить фестиваль в следующем году.
Константин Хабенский в спектакле «Не покидай свою планету»
Первым концертом фестиваля стал музыкально поэтический вечер «Моцарт и Маяковский» в МКК «Роза Холл». Под аккомпанемент камерного ансамбля «Солисты Москвы» артист Михаил Пореченков читал стихи и поэмы В. Маяковского, среди которых «Облако в штанах» — музыкально-литературную композицию на музыку Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке.
Неофициальным открытием фестиваля уже третий год подряд стал спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Главную роль в постановке играет Константин Хабенский. Спектакль по обычаю приняли на ура, хотя завсегдатаи фестивали отметили некоторый автоматизм в актерской игре главного героя. Спектакль уже прозвали «визитной карточкой фестиваля», а маэстро Башмет выразил надежду, что спектакль традиционно откроет фестиваль в следующем году.
Константин Хабенский и Юрий Башмет
Гала концерт «Созвездие виртуозов: от классики до современности» стал официальным открытием фестиваля. В этот вечер в Зимнем театре прозвучала мировая премьера произведения А. Сюмака для альта с оркестром, которое станет прологом к музыкальному спектаклю «Король Лир». Отдельного восхищения достойна немецкая виолончелистка Констанция фон Гутгцейт, которая сыграла концерт для виолончели с оркестром К. Сен-Санса, а после выступления вышла на бис. Солистка Большого театра Анна Аглатова исполнила арии из опер Дж. Верди и Дж. Пуччини.
Констанция фон Гутгцейт
Каждый год на фестивале проходит традиционный джазовый вечер, в этот раз оргкомитет представил сочинцам американскую певицу Джейн Монхейт — звезду не самой первой величины у себя на родине, но представляющей качественную музыку с явно слышимыми оттенками любви к Элле Фицджеральд.
Театр имени Ленсовета привез на фестиваль спектакль «Город. Женитьба. Гоголь». Это гротескная постановка Юрия Бутусова, где постмодернизм слился с театром абсурда, а сюжет про поиски семейного счастья превратился трагикомичную историю. В постановке звучит не только классический текст Гоголя, но отрывки из Пушкина, Достоевского, Цветаевой, а также музыкальные хиты советской эпохи в исполнении трех главных женихов. В главных ролях — Анна Ковальчук, Олег Фёдоров, Сергей Перегудов, Сергей Мигицко.
Вечер балета был представлен постановкой итальянской труппы Даниэле Чиприани — видного деятеля в мире балетного искусства, основателя компании «Daniele Cipriani Entertainment», арт-директора множества международных танцевальных фестивалей и премий. В Сочи итальянцы показали балет «Mediterranea» («Средиземноморье») — танцевальную историю о культурах, народах и древних цивилизациях, населявших Средиземное море. Хореография — Мауро Бигонцетти. В балете использована музыка В. А. Моцарта, Г. Лигети, П. П. Палестрины и турецкого композитора Омара Фарука Текбилека.
Одним из самых красивых концертов стал вечер фаду, на котором выступила певица из Португалии Тереза Салгейра. Фаду — традиционный музыкальный жанр, распространенный в Португалии с конца 18 века. Исполняется преимущественно женщинами, под аккомпанемент одной или двух гитар. В чем-то фаду схож с русским романсом — камерное звучание, непременно в миноре, меланхоличные и даже депрессивные тексты. Фаду в исполнении Терезы Салгейра и ее музыкантов звучало менее традиционно, но от этого их музыка только выиграла.
Грандиозный концерт «Классика + этнофольк» объединил сразу три оркестра: Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», ансамбль народных инструментов «Россия» и оркестр народных инструментов «Терем». Кроме популярных народных инструментов (домра, балалайка) в концерте прозвучали казахский кобыз, башкирский курай, дудук и бурятское горловое пение.
Кульминацией концерта стала мировая премьера нового произведения современного композитора Александра Чайковского «Слово о полку Игореве». Текст древнерусского памятника читал Михаил Ефремов.
Специально для Зимнего фестиваля искусств в Сочи Юрий Башмет и режиссер Павел Сафронов подготовили свою интерпретацию оперы Чайковского «Пиковая дама». Между оперными партиями режиссер вставил драматические сцены, главные роли в которых играли Надежда Михалкова и артист театра имени Вахтангова Сергей Епишев. Вокальные партии исполняли солисты оперной труппы Большого театра и солистка Мариинского театра Ирина Богачева.
Особым гостем фестиваля стал китайский кюньцуй-театр, который привез в Сочи постановку «Легенда о нефритовой заколке». Китайская опера — это синтез драматургии, пения, диалогов, пантомимы, искусства грима, музыки и танцев. Необычный для нашего восприятия театр, на родине считается одним из самых древних.
На гала-концерте закрытия сочинцы впервые увидели и услышали маримбу (ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона), на котором сыграл сербский музыкант и композитор Небойса Живкович. С ариями из опер Д. Пуччини и Л. Ардитти выступила солистка Большого театра Ольга Кульчинская. Юношеский оркестр сыграл сразу три мировые премьеры: «Путешествие по оркестру» Кузьмы Бодрова, «Across Differences» Алвина Синглетона, и концерт для альта с оркестром Виталия Воронова.
Небойса Живкович
Валерий Воронов, Алексис Сориано и Юрий Башмет
Одним из главных событий фестиваля стали гастроли тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе. Резо Габриадзе — кинорежиссер и сценарист, художник, скульптор. Известен как автор сценария к фильмам «Мимино», «Не горюй», «Кин-дза-дза». Его театр марионеток не предназначен для детей, в нем куклы разыгрывают настоящие трагедии и драмы. В Сочи тбилисский театр привез два спектакля: трогательный спектакль о любви «Рамона» и «Сталинград» — масштабное произведение о Второй мировой войне.
Ежедневные концерты проходили также в Органном зале. В первые дни здесь состоялся музыкально-литературный перфоманс, посвященный творчеству А. Ахматовой и Н. Гумилева.
Одним из самых ярких и виртуозных выступлений можно назвать концерт камерной музыки, который дали профессоры из высших музыкальных школ Европы.
Музыкально-поэтический вечер
Кристиан Шмитт (гобой, Франция), Карло Коломбо (фагот, Италия), Харри Маки (кларнет, Финляндия)
Большое внимание на фестивале было уделено молодому поколению. За 10 дней здесь прошли музыкальные академии вокального, композиторского, инструментального департаментов и департамента народных инструментов, каждая из которых завершилась гала-концертом. Также в рамках фестиваля проходили школа фотографов, журналистов и Лекторий, где выступали известные искусствоведы и литературы.
Музыкальная академия, департамент народных инструментов
Музыкальная академия, вокальный департамент
Конкурс композиторов
Лекторий, лекция фотографа Павла Антонова
Конкурс поэтов
Олег Дмитриев (РИА Новости) и школа журналистов
Музей имени Пушкина и Музей музыки представили на фестивале выставки, посвященные турнирам поэтов начала ХХ века и творчеству Ф. Шаляпина и С. Рахманинова. Сотрудники музеев провели обучающие интерактивные программы для детей, посвященные истории музыки и живописи. Также во время фестиваля состоялось два детских концерта, на которых показывали мультфильм «Маугли». Знаменитую сказку, созданную на киностудии «Союзмультфильм» в конце 70-хх годов, транслировали на большом экране под музыкальный аккомпанемент симфонического оркестра «Новая Россия». Дирижер — Денис Власенко.
По словам организаторов, всего в фестивале приняли участие примерно 1700 — 1 800 человек. По предварительным итогам, концерты фестиваля посетили 12-13 тысяч зрителей.
Фото: Алексей Молчановский
С каждым годом фестиваль обрастает все новым площадками и форматами, соединяя в себе искусство классическое с современным, музыку с театром, живописью с поэзией, концерты с обучением. Для тех, кто был на некоторых мероприятиях фестиваля, предлагаем освежить в памяти самые лучшие моменты, а для тех, кто не был — познакомиться с культурной программой и принять решение непременно посетить фестиваль в следующем году.
Константин Хабенский в спектакле «Не покидай свою планету»
Первым концертом фестиваля стал музыкально поэтический вечер «Моцарт и Маяковский» в МКК «Роза Холл». Под аккомпанемент камерного ансамбля «Солисты Москвы» артист Михаил Пореченков читал стихи и поэмы В. Маяковского, среди которых «Облако в штанах» — музыкально-литературную композицию на музыку Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке.
Неофициальным открытием фестиваля уже третий год подряд стал спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Главную роль в постановке играет Константин Хабенский. Спектакль по обычаю приняли на ура, хотя завсегдатаи фестивали отметили некоторый автоматизм в актерской игре главного героя. Спектакль уже прозвали «визитной карточкой фестиваля», а маэстро Башмет выразил надежду, что спектакль традиционно откроет фестиваль в следующем году.
Константин Хабенский и Юрий Башмет
Гала концерт «Созвездие виртуозов: от классики до современности» стал официальным открытием фестиваля. В этот вечер в Зимнем театре прозвучала мировая премьера произведения А. Сюмака для альта с оркестром, которое станет прологом к музыкальному спектаклю «Король Лир». Отдельного восхищения достойна немецкая виолончелистка Констанция фон Гутгцейт, которая сыграла концерт для виолончели с оркестром К. Сен-Санса, а после выступления вышла на бис. Солистка Большого театра Анна Аглатова исполнила арии из опер Дж. Верди и Дж. Пуччини.
Констанция фон Гутгцейт
Каждый год на фестивале проходит традиционный джазовый вечер, в этот раз оргкомитет представил сочинцам американскую певицу Джейн Монхейт — звезду не самой первой величины у себя на родине, но представляющей качественную музыку с явно слышимыми оттенками любви к Элле Фицджеральд.
Театр имени Ленсовета привез на фестиваль спектакль «Город. Женитьба. Гоголь». Это гротескная постановка Юрия Бутусова, где постмодернизм слился с театром абсурда, а сюжет про поиски семейного счастья превратился трагикомичную историю. В постановке звучит не только классический текст Гоголя, но отрывки из Пушкина, Достоевского, Цветаевой, а также музыкальные хиты советской эпохи в исполнении трех главных женихов. В главных ролях — Анна Ковальчук, Олег Фёдоров, Сергей Перегудов, Сергей Мигицко.
Вечер балета был представлен постановкой итальянской труппы Даниэле Чиприани — видного деятеля в мире балетного искусства, основателя компании «Daniele Cipriani Entertainment», арт-директора множества международных танцевальных фестивалей и премий. В Сочи итальянцы показали балет «Mediterranea» («Средиземноморье») — танцевальную историю о культурах, народах и древних цивилизациях, населявших Средиземное море. Хореография — Мауро Бигонцетти. В балете использована музыка В. А. Моцарта, Г. Лигети, П. П. Палестрины и турецкого композитора Омара Фарука Текбилека.
Одним из самых красивых концертов стал вечер фаду, на котором выступила певица из Португалии Тереза Салгейра. Фаду — традиционный музыкальный жанр, распространенный в Португалии с конца 18 века. Исполняется преимущественно женщинами, под аккомпанемент одной или двух гитар. В чем-то фаду схож с русским романсом — камерное звучание, непременно в миноре, меланхоличные и даже депрессивные тексты. Фаду в исполнении Терезы Салгейра и ее музыкантов звучало менее традиционно, но от этого их музыка только выиграла.
Грандиозный концерт «Классика + этнофольк» объединил сразу три оркестра: Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», ансамбль народных инструментов «Россия» и оркестр народных инструментов «Терем». Кроме популярных народных инструментов (домра, балалайка) в концерте прозвучали казахский кобыз, башкирский курай, дудук и бурятское горловое пение.
Кульминацией концерта стала мировая премьера нового произведения современного композитора Александра Чайковского «Слово о полку Игореве». Текст древнерусского памятника читал Михаил Ефремов.
Специально для Зимнего фестиваля искусств в Сочи Юрий Башмет и режиссер Павел Сафронов подготовили свою интерпретацию оперы Чайковского «Пиковая дама». Между оперными партиями режиссер вставил драматические сцены, главные роли в которых играли Надежда Михалкова и артист театра имени Вахтангова Сергей Епишев. Вокальные партии исполняли солисты оперной труппы Большого театра и солистка Мариинского театра Ирина Богачева.
Особым гостем фестиваля стал китайский кюньцуй-театр, который привез в Сочи постановку «Легенда о нефритовой заколке». Китайская опера — это синтез драматургии, пения, диалогов, пантомимы, искусства грима, музыки и танцев. Необычный для нашего восприятия театр, на родине считается одним из самых древних.
На гала-концерте закрытия сочинцы впервые увидели и услышали маримбу (ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона), на котором сыграл сербский музыкант и композитор Небойса Живкович. С ариями из опер Д. Пуччини и Л. Ардитти выступила солистка Большого театра Ольга Кульчинская. Юношеский оркестр сыграл сразу три мировые премьеры: «Путешествие по оркестру» Кузьмы Бодрова, «Across Differences» Алвина Синглетона, и концерт для альта с оркестром Виталия Воронова.
Небойса Живкович
Валерий Воронов, Алексис Сориано и Юрий Башмет
Одним из главных событий фестиваля стали гастроли тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе. Резо Габриадзе — кинорежиссер и сценарист, художник, скульптор. Известен как автор сценария к фильмам «Мимино», «Не горюй», «Кин-дза-дза». Его театр марионеток не предназначен для детей, в нем куклы разыгрывают настоящие трагедии и драмы. В Сочи тбилисский театр привез два спектакля: трогательный спектакль о любви «Рамона» и «Сталинград» — масштабное произведение о Второй мировой войне.
Ежедневные концерты проходили также в Органном зале. В первые дни здесь состоялся музыкально-литературный перфоманс, посвященный творчеству А. Ахматовой и Н. Гумилева.
Одним из самых ярких и виртуозных выступлений можно назвать концерт камерной музыки, который дали профессоры из высших музыкальных школ Европы.
Музыкально-поэтический вечер
Кристиан Шмитт (гобой, Франция), Карло Коломбо (фагот, Италия), Харри Маки (кларнет, Финляндия)
Большое внимание на фестивале было уделено молодому поколению. За 10 дней здесь прошли музыкальные академии вокального, композиторского, инструментального департаментов и департамента народных инструментов, каждая из которых завершилась гала-концертом. Также в рамках фестиваля проходили школа фотографов, журналистов и Лекторий, где выступали известные искусствоведы и литературы.
Музыкальная академия, департамент народных инструментов
Музыкальная академия, вокальный департамент
Конкурс композиторов
Лекторий, лекция фотографа Павла Антонова
Конкурс поэтов
Олег Дмитриев (РИА Новости) и школа журналистов
Музей имени Пушкина и Музей музыки представили на фестивале выставки, посвященные турнирам поэтов начала ХХ века и творчеству Ф. Шаляпина и С. Рахманинова. Сотрудники музеев провели обучающие интерактивные программы для детей, посвященные истории музыки и живописи. Также во время фестиваля состоялось два детских концерта, на которых показывали мультфильм «Маугли». Знаменитую сказку, созданную на киностудии «Союзмультфильм» в конце 70-хх годов, транслировали на большом экране под музыкальный аккомпанемент симфонического оркестра «Новая Россия». Дирижер — Денис Власенко.
По словам организаторов, всего в фестивале приняли участие примерно 1700 — 1 800 человек. По предварительным итогам, концерты фестиваля посетили 12-13 тысяч зрителей.
Фото: Алексей Молчановский
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернутьuz777
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.