Форт Псезуапсе (планы, рисунки, фотографии, кинохроника)

Лазаревский форт (Форт Псезуапсе) — укрепление, построенное в 1839 году русскими войсками на восточном побережье Чёрного моря, у устья реки Псезуапсе, входившее в состав Черноморской береговой линии.
До наших дней он не сохранился. Сегодня можно увидеть только небольшой участок стены некого сооружения высотой в несколько каменных рядов.

Но остались изображения крепости сделанные современниками в разное время, где крепость или, её фрагменты, запечатлены на чертежах-схемах, на картинах, на фотографиях, на киноплёнке. Существуют также несколько планов укрепления, отличных друг от друга. С планов и начну.
В Википедии показан следующий план Лазаревского форта (дату создания схемы и архив, где находится оригинал указать не могу из-за не ведения):

По стилистике оформления документа он очень похож на план Навагинского форта (видимо выполнялся одним и тем же человеком)


Есть также французская шпионская литография Луи Ле Бретона датируемая 1954г. с планом и внешним видом Лазаревского форта с моря. На литографии можно увидеть значительно отличный по очертаниям план крепости Псезуапсе, нежели на русской схеме. Сооружения внутри крепости я здесь не рассматриваю.


На картине Уильяма Симпсона, запечатлены события 1855г, коим он был очевидец. Форт Лазаревский в руках горцев, после оставления русскими Черноморской береговой линии


На рисунках У.Симпсона можно рассмотреть внешнюю конструкцию крепости. Так форт Псезуапсе представлял из себя в плане сооружение с прямыми участками стен крепости замкнутыми в квадрат по периметру, с башнями по углам квадрата и входными воротами.
Крепостные башни, насколько можно разглядеть на рисунках англичанина, разные по форме в плане. Одна из них, вдали слева, частично разрушена и форма её — квадрат или многогранник, ближайшая к зрителю башня, представляет собой круглое в плане строение с пушечной проёмом-бойницей в нижнем ярусе. Башни, возвышаются над стеной на половину высоты последней и имеют замкнутый периметр. Все видимые стены форта по всей длине имеют щелеобразные бойницы. Вход в крепость выполнен в виде портала с аркой.
То есть сооружение крепость запечатлённая на рисунках У.Симсона соответствует французским шпионским чертежам на литографии Луи Ле Бретона.
Теперь перенесёмся в век ХХ

В Википедии имеется фотография фрагмента крепости сделанная в 20-30гг прошлого века. Она малоинформативная, но всё же.


Но в недрах госкаталога можно обнаружить более полный формат фотографии в виде открытки с изображением крепости.
Это очень интересный снимок, оригинал которого хранится в сочинском краеведческом музее


Рассматривая фотографию на открытке я обратил внимание на следующее:
1. Наличие больших сквозных проёмов в нижнем ярусе стены для пушек, и такого же размера глухая ниша в надстройке (интересно почему ниша, а не не проём?)
2. Надстройка выполнена не в виде башни, или это только то, что смогло сохраниться на момент съёмки. Её внешний облик кажется отличной от нижнего яруса стены (новее что ли?)
3. Отделка с внешней стороны стены выглядит потрёпанной временем и погодой.
4. Наличие в стене маленьких проёмов прямоугольного сечения. Вероятно бойницы для ружей и наблюдения
5. Участок стены резко обрывается по ровной вертикальной линии в левой части кадра (хочу заострить на этом внимание!)
6. Прямой участок стены (слева направо) плавно закругляется. По идее, с этой точки съёмки, должно быть видно продолжение стены после закругления, если бы сохранившиеся участки стен (до и после закругления) были расположены в перпендикулярных плоскостях в плане, поскольку радиальная плоскость симметрии закругления проходит по вертикальному центру верхнего (глухого) и нижнего проёмов в стене. По факту же закругление, идущее слева направо, не выпрямляется после ниши на втором ярусе, а продолжает рисовать дугу в плане, уходя за вертикальный контур сооружения. (это тоже запомните!)

Следующая фотография также найдена в Госкаталоге. Она из фондов Туапсинского музея, сделана, по всей видимости, во внутреннем углу сооружения у изогнутого в плане арочного проёма. Дата съёмки 1925г.

Как видно размер проёма изнутри больше нежели с внешней стороны стены. По фото создаётся впечатление, что стена изнутри была аккуратно отделана (возможно побелена), камни кладки плотно подогнаны друг к другу. Если б не трава, то можно было подумать, что снимок сделан внутри помещения.
Второй ряд людей стоит на некой тумбе из каменной кладки, возможно это постамент под пушку


В 1922г на экраны кинотеатров вышел киножурнал

В одном из сюжетов показана

С большой долей вероятности, участок сооружения изображённый на открытке запечатлён кинооператором Дзигой Ветровым для киножурнала с противоположной стороны, т.е изнутри крепости (и похоже это тоже место, где сфотографированы люди позднее)

По кинокадру создаётся впечатление, что надстройка второго яруса носит декоративный характер. Ниша арочной формы глухая. Вспомните, как выглядит ниша второго яруса на открытке. Но ведь крепость это военный объект и в ней все элементы конструкции должны быть функциональны для эффективной обороны и наблюдения. Вероятно проёмы второго яруса заложили позднее, в послевоенное время, и далее сооружения крепости использовались в мирных целях. Этим можно объяснить и хорошо сохранившуюся отделку во внутреннем углу крепости. Предположу что в том месте была крыша.
Далее.
Часть стены, которая обрывается на открытке, здесь закрыта ветвями деревьев (правая часть кадра хроники), но похоже на киноплёнке проглядывается арка проёма и дальнейшее продолжение стены.
С левой стороны кадра, в торце стены угадывается лестничный марш, с парапетным ограждением, но это первое, что приходит на ум и не логично. Возможно, что это торец разрушенной стены с рядами камней в центре и декоративной панцирной кладкой по краям. По верху стены можно увидеть двух мужчин (стоящего и сидящего на краю), а на надстройке ноги ещё одного человека. Это ничего не значит, просто отметил этот момент, чтобы людей не приняли за элементы стены, при рассматривании нечёткого изображения.


То что это часть крепостного оградительного сооружения, а не стены построек внутри форта говорит более общий вид с той же кинохроники.


Для меня очевидно, что участок массивной стены рядом с камерой и торец, видимого вдали, участка находятся не в одной вертикальной плоскости. Стена вдали, с оголённой кладкой, как бы выступает наружу.
Этот момент меня натолкнул на мысль перевернуть кинокадр. Мне неизвестна досконально технология работы с киноплёнкой столетней давности (проявка, печать и прочие процедуры), но думаю человеческий фактор всегда был и будет, киношники, когда готовили киножурнал, вполне могли ошибиться с ориентацией кадра.

Я отзеркалил изображение и вот что получилось


С этого (предположительного) ракурса объясняется резкий обрыв стены слева на открытке, на который я обращал внимание выше. Этот обрыв являлся резким изменением направления стены почти под 100град внутрь, в соответствии с русским планом крепости Псезуапсе из Википедии. На стоп-кадре киноплёнки виден только торец разрушенной стены в месте этого поворота.


По итогу рассмотрения фото и кино изображений, на схеме крепости из Википедии я отметил красной стрелкой — направление стоп кадров из «отзеркаленной» кинохроники, синей стрелкой — точку с которой делалась фотография участка стены для открытки, а зелёной стрелкой — отметил место, где запечатлены люди на фоне крепостной стены.

Этот же план крепости, на мой взгляд, объясняет крутой заворот крепостной стены, на который я обращал внимание изучая открытку из сочинского музея.

Таким образом я предполагаю, что крепость реконструировалась с изменением планировки периметра. Изначально она выглядела как на литографии Луи Бретона и рисунках У. Симпсона, а после возвращения русских на побережье план форта несколько изменили и в начале ХХ века останки крепости соответствовали русской схеме из Википедии, с которой я начал эту публикацию.

Что касается немецкой аэрофотографии 1943г. места расположения крепости, то на ней уже не видно стен крепости. К тому времени их разрушили окончательно. А виден только первоначальный фундамент крепости на котором она базировалась, в том числе и после перестройки.


В данной публикации озвучены только мои мысли.

Источники
goskatalog.ru/portal/#/
ru.wikipedia.org/
gallica.bnf.fr/
www.youtube.com/
  • +68
  • 05 июля 2022, 23:37
  • chernomor

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
Ниша арочной формы глухая. Но ведь крепость это военный объект и в ней все элементы конструкции должны быть функциональны для эффективной обороны и наблюдения.
Всё логично и элементарно просто. Ниши в стенах крепостей (да и в окопах тоже) используются для хранения оружия, боеприпасов, провизии, для защиты их от пуль, взрывов и осколков.
В мирное время — как декоративный элемент, например для вазы с цветами или статуи.
avatar

bescker

  • 06 июля 2022, 07:41
+
В данном случае случае надстройка изначально была башенкой и заложенные ниши на открытке и кинохронике ранее были открыты, а закрыли их наверняка после, когда начали эксплуатировать объект в народном хозяйстве, второй дозорный ярус был уже не нужен, а нижний возможоо перекрыт кровлей, может там был склад или чтобы защитить помещения нижнего яруса от протечек.
avatar

chernomor

  • 06 июля 2022, 08:16
+
Интересно, а в Головинке было какое либо укрепление? У меня знакомый. там в огороде картечь нашёл и ядро.
avatar

CHERNOMOR077

  • 06 июля 2022, 22:30

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.