Потерянная Никопсия или где была Зихская епархия
Обычно, говоря о том, где была Никопсия, приводится район Новомихайловки Туапсинского района. Но, эта версия совершенно не стыкуется с реалиями по следующим причинам:
а) В Никопсии располагалась Зихская епархия, а это уже говорит о том, что в её непосредственной близости должно быть расположены множество раннехристианских храмов-базилик, а их там просто нет, одни предположения о том, что они могут там быть (к примеру, в Херсонской епархии было минимум 10 базилик);
б) По Константину Багрянородному Никопсия располагалась на границе Зихии и Авазгии, т.е. в районе именно южных границ Зихии. А предполагать, что район Новомихайловки и был южной границей Зихии как-то не приходится, так как южная граница Зихии как раз приходится на Сочи-Адлерский регион согласно множеству источников;
в) Согласно периплу безымянного автора V века Никопсия была расположена неподалёку от реки Псахапсис, а в Сочи мы имеем как минимум 2 реки с подходящими корнями — это Псахе (Мамайка) и Псахо (приток Кудепсты), где в близости от бассейна Псахо расположено множество раннесредневековых базилик;
г) Безымянный автор перипла V века приводит достаточно часто именно местные топонимы, такие как Васий, Топсида, Псахапсис и др., так что считать название Никопсия именно каким-либо греческим эквивалентом совершенно не обязательно и вполне оно может быть абхазо-абадзехско-убыхским вариантом, состоящим из Ныха + Пс. Ныха (Аныха) — так обычно обозначается «святилище», «икона», «храм». Даже гора Сахарная головка, расположенная на водоразделе Псахо — Мзымта, на вершине которой расположены развалины раннесредневековой базилики имеет родное название Лацинуха, где «нуха» понимается многими топонимистами, как «ныха». Так же в Сочи была и Аублаа-Ныха (г. Батарейка). В принципе, даже абхазская Анакопия, как считается некоторыми абхазскими учёными, вполне может пониматься, как Аныхапия, с соответствующим синонимом-корнем. Т.е. в последнем получается, что Никопсия и Анакопия в исходном понимании практически синонимистические термины. Вполне возможно, что именно это понимание и способствовало помещению Анакопии в Сочи-Адлерский регион картографу 18 века Джованни Антонио Риззи Заннони. Вообще, по мнению автора, вполне логична выглядит взаимосвязь термина "Никопсия" с общим для абхазско-адыгского и осетинского термина Ныхас (иногда и Нихас dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1582615/%D0%9D%D1%8B%D1%85%D0%B0%D1%81 ) — правда, в адыгейском эквиваленте Ныхас — чисто женское собрание, мужскому соотвествует Хасэ. Т.е. буквально, так или иначе, «место, где проводятся собрания, провозглашают какие либо речи и т.п.», ещё со времён нартского эпоса. В осетинском варианте буквально Ныхас — собрание нартов. Прочтение Никопсии, как Нихасии или Ныхасии по-определению выглядит вполне логичным для регионов бытования нартского эпоса в целом и максимально подходит для целевого понимания смысла смысла раннехристианского храма в целом в указанных регионах — там велись «речи», проходили «собрания» и это было «священное место».
Теперь попробуем подробнее разобраться с общим количеством раннехристианских храмов, расположенных на территории Сочи. Обычно, разбирая этот вопрос, приводится количество около 11. Между тем, мы имеем и упоминание о разрушенных храмах в прибрежной части Хосты в количестве 3 штук, которые были уничтожены сравнительно недавно — в 20 веке (период от 1914 до 1980 гг.).

Также мы имеем упоминание Ю.Вороновым о храмах в Липниках и Каштанах (с храма в Каштанах приводится рисунок капители).

Дополнительно, в госудадарственном списке объектов наследия Сочи мы имеем упоминание о развалинах храма в районе Белых скал по р.Хоста. А ещё мы имеем упоминание о развалинах храма в районе форта «Александрия» недалеко от сочинского морпорта. Находки последних годов А.Кизиловым ( maks-portal.ru/kultura/video/kakoe-sensacionnoe-otkrytie-sdelali-arheologi-u-macestinskogo-viaduka ) в районе правобережья р.Мацеста средневековой кладки, керамики и цемянки позволяют предположить существование и там раннехристианского храма. Итак, общий список раннехристианских храмов вполне может быть около 20 (развалины храма в Ахштыре в этом списке просто не учитываются в ряд известных причин):
Реальный вынос месторасположения раннехристианских храмов Сочи на карту (храмы в Каштанах, Липниках, Белых скал сделаны условно) позволяет увидеть наглядно примерный район их максимальной концентрации. Как видно из карты, район максимальной концентрации храмов расположен от Мацесты до Мзымты.

Могло ли такое количество храмов соответствовать наличию собственной епархии? Конечно могло! Тем более, существующая по времени параллельно Зихской, кафедра Абазгийской епархии находилась в древнем Севастополисе (ныне Сухум) с дополнительным крупным опорным пунктом в Питиунте (Пицунда). Но, как раз и выходит, что Абазгийская именно действует на территории Абазгии или Абхазии, а Зихская именно на территории Зихии и увязана именно с границей Зихии и Абазгии по К. Багрянородному. Хорошее исследование определение границ Зихии (особенно южной границы) по К.Багрянородному сделано С.Хатко «Если мы включаем в Зихию сочи-адлерский регион — Джикию грузинских источников — то получаем дистанцию побережья в 441 км....441 км является минимальным показателем, поскольку современная автомобильная дорога сокращает дистанцию пути, который ранее, в основном, пролегал по кромке берега. Поэтому мы смело можем округлить 441 км до искомых 445 км, которые, в свою очередь, равны 300 милям. Таким образом, сообщение Константина о том, что побережье Зихии имеет протяженность в 300 миль можно считать весьма точным. Такое представление могло быть живучим и не вполне архаичным во время Константина: Джикия была частью Абхазского царства, но этнографически могла восприниматься как область, тяготеющая к одноименной Зихии. И данное представление вполне могло сосуществовать с представлением о реальных политических пределах Абхазского царства, которое на западе могло достигать Сочи, а на востоке — Хупати на побережье Кларджети, на границе с Византией (совр. Хопа на территории Турции, в 38 км от Батума). Дистанция от Сочи до Хопа по железной дороге составляет 448 км, что вполне соответствует 300 милям Константина. Восточная (юго-восточная) граница Абхазского царства во время Константина вряд ли доходила до Хопа, но и западная (северо-западная) граница также могла быть существенно выше Сочи. При таком подходе мы приближаемся к пониманию текста Константина, как отражения сложных и несинхронных представлений о черноморском побережье Кавказа.» ( С.Хатко www.apsuara.ru/portal/node/7 ). Давид Аршба справедливо отмечает, что «Словосочетание «Абхазское царство» характерно исключительно для грузинских источников — византийцы до Х века рассматривали Абасгию— Абхазию в качестве вассального княжества.» ( Д.Аршба arshba.ru/786-g-abhazskoe-carstvo-t528.html ) Помимо К. Багрянородного следует учесть тот факт, что 16 поколений назад абадзехи (самоназвание Абд-Зах (Зих) жили на побережье Чёрного море и соседствовали с убыхами. А «Убыхи, в свою очередь, называли джыхы абадзехов. Об этом написано в Убыхском словаре Фогта со слов Тевфика Эсенча. Чирикба, который встречался в Турции с ним, рассказывал, что Тефик Эсенч был очень категоричен в своем утверждении, что джыхы – это абадзехи». (А. Абрегов natpressru.info/index.php?newsid=9665). Эти факты совершенно не противоречат тому, что мы видим на средневековых компасных картах (портоланах) начиная с начала 14 века. Авторы карт помещают Альба Зихию соседствующей с Санна. Санна может вполне логично отождествляться именно с Мацестой (приток Мацесты до сих пор называется Цанык), а в районе правобережья неподалёку от устьевой части и на берегу моря и на Курортном проспекте рядом с Мацестинским виадуком найдены остатки средневековых фундаментов наряду с характерными фрагментами раннесредневековой керамики. Привычка различных современных исследователей к прочтению «Альба Зихия», как «Белая Зихия» может быть вполне спорной, так как в итальянском языке «Alba» в том числе значит просто «Начало» ( www.classes.ru/all-italian/dictionary-italian-russian-universal-term-2565.htm ). Т.е. Альба Зихия вполне логично может означать «Начало Зихии», что и вполне соответствует историческим реалиям.

При анализе перипла анонимного автора V века многие исследователи пришли к выводу, что составитель этого перипла пользовался различными источниками, многие из которых на сегодняшний день могут быть утеряны. Упоминание в нём чисто местных топонимов и гидронимов и Никопсии в том числе позволяют предположить, что автор пользовался и византийскими источниками в том числе, так как «Под актами Константинопольского Вселенского V Собора 552 года стоят подписи Дометиана, «епископа народа зихов» (ACO. III 28, 115, 126, 155, 162, 171, 184). » (А.Ю. Виноградов w.histrf.ru/articles/article/show/zikhiia ) и «Центром епархии Зихии вскоре стал г. Никопсия. С VII века епархия Зихии упоминается в перечне епархий Константинопольского Патриархата, где автокефальные епископские кафедры Херсона, Боспора и Никопсии указаны как относящиеся к епархии Зихии, хотя лишь Никопсия находилась непосредственно на ее территории (Darrouzès. Notitiae 1-5 VII-IX вв. episcopatuum). В этот период название Зихии могло служить общим наименованием для области церковной юрисдикции кафедр Северного и Северо-Восточного Причерноморья. В Notitia 1 кафедра Никопсии занимает 26-е место среди автокефальных епископий (общее 64-е); в Notitia 2 — 27-е (68-е); в Notitia 3 — 35-е и отнесена к Абазгийской епархии, тогда как в Зихии появляется новая кафедра сугдаев (Σουγδάων), занимающая 30-е место; в Notitiae 4 и 5 Сугдейская кафедра исчезает, а Никопсия в Зихии возвращается на 26-е место. Дж. Федальто (Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 391) ошибочно относит 2 последних упоминания к Абазгийской епархии. В Notitia 7 З. и Никопсия не упоминаются; в Notitia 8 (X в.) кафедра З. расположена уже в Матрахе (Матарха, Таматарха; рус. Тмутаракань, ныне станица Тамань Краснодарского края). Город являлся не зихским, а греческим центром. К этому времени северная граница Зихии дошла до старого русла Кубани, близ Матрахи. Неясно, был ли Павел Зихийский, участник Константинопольского Собора 879 года (Ibidem), архиепископом Никопсии или Матрахи. Титул «Зихийский» архиепископы, а с начала XIV века митрополиты Матрахи сохраняли до XV века.
Никопсия известна как одно из мест, куда в VIII веке бежали иконопочитатели (Stephanus Diaconus. Vita St. Stephani Junioris // PG. 100. Col. 1117). Последним по времени свидетельством о кафедре в Никопсии является рассказ Епифания Монаха, посетившего город в 815-820 годы В «Житии апостола Андрея» Епифаний сообщает, что зихи — люди «жестокие и доныне наполовину неверующие»; он упоминает о гробнице ап. Симона Кананита в Никопсии (Греч. предания. 2005. С. 311-312). Никопсийская кафедра была упразднена или перенесена в Матраху в середине IX века. » (А.Ю. Виноградов w.histrf.ru/articles/article/show/zikhiia ).
Хотя перипл анонимного автора V века и содержит ценнейшие сведения, но попытки современных исследователей точно локализовать различные пункты, по стадиям или милям указанным в нём, часто получаются не очень логичными. Вероятнее всего причина просто в «сборной солянке» различных источников автора и попытке их объединить в одну схему. Вполне очевидно, что средневековые мореплаватели и картографы также пользовались какими-либо источниками, вполне возможно и византийскими. Но у них Гераклов мыс (упоминаемый как Аррианом II века, так и безымянным автором V века) соотносится с мысом Гиро, соответствующему современному Пицундскому мысу, бухта Лайа (упоминаемая безымянным автором V века) соотносится с бухтой Лайацо, которая на картах расположена между бухтой Хосты и Гаграми (вполне может быть пристанью Лейуш Эвлия Челеби 17 века и ЛИАШЬ Абхазское название приустьевой части долины р. Мзымты, на территории современного Адлера. На берегу моря, в 400 м к 3 от устья Мзымты, находился огромный священный дуб, называвшийся Лиашь-ныхя (святыня долины Лиешь). Здесь адлерские джигеты справляли религиозные праздники, собирались на военные совещания, вершили суд. В 1837 г. при высадке десанта русских войск священное дерево оказалось в полосе военных действий; позиции вокруг него были укреплены джигетами системой завалов и окопов. Ф.Ф. Торнау (1835 г.) свидетельствует: «Общество Аредба, поселенное на долине Лиешь, считает около 430 семейств, пользующихся выгодами равнины, которых лишены другие селения. Хлебопашество и скотоводство здесь в лучшем состоянии, чем где-либо из других мест, есть небольшой табун лошадей. Зажиточность жителей долины Лиешь известна между садзами». (Дзидзария, с. 106).
( В.И. Ворошилов apsnyteka.org/654-voroshilov_toponimy_rossiyskogo_chernomoriya_slovar_zh-p.html ))
Упоминаемая и Аррианом II века и безымянным автором V века р. Ахэунта (безымянный автор приводит и её второе название «Васий») и отделяющая по периплам «зихов от санигов», вполне соответствует как самоназванию убыхов T-Ахэ, так и тому, что в районе нынешней Пластунки располагался убыхский аул Мутыху Асуа, где Асуа лингвистически равен Васий безимянного автора. Тем более, что чуть южнее была действительно в средневековье расположенна Санна, которую легко можно отождествить с санигами. В принципе, можно вполне попробовать и «поиграть» в локализацию согласно расстояниям, указанным в периплах, если предположить, что авторы не просто брали расстояния вдоль моря линейно от пункта до пункта, но и считали расстояние до пунктов, расположенных удалённо от морского побережья. Подобный вариант ещё никем не учитывался.
Сама появление Зихской епархии в Никопсии достаточно логично — начиная с апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита христианские миссионеры пытались христианизировать именно Зихию. И это у них получалось, но частично. Никто не знает точную причину того, что 16 поколений назад абадзехи сорвавшись с обжитых мест ушли на ту сторону перевала. Но примерно это указывает на тот период, когда Османская империя стала исламизировать народы нашего причерноморья. Вполне возможно, причина именно в этом.
У Зихской епархии в Никопсии есть ещё один важный момент — здесь по легенде была гробница Симона Кананита — практически брата Христа по «отцу» Иосифу. Именно на свадьбе Симона Иисус совершил своё первое чудо — превратил воду в вино. Могло ли быть у Симона и его учеников (а он прибыл согласно описанию Епифания Монаха сначала в Сухум именно с учениками) своё жизнеописание Христа? Да просто обязано было быть! Может именно потому, в доступных архивах Ватикана, очень малочисленны и кратки известия о Зихской епархии в Никопсии, включая её более точную локализацию. И возможно поэтому возможные храмы Зихской епархии в районе Сочи постигает регулярно удивительно грустная участь:
Со времён Ю.Воронова утеряны сведения о месторасположения храмов в с.Каштаны и с.Липники; так и не найден храм, существующий в государственном списке в районе Белых скал; уничтожен при строительстве в Южных культурах «Водоканалом» упоминаемый Ю.Вороновым храм;
уничтожены три храма в прибрежной части Хосты; храм в с.Весёлое должен бы был быть реставрирован и реконструирован — деньги на это было выделены… однако этого не произошло; по храму в с. Лесное (Леснянская базилика I), расположенному ныне на линии КВЛ 220 кв ФСК, якобы подвергшемуся разрушению при строительстве ВЛ (на фото выложенному в энциклопедии Сочи видно, что опоры уже стоят и провода натянуты), до такой степени ездила и ездит техника до сих пор, что фото времён раскопок храма (уже при посторенной ВЛ) выглядит более свежим, чем его состояние на вторую декаду ноября 2017 года.
Во время археологических раскопок ВЛ уже была

Ноябрь 2017

А этот храм считается одним из наиболее древних в нашем районе;
рядом с остатками храма на Малом Ахуне кто-то при помощи экскаватора пытался что-то найти в 2013-14 годах, на остатках храма на дневной поверхности до сих пор лежат кости древних христианских святителей (по факту — святые мощи);
Святые мощи храма Малый Ахун — ноябрь 2017

при попытке Сочинского Национального парка организовать туристическо-паломнический маршрут по древним храмам Сочи РПЦ был наложен запрет… В общем, всё выглядит так, что эта история с раннехристианскими храмами в Сочи, как под запретом у Ватикана, так и у РПЦ, хотя лично мне и не совсем понятно, каким образом РПЦ может иметь отношение к раннесредневековым храмам-базиликам расположенным у нас — они не в их ведении.
а) В Никопсии располагалась Зихская епархия, а это уже говорит о том, что в её непосредственной близости должно быть расположены множество раннехристианских храмов-базилик, а их там просто нет, одни предположения о том, что они могут там быть (к примеру, в Херсонской епархии было минимум 10 базилик);
б) По Константину Багрянородному Никопсия располагалась на границе Зихии и Авазгии, т.е. в районе именно южных границ Зихии. А предполагать, что район Новомихайловки и был южной границей Зихии как-то не приходится, так как южная граница Зихии как раз приходится на Сочи-Адлерский регион согласно множеству источников;
в) Согласно периплу безымянного автора V века Никопсия была расположена неподалёку от реки Псахапсис, а в Сочи мы имеем как минимум 2 реки с подходящими корнями — это Псахе (Мамайка) и Псахо (приток Кудепсты), где в близости от бассейна Псахо расположено множество раннесредневековых базилик;
г) Безымянный автор перипла V века приводит достаточно часто именно местные топонимы, такие как Васий, Топсида, Псахапсис и др., так что считать название Никопсия именно каким-либо греческим эквивалентом совершенно не обязательно и вполне оно может быть абхазо-абадзехско-убыхским вариантом, состоящим из Ныха + Пс. Ныха (Аныха) — так обычно обозначается «святилище», «икона», «храм». Даже гора Сахарная головка, расположенная на водоразделе Псахо — Мзымта, на вершине которой расположены развалины раннесредневековой базилики имеет родное название Лацинуха, где «нуха» понимается многими топонимистами, как «ныха». Так же в Сочи была и Аублаа-Ныха (г. Батарейка). В принципе, даже абхазская Анакопия, как считается некоторыми абхазскими учёными, вполне может пониматься, как Аныхапия, с соответствующим синонимом-корнем. Т.е. в последнем получается, что Никопсия и Анакопия в исходном понимании практически синонимистические термины. Вполне возможно, что именно это понимание и способствовало помещению Анакопии в Сочи-Адлерский регион картографу 18 века Джованни Антонио Риззи Заннони. Вообще, по мнению автора, вполне логична выглядит взаимосвязь термина "Никопсия" с общим для абхазско-адыгского и осетинского термина Ныхас (иногда и Нихас dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1582615/%D0%9D%D1%8B%D1%85%D0%B0%D1%81 ) — правда, в адыгейском эквиваленте Ныхас — чисто женское собрание, мужскому соотвествует Хасэ. Т.е. буквально, так или иначе, «место, где проводятся собрания, провозглашают какие либо речи и т.п.», ещё со времён нартского эпоса. В осетинском варианте буквально Ныхас — собрание нартов. Прочтение Никопсии, как Нихасии или Ныхасии по-определению выглядит вполне логичным для регионов бытования нартского эпоса в целом и максимально подходит для целевого понимания смысла смысла раннехристианского храма в целом в указанных регионах — там велись «речи», проходили «собрания» и это было «священное место».

Теперь попробуем подробнее разобраться с общим количеством раннехристианских храмов, расположенных на территории Сочи. Обычно, разбирая этот вопрос, приводится количество около 11. Между тем, мы имеем и упоминание о разрушенных храмах в прибрежной части Хосты в количестве 3 штук, которые были уничтожены сравнительно недавно — в 20 веке (период от 1914 до 1980 гг.).

Также мы имеем упоминание Ю.Вороновым о храмах в Липниках и Каштанах (с храма в Каштанах приводится рисунок капители).

Дополнительно, в госудадарственном списке объектов наследия Сочи мы имеем упоминание о развалинах храма в районе Белых скал по р.Хоста. А ещё мы имеем упоминание о развалинах храма в районе форта «Александрия» недалеко от сочинского морпорта. Находки последних годов А.Кизиловым ( maks-portal.ru/kultura/video/kakoe-sensacionnoe-otkrytie-sdelali-arheologi-u-macestinskogo-viaduka ) в районе правобережья р.Мацеста средневековой кладки, керамики и цемянки позволяют предположить существование и там раннехристианского храма. Итак, общий список раннехристианских храмов вполне может быть около 20 (развалины храма в Ахштыре в этом списке просто не учитываются в ряд известных причин):
1. Храм в Каштанах
2. Храм в Липниках
3. Храм в районе Белых скал
4. Храм Хоста1
5. Храм Хоста2
6. Храм Хоста3
7. Храм Голицыно
8. Храм Лацинуха
9. Храм Леснянская1
10. Храм Леснянская2
11. Храм Крион Нерон
12. Храм-крепость Монастырь
13. Храм Южные культуры
14. Храм Веселое
15. Храм Малый Ахун
16. Храм Мацеста
17. Храм Сочи
18. Храм Агва
19. Храм Лоо
Реальный вынос месторасположения раннехристианских храмов Сочи на карту (храмы в Каштанах, Липниках, Белых скал сделаны условно) позволяет увидеть наглядно примерный район их максимальной концентрации. Как видно из карты, район максимальной концентрации храмов расположен от Мацесты до Мзымты.

Могло ли такое количество храмов соответствовать наличию собственной епархии? Конечно могло! Тем более, существующая по времени параллельно Зихской, кафедра Абазгийской епархии находилась в древнем Севастополисе (ныне Сухум) с дополнительным крупным опорным пунктом в Питиунте (Пицунда). Но, как раз и выходит, что Абазгийская именно действует на территории Абазгии или Абхазии, а Зихская именно на территории Зихии и увязана именно с границей Зихии и Абазгии по К. Багрянородному. Хорошее исследование определение границ Зихии (особенно южной границы) по К.Багрянородному сделано С.Хатко «Если мы включаем в Зихию сочи-адлерский регион — Джикию грузинских источников — то получаем дистанцию побережья в 441 км....441 км является минимальным показателем, поскольку современная автомобильная дорога сокращает дистанцию пути, который ранее, в основном, пролегал по кромке берега. Поэтому мы смело можем округлить 441 км до искомых 445 км, которые, в свою очередь, равны 300 милям. Таким образом, сообщение Константина о том, что побережье Зихии имеет протяженность в 300 миль можно считать весьма точным. Такое представление могло быть живучим и не вполне архаичным во время Константина: Джикия была частью Абхазского царства, но этнографически могла восприниматься как область, тяготеющая к одноименной Зихии. И данное представление вполне могло сосуществовать с представлением о реальных политических пределах Абхазского царства, которое на западе могло достигать Сочи, а на востоке — Хупати на побережье Кларджети, на границе с Византией (совр. Хопа на территории Турции, в 38 км от Батума). Дистанция от Сочи до Хопа по железной дороге составляет 448 км, что вполне соответствует 300 милям Константина. Восточная (юго-восточная) граница Абхазского царства во время Константина вряд ли доходила до Хопа, но и западная (северо-западная) граница также могла быть существенно выше Сочи. При таком подходе мы приближаемся к пониманию текста Константина, как отражения сложных и несинхронных представлений о черноморском побережье Кавказа.» ( С.Хатко www.apsuara.ru/portal/node/7 ). Давид Аршба справедливо отмечает, что «Словосочетание «Абхазское царство» характерно исключительно для грузинских источников — византийцы до Х века рассматривали Абасгию— Абхазию в качестве вассального княжества.» ( Д.Аршба arshba.ru/786-g-abhazskoe-carstvo-t528.html ) Помимо К. Багрянородного следует учесть тот факт, что 16 поколений назад абадзехи (самоназвание Абд-Зах (Зих) жили на побережье Чёрного море и соседствовали с убыхами. А «Убыхи, в свою очередь, называли джыхы абадзехов. Об этом написано в Убыхском словаре Фогта со слов Тевфика Эсенча. Чирикба, который встречался в Турции с ним, рассказывал, что Тефик Эсенч был очень категоричен в своем утверждении, что джыхы – это абадзехи». (А. Абрегов natpressru.info/index.php?newsid=9665). Эти факты совершенно не противоречат тому, что мы видим на средневековых компасных картах (портоланах) начиная с начала 14 века. Авторы карт помещают Альба Зихию соседствующей с Санна. Санна может вполне логично отождествляться именно с Мацестой (приток Мацесты до сих пор называется Цанык), а в районе правобережья неподалёку от устьевой части и на берегу моря и на Курортном проспекте рядом с Мацестинским виадуком найдены остатки средневековых фундаментов наряду с характерными фрагментами раннесредневековой керамики. Привычка различных современных исследователей к прочтению «Альба Зихия», как «Белая Зихия» может быть вполне спорной, так как в итальянском языке «Alba» в том числе значит просто «Начало» ( www.classes.ru/all-italian/dictionary-italian-russian-universal-term-2565.htm ). Т.е. Альба Зихия вполне логично может означать «Начало Зихии», что и вполне соответствует историческим реалиям.

При анализе перипла анонимного автора V века многие исследователи пришли к выводу, что составитель этого перипла пользовался различными источниками, многие из которых на сегодняшний день могут быть утеряны. Упоминание в нём чисто местных топонимов и гидронимов и Никопсии в том числе позволяют предположить, что автор пользовался и византийскими источниками в том числе, так как «Под актами Константинопольского Вселенского V Собора 552 года стоят подписи Дометиана, «епископа народа зихов» (ACO. III 28, 115, 126, 155, 162, 171, 184). » (А.Ю. Виноградов w.histrf.ru/articles/article/show/zikhiia ) и «Центром епархии Зихии вскоре стал г. Никопсия. С VII века епархия Зихии упоминается в перечне епархий Константинопольского Патриархата, где автокефальные епископские кафедры Херсона, Боспора и Никопсии указаны как относящиеся к епархии Зихии, хотя лишь Никопсия находилась непосредственно на ее территории (Darrouzès. Notitiae 1-5 VII-IX вв. episcopatuum). В этот период название Зихии могло служить общим наименованием для области церковной юрисдикции кафедр Северного и Северо-Восточного Причерноморья. В Notitia 1 кафедра Никопсии занимает 26-е место среди автокефальных епископий (общее 64-е); в Notitia 2 — 27-е (68-е); в Notitia 3 — 35-е и отнесена к Абазгийской епархии, тогда как в Зихии появляется новая кафедра сугдаев (Σουγδάων), занимающая 30-е место; в Notitiae 4 и 5 Сугдейская кафедра исчезает, а Никопсия в Зихии возвращается на 26-е место. Дж. Федальто (Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 391) ошибочно относит 2 последних упоминания к Абазгийской епархии. В Notitia 7 З. и Никопсия не упоминаются; в Notitia 8 (X в.) кафедра З. расположена уже в Матрахе (Матарха, Таматарха; рус. Тмутаракань, ныне станица Тамань Краснодарского края). Город являлся не зихским, а греческим центром. К этому времени северная граница Зихии дошла до старого русла Кубани, близ Матрахи. Неясно, был ли Павел Зихийский, участник Константинопольского Собора 879 года (Ibidem), архиепископом Никопсии или Матрахи. Титул «Зихийский» архиепископы, а с начала XIV века митрополиты Матрахи сохраняли до XV века.
Никопсия известна как одно из мест, куда в VIII веке бежали иконопочитатели (Stephanus Diaconus. Vita St. Stephani Junioris // PG. 100. Col. 1117). Последним по времени свидетельством о кафедре в Никопсии является рассказ Епифания Монаха, посетившего город в 815-820 годы В «Житии апостола Андрея» Епифаний сообщает, что зихи — люди «жестокие и доныне наполовину неверующие»; он упоминает о гробнице ап. Симона Кананита в Никопсии (Греч. предания. 2005. С. 311-312). Никопсийская кафедра была упразднена или перенесена в Матраху в середине IX века. » (А.Ю. Виноградов w.histrf.ru/articles/article/show/zikhiia ).
Хотя перипл анонимного автора V века и содержит ценнейшие сведения, но попытки современных исследователей точно локализовать различные пункты, по стадиям или милям указанным в нём, часто получаются не очень логичными. Вероятнее всего причина просто в «сборной солянке» различных источников автора и попытке их объединить в одну схему. Вполне очевидно, что средневековые мореплаватели и картографы также пользовались какими-либо источниками, вполне возможно и византийскими. Но у них Гераклов мыс (упоминаемый как Аррианом II века, так и безымянным автором V века) соотносится с мысом Гиро, соответствующему современному Пицундскому мысу, бухта Лайа (упоминаемая безымянным автором V века) соотносится с бухтой Лайацо, которая на картах расположена между бухтой Хосты и Гаграми (вполне может быть пристанью Лейуш Эвлия Челеби 17 века и ЛИАШЬ Абхазское название приустьевой части долины р. Мзымты, на территории современного Адлера. На берегу моря, в 400 м к 3 от устья Мзымты, находился огромный священный дуб, называвшийся Лиашь-ныхя (святыня долины Лиешь). Здесь адлерские джигеты справляли религиозные праздники, собирались на военные совещания, вершили суд. В 1837 г. при высадке десанта русских войск священное дерево оказалось в полосе военных действий; позиции вокруг него были укреплены джигетами системой завалов и окопов. Ф.Ф. Торнау (1835 г.) свидетельствует: «Общество Аредба, поселенное на долине Лиешь, считает около 430 семейств, пользующихся выгодами равнины, которых лишены другие селения. Хлебопашество и скотоводство здесь в лучшем состоянии, чем где-либо из других мест, есть небольшой табун лошадей. Зажиточность жителей долины Лиешь известна между садзами». (Дзидзария, с. 106).
( В.И. Ворошилов apsnyteka.org/654-voroshilov_toponimy_rossiyskogo_chernomoriya_slovar_zh-p.html ))
Упоминаемая и Аррианом II века и безымянным автором V века р. Ахэунта (безымянный автор приводит и её второе название «Васий») и отделяющая по периплам «зихов от санигов», вполне соответствует как самоназванию убыхов T-Ахэ, так и тому, что в районе нынешней Пластунки располагался убыхский аул Мутыху Асуа, где Асуа лингвистически равен Васий безимянного автора. Тем более, что чуть южнее была действительно в средневековье расположенна Санна, которую легко можно отождествить с санигами. В принципе, можно вполне попробовать и «поиграть» в локализацию согласно расстояниям, указанным в периплах, если предположить, что авторы не просто брали расстояния вдоль моря линейно от пункта до пункта, но и считали расстояние до пунктов, расположенных удалённо от морского побережья. Подобный вариант ещё никем не учитывался.
Сама появление Зихской епархии в Никопсии достаточно логично — начиная с апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита христианские миссионеры пытались христианизировать именно Зихию. И это у них получалось, но частично. Никто не знает точную причину того, что 16 поколений назад абадзехи сорвавшись с обжитых мест ушли на ту сторону перевала. Но примерно это указывает на тот период, когда Османская империя стала исламизировать народы нашего причерноморья. Вполне возможно, причина именно в этом.
У Зихской епархии в Никопсии есть ещё один важный момент — здесь по легенде была гробница Симона Кананита — практически брата Христа по «отцу» Иосифу. Именно на свадьбе Симона Иисус совершил своё первое чудо — превратил воду в вино. Могло ли быть у Симона и его учеников (а он прибыл согласно описанию Епифания Монаха сначала в Сухум именно с учениками) своё жизнеописание Христа? Да просто обязано было быть! Может именно потому, в доступных архивах Ватикана, очень малочисленны и кратки известия о Зихской епархии в Никопсии, включая её более точную локализацию. И возможно поэтому возможные храмы Зихской епархии в районе Сочи постигает регулярно удивительно грустная участь:
Со времён Ю.Воронова утеряны сведения о месторасположения храмов в с.Каштаны и с.Липники; так и не найден храм, существующий в государственном списке в районе Белых скал; уничтожен при строительстве в Южных культурах «Водоканалом» упоминаемый Ю.Вороновым храм;
уничтожены три храма в прибрежной части Хосты; храм в с.Весёлое должен бы был быть реставрирован и реконструирован — деньги на это было выделены… однако этого не произошло; по храму в с. Лесное (Леснянская базилика I), расположенному ныне на линии КВЛ 220 кв ФСК, якобы подвергшемуся разрушению при строительстве ВЛ (на фото выложенному в энциклопедии Сочи видно, что опоры уже стоят и провода натянуты), до такой степени ездила и ездит техника до сих пор, что фото времён раскопок храма (уже при посторенной ВЛ) выглядит более свежим, чем его состояние на вторую декаду ноября 2017 года.
Во время археологических раскопок ВЛ уже была

Ноябрь 2017

А этот храм считается одним из наиболее древних в нашем районе;
рядом с остатками храма на Малом Ахуне кто-то при помощи экскаватора пытался что-то найти в 2013-14 годах, на остатках храма на дневной поверхности до сих пор лежат кости древних христианских святителей (по факту — святые мощи);
Святые мощи храма Малый Ахун — ноябрь 2017

при попытке Сочинского Национального парка организовать туристическо-паломнический маршрут по древним храмам Сочи РПЦ был наложен запрет… В общем, всё выглядит так, что эта история с раннехристианскими храмами в Сочи, как под запретом у Ватикана, так и у РПЦ, хотя лично мне и не совсем понятно, каким образом РПЦ может иметь отношение к раннесредневековым храмам-базиликам расположенным у нас — они не в их ведении.
Комментарии (30)
RSS свернуть / развернутьКаким образом россияне имеют отношение к приключениям евреев в Африке? Одни храмы вокруг, а школы и больницы закрывают. А этим предпринимателям ещё и налог платить не надо.
Koka
CAMOKATOB
RebelNeo
CAMOKATOB
RebelNeo
RebelNeo
TEPEK888
CAMOKATOB
kosa77
www.youtube.com/watch?v=WUxdS8cTmxc
www.youtube.com/watch?v=1Wg_Rl0qo6A
Alexey2014
so3537
RebelNeo
so3537
RebelNeo
А разве грузинское влияние началось не в конце 10 веке? когда к власти пришел Баграт 3-й?
Единое Грузинское царство, по сути, стало только в начале 11 века. А до этого Абхазия была мощнее разрозненных княжеств Грузии.
so3537
Абхáзское царство (абх. Аҧсны аҳра) — раннефеодальное государство абхазов в Закавказье с центром в Анакопии, с 806 года — с центром в Кутаиси (абх. Қәҭешь). Словосочетание Абхазское царство употребляется только в ранних грузинских источниках, поскольку византийцы вплоть до X века рассматривали Абазгию—Абхазию в качестве своего вассального княжества, хотя контроль над событиями в нём официальный Константинополь утратил в конце VIII века[1]. К началу X века абхазский царь Баграт III присоединяет к Абхазскому царству Тао-Кларджети и Картли.
RebelNeo
so3537
( www.pravenc.ru/text/199891.html ) В третьей нотиции Никопсия уже относилась к Абазгийской епархии, потом как-то обратно вернулась
RebelNeo
RebelNeo
so3537
RebelNeo
Вот как-то не верится в то, что автор досконально исследовал архивы Ватикана по предмету поиска документов о Никопсии… :)
Gennadius
Уважаемый г-н Кондряков, а «святость» этих «мощей» была установлена лично Вами? И как, избавились от насморка? Может, проще предположить то, что это кости с некрополя\погоста, располагавшегося при храме?
Gennadius
Кстати, в статью добавил абзац: «Вообще, по мнению автора, вполне логична выглядит взаимосвязь термина „Никопсия“ с общим для абхазско-адыгского и осетинского термина Ныхас (иногда и Нихас dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1582615/%D0%9D%D1%8B%D1%85%D0%B0%D1%81 ) — правда, в адыгейском эквиваленте Ныхас — чисто женское собрание, мужскому соотвествует Хасэ. Т.е. буквально, так или иначе, «место, где проводятся собрания, провозглашают какие либо речи и т.п.», ещё со времён нартского эпоса. В осетинском варианте буквально Ныхас — собрание нартов. Прочтение Никопсии, как Нихасии или Ныхасии по-определению выглядит вполне логичным для регионов бытования нартского эпоса в целом и максимально подходит для целевого понимания смысла смысла раннехристианского храма в целом в указанных регионах — там велись «речи», проходили «собрания» и это было «священное место».» По логике чисто адыгского понимания «Ныхас» — как женское собрание, а «Хасэ» — мужское также выглядит также не логичным помещение Никопсии в регион Новомихайловки, где адыгское население должно было быть как-раз основным в те времена, в отличие от нашего региона. А вот в нашем регионе, тем более в районе существования древней дорожки «на ту сторону» перевала, термин Никопсии как раз оказывается к месту, с учётом обозначения как священных мест, так и мест «собраний» )))
RebelNeo
rem-sochi
Ахинею не принимаю ни под каким соусом. Ваши личные ощущения в статье на историческую тему никого не интересуют. Пишите об истории — оперируйте фактами, а не бредовыми домыслами и рассуждениями типа «могло быть...», или " В принципе, можно вполне попробовать и «поиграть» в локализацию "…
Играйтесь дальше, чего там… :)
Gennadius
RebelNeo
RebelNeo
RebelNeo
Мне не нравится всё это Ваше дешёвое фричество и натягивание совы на глобус. Не более того.
ЧТО именно я должен аргументировать и почему? Аргументы нужны для предметного спора, а не для ваших «игр в локализацию». Список источников о Никопсии ничтожен — что там высасывать? Вот у вас получается :). Ну и продолжайте — я же написал. Заодно, может, и ваш «лондон» на том же материале отсосёте :). Или нет… — ВЫСОСИТЕ! :)
Gennadius
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.