Черноморская железная дорога

1 марта 1902 года в устав Владикавказской железной дороги внесли изменение — было утверждено Положение Комитета Министров и Государственного Совета о начале работ по производству изысканий Черноморской линии Владикавказской железной дороги. Экономически наиболее приемлемой выглядела трасса — станция Энем Новороссийской линии (вблизи Екатеринодара)-Туапсе-Сочи-Сухум-станция Новосенаки Закавказской железной дороги.

Рост экономики и населения на этих землях требовали новых транспортных путей и, прежде всего, железнодорожных. Производство технических изысканий по постройке Черноморской линии было поручено инженерам: И.И. Ржепецкому, А.А. Водопьянову, Ю.И. Барциковскому, Е.Л. Сопоцко, А.А. Цветкову, В.К. Константинову, М.В. Виноградову и В. А. Крейслеру.



Источники:
1. Костиников, В.Н. Календарь сочинского краеведа. — Майкоп, 2008. – С.44.
2. Доклады Сочинского отдела географического общества СССР. Вып.1 [Текст] / сост. Г.П. Рарог. — Ленинград, 1968. – С.237-241.

Отдел краеведения Центральной городской библиотеки г. Сочи
Централизованная библиотечная система г. Сочи (ул. Чайковского, 4)

Сайт ЦБС: www.library-sochi.ru
  • +36
  • 01 марта 2016, 09:21
  • info

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
Строительство Черноморской железной дороги началось незадолго до Первой мировой войны. В 1917 г. было открыто временное железнодорожное сообщение между Туапсе и Сочи. Дорога прошла вдоль моря, через прибрежные частновладельческие земли, отчуждение которых стоило казне немалых средств. Стоимость проекта возросла за счет необходимости сооружения больших мостов (в широкой, устьевой, части рек) и тоннелей (на скальном участке побережья).
По поводу предполагавшегося строительства железной дороги вблизи моря высказывались неоднозначные суждения. В ряду аргументов против называлась опасность, которой она будет подвергаться вследствие подмыва морем береговых склонов. Сама же дорога, по мнению известного климатолога и географа, члена государственной комиссии 1898 г. по выбору мест под устройство курортов профессора А. И. Воейкова (1913), в таком случае, «займет самые красивые части побережья и явится помехой для пользования морскими купаниями. Нельзя будет спокойно любоваться величественными видами моря, тому помешают шум и дым железной дороги. Между тем и красота природы, и морские купанья — значительное богатство побережья. Желательно ли все это потерять?» Ученый считал, что спешка в строительстве дороги и ее проведение у самого моря устраивали лишь земельных спекулянтов. В то же время, по его словам, остальные землевладельцы, прежде всего постоянно жившие в крае, согласились бы подождать с постройкой железной дороги, «лишь бы дело было сделано основательно и была найдена возможность не портить лучшую часть их имений».
Профессор утверждал, что изыскателям приказывали идти вдоль моря, «они и шли, не стараясь найти направление более дешевое и удобное»
avatar

GUNPOWDER

  • 01 марта 2016, 10:01
+
Фрагмент карты 1918г. Показана планируемая и местами уже строящаяся ж.д. ветка от Туапсе до Нов.Сенаки
avatar

chernomor

  • 01 марта 2016, 19:16
+

Один из первых поездов Туапсе- Москва (из архивов Богословских)
avatar

drevniy

  • 01 марта 2016, 23:42
+

На вокзале в Туапсе. Один из первых поездов…
avatar

drevniy

  • 01 марта 2016, 23:45

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.