Открытие первого сочинского санатория совпало с рекордными темпами развития в России кинематографа. Русские частные фирмы заложили мощную экономическую базу кинопроизводства, вслед за первыми ателье Пате и Ханжонкова выстроены были новые кинофабрики, оснащенные передовой техникой. В Москве — кинематографической столице — функционировало 67 кинотеатров, в Петрограде — 140.
Наш город не отставал от моды. В городе открываются кинозалы (электробиографы). Сочинцы и гости курорта их с удовольствием посещают. Нередко могли увидеть на экране и знакомые места.
«Вечером 25 октября 1913 г. в театре «Модерн» по просьбе городского управления демонстрировалась новая картина «Город Сочи», предназначенная для выставки «Русская Ривьера», снятая Евгением Бауером»,- сообщала газета «Сочинский листок».
Евгений Бауер
Именно Евгений Францевич Бауер «открыл» Сочи для кинематографистов.
В кинематограф Бауэр пришел поздно, сорокасемилетним, сначала к братьям Пате, декоратором и постановщиком. Затем через год перешел к Ханжонкову уже в качестве режиссёра. Всего лишь пять лет работал без передышки, покидая ателье только для съёмок на натуре или экспедиций. В одной из таких — в Ялте летом 1917 года на съёмках фильма «Король Парижа» — погиб из-за нелепого несчастного случая: в дороге сломал ногу, долго находился в гипсе, в неподвижности, вызвавшей смертельный отёк легких.
Он, северянин, был влюблен в южный черноморский пейзаж, в Ялту и ещё малопопулярный тогда у москвичей город Сочи. Эта натура, трудная для кино из-за своей «олеографической» красивости и пышности, в фильмах Бауэра полна воздуха и лиризма: чёрные глыбы прибрежных скал в контрасте с кипенью морской пены, колонны и лестницы вилл, дач, узорная, диковинная, разнообразная листва, плакучие ивы над бассейнами, пальмы, разные листья тропических растений — тоже бауэровская кинонатура.
Поставил более 80 фильмов. Бауэр «открыл» для кино Ивана Мозжухина, Веру Каралли, Витольда Полонского, олицетворявшего эталон мужской красоты и элегантности тех лет, Лидию Кореневу, Ивана Перестиани.
И всех затмила одна — Вера Холодная – «Королева экрана».
Вера Холодная
Впервые снялась у режиссёра Владимира Гардина в «Анне Карениной». Он снял Веру Холодную в двух эпизодах, но в большой роли отказал, не обнаружив у красивой дебютантки никакого таланта. Однако на просмотре материала на юную красавицу обратил внимание совладелец киномастерской Тиман. Он дал ей рекомендательное письмо к Е.Ф. Бауэру.
Тот в это время собирался снимать «Песнь торжествующей любви» по повести И.С. Тургенева – мистическую любовную драму. И на главную роль ему требовалась женщина необыкновенной красоты – причем опыт и умение играть его не интересовали. Когда к нему привели Веру Холодную, он был потрясён. Он тут же взял ее на роль – как только убедился в её киногеничности.
Критики сходятся в том, что Вере Холодной необыкновенно повезло с режиссером. Только Бауэр мог сделать из Веры Холодной звезду.
В августе 1915 года пришло извещение о том, что муж актрисы поручик Владимир Холодный тяжело ранен в бою под Варшавой и находится при смерти. Вера немедленно бросает работу, детей – и едет к мужу в госпиталь. Она заботилась о нем, поражая своей самоотверженностью профессиональных сестер милосердия, – и практически вытащила его с того света. В Москву супруги вернулись вместе – Владимира отправили в отпуск «по ранению».
А Вера была вынуждена срочно выехать с киногруппой в Сочи на натурные съёмки. Ей даже не дали отдохнуть – из-за её отсутствия вся группа простаивала…
Сестра Софья вспоминала: — Вера Васильевна любила все красивое — цветы, деревья, море. Когда она была на съемках в Сочи, писала из гостиницы «Ривьера» письма нам домой о том, что море такое чудесное, но наводит на неё какую-то непонятную тоску, а прибой лишает её сна и покоя.
К сожалению, никаких кадров с Верой Холодной, снятых в Сочи, не сохранилось.
Сохранился фильм, снятый Е. Бауэром в Сочи в 1916 г. под названием «Умирающий лебедь».
Лента начинается с прогулки Гизеллы с отцом по берегу реки Сочи. Тут им повстречался герой Витольда Полонского. Затем разворачиваются самые драматические события: Гизеллу, танцующую Умирающего лебедя, увидел (в театре «Кавказской Ривьеры») сумасшедший художник, рисующий смерть. Он приглашает балерину позировать в свою мастерскую, расположившуюся… на вилле «Вера»…
Роль балерины Гизеллы исполняла солистка Большого театра Вера Каралли. «Прекрасный дар судьбой ей дан, мы с удовольствием узнали: с балетной сцены на экран перепорхнула вдруг Каралли», — говорилось в одном из стихотворений, посвящённых фильму.
Вера Каралли была одной из самых модных женщин начала века. Балерина Большого театра. Кинобогиня, потеснившая на троне Веру Холодную. Самая «дорогая» актриса России. И наконец, просто красавица. Она безукоризненно вписалась в галерею «лиц эпохи» (Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина, Вера Холодная). Настолько, что на фотографиях ее легко с ними спутать. Темные очи, тени и бледность рисовали в воображении угар бессонных ночей. Об этот образ дружно точили перья сатирики (Тэффи: «Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого кали», стилет за воротником, чётки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке»). Молва числила её роковой приманкой, увлекшей Распутина во дворец убийцы-Юсупова. Публика валила в синематографы. Всего за несколько лет Каралли снялась почти в тридцати немых лентах, густо замешанных на любви, крови, очах и ночах. В этой эстетике сыграла даже Наташу Ростову. Станцевала все ведущие партии в Большом театре.
Когда фильм демонстрировался в Сочи, зрители начинали шумно выражать свой восторг по поводу самых неподходящих для веселья сцен. Всё объяснялось тем, что они просто узнавали на экране некоторые уголки своего города.
Снимал Евгений Бауэр в Сочи и свою жену. Здесь проходили съёмки фильма – «Приключение Лины в Сочи» (фирма А.Ханжонкова 1916 год). По словам кинокритиков того времени, первая часть этого фарса, повествующая о том, как Лине захотелось съездить на Кавказ, как она заболела «курортной лихорадкой» и как без памяти влюблённый в неё муж собрал консилиум врачей, была разыграна в таких живых, лёгких, весёлых тонах – в стиле изящной буффонады, была так прекрасно снята, так удачно заполнена остроумными надписями, что её можно было бы считать образцовым для данного жанра. Но, к сожалению, дальнейшие три части, изображающие пребывание Лины в Сочи и комические ухаживания за ней кавказского Дон Жуана, получились гораздо слабее первой. Здесь и растянутость, и грубый юмор (например, эпизод с городовым, переодетым в женское платье), и слабая игра актёра, исполняющего роль Дон Жуана. Но благодаря хорошим съёмкам и красивым пейзажам картина смотрелась легко, хотя и не оправдывала ожиданий, связанных с первой частью.
Как эти картины можно было посмотреть в Сочи: «Киножурнал» за 1916 г. номер от 29 февраля: «Сочи – небольшой курорт на берегу Чёрного моря. Сочи или, как справедливо его называют, «Кавказская Ривьера», насчитывает всего 8-10 тысяч жителей. В это число не входят «курсовые» (курортные), которых иной сезон бывает тысяч 3-4.
В Сочи имеется два кинематографа – «Модерн» Ф.И. Молоко и «Олимпия» З.А. Григориади. Симпатии зрителей, безусловно, на стороне «Олимпии» (Ещё бы, такое многообещающее название – прим. К.В.). Это объясняется тем, что владелец её строго придерживается раз предпринятого решения – давать публике лишь новую, боевую программу, не считаясь с расходами. У его конкурента этого нет. Там зачастую идут рваные фильмы, старые и попорченные, но неизменно с кричащими, «душераздирающими» названиями».
Если сравнить названия и сюжеты фильмов, демонстрировавшихся в 1916 году в двух кинотеатрах Сочи, то окажется, что заведения Молоко и Григориади недалеко ушли друг от друга: «На арене ужасов», «Потоп», «Петербургские трущобы», «Сонька-золотая ручка» — душераздирающие киноленты!
В последующие годы в нашем городе были сняты многие десятки фильмов и сериалов, но первые из сочинских кинолент были сняты в отмечающей столетие «Кавказской Ривьере».
По ссылке ниже фильм «Умирающий лебедь» можно скачать и посмотреть, 509 Мб: umirajuschij.lebed.avi
Сначала надо из кинотеатров выгнать народ с глистами, которые всё время жрут.Весь сеанс шебуршат, чавкают, отрыгивают, сплёвывают, с визгом лезут друг другу в ведёрки с поп-корном.Не хожу в нынешние кинотеатры, так как они не очаг культуры, а какая-то ферма.Раньше, в мою молодость, было романтичней-места для поцелуев!)А сейчас кормобаза!
Они там просто экономят на уборщицах :-)
Мне кажется культура обжорства в кинотеатрах пошла с тех времен когда синему крутили в кабаках под простую музычку тапера. «Человек с Бульвара Капуцинов» помните?
Всё из Америки пришло.Посмотрите как сейчас оцениваются фильмы, не по художественной составляющей, а по кассовым сборам.Из нашего кино ушла эпоха культуры и пришла эпоха поп-корна.
В существующей системе ценностей (приоритет деньги) по-другому и быть не может. Раньше культура тащила каждого отдельного человека к высотам духа, теперь угождает вкусам толпы. Но и это уже было в истории.
Комментарии (9)
RSS свернуть / развернутьsashacgsm
Skif
misha
Skif
Мне кажется культура обжорства в кинотеатрах пошла с тех времен когда синему крутили в кабаках под простую музычку тапера. «Человек с Бульвара Капуцинов» помните?
sashacgsm
Skif
GeoSochi
Natali
zoly2014
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.