Италия 2011, скромный опыт путевых зарисовок. Часть 4
День Пятый, самый необычный, по причинам, вполне очевидным для умного читателя.
6-30 утра. Бари. Здесь вокзал оказался более-менее привычным европейским вокзалом, а не полустанком в степи. Выпив кофе, ради впечатлений посидел в зале ожидания с простой итальянской публикой. В зале на одном из сидений сидел БОМЖ. Наш, натуральный по виду и запаху, российский БОМЖ, ну может самую малость менее грязный, но очень говорливый и весёлый.
Контраст между его видом и речью впечатлил в каком ключе: вот на вид обычный бродяга, каких много у нас, такое ощущение, что сейчас подойдет и 10 рублей на опохмел попросит, но говорит при этом по-итальянски. Умом-то понимаешь, что на каком ещё языке говорить итальянскому бродяге, кроме как на итальянском, но всё равно ощущение некоторого сюра присутствует. Аналогичное было только в Париже, когда на Северном вокзале ко мне обратилась нормальная наша по виду цыганка, но на чистом французском…
Тем временем к бродяге подошла интересная на вид троица: один полицейский и двое молодых парней в форме типа военной, цвета хаки, со странными головными уборами: вроде турецких фесок, с которых свисает длинный, до плеч, красный шнур, заканчивающийся пышным помпоном. Род войск и занятий этих бойцов дефиниции не поддавался, но раз пришли с полицейским значит и сами чем-то таким занимаются. И стали они разговаривать с бродягой.
Нормальным, человечным тоном, перемежая свою речь обращениями к нему «Per favore, senior»… Не зная итальянского, я не смог понять о чём они толкуют, но итогом оказалось то, что, что стражи порядка ушли не солоно хлебавши, а бродяга не был выволочен в спецприёмник, а остался на своём месте. Кому как, а из этой сцены я вынес для себя ощущение, что нормальная жизнь начинается не с «модернизации» с «инновациями», не с нефти с газа, а с такого простого, уважительно-нехамского отношения властей к своим гражданам, квинтэссенцией которого явилось это «Per favore, senior», обращенное от полицейского к обычному бродяге.
Надо упомянуть, что в Бари я приехал не просто так. Вопрос то серьёзный и меня к 11 ожидал гид по Бари и его святым местам, которого присоветовала вездесущая Дженни из Фьюджи. Гид звался именем Александр и более про него ничего не было известно, кроме места и времени встречи и того, что он почти священник.
До встречи с Александром время ещё было, поэтому я пошел от вокзала по главной улице так, как привык, по наитию и Воле Божьей. Чутьём жителя приморского города вскоре понял, что иду к морю и вот оно!!! На самом деле вышел к набережной. Море, да. Только Адриатика. Новая часть города оставила приятное впечатление, настоящий приморский город, выше 5 этажей домов нет, архитектура та же, южно-средиземноморская, нет этих наших «высоток» и «высоточек» о 22 этажах, что прикольно, красиво и оставляет приятное впечатление «домашности».
Александр при встрече оказался приятным в общении челом лет 45 с вислыми усами и гривой седых волос, действительно чем-то напоминающим священника, только без облачения. Забегая вперед скажу, что при расставании я спросил его, сколько он живёт в Италии. 25 лет уже, но никакого акцента я не почувствовал. По его поведению, стилю изложения было видно, что человек он увлечённый и на самом деле глубоко верующий, искренний, безо всякой показухи.
Александр рассказал мне про историю Бари, типа «откуда есть пошла барийская земля». Очень интересно, но лучше него и специальной литературы я всё равно не расскажу, поэтому не буду и заморачиваться. Скажу только, что с его слов Бари поочерёдно правили норманны (герцог Роджер с характерным прозвищем Злой), герцоги Неаполитанские, Неаполитанский же король Жоашен Мюра, маршал Наполеона, известный нам, русским, по командованию авангардом Великой Армии в Бородинском сражении (в русском варианте произношения — Иоахим Мюрат), а впоследствии уже собственно итальянцы.
Рассказал и про Святителя Николая, более известного у нас как Николай Чудотворец и Николай Угодник, самый почитаемый святой в русском православии, считается покровителем моряков, купцов и детей. Интересно, что Святой Николай был настолько почитаем на Руси, что его на полном серьёзе считали русским и на русских иконах писали голубоглазым блондином, каковым он никогда не был, а был как раз наоборот очень смуглым, архиепископом Мир Ликийских на территории современной Турции, отсюда и загар.
После смерти он был там и похоронен, но в 1087 году барийские рыбаки похитили мощи святого и доставили их в Бари, где под них была основана базилика Святого Николая, в крипте которой, в подвале, они и находятся по сей день, являясь предметом поклонения тысяч паломников.
Со слов Александра, мощи Святого Николая источают миро, которого в обычные годы набирается грамм 150, а в необычные – до полутора литров.
До Базилики Святителя Николая шли через старый город с узкими улочками, сушащимся бельём и открытыми дверями первого этажа, где у аборигенов кухня. Со слов Александра, в этой части города с начала ХХ века многие живут в бывших монастырях, так как население росло и где-то жить им всем надо было. Местное население абсолютно не возражало, более того, приветливо улыбалось, когда Александр заводил меня прямо во дворы для осмотра какой-нибудь иконы у входа.
Из внутреннего дворика все эти «поселения» с длинными рядами дверей, бывших келий (все ж таки бывшие монастыри), чем-то напоминали наши коммунальные квартиры советского времени, но без ощущения нищеты и наличия вечно пьяного соседа. Так вот, про иконы над дверьми. Известно, что одним из отличий их католицизма от нашего православия является то, что православные почитают иконы, а католики – статуи святых. Однако и католики, не используя иконы повсеместно, почитают их, признавая святость, но только в Бари их огромное количество и именно на улицах, вне дома.
Александр за годы жизни в Бари насчитал их примерно 250, что еще раз заставило проникнуться респектом и уважухой к моему гиду.
Петляя по лабиринту улиц, улочек и проулков Александр вывел меня к собственно Базилике Святителя Николая, построенной специально для мощей означенного Святителя тёзкой автора этих строк, аббатом Илиёй тогда же, в конце XI века от Р.Х.
Собор не сказать чтоб огромный, в сравнении с иными храмами, но внушающий, возведённый из какого-то белого камня образчик позднероманского стиля. Напротив Собора оказалась бронзовая статуя Святителя Николая, работы небезызвестного Зураба Церетели и подаренная городу Бари нашим «национальным лидером». Когда еще на подходе к Собору Александр рассказывал об авторе скульптуры, я с некоторым страхом ожидал увидеть что-то наподобие памятника Петру в Москве, зная монументальный характер творчества Маэстро. Как потом выяснилось, перед вручением «дара» итальянцы опасались примерно того же
На удивление, скульптура оказалась вполне человеческих размеров и уместно вписалась в ансамбль площади и Собора. Может же, когда захочет…
Собор открыт для всех, крипта, подвальное помещение, где и находятся мощи Святителя Николая – тоже. Интересно, что Собор то католический и служат там католики. Лишь с 1969 года католический Святой Престол разрешил православным священникам раз в неделю, по четвергам, службу в крипте Собора, у мощей, разумно признав, что Святой Николай у нас один на двоих, а гордыня – смертный грех. 7 января была пятница, но по случаю православного Рождества для православных было сделано исключение.
Сам Собор был оставлен напоследок, а по-первости Александр повел меня в крипту, где как раз шла Рождественская служба. Впечатление сильнейшее, место как говорится «намоленное», аура непередаваемая, которую простыми словами не выразишь, а громких и пафосных слов автор всегда сторонился, посему просто поверьте на слово. Скажу лишь то, что соотечественников нереально много и что за века, которые в этом месте почти физически ощущаются, побывало тут столько паломников всяких разных…
Не обошлось без ложки дёгтя. Уже после окончания службы, когда паломники прикладывались к мощам, некий придурок начал долго, муторно и даже на звук паскудно разговаривать по телефону на смутно знакомом по звучанию языке. Сомнений не осталось, когда говоривший сказал своему собеседнику «генацвале». Ну что ты тут поделаешь…. В любом, даже самом святом месте, найдутся люди, не ориентирующиеся в месте, времени и собственной личности. Так и представляешь себе, что вот умер этот говорун, предстаёт он перед Святым Петром, который, как известно, определяет место дальнейшей загробной постоянной регистрации вновь прибывшего, и в этот момент у него звонит мобила и он: «Минуточку! Да, брат, слушаю тебя!»…
Как водится, сбоку от Собора магазин торгующий иконами с ликом Святителя Николая, лампадным маслом, миром, растворённым в большой пропорции в святой воде и тому подобным. Не будучи специалистом, не берусь обсуждать, правильно это или нет для такого места, но у меня создалось впечатление, что торгующих Спаситель то из храма изгнал, да только далеко они не ушли. Дело поставлено обстоятельно, ассортимент широк, на любое портмоне, и банковские карты, что называется «велкам»
До поезда на Фрозиноне оставался час и мы с подачи Александра оттпрапезничали (как-то после такой темы поневоле на эту терминологию сбиваешься) в местном ресторанчике нетуристического вида, для местных, но в помещении XIII века с классной морской кухней.
Успев на поезд в 16 часов, покатил в сторону моего Фьюджи и Рима, куда без приключений и добрался к 10 вечера. Назавтра предстоял повторный штурм Ватикана….
6-30 утра. Бари. Здесь вокзал оказался более-менее привычным европейским вокзалом, а не полустанком в степи. Выпив кофе, ради впечатлений посидел в зале ожидания с простой итальянской публикой. В зале на одном из сидений сидел БОМЖ. Наш, натуральный по виду и запаху, российский БОМЖ, ну может самую малость менее грязный, но очень говорливый и весёлый.
Контраст между его видом и речью впечатлил в каком ключе: вот на вид обычный бродяга, каких много у нас, такое ощущение, что сейчас подойдет и 10 рублей на опохмел попросит, но говорит при этом по-итальянски. Умом-то понимаешь, что на каком ещё языке говорить итальянскому бродяге, кроме как на итальянском, но всё равно ощущение некоторого сюра присутствует. Аналогичное было только в Париже, когда на Северном вокзале ко мне обратилась нормальная наша по виду цыганка, но на чистом французском…
Тем временем к бродяге подошла интересная на вид троица: один полицейский и двое молодых парней в форме типа военной, цвета хаки, со странными головными уборами: вроде турецких фесок, с которых свисает длинный, до плеч, красный шнур, заканчивающийся пышным помпоном. Род войск и занятий этих бойцов дефиниции не поддавался, но раз пришли с полицейским значит и сами чем-то таким занимаются. И стали они разговаривать с бродягой.
Нормальным, человечным тоном, перемежая свою речь обращениями к нему «Per favore, senior»… Не зная итальянского, я не смог понять о чём они толкуют, но итогом оказалось то, что, что стражи порядка ушли не солоно хлебавши, а бродяга не был выволочен в спецприёмник, а остался на своём месте. Кому как, а из этой сцены я вынес для себя ощущение, что нормальная жизнь начинается не с «модернизации» с «инновациями», не с нефти с газа, а с такого простого, уважительно-нехамского отношения властей к своим гражданам, квинтэссенцией которого явилось это «Per favore, senior», обращенное от полицейского к обычному бродяге.
Надо упомянуть, что в Бари я приехал не просто так. Вопрос то серьёзный и меня к 11 ожидал гид по Бари и его святым местам, которого присоветовала вездесущая Дженни из Фьюджи. Гид звался именем Александр и более про него ничего не было известно, кроме места и времени встречи и того, что он почти священник.
До встречи с Александром время ещё было, поэтому я пошел от вокзала по главной улице так, как привык, по наитию и Воле Божьей. Чутьём жителя приморского города вскоре понял, что иду к морю и вот оно!!! На самом деле вышел к набережной. Море, да. Только Адриатика. Новая часть города оставила приятное впечатление, настоящий приморский город, выше 5 этажей домов нет, архитектура та же, южно-средиземноморская, нет этих наших «высоток» и «высоточек» о 22 этажах, что прикольно, красиво и оставляет приятное впечатление «домашности».
Александр при встрече оказался приятным в общении челом лет 45 с вислыми усами и гривой седых волос, действительно чем-то напоминающим священника, только без облачения. Забегая вперед скажу, что при расставании я спросил его, сколько он живёт в Италии. 25 лет уже, но никакого акцента я не почувствовал. По его поведению, стилю изложения было видно, что человек он увлечённый и на самом деле глубоко верующий, искренний, безо всякой показухи.
Александр рассказал мне про историю Бари, типа «откуда есть пошла барийская земля». Очень интересно, но лучше него и специальной литературы я всё равно не расскажу, поэтому не буду и заморачиваться. Скажу только, что с его слов Бари поочерёдно правили норманны (герцог Роджер с характерным прозвищем Злой), герцоги Неаполитанские, Неаполитанский же король Жоашен Мюра, маршал Наполеона, известный нам, русским, по командованию авангардом Великой Армии в Бородинском сражении (в русском варианте произношения — Иоахим Мюрат), а впоследствии уже собственно итальянцы.
Рассказал и про Святителя Николая, более известного у нас как Николай Чудотворец и Николай Угодник, самый почитаемый святой в русском православии, считается покровителем моряков, купцов и детей. Интересно, что Святой Николай был настолько почитаем на Руси, что его на полном серьёзе считали русским и на русских иконах писали голубоглазым блондином, каковым он никогда не был, а был как раз наоборот очень смуглым, архиепископом Мир Ликийских на территории современной Турции, отсюда и загар.
После смерти он был там и похоронен, но в 1087 году барийские рыбаки похитили мощи святого и доставили их в Бари, где под них была основана базилика Святого Николая, в крипте которой, в подвале, они и находятся по сей день, являясь предметом поклонения тысяч паломников.
Со слов Александра, мощи Святого Николая источают миро, которого в обычные годы набирается грамм 150, а в необычные – до полутора литров.
До Базилики Святителя Николая шли через старый город с узкими улочками, сушащимся бельём и открытыми дверями первого этажа, где у аборигенов кухня. Со слов Александра, в этой части города с начала ХХ века многие живут в бывших монастырях, так как население росло и где-то жить им всем надо было. Местное население абсолютно не возражало, более того, приветливо улыбалось, когда Александр заводил меня прямо во дворы для осмотра какой-нибудь иконы у входа.
Из внутреннего дворика все эти «поселения» с длинными рядами дверей, бывших келий (все ж таки бывшие монастыри), чем-то напоминали наши коммунальные квартиры советского времени, но без ощущения нищеты и наличия вечно пьяного соседа. Так вот, про иконы над дверьми. Известно, что одним из отличий их католицизма от нашего православия является то, что православные почитают иконы, а католики – статуи святых. Однако и католики, не используя иконы повсеместно, почитают их, признавая святость, но только в Бари их огромное количество и именно на улицах, вне дома.
Александр за годы жизни в Бари насчитал их примерно 250, что еще раз заставило проникнуться респектом и уважухой к моему гиду.
Петляя по лабиринту улиц, улочек и проулков Александр вывел меня к собственно Базилике Святителя Николая, построенной специально для мощей означенного Святителя тёзкой автора этих строк, аббатом Илиёй тогда же, в конце XI века от Р.Х.
Собор не сказать чтоб огромный, в сравнении с иными храмами, но внушающий, возведённый из какого-то белого камня образчик позднероманского стиля. Напротив Собора оказалась бронзовая статуя Святителя Николая, работы небезызвестного Зураба Церетели и подаренная городу Бари нашим «национальным лидером». Когда еще на подходе к Собору Александр рассказывал об авторе скульптуры, я с некоторым страхом ожидал увидеть что-то наподобие памятника Петру в Москве, зная монументальный характер творчества Маэстро. Как потом выяснилось, перед вручением «дара» итальянцы опасались примерно того же
На удивление, скульптура оказалась вполне человеческих размеров и уместно вписалась в ансамбль площади и Собора. Может же, когда захочет…
Собор открыт для всех, крипта, подвальное помещение, где и находятся мощи Святителя Николая – тоже. Интересно, что Собор то католический и служат там католики. Лишь с 1969 года католический Святой Престол разрешил православным священникам раз в неделю, по четвергам, службу в крипте Собора, у мощей, разумно признав, что Святой Николай у нас один на двоих, а гордыня – смертный грех. 7 января была пятница, но по случаю православного Рождества для православных было сделано исключение.
Сам Собор был оставлен напоследок, а по-первости Александр повел меня в крипту, где как раз шла Рождественская служба. Впечатление сильнейшее, место как говорится «намоленное», аура непередаваемая, которую простыми словами не выразишь, а громких и пафосных слов автор всегда сторонился, посему просто поверьте на слово. Скажу лишь то, что соотечественников нереально много и что за века, которые в этом месте почти физически ощущаются, побывало тут столько паломников всяких разных…
Не обошлось без ложки дёгтя. Уже после окончания службы, когда паломники прикладывались к мощам, некий придурок начал долго, муторно и даже на звук паскудно разговаривать по телефону на смутно знакомом по звучанию языке. Сомнений не осталось, когда говоривший сказал своему собеседнику «генацвале». Ну что ты тут поделаешь…. В любом, даже самом святом месте, найдутся люди, не ориентирующиеся в месте, времени и собственной личности. Так и представляешь себе, что вот умер этот говорун, предстаёт он перед Святым Петром, который, как известно, определяет место дальнейшей загробной постоянной регистрации вновь прибывшего, и в этот момент у него звонит мобила и он: «Минуточку! Да, брат, слушаю тебя!»…
Как водится, сбоку от Собора магазин торгующий иконами с ликом Святителя Николая, лампадным маслом, миром, растворённым в большой пропорции в святой воде и тому подобным. Не будучи специалистом, не берусь обсуждать, правильно это или нет для такого места, но у меня создалось впечатление, что торгующих Спаситель то из храма изгнал, да только далеко они не ушли. Дело поставлено обстоятельно, ассортимент широк, на любое портмоне, и банковские карты, что называется «велкам»
До поезда на Фрозиноне оставался час и мы с подачи Александра оттпрапезничали (как-то после такой темы поневоле на эту терминологию сбиваешься) в местном ресторанчике нетуристического вида, для местных, но в помещении XIII века с классной морской кухней.
Успев на поезд в 16 часов, покатил в сторону моего Фьюджи и Рима, куда без приключений и добрался к 10 вечера. Назавтра предстоял повторный штурм Ватикана….
Комментарии (13)
RSS свернуть / развернутьso3537
ivanoff
so3537
Knyazzkov
ivanoff
Почему так мало фоток? Мне Италия очень — очень нравится и она достойна большего кол-ва фотографий.
travellersochi
ivanoff
saag
ZohanDvir
SashaPP
ivanoff
istivan
ivanoff
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.