Зихия - историко-географический регион

В начале этой статьи позволю сделать небольшую преамбулу. Поскольку в последние годы многократно усилилась до этого не столь проявленная «кубанизация» причерноморского региона, включающая введение общего для всего Краснодарского края обязательного предмета «кубановедение» (который согласно ответу Минобрнауки РФ не может относится к разряду обязательного предмета учебного курса РФ, а может быть только дополнительным предметом в вариативной составляющей общего курса по выбору образовательного учреждения), назрела очевидная необходимость ещё раз объяснить, что черноморское побережье Краснодарского края – это не Кубань.
Для начала следует определиться, что же есть «Кубань». Кубань – это прежде всего одноименная река. Но Кубань, это ещё и определённый историко-географический регион. Если рассматривать время появления гидронима «Кубань», то этот гидроним в нынешнем прочтении появляется где-то лишь в 18 веке. Практически синхронно по времени (десятки лет) появляется регион Кубань, который непосредственно связан с местом переселения Верного Черноморского Казачьего Войска (малая часть оставшихся запорожских казаков из Сечи) на правобережье р. Кубань в конце 18 века. Вплоть до середины 19 века регион левобережья р. Кубань именовался «Закубанье».
Таким образом, очевидно, что историко-географический регион «Кубань» во-первых, достаточно молод по времени (чуть более 200 лет), а во-вторых ограничен правобережьем р.Кубань, т.к. левобережье уже называлось Закубаньем ещё в 19 веке. В Российской Империи возникло такое территориально-административное образование, как Кубанская область, которое просуществовало всего 58 лет. Если Кубанская область была создана в 1860 году, то в 1866 году был создан Черноморский округ, который не входил в состав Кубанской области. В 1888 году году Черноморский округ в виду малочисленности населения был присоединён к Кубанской области. Однако, в 1896 году Черноморский округ стал снова самостоятельным и преобразован в Черноморскую губернию. В составе Кубанской области Черноморский округ административно находился всего 8 лет. Вот эти восемь лет, это пожалуй всё существующее время, которое хоть как бы административно связывало Черноморское побережье Кавказа с термином «Кубань».
Если, в свою очередь, историко-географический регион Кубань и молод и достаточно локализован, то для причерноморья от Крыма до Сочи существовал свой историко-географический регион, существовавший под названием Зихия или Джигетия (уже источников вплоть до 19 века). Как регион Зихия (упоминание народа зихи в данном регионе гораздо древнее) упоминается у Императора Византии Константина Багрянородного в 10 веке нашей эры.



Карта французского картографа Гийома Де Лиля (1675–1726 гг.) изданная в 1742 году и составленная по сведениям К. Багрянородного, Императора Византии X века.

По его же описанию протяженность Зихии около 450 км и южной границей с Абазгией является Никопсия. Территорию расположения Никопсии (в ней тем более появилась так называемая Зихская Епархия, которая значительно позже перемещена с Никопсии в Тамань, не изменив названия) практически удалось локализовать в районе г. Сочи. Она отмечена более чем 20-ю раннехристианскими базиликами, самые древние из которых датируются VI веком и по факту являются одними из древнейших на территории РФ. Византийские базилики практически отмечали места выхода к Черному морю одного из ответвлений Великого Шелкового Пути – Даринского. Торговля шёлком была одним из стратегических направлений экономического развития Византийской Империи и совершенно не случайно уже в эпоху развитого средневековья, стандартная для средневековых морских карт Европы Белая Зихия (Альба Зихия) на карте Андреа Бъянко изданная в 1436 году была названа Чали Зихия – Шелковая Зихия (Чыля – Шылэ достаточно общее для осетин, чеченцев, кабардинцев, абазин обозначение шелка).



Чали Зихия Андреа Бъянко 1436 г.



С абазинско-русского словаря

Венецианские и Генуэзские торговцы различали Альба Зихию и Мауро Зихию. Эти названия появляются на компасных картах с 1318 года у Весконте и существуют на них вплоть до полноценного господства на Черном море Османской Империи.



Альба Зихия, Мауро Зихия и порт Сочи ( Sacho) у португальского мореплавателя и картографа Joao Freire

Можно было бы подумать, что с появлением турок исчезнет и историко-географическое название региона. Однако этого не произошло. Даже в 19 веке регион продолжали называть Джигетией – это грузинская трансформация и народа зихи – джихи и региона Зихия – Джихия – Джигетия. Я думаю, все знают и термин «джигит» и термин «джигитовка» и теперь становится достаточно очевидна история – корни его происхождения. Далее позволю себе процитировать сборник:
«Одно из первых упоминаний о Джигетии оставил нам Вахушти Багратиони (1696–1757), до этого времени Джигетия входила в территорию Зихии (Зихская епархия Константинопольской церкви просуществовала до конца XIII века). Упоминания о джигетах оставляли многочисленные путешественники, посетившие Джигетию в середине XVIII – начале XIX вв. Среди них можно отметить: М. Пейсонеля, Юлиуса фон Клапрота, Жак-Виктор-Эдуард Тетбу де Мариньи, Фредерика Дюбуа де Монперэ, Федора Федоровича Торнау, Эдмунда Спенсера, Джеймса Белла, Джона Лонгворта и других. Из публикуемых материалов явствует, что в середине XVIII века (1750– 1760-е гг.) абазины, в том числе и джигеты, считали себя «благочестивыми христианами». С 1785 года ситуация в корне изменилась и на территории Джигетии вооруженным путем начал насаждаться ислам. Гонения на представителей старого христианско-языческого духовенства происходили вплоть до конца Кавказской войны. Таким образом, в конце XVIII – середине XIX вв. среди джигетов происходил процесс коренной ломки религиозных воззрений. Необходимо добавить, что в том же 1785 году, наряду с насаждением ислама, черкесская аристократия у убыхов, шапсугов и натухайцев потеряла власть над простолюдинами. В результате этого, черкесские общества соседей джигетов оказались децентрализованы. Однако, в эпоху коренной ломки абазины, в том числе и джигеты, сумели сохранить историческую власть князей. Именно это обстоятельство позволило в ближайшем будущем абазинцам инкорпорироваться в состав Российской империи. Если учесть, что численность населения у причерноморских джигетов составляла от 10 до 12 тыс. человек, а Джигетия располагалась между Черкесией и Абхазией, то становится очевидным, что политика джигетских князей должна была учитывать интересы всех соседей. Важно отметить, что Documents and Materials on the History of Jigetia… (7) совершая набеги друг на друга, черкесы и абхазы пересекали территорию Джигетии, а сами джигеты сохраняли в этой ситуации нейтралитет. Что касается горной Джигетии, то она имела несколько обществ: Аибга, Ачипсоу, Псху. Интересно то, что абхазское горное общество Цебельда и горные общества Джигетии признавали зависимость одного князя – князя Моршани (в некоторых источниках Маршаниа – А.Ч.). Численность населения горной Джигетии составляла от 5 до 10 тыс. человек. Населяли горную Джигетию воинственные абазинцы, которые часто ходили в набеги на Абхазию. Важно отметить, что набегами, в своем большинстве, занимались только горные общества, которые нападали на прибрежные общества, Так, например, в набеги на причерноморских джигетов ходили горные убыхи. В документах отражены свидетельства о том, что причерноморские джигеты набегами практически не занимались. Мстить горным обществам за набеги было бесперспективно, так как горные общества были защищены естественными укреплениями – ущельями. В период Кавказской войны на территории Джигетии было заложено два русских укрепления: укрепление в Гагре, основанное летом 1830 года (на территории средневековой крепости) и укрепление Святого Духа. Закладка второго укрепления состоялась 18 июня 1837 г. Первоначально ему было дано имя – укрепления на мысе Константиновском. Однако 14 января 1838 г. оно было переименовано в укрепление Святого Духа. Русское военное присутствие в Джигетии, наряду с деятельностью Владетеля Абхазии князя Михаила Шервашидзе, привело к тому, что в 1840 году джигетская знать стала рассматривать вопрос о принятии присяги русскому императору. Уже в мае 1840 года Владетель Абхазии сообщал, что Цвандрипские князья Омар, Бослам, Голам и Сосран Цумбаевы изъявили желание вступить в подданство России со всеми своими подвластными. Из князей Цумбаевых Омар приезжал для переговоров еще в 1839 году. Князья приняли присягу, выдали аманата – их брата Беслама, которого отдали на поручительство владетелю Абхазии. Русская администрация дала им в подарок 400 руб. серебром. Владетель Абхазии также их одарил. В 1840 году самостоятельными приставствами становятся также селение Псху и Джигетия (Садзен). В 1841 г. Джигетия официально была подчинена Абхазскому княжеству. Документы свидетельствуют, что политическая слабость джигетов происходила от распрей и кровной вражды, разделявшей не только главные дома Джигетии, но и членов одной и той же фамилии. Главных княжеских домов здесь было четыре: Аридбаевы, Гечи, Цанбаевы, Анчебадзе. Гечи враждовали с Анчебадзевыми и с Цанбаевыми, Цанбаевы – между собой. Племя Цвежское, которое являлось ветвью народа джигетского, находилось в сильной вражде с соседственным домом Аридбаевых и само раздиралось домашними распрями. Русская администрация пыталась помирить джигетов и назначила переговоры в форте Святого Духа на 24 апреля 1852 года. Здесь и Documents and Materials on the History of Jigetia… 8 обнаружилась сила вражды горцев – они не хотели в одном месте, в одно время собираться для совещания. Когда князь Гечи вошел в собрание, то вышел из оного князь Анчебадзе. За князем Анчебадзе ходил начальник 3-го отделения Черноморской береговой линии и привел его почти насильно. В ходе переговоров полковник Колюбакин предложил условия: выдать в аманаты детей, для воспитания их в Сухум-Кале; назначить суды, для окончания всех споров как между домами, так и между членами одного и того же дома; выбрать старшин для наведения полицейского порядка. Эти выбранные лица обязывались: ходатайствовать перед начальством о нуждах народа; передавать народу распоряжения, требования начальства и наблюдать за исполнением приказаний; собирать в случае необходимости по приказу начальства суды, советы, для решения внутренних дел и войско для отражения врагов внешних. 25 апреля джигеты согласились с этими предложениями. Вместе с тем высказали свои просьбы: несколько увеличить выдаваемое количество соли; позволить купцам, прибывающим по билетам с очищенными и оплаченными товарами, торговать в аулах; позволить кочермам очищенным (судам, проверенным на наличие контрабанды – А.Ч.), подвозить товары к Цанрипшу для населения, удаленного от Адлера; употребление людей хорошего дома на службу царскую, то есть прикомандирования их к отрядам за отличия; определение, если возможно, некоторого количества товаров для беспошлинного ввоза, как это было прежде по особому разрешению начальства. Тем не менее, дело на этом практически встало. Джигетский пристав сообщил полковнику Колюбакину, что предложение о выдаче аманатов успеха не имеет, ввиду вмешательства хаджи Керендука Берзека. Одни только князья Анчебадзе выдали аманата, который был доставлен в Сухум-Кале и определен в Азиатскую школу. Князья же Гечевы, Цамбаевы и Аридбаевы потребовали: «дозволения им свободного вывоза в Турцию девок и пропуска из Абхазии товаров, а также отпуска им соли в неограниченном количестве. При этом князья заявили, что ограничение по этим статьям они считают притеснением» (Документ 47). Дом князей Анчебадзе остался непоколебим. Анчебадзевы изъявили желание переселиться в Абхазию. Со всей очевидностью можно утверждать, что переселилась большая часть рода Анчебадзе, хотя были и такие, которые остались в Джигетии. Благодаря поддержке владетеля Абхазии князя Михаила Шервашидзе, род Анчабадзе быстро достиг высокого положения в Абхазии, став одним из наиболее влиятельных абхазских родов. Причинами такого возвышения стала общая нестабильная ситуация в Абхазии. Необходимо понимать, что со времени принятия Владетелями Абхазии христианства, Абхазия стала территорией для набегов исламизированных черкесских племен, например, горных убыхов. Владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе в своей политике назначал князей Анчебадзе управителями своих имений и поручал им защиту своих Documents and Materials on the History of Jigetia… (9) владений на случай вторжения извне. Если представить, что князья Анчабадзе были людьми не очень богатыми, то управление в имениях Владетеля Абхазии для них было делом чести. Однако примерить всех джигетов так и не получилось. В марте 1854 года джигеты осуществляли помощь вьючными животными войскам Магомета Амина.



В 1864 году, после окончания Кавказской войны, часть населения Джигетии (имеется в виду ближайшая к убыхам) покинула свои земли и отбыла в Турцию.» (Документы и материалы по истории Джигетии (1750–1868 гг.). Сборник документальных материалов / Под ред. А.А. Черкасова. — Сочи: Научный издательский дом «Исследователь», 2016. — 267 с.).
Так или иначе, мы по факту имеем чрезвычайно стойкое во времени упоминание в различных источниках историко-культурного региона Зихия, который, в свою очередь, был связан с упоминанием народа зихи, которых упоминает ещё Страбон в I веке нашей эры в труде «География», книга XI. Упоминание региона «Зихия» в 10 веке, народа «зихи», в первом веке.



Вариант значения «зих» в абазинском языке

Чуть измененная Зихия в термине Джигетия доживает до 19 века. Практически две тысячи лет без особых изменений. Возникает вопрос – имеет ли место быть для определения не исторического, как обычно считается, а именно историко-географического региона Зихия? Ответ, думаю, вполне очевиден. Территория Зихии-Джигетии особо никогда не менялась. Тот факт, что от прежней Зихии в 19 веке сохранилась лишь одна выделенная Джигетия особо не говорит ни о чем. И корректно ли, к названию историко-географического региона, просуществовавшего и не изменившего своего названия как регион со времен Византии практически до настоящего времени навешивать 200-летний ярлык историко-географического региона Кубань, которая очень далеко? Конечно же нет! И это даже в рамки среднешкольных понятий о географии не укладывается – переносить выжженную солнцем степь на влажные субтропические предгорья Кавказа у Черного моря. Географическое месторасположение не может не откладывать отпечаток и на ментальность местного населения. В степи у народа ментальность одна, а здесь в предгорьях Кавказа – совсем иная. И так будет всегда. Потому, преподавание предмета Кубановедение изначально даже по названию ( разные историко-географические регионы) ошибочно как минимум на Черноморском побережье Краснодарского края, как минимум. А выбор, учить своих детей Кубановедению или нет – за вами. На самом деле не обязаловка. В аттестате для любого ВУЗа страны (кроме Краснодарского края) оценка по «Кубановедению» — это оценка неизвестно за что и к чему. Она не обязательна и учитываться не будет. Ответ Минобрнауки РФ прилагается к статье.



  • +81
  • 11 июля 2018, 16:52
  • RebelNeo

Комментарии (80)

RSS свернуть / развернуть
+
Предлагаю обозначить на карте административную границу Кубани и Черноморской области! Куда девать Пиленково и Гагру?
avatar

C4332OB

  • 11 июля 2018, 17:54
+
+4
Хотите карту Черноморской губернии? Пожалуйста clubklad.ru/maps/6041/. Карта 1912 года. Или тут www.retromap.ru/show_pid.php?pid=g4705. Граница там выделена.
avatar

RebelNeo

  • 11 июля 2018, 18:01
+
Здесь скорее будет вопрос, куда девать Закубанье )))
avatar

RebelNeo

  • 11 июля 2018, 18:03
+
+1
Предлагаю обозначить на карте административную границу Кубани и Черноморской области!
Все это правильно в топике написано — и Кубань хрен знает где, и Сочи никакого отношения к Кубани исторически не имеет… Только все зависит не от логических заключений, а от желания командующих регионом, а именно Краснодарским краем. И никто нее позволит такому сладкому куску уйти в свободное плавание. Поэтому и дальше будет насаждаться «кубановедение» и образовываться мифические казачьи общества.
Поэтому рисуйте границу где хотите — в свободное время и для себя))
avatar

so3537

  • 11 июля 2018, 18:13
+
+1
Уж и помечтать нельзя, я бы с удовольствием охранял такую границу от кубанцов, казаков, ростовчан и прочих понаехов…
avatar

C4332OB

  • 11 июля 2018, 18:25


+
охранял такую границу
Интересно, как бы это выглядело при въезде в курортный город?))) Предлагаю, чтобы каждый подозрительный сказал две фразы со словами «что» и «Сочи». Как только «шо» и «Сочей» — назад его…
avatar

so3537

  • 11 июля 2018, 18:53
+
А если кто-то едет в «город Адлер»?)
avatar

bescker

  • 11 июля 2018, 19:31
+
Пусть подорожную платит за проезд…
avatar

so3537

  • 11 июля 2018, 19:32
+
А вы не были на днях в Бабук-Ауле, говорят там Дастер не смог проехать?
avatar

C4332OB

  • 11 июля 2018, 18:26
+
На днях не был. Так где хочешь можно дыру найти где застрять можно. А Дастер по клиренсу маловат. Уже два раза своего на брюхо сажал.
avatar

so3537

  • 11 июля 2018, 18:54
+
Проблема не в клиренсе, я думаю, он неплохой. А в длинной базе между осями. Я купил 3-дверного коротыша, хотя за такие же деньги предлагали 5-дверку, с выбором не колебался ни разу. А больше одного пассажира мне и не надо возить обычно…
avatar

C4332OB

  • 12 июля 2018, 06:44
+
Каждый подбирает машину по своим требованиям. Мне с собой возить приходится людей, поэтому даже 5-ти дверный маленький — сзади троим тесно, багажник маленький… Особенно после Патроля. Еще он и поднят был, клиренс см 35))
Сейчас взял бокс на крышу, будет выручать.
Удивляюсь — почему не сделать хоть одну машину — большую, недорогую, с минимумом наворотов и с большим клиренсом? Таким у меня был Грей Волл Саф.
avatar

so3537

  • 12 июля 2018, 07:07
+
Где-то в Ивановской, или Костромской областях мне попалась р. кУбань. Интересно, есть какая-то связь?
avatar

HMEL

  • 11 июля 2018, 19:12
+
Вот-вот-вот! Знакомые переехали из Красноярска на Кубань. Ребёнок пошёл в школу, урок русского и учитель сказал заветное ШО)))))) Максимка естественно засмеялся и ему вкатили неуд за поведение. Адлер не город а район, не шо а что, не в каких-то сочах а в СОЧИ, Чай, хоть он и называется краснодарский, но растёт он в СОЧИ- СОЧИ- ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ КАВКАЗА!!!
avatar

ANUNAK

  • 12 июля 2018, 05:23
+
+2
Адлер не город
А у меня в паспорте стоит — место рождения — город Адлер)) было такое время…
avatar

so3537

  • 12 июля 2018, 07:09


+
+1
Хоста тоже была городом когда-то ) Раньше Сочи, кстати
avatar

RebelNeo

  • 12 июля 2018, 09:17
+
У нас Сочи, как Лос-Анджелес — из нескольких городов состоит:) ну, почти..))
avatar

11A11

  • 12 июля 2018, 17:52
+
как Лос-Анджелес
Слышал, что Сочи по территории занимает 2-е место в мире среди всех городов, 1-е — Лос-Анжелес. Брешут, небось)) как обычно на Кавказе — «кран открываешь, вода течет, 2-е место в мире занимает...»
avatar

so3537

  • 12 июля 2018, 18:01
+
Что-то я логику у автора статьи не прослеживаю… С Зихией как бы понятно, была такая страна в СЗ части Северного Кавказа. Zihia — это латинская транскрипция местного Дзыхэ, где дзы — вода, хэ — люди. Но после того как черноморское побережье попало под османское влияние (примерно 15 век), латинское Зихия было вытеснено более привычным для турецкого уха Черкессия. И Черкессия занимала всю южную часть современного КК, от Тамани до Гагр, и до русла Кубани на севере. Причем, черноморское побережье, племена черкесов и абазин на нем проживавших турки называли общим этнонимом Абаза.
avatar

Umnik

  • 13 июля 2018, 16:13
+
У турок нет ни одной карты, что бы там была именно Черкессия. Страбон — не латинянин, так к чему латынь? Эвлия Челеби в 17 веке строго отделял черкесов от абазы. Интериано не был в регионе от Новороссийска до Гагр, он был в районе Тамани-Крыма. Джигеты и Джигетия существовали до 19 века. Джигети — страна Зихия по-грузински )))
avatar

RebelNeo

  • 13 июля 2018, 18:08
+

Э. Ихсаноглу «История Османского государства, общества и цивилизации», т.1, издат.«Восточная литература» РАН, Москва, 2006 г.
avatar

Umnik

  • 16 июля 2018, 11:02
+
Вы приводите карту какого времени? )) Возьмите карту Пири Рейса, возьмите совсем позднюю карту 19 века трофейную с турецкого парохода, возьмите карты, которые европейцы делали с турецких и с уже европеизированными названиями но турецкими топонимами для нашего региона и покажите мне Черкессию — её нет и не увидите. Также у Эвлия Челеби в 17 веке для наших мест вы не прочтёте обозначение черкессии, т.к. Челеби отличал абазу от Ольгинки до Гагр от черкесов-адыгов.
avatar

RebelNeo

  • 16 июля 2018, 20:58
+

Фрагмент карты из «Атласа Рауфа». Я не владею стротурецким, но говорят, что в центре желтого региона написано Черкестан, а вдоль побережья Абаза.
avatar

Umnik

  • 17 июля 2018, 08:42
+
Я думаю нет смысла приводить десятки европейских карт 15-18 веков с топонимом Черкессия в регионе.
avatar

Umnik

  • 17 июля 2018, 09:08
+
_Lisle,_Guillaume_de._2._pte._Crimee,_Mer_Noire._1742_(A)



A.F._Gotze_and_Land_Industrie_Comptoirs._Charte_des_Schwarzen-Meeres_Nach_Murdochischer_Projection.1800



Carte de Tartarie_1706



Cary,_John,_ca._Turkey_in_Asia._1801_(B).



Cornelis_De_Jode._Primae_Partis_Asiae_accurata_delineatio._(Unrecorded_Variant,_1578)



Daniel_Lizars._Turkey_in_Asia._1831_(E)



FER,_Nicolas_de,_La_Mer_Noire,_ca._1705



Giovanni_Antonio_Rizzi_Zannoni._Carte_de_la_partie_septentrionale_de_l'empire_otoman._1774



Neue_carte_des_Caucasus._XVIII



Nicolaas_Witsen._Pontus_Euxinus_of_niewe_en_naaukeurige_paskaart_van_de_zwarte_zee_uyt_verscheydene_stucken_van_die_gewelten_toegesonden,_ontworpen_door_(18th_century)



Nieuwe_accurate_en_naauwkeurige_kaart_van_de_Pontus_Euxinus._1702



William_Faden._European_Dominions_of_the_Ottomans_or_Turkey_in_Europe._1795



Трофейная карта с турецкого парохода Перваз-Бахри 1853 г



Надеюсь, понятно из представленных карт, что на побережье Черкессию никто не отмечал, а отмечали её, в основном, за перевалом. Ну и ближе к Крыму. Т.е. земли абаза по Челеби ))) Не пишите, про якобы десятки европейских карт с топонимом Черкессия — на побережье её нет и не было — за перевалом
avatar

RebelNeo

  • 17 июля 2018, 21:52
+

Есть же…
avatar

Umnik

  • 18 июля 2018, 09:11
+
Вы же сами видите во-первых мауро зихию на этой карте, как и дикта абказ — всё это на этой карте — черкессия северее. Черкессия Зихию не замещала.
avatar

RebelNeo

  • 18 июля 2018, 09:58
+
Черкессия на карте как на южном так и на северном склоне Кавк. хребта… А Зихии в 17 веке уже не существовало, в этом автор карты лишь отдал дань некой традиции изобразив её.
avatar

Umnik

  • 18 июля 2018, 12:01
+
avatar

Umnik

  • 18 июля 2018, 09:27
+
Кстати, на этой карте достаточна искажена география, но Зихия также отделена от Черкессии
avatar

RebelNeo

  • 18 июля 2018, 11:48
+
Практически на всех средневековых картах искажена география, аэрофотосъемку еще не придумали… Вот тут как раз Зихия ближе всего к Джикетии географически.
avatar

Umnik

  • 18 июля 2018, 12:05
+
Дело в том, что некоторые картографы использовали сборную солянку сведений, о традициях каких-либо не идёт речь. Точность была более-менее у того, кто подобные карты сам делал и использовал в морской навигации — это им это было надо. А когда из компасных и иных карт составитель, а не картограф собирали в кучу всё — могло выдти что угодно. Повторюсь, для 17 века вполне приемлемы сведения Челеби и они легко привязываются к картографии. Ни хамышевцы, которые и Багрянородного есть, ни садзы, ни ашагылы — аше, ни кутаси — кодош места особо не меняли
avatar

RebelNeo

  • 18 июля 2018, 12:49
+
Опа! А ведь не я первый предложил перекинуться в картишки. Но, раз вы пишите, что многим картам нельзя верить, то кто будет отбирать точные тру карты? Наверное вы? И собственно, о чем спор? Вы мне пытаетесь доказать, что юго-восточней Анапы (по побережью) нет и не было адыгского элемента?
avatar

Umnik

  • 18 июля 2018, 13:03
+
Зачем карты кому-то отбирать? Можно нужно анализировать все дошедшие до нас. Спорить об адыгском элементе от Ольгинки до Гагр во время Челеби? Смысл? Челеби этот народ адыгами не называет, черкесами тоже. Если брать археологию с 5 по 15 век для этой терриьории, то она тоже вполне одинакова, но ей нет параллелей особых в Черкессии по ту сторону перевала. Керамику на той стороне, такую как здесь не делали. Мнталлургических печей здесь тоже масса. Местное население железа не покупали — сами производили из местной руды. А Пейсонель пишет о закупках железа в Черкессию. Какте-то неувязочки.
avatar

RebelNeo

  • 18 июля 2018, 16:22
+
«Если брать археологию с 5 по 15 век для этой терриьории,… ей нет параллелей особых в Черкессии по ту сторону перевала» Тешев М.К. Адыгские погребальные сооружения в развитом и позднем средневековье в Туапсинском районе на Черноморском побережье Кавказа. Майкоп, 1985; Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар, 1979. Также, Е. Алексеева много статей написала о средневековых черкесских могильниках в долине Мзымты…
avatar

Umnik

  • 18 июля 2018, 16:48
+
Мадин Камболетович родом с Б.Псеушхо. Знал его лично. Каким макаром ему называть погребальные памятники? Убыхскими или абазинскими? Ни то и не другое не покатило бы. Потом, позднее средневековье — тем больше адыгского здесь. У Ю.Воронова как раз все больше параллелится с Абхазией, кроме позднесредневекового периода.
avatar

RebelNeo

  • 18 июля 2018, 18:17
+
Если почитать таких знатоков холодного оружия как Э. Г. Аствацатурян и К. Ривкин, то Черкессия была основным поставщиком холодного оружия и доспехов для ордынцев. Это я к тому, что до определенного периода, примерно 15-16 века, металлургия на Кавказе была довольно развита (причем у всех), но потом постепенно угасла. Видимо, местное производимое железо было ниже качеством и технологически отставали.
avatar

Umnik

  • 18 июля 2018, 17:07
+
Ключевое слово «причем у всех». Вы много знаете найденных металлургических печей на северной стороне перевала? Я говорю о территории нынешней Адыгеи и метталургии железа. Что в Абхазии, что у нас железо производилось массово — чуть ли не на каждом ручейке были печи на железо. Даже есть ритуальные захоронения криц в расколотых камнях — как сакральное рождение Сосруко. Эти печи известны ещё более 100 лет назад и толком не изучались. И я писал статью на эту тему «Древности Кубани», вып. №7, Краснодар 1998 год Памятники железоделательного производства на территории Лазаревского района г. Сочи terra-xx.narod.ru/pb3.htm. Железо по качеству не уступало ))) Скорее — наоборот. В Адыгее с приходом абадзехов с побережья в районе Новосвободной начинают этим заниматься. Но опять же это толком не изучается никем. А надо бы. Мы тут и слитки на экспорт римского стандарта находили и т.д. и т.п. Короче, всё интересно. Изучать надо.
П.С. Азамат, Почему трудно принимать абхазо-осетино-адыгскую общность? Или хотя бы абхазо-адыгскую? Почему болезненно воспринимается не тот момент, что братья по крови ушли отсюда в Турцию, а тот, что здесь обязательно были адыги? Почему Черкессия стало в фаворе, тогда как была и Зихия и Черкессия и Абазгия (Абхазия) в одно время и рядышком с взаимопроникновениями?! Почему трудно понимается ныне, что нартский эпос — он един и у абхазов и у абазы и у адыгов и у осетин? Почему трудно воспринимается упоминания 18 века, что у кабардинцев принято брать невест у дигорцев, а дигорцы также берут невест у кабардинцев. Дигорцы — осетины, кабардинцы — адыги. Но в результате браков и потомков кто в результате? ))) Почему у осетин республика Осетия-Алания? Когда Алания ушла с карт? Почему Зихия не нравится, если джихи и джигеты оставались до последнего? Хотите, чтобы как на карте 1883 было (европейской) — не Черкессии и не Зихии, одна Кубань и Абхазия?



avatar

RebelNeo

  • 18 июля 2018, 18:40
+




Адыги? Нет ) Это я о джигетах.
avatar

RebelNeo

  • 18 июля 2018, 18:42
+
«Вы много знаете найденных металлургических печей на северной стороне перевала? Я говорю о территории нынешней Адыгеи и метталургии железа.» Уважаемый, ну нельзя быть таким однобоко развитым… ))) Трудно изучить матчасть перед тем как писать? Иессен А. А. Прикубанский очаг металлургии и металлообработки в конце медно-бронзового века. Иессен А.А. Из истории древней металлургии Кавказа. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. Анфимов H.B. Археологические разведки по Среднему Прикубанью. Барцева Т.Б. Цветная металлообработка на Северном Кавказе в раннем железном веке.
avatar

Umnik

  • 19 июля 2018, 09:01
+
Цветная металлургия и металлургия бронзы? ) Я вам про печи на черный металл говорю. Просто скажите где были найдены сыродутные печи на железо. Район, аул, датировка
avatar

RebelNeo

  • 19 июля 2018, 09:12
+
В укзанной статье о плавильных печах шапсугов и абадзехов говорится. terra-xx.narod.ru/pb3.htm Или шапсуги с абадзехами это не черкесы? И кто такой Азамат?
avatar

Umnik

  • 19 июля 2018, 10:21
+
Так это моя статья. Но старая. Сейчас мне больше кажется логичным мнение Лаврова, согласно которому абадзехи и причерноморские шапсуги имеют больше корней абазы. Ну с Азаматом с моих диалогов Вконтакте видимо я вас с ассоциировал. Просто похожие доводы и расклад. Вы же недавно на Привете зарегались, 13 ))
avatar

RebelNeo

  • 19 июля 2018, 10:28
+
Да, я слышал версии об абазинском происхождении абадзехов и шапсугов, а также об абхазском происхождении бжедугов. Но. нет ни одной серьезной научной работы на эту тему. Ну, и генетически, и лингвистически не стыкуются эти версии. К примеру, шапсугский и бжедугский диалекты, фонетически, самые архаичные среди адыгских диалектов.
avatar

Umnik

  • 19 июля 2018, 10:47
+
«проблема заключается в том, что абазины долгое время ассимилировались. В прежние столетия они испытывали прямое, непосредственное воздействие адыгского языка, то есть черкесо-кабардинского языка. И многие абазины владели этим языком, забывая свой родной язык. Это можно показать на примере первых десятилетий XX века. Например, в нынешней Кабардино-Балкарской республике еще в тридцатых годах XX века, то есть лет 70-80 тому назад, было целых 14 абазинских аулов. Сегодня ни в одном из этих аулов на абазинском языке не говорят. Жители этих абазинских аулов сегодня осознают себя адыгами, кабардинцами. „
avatar

RebelNeo

  • 19 июля 2018, 20:38
+
Они осознают себя кабардинцами абазинского происхождения. Т.е. помнят свои корни. Также как и абазины и кабардинцы переселившиеся в Закубанье в середине 19 века помнят о своем происхождении, хотя сейчас они все «адыгейцы».
avatar

Umnik

  • 20 июля 2018, 07:49
+
«Историческая древняя родина абазин — территория современной Абхазии и древней Черкесии.» Согласен.
avatar

Umnik

  • 20 июля 2018, 07:40
+
Вот Майкопцы открыли топик vk.com/wall-148607192_27889
avatar

RebelNeo

  • 19 июля 2018, 10:30
+
Вы о какой карте Пири Рейса пишите? На той, что я видел было подробно прорисовано атлантическое побережье Южной Америки))
avatar

Umnik

  • 17 июля 2018, 09:40
+
Piri_Reis._Map_of_the_Black_Sea_1525_

avatar

RebelNeo

  • 17 июля 2018, 21:56
+
"… покажите мне Черкессию — её нет и не увидите." Странно, на карте кроме названий населенных пунктов на побережье, я увидел народ Черкесы)). Да, и Кодес — священной место у черкесов…
avatar

Umnik

  • 18 июля 2018, 09:40
+
Сколько вы Кодошей знаете на той стороне перевала? )) Да, священные. И Гагра когда-то называлась Кодош. Гагра имеет отношение к адыгам-черкесам? ))) Гагра — территория джигетов-садзов уж точно. Вообще, Кодош, хоть на иврите, хоть в Ассирии, хоть на землях плодородного полумесяца, хоть в Египте. Kdsh — кадош-кадешим — святая святых, богиня Кадош, жрецы — кдеша, битва при Кадеше ))).
avatar

RebelNeo

  • 18 июля 2018, 11:18
+
Латынь к тому, что греческая транскрипция Зиги уже давно не использовалась. Насколько я слышал, по картвельски не Джигети, а Джикети. И ещё, грузины всех западных черкесов и абазин называют джики, а восточных (кабардинцев) — черкези.
avatar

Umnik

  • 16 июля 2018, 12:55
+
Я писал о том, когда начали это название упоминать. Зигии Страбона и более поздние зихи… Х в Г очень легко переходит. Один звук глухой, другой звонкий. Джикиети — грузинское, Джигетия — уже русское. Джыхы — убыхи называли абадзехов, вернее тахэ называли абдзах ))) Я самоназвания привел.
avatar

RebelNeo

  • 16 июля 2018, 20:51
+
Ещё статья по этнониму (этнониму ли?) «черкес» — www.adygi.ru/index.php?newsid=4438
avatar

RebelNeo

  • 18 июля 2018, 05:57
+
КРоме того, абхазы называют убыхов и джихов — садзами (садзуа). А сами убыхи называли джихами — абадзехов)) (См. Словарь убыхского языка Фогта)
avatar

Umnik

  • 16 июля 2018, 13:13
+
Откуда вы знаете где побывал Интериано? Генуэзские колонии ведь были от Анапы (Мапа) до Себастополиса.
avatar

Umnik

  • 16 июля 2018, 14:12
+
Интериано разве упоминает хоть одно географическое название нашего региона известные на многочисленных компасных картах от начала 14 века до конца 15?! Ни одного. Хотя было бы важно т.к. Сочи на всех этих картах был назван портом, порт само-собой уже представляет инфраструктуру и т.п. Также ни Альба Зихию ни Мауро Зихию Интериано не знает, хотя опять же они есть на картах.
avatar

RebelNeo

  • 16 июля 2018, 20:46
+
Католический миссионер Юлиан, побывавший на Кавказе незадолго до вторжения хана Батыя (XIII в.), писал о зихском правителе Матрики: «…отплыв из Константинополя по морю, через тридцать три дня прибыли они в страну, которая именуется Сихия, в город Матрика, где князь и народ называют себя христианами, имеющими книги и священников греческого исповедания. Говорят, их князь имеет сто жён. Все мужчины бреют голову совсем, а бороды отращивают с некоторым щегольством, исключая знатных, которые в знак благородства оставляют немного волос над левым ухом, обрив всю голову» [АБК…, 1974, с. 31, 32; ЕД…, 2010, с. 5]. Мисиионер Юлиан в 13 веке, а затем Интериано в 15 веке, совершенно четко определили западную границу Зихии — это Таманский полуостров и азовское побережье.
avatar

Umnik

  • 20 июля 2018, 10:04
+
avatar

RebelNeo

  • 20 июля 2018, 14:05
+
Из описания темиргоевского князя Джамбулата Болотокова составленного генералом Г.В. Новицким: «Беседа фельдмаршала с Джамбулетом продолжалось более получаса. Этот дикий горец, небольшого роста, широкогрудый, с оселедцем за ухом (отличительный признак почетнейших гостей адиге)...» По сути традиционная мужская прическа скифов, которую позже носили практически все кочевники великой степи. У адыгов — признак княжеского рода.
avatar

Umnik

  • 20 июля 2018, 16:12
+
Но в русской исторической литературе термин Зихия не встречается. Для русских этот регион до 11-12 веков назывался Касогия, а далее до 17-18 веков -Черкассия. И в самом конце на татарский манер ЧеркЕссия.
avatar

Umnik

  • 13 июля 2018, 16:19
+
А причём тут историография Руси? Была Тьмутаракань на Тамани и не дальше. Касогов знали исходя из именно того района. Знали и район другой стороны перевала до Кабарды — в 16 Горозный и Марию Темрюковну в жены взял. Наш регион они просто не знали. Во время Петра первого голландцы по заказу для Петра сделали карту нашего побережья — там почти нет пунктов и регион не назван никак.
avatar

RebelNeo

  • 16 июля 2018, 21:04
+
Зихи — называемые так на языках: простонародном (Volgare — т. е. итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — «адига». Они живут [на пространстве] от реки Таны до Азии по всему тому морскому побережью, которое лежит по направлению к Босфору Киммерийскому, ныне называемому Восперо, проливом Святого Иоанна и проливом Забакского моря, иначе — моря Таны, в древности [называвшегося] Меотийским болотом, и далее за проливом по [47] берегу моря вплоть до мыса Бусси и реки Фазиса и здесь граничит с Абхазией, то есть частью Колхиды. Джорджио Интериано (1502 г.)
avatar

Umnik

  • 13 июля 2018, 16:33
+
Разоблачаем брехню по частям. Гидроним Кубань фигурирует раньше 18 века во многих письменных источниках. Термин Закубанье обозначает территорию за рекой Кубань со стороны употребляющего, что и вошло в речь, но ни как не обозначает топоним Кубань.
avatar

avStar

  • 14 июля 2018, 11:09
+
Именно «Кубань»? Раньше 18 века? Многих источников не надо, приведите хотя бы один. Термин «Закубанье» в середине 19 века являлся административным для левобережья Кубани и никак иначе)))
avatar

RebelNeo

  • 14 июля 2018, 15:25
+
Не малая часть запорожских казаков, а большая часть.
avatar

avStar

  • 14 июля 2018, 11:15


+
Какая большая? Большая из-за разгрома Сечи свалила в Турцию и возвращаться не стала.
avatar

RebelNeo

  • 14 июля 2018, 15:26
+
Нельзя черноморское побережье Краснодарского края относить к Кубани как историческо-территориальной области. Также нельзя записывать все побережье к Зихии. Историки до сих пор не могут чётко определить границы где она находилась. Во первых это только часть побережья, наряду с другими обозначениями как Гениохия или Ахая. Во вторых, разные источники определяют разное нахождение на карте. От Новороссийска до Головинки с радиусом в около 100 км.
avatar

avStar

  • 14 июля 2018, 11:44
+
Нет понятия «исторически-территориальная», есть понятие «историко-географический». У Константина Багрянородного границы Зихии определены достаточно четко по протяженности — 300 миль. П Территории гениохов (страна гениохов) или территория ахейцев были известны лишь античным авторам и позже 5 века нашей эры (Псевдо-Арриан) в ходу не были, разве что у переписчиков. Связь с Зихией не уместна по времени.
avatar

RebelNeo

  • 14 июля 2018, 15:32
+
Джикетия, термин пришёл от грузинских летописцев, обозначавших территорию от Бзыби до плавающей границы от Мамайки до Туапсе в разное время. Территорию населяемой не адыгами, а абазой. Близкородственному народу абхазам и предкам современных абазин.
avatar

avStar

  • 14 июля 2018, 11:54
+
А причём тут адыги вообще? Если Интериано писал о зихах-черкесах, то он писал исходя из соображений окрестностей Тамани-Крыма, в наши места он не совался. Челеби территорию абазы также прекрасно показывает, которая практически граничила с черкесам-жане. Где жане мы прекрасно опять же знаем
avatar

RebelNeo

  • 14 июля 2018, 15:35
+
Никто и никогда не смешивал или подменял понятия Зихии на Джикетию, как территорию или населяемых их народов, кроме этого аффтора RebelNeo. Для чего он это сделал, можно только догадываться.
avatar

avStar

  • 14 июля 2018, 12:00
+
Где вы увидели подмену? «Одно из первых упоминаний о Джигетии оставил нам Вахушти Багратиони (1696–1757), до этого времени Джигетия входила в территорию Зихии» — цитата из академического сборника «Документы и материалы по истории Джигетии (1750–1868 гг.). Сборник документальных материалов / Под ред. А.А. Черкасова. — Сочи: Научный издательский дом «Исследователь», 2016». На тождество зихов-джихов указывается многими и многими авторами. Также процитирую из статьи:
«Грузины называли садзов джиками, что происходит от убыхского термина джыхи; отсюда и русское джики и Джигетия (которая называлась еще Малой Абхазией). От имени джики происходит мегрельская фамилия Джикия и грузинская Джикидзе. Сам термин джики происходит от более раннего зихи. З. В. Анчабадзе считал, что под именем зихи в раннефеодальную эпоху выступали не только адыгские (черкесские) племена, но и этническая группа, состоящая в ближайшем родстве с абхазами. Не случайно, что зихи явились одним из основных компонентов в этногенезе современных абхазов и адыгов. Примечательно, что адыги называли абхазов именем азега (что связано с зихами античных авторов).

Если в грузинских и византийских источниках этноним джики (зихи) выступает иногда как собирательное наименование адыгских, а нередко и шире – абхазо-адыгских племен, то по мере уточнения сведений об этнической ситуации в регионе (c ХVI в.) им стали обозначать только абхазскую народность садзов. Важно, что джиги называли себя садзами (асадзуа, садзуа), а также азегами, т. е. названием абхазов, встречавшимся в этнографической литературе ХIХ века.» источник gazeta-ra.info/index-1.php?ELEMENT_ID=11995
avatar

RebelNeo

  • 14 июля 2018, 15:43
+
НЕТ такого слова азега! Адыги называют абхазов АЗГЪЭ!
avatar

Umnik

  • 16 июля 2018, 13:18
+
Куда же мы денем уважаемого Люлье? aheku.net/articles/russian/istoriya-adyigov/896?_e_pi_=7%2CPAGE_ID10%2C4410921367. Кстати, абадзе-чиль тоже интересно )
avatar

RebelNeo

  • 17 июля 2018, 06:01
+
Такие уважаемые часто вносят путаницу. Абазины (Бэсхьагъ) у Люлье нызваны Басьхог))
avatar

Umnik

  • 17 июля 2018, 08:29
+
P.S. avStar, не хорошо употреблять дворовые кубанские термины «брехня» и т.п., не на базаре )))
avatar

RebelNeo

  • 14 июля 2018, 15:47

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.