О свободном доступе к водным объектам и береговой полосе
Мы так погрузились в обсуждение заборов, перегораживающих береговую полосу, что не заметили произошедшей в законодательстве РФ революции…
А между тем со 2 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основной там является тема создания насыпных территорий.
Но есть и много других интересных норм.
В том числе направленных на превращение береговой полосы в территорию общего пользования.
Ведь как жили сих пор?
Частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров (с рядом особенностей).
Однако это — всего лишь общее правило. Из которого, естественно, есть исключения.
В частности, в Водном кодексе РФ есть Глава 3, определяющая порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Те, кто городит заборы, делают это как раз на основании таких договоров или решений о предоставлении им водного объекта в пользование.
Конечно, в законодательстве РФ были нормы, обязывающие таких пользователей обеспечить всем желающим свободный доступ к водному объекту. Да только были они весьма невнятными.
И что самое главное, за ограничение доступа не было предусмотрено никаких реальных санкций.
Вот и появлялось на берегу всё больше арендаторов. Ведь какой соблазн для органа власти передать кусочек береговой полосы кому-то в аренду.
Не надо убирать эту часть береговой полосы, следить там за порядком. Ещё и арендную плату собирать можно. Красота. А для граждан можно сохранить парочку муниципальных пляжей, чтобы лишний раз на огороженную и охраняемую территорию не лезли…
Теперь всё иначе.
Например, статья 22 Земельного кодекса РФ дополнена пунктом 3.2 следующего содержания:
«3.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.»
То есть теперь, заключая договор аренды водного объекта, арендатор должен подписаться под обязательством обеспечить свободный доступ всех желающих к этому водному объекту и его береговой полосе.
Нарушение арендатором этого договорного обязательства приведет к тому, что договор аренды будет с ним просто расторгнут.
Внесли изменения и в Градостроительный кодекс РФ.
Пункт 12 статьи 1 ГрК РФ, в котором дается определение понятия «территории общего пользования» изложили в следующей редакции: «Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);»
Казалось бы, всего несколько слов про береговые полосы добавили. На самом деле — ясность внесли. Теперь, наконец, прекратятся дискуссии на тему о том, являются ли береговые полосы водных объектов общего пользования территорией общего пользования. Всё, однозначно являются. И спорить больше не о чем.
Часть 11 статьи 35 ГрК РФ дополнили словами «береговыми полосами водных объектов общего пользования», что упростит их включение в состав зон рекреационного назначения, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
И ещё одно существенное изменение внесли в ГрК РФ, дополнив требования к документации по планировке территории.
В частности, теперь основная часть проекта планировки территории должна включать в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых, помимо традиционных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, должны быть отражены проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Понятно, что нарисовать в ДПТ удобный проход для всех желающих через арендованный тобой участок к водному объекту и его береговой полосе это половина дела.
Но надо ведь ещё обеспечить его реальное существование на местности.
Этим будут теперь заниматься органы местного самоуправления — их с этой целью обременили дополнительными обязанностями в целях обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам. В Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесли изменения, в результате которых в обязанности органов местного самоуправления теперь входит:
— создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 15 части 1 статьи 14);
— установление правил использования водных объектов общего пользования, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 28 части 1 статьи 15);
— информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 36 части 1 статьи 16).
Главное теперь, чтобы администрация Сочи за обеспечением свободного доступа граждан к морю и береговой полосе следила надлежащим образом :).
Ну и нам не забывать, что береговая полоса — территория общего пользования, открытая для свободного доступа.
А между тем со 2 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основной там является тема создания насыпных территорий.
Но есть и много других интересных норм.
В том числе направленных на превращение береговой полосы в территорию общего пользования.
Ведь как жили сих пор?
Частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров (с рядом особенностей).
Однако это — всего лишь общее правило. Из которого, естественно, есть исключения.
В частности, в Водном кодексе РФ есть Глава 3, определяющая порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Те, кто городит заборы, делают это как раз на основании таких договоров или решений о предоставлении им водного объекта в пользование.
Конечно, в законодательстве РФ были нормы, обязывающие таких пользователей обеспечить всем желающим свободный доступ к водному объекту. Да только были они весьма невнятными.
И что самое главное, за ограничение доступа не было предусмотрено никаких реальных санкций.
Вот и появлялось на берегу всё больше арендаторов. Ведь какой соблазн для органа власти передать кусочек береговой полосы кому-то в аренду.
Не надо убирать эту часть береговой полосы, следить там за порядком. Ещё и арендную плату собирать можно. Красота. А для граждан можно сохранить парочку муниципальных пляжей, чтобы лишний раз на огороженную и охраняемую территорию не лезли…
Теперь всё иначе.
Например, статья 22 Земельного кодекса РФ дополнена пунктом 3.2 следующего содержания:
«3.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.»
То есть теперь, заключая договор аренды водного объекта, арендатор должен подписаться под обязательством обеспечить свободный доступ всех желающих к этому водному объекту и его береговой полосе.
Нарушение арендатором этого договорного обязательства приведет к тому, что договор аренды будет с ним просто расторгнут.
Внесли изменения и в Градостроительный кодекс РФ.
Пункт 12 статьи 1 ГрК РФ, в котором дается определение понятия «территории общего пользования» изложили в следующей редакции: «Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);»
Казалось бы, всего несколько слов про береговые полосы добавили. На самом деле — ясность внесли. Теперь, наконец, прекратятся дискуссии на тему о том, являются ли береговые полосы водных объектов общего пользования территорией общего пользования. Всё, однозначно являются. И спорить больше не о чем.
Часть 11 статьи 35 ГрК РФ дополнили словами «береговыми полосами водных объектов общего пользования», что упростит их включение в состав зон рекреационного назначения, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
И ещё одно существенное изменение внесли в ГрК РФ, дополнив требования к документации по планировке территории.
В частности, теперь основная часть проекта планировки территории должна включать в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых, помимо традиционных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, должны быть отражены проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Понятно, что нарисовать в ДПТ удобный проход для всех желающих через арендованный тобой участок к водному объекту и его береговой полосе это половина дела.
Но надо ведь ещё обеспечить его реальное существование на местности.
Этим будут теперь заниматься органы местного самоуправления — их с этой целью обременили дополнительными обязанностями в целях обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам. В Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесли изменения, в результате которых в обязанности органов местного самоуправления теперь входит:
— создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 15 части 1 статьи 14);
— установление правил использования водных объектов общего пользования, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 28 части 1 статьи 15);
— информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 36 части 1 статьи 16).
Главное теперь, чтобы администрация Сочи за обеспечением свободного доступа граждан к морю и береговой полосе следила надлежащим образом :).
Ну и нам не забывать, что береговая полоса — территория общего пользования, открытая для свободного доступа.
Комментарии (23)
RSS свернуть / развернутьGeoSochi
Но то, что по любой арендованной территории можно свободно пройтись, Вас не радует?
То, что органы местного самоуправления обязаны теперь создавать условия для массового отдыха жителей, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, разрабатывать правила обеспечения этого доступа ?
Вот этого «пробираясь между ларьков» теперь не должно быть. Если закон будет исполняться.
А чтобы он исполнялся, нужно, чтобы люди о нем как минимум знали. Для того и топик написала :).
Groma
GeoSochi
А когда реально — свободный доступ, что напрягает?
Groma
GeoSochi
Justice
А я обрадовалась, когда новые нормы увидела. В порядке предвыборной работы они приняты или нет — не так важно, главное, приняты. Хотела поделиться радостью. Поделилась :))
Groma
Justice
Groma
О некоторых изменениях я знала, однако у Вас все последовательно изложено и в принципе легко читаемое и усвояемое.
Спасибо!
Беру на заметку.
romashKAL
romashKAL
в результате которых в обязанности органов местного самоуправления теперь входит:
— информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 36 части 1 статьи 16).
Ничего не изменилось. Просто органы местного самоуправления обязаны будут информировать население о местах, где доступ к пляжам и береговой полосе закрыт.
SemenS
А сама правка законов, конечно же, половинчатая, и другой при нынешней власти ожидать не следует. Так, некоторая уступка общественному мнению, вынужденный шаг для снижения действенности критики со стороны оппозиции.
Чтобы законы были и работали в пользу простых граждан, надо власть менять, а это не крючкотворством законодательным делается.
DefEr
GeoSochi
Основная проблема обеспечения свободного доступа граждан на береговую полосу общего пользования связана с…
1. Отсутствием как таковой береговой полосы общего пользования, так как почти вся береговая территория состоит из гидротехнических сооружений (буны, волнорезы, волноотбойные стены, причалы, пирсы и т.п.) которые переданы в частную собственность хозяйствующим субъектам, которые их охранаяют и имеют право не пускать посторонних на территорию этих соорружений. Яркий пример тому санатории «Октябрьский», «Фазотрон» «Курортная поликлиника №1» и др. Очень часто ограждения ставятся для безопасности граждан, что бы обезопасить падение с высоты либо случайный выход на железнодорожное полотно;
2. Ограждением территории пляжных сооружений хозяйствующими субъектами, которая находится за пределами береговой полосы общего пользования. Как правило, данная территория находится в собственности либо в долгосрочной аренде. Очень часто проход на территорию береговой полосы общего пользования возможен только через территорию, переданную какому либо санаторию или пансионату.
Руководители санаториев и пансионатов конечно же против того, что бы на их законную территорию, которую они благоустроили для своих гостей, заходили посторонние граждане.
Бывает вообще парадоксальная ситуация, когда у хозяйствующего субъекта имеются документы на собственность земельного участка, расположенного на береговой полосе общего пользования, как например пансионат «Южный», принадлежащий Центральному банку РФ.
Круто?!
antovian
GeoSochi
Groma
GeoSochi
Kosta
Prime
В советское время стоимость полноценной инженерной защиты 1 км морского берега составляла до 1,5-2 млн. советских рублей, а на приглубых берегах, как в Крыму — до 4-5 млн. А доллар тогда приравнивался к 76 коп.
Такие затраты никакой муниципалитет, равно как и арендатор, нести не в состоянии.
Это к вопросу о соотношении государственной и частной собственности в нынешней России, и к чему это соотношение приведет в ближайшем будущем.
DefEr
Только вот что касается ФГУП «Управление берегоукрепительных и противооползневых работ
г. Сочи», там какая-то мутная история.
Этот ФГУП, помню, банкротили, в его помещениях уселась частная компания — АО с таким же названием (некоторые ФГУПовские сотрудники туда ушли), и началась чехарда…
Не знаю, как сейчас.
Groma
А вот строительство морского порта Сочи вообще перекрыло движение гальки вдоль берега, поэтому на центральных пляжах города с галькой вообще беда!
antovian
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.