Так могло быть. Ривьерский мост. Эскизы

И снова про Ривьерский мост, в продолжение публикации Так могло быть. Ривьерский мост

На предпроектной стадии существовало несколько вариантов эскизов моста через р.Сочи в её устьевой части.
Архитектор, академик И. В. Жолтовский, во главе вверенного ему коллектива проектировщиков, искал варианты мостового сооружения по разным параметрам на основе технического задания: месторасположение и тип конструкции с учётом рельефа и геологии; удобство и функциональность эксплуатации; архитектурный облик в увязке с городской застройкой, планировкой и особенностями рельефа; технологичность и трудозатратность возведения в короткие сроки основного строения и элементов оформления, декора; материалоёмкость не только на основную конструкция моста, но и вспомогательные временные сооружения; сметная стоимость готового проекта. На определённом этапе была выработана концепция сооружения и началась проработка эскизных вариантов будущего мостового комплекса. Комплекса потому что будущий Ривьерский мост должен был выполнять не только функцию пропуска автомобильного и пешеходного потока с одного берега на другой, а также прокладки коммуникаций, но и стать украшением строящейся центральной магистрали города автодороги Сочи-Мацеста.

Эскиз одного из вариантов Ривьерского моста опубликован в альбоме «И.В. Жолтовский. Проекты и постройки» (М., 1955)

В целом мост узнаваем по контурам, но не более. Только внешний вид на фасад, не даёт понимания ширины сооружения и его контуров в плане.

Как видно в данном, не реализованном, варианте, пролётное строение моста задумывалось ажурным, облегчённым арочным. Мне это решение напомнило римские акведуки.
По эскизному изображению фасада не возможно получить точную информацию о планировке и размещению величественных надстроек: галерей-портиков, беседок. Но по некоторым деталям угадывается, что крытые сооружения с обеих сторон от пролёта моста несколько вынесены из плоскости фасада пролёта вперёд (на смотрящего этот эскиз), образуя широкие устои с площадками. Нет понимания расположения крытой колонады на правом берегу относительно проезжей части: мне не известно, она планировалась с одной стороны от дороги, или же планировалось две галереи с разных сторон дорожного полотна, можно предположить и вариант прохождения автотрассы под кровлей крытой колоннады. Надстройка типа беседки на левой опоре моста, наиболее вероятно, не нависала над проезжей частью дороги, а предлагалась как два сооружения с обеих сторон от дороги на левом устое моста. Галереи и беседки «богато» украшены скульптурами. Правее портиков можно увидеть наброски ещё двух задумывавшихся строений.

Пешеходная арка правобережной набережной, пронизывающая насквозь правою опору моста, показана значительного сечения, под стать величественному портику над ней. Пешеходной лестницы для спуска с моста на набережную правого берега на эскизе не наблюдается. Но можно предположить, что она «спрятана» в теле опоры моста с выходом/входом через небольшую «тёмную» арку соседствующую с рядом с большим арочным проёмом.

Пешеходная арка левобережной набережной проходит сквозь выступающую (на зрителя) левую опору аккурат под т.н. беседкой и создаёт впечатление двух уровней этой самой беседки.

Проём для автомобильной дороги на нижнем ярусе, вдоль левого берега реки Сочи задумывался шириной почти в половину длины пролёта над рекой (если взять фактическую ныне длину между опорами порядка 45м), т.е. около 20м. Повторюсь, что по эскизу фасада невозможно определись ширину Ривьерского моста, которая задумывалась при проработке описываемого варианта проекта. Возможно, что мост предлагался шире, нежели он есть сейчас и эксплуатируемая часть по мосту также соответствовала тем же 20м, но это только предположение. Я думаю одно можно сказать уверенно, что ширина мостового комплекса должна была быть в разных местах разная: пролётное строение Уже, а расширение выполнялось на опорах для расположения архитектурных надстроек.

Пешеходная лестница для спуска с моста на набережную левого берега изображена вдоль опорной стены пандуса перед мостом. По данному эскизу нет понимания: лестница выполнена консольно относительно стены или же её конструкция прислонена к стене пандуса в едином комплексе. Лестница сходит аккурат к автомобильному проёму на нижнем уровне, который предполагался и для пропуска пешеходов по левой стороне автодороги по тротуару.

Ниже разместил коллаж из различных вариантов Ривьерского моста. Эти варианты я постарался выровнять по длине пролёта между опорами условно приняв, что он во всех эскизах одинаков.
Первый эскиз — это описываемый в данной публикации вариант опубликованный в альбоме «И.В. Жолтовский. Проекты и постройки»
Второй эскиз из недр ФГБУК «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева»
Третий эскиз — это иллюстрация из книги «Мосты и их архитектура» П.В.Щусев, 1953г., он же есть и в ФГБУК «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева». Об этом варианте я писал в прошлой публикации на тему Так могло быть. Ривьерский мост


Возможно это не все варианты будущего Ривьерского моста, но как мне представляется хронология появления вариантов, от сложного к упрощённому, выглядит как на коллаже.
Второй эскиз на фоне первого «праздничного» смотрится менее выразительно. Убрана ажурность моста, упрощена надстройка портика/галереи на правой опоре, уменьшена пешеходная арка правобережной набережной, но появляется лестница с моста на набережную примыкающая к стене правой мостовой опоры. Два сооружения правее портика сохранены. С левой стороны моста исчезла беседка, автомобильный портал в нижнем ярусе уменьшен по ширине и появляется ещё один арочный пешеходный проём слева от него. Лестничный марш примыкает к упорной стене пандуса и более пологий нежели на первом эскизе.
Третий эскиз это практически узнаваемый сейчас облик современного моста, но с надстройкам. От второго эскиза он отличается ориентацией лестницы схода с моста на левую набережную (перпендикулярно фасаду моста) и отсутствием двух сооружений справа. Но на третьем эскизе появляется миниатюрная беседка над верхней лестничной площадкой и пешеходная арка левой стороны смещена левее.

Логично предположить, что третий эскиз как раз и являлся визуальным воплощением проекта моста.

Строительство моста было начато с подготовительных работ 1 марта 1935г. После утверждения проекта с 1 сентября 1935г. начались работы по строительству конструкций, а уже 1 мая 1936г. Ривьерский мост открыли для автомобильного движения.

На завершающих этапах строительства мостового комплекса в «Курортной газете» проскользнула следующая заметка

То есть строительство беседок и портиков не согласовали… Остались только площадки для не построенных галерей с обеих сторон от дороги на правом берегу.

В прошлой публикации я писал о причине незавершённости внешнего облика Ривьерского моста: вероятную причину или удобное объяснение можно прочесть в книге Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста (очерк архитектуры)», 1950 г.
"…Асимметричное расположение всех пролётов под мостом было задумано автором, чтобы отразить динамическое значение моста, как сооружения, предназначенного для транзитного движения. Эта асимметрия могла быть ещё более выразительной при постройке павильонов, которые здесь предполагались; они не были осуществлены, поскольку при этом ухудшалась видимость дороги, уходящей влево. …"

Данная публикация основана на личных знаниях и информации собранной в сети Интернет.
  • +44
  • 28 ноября 2022, 13:00
  • chernomor

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
Объяснение отсутствия архитектурных элементов:
они не были осуществлены, поскольку при этом ухудшалась видимость дороги, уходящей влево
Возможно под этой фразой скрывается особое внимание органов безопасности (не ГАИ). Известно, что по этому маршруту любил ездить тов.Сталин, и уж какие принимались меры предосторожности можно только представить, и лишние «тонкие» места, соответственно, были нежелательны. Так же известен случай, когда авто с вождём столкнулось с другим автомобилем как раз на Ривьерском мосту.
avatar

Bacek

  • 08 декабря 2022, 19:41
+
Авария со Сталиным произошла 25 августа 1933 года, т.е. за 2 года до начала строительства нового Ривьерского моста. Наверняка перед началом строительства при утверждении проекта в 1935г. был выполнен наглядный масштабный макет сооружения, а в согласовании проекта принимали участие сотрудники госбезопасности. Но по факту решение о сооружении галерей и павильонов (т.е. декоративных элементов), принималось уже после строительства самого моста.
Я и сам склоняюсь, что забота о безопасности ДД — это формальность. Мы можем только предполагать почему мост остался не достроенным.
avatar

chernomor

  • 11 декабря 2022, 15:49
+
Я думаю, что специалистам этой организации разрешено вносить изменения в проект на любой стадии его реализации. )) К тому же дело свелось к удешевлению строительства.))
avatar

Bacek

  • 11 декабря 2022, 21:45
+
Так то оно так)
avatar

chernomor

  • 11 декабря 2022, 22:13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.