ОЛИМПИАДА И МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОЧИ. ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ.

Топик «Олимпиадой — по малому бизнесу!», опубликованный неделю назад, вызвал оживленное обсуждение среди «приветсочинцев». Голоса «за» и «против» здесь разделись примерно поровну. Каково же было мое изумление, когда в последнем номере одной из бесплатных газет, прочитал про тоже самое (автор Ю. Медведев). Правда, в более развернутом виде. Принимая во внимание, что не все читают то, что им регулярно бросают в почтовый ящик, выкладываю сей текст на ознакомление и обсуждение.
Букв много, в связи с чем рекомендую читать лишь заинтересованным в данной теме. Итак, «Олимпиадой — по малому бизнесу — 2!»

«Перестаньте кошмарить бизнес!» — страстный призыв Д. А. Медведева – тогдашнего Президента России — вселил надежду в сердца предпринимателей. А кто кошмарит? Каждый бизнесмен, знает ответ на этот вопрос, поскольку испытал все на своей шкуре. Для остальных сообщу, что в постановлении главы администрации Краснодарского края от 24 июля 2002 г. N 817
«О развитии малого предпринимательства в Краснодарском крае» перечислены 15 инстанций, призванных контролировать (то есть кошмарить) бизнес. Но это только краевой уровень. А есть еще федеральный уровень. Например, миграционная служба или пограничники. Всего контролирующих органов более 25. Не слабо! Но здесь нет еще одной, пожалуй, решающей инстанции – муниципальных властей.

А бизнес с них и начинается, и от них каждодневно зависит. Каким образом? Прежде всего, дислокацией мест торговли. Именно местные власти представляют, или не представляют, места для установки павильона или палатки выносной торговли, выделяют, или не выделяют, арендные площади стационарной торговли. А, если представят и выделят, то вполне могут отменить или видоизменить собственное решение: хозяин – барин!

Выделение земельных участков под места торговли самый коррупционный вид деятельности. Еще не забыт прошлогодний скандал, когда был схвачен за руку, при получении, взятки бывший начальник управления по курортам и туризму городской администрации. И взятка-то мизерная – 15 тысяч рублей за предоставления места под установку кассы продажи экскурсионных билетов. Взятка мизерная потому, что и возможности управления не очень большие. У других департаментов и управлений возможности много шире.

Почему дислокация мест выносной торговли в городе Сочи утверждается ежегодно? Не на пять лет, не на три года, а всего на один год. Да, просто можно творить любой произвол с дислокацией под предлогом окончания срока аренды. К тому же, соответственно увеличиваются коррупционные возможности. Это хорошо понял избранный новый глава города Анатолий Пахомов. В ходе предвыборной борьбы он встречался с предпринимателями в зале Зимнего театра и выслушал все их проблемы. А после избрания подписал постановление №86 от 06.03.2009 года «Об утверждении дислокации мелкорозничной торговой сети, расположенной на территории муниципального образования город курорт Сочи на 2009-2013 годы». Данная дислокация утверждалась на пять лет.

Предприниматели вздохнули с облегчением. Но радость оказалась преждевременной – разрешение на право размещения объекта торговли (услуги) районными администрациями было выдано предпринимателям в июле со сроком действия до 31 декабря того же 2009 года. То есть, менее чем на полгода! Почему-то постановление главы города № 86 о пятилетнем сроке аренды было проигнорировано, и почему-то за это никто не ответил. Правда, договор краткосрочной аренды, на основании которого выдавалось разрешение, предусматривал его пролонгацию на будущее.

Через год 23.03.2010 года выходит новое постановление администрации города Сочи за № 309, подписанное не Анатолием Пахомовым, а его первым заместителем Анатолием Рыковым, и многие предприниматели вообще остались без мест дислокации. Права на пролонгацию договора аренды они лишились в одностороннем порядке. Принятое решение мотивировано тем, что перечисленные в реестре на вынос объекты находятся в зоне особого архитектурного и градостроительного контроля. И конечно это все оправдывается Олимпиадой-2014.
Предприниматели, чьи объекты попали в пресловутую зону, получили предписание на вывоз объектов торговли. И, разумеется, проигнорировали, считая их незаконными. Постановление № 309 предусматривало такой вариант:
2.3. В случае невыполнения юридическими и физическими лицами требований о демонтаже и вывозе объектов торговли, общественного питания и услуг в срок, установленный требованием, направлять документы, необходимые для обращения в суд, в правовое управление администрации города Сочи.

Но рьяные чиновники администрации во главе с заместителем главы города О.Ясюком не стали утруждать себя обращением в суды, а начали самоуправно вывозить торговые точки. Могу свидетельствовать о том, как О.Ясюк лично заводил стропы под объект и грузил его на автомашину, отталкивая при этом хрупкую женщину — предпринимателя. Возмущенный виденным, я написал статью «Упоение властью» и разместил ее в газете «Черноморская здравница». Статья ли способствовала или высокий чиновник сам понял, что зарвался, но самоуправство прекратилось.

Начались обращения в суды. Первые иски поданы в арбитражный суд в начале 2010 года. Прошло более двух лет, но большинство дел в судах еще не завершенны. Со своей стороны некоторые предприниматели сами подали иск на администрацию с требованием отмены постановления № 309. Мне удалось проследить хронологию рассмотрения одного из таких исков. Он был подан 31.03 2010 года, первая инстанция рассмотрела иск и приняла решение об отказе 29.12.1010 года, то есть спустя 9 месяцев. До этого судом было вынесено 14 определений по разным поводам. Затем апелляционная инстанция, потом кассационная и надзорные инстанции. Вся переписка по делу составляет сотни страниц. Со всеми бумагами надо было ознакомиться и вникнуть в них. Когда предпринимателю заниматься делом? Это ли не кошмаривание бизнеса? И все по вине местных властей.

Практически никто из предпринимателей не согласился с постановлением № 309 и отказался вывозить свои павильоны. Потребуется загрузить все правовое управление администрации и подготовить сотни исков в суд. Положительный исход судебного рассмотрения властям не гарантирован. Уж больно много отступлений от закона допущено этим постановлением. И главное из них — это негативное влияние на предпринимательскую деятельность внезапного прекращения аренды земельного участка. Никто не подумал, какие потери понесут предприниматели, и чем будут кормить свои семьи продавцы сносимых торговых точек.

В этой связи вспоминается разговор с участниками поездки сочинской торгово-промышленной палаты в город-побратим Римини. Мэром этого итальянского курорта является женщина. На курорте много выносной торговли и не все так гладко. Но вопрос нашей делегации о планах мэрии по упорядочению выносной торговли, был дан ответ: «А куда девать тех, кто там торгует?». Вот бы нашим чиновникам задаться этим вопросом.

В Сочи наметился явный перекос в сфере торговли. Основной упор делается на гипермаркеты. Только что вступил в строй огромный магазин «Магнит» у Краснодарского кольца, и чуть меньший по размерам «Магнит» на улице Красноармейской. Объявлено о предстоящем открытии супермаркета «О, Кей». Не говорю про улицу Транспортную и строящийся «Моремол». И в тоже время десятками, сотнями сносятся объекты мелкой торговли. Но два вида торговли вполне могут мирно сосуществовать. Как уживаются в организме человека крупные, средние сосуды и капилляры. Там, где капилляры не работают, начинается загнивание. Мелкая розница — это капилляры торговли. Жаль, что это не понимают местные власти.

Меня озадачивает и возмущает ссылка на то, что в Правилах землепользования и застройки в г. Сочи, недавно утвержденных Городским Собранием Сочи, установлена «особая зона архитектурно – градостроительного контроля», в которой, якобы, нет места павильонам, палаткам и другим атрибутам мелкой розницы. Это не соответствует действительности. Кто внимательно знакомился с этими Правилами, подтвердит мои слова. Но в постановлении № 309 помимо ссылки на Правила землепользования, есть еще ссылка на Заключение управления и градостроительства администрации города от 04.02.2010 года.

Архитекторы, оказывается, теперь принимают решение, что сносить, а что оставить. И эта позиция наших чиновников от архитектуры рассматривается как истина в последней инстанции. Потерявши голову, по волосам не плачут. Где были эти архитекторы, когда город-сад превращали в каменные джунгли? Они сами способствовали этому. Бывший главный архитектор Гусев лично ответственен за снос кинотеатра «Спутник», за планы сноса концертного зала «Фестивальный» (спасибо кризису за то, что это кощунство провалилось), за строительство чуть ли не на пляже 24 этажного «Александрийского маяка». Изуродовали лицо города, а теперь пекутся о его привлекательности в местах «возможного международного гостеприимства».

Видимо понимая шаткость ссылок на архитекторов, администрация в последующих постановлениях о сносе объектов малого бизнеса (а после выхода постановления №309 вышло еще пять постановлений) просто утверждает решения городской межведомственной комиссии. Понять логику принимаемых решений этой комиссией просто невозможно. Иногда даются пояснения причин сноса: попадание в зону олимпийского строительства, не внесена арендная плата за землю, нет необходимых согласований, отказ о приведения объекта в требуемый вид и т.п. Но в подавляющем большинстве случаев решение о сносе принимается без объяснения, и даже тогда, когда районные межведомственные комиссии просят оставить. Поскольку нет объективных критериев, сколько должно быть объектов малого бизнеса в том или ином месте, то бал правит субъективизм. Вот где кладезь коррупции!!! И почему-то те, кому положено, не проверяют эти правовые акты на коррупционную составляющую.

А может быть стоит подумать, как совместить интересы бизнеса, жителей города и гостей Олимпиады. В зоне возможного международного гостеприимства ожидается много народу. Значит и надо дать возможность приобрести необходимые мелочи попутно с прогулками или встречами. Не обращаться же за газетами, чашечкой кофе, прохладительными напитками, мороженным или соком, солнцезащитными очками, фототоварами и подобной мелочью в супермаркеты. Надо, чтобы все это было под рукою, как говорится, в пешеходной доступности. Здесь смыкаются интересы бизнеса и покупателей. Именно так имеет место быть во многих столицах и курортах мира. Мы ведь можем нарваться на недоуменные вопросы гостей, привыкших дома все иметь под руками.

А чтобы город выглядел в едином архитектурном облике, обязать владельцев торговых точек обеспечить этот облик. Они на это готовы пойти с пониманием.
Так, что вместо того, чтобы встречаться в суде, может лучше встретиться за столом переговоров и найти компромиссное решение? И сделать это необходимо как можно раньше, потому как затянувшиеся судебные решения о сносе объектов, даже в случае положительного для бизнеса исхода, не оставят времени для приведения города в единый архитектурный облик.

Небезынтересен опыт Пекина в проведения летних олимпийских игр. Там власти договорились с предпринимателями о временном выносе некоторых объектов на период проведения олимпиады с гарантией возврата на прежнее место. В ответ предприниматели даже облагородили свои места качелями, каруселями, горками и другими атрибутами развлечения.
  • +19
  • 25 июня 2012, 12:01
  • piter

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
Всё так и есть!
Власть никогда не была другом своему народу.
avatar

legion

  • 25 июня 2012, 14:39

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.