Исключая "Все включено"...

Начало

Случилось так, что на карте наших путешествий, как ни странно, Турция оставалась большим белым пятном до последнего времени, хотя, казалось бы, что проще — соседи.
И вот теперь это пятно немного поубавилось благодаря путешествию, которое мы совершили с 5-го по 16 сентября.
Начиналось все с поисков способа туда добраться. Оказалось, что это не так и просто. Регулярного паромного сообщения по морю сейчас нет. Когда турки набирают людей и решаются отправить паром из Трабзона, они сообщают в Сочи и, соответственно, только тогда здесь становится известно когда паром пойдет обратно. Кассир в сочинском морпорту так и говорит — Звоните иногда…
В итоге решено было добираться до Трабзона другим более надежным способом — через Батуми — «Кометы» туда ходят регулярно два раза в неделю. Это удовольствие стоит 5 тыщ рублёв и продолжается 12 часов. Хотя, если бы она шла с нормальной своей скоростью, плавание бы заняло всего 5. И в кассе, и на «Комете» что-то говорили что днище судна давно не чистилось от ракушек и быстрее плавать не умеет. Так это или нет определить сложно, но ползли мы до Батуми точно 12 часов. Хорошо, что хоть весла не дали.
Успели и насмотреться на берег, и облазить это корыто выпуска 60-х годов от носа до кормы, и выспаться.
Итак, мы вышли в море. Взгляд на Сочи со стороны, олимпийские объекты, наше времяпровождение и закат в море.

Пол-первого ночи пришли в Батуми. Такси до автовокзала чтобы узнать расписание автобуса в Трабзон. И таксист отвез нас в ближайшую не особо дорогую гостиницу, чтобы было удобно пешком потом добраться да автовокзала.
Решено было на один день остаться для осмотра города, а через день, утром уезжать в Турцию, благо небольшие автобусы ходят в Трабзон через час-два.
Парадно-прогулочная часть Батуми славится свои великолепием, которое организовал Саакашвили для привлечения туристов, при этом загнав Грузию в международные долги на многие годы вперед. А в 500 метрах от набережной уже другой Батуми, который просматривается из окна нашей гостиницы утром.

Естественно, как настоящие туристы, идем смотреть красивое, халуп всяких и у нас полно. Тем более, что кроме меня в Батуми никто не был.

На следующий день утром на автовокзале ждем нашего микроавтобуса. Рядом интересный памятник советской эпохи — стелла с табличкой говорящей о легендарной деятельности в Батуми Сталина.

Сейчас уже тем более никому не интересно что Коба с февраля 1902 года уже сидел в батумской тюрьме, а стачка была в марте и в списке 21 обвиняемого его фамилии вообще нет.
Ну да ладно, бог с ним, с памятником. Мы стартуем к границе с Турцией.
В прошлый мой приезд в Батуми в июле, мы приезжали в пограничное село Сарпи и я ходил специально узнавал все подробности прохождения границы россиянами. Тогда на пропускном пункте было пять человек. В этот раз мы попали в огромную очередь. Откуда и почему она возникла никто пояснить не смог. Но давка была страшная. Вполне серьезно можно было опасаться если уж не за жизнь, то за здоровье точно — в этой сумасшедшей никем не контролируемой давке нескольких сотен человек в узком корридоре вполне могло бы случится что-то серьезное.
С боем прорвавшись к окошкам, получив штемпель в паспорт, в уже более спокойном ритме проходим турецкий контроль и в нашем же микроавтобусе летим в Трабзон.
Первое, что паражает — дороги и скорость, с которой мы несемся. Казалось временами, что мы не едем, а низко летим — 130-140 километров в час для микроавтобуса — это норма, как оказалось потом. Две полосы с идеальным покрытием по берегу моря в каждую сторону без крутых поворотов с большим количеством коротких тоннелей.

Берег моря до Трабзона — это множество небольших искусственных лагун, лиманов, а не волнорезов как у нас. Эти лагуны образованы из каменных насыпей, а внутри лагуны небольшие кораблики, лодочки, одноэтажные стандартные частные ангары.

Водитель довез нас до бульвара в центре Трабзона и, оставив наших дам сторожить чемоданы, мы отправились на поиски гостиницы. Обойдя с десяток, неприятно удивившись дороговизне не смотря на уверения всех здесь бывавших, что проживание стоит копейки, остановились на гостинице «Иван» с хозяйкой, бывшей сочинкой Инной. Проживание в двухместном номере нам обошлось 30 американских рублей и, как оказалось в дальнейшем, это самое дешевое из всех остальных. Говоря по русски, выходило рублей 600 с человека.
Этот день ушел на гуляние по центру Трабзона, разглядывание диковенных магазинов с тряпками и сладостями, самих турков толпами дефилирующих днем и вечером по бульвару.

Еще в этот день мы с помощью нашей гостиничной хозяйки Инны решили вопрос с арендой машины для путешествия и обратными билетами на самолете.
Вообще нам очень везло с знакомствами — на нас как-то случайно выходили люди в течение всех передвижений по стране, которые помогали что-либо необычное увидеть, что-то найти, дешевле приобрести, иногда вообще категорически отказывавшиеся брать деньги даже символические.
Одним из таких полезных знакомых оказался Вахид, знакомый Инны, возможно он и имел какой-то интерес, но без него мы бы тыкались в Трабзоне как слепые котята.
В итоге в 10 утра перед нами стоял беленький Рено Символ 2014 года, дизель, механика — то, что нам и было надо.
Перед поездкой в Турцию я перечитал кучу сайтов, советов, рассказов об аренде машины. Почти все это оказалось ерундой — никаких залогов, задержек, проблем. Заплатил деньги, сел за руль, забрал документы на машину и договор на турецком языке (в котором все равно не поймешь что написано), и лишь бы приехал вовремя и на целой машине. Если сам не ищешь проблемы — никто тебе искусственно их создавать не будет. Кстати, забегая вперед скажу, за почти 3000 км полицейских видели раз 5-6. А останавливать так вообще никто и не думал.
Утром последний взгляд на Трабзон из окна гостиницы и мы трогаемся в путь.

Дальнейший рассказ в следующем топике, потому как насущие дела не позволяют все сделать за раз.
  • 17 сентября 2014, 11:05
  • so3537

А зачем так сложно?
www.flypgs.com/ru/
50 евро из Сочи в Трабзон, 50 евро назад

posch

• 17 сентября 2014, 11:31
До отъезда вообще никогда не слышал что летает самолет в Трабзон. Оттуда уже летели самолетом. С другой стороны, для того и путешествия чтобы все увидеть, прочувствовать и посмотреть.

• 17 сентября 2014, 12:02
для того и путешествия чтобы все увидеть, прочувствовать и посмотреть.
Я сам мечтаю в Карс, Эрзурум, Ван… короче по Восточной Анатолии.

posch

• 17 сентября 2014, 12:32
Эрзурум сначала был в планах, но оказывается есть города не менее интересные. Например, мне очень понравился Кайсери, обилием исторических памятников напоминает Чиангмай на севере Таиланда.

• 17 сентября 2014, 13:09
спасибо.
жду продолжения!

zhdann

• 17 сентября 2014, 12:21

Чего-то дорого у Вас вышло, я был в прошлом году. Теплоход Эрке, билет- 4500, идет 7 часов, в Трабзоне жили в гостинице Macka, в пяти минутах от майдана за 120 долларов 5 дней, вдвоем ( новый год, кстати был), а вот с местными русскими, в основном женщинами, женами турок, лучше не связываться- дорого все будет, правда турки, в отличие от стамбульских по-английски не говорят почти)) Ну, это ИМХО)

Ueff1982

• 17 сентября 2014, 12:29
У вас получается 24 доллара за сутки, у нас — 30. Разница не большая. Учитывая, что когда на какой-то срок, могут и сбросить, а мы на одну ночь.
А Эрике был только 12-го, поэтому и решили в Батуми, тем более, что и город хотели посмотреть.
Что касается русской, хозяйки гостиницы, то она очень приятная женщина, помогла рассказами куда идти, что делать, где что искать. Так что, видно раз на раз не приходится.

• 17 сентября 2014, 13:07
Жду продолжения с нетерпением)))

pansy

• 17 сентября 2014, 12:39
Cпасибо за повествование… ждем продолжения. Однажды на таком " корыте", по дороге из Батуми в Сочи мы попали в грандиозный шторм. воды на нижней палубе было по колено, кренило так что воду черпали в иллюминаторы… молились даже не верующие… считаю выжили случайно.Никогда так не рискуйте больше)

• 17 сентября 2014, 12:56
Погода и прогноз были отличные, поэтому и решили ехать.

• 17 сентября 2014, 13:10
А вообще Вы молодцы… Ездили вдвоем? Берегите себя)

• 17 сентября 2014, 13:12
Нет, вчетвером. Две пары.

• 17 сентября 2014, 13:13
На фото спящие в каюте — это вся наша команда. Торчащий слева нос — это я...)

• 17 сентября 2014, 13:14
Ждем продолжения)

• 17 сентября 2014, 13:15
классно, молодцы!!! Я вот только предпочитаю отели, авто заранее бронировать))))

• 17 сентября 2014, 16:08

На каких бы мы сайтах не смотрели везде получается дороже. Если знаете где и как дешевле — подскажите. Да и потом как угадать время и место где будешь в тот или иной день?

• 17 сентября 2014, 17:14
я на букинге бронирую, 10% скидка стабильно у меня + бывает хорошие скидки до 90% попадаются, но редко. Вообще у меня процесс бронирования начинается месяца за 4 минимум.

• 17 сентября 2014, 17:21
на букинге, что не мало важно (лично для меня) это, то что бронируешь сейчас, платишь после проживания, не всегда, конечно, но в большинстве случаев именно так. И Если нашел позже бронирования более дешевый или территориально ближе, просто больше нравиться)) вариант, то без проблем то отменяешь, новый бронируешь.

• 17 сентября 2014, 17:24
Тут вопрос не в том за сколько бронируешь, а невозможно угадать в какой из дней где будешь — заранее такое не предусмотришь, двигаясь по незнакомому маршруту. В каком-то месте понравилось — остались подольше, а где предположительно хотели пару дней быть — и полдня хватило.
Сейчас посмотрел для примера на букинге город Кайсери. Мы жили там две ночи в миниотеле за 1000 рублей в день на двоих. А на букинге дешевле чем за 1500 вообще ничего нет. Этих мелких гестхаузов, в которых вообщем-то все есть (где-то получше, где-то похуже) вообще в интернете нет, они не выставляются.

• 17 сентября 2014, 17:43
Ну конечно, там всех отелей не будет, это ж от хозяев зависит, хотят они или нет, чтоб их отель был в интернете))) А насчет того в какой день, где будешь, у меня все четко)))) сначала планирую маршрут, причем досконально, желтый человечек на гугл картах в помощь))) отзывы на Винском и тд. а после бронирование авто и отелей. Кстати насчет авто, предпочитаю заплатить суперстраховку, дороже конечно выходит, зато как говориться спишь спокойно)))) а то в некоторых странах паркуются по звуку (сам пару раз наблюдал).

• 17 сентября 2014, 17:49
Нет, нам такое не подходит. Угадать наперед даже учитывая отзывы других нельзя — сколько людей, столько и предпочтений. А многого не на каких сайтах нет — потом убедитесь в дальнейших рассказах. А наши, русские, как мне кажется, там вообще никто не был. А кто может и был не писал нигде.

• 17 сентября 2014, 17:56
у каждого свои предпочтения, я непосредственно ищу те места, которые интересны мне, и поверьте находил такие места, о которых даже местные не знают.

• 17 сентября 2014, 18:13
почему на своей тачке через дорогу Небесного ущелья не захотели рвануть?

• 17 сентября 2014, 19:19
Не совсем понял… дорогу Небесного ущелья — это что?

• 17 сентября 2014, 19:25

• 17 сентября 2014, 19:27
Во как! век живи — век учись...)) Причин почему не поехали через Грузию несколько. Во-первых, только до границы с Турцией как не крути три дня пути, во-вторых, стоимость бензина в Турции 84 рубля, а на моем внедорожнике куча денег ушло только на топливо, и в третьих, я по этой дороге уже сам не раз ездил.

• 17 сентября 2014, 19:32
Сразу вспомнилось))
даже пираты
Кренгование было необходимой и наиболее опасной частью морской жизни пиратов. Как известно, во время плавания борта кораблей, плавающих в океане, быстро покрываются раковинами морских моллюсков. Это сильно снижало скорость и маневренность кораблей. Для пиратов эти характеристики имели решающее значение – ведь быстроходные пиратские корабли имели больше шансов настичь противника или скрыться от него, а маневренность способствовала успеху. Нарастающие моллюски не только сказывались на ходовых качествах кораблей, но и постепенно разрушали древесину, что могла привести к кораблекрушению.
Военные и торговые суда могли воспользоваться сухими доками, чтобы очистить корабль от морских паразитов, но пираты не могли ими воспользоваться – ведь сухие доки находились в хорошо защищенных портах. В воде очистка также была невозможна – ведь работы должны были проходить в подводной части судна. Поэтому пиратам приходилось заниматься кренгованием следующим образом. Местом для кренгования выбиралась особо тщательно. Как правило это был небольшой, защищенный от волн и посторонних взглядов залив, обеспечивающий защиту как с моря, так и с суши. Так же важно было, чтобы залив был достаточно мелководный и имел пологую песчаную отмель. Во время прилива пираты заходили в залив как можно ближе к берегу, разгружали трюм и вообще максимально облегчали судно, а затем заводили его на песчаную отмель. Во время отлива закипала работа. Корабль заваливали на бок с помощью блоков и канатов и все рьяно принимались за очистку корабля и ремонт его подводной части. Отдирать моллюсков было тяжело и утомительно, но пираты старались работать без перерывов, так как во время кренгования они были совершенно беззащитны. Именно во время кренгования попали в плен многие пираты, в том числе команда капитана Лоутера. Отодрав моллюсков, команда заменяла подгнившие и разъеденные доски и по возможности покрывала днище корабля краской, которая на некоторое время могла сдержать рост моллюсков. Закончив с одним бортом, корабль переворачивали с помощью все тех же блоков на другой и работа продолжалась до прилива. Иногда часть пиратов отправлялись вглубь суши, на розыски пресной воды или для пополнения запасов еды. 1-2 члена команды выходили на шлюпке в море, чтобы в случае появления вражеских кораблей предупредить команду, так как вступить в бой с хорошо вооруженным противником на суше пираты не могли. Иногда кренгование проводили в два этапа – сначала ремонтировали и чистили один борт и судно спускали на воду, а во время следующего цикла прилива – вторую.

• 17 сентября 2014, 19:26
Интересное примечание. Может нам нужно было бы Комету на берег вытащить сначала…

• 17 сентября 2014, 19:34
Очень интересные у Вас рассказы, ждём продолжения! Спасибо!

listcom

• 18 сентября 2014, 13:37
2-я часть уже стоит в Путешествиях.