Шапсуги



Вплоть до начала XVIII века названия шапсугов и натухайцев не встречаются в письменных источниках. Впервые шапсуги названы в турецких хрониках 20-х годов XVIII в. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Даже у Евлия Челеби (1641 г.), давшего описание самых мелких племенных подразделений и отдельных селений причерноморских горцев, нет упоминания о шапсугах и натухайцах.



На территории Шапсугии XIX в. в течение многих столетий проживало абазинское население, постепенно перешедшее на черкесский (адыгейский) язык. В течение XVIII в. численность шапсугов постоянно увеличивалась за счёт беглых крестьян соседних адыгских, абазинских и убыхских обществ и в первой половине XIX в. шапсуги уже считались одним из крупнейших племён, занимая обширную территорию Северо-западного Кавказа по обоим склонам Кавказского хребта.

До образования своей самостоятельности и широкого распространения по территории Западного Кавказа натухайцы и шапсуги вместе с племенем гоайе занимали лишь долину реки Псезуапсе; при этом натухайцы жили в верховьях Псезуапсе в урочище Тагапс, шапсуги же — в урочищах Атсейниб и Бебеколайге.

Однако в то время (предположительно XV-XVI вв.) они не имели указанных названий и состояли из пяти родов: Надхо (Натхо), Нетахо (Нетдахо), Кобле-Схапете (Схопте) и Сотах (Севатох). Первые два рода послужили основой для образования в последующем натухайской народности, а последующие три, обосновавшись сначала в долине реки Шапсхо, образовали самостоятельное племя, названное по имени этой реки шапсугами.

В середине XIX века шапсуги делились уже на 8 основных родов: Натхо, Натахо, Гоаго, Ему, Кобле, Схопете, Соотох и Гоайе. Причём эти роды делились, в свою очередь, на много малых и больших подразделений. Так, род Натхо разветвлялся на 28 родовых подразделений, род Коблевых состоял из более чем 50 подразделений, псезуапсинские Гоайе имели 17 родовых подразделений. Следы патриархальных родов сохранились и в современных черноморских шапсугских аулах, где встречается всего несколько групп однофамильцев, живущих в нескольких десятках дворов и составляющих основную массу населения аулов.



С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон. Большого различия между этими двумя адыгейскими племенами не было, не было и чёткой границы между ними, чаще всего они жили смешанно, лишь в крайней северо-западной части Черноморского побережья Кавказа (к северо-западу от Джубги) натухайцы имели сплошное распространения. К югу от Джубги, до реки Шахе, преобладало шапсугское население, при этом в междуречье Псезуапсе — Шахе и по долине Псезуапсе сохраняло ещё некоторую самостоятельность и обособленность племя гоайе (гои).

Из различных источников и опросов сочинских шапсугов (по семейным преданиям) известны наименования и расположение наиболее крупных населённых пунктов причерноморской Шапсугии середины XIX в.



В долине Шахе, отличавшейся густой заселённостью со смешанным убыхско-шапсугским населением, был известен крупнейший аул Шахечю, тянувшийся на десятки километров по обоим берегам Шахе, в её нижнем и среднем течении. При этом в низовьях долины р. Шахе аул Шахечу ещё именовался как Субешх, а в среднем течении Большой Кичмай. Последнее название сохранилось за современным шапсугским аулом, располагающимся в 5-6 км от устья р. Шахе. Аул Субешх в конце Кавказской войны был населён преимущественно убыхами, предводителем которых был Эльбух Берзех; поэтому было известно и другое название — аул Эльбуза Берзека.



В долине Псезуапсе наиболее известны были аулы: Хакуч (в верховьях), Тхахепш или Божьи Воды (существует и сегодня в среднем течении), Гуайе или аул Заурбека (в низовьях). Аул Хакуч был центром Хакучинского общества, в настоящее время это место необитаемо.

Аул Гуайе находился на левобережье долины Псезуапсе, в 7 км от её устья, на месте современного села Алексеевка и считался центром шапсугского подразделения гоайе (гуайе или гои) с господствовавшей фамилией Коблевых. Аул Заурбека располагался на правобережье устьевой части долины Псезуапсе, на месте современного пос. Лазаревское. Заурбек был предводителем псезуапсинских шапсугов — гоев в последние годы Кавказской войны.



Нижнее и среднее течение долины р. Аше занимал один из крупнейших аулов Черноморской Шапсугии — Лохотх или Лыготх, начинавшийся в устье и тянувшийся до 20 км вверх по течению. Современные аулы Хаджику, Калеж, Шоджик можно назвать «осколками» аула Логотх. В верховьях р. Аше находился аул Чекоз.

Шапсугская семья из долины реки Аше. 1916 г.

Если пятидесятитысячное население Убыхии после окончания Кавказской войны полностью эмигрировало в Турцию, то в пределах причерноморской Шапсугии сохранилось несколько аулов с аборигенным населением. В пределах Большого Сочи это аулы Кичмай и Нижнее Шахе, в долине р. Шахе, аул Тхахепш в долине р. Псезуапсе, аулы Шхафит, Хаджику, Калеж, Шоджик и Б.Псеушхо в долине р. Аше, аул Наджиго в долине р. Макопсе.

Многие шапсуги переселились в посёлки Аше, Лазаревское, Головинка, Дагомыс и в Сочи. Наиболее распространённые фамилии шапсугов, проживающих сейчас в пределах Большого Сочи, немногочисленны и не превышают двух десятков. В порядке распространённости это следующие фамилии: Напсо, Сизо, Схабо, Тлиф, Тешевы, Боус, Хахо, Хейшхо, Коблевы, Чачух, Хушт, Бгано, Шхалаховы, Хлечас, Ачмизовы, Сажо, Хапий, Нибо и др.

В период Кавказской войны в военных документах встречалось наименование племени хакучи, аулы которых располагались в труднодоступных горных котловинах в верховьях рек Псезуапсе и Аше. Существовавшее здесь с ранних пор шапсугское Хакучинское общество, получившее название от реки Хакучипсы (приток р. Псезуапсе), с началом многолетней Кавказской войны постоянно пополнялось беженцами из различных адыгейских племён, сюда же стягивались беглые казаки и солдаты русской армии. Хакучи говорили на изменённом шапсугском диалекте и этнически составляли единое целое с шапсугами. Причерноморские шапсуги Лазаревского района Большого Сочи и сейчас выделяют из своей среды шапсугов-хакучей.

На местах аулов бывшего Хакучинского общества в верховьях Псезуапсе и Аше сейчас никто не живёт. В наше время хакучи составляют значительную часть населения Большого Кичмая, несколько семей живёт в ауле Хаджику, а также в ауле Куйбышевка (Корновка) в долине р. Агой, близ Туапсе.
  • +64
  • 08 июня 2017, 16:02
  • GUNPOWDER

Комментарии (17)

RSS свернуть / развернуть
+
А убыхи откуда взялись?
avatar

so3537

  • 08 июня 2017, 17:34
+
Представители интеллигенции Адыгеи обратились к губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву с просьбой защитить Руслана Гвашева, старейшину адыгов-шапсугов Черноморского побережья Кавказа, оштрафованного судом Сочи за участие в Дне памяти и скорби черкесов 21 мая.
история она такая штука…
avatar

rem-sochi

  • 08 июня 2017, 18:43
+
а там суд действовал в рамках законодательства
avatar

GUNPOWDER

  • 08 июня 2017, 18:56
+
те вам о горцах можно рассказывать, а им вспоминать и поминать предков нельзя?)
avatar

rem-sochi

  • 08 июня 2017, 19:35
+
сложный вопрос конечно, но надо определиться мы в своей стране хотим жить по закону или по понятиям?
avatar

GUNPOWDER

  • 08 июня 2017, 19:40


+
сложный вопрос конечно
и это после топа про виноделие у убыхов…
avatar

rem-sochi

  • 08 июня 2017, 19:43
+
конечно, кто же виноват если там участковый протокол составил? как будто он не знал что за день 21 мая и что он значит для аборигенов
avatar

GUNPOWDER

  • 08 июня 2017, 19:45
+
«да дураки..» ага
avatar

rem-sochi

  • 08 июня 2017, 19:47
+
по закону или по понятиям?
А эти " законы " пишут не те, что по понятиям живут?
avatar

Igor1966

  • 08 июня 2017, 22:47
+
А что за день памяти черкесов? подскажите, это жертвы сталинских репресий, или царски?
avatar

purichkevich

  • 09 июня 2017, 14:40
+
окончание Русско-Кавказской войны
avatar

GUNPOWDER

  • 09 июня 2017, 14:59
+
+1
Если день окончания войны является Днем скорби, то зачем тогда сдавались?
avatar

liberalis

  • 09 июня 2017, 15:08
+
Понял, из пальца все высасано, была война проиграли, прими как дань, и еще когда я служил в Сирии, и случайно познакомился с черкнсами предки которых жили на Кавказе, Вы просто не представляете какая радость у них от знакомства была, т, е ненависти не было, вот так бывает
avatar

purichkevich

  • 09 июня 2017, 15:08
+
так и тут ненависти не было, черкесы собрались отдать дань своим потомкам, никого не провоцировали, ни к чему не призывали, человек 300 их собралось что ли, потом пошли к морю венки опустить, но обо всём этом заранее не уведомили администрацию, участковый составил протокол. Руслана Гвашева под конвоем доставили в суд и оштрафовали на 10000 рублей
avatar

GUNPOWDER

  • 09 июня 2017, 15:13
+
Ошибок настолько много что бред какой-то сложился.
avatar

avStar

  • 19 июня 2017, 17:00


+
чего не так?
avatar

GUNPOWDER

  • 19 июня 2017, 20:54

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.