Кинематограф «Кавказской Ривьеры»

Владимир КОСТИНИКОВ, краевед

Открытие первого сочинского санатория совпало с рекордными темпами развития в России кинематографа. Русские частные фирмы заложили мощную экономическую базу кинопроизводства, вслед за первыми ателье Пате и Ханжонкова выстроены были новые кинофабрики, оснащенные передовой техникой. В Москве — кинематографической столице — функционировало 67 кинотеатров, в Петрограде — 140.

Наш город не отставал от моды. В городе открываются кинозалы (электробиографы). Сочинцы и гости курорта их с удовольствием посещают. Нередко могли увидеть на экране и знакомые места.

«Вечером 25 октября 1913 г. в театре «Модерн» по просьбе городского управления демонстрировалась новая картина «Город Сочи», предназначенная для выставки «Русская Ривьера», снятая Евгением Бауером»,- сообщала газета «Сочинский листок».

Евгений Бауер
Евгений Бауер

Именно Евгений Францевич Бауер «открыл» Сочи для кинематографистов.

В кинематограф Бауэр пришел поздно, сорокасемилетним, сначала к братьям Пате, декоратором и постановщиком. Затем через год перешел к Ханжонкову уже в качестве режиссёра. Всего лишь пять лет работал без передышки, покидая ателье только для съёмок на натуре или экспедиций. В одной из таких — в Ялте летом 1917 года на съёмках фильма «Король Парижа» — погиб из-за нелепого несчастного случая: в дороге сломал ногу, долго находился в гипсе, в неподвижности, вызвавшей смертельный отёк легких.

Он, северянин, был влюблен в южный черноморский пейзаж, в Ялту и ещё малопопулярный тогда у москвичей город Сочи. Эта натура, трудная для кино из-за своей «олеографической» красивости и пышности, в фильмах Бауэра полна воздуха и лиризма: чёрные глыбы прибрежных скал в контрасте с кипенью морской пены, колонны и лестницы вилл, дач, узорная, диковинная, разнообразная листва, плакучие ивы над бассейнами, пальмы, разные листья тропических растений — тоже бауэровская кинонатура.

Поставил более 80 фильмов. Бауэр «открыл» для кино Ивана Мозжухина, Веру Каралли, Витольда Полонского, олицетворявшего эталон мужской красоты и элегантности тех лет, Лидию Кореневу, Ивана Перестиани.

И всех затмила одна — Вера Холодная – «Королева экрана».

Вера Холодная
Вера Холодная

Впервые снялась у режиссёра Владимира Гардина в «Анне Карениной». Он снял Веру Холодную в двух эпизодах, но в большой роли отказал, не обнаружив у красивой дебютантки никакого таланта. Однако на просмотре материала на юную красавицу обратил внимание совладелец киномастерской Тиман. Он дал ей рекомендательное письмо к Е.Ф. Бауэру.

Тот в это время собирался снимать «Песнь торжествующей любви» по повести И.С. Тургенева – мистическую любовную драму. И на главную роль ему требовалась женщина необыкновенной красоты – причем опыт и умение играть его не интересовали. Когда к нему привели Веру Холодную, он был потрясён. Он тут же взял ее на роль – как только убедился в её киногеничности.

Критики сходятся в том, что Вере Холодной необыкновенно повезло с режиссером. Только Бауэр мог сделать из Веры Холодной звезду.
В августе 1915 года пришло извещение о том, что муж актрисы поручик Владимир Холодный тяжело ранен в бою под Варшавой и находится при смерти. Вера немедленно бросает работу, детей – и едет к мужу в госпиталь. Она заботилась о нем, поражая своей самоотверженностью профессиональных сестер милосердия, – и практически вытащила его с того света. В Москву супруги вернулись вместе – Владимира отправили в отпуск «по ранению».

А Вера была вынуждена срочно выехать с киногруппой в Сочи на натурные съёмки. Ей даже не дали отдохнуть – из-за её отсутствия вся группа простаивала…

Сестра Софья вспоминала: — Вера Васильевна любила все красивое — цветы, деревья, море. Когда она была на съемках в Сочи, писала из гостиницы «Ривьера» письма нам домой о том, что море такое чудесное, но наводит на неё какую-то непонятную тоску, а прибой лишает её сна и покоя.

К сожалению, никаких кадров с Верой Холодной, снятых в Сочи, не сохранилось.

Сохранился фильм, снятый Е. Бауэром в Сочи в 1916 г. под названием «Умирающий лебедь».

Кадры из фильма Умирающий лебедь

Лента начинается с прогулки Гизеллы с отцом по берегу реки Сочи. Тут им повстречался герой Витольда Полонского. Затем разворачиваются самые драматические события: Гизеллу, танцующую Умирающего лебедя, увидел (в театре «Кавказской Ривьеры») сумасшедший художник, рисующий смерть. Он приглашает балерину позировать в свою мастерскую, расположившуюся… на вилле «Вера»…

Кадры из фильма Умирающий лебедь

Роль балерины Гизеллы исполняла солистка Большого театра Вера Каралли. «Прекрасный дар судьбой ей дан, мы с удовольствием узнали: с балетной сцены на экран перепорхнула вдруг Каралли», — говорилось в одном из стихотворений, посвящённых фильму.

Вера Каралли была одной из самых модных женщин начала века. Балерина Большого театра. Кинобогиня, потеснившая на троне Веру Холодную. Самая «дорогая» актриса России. И наконец, просто красавица. Она безукоризненно вписалась в галерею «лиц эпохи» (Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина, Вера Холодная). Настолько, что на фотографиях ее легко с ними спутать. Темные очи, тени и бледность рисовали в воображении угар бессонных ночей. Об этот образ дружно точили перья сатирики (Тэффи: «Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого кали», стилет за воротником, чётки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке»). Молва числила её роковой приманкой, увлекшей Распутина во дворец убийцы-Юсупова. Публика валила в синематографы. Всего за несколько лет Каралли снялась почти в тридцати немых лентах, густо замешанных на любви, крови, очах и ночах. В этой эстетике сыграла даже Наташу Ростову. Станцевала все ведущие партии в Большом театре.

Когда фильм демонстрировался в Сочи, зрители начинали шумно выражать свой восторг по поводу самых неподходящих для веселья сцен. Всё объяснялось тем, что они просто узнавали на экране некоторые уголки своего города.

Кадры из фильма Умирающий лебедь

Снимал Евгений Бауэр в Сочи и свою жену. Здесь проходили съёмки фильма – «Приключение Лины в Сочи» (фирма А.Ханжонкова 1916 год). По словам кинокритиков того времени, первая часть этого фарса, повествующая о том, как Лине захотелось съездить на Кавказ, как она заболела «курортной лихорадкой» и как без памяти влюблённый в неё муж собрал консилиум врачей, была разыграна в таких живых, лёгких, весёлых тонах – в стиле изящной буффонады, была так прекрасно снята, так удачно заполнена остроумными надписями, что её можно было бы считать образцовым для данного жанра. Но, к сожалению, дальнейшие три части, изображающие пребывание Лины в Сочи и комические ухаживания за ней кавказского Дон Жуана, получились гораздо слабее первой. Здесь и растянутость, и грубый юмор (например, эпизод с городовым, переодетым в женское платье), и слабая игра актёра, исполняющего роль Дон Жуана. Но благодаря хорошим съёмкам и красивым пейзажам картина смотрелась легко, хотя и не оправдывала ожиданий, связанных с первой частью.

Как эти картины можно было посмотреть в Сочи: «Киножурнал» за 1916 г. номер от 29 февраля: «Сочи – небольшой курорт на берегу Чёрного моря. Сочи или, как справедливо его называют, «Кавказская Ривьера», насчитывает всего 8-10 тысяч жителей. В это число не входят «курсовые» (курортные), которых иной сезон бывает тысяч 3-4.

В Сочи имеется два кинематографа – «Модерн» Ф.И. Молоко и «Олимпия» З.А. Григориади. Симпатии зрителей, безусловно, на стороне «Олимпии» (Ещё бы, такое многообещающее название – прим. К.В.). Это объясняется тем, что владелец её строго придерживается раз предпринятого решения – давать публике лишь новую, боевую программу, не считаясь с расходами. У его конкурента этого нет. Там зачастую идут рваные фильмы, старые и попорченные, но неизменно с кричащими, «душераздирающими» названиями».

Если сравнить названия и сюжеты фильмов, демонстрировавшихся в 1916 году в двух кинотеатрах Сочи, то окажется, что заведения Молоко и Григориади недалеко ушли друг от друга: «На арене ужасов», «Потоп», «Петербургские трущобы», «Сонька-золотая ручка» — душераздирающие киноленты!

В последующие годы в нашем городе были сняты многие десятки фильмов и сериалов, но первые из сочинских кинолент были сняты в отмечающей столетие «Кавказской Ривьере».

По ссылке ниже фильм «Умирающий лебедь» можно скачать и посмотреть, 509 Мб: umirajuschij.lebed.avi

Материал предоставила O'Helga.
  • +31
  • 22 мая 2010, 15:54
  • sochinec

Комментарии (9)

RSS свернуть / развернуть
+
Город рос сто лет а из двух кинотеатров так и не вырос. Верните нам «Спутник»!
avatar

sashacgsm

  • 22 мая 2010, 16:40
+
Сначала надо из кинотеатров выгнать народ с глистами, которые всё время жрут.Весь сеанс шебуршат, чавкают, отрыгивают, сплёвывают, с визгом лезут друг другу в ведёрки с поп-корном.Не хожу в нынешние кинотеатры, так как они не очаг культуры, а какая-то ферма.Раньше, в мою молодость, было романтичней-места для поцелуев!)А сейчас кормобаза!
avatar

Skif

  • 22 мая 2010, 16:48
+
в кинотеатре Родина запрещено проносить с собой напитки и еду :)
avatar

misha

  • 22 мая 2010, 16:50
+
Я там не был ещё, надо будет как-нибудь сходить!
avatar

Skif

  • 22 мая 2010, 16:54
+
Они там просто экономят на уборщицах :-)
Мне кажется культура обжорства в кинотеатрах пошла с тех времен когда синему крутили в кабаках под простую музычку тапера. «Человек с Бульвара Капуцинов» помните?
avatar

sashacgsm

  • 22 мая 2010, 17:07


+
Всё из Америки пришло.Посмотрите как сейчас оцениваются фильмы, не по художественной составляющей, а по кассовым сборам.Из нашего кино ушла эпоха культуры и пришла эпоха поп-корна.
avatar

Skif

  • 22 мая 2010, 17:17
+
В существующей системе ценностей (приоритет деньги) по-другому и быть не может. Раньше культура тащила каждого отдельного человека к высотам духа, теперь угождает вкусам толпы. Но и это уже было в истории.
avatar

GeoSochi

  • 24 мая 2010, 10:17
+
Браво, Skif! Это к вопросу о внутренней культуре человека.
avatar

Natali

  • 22 мая 2010, 16:57
+
с визгом лезут друг другу в ведёрки – сразу представил это
avatar

zoly2014

  • 22 мая 2010, 16:59

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.