"Морской охотник" в Адлере. 1954 год

Ничем не примечательная фотография отдыхающих в Адлере у причала, но за их спинами виднеется большая интересная история.



В апреле 1942 года замнаркома ВМФ Л.М. Галлер (ссылка на незапрещённую Вики) обратился к руководству Наркомсудпрома с предложением перейти от строительства пяти различных типов торпедных и сторожевых катеров к строительству одного типа в унифицированном деревянном или металлическом корпусе. Новому проекту присваивалось обозначение П-26, главным конструктором был назначен Леонид Львович Ермаш (а про него Вики не знает. Скоро свою напишем!).

За основу Л.Л. Ермаш взял теоретический чертеж хорошо уже отработанного торпедного катера Д-3. Моторная установка при этом смещалась на четыре шпации в корму. Первоначально планировались к установке двигатели ГАМ-34БС, но вскоре поступило указание переработать фундаменты под ленд-лизовские «Паккарды» по 1200 л.с. Кроме этого для экономического хода и режима поиска подлодок на катере планировались к установке два автомобильных мотора (первоначально — ГАЗ-11, после 1945 года — «Оско-Форд» по 85 л.с.).

В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончил разработку технического проекта 200. Новые катера получили обозначение ТМ-200 и ОМ-200 — для металлических торпедного катера и охотника, и ТД-200 и ОД-200 — для торпедного катера и охотника в деревянном корпусе.

Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок. Большинство механизмов размещалось ниже ватерлинии, что повышало живучесть катера и не раз спасало экипажи от верной гибели, а «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера и обеспечивал внезапность и скрытность действий, особенно ночью.

С октября 1942 по декабрь 1945 в общей сложности было построено более 80 таких охотников, которые достаточно успешно участвовали в боях во время Великой Отечественной войны.

Малые охотники типа ОД-200бис были модернизированы в 1948 году. Из-за установки на катерах ОД-200 бензиновых моторов «Паккард» они были весьма пожароопасными. В связи с этим, было проведено оснащение катеров дизельными двигателями М-50 отечественного производства. Кроме этого 37-мм автомат доукомплектовали броневым щитом для защиты расчёта от пуль и осколков.

Производство модернизированного ОД-200бис продолжалось и после войны.

И сейчас существует в компьютерных играх:
  • 06 мая 2022, 18:30
  • bescker

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+
Игры в World of Warships не прошли даром… :)
avatar

svinstvunet

  • 07 мая 2022, 08:05
+
Пару раз играл. Скучнейшая тягомотина.
Удолил.
avatar

bescker

  • 07 мая 2022, 09:05
+
+2
Уважаемый bescker Спасибо вам большое за интересный, и вовремя написанный топик. Мой отец, вечная ему память, воевал с 1941 по 1945 годы матросом на «морских охотниках» на Черном море. Был пулеметчиком. Их часть базировалась в Поти. Сопровождали транспортные суда с грузами для России, ставили мины, боролись с подлодками. Два раза участвовал в высадке десантников на «Малую землю» в Новороссийске. Это было самые опасные задания. Под бешенным огнем фашистов с берега и с воздуха, сквозь минные поля, на полной скорости, подходили почти вплотную к берегу, десантники спрыгивали в воду, стараясь быстрее достичь берега. А катера, представляющие прекрасную мишень для врага, на полном ходу старались уйти в море спасаясь от обстрела. Потери достигали до половины судов и десантников…
Войну отец закончил в Румынии в 1945 году, при штурме Констанцы. Получил тяжелое ранение в руку и был отправлен в госпиталь, ныне санаторий «Золотой колос». И я сразу вспомнил о необходимости бронезащиты пулеметчиков, о чем вы написали в топике. А тогда пулеметчики стояли за пулеметом, беззащитные со всех сторон. Судьба, но это спасло жизнь моему отцу. Он умер в 2004 году в возрасте 80 лет. И я жду парада «Бессмертного полка», чтобы снова пронести в его строю фотографию отца по городу.
Небольшое, но важное техническое дополнение. У этих катеров была очень большая скорость, благодаря специальной форме подводной части корпуса. Называлась это выйти на «редан». На полном ходу, благодаря большой мощности мотора и легкого деревянного корпуса почти половина подводной части поднималась над водой и скорость увеличивалась в разы. Благодаря хорошей маневренности и скорости они были грозным оружием в войне.
Я тоже купил в свое время эту игрушку, очень картинка на диске понравилась. Напоминает и сейчас отца в бою. А сама игрушка то еще «чудо», подтверждаю. И мне бы не хотелось, чтобы отличный топик уважаемого besker в эти святые для старшего поколения дни, свелся к простой разборке не очень удачной игры. Еще раз спасибо автору и хороших всем праздников.
avatar

Skipper

  • 07 мая 2022, 11:18
+
Спасибо за рассказ и дополнения. Вечная память участникам ВОВ!
С праздником!
avatar

bescker

  • 07 мая 2022, 11:29
+
Случайный снимок на пляже, а какая история… Здорово!
avatar

nuport

  • 07 мая 2022, 18:44


+
Случайных снимков не бывает. Бывают случайные попадания в кадр.
avatar

bescker

  • 07 мая 2022, 19:07
+
+1
Не все могут это понять, вернее могут понять не только лишь все, мало кто может это понять.©
avatar

svinstvunet

  • 08 мая 2022, 00:14
+
+1
Фотограф знал толк, на чём фокусироваться :)
avatar

Kusuko

  • 08 мая 2022, 09:07
+
Это был японский шпион под прикрытием тёлок? :))
avatar

Lowsta

  • 08 мая 2022, 09:57
+
Не могу вас, к сожалению назвать уважаемым, lowsta. Сейчас немного печальной, жестокой арифметики для вас, если вы поймете. Первое фото сделано в 1954 году, после войны прошло всего 9 тяжелых, полуголодных лет. Моей маме было тогда 30 лет. Женщине на фото справа, похоже столько же. Мама родилась в Адлере в 1924 году. В 1942 году мама пошла в армию добровольцем и прослужила в госпитале, (ныне санаторий «Золотой колос») 4 года санитаркой. Там и познакомилась с раненым матросом моим отцом. Полюбили друг друга и поженились. Родила она трех сыновей. И она и отец работали до кровавого пота, чтобы прокормить нас. Такое было время. В 1954 году мне было 5 лет и я уже запомнил и причал и то что родители ходили редко на пляж купаться. Жили в бараке на ул. Бестужева 1. Море в 50 метрах. Мы дети с моря и речки летом не вылезали. А им надо было после работы еще в огороде работать чтобы накормить нас.
Так что вы очень неудачно пошутили Lowsta над этими женщинами, и их тяжелой судьбой и маленькими радостями, что выпадали им. Было бы хорошо, если бы вы извинились за свой коммент, если вы порядочный человек и что то поняли. Все мы ошибаемся. Если нет, Бог вам судья. А уважаемому администратору сайта стоило бы убрать этот комментарий.
avatar

Skipper

  • 08 мая 2022, 22:31
+
вы очень неудачно пошутили Lowsta над этими женщинами
Слава богу хоть поняли, что это шутка: там смайл и знак вопросительный не заметили… Вы чего примазываетесь к этим женщинам с якобы «тяжелой судьбой»? Чтобы вам стало легче, представьте себе, что на фото моя мать 1925 года рождения, а вовсе не ваша, и она с семьей приехала в Сочи на отдых. Резкость наведена по катеру, а не лицам, поэтому в качестве «японского шпиона» с фотоаппаратом вполне мог быть я. Если ваши родители работали до кровавого пота, то моим с высшим образованием жилось тогда несколько получше, как и мне в сравнении с вами (но на море ездили из Сибири не каждый год). Так что не вашего ума дело указывать, над кем и как я могу шутить, если сами не способны. Если бы мои родители были сейчас живы, они бы ни разу не обиделись, а посмеялись, у них с чувством юмора всё нормально было в отличие от вас. Извинись, кэп! :))
avatar

Lowsta

  • 09 мая 2022, 00:30
+
Извините, я не знал что это юмор, называть матерей «телками».
avatar

Skipper

  • 09 мая 2022, 18:52
+
Извините, я не знал
Ну вот и молодца! :))
В 70 лет тёлками для меня были 30-летние женщины, не с коровами же спать… ;)
Вам так за них обидно как будто знаете этих женщин и фотографа, окститесь уже!
avatar

Lowsta

  • 09 мая 2022, 21:47

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.