Трехдневный поход к озеру Кардывач

Трехдневный поход по Кавказскому Биосферному Заповеднику, к озеру Кардывач.

• Регион: Западный Кавказ, Южный отдел КГБПЗ
  • Продолжительность: 3 дня
  • Протяженность: 36 км
  • Даты: 30.10-01.10.2015

Маршрут: Красная Поляна — Энгельмановы поляны — Пихтовая поляна — озеро Кардывач -Пихтовая поляна — Энгельмановы поляны — Красная Поляна.

Введение:

Озеро Кардавыч расположилось в природной котловине и со всех сторон окружено горными склонами Цындышха, Лоюб, Кутехеку. Озеро моренного происхождения, образовавшееся за счет перемещения древних ледников. Оно имеет эллипсоидную форму, а размер составляет 500 метров в длину и около 300 в ширину. Вода в озере в любое время года холодная, даже в самый жаркий день его температура не поднимается выше 10 С. Самое примечательное, что озеро совершенно безрыбное. Связано это с водопадом Изумрудный, расположенного ниже по течению. Его водный поток не может преодолеть ни одна горная форель.

Кардывач ночью.

Для посещения озеро Кардывач, необходимо оформить два вида пропуска: пропуск в заповедник и пропуск в погранслужбе. Если с оформлением пропусков в заповедник нет ни каких проблем, их выдают в день обращения по 200 р с человека за сутки, то со вторым пропуском есть временные ограничения, погранпропуск оформляется в течение 40 дней, так что если вы надумали сходить на Кардывач, то об этом надо задуматься заранее, делается он бесплатно. Для сокращения пешей части маршрута, до Энгельмановых полян можно заброситься на внедорожном транспорте, так как идти 25 км по лесу по грунтовой дороги не очень интересно.

День первый. Красная Поляна — Энгельмановы поляны — Пихтовая поляна.

Утро началось со звонка будильника. Так как я не любитель собирать рюкзак с вечера в поход, я собираю рюкзак с утра. Так как мы добирались до КП на первой электричке (из Адлера 8.00), проснулся в 6 утра и начал сборы к походу. Собрав все необходимое и упаковав в рюкзак, выдвинулся я к жд вокзалу. В электричке меня уже ждали другие участники нашего похода (всего нас было 6 человек). В КП мы прибыли в 9 утра, по прибытию нас уже ждал УАЗ для заброски на Энгельмановы поляны. Ехать примерно около 2-х часов, конечно по сравнению с Газ 66, УАЗ это комфорт и скорость, бывало дело что заброски были на Газ 66, ох пока доедешь растрясет качественно. Доехав до погранзаставы Пслух у нас проверили документы и наличие пропусков, в этот раз мы очень долго проходили погранцов на Пслухе, то ли не проснулись они, то ли буквы забыли, простояли мы на Пслухе около 20 минут. Добрались мы до Энгельмановых полян довольно быстро, скучать в дороге не пришлось- водитель УАЗа Агоп, всю дорогу рассказывал интересные истории и анекдоты, ехать было очень весело)))).

Золотая осень на Энгельмановых полянах.

На Энгельмановых полянах мы перекусили, раскинули продукты по рюкзакам и вышли на маршрут. Сегодня у нас в планах дойти до озеро Кардывач- это 18 км с набором высоты около 600 метров. По времени идти от 6 до 8 часов со всеми перекусами по пути и превалами. В октябре днем погода мягкая и самое то для ходьбы, если светит солнце, в дождик конечно не совсем приятно ходить. Но с погодой нам сегодня повезло и нам светило солнце. Первые 3 км идут по проселочной дороге, дорога легкая без особого набора высоты, дорога идет по открытой местности, где можно идти и любоваться горными пейзажами, вдоль дороги растет шиповник, мята, груша и яблоки дичка, тут есть чем полакомиться. Через 3 км заканчивается дорога, и начинается тропа, тропа идет по лесу, местами будут небольшие смотровые площадки, откуда открываются шикарные виды на Агепсту и Турьи Горы.

Шиповник.

По всему маршруту очень много ручьев и речек, так что от жажды умереть не получится. Мелкие ручьи проходятся довольно просто, через большие ручьи стоят мосты. Идти довольно приятно и легко, но как обычно бывает группа начинает растягиваться, и пришлось ориентироваться на тихоидущего участника. Часа через три мы пришли на Пихтовую поляну, отличное место для стоянки и отдыха туристов. Тут мы устроили перекус с горячим чаем, за чашкой чая мы обсудили дальнейшие наши действия. Сегодня в планах у нас дойти до озеро Кардывач, но время играет не в нашу сторону, на часах 15.30, да и темнее уже в это время очень рано. В октябре днем довольно тепло если светит солнце, но ночью уже температура падает ниже 0. Посчитали все «за» и «против», и понимали что нам идти еще около 4 часов как минимум по холоду и темноте, решили встать на ночевку на Пихтовой поляне.

Мост через ручей.

На Пихтовой есть кострище и хорошие места под палатки, пока еще не стемнело мы решили быстро установить лагерь и приготовить кушать. Пока парни устанавливали палатки, девочки наши куда то пропали (думал ушли делать себяшки и фотографировать бабочек которых уже нет), а нет девочки наши ушли за хворостом для костра, я был не много удивлен и шокирован, даже в какой то мере было не очень по себе, что девочки ходят по дрова.

Кострище на Пихтовой. Вот такие вот стоянки оставляют некоторые туристы после себя.

Немного привели в порядок кострище, обожгли банки и балонны. Поужинав мы все собрались около костра за кружечкой чая, на дворе уже темно, и сильно упала температура, ниже нуля, и обсудили планы на завтрашний день. на часах еще не было и 9 вечера как мы ушли спать, день сегодня был насыщенный.

День второй. Пихтовая поляна — озеро Кардывач.

По плану у нас сегодня был ранний подъем, собирались выйти дальше в 7 утра, но утро было настолько прохладным и свежим, что мы решили не много еще погреться в спальниках и выйти не много позже. Утром позавтракав и собрав лагерь мы вышли на маршрут, солнышко уже не много прогрело воздух и было довольно тепло на улице. Но как бы солнышко не грело и не светило, во многих местах на маршруте уже лежит лед. Спустя примерно час, мы подошли к погранзаставе, где у нас снова проверили документы и наличие погранпропуска, узнали у пограничников что на озере никого нет, мы конечно обрадовались. Тут у погранцов кстати ловит МТС и Мегафон.

От погранзаставы до Кардывача примерно 6 км ходу. Идти примерно около 2 часов, тропа хорошая, идет по субальпийским лугам. За последние время территория вокруг озера изменилась, сделали мост через Мзымту, раньше приходилось переходить реку вброд, и вдоль озера сделали деревянную тропинку, сделали навесы со столами на местах стоянки туристов.

Навес со столом и лавочками.

В районе 12 часов мы были у нашей цели- озеро Кардывач. В планах у нас было посещение и верхнего Кардывача, но планы поменялись, пришли поздно, да и лагерь еще ставить., решили установить лагерь и погулять в окрестностях Кардывача. Установили лагерь, перекусив и кто куда, кто остался в лагере, а кто пошел прогуляться по окрестностям. На озере уже на много прохладнее чем на Пихтовой, пришлось даже утепляться в пуховку. На Кардываче очень тихо и спокойно, нету этого большого количества туристов как летом, можно спокойно отдохнуть и насладиться природой.

Озеро Кардывач.

Сегодня у нас вечерние посиделки у костра, одной из участниц нашего похода сегодня день рождение. Отведали мы вкусного тортика и чая из горных трав (травы принесли с собой, в горах в это время уже не чего нет), мы ушли с нашим фотографом делать ночные снимки Кардывача (на время написания отчета, фото еще в обработке, выложу отдельный фотоотчет). Заняло это дело около 2 часов, после чего мы вернулись в лагерь, по возвращению часть группы ушли спать, хотя на часах еще и не было 9 вечера. Да и мы решили долго не засиживаться и пойти отдыхать.

День третий. Озеро Кардывач — Пихтовая поляна — Энгельмановы поляны — КП.

Сегодня у нас самый насыщенный день, нам сегодня предстоит пройти за один день, то что что мы шли и ехали два дня. Выход запланирован на 9 утра, подъем в 7 утра сбор лагеря и завтрак. Тихоходов мы отправили не много по раньше, а сами остались наводить порядки в лагере, собрав свой мусор и на соседних стоянках, и сожгли его, прибрав стоянки на озере. Как бы не пугала цифра в 18 км, обратно идется на много быстрее, чуть больше чем через час мы уже были у погранцов. Где у нас проверили вновь документы и пропуска.

Зима уже близко.

Обратно идется намного легче, в обед мы уже были на Пихтовой поляне, тут мы решили мы сделать перекус, пока девочки готовили нам разные вкусности, я и Ваня сделали экологическую акцию «Мы любим природу» (инициатором этой акции Ваня), мы собрали весь мусор в виде консервных банок и пустых газовых баллонов, расплющили и упаковали в пакеты и по рюкзакам.

После экологической акции.

Тихоходов мы вновь мы отправили не много раньше, а сами приводили место стоянки в порядок, догнали их примерно на полпути до Энгельмановых полян. Машина у нас была заказана на 4 часа вечера, пришли мы около 3 часов дня. Осталось не много времени на сборы, посетить местные нарзаны которые находятся рядом, а кто то отдыхал после пройденного пути. Девочки сходили к оленьему загону, в этот раз олени оказались агрессивными, бодались через забор.

Недружелюбный олень.

Погрузившись в УАЗ мы выехали в обратный, спускались мы около 1,5 часа, ехали так же весело, у нашего водителя шутки не заканчивались, да и человек сам по себе он позитивный. Путешествуйте. Берегите природу, и не оставляйте мусор на стоянках.

Тайминг по дням:

16.00 выезд в КП
18.00 приехали в КП

Маршрут на карте.

Трек писался с Кардывача в сторону Энгельмановых полян.

Рекомендации по маршруту.

-Чтобы успеть дойти за один до Кардывача, необходимо выезжать из КП на Энгельмановы в часов 7 утра, и тогда в часов 9 можно выйти на пешую часть маршрута.
-Узнавайте у заповедника открыт ли маршрут на Кардывач, его периодически закрывают и открываю.
-Вокруг Кардывача есть куча мест куда можно сходить в радилаку — озеро Верхний Кардывач, озеро -Синеокое (официально маршрут закрыт), озера Утаенные (официально маршрут закрыт) и гора Лоюб (официально маршрут закрыт).
-Тропа в целом отличная, но есть небольшие болотистые места, лучше всего идти в ботинках.
-Маршрут весь промаркирован красными метками на деревьях.
-Официально на маршруте жечь костры нельзя (мы жгли, и сжигали мусор), берите с собой газ.
-Возьмите с собой пластиковую тару, на обратном пути можно набрать нарзанов (их по пути будет около 7).
-Сотовая связь есть на Синеоком и у погранцов (МТС и Мегафон)
-По времени идти от Энгельмановых полян до Кардывача от 6 до 8 часов, обратно можно дойти от 4 до 6 часов.

Снаряжение в походе.

-ПалаткаMarmot Aura 2P служит верой и правдой уже 9 год, конечно за это время силиконовое покрытие уже слетело, и сильный дождь палатка не держит, но своим весом радует и габаритам, полноценная двушка.
-Ботинки Asolo Sasslong, купил в начале этого лета, ботинки показали себя только с хорошей стороны, за все время ноги постоянно сухие при любой погоде, сидят на ноге как родные, прошли со мной около 1000 км за этот сезон, служат верой и правдой.
-Спальник пуховой Riegel Кокон (-7 до -30, вес 1600), купил в этом сезоне за 7200 р, это при нынешнем курсе доллара, спальник показал себя только с хорошей стороны, один минус- родной компрессионик нужно заменить. Стирал я его несколько раз, пух отлично себя ведет, не потерял свои свойств. На Кардываче при температуре -5 я спал в нем только в нижнем белье, было очень жарко. Покупкой доволен.
-Фонарь Petzl NAO, с этим фонарем хожу уже год, отлично себя ведет при любых погодных условиях. Единственный минус, из за того что батарейный блок находится сзади, на холоде мерзнет акум, и быстро разряжается- необходимо покупать удлинитель чтоб акум прятать под куртку.

Больше путешествуйте.
Информация о маршрутах походыпосочи.рф
  • 08 ноября 2015, 00:33
  • kovalenko2

Круто!!! Когда-нибудь у меня получиться вырваться и с Вами сходить))))

kristoffer_dubua

• 08 ноября 2015, 08:42
А по ночам там виден млечный путь?

kristoffer_dubua

• 08 ноября 2015, 08:44
Виден млечный путь, к этому отчету будет еще фото отчет, но не много позже, там как раз и будет ночное небо над Кардывачом.

• 08 ноября 2015, 15:20
фото Ивана Аборнева

• 08 ноября 2015, 15:21
Может в озеро запустить малька?

Martisha_Addams

• 08 ноября 2015, 09:34

Озеро зимой замерзает, хотя я думаю заповедник бы уже запустил

• 08 ноября 2015, 15:22
Запускали, рыба зимой не выживает.

• 08 ноября 2015, 16:02
Задыхается или озеро промерзает? Если промерзает то можно запустить карася или окуня, они живучие

Martisha_Addams

• 08 ноября 2015, 20:57
Пусть думает заповедник, все равно удить там запрещено

• 08 ноября 2015, 21:17
А что сейчас называют Пихтовой поляной в тех местах? Это место, где Азмич (Азмыч) впадает в Мзымту, наверное? Давно там не был

ask

• 08 ноября 2015, 13:12
Где Азмыч впадает там погранцы стоят, а не доходя до погранцов км 3, есть поляна с пихтами, вот ее и называют Пихтовой поляной, она ровно находится на середине пути между Энгельмановыми полянами и Кардывачом.

• 08 ноября 2015, 15:24
Большое спасибо за подробный рассказ. Особенно понравилось, что вы тихоходов постоянно отправляете вперёд. Большой плюс.

travellersochi

• 08 ноября 2015, 15:12
Они сами за частую просятся вперед идти, но я не очень люблю когда кто то вперед уходит, в том месте много животных, типа медведя, а так ребята кто вперед ушел им повезло, увидели оленей

• 08 ноября 2015, 15:27
Очень подробно, прямо готовая инструкция) Молодцы! По поводу бодающихся оленей: мы примерно в то же время ездили в вольерный комплекс, там олень тоже «бодался» и вел себя очень агрессивно, когда к клетке приближались… мужчины-экскурсанты) Сотрудники говорят, что во время гона олень не терпит конкурентов, даже другого вида))) И ботинки фирмы Asolo, не всем подходят, мягко говоря, — очень жёсткие и узкие, на мой взгляд. За много лет и км опытным путём было установлено, что есть ботинки, которые после 30-ти км переходов не хочется забросить куда подальше, Meindle в мужском варианте и Lowa или Rachel для девушек. Это не «в обиду» Вашим) Просто у меня было уже очень много ботинок разных фирм, а тут очень важно не ошибиться, — мучаешься потом весь поход, а обувь одна)

• 08 ноября 2015, 16:20
год назад в это же время, олени себя вели хорошо, мы их с рук кормили, а в этом году что то странное, на счет ботинок, согласен полностью главное найти свое, у меня год назад были куплены тоже Asolo, но такое редкостное «г», мне не понравились, а данная модель просто супер. У них есть серии Wide с расширенной колодкой, можно посмотреть)))

• 08 ноября 2015, 16:26

Да их пока не сходишь в поход, не поймёшь, а потом — поздно уже, не поменяешь((( А ребёнок в Asolo три года по горам отбегал, и не текли.

• 08 ноября 2015, 17:17
очень помогает, когда люди пишут обзоры о снаряжение, рассказывают, сильные и слабые стороны снаряжения, очень помогает

• 08 ноября 2015, 17:19
Да, такой формат очень полезен. Тоже часто пользуюсь обзорами по незнакомым маршрутам и люблю такие обстоятельные описания.

• 08 ноября 2015, 17:23
вот в конце статьи есть ссылка, вот типа того проекта хочу сделать, правда что из этого получится еще незнаю, ну потихоньку делаю

• 08 ноября 2015, 17:48
Хорошее дело, удачи!

• 08 ноября 2015, 17:50
Спасибо за рассказ, плюс.