"Бентос-300"
Подводная буксируемая лаборатория «Бентос-300» в порту Сочи:
«Бентос-300» — серия из двух советских уникальных подводных лабораторий, построенных в 1976 и 1983 годах. Но обо всём по-порядку…
В 1965 году на техническом совете Министерства рыбного хозяйства СССР было рассмотрено и одобрено предложение заведующего лабораторией техники подводных исследований Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) Киселёва О.Н. о создании самоходной подводной лаборатории, предназначенной для осуществления принципиально новой методики исследования промысловых гидробионтов — путем длительных стационарных наблюдений в заданной точке.
Через некоторое время приступили к разработке проекта…
Новому типу подводной лаборатории присвоили имя «Бентос-300», где 300- это рабочая глубина лаборатории, а «Бентос» — это – греческое слово, дословно – глубина. У биологов термин «бентос» означает совокупность придонных организмов.
Подводная лаборатория буксируемая (ПЛБ) тип «Бентос-300» (проект 1603), была спроектирована Ленинградским проектным институтом «Гипрорыбфлот» (разработка проекта начата в ПИНРО) по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР.
В 1971 году рабочие чертежи на изготовление прочного и легкого корпуса были переданы Новоадмиралтейскому заводу в Ленинграде. а уже в 1973-м началась постройка первого аппарата получившего имя-шифр: ПЛБ-76-01 (впоследствии названного «Бентос-1»), где 76 -год постройки, 01- порядковый номер судна проекта.
«Бентос» получился уникальным аппаратом и единственным в мире, на тот момент, с его возможностями изучения глубин. Подводная лаборатория (ПЛБ) «Бентос-300», занимает промежуточное положение между подводными аппаратами, подводными лодками и подводными домами.
С помощью баз-лабораторий «Бентос-300» можно было выполнять следующие задачи:
поиск затонувших объектов, выход водолазов на глубинах для взятия проб и установки различной научной аппаратуры, проведение научных исследований, выполнение работ на подводных газопроводах, выполнение специальных работ с подводными кабелями.
«Бентос-300», по типу конструкции, аппарат – двухкорпусной схемы.
В пространстве между прочным и легким корпусами расположены балластные цистерны, баллоны со сжатым воздухом и судовые механизмы – якорное и буксирное устройства.
Цилиндрический прочный корпус лодки имеет длину 18,5 метра и диаметр 4,5 м. Он выполнен из стали и разделён двумя переборками на три отсека:
Первый (носовой) или научный отсек разделён на два этажа: в верхнем находятся научное оборудование, пост управления «Бентосом». Нижний этаж представляет собой научный отдел с постами визуального наблюдения через иллюминаторы и съёмки под водой. Большой первый отсек (научная лаборатория) насыщался приборами, в зависимости от направленности предстоящих исследований. Штатно на борту «Бентоса» находился комплекс приборов для регистрации параметров окружающей среды для замера показателей воды, исследования биологических шумов, забора планктона и фауны.
В районе первого отсека, в самом низу, расположена наблюдательная камера, иллюминаторы которой находятся на небольшом расстоянии от нижней точки подводной лаборатории, что позволяет проводить детальное обследование грунта и его обитателей. Камера рассчитана на одного-двух наблюдателей. Расположение иллюминаторов в прочном корпусе и вынесенных наблюдательных камерах позволяет визуально просматривать толщу воды высотой около 12 м.
В носовой части, на внешней палубе, над первым отсеком, имеется выдающаяся из корпуса сферическая наблюдательно-спасательная рубка с иллюминаторами для наблюдения и съемки. Рубка является основным средством обеспечения безопасности экипажа. Она может отделяться от подводной лаборатории и всплывать на поверхность со всем экипажем в случае ЧС.
Второй (центральный) отсек также двухэтажный: в верхней части расположены три кубрика на 12 членов экипажа и кают-компания, в нижней части — аккумуляторные батареи (основной источник энергии для питания всех систем в т.ч. и эл. двигателя горизонтального хода).
Третий (кормовой) отсек включает в себя водолазный комплекс, состоящий из трех отсеков-камер: шлюзового (для выхода в воду), переходного и декомпрессионного. Здесь же двигатель горизонтального хода, различное оборудование, обеспечивающее работоспособность подводной лаборатории и жизнедеятельность экипажа, небольшой камбуз.
Водолазный комплекс предназначен для выхода за борт водолазов на глубины до 60 м, однако в случае применения глубоководной дыхательной аппаратуры глубина выхода может быть увеличена до 300 м – рабочей глубины подводной лаборатории. Наличие трех камер-отсеков позволяет работать «поточным» методом: пока одна группа водолазов проходит декомпрессию, другая может готовиться и начинать следующее погружение.
В экипаж «Бентоса-300» входят 12 акванавтов: ученые-океанологи, врач-спецфизиолог, бортинженеры, занимающиеся техническим обслуживанием всех бортовых систем жизнеобеспечения, водолазного оборудования и всевозможной научной аппаратуры, а ее особенно много в помещениях станции, да и за бортом ее — приборы для изучения солености, плотности, прозрачности, освещенности, температуры морской воды, приспособления для отбора проб, кино- и фотоаппаратура для подводной съемки.
К месту работ подводная лаборатория буксируется специальным судном обеспечения, которое при необходимости пополняет запасы воздуха, воды, продовольствия и проводит зарядку аккумуляторных батарей «Бентоса".
В районе работ отделяется буксирный конец, и подводная лаборатория самостоятельно передвигается на поверхности и под водой. Вертикальные перемещения осуществляются заполнением или осушением цистерн главного балласта, уравнительных, дифферентных и цистерн стабилизации. Возможно погружение на якорях за счет стравливания и подбора якорь-троса лебедками. Основной режим работы лаборатории – длительное (до 14 сут.) стояние у грунта, либо движение вдоль дна или в толще воды со скоростью до 1,5 уз. Если возникает необходимость осмотра значительных площадей дна, занятых водорослями и моллюсками, можно прибегнуть к подводной буксировке лаборатории судном обеспечения, что значительно ускоряет работу.
Штатные суда обеспечения обеих ПЛБ были созданы путем переоборудования китобойных судов типа «Мирный» проекта 393. Проект 393 тип «Мирный» — первая и единственная серия китобойных судов отечественной постройки по отечественному же проекту.
Два судна — китобоя «Гордый» и «Дивный» (оба постройки 1959г) переоборудованы согласно проекту 2005 для буксировки и обеспечивания всем необходимым подводных аппаратов типа «Бентос-300». «Гордый» переоборудован в 1979г. для работы с «Бентос-1» и «Дивный» — в 1982г. для работы с «Бентос-2»
Технические характеристики
Скорость буксировки судном обеспечивания — 6 узлов
Скорость (надводная) — 1,5 узла
Скорость (подводная) — 1,5 узла
Рабочая глубина погружения — 300 м
Предельная глубина погружения — 400 м
Автономность плавания — 14 суток
Экипаж — 12 человек
Размеры
Водоизмещение надводное — 510 т
Водоизмещение подводное — 680 т
Длина корпуса наибольшая — 30,3 м
Ширина корпуса наибольшая — 6,6 м
Высота — 11,3 м
Силовая установка — электрическая: один небольшой ходовой электродвигатель и лаговый электродвигатель для постановки якорей.
Аккумуляторные батареи — 112 элементов, вес каждого 740кг
Краткая биография Бентос-1
05.01.1973г — Заложена на Ленинградском Адмиралтейском объединении (г.Ленинград) по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР как подводная лаборатория буксируемая ПЛБ-76-01
13.09.1974г — Спущена на воду
1975г — Первое погружение на заводе вместе с доком
1976г весна — Для дальнейших испытаний переведена в доке по внутренним водным системам на Чёрное море. Получила наименование «Бентос». Базировалась в Камышовой бухте г.Севастополь
1976г — Испытания на Чёрном море. Осуществила погружение на 320м. Отработка экипажей, технических вопросов эксплуатации, методик работы.
27.09.1976г — Вступила в строй. Принята в эксплуатацию в интересах Министерства рыбного хозяйства СССР. Передана в Севастопольский филиал Специального экспериментально-конструкторского бюро по подводной технике (СЭКБП), в дальнейшем переименованное в базу «Гидронавт»
11.02.1977г — Начало опытной эксплуатации ПЛБ
1977г — Приняла участие в съёмках д.ф. «Наследники Наутилиуса» www.youtube.com/watch?v=zx_DHzRnMnk
31.12.1980г — Окончание опытной эксплуатации
1984-1985гг — Прошла ремонт
1976-1988гг — За эти годы ПЛБ совершила 578 погружений и пробыла под водой 7623часа в числе которых и работы вдоль черноморского побережья Кавказа:
— в 1977г в месте с РПС «Гордый» осуществляла научные исследования в районе южного берега Крыма и Кавказского побережья для определения границ сероводородной зоны.
— в 1978г ноябрь-декабрь в месте с РПС «Гордый» в районе Кавказского побережья и Анапской банки принимала участие в изучении поведения шпрота в зоне действия исскуственных источников света
1991г (предположительно)
Окончание эксплуатации
Краткая биография лаборатории ПЛБ-83-02 (впоследствии названной «Бентос-2»)
1981г ноябрь
Заложена на Ленинградском Адмиралтейском Объединении (г.Ленинград) по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР как подводная лаборатория буксируемая ПЛБ-83-02
Она имела ряд незначительных изменений от ПЛБ-76-01. Всего было одобрено 136 из всех поданных и обсуждённых предложений по модернизации самой лаборатории и 23 – по научно- исследовательскому оборудованию. Однако изготовителем было принято и выполнено всего 40. Был установлен гидрологический комплекс «Градиент», вследствие чего увеличился размер рубки, и также был установлен гидролокатор бокового обзора. На этом существенные изменения и закончились – серьёзной модернизации ПЛБ не призошло.
12.08.1982г — Спущена на воду
1983г весна-лето — Для испытаний переведена в доке по внутренним водным системам на Чёрное море. Получила наименование «Бентос-2». Выполнила программу испытаний на Чёрном море. Осуществила 18 погружений и провела под водой 93 часа
02.09.1983г — Вступила в строй. Принята в эксплуатацию для работы в интересах Министерства рыбного хозяйства СССР. Передана в Севастопольский филиал Специального экспериментально-конструкторского бюро по подводной технике (СЭКБП), в дальнейшем переименованном в базу «Гидронавт»
1983г-1987гг — За время экспедиций на Чёрном море произвела 346 погружений и провела под водой 2264часа
1988г — Находилась в ремонте
1991г (предположительно) — Окончание эксплуатации
1992г (предположительно) — После развала СССР была отбуксирована в г. Новороссийск
__________________________________________________________________________
На фотографии в порту Сочи именно «Бентос-2». С какой научной миссией он пришёл- мне не известно.
Автор фотографии, он же член команды, указал точную дату съёмки.
27.08.1986. В морском порту г.Сочи идет плановая зарядка АКБ на ПЛБ «Бентос-300». Судно обеспечения РПС «Дивный».
Эти снимки ценны ещё и тем, что на них запечатлен пароход «Адмирал Нахимов» в порту Сочи за 5 дней до гибели… Больше он в наш порт никогда не придёт…
_________________________________________________________________________________
Судьба обоих «Бентосов» влихие переходные 90-е не сложилась. После распада СССР обе лодки достались Украине. Вследствие отсутствия финансирования на дальнейшие исследования и содержание, обе лаборатории были проданы в частные руки, но, из-за дороговизны обслуживания техники, сменив несколько собственников впоследствии брошены.
«Бентос-1», по данным на 2014г находился в плачевном состоянии в Крыму в Севастопольской бухте.
«Бентос-2» в 1993г затонул на мелководье, близ Новороссийска. В 2012г. был поднят по частям и отправлен на металлолом
Источники
Автор фото в порту Сочи www.facebook.com/media/set/?set=a.719662294764842.1073741839.100001632353495&type=3
forums.airbase.ru
fleetphoto.ru
textarchive.ru
www.deepstorm.ru
oosif.ru
dic.academic.ru
www.e-reading.by
userdocs.ru
4044415.livejournal.com
sev-navigator.com
defendingrussia.ru
www.corolev.com
vpk-news.ru
vandeiker.mybb.ru
soviet-trawler.narod.ru
diveforum.spb.ru
kuleshovoleg.livejournal.com
forum.sevastopol.info
«Бентос-300» — серия из двух советских уникальных подводных лабораторий, построенных в 1976 и 1983 годах. Но обо всём по-порядку…
В 1965 году на техническом совете Министерства рыбного хозяйства СССР было рассмотрено и одобрено предложение заведующего лабораторией техники подводных исследований Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) Киселёва О.Н. о создании самоходной подводной лаборатории, предназначенной для осуществления принципиально новой методики исследования промысловых гидробионтов — путем длительных стационарных наблюдений в заданной точке.
Через некоторое время приступили к разработке проекта…
Новому типу подводной лаборатории присвоили имя «Бентос-300», где 300- это рабочая глубина лаборатории, а «Бентос» — это – греческое слово, дословно – глубина. У биологов термин «бентос» означает совокупность придонных организмов.
Подводная лаборатория буксируемая (ПЛБ) тип «Бентос-300» (проект 1603), была спроектирована Ленинградским проектным институтом «Гипрорыбфлот» (разработка проекта начата в ПИНРО) по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР.
В 1971 году рабочие чертежи на изготовление прочного и легкого корпуса были переданы Новоадмиралтейскому заводу в Ленинграде. а уже в 1973-м началась постройка первого аппарата получившего имя-шифр: ПЛБ-76-01 (впоследствии названного «Бентос-1»), где 76 -год постройки, 01- порядковый номер судна проекта.
«Бентос» получился уникальным аппаратом и единственным в мире, на тот момент, с его возможностями изучения глубин. Подводная лаборатория (ПЛБ) «Бентос-300», занимает промежуточное положение между подводными аппаратами, подводными лодками и подводными домами.
С помощью баз-лабораторий «Бентос-300» можно было выполнять следующие задачи:
поиск затонувших объектов, выход водолазов на глубинах для взятия проб и установки различной научной аппаратуры, проведение научных исследований, выполнение работ на подводных газопроводах, выполнение специальных работ с подводными кабелями.
«Бентос-300», по типу конструкции, аппарат – двухкорпусной схемы.
В пространстве между прочным и легким корпусами расположены балластные цистерны, баллоны со сжатым воздухом и судовые механизмы – якорное и буксирное устройства.
Цилиндрический прочный корпус лодки имеет длину 18,5 метра и диаметр 4,5 м. Он выполнен из стали и разделён двумя переборками на три отсека:
Первый (носовой) или научный отсек разделён на два этажа: в верхнем находятся научное оборудование, пост управления «Бентосом». Нижний этаж представляет собой научный отдел с постами визуального наблюдения через иллюминаторы и съёмки под водой. Большой первый отсек (научная лаборатория) насыщался приборами, в зависимости от направленности предстоящих исследований. Штатно на борту «Бентоса» находился комплекс приборов для регистрации параметров окружающей среды для замера показателей воды, исследования биологических шумов, забора планктона и фауны.
В районе первого отсека, в самом низу, расположена наблюдательная камера, иллюминаторы которой находятся на небольшом расстоянии от нижней точки подводной лаборатории, что позволяет проводить детальное обследование грунта и его обитателей. Камера рассчитана на одного-двух наблюдателей. Расположение иллюминаторов в прочном корпусе и вынесенных наблюдательных камерах позволяет визуально просматривать толщу воды высотой около 12 м.
В носовой части, на внешней палубе, над первым отсеком, имеется выдающаяся из корпуса сферическая наблюдательно-спасательная рубка с иллюминаторами для наблюдения и съемки. Рубка является основным средством обеспечения безопасности экипажа. Она может отделяться от подводной лаборатории и всплывать на поверхность со всем экипажем в случае ЧС.
Второй (центральный) отсек также двухэтажный: в верхней части расположены три кубрика на 12 членов экипажа и кают-компания, в нижней части — аккумуляторные батареи (основной источник энергии для питания всех систем в т.ч. и эл. двигателя горизонтального хода).
Третий (кормовой) отсек включает в себя водолазный комплекс, состоящий из трех отсеков-камер: шлюзового (для выхода в воду), переходного и декомпрессионного. Здесь же двигатель горизонтального хода, различное оборудование, обеспечивающее работоспособность подводной лаборатории и жизнедеятельность экипажа, небольшой камбуз.
Водолазный комплекс предназначен для выхода за борт водолазов на глубины до 60 м, однако в случае применения глубоководной дыхательной аппаратуры глубина выхода может быть увеличена до 300 м – рабочей глубины подводной лаборатории. Наличие трех камер-отсеков позволяет работать «поточным» методом: пока одна группа водолазов проходит декомпрессию, другая может готовиться и начинать следующее погружение.
В экипаж «Бентоса-300» входят 12 акванавтов: ученые-океанологи, врач-спецфизиолог, бортинженеры, занимающиеся техническим обслуживанием всех бортовых систем жизнеобеспечения, водолазного оборудования и всевозможной научной аппаратуры, а ее особенно много в помещениях станции, да и за бортом ее — приборы для изучения солености, плотности, прозрачности, освещенности, температуры морской воды, приспособления для отбора проб, кино- и фотоаппаратура для подводной съемки.
К месту работ подводная лаборатория буксируется специальным судном обеспечения, которое при необходимости пополняет запасы воздуха, воды, продовольствия и проводит зарядку аккумуляторных батарей «Бентоса".
В районе работ отделяется буксирный конец, и подводная лаборатория самостоятельно передвигается на поверхности и под водой. Вертикальные перемещения осуществляются заполнением или осушением цистерн главного балласта, уравнительных, дифферентных и цистерн стабилизации. Возможно погружение на якорях за счет стравливания и подбора якорь-троса лебедками. Основной режим работы лаборатории – длительное (до 14 сут.) стояние у грунта, либо движение вдоль дна или в толще воды со скоростью до 1,5 уз. Если возникает необходимость осмотра значительных площадей дна, занятых водорослями и моллюсками, можно прибегнуть к подводной буксировке лаборатории судном обеспечения, что значительно ускоряет работу.
Штатные суда обеспечения обеих ПЛБ были созданы путем переоборудования китобойных судов типа «Мирный» проекта 393. Проект 393 тип «Мирный» — первая и единственная серия китобойных судов отечественной постройки по отечественному же проекту.
Два судна — китобоя «Гордый» и «Дивный» (оба постройки 1959г) переоборудованы согласно проекту 2005 для буксировки и обеспечивания всем необходимым подводных аппаратов типа «Бентос-300». «Гордый» переоборудован в 1979г. для работы с «Бентос-1» и «Дивный» — в 1982г. для работы с «Бентос-2»
Технические характеристики
Скорость буксировки судном обеспечивания — 6 узлов
Скорость (надводная) — 1,5 узла
Скорость (подводная) — 1,5 узла
Рабочая глубина погружения — 300 м
Предельная глубина погружения — 400 м
Автономность плавания — 14 суток
Экипаж — 12 человек
Размеры
Водоизмещение надводное — 510 т
Водоизмещение подводное — 680 т
Длина корпуса наибольшая — 30,3 м
Ширина корпуса наибольшая — 6,6 м
Высота — 11,3 м
Силовая установка — электрическая: один небольшой ходовой электродвигатель и лаговый электродвигатель для постановки якорей.
Аккумуляторные батареи — 112 элементов, вес каждого 740кг
Краткая биография Бентос-1
05.01.1973г — Заложена на Ленинградском Адмиралтейском объединении (г.Ленинград) по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР как подводная лаборатория буксируемая ПЛБ-76-01
13.09.1974г — Спущена на воду
1975г — Первое погружение на заводе вместе с доком
1976г весна — Для дальнейших испытаний переведена в доке по внутренним водным системам на Чёрное море. Получила наименование «Бентос». Базировалась в Камышовой бухте г.Севастополь
1976г — Испытания на Чёрном море. Осуществила погружение на 320м. Отработка экипажей, технических вопросов эксплуатации, методик работы.
27.09.1976г — Вступила в строй. Принята в эксплуатацию в интересах Министерства рыбного хозяйства СССР. Передана в Севастопольский филиал Специального экспериментально-конструкторского бюро по подводной технике (СЭКБП), в дальнейшем переименованное в базу «Гидронавт»
11.02.1977г — Начало опытной эксплуатации ПЛБ
1977г — Приняла участие в съёмках д.ф. «Наследники Наутилиуса» www.youtube.com/watch?v=zx_DHzRnMnk
31.12.1980г — Окончание опытной эксплуатации
1984-1985гг — Прошла ремонт
1976-1988гг — За эти годы ПЛБ совершила 578 погружений и пробыла под водой 7623часа в числе которых и работы вдоль черноморского побережья Кавказа:
— в 1977г в месте с РПС «Гордый» осуществляла научные исследования в районе южного берега Крыма и Кавказского побережья для определения границ сероводородной зоны.
— в 1978г ноябрь-декабрь в месте с РПС «Гордый» в районе Кавказского побережья и Анапской банки принимала участие в изучении поведения шпрота в зоне действия исскуственных источников света
1991г (предположительно)
Окончание эксплуатации
Краткая биография лаборатории ПЛБ-83-02 (впоследствии названной «Бентос-2»)
1981г ноябрь
Заложена на Ленинградском Адмиралтейском Объединении (г.Ленинград) по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР как подводная лаборатория буксируемая ПЛБ-83-02
Она имела ряд незначительных изменений от ПЛБ-76-01. Всего было одобрено 136 из всех поданных и обсуждённых предложений по модернизации самой лаборатории и 23 – по научно- исследовательскому оборудованию. Однако изготовителем было принято и выполнено всего 40. Был установлен гидрологический комплекс «Градиент», вследствие чего увеличился размер рубки, и также был установлен гидролокатор бокового обзора. На этом существенные изменения и закончились – серьёзной модернизации ПЛБ не призошло.
12.08.1982г — Спущена на воду
1983г весна-лето — Для испытаний переведена в доке по внутренним водным системам на Чёрное море. Получила наименование «Бентос-2». Выполнила программу испытаний на Чёрном море. Осуществила 18 погружений и провела под водой 93 часа
02.09.1983г — Вступила в строй. Принята в эксплуатацию для работы в интересах Министерства рыбного хозяйства СССР. Передана в Севастопольский филиал Специального экспериментально-конструкторского бюро по подводной технике (СЭКБП), в дальнейшем переименованном в базу «Гидронавт»
1983г-1987гг — За время экспедиций на Чёрном море произвела 346 погружений и провела под водой 2264часа
1988г — Находилась в ремонте
1991г (предположительно) — Окончание эксплуатации
1992г (предположительно) — После развала СССР была отбуксирована в г. Новороссийск
__________________________________________________________________________
На фотографии в порту Сочи именно «Бентос-2». С какой научной миссией он пришёл- мне не известно.
Автор фотографии, он же член команды, указал точную дату съёмки.
27.08.1986. В морском порту г.Сочи идет плановая зарядка АКБ на ПЛБ «Бентос-300». Судно обеспечения РПС «Дивный».
Эти снимки ценны ещё и тем, что на них запечатлен пароход «Адмирал Нахимов» в порту Сочи за 5 дней до гибели… Больше он в наш порт никогда не придёт…
_________________________________________________________________________________
Судьба обоих «Бентосов» в
«Бентос-1», по данным на 2014г находился в плачевном состоянии в Крыму в Севастопольской бухте.
«Бентос-2» в 1993г затонул на мелководье, близ Новороссийска. В 2012г. был поднят по частям и отправлен на металлолом
Источники
Автор фото в порту Сочи www.facebook.com/media/set/?set=a.719662294764842.1073741839.100001632353495&type=3
forums.airbase.ru
fleetphoto.ru
textarchive.ru
www.deepstorm.ru
oosif.ru
dic.academic.ru
www.e-reading.by
userdocs.ru
4044415.livejournal.com
sev-navigator.com
defendingrussia.ru
www.corolev.com
vpk-news.ru
vandeiker.mybb.ru
soviet-trawler.narod.ru
diveforum.spb.ru
kuleshovoleg.livejournal.com
forum.sevastopol.info
Комментарии (18)
RSS свернуть / развернутьrem-sochi
chernomor
rem-sochi
info
Daniil_Vorobiev
svinstvunet
FAT
Philipp-so
Pablo
В 1977 году Бентос-1 принимал участие в исследовании ряда каньонов Нижнеимеретинской бухты на глубинах более 200 метров (там, где сейчас набережная Олимпийского парка). Работы проводились по заказу Черноморского отделения ЦНИИС (г.Сочи). Тогда в состав команды был включен к.г.н. Ромашин В.В. — руководитель лаборатории полевых изысканий и подводных исследований. Он рассказывал, что во время маневров, носовую часть лодки «присосало» к одному из склонов каньона. Пришлось маневрировать двигателями, пока не оторвались.
Бентос-2 я наблюдал в Новороссийске во время рейда.
Очень жаль, что у этих плавучих лабораторий такая тривиальная судьба.
liberalis
chernomor
А судьба, она у каждого своя. Один, более современный аппарат потопили в 70 тых годах в районе Анапы, при спуске. Хорошо, что без людей. На дно, камнем! Так и не подняли, глубина большая.
Skipper
Откуда сведения?
Gennadius
Gennadius
Но мне кажется я в конце 80-х читал про исследования на «БЕНТОС» и кажется аппаратах «ТИНРО» в Черном море.
Книжка была сборником рассказов про исследования океанов в СССР.
Director
southcap
Garripil
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.