Остров вечного лета

В ноябре вдвоём путешествовали по Шри-Ланке (остров Цейлон) 22 дня.

Шри-Ланка!!! – это рай! Какие там невиданные растения и цветы, сколько животных (ланкийцы не едет мясо и, поэтому, живность гуляет сама по себе на каждом шагу). Уровень жизни выше, чем в Индии (было всё чистенько, аккуратненько и нет попрошаек). Взяли билет на самолёт туда и обратно, маршрут сочинили сами по путеводителю и путешествовали на рейсовых автобусах, поездах, останавливались в гостиницах, которые нам приглянулись, ели там же где и местные жители (не в ресторанах). Это гораздо дешевле, чем по путёвке и увидели то, что хотели.

02.11. из Москвы мы летели с пересадкой в Эмиратах. В самолёте из Абу-Даби нас встретили стюардессы в ланкийских сари. Весь перелёт с пересадкой занял примерно 14 часов.
03.11. прилетели в Коломбо (столица Шри-Ланки).

Сразу же сели в автобус и поехали в древнюю столицу Анурадхапура. В каждом населённом пункте мы жили по два дня. Ехали в глубь страны 6 часов. Впечатление, что ехали по огромному ботаническому саду. Кругом росли диковинные деревья с плодами и цветами, гуляли всякие заморские птицы (они прилетают сюда на зимовку, впрочем, местных тоже хватает), паслись у рек буйволы, купались слоны, загорали вараны и игуаны, прыгали обезьяны, …

Приехали, разместились в этом отеле и сразу же отправились на экскурсию.

В 11 км от города находится старинный храмовый комплекс со ступами и Буддой.

К комплексу ведут 1100 ступеней.

Вдоль ступенек цветут деревья с красивыми ароматными цветами и кустарники жасмина. На верху высокого каменистого холма установлен огромный сидячий Будда,

несколько ступ (храмы в форме колокола).

По пути сворачивали со ступенек к большим валунам (вообще вся Шри-Ланка буквально завалена такими огромными валунами, по сравнению с ними, Казачий камень, что мы видели по дороге в Лаго-Наки, просто камешек). На закате поднялись на холм молитв. Дул сильный ветер и шёл тёплый дождик (круглый год здесь t +28 С). Панорама была восхитительная. Внизу огромное озеро, вокруг которого джунгли. Темнеет там очень быстро и с 18-00 до 06-00 темно. Включили освещение. Мы побродили вокруг огромной ступы и спустились вниз с холма. Так началась шри-ланкийская сказка.
На второй день (04.11.) мы отправились в исторический комплекс на развалины древней столицы Цейлона.

Посмотрели много больших и маленьких ступ,

бассейны и пруды с водяными лилиями, нимфеями и лотосами,

видели несколько статуй Будд.

Были у священного дерева Бо (Бо-тхи). Это на самом деле фикус религиозный. Учёные вычислили, что этому дереву больше 2000 лет. Веточку с настоящего фикуса, под которым Будда получил просветление, из Индии привезла принцесса. Ветку посадили, и она прижилась. Так вот, посадили её лет 300 назад, а тому дереву в Индии было очень много лет, но оно уже погибло. Здесь много паломников из Шри-Ланки и Индии. Что бы подойти к дереву, надо пройти несколько осмотров (проверяют сумки и рюкзаки, ощупывают одежду).
Везде в священных местах ходить надо босиком. Мы, по совету, взяли с собой много носков и стелек (в носки кладёшь стельку и, ходить по раскалённой от солнца земле не горячо). Оказалось, что мы приехали не в сезон. Ноябрь самый дождливый месяц в году. Дождики шли почти каждый день, но это тропический дождь, который быстро заканчивается. Пол дня было облачно, потом шёл тёплый ливень, потом снова было облачно с прояснениями. И так почти каждый день. Погода нам очень понравилась. И стельки нам не пригодились. Мы с радостью ходили босиком по тёплым лужам.
После осмотра Бо-тхи начался ливень. Мы забежали под крышу храма. Здесь шла служба. Один монах играл на инструментах и очень красиво пел, другой с молитвами завязывал на запястьях прихожан верёвочки. Мы тоже подошли, и он завязал нам по три узелка, на каждый наговорил молитву. С этими верёвочками мы ходили до конца путешествия, чтобы было всё благополучно.

Здесь же играли дети.

Мы их сфотографировали и подарили им по карманному календарику с видами снежного Кремля (специально купили в Москве). Когда дождь стих, мы пошли дальше по комплексу.

Здесь бегали серебристые обезьяны

с чёрными мордочками

и длинными хвостами с белой кисточкой на конце.
Обезьяны всех видов и мастей очень хорошо себя ведут по отношению к людям. Ни одна за всё наше путешествие не подбежала и ничего не отняла у нас.

Много цапель больших и маленьких, серых и белых. Много деревьев манго (они сразу и цветут и плодоносят). Других плодов мы тоже напробовались, даже не знаю, как их называют.

Ели плоды страстоцвета, древесного яблока (огромный сочный плод в скорлупе), … Урожай здесь собирают круглогодично. Только убрали картофель, сразу же сажают новый. Одна грядка только что засеяна, на другой созревает урожай, на третьей – собирают. Это касается всех растений (рис, морковь, помидоры, фрукты). Чай тоже собирают круглый год без перерыва. На одной плантации собрали, перешли на другую. Он и цветёт и подрастает одновременно.
Вечером гуляли по городку и у озера, на берегу которого был расположен наш отель. Отели здесь – это в основном жилые дома, в которых сдаются 3-5 комнат. Очень похожи на дома из индийских фильмов. Есть конечно же и 5-звёздочные отели, но это не для нас. В домах живут геккончики.

Это такие милые существа, чем-то напоминающие ящериц, только более пухленькие с розовой полупрозрачной кожей. Они поедают комаров и мух. Обитают на стенках и потолке. У нас сверчки, у них – геккончики. В ванной комнате можно обнаружить красивую лягушку.

05.11. утром сели на тук-тук (это вид транспорта – мотоцикл с кабинкой) и поехали на автовокзал. Здесь было много автобусов, и ни одной надписи на них по-английски, все на местном языке (красивые кругленькие буквы и такие же цифры). Я знаю только русский, Гена в совершенстве владеет английским. Он поспрашивал прохожих, и мы нашли нужный автобус. Сели и поехали в другую историческую столицу Цейлона – Полунаруву. В автобусе я сидела с ланкийской женщиной. У них проживают тамилы, сингалы и древние Ведды. Женщина что-то пыталась мне рассказать, но английский не знала, как и я. В итоге, я стала показывать на картинки в путеводителе и называть по-русски то, что вижу, а она по-тамильски. Так я записала под картинками как будет по-тамильски слон, лицо, женщина и т.д.

В конце нашего пути весь автобус весело участвовал в моём обучении.

Как доехали до Полунарувы, я даже не заметила (ехали 4 часа).

Здесь сняли дешёвый номер в гостинице со своим садом (кокосовые пальмы,

хлебное дерево,

рисовые чеки

и много цветущих растений во дворике.

Сразу же на тук-туке поехали по историческим местам.

Посмотрели вырезанные в скале статуи,

полуразрушенное здание старинной библиотеки, заехали на фабрику, где очень красиво вырезают из ценных пород дерева

статуэтки,

маски, шкатулки и мебель. Цены были огромные, мы воздержались от покупок. Нам продемонстрировали свойства древесины. Например, из опилок радужного дерева можно получить краску любого цвета. Для этого надо опилки бросить в горячую воду – получится красный цвет, добавить туда сок лимона – жёлтый, добавить мёда – зелёный и т.д. Всё это проделывали на наших глазах.
Вечерами в Полунаруве мы гуляли около огромного озера (2-3 км перед сном). Заходили в местную «забегаловку» покушать.

В основном их еда – это рис с овощами и карри. Карри каждый повар готовит по-своему. Хоть это было очень остро, я, попробовав карри, ела его потом всегда. Горело всё внутри – но вкус и аромат!!! Рис не перчённый и не солёный подают на огромных тарелках, я предполагаю, что он пареный, т.к. не слипается (каждая рисинка отдельно), в то же время – рис мягкий. Все овощи (тушённые) и приправы дают в отдельных тарелочках (пиалках). Сколько хочешь, столько и добавляешь в рис, по вкусу. Мы в таких забегаловках были «гвоздём программы», т.к. всё внимание персонала и обедающих было обращено на нас. Чай подают там с молоком и

в чашке пена стоит горкой (как это делают, не знаю). Но к вкусу такого чая надо привыкнуть. Я в итоге пила натуральные соки (манго, гуавы, древесного яблока,

страстоцвета-пассифлоры, апельсина).
06.11. с утра уехали на тук-туке смотреть остатки древней столицы.

Было очень много ступ, Будд.

Зашли в маленький индусский храм, где в это время шла какая-то церемония. Пока Гена снимал всё на камеру, я приняла участие в церемонии. Мне в ладони налили из сосуда воды, которую я вылила себе на голову (так делали другие), затем поднесли в красивых светильниках живой огонь, над ними надо поводить раскрытыми ладонями, а затем, как бы умываясь — у лица. Потом мы с церемонией вышли из храма и обошли весь храм,

принося жертву из цветов статуям слоников (гирлянды цветов и зажигая лампадки), в это время главный жрец пел, а другой плясал.

У следующего храма варан ноготками рыл землю и добывал себе на пропитание каких-то насекомых, наверное, термитов.

Термитники тут больше метра высотой.

Очень близко видели стадо пятнистых оленей. Кошки и собаки здесь тоже живут припеваючи. Один кот (вылитый леопард) важно прогуливался у статуи слоника, другой балдел на лунном камне

(это такие мраморные полукруги с вырезанными на них животными, которые расположены при входе в храм). Посетили археологический музей, посмотрели, как местные жители стирают и купаются в реке (в одежде).

Увидели в естественных условиях (в природе) мангуста,

водоплавающую разноцветную игуану,

множество бурундуков,

цапель.

Деревья очень причудливо растут

на валунах

(на валуны мы снова залазили и бродили в огромных свисающих корнях деревьев).

Птички гнёзда делают из листьев. Склеивают растущие листья между собой, и получается «шарик» с отверстием. Листья остаются живые (деревья все вечнозеленые).
После обеда Гена решил отдохнуть в гостинице. Я отправилась в магазин.
У продавщиц выясняла, как носят сари со штанишками или без них (это всё без знания английского).

Мы насмеялись вдоволь, но я поняла, что штанишки в ланкийском сари не присутствуют.
Перед магазином крестьянин обрабатывал землю.

Рядом цапли лакомились жирненькими червячками.

Из школы возвращались дети.

Мальчишки не упустили случая сфотографироваться со мной.
На обратном пути я завернула погулять на другую улицу. Там преобладали «фазенды» с садами. Мне очень нравился такой стиль – без заборов кругом растут кокосовые пальмы и плодовые деревья, в глубине которых небольшие аккуратные домики. Около дороги на дереве манго я увидела

резвящихся рыжих обезьян. Они срывали манго и кидали ими друг в друга. Под деревом было много плодов. Я сняла рюкзак и положила несколько штук. У фазенды играли дети.

Они подбежали ко мне, взяли меня за руку и повели за домик. Там росло апельсиновое дерево. Мальчик залез на дерево и кинул несколько апельсин, девочка подобрала и протянула мне. В результате мой рюкзак наполнился вкусными плодами. Я вернулась в номер. Когда Гена проснулся, то очень удивился, где я раздобыла так много фруктов. Ужин у нас был мангово-апельсиновый.
07.11. мы на автобусе поехали в Сигирию.