Что делать, если ваш ребенок жалуется на воспитателя

Начало учебного года является важным этапом в жизни не только школьников и их родителей, но также деток помладше – тех, кто идет в детский сад. Первый год в саду, как правило, является адаптационным для ребенка – он привыкает находиться без родителей долгое время в окружении множества других детей и, конечно, воспитателей и нянечек, с которыми он будет проводить большую часть буднего дня.



Это огромный стресс для ребенка, поэтому так важно, чтобы педагоги стали для ребенка близким человеком, который поймет, услышит и будет добрым другом на протяжении тех нескольких лет, которые ребенок будет посещать дошкольное заведение.

27 сентября в России отмечали День воспитателя и всех дошкольных работников. Но сегодня мы хотели бы остановиться на ситуации, которая может возникнуть у каждого родителя. Итак, Ваш ребенок начал выражать нежелание идти в детский сад и даже жаловаться на того или иного воспитателя. Как воспринимать слова ребенка? Что делать в таком случае?

На эти вопросы нам помогли найти ответ в управлении по образованию и науке администрации города Сочи.
Полноценное воспитание дошкольника с момента поступления ребенка в детский сад происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения — это неоспоримый факт. Родители и воспитатели должны смотреть в одном направлении, стать активными помощниками друг другу, единомышленниками, только в этом случае ребенку будет обеспечен психологический комфорт в детском саду.

В большинстве дошкольных организаций нашего города работают детские психологи, которые, в случае возникновения затруднений или вопросов у родителей и педагогов, могут прийти на помощь. Верным решением всегда является открытое, спокойное обсуждение проблем с воспитателем.

Если ситуация требует особого вмешательства, то, конечно, надо обратиться к заведующей дошкольного учреждения. Единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

В дошкольных организациях города проводится следующая работа по оказанию социально-правовой и педагогической помощи:
— педагоги обеспечивают ежедневный (в рабочее время) внешний визуальный осмотр детей на предмет выявления признаков физического насилия;
— посещают семьи с целью выявления семейного неблагополучия;
— составляют социальный паспорт семьи;
— с семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование родителей, психологическая и социальная диагностика;
— ведется работа по программе «Семья на ладошке»;
— распространение флайеров «Семь+Я» с правовой информацией для родителей и детей.

Часто, при работе с родителями, педагоги-психологи образовательных организаций города выявляют следующие причины появления проблем у ребенка:
— чрезмерный контроль, когда родители пристально следят за детьми и всегда желают знать, что те делают;
— стремление ребенка избежать наказания;
— ложь, связанная с источниками удовольствия, запретными вещами, желанием добиться некоторой личной свободы;
— страх неудачи;
— подражание и т.д.

Недостаточное внимание взрослых к проблемам детей порождает неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувство одиночества и незащищенности, которое ребенок прячет под маской обмана. Обычно эта ложь побуждается фантазией. Тем самым, подключив фантазию, одинокий ребенок становится душой компании, напуганный — самым смелым, нерешительный- отважным.

Детская ложь сама по себе не появляется — так же, как и всему остальному, ребенок учится ей при взаимодействии с окружающим миром, поэтому родителям необходимо задуматься над тем насколько честны они сами. Родители — главный образец для подражания.

Как узнать, что ребенок обманывает?

Обычно дети еще не настолько искусные актеры, чтобы умело замаскировать свою ложь. Поэтому обман можно проследить в поведении ребенка, ведь существует несколько общих признаков:
— Изменение выражения лица, появление неосознанных движений;
— Изменение темпа речи, снижение тона, заикание;
— Заговаривание, попытка сменить тему разговора;
— Промедление с ответом.

Как преодолеть детскую ложь?

Для того, чтобы бороться с ложью, нужно сначала выявить ее причины, а потом уже действовать. Попробуйте увидеть ситуацию глазами ребенка. Покажите, что готовы его простить.
Советы родителям:
1. На ложь реагируйте спокойно, избегайте избытка эмоций и физических наказаний;
2. Совместное решение проблемы: постарайтесь найти причину лжи, вместе придумайте другой выход из ситуации.
3. Хвалите ребенка, когда он говорит правду, особенно когда это требует от него определенных усилий и внутренней борьбы.
4. Помните о презумпции невиновности. Не делайте поспешных выводов, когда вина ребенка не установлена. Это может травмировать ребенка и в дальнейшем он будет расценивать вас как несправедливое лицо.
5. Подавайте хороший пример. Ребенок очень чувствительный к другим людям, особенно, когда они учат его говорить правду, а сами иногда врут.
Врать дети в основном учатся у взрослых.

Не стоит излишне огорчаться, когда поймали своего ребенка на лжи. Это его первое испытание взрослым миром. Попробуйте вместе с ним выяснить мотивы и факторы, повлекшие ложь. Объясните ему, что из этой ситуации можно было выйти, не обманывая. Когда вы воспользуетесь вышеприведенными советами и проведете хорошую психическую беседу — ваш ребенок больше не будет врать. Ведь лгать ребенок начинает из необходимости, когда ему не хватает вашей любви, понимания, внимания, заботы.

Если не можете самостоятельно разобраться в возникшей проблемной ситуации, обязательно помогут специалисты Центра педагогической диагностики и консультирования детей и подростков г. Сочи. Если ребенок посещает образовательную организацию города, Вы можете обратиться к специалистам школы или детского сада.

Для того, чтобы у родителей не возникал вопрос: как наладить с воспитателем настолько доверительные отношения, чтоб не приходилось догадываться о причинах плохого настроения своего малыша или о том, где, когда и при каких обстоятельствах появилась у него на лбу здоровенная шишка, следует соблюдать следующие правила общения:

Общайтесь с воспитателем на равных. К сожалению, многие родители не могут уловить эту тонкую грань, общаясь с воспитателем свысока (бывает, при детях называя его «воспиталка», «эта», даже дают прозвища), либо излишне любезничают (а то к ребёнку будет плохо относиться).

Не давайте шанса интересующим Вас небольшим проблемам перерасти в большие претензии. Недовольство должно быть конкретно сформулировано и донесено до воспитателя своевременно. Строить разговор нужно максимально корректно, спокойно, без излишних эмоций. Диалог с педагогом не должен стать бессмысленным сотрясанием воздуха — важен результат.

Если воспитатель пообещал «выяснить”, не давайте шанса „замять“ ситуацию. Обязательно найдите ответ на свой вопрос.

Приводя утром ребёнка в садик, поинтересуйтесь, чем сегодня дети будут заниматься. Это необходимо для того, чтобы воспитатель со временем привык к Вашему живому интересу к жизни ребёнка в саду и начнёт сам с утра встречать Вас рассказом о предстоящем дне. Забирая ребёнка из сада, Вы можете с ним обсудить, что и как у него получилось, выявить, какие трудности вызвало задание.

Забирая ребёнка из садика в конце дня поинтересуйтесь у воспитателя „как прошел день у вашего ребенка“. Не ждите полного отчёта, но если были проблемы, Вам обязательно скажут.

При каждом разговоре с воспитателем дайте понять, что вы открыты для решения любых проблем, тогда у педагога не возникнет мысли скрывать от вас истинные причины.

Если вдруг стало понятно, что воспитатель действительно слишком грубо общается с ребенком, например, повышает на него голос или использует слишком резкие выражение в отношении ребенка, стоит поговорить с педагогом и объяснить ему, что в семье не применяются такие методы воспитания, соответственно, ребенок к ним не привык и это его обижает. При этом важно выслушать и аргументы, которые будет приводить сам воспитатель. Дело в том, что дети не всегда в садике ведут себя хорошо, но в это они обычно мам и пап не посвящают, поэтому вполне вероятно, что поведение собственного чада тоже будет нуждаться в коррекции.

Если разговор с воспитателем не принес должного результата, то стоит узнать у других родителей, нет ли у них похожих проблем; если они имеются, то можно организовать так называемый коллективный протест, чтобы оказать влияние на педагога.

Следующим шагом должен быть поход к заведующей с обращением (лучше в письменном виде) детского сада с вопросом о нарушении вышеуказанных прав ребенка и обозначенных норм. Вы также имеет право после детского сала зайти в травмпункт, там зафиксируют травмы ребенка, укажут, что травмы нанесены в детском садике, и Вы можете обратиться с соответствующим заявлением в полицию. И именно полиция, а также прокуратура будет решать вопрос, к какой статье относится данное нарушение, если оно будет иметь место и будет доказано.

Если Вы обнаружили факты совершения психологического насилия над Вашим ребенком, то Вам необходимо знать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Также российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, по ряду статей – за психическое насилие.

Вам необходимо направить заявление заведующей садика и требовать увольнения данного воспитателя. Затем Вы можете направить заявление в прокуратуру или правоохранительные органы, к тому же Вы можете направить иск в суд о взыскании возмещения морального вреда, причиненного Вашему ребенку.

За неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, за применение физического или психологического антипедагогического воздействия на воспитанника или обучающегося работник образовательной организации несет ответственность в пределах законных актов РФ (УК РФ, глава 20, ст.156). Даже однократное воздействие повлечет за собой освобождение работника от занимаемой должности.

В городе существуют службы, ведущие работу в этом направлении. Родители могут обратиться в городскую службу Телефон доверия (Центр диагностики и консультирования детей и подростков г.Сочи) 8 (862) 261-20-79

Случаев жестокого обращения в дошкольных образовательных организациях г.Сочи не выявлено.

Важно, чтобы родители адекватно оценивали сложившуюся ситуацию. Мамам и папам свойственно заступаться исключительно за свое чадо, но нужно проанализировать все аргументы и точки зрения, и только тогда начинать принимать меры, если в этом будет необходимость.
  • 09 октября 2017, 16:15
  • dialoguesochi

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.