Здесь разработали и строят Бе-200 - ТАНТК им. Бериева.

Продолжая тему путевых заметок.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева силами Иркутского авиационного завода в 1998 году фактически открыл новую страницу в развитии гражданской гидроавиации, создав один из самых необычных многоцелевых современных самолетов.

Идея строительства самолета, предназначенного для пассажирских и грузо-почтовых перевозок, проведения поисково-спасательных работ, патрулирования 200-мильной экономической зоны, промысловой и ледовой разведки на море, а также оборудованного баками для воды емкостью 12-13 тонн для борьбы с лесными пожарами понравилась Министерству гражданской авиации. 

В основу технической концепции "летающей лодки", выполненной по схеме "высокоплана", лег самый большой в мире реактивный самолет-амфибия А-40 (по кодификации НАТО: Mermaid), разработанный таганрогскими авиастроителями во главе с главным конструктором Алексеем Кирилловичем Константиновым и установший 148 мировых рекордов.

Проведенный анализ показал: потребность гражданской авиации в столь большой амфибии будет незначительной, в связи с чем в ходе поиска дальнейших путей развития темы главный конструктор определил снижение необходимого взлетного веса до 40 тонн, что соответствовало масштабу 0,8 от А-40.

Самое интересное, что в процессе рабочего проектирования "двухсотки" самолет значительно изменяли "на ходу" в целях большей унификации — кабина впервые сделана герметичной на всю длину, изменено расположение и размер дверей, позволяющих производить выгрузку на воду, в том числе габаритных снаряженных моторных лодок, усилен пол. Крайне интересно решена проблема с размещением емкостей и специальной оснастки для пожаротушения: они были убраны под пол. Бе-200 можно быстро и с минимальными трудозатратами переоборудовать для выполнения различных задач, но при этом все возможности пожаротушения  сохраняются. 



18 фотографий, общий вес 6,9 мегабайта

На "двухсотке" установлен перспективный, высокоэкономичный двигатель Д-436ТП:

2.


Д-436ТП — специальная, "морская", коррозионностойкая модификация на обслуживании:

3.


Специально для Бе-200 в достаточно короткие сроки этот "морской" двигатель был модернизирован из гражданского украинским ЗМКБ "Прогресс" и ОАО "Мотор Сич". Бе-200 со снятыми двигателями, вид с кормы:

4.


Запорожским моторостроителям справится с поставленной задачей помог имевшийся у них более чем 40-летний опыт эксплуатации двигателей АИ-20Д (III и IV серий) на самолетах-амфибиях Бе-12, в рамках которого, безусловно, были собраны необходимые данные по материалам, выбору агрегатов и покрытий:

5.


В настоящий момент ведется работа по "увязке" двигателей Rolls-Royce BR715, установка которых должна способствовать успеху Бе-200, установившего 12 собственных мировых рекордов в классе гидросамолетов и самолетов амфибий, на западном рынке:

6.


7.


Внутренняя "сотовая", усиливающая прочность элементов обшивки, структура демонтированной части, выполненная из композитных материалов: 

8.


Вид люков Бе-200 снизу:

9.


8.


У Бе-200 чрезвычайно развитая взлетно-посадочная механизация крыла. При разбеге с воды довыпуск закрылков во взлетное положение производится лишь на высокой скорости, когда высота брызговых струй заметно снижена. Обслуживаемые элементы на стапелях в заводской краске:

9.


Носовые и хвостовые отсеки крыла, рули, элероны, закрылки, интерцепторы, гидрощитки и поплавки выполнены с применением алюминиевых сплавов повышенной коррозионной стойкости и композитных материалов:

10.


Поплавки Бе-200: 

11.


Техническое обслуживание основной стойки шасси — снятое колесо позволяет увидеть устройство торможения самолета и оценить количество колодок: 

12.


Зачехленные приемники воздушного давления самолета:

13.


В ангаре ТАНТК им. Г.М. Бериева может одновременно проходить техническое обслуживание большое количество бортов, на момент съемки стояло всего три —  два российских и один азербайджанский:  

14.


Отдельно следует упомянуть авионику бортов. Ради обеспечения высоких пилотажных и маневренных качеств  "двухсотка" стал первой машиной ТАНТК получившей трехканальную электродистанционную систему управления ЭДСУ-200, разработанную московским научно-производственным комплексом "Авионика" и кабину экипажа, оснащенную "истребительными" ручками управления вместо традиционных штурвалов: 

15.


16.


При этом разделенный на две части ангар кажется незаполненным даже наполовину. За стеной справа сборочный цех, где работают над новым А-50, без согласования с военными смотреть на который не получилось:   

17.


Мало кто знает, что в феврале "двухсотка" по итогам внутреннего конкурса среди авиастроительных предприятий — участников проекта, обрела собственное имя "Альтаир".

Тем временем, мимо стапелей и технических лесов отправился осмотреть часть производственных мощностей и технику, расположенную на летном поле:

18.



Читать @bednenkiy
Фотографии в оригинальном разрешении.
  • +94
  • 12 августа 2012, 21:43
  • ree4

Комментарии (31)

RSS свернуть / развернуть
+
Отлично!
avatar

SelmaLagerlef

  • 12 августа 2012, 22:46
+
Красота! Помню, у отца была книга о самолетах, называлась «Нежность к ревущему зверю»-очень точно, на мой взгляд.
avatar

anik

  • 12 августа 2012, 23:10
+
+
Текст авторский?
avatar

Pablo

  • 12 августа 2012, 23:21
+
Использованные источники:

— Авиация и время. Александр Заблотский, Андрей Сальников. Самолет-амфибия XXI века
— Александр Заблотский, Андрей Сальников. Самолеты ТАНТК им. Г.М. Бериева 1968-2002
— Крылья Родины. Николай Бобошин. «Иркут» стремится в небо
— Крылья Родины. Николай Якубович. Второе пришествие гидросамолетов: Бе-200 — первое свидание с небом
— Николай Якубович. Все самолеты Г.М.Бериева
— Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира
— Авиационный справочник на Avia.ru. Бе — 200 Многоцелевой самолет-амфибия
avatar

ree4

  • 12 августа 2012, 23:29
+
WIKI? :)?
Хорошо проведенная работа! Только больше для aviaforum.ru или forumavia.ru :)
avatar

Pablo

  • 12 августа 2012, 23:43


+
aviaforum.ru или forumavia.ru
Не завсегдатай, для персонального бложика самое то.
avatar

ree4

  • 12 августа 2012, 23:49
+
для персонального бложика
Я думал они на ЖЖ :)
avatar

Pablo

  • 12 августа 2012, 23:56
+
Не не, тут между прочим тоже есть — «блог им. -*****» ;-)
avatar

ree4

  • 13 августа 2012, 00:30
+
Есть :) Но не этот :)))
avatar

Pablo

  • 13 августа 2012, 00:33
+
Модератору виднее, не? ;-)
avatar

ree4

  • 13 августа 2012, 02:07
+
Ну он же БОГ! :)
avatar

Pablo

  • 13 августа 2012, 10:46
+
Крылья родины прикольнее wiki.

Там на заводе день открытых дверей был, смотрели эскизник Бериева, оригинал. Чертежи Бе-шек, материалы по экранопланам и офигенные эскизы текущих разработок.

О самих «двухсотках» в основном рассказывали испытатели.

Ну там, всякие приколы про непонятную вибрацию двигателей, меньший относительно заявленного моторесурс хохляцких движетелей и прочее.
avatar

ree4

  • 12 августа 2012, 23:47
+
Интересно! Спасибо. Я правильно поняла, что БЕ — 200, теперь «Альтаиром» называют? Красивое имя.
avatar

korlik

  • 12 августа 2012, 23:28
+
Интересно! Спасибо. Я правильно поняла, что БЕ — 200, теперь «Альтаиром» называют? Красивое имя.
Сам в шоке.
avatar

ree4

  • 12 августа 2012, 23:29
+
неправильно. Альбатрос-это А-40
avatar

magistr

  • 13 августа 2012, 10:51
+
Правильно. Бе-200ЧС «Альтаир».
avatar

ree4

  • 13 августа 2012, 11:09
+
Имя навигационной звезды Альтаир использовано в названии со смыслом. Первый слог от названия базовой модели, второй и третий — от городов Таганрог и Иркутск.
avatar

gevladi

  • 13 августа 2012, 12:08


+
Кроме того, это еще звезда из «птичьего» созвездия орла.
avatar

ree4

  • 13 августа 2012, 16:10
+
Странный цвет у колёсных дисков, по идее они же магниевые, а там похоже на титан.
avatar

Giwi

  • 13 августа 2012, 02:24
+
12. это тормозное устройство, диск снят.
avatar

knots

  • 13 августа 2012, 07:00
+
А мне больше нравится Су-27. Не умаляя достоинств других машин, двадцать седьмой -лучший, а для меня как первая любовь.
avatar

Papashka

  • 13 августа 2012, 12:32
+
а мне больше пельмени с олениной нравятся. И что? Речь про Бе-200 идет, а не то, что Вам нравится или нет
avatar

magistr

  • 13 августа 2012, 12:35
+
Вы серьезно? А я думал, что в разговоре про самолет- амфибию уместно упомянуть и прочие летательные аппараты.
Или строго по теме? )))
avatar

Papashka

  • 13 августа 2012, 12:37
+
Тема о ТАНТК им. Бериева.
avatar

gevladi

  • 13 августа 2012, 12:39
+
А как насчет логической цепочки?
Хотя… хотите только о них, не вопрос, умолкаю.
avatar

Papashka

  • 13 августа 2012, 12:42
+
Тема о ТАНТК им. Бериева.
Ага. Если время будет, можно развить вплоть до «почему Сочи-Краснодар не связан экономичными авиалиниями на базе летающих лодок Бериева, позволяющих не пользоваться обдираловкой в аэропортах Дерипаски». Черное море — Краснодарское водохранилище, тксзть.
avatar

ree4

  • 13 августа 2012, 16:09
+
Про местные линии Вы невероятно точно отметили. На заводе им.Димитрова я когда-то в студенческие годы подрабатывал (в шестом цехе — это где у Вас на фото массы дядек в галстуках). Так вот на долгие годы печальной гордостью завода и ОКБ-49 была другая модель, как раз для местных линий — она тогда осваивалась: Бе-30. Именно этот очень удачный самолет должен был заменить на местных линиях Ан-2. Но… в результате большой политики был выбран L-410: понадобилось поддержать «братскую Чехословакию».

Бе-200 — это нынешняя зыбкая надежда на возобновление мелкосерийного производства в Таганроге и возрождение завода.
avatar

gevladi

  • 13 августа 2012, 16:35
+
Насколько я знаю, пока серийно его выпускают в Иркутске
avatar

magistr

  • 13 августа 2012, 16:36
+
«В 2008 г. начат перенос серийного производства Бе-200 из Иркутска на ТАНТК им.Бериева в г.Таганрог.… По состоянию на середину 2011 г. вопросы, связанные с переносом производства в Таганрог, всё еще обсуждались в СМИ — сообщается, что перенос завершится к 2013 г. „
militaryrussia.ru/blog/index-802.html
avatar

gevladi

  • 13 августа 2012, 16:45
+
Это замечательно, хоть рабочие места будут
avatar

magistr

  • 13 августа 2012, 16:49
+
Когда учился в радике, часто ездил в гости к знакомым в селе Петрушино, а оттуда в город возвражался по морю, и как раз проходил мимо аэродрома и потом- самого завода. Там было много чего интересного, например, аналог американского АВАКСа, на основе ил-76, и другие разработки, часто видел на территории залива, ка клетали и Бе-12, и А-40 в паре, жаль, что тогда фотика не было
avatar

magistr

  • 13 августа 2012, 16:17

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.