Санаторий №7
Метрах в 30 от скульптуры «Мацеста» есть потаенная лестница, с некоторыми признаками показной ухоженности, которая с первого взгляда ведет в густые дебри субтропической растительности.
Если выкроить время и желание, и минут 5 пробираться узкими тропами среди лиан, то в зеленом море можно увидеть посеревшие объемы некогда славившегося на всю страну института.
Городские легенды, рождающиеся обычно в веселых компаниях, ночью и при свете фонарика, блуждающего по старым стенам, присваивают этому зданию статус психлечебницы. Очевидно, что современному сознанию очень сложно принять комнаты по 8 и 12 кв. метров за комфортабельные некогда номера, причем каждый со своим умывальником!
Серые стены, решетки нижних этажей, кусты, немного мусора — архаичное и совершенно приемлемое запустение.
Таким предстанет перед вами здание санатория №7 или Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации.
Снизу его нереально рассмотреть или заснять: разбушевавшаяся растительность не позволит. Только фотографии 50-х годов позволяют оценить первозданную красоту и изящество одного из лучших образцов архитектуры конструктивизма.
Иллюстрации из книги Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста» («Очерк архитектуры» (1950 г.)
Стоит принять приглашение заросшей лестницы и попасть в удивительный мир света.
Ряд невидимых лестниц и запущенных террас приводил ранее от Курортного проспекта к центральному зданию института, спальные корпуса которого более протяженной частью расположены вдоль речной долины, угловой же частью и более коротким отрезком выходят в сторону моря.
Иллюстрации из книги Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста» (" Очерк архитектуры" (1950 г.)
Идя предложенным мною маршрутом, вы неминуемо попадете в просторный многоярусный коридор-переход, между круглой столовой, с ее производственными помещениями и пестрящими радугой граффити стенами.
Надписи здесь создают совершенно особенный колорит, многие из них давно стали логическим продолжение брошенных стен, вдруг заживших совершенно удивительной жизнью.
Через пострадавший от серьезного пожара коридор-холл можно подняться на крышу корпуса Б.
И вот теперь, попав внутрь, оказываешься в паутине бесчинствующих прямых линий и в безграничной власти естественного освещения.
Линии, линии, полукруги, дополняющие многочисленные прямые….
Геометрическая простота, строгость, опутывающая легкость и пластичность в самых незаметных деталях, вроде скругленных углов и линий балок в коридорах. Даже сейчас здание стоит, словно укутанное коконом из парковых деревьев, лиан и бамбука.
Стреловидные кроны кипарисов были когда-то призваны подчеркивать белизну и линейность стен здания, сосны – оздоравливать воздух, облагороженная естественная лесополоса прикрывала отель-санаторий от автострады.
Иллюстрации из книги Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста» ( «Очерк архитектуры» (1950 г.)
Эстетика конструктивизма — это архитектура ради людей. Они не перегружена декоративными элементами, все, что есть в распоряжении архитектора — это линии. Простейшая геометрия.
20е годы ХХ века годы стремились перекроить мир, миропонимание, мироощущение.
Архитекторы не оставались в стороне, им предстояло развивать страну, сохраняя уже имеющееся богатейшее наследие.
Так родился стиль удивительный, моментами грубый и очаровательный своей наивностью. Стиль эпохи перемен. Строгий и гладковыбритый.
Начало эпохи железобетона, еще робкое, но громко заявившее о себе.
Иногда называемое критиками бессодержательным, это странное, присущее Советской России направление, так и не сумевшее подчинить мир своей обезличенной цели, но оставившее след даже в незабвенном творении Эйфеля.
Живое и совершенно нетленное.
Это не сталинский ампир с его дворцами для народа и полногрудыми нимфами, анфиладами, колоннами и портиками. Триумф рабочего класса воплотится как идея позднее лишь на десятилетие.
Конструктивизм Щусева, гениальнейшего архитектора, чья рука разрабатывала в те же годы план перестройки Москвы, планы развития Сочи и многих других городов, не глух, безэмоциоционален, нет…
Он играет светотенью, деревянными решетками, разрушая, дробя глубокими переходами из балконов и созданных ими теней, однообразную поверхность стен.
Он глубоко продуман и связан с рельефом, не ломая, наоборот — используя все дарованные преимущества.
В те времена не завоевывали пространство — его мудро и грамотно преобразовывали.
Чарующие видовые характеристики места заставили с особым тщанием продумывать устройство балконов – сейчас убедиться в этом можно лишь с западной стороны, настолько овладел зданием заброшенный парк.
Балконы и окна, окна, окна…. Здесь нет и чрезмерного остекления, которое придало бы визуального холода курортного комплексу.
В здании по сей день царит тонкое ощущение дачного уюта и тепла.
Длинные коридоры не душат, по ним так хочется пройти легким прогулочным шагом. По паркету, что за много лет сырости даже не подумал вздуться и лежит, как и в самые первые недели после укладки.
Уже позднее, вдоволь налюбовавшись остатками былого величия и начитавшись современных рукописей на стенах, сидя на теплой, взъерошившейся листовым железом, крыше, покоряющей панорамой моря и олимпийских стадионов, пытаешься отогнать странное чувство: понимание, что пережившее страшную войну здание, не смогло выжить в наше вполне себе мирное время лишь потому, что его собственники заигрались в войны бюрократические.
На данный момент комплекс с прилегающей территорией площадью 12,5 га находится в аренде сроком на 49 лет у некого ООО «Империал», г.Москва. Формальный собственник здания — Российская Федерация в лице Росимущества.
Война за прошлое продолжается.
Иллюстрации из книги Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста» (" Очерк архитектуры" (1950 г.)
">
Если выкроить время и желание, и минут 5 пробираться узкими тропами среди лиан, то в зеленом море можно увидеть посеревшие объемы некогда славившегося на всю страну института.
Городские легенды, рождающиеся обычно в веселых компаниях, ночью и при свете фонарика, блуждающего по старым стенам, присваивают этому зданию статус психлечебницы. Очевидно, что современному сознанию очень сложно принять комнаты по 8 и 12 кв. метров за комфортабельные некогда номера, причем каждый со своим умывальником!
Серые стены, решетки нижних этажей, кусты, немного мусора — архаичное и совершенно приемлемое запустение.
Таким предстанет перед вами здание санатория №7 или Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации.
Снизу его нереально рассмотреть или заснять: разбушевавшаяся растительность не позволит. Только фотографии 50-х годов позволяют оценить первозданную красоту и изящество одного из лучших образцов архитектуры конструктивизма.
Иллюстрации из книги Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста» («Очерк архитектуры» (1950 г.)
Стоит принять приглашение заросшей лестницы и попасть в удивительный мир света.
Ряд невидимых лестниц и запущенных террас приводил ранее от Курортного проспекта к центральному зданию института, спальные корпуса которого более протяженной частью расположены вдоль речной долины, угловой же частью и более коротким отрезком выходят в сторону моря.
Иллюстрации из книги Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста» (" Очерк архитектуры" (1950 г.)
Идя предложенным мною маршрутом, вы неминуемо попадете в просторный многоярусный коридор-переход, между круглой столовой, с ее производственными помещениями и пестрящими радугой граффити стенами.
Надписи здесь создают совершенно особенный колорит, многие из них давно стали логическим продолжение брошенных стен, вдруг заживших совершенно удивительной жизнью.
Через пострадавший от серьезного пожара коридор-холл можно подняться на крышу корпуса Б.
И вот теперь, попав внутрь, оказываешься в паутине бесчинствующих прямых линий и в безграничной власти естественного освещения.
Линии, линии, полукруги, дополняющие многочисленные прямые….
Геометрическая простота, строгость, опутывающая легкость и пластичность в самых незаметных деталях, вроде скругленных углов и линий балок в коридорах. Даже сейчас здание стоит, словно укутанное коконом из парковых деревьев, лиан и бамбука.
Стреловидные кроны кипарисов были когда-то призваны подчеркивать белизну и линейность стен здания, сосны – оздоравливать воздух, облагороженная естественная лесополоса прикрывала отель-санаторий от автострады.
Иллюстрации из книги Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста» ( «Очерк архитектуры» (1950 г.)
Эстетика конструктивизма — это архитектура ради людей. Они не перегружена декоративными элементами, все, что есть в распоряжении архитектора — это линии. Простейшая геометрия.
20е годы ХХ века годы стремились перекроить мир, миропонимание, мироощущение.
Архитекторы не оставались в стороне, им предстояло развивать страну, сохраняя уже имеющееся богатейшее наследие.
Так родился стиль удивительный, моментами грубый и очаровательный своей наивностью. Стиль эпохи перемен. Строгий и гладковыбритый.
Начало эпохи железобетона, еще робкое, но громко заявившее о себе.
Иногда называемое критиками бессодержательным, это странное, присущее Советской России направление, так и не сумевшее подчинить мир своей обезличенной цели, но оставившее след даже в незабвенном творении Эйфеля.
Живое и совершенно нетленное.
Это не сталинский ампир с его дворцами для народа и полногрудыми нимфами, анфиладами, колоннами и портиками. Триумф рабочего класса воплотится как идея позднее лишь на десятилетие.
Конструктивизм Щусева, гениальнейшего архитектора, чья рука разрабатывала в те же годы план перестройки Москвы, планы развития Сочи и многих других городов, не глух, безэмоциоционален, нет…
Он играет светотенью, деревянными решетками, разрушая, дробя глубокими переходами из балконов и созданных ими теней, однообразную поверхность стен.
Он глубоко продуман и связан с рельефом, не ломая, наоборот — используя все дарованные преимущества.
В те времена не завоевывали пространство — его мудро и грамотно преобразовывали.
Чарующие видовые характеристики места заставили с особым тщанием продумывать устройство балконов – сейчас убедиться в этом можно лишь с западной стороны, настолько овладел зданием заброшенный парк.
Балконы и окна, окна, окна…. Здесь нет и чрезмерного остекления, которое придало бы визуального холода курортного комплексу.
В здании по сей день царит тонкое ощущение дачного уюта и тепла.
Длинные коридоры не душат, по ним так хочется пройти легким прогулочным шагом. По паркету, что за много лет сырости даже не подумал вздуться и лежит, как и в самые первые недели после укладки.
Уже позднее, вдоволь налюбовавшись остатками былого величия и начитавшись современных рукописей на стенах, сидя на теплой, взъерошившейся листовым железом, крыше, покоряющей панорамой моря и олимпийских стадионов, пытаешься отогнать странное чувство: понимание, что пережившее страшную войну здание, не смогло выжить в наше вполне себе мирное время лишь потому, что его собственники заигрались в войны бюрократические.
На данный момент комплекс с прилегающей территорией площадью 12,5 га находится в аренде сроком на 49 лет у некого ООО «Империал», г.Москва. Формальный собственник здания — Российская Федерация в лице Росимущества.
Война за прошлое продолжается.
Иллюстрации из книги Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста» (" Очерк архитектуры" (1950 г.)
">
Комментарии (99)
RSS свернуть / развернутьvinc
moriarti13
Secretweapon
D-huan
moriarti13
Secretweapon
moriarti13
_Alex_
FanatOf80s
fire-fly
Автору спасибо за содержательный рассказ.
so3537
ivanoff
moriarti13
ivanoff
moriarti13
про Ахун…
этот?
REVOLVER-Mark-III
moriarti13
DenisIrskiy
moriarti13
DenisIrskiy
Dimokkk
moriarti13
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
Аминь
ShuriK
juri
DenisIrskiy
DenisIrskiy
lyuda
DenisIrskiy
moriarti13
DenisIrskiy
moriarti13
DenisIrskiy
moriarti13
Tarlich
автора угадал по стилю,
в процессе прочтения и просмотра.
)))
zhdann
moriarti13
:D
zhdann
moriarti13
Удивительно с какой, возможно кажущейся, легкостью городские власти расстаются с историей города…
svs-sochi
DenisIrskiy
Всё специально приводится в запустение, чтобы потом отписать "… в связи с утратой памятника, подлежащего охране..." и выдать земли очередным кондомам в аренду на 49 лет.
reticon
moriarti13
svs-sochi
moriarti13
platinum8764
moriarti13
vadimbar
moriarti13
:)
Спасибо и плюсадин.
southcap
moriarti13
DenisIrskiy
moriarti13
DenisIrskiy
moriarti13
DenisIrskiy
mih62
moriarti13
romansky
Замечается схожая с батуринским наследием тенденция забывать про имущество, но тем не менее держать его при себе.
moriarti13
romansky
moriarti13
romansky
ugadai
Двоякое чувство, с одной стороны восхищение увиденным и прочитанным, с другой горькое сожаление по чему то ушедшему, тому, что уже никогда (!) не вернешь…
D-huan
Прошлое уходит и в какой-то мере уходит часть нас.
moriarti13
D-huan
moriarti13
D-huan
moriarti13
FanatOf80s
moriarti13
listcom
moriarti13
Babinich
moriarti13
сначала не застраивали потому что денег не хватало, почему сейчас не строят хз…
romansky
moriarti13
romansky
moriarti13
я не участвую в официальных презентациях))
romansky
FanatOf80s
romansky
FanatOf80s
rem-sochi
Alex_Adler
moriarti13
Lesnik
Извините, если развею сложившееся романтичное впечатление у читающих. Но у этого здания есть и обратная сторона… не столь приятная, светлая и совсем не веселая…
Пару лет назад там погиб парень. На территории здания бывшего некогда НИИ Курортологии проводили что-то типа учений, в процессе которых один из омоновцев оступился, упал в лестничный проем и разбился насмерть. Была там спустя несколько дней после происшествия… зрелище не из приятных.
Поэтому, хочу предостеречь о том, что место не безопасно для прогулок. Лестницы не оснащены перилами, повсюду валяются стекла, на которых можно поскользнуться, есть вероятность наступить на гвозди, в полу встречаются дыры, деревянные части здания прогнили, жестянка на крыше проржавела и потеряла прочность… я уж не говорю про присутствие бомжей, валяющиеся шприцы и т.д.
AnnAcorn
А где у этого здания несущие деревянные части, представляющие опасность и тем более прогнившие?
Жестянка на крыше, если не увлекаться, между несущими досками выдерживает вес двух человек.
Бомжей там нет, шприцов минимум по сравнению со всеми остальными подобными заброшками города.
Я провела там крайне много времени, на протяжении полугода каждую неделю приезжая в разное время суток, в том числе и ночью.
Молодежь там гуляет и днем и ночью, как не предостерегай. Причем и по местам гораздо опасней этого, вроде дачи Квитко.
moriarti13
DenisIrskiy
moriarti13
Я скажу так, что в этом здании проводила ни один год, поскольку тоже очень нравилось это место, как отличная локация для разных фото-съемок. И сталкивалась с бомжами неоднократно. Один из них даже обустроил себе там комнату, соорудив имитацию кровати с подушкой и одеялом- все, как положено)) А заметив нас, стал орать и прогонять палкой) На самом деле это было смешно и жутко одновременно, ведь никогда не знаешь, что может прийти в голову такому человеку. Так что, возможно, Вам просто повезло, что не случилось подобных встреч.
Не поймите меня не правильно, я нисколько не осуждаю написанное Вами, напротив- все грамотно и интересно описали. Лишь хотела предостеречь тех, кто быть может захочет посетить это место после такого красочного рассказа.
И, кстати, вам охранник не встречался? Раньше он там частенько караулил.
AnnAcorn
Я человек совершенно не шумный, поэтому даже если сторож там и ест, то вряд ли он бы меня услышал.
moriarti13
bmike
moriarti13
alalala
moriarti13
Эта работа заслуживает внимания.
alalala
moriarti13
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.