Что за мост? Что за камни?

Мост

На реке Агура, выше поляны слетов, находится инженерное сооружение. Это остатки моста через реку. Неизвестный «знаток истории», заведомо отвечая на один из возникающих вопросов, на близрасположенном дереве нацарапал следующую надпись:


Оставшиеся конструкции моста выглядят следующим образом:
правая береговая опора:

левая береговая опора:

Я проходил мимо этого сооружения не один раз и всегда возникали одни и те же вопросы на которые ответа у меня нет и по сей день, но есть определённые догадки.
А вопросы такие:
— с какой целью строили мост?
— почему он только один? ведь существующая на данный момент дорога несколько раз пересекает реку (русло реки петляет как змея),
— когда строили мост?
— был ли он достроен до конца т.е. имел ли он пролётное сооружение?
— эксплуатировался ли мост когда либо?

Как видно мост построен, что называется не «абы как». Судя по тому что он сохранился в довольно приличном состоянии (опоры не перекосились, не подмыты водой) его размещением занимались грамотные и профессиональные люди. Материал опор камень- песчаник, скорее всего местный, обработанный умелыми камнетёсами. По крайней мере для лицевых сторон использовали обработанные камни правильной прямоугольной формы уложенные на вяжущее (очень похожее на цементно-песчаный раствор) с ровной расшивкой швов:

С тыльной стороны использованы камни грубого тёса уложенные «на сухую», но всё равно порядовка прослеживается:

Вероятно имелись и чертежи сооружения, об этом говорит отсутствие какой либо «отсебятины» на видимых конструкциях.

Строители уделили достаточное внимание и внешнему облику береговых опор. Камни правильной формы с «рваной» фактурой лежат строго в ряд с обязательной перевязкой вертикальных швов и аккуратной расшивкой раствора в швах. Применено и небольшое «украшательство» в виде облагораживания вертикальных углов опор тёсанными камнями бóльшего размера, выступающих немного вперёд из вертикальной плоскости основной кладки тела опоры, а также немного выступающий верхний ряд кладки:

На правой береговой опоре сохранились каменные парапеты в поперечном сечении похожие на дом с двускатной крышей:




В этом месте левый берег Агуры ниже правого и поэтому к левой опоре выполнена небольшая земляная насыпь, но не полностью, соответственно я полагаю, что до конца мост построен не был. Правая же опора вписана в рельеф местности.

По своим ощущениям я склонен согласиться с неизвестным, сделавшим на дереве надпись (хоть и с грамматической ошибкой) о дате постройки. Ведь там нет дач землевладельцев царской России куда могла вести дорога.
Я полагаю годы постройки моста 20-30гг XXвека. Тогда активно осваивали г.Ахун (построили дорогу к вершине, построили башню) и прилегающие достопримечательности, было намерение построить и канатную дорогу на Ахун.
Если мост строился, значит это нужно было, ибо самовольно кто либо его построить не мог. Я думаю, что хотели обустроить дорогу к Агурским водопадам, Орлиным скалам не со стороны моря, а с другой стороны, т.е. сверху, со стороны гор. Также предположу, что в те времена уже существовала относительно хорошая дорога по которой подвозили материал для строительства (камни, цемент, песок и прочее) и людей. А вот почему не проложили в итоге дорогу к намеченной цели и не построили остальные мостовые сооружения, у меня предположений нет, поскольку всё же неизвестен период строительства. Сейчас дорога, которая вела бы на мост, вообще не просматривается. Везде растут деревья в том числе и внутри опор разрушая корнями каменную конструкцию.
По всем моим догадкам я могу ошибаться.

Рулетки с собой не было поэтому размеры на глаз: ширина опор «в фаз» (или по фасаду) не менее4-5м, высота над маловодной рекой около 2,5м, расстояние между опорами в свету 7-10м

Камни

Там же за Ахуном, но намного дальше от моста, в междуречье Агура- Агурчик на склоне горы возле старой грунтовой дороги расположено место складирования камней для неизвестных целей:

Камни собраны в хаотично расположенные группы/собрания/кучи/курганы- не знаю какое слово применить.
Не которые собрания камней образованы просто накидыванием в одно место:

а другие уложены в аккуратные штабеля и это интересно:



Эти штабеля имеют прямоугольную форму в плане и они небольшие по высоте, в среднем, с учетом рельефа 0,5-0,7мп.

Возможно — это старая каменоломня или каменный карьер, хотя по местности и рельефу этого не скажешь:

Возможно камни просто собирались в округе и сносились к дороге укладываясь в штабеля для упрощения подсчёта объёмов добытого материала с последующим вывозом.
Возможно, что камни сюда подвозились на транспорте, разгружались и затем укладывались в штабеля с целью дальнейшего использования.

Там где камни сложены аккуратно видно, что они имеют форму близкую к правильной, но без следов обработки. Они сложены относительно ровными рядами, нужно сделать поправку на время, за которое грунт под камнями проседал, сползал и идеального сложения уже не видно.


На некоторых складах камни рассыпаны, или из-за времени (подвижек грунта), или это людское любопытство нарушило складирование.

Каменные склады на местности расположены хаотичными группами. Вдоль дороги также имеются несколько куч наваленных камней.


Для какой цели там собраны камни – не знаю. Я не думаю, что это что-то древнее. Полагаю, что это связано либо с постройкой моста (мостов) о которых я писал выше, либо связано с постройкой ЛЭП поблизости: их могли использовать как для пригруза фундамента опоры (например грибовидного типа), так и для мощения грунтовых дорог для проезда техники.

Вообщем также одни вопросы и догадки. В комментариях жду разгадки.
  • +72
  • 10 августа 2013, 01:16
  • chernomor

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+
По мнению старых жителей села Прогресс называется Сталинская дорога… по старым картам именно там прохадила старая дорога с Хосты в рн Абазинки… как не печально но именно ьак)))) в р не агурчика есть три разркшенных моста но после дорогу проложили через ст мацесту и дай бог сохранили природу на 50 лет… мы в прошлом году видели там следы мишки…
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ))))
avatar

SmailOFF

  • 10 августа 2013, 01:41
+
Ходил по Агурчику 1-2 км вверх от слияния остатков мостов не заметил((
avatar

chernomor

  • 10 августа 2013, 01:48
+
С прогресса… надо спускаться по новой грунтовой дороге… п ахунский ниже последнего дома метров 200 первый остов моста рядом с новой грунтовкой ..,, второй левеее по агурчику по руслу в вврх метров 150… в прошлом году мимо на легковой там ездили…
avatar

SmailOFF

  • 10 августа 2013, 02:03
+
Кстати 1 фото хрень дереву мах0 25лет… этот бук должен был быть раза 3 больше… самое старое что ч там встречал 49г… с надписями…
avatar

SmailOFF

  • 10 августа 2013, 02:11
+
Кстати 1 фото хрень дереву мах0 25лет…
Не знаю, но, по-моему, сразу понятно, что речь идёт о современном писаке.
avatar

passer

  • 10 августа 2013, 12:38


+
А вообще фотки и все супер… как есть… большое спасибо… нехочу быть ханжёй пусть афтор напишет в личку… покажу где есть там остатки шлака и черепицы…
avatar

SmailOFF

  • 10 августа 2013, 02:17
+
Версия инопланетного происхождения пока не рассматривается?!)))
avatar

rem-sochi

  • 10 августа 2013, 08:02
+
Это у 12345 спросит надо. Если он даже не знает наверняка докапается до истины, а она, как известно рядом
avatar

davajdosvidanija

  • 10 августа 2013, 08:28
+
Похоже на то, что в каком-нибудь лохматом 27 году была очередная херолимпиада, и строили данный объект гастарбайтеры, раз надпись пАстроен с ошибкой. А то, что самого моста нет, так это скорее всего будет и с нынешними олимпийскими объектами)
avatar

AndreyUP

  • 10 августа 2013, 10:34
+
А может быть где-то рядом и туннель пробит:-)))
avatar

dimant2008

  • 10 августа 2013, 10:39
+
ага, и дублер дороги на Ахун)
avatar

AndreyUP

  • 10 августа 2013, 10:44
+
В обход малого Ахуна:-)))
avatar

dimant2008

  • 10 августа 2013, 10:55

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.