Между дворянским гнездом и соцсетью
После отдыха от истории и культуры на экскурсии по олимпийскому Сочи делегаты XIV Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры попали в рабочую обстановку. В тени высотного параллелепипеда, где поселились гости, скромно прятался дом-музей Барсовой. А с верха гостиницы открывался вид на Летний театр, построенный по замыслу архитектора без кровли, но в предолимпийские годы накрытый крышкой от другого здания. Таким образом, принимающая сторона (Сочи) любезно проиллюстрировала живыми картинками проблемы, обсуждавшиеся на съезде.
На XIV съезд впервые приехали общественники. В их числе 6 градозащитников (из 255 делегатов съезда). Представители официальных и неофициальных органов охраны памятников говорили об угрозах застройки, лжереставрации и запустения.
От Дербента до Вологды
Выступления на съезде сложились в общую мозаику, и стало видно, как пестра Россия.
В дагестанском Дербенте, имеющем статус всемирного наследия ЮНЕСКО, перекопано древнее захоронение для освобождения земли от историко-культурного бремени. Когда органы охраны памятников прибыли на место работы бульдозеров и ужаснулись, чиновники объяснили, что в Дербенте традиция позволяет не хранить прошлое долее 50 лет.
В Екатеринбурге, где стало традицией проведение форума небоскребов, градозащитников избивают за фотографирование незаконной расчистки участков под новостройки. С 2009 года продолжается оборона исторических зданий и сада, где были выведены первые на Урале морозостойкие яблони. На них наступают небоскребы района «Екатеринбург-сити». Совершен поджог известного в градозащитной среде дома Елового. Сгорела кровля, но сруб себя спас. Дом был построен из сибирской лиственницы и, хотя поджигатели облили его горючей жидкостью, уцелел при тушении пожара.
На фоне Дербента и Екатеринбурга относительно благополучна северная деревянная Вологда, где охрана памятников не дает власти и бизнесу разгуляться. Только археологических объектов в Вологодской области 2500, но соблюдается принцип: сначала археологические раскопки, а стройка — потом. Вологда не нарушает запрет на строительство выше семи этажей, чтобы не заслонять памятники (как в Сочи высотки заслонили дом Барсовой). Почему так, объяснил консультант Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Даниил Русанов:
— Обычно высотные здания строятся в кредит. Когда органы охраны доказывают свою способность остановить незаконные стройки, риски возрастают — банки боятся давать кредиты, и новостройки не начинаются.
Кроме государственных органов охраны, за перипетиями судьбы памятников следит градозащитное движение «Настоящая Вологда». Чтобы предотвратить снос исторического здания, градозащитница и молодая мать Ольга Смирнова заслонила путь экскаватору, при этом полиция играла пассивную роль свидетеля обороны Вологды. Жизнь памятников полна драм и детективов.
Имитация реставрации
Подмена реставрации ремонтом, когда старина смешивается с новоделом и теряет подлинность, коварнее попыток прямого разрушения памятников. Скрытую угрозу сложнее предвидеть. И не все огрехи вульгарной реставрации можно после исправить.
Кожевенные ряды в Вологде — пример неверно восстановленного памятника федерального значения.
В Сочи такой пример — дача Хлудова в парке «Ривьера», перестроенная в гибрид отеля, виллы и офиса.
Полная версия статьи «Между дворянским гнездом и соцсетью».
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.