Немного истории



К долгожданной олимпиаде 1980 года страна готовилась долго и тщательно. Не был забыт и вопрос олимпийского огня. Начиная с 1928 г. (первая Олимпиада в Амстердаме) священный огонь неизменно совершает долгий путь из Греции в страну-хозяйку Олимпиады в руках бегунов-факелоносцев.

Создание факелов было поручено ленинградскому заводу им. Климова, который специализировался в области создания и обслуживания авиационных, танковых и морских газотурбинных двигателей. Расстояние от Олимпии до Москвы составляет 5300 км и на каждый километр требовался отдельный факел — для каждого бегуна, однако заказано было на тысячу факелов больше — что называется, «на всякий случай». Техническое задание оказалось очень сложным и сопровождалось целым рядом жестких ограничений: вес изделия не должен был превышать одного килограмма (ведь бегунам предстояло нести его на вытянутой руке), высота пламени должна была быть не менее 300 и более 500 мм (чтобы не гаснуть и не обжигать спортсмена), срок горения — в пределах 8-10 мин. Кроме того, пламя не должно было гаснуть под ветром и дождем.

Изготовленные образцы факелов прошли суровые испытания: сначала — под настоящим ветродуем со скоростью 25 м/с, затем — под проливным дождем. Пламя не погасло! Так же тщательно проверяли все остальные технические характеристики будущих факелов — от качества помещенного внутрь баллончика с газом до удобства рукоятки.

Эстафета огня из Олимпии в Москву продолжалась 30 дней, а маршрут проходил по территории 4 стран: Греции, Болгарии, Румынии и СССР. Он был разделен на участки по 1000 м, поэтому факел передали из рук в руки 5 тысяч раз. Свой участок бегун преодолевал в среднем за 4-5 минут (тогда как запас «горения» составлял 8-10 мин), а на границе участка его уже ждал следующий спортсмен со своим факелом. При передаче огня факелы двух участников соприкасались, огонь перекидывался на следующий факел с заранее включенной подачей газа — и эстафета продолжалась. Она проводилась только в дневное время, а ночью олимпийский символ горел в специальных церемониальных чашах, установленных в городах по пути его следования.

Однако долгое путешествие олимпийского огня, полное всевозможных неожиданностей и накладок, потребовало проведения целого комплекса дополнительных мероприятий. Многие автомобилестроительные предприятия бывшего СССР разработали и построили для Московской олимпиады необычные транспортные средства, целью которых было участие в обширных организационных мероприятиях.

Однако особая честь выпала РАФу, и созданные им уникальные микроавтобусы участвовали в играх в качестве судейских машин, автомобилей технической поддержки велогонок и лабораторий медицинского обследования спортсменов. Полноправным участником олимпиады стал и уникальный олимпийский микроавтобус РАФ-2907, автомобиль-хранитель олимпийского огня.

Всего было изготовлено 5 таких автомобилей, но непосредственно за спортсменами постоянно двигались две машины. Ритуал сопровождения был построен следующим образом: машины сопровождения на низкой скорости двигались рядом со спортсменами-бегунами, которые несли факел с олимпийским огнем, постоянно сменяя друг друга. Уже поэтому РАФ-2907 конструктивно отличался от серийного «рафика»: его двигатель имел радиатор большего объема, нежели стандартный, а также специальный электрический вентилятор системы охлаждения. Это было необходимо для того, чтобы двигатель не перегревался из-за постоянного движения на низкой скорости.

Впрочем, конструктивные особенности олимпийского «рафика» этим не исчерпывались. В задней части кузова был оборудован специальный отсек для хранения олимпийских факелов, благодаря которому РАФ-2907 и получил почетное звание хранителя олимпийского огня. Отсек был изолирован и оснащен принудительной вентиляцией, а доступ к факелам был возможен как из салона, так и через заднюю подъемную дверь.

В отсеке постоянно горели 3 «лампы» — специально сконструированные портативные горелки, позволявшие мгновенно зажечь резервный факел в случае любых форс-мажорных обстоятельств. Еще три горелки находились в резерве. Кроме того, в факельном отсеке были установлены газовые баллоны, питавшие запасной огонь, и средства пожаротушения.

В салоне были установлены два дивана, стол с поворотным креслом, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер. Были предусмотрены места для сменного водителя и наблюдателя за огнем. Две машины сопровождения олимпийского огня РАФ-2907 следовали до границы СССР, а позднее автомобили от Москвы разбежались в разные стороны — к Киеву, Минску и Таллину, то есть городам, где проходили олимпийские состязания.

Сейчас автобус-хранитель олимпийского огня можно увидеть в экспозиции Рижского Моторного музея.


З. Ы. Простите если было, я не видел.
  • +122
  • 15 октября 2013, 09:08
  • romka23rus

Комментарии (18)

RSS свернуть / развернуть
+
Не знаю от куда такие сумасшедше-классные фотографии.
Спасибо за инфу, интересно!
avatar

shevchenkina

  • 15 октября 2013, 10:15
+
Фоткал не я, меня еще тогда не придумали))) Все фото из тырнета.
avatar

romka23rus

  • 15 октября 2013, 10:22
+
Таки понятно)
avatar

shevchenkina

  • 15 октября 2013, 10:26
+
Еще бы топик, про обеспечение безопасности, в то время.)
avatar

anik

  • 15 октября 2013, 10:19
+
Попробую, может че получится.
avatar

romka23rus

  • 15 октября 2013, 10:23


+
Гляжу на маршрут эстафеты олимпийского огня 80-го года и не пойму почему тогда можно было добежать до Москвы — столицы игр 80, а сейчас нельзя добежать до Сочи, который сильно ближе? Где логика?
avatar

GeoSochi

  • 15 октября 2013, 10:28
+
Дык сейчас огонь через всю Россию везти собераются — чуть ли не от Владика до Кенига.
avatar

akosivchenko

  • 15 октября 2013, 11:55
+
Спасибо за информацию, интересно.
avatar

CioCioSan

  • 15 октября 2013, 10:30
+
репорт очень интересный, благодарю
avatar

ieroglif

  • 15 октября 2013, 11:00
+
классный топ! спасибо!
avatar

nikanet

  • 15 октября 2013, 11:18
+
КЛАСС!!!
avatar

klop

  • 15 октября 2013, 12:12
+
вот что значит люди чувствовали ответственность: разработали так разработали. а ща — дунул ветерок легкий и погас, а тогда от 25 м\с не гас. круть!!! спасибо за историю!
avatar

ZohanDvir

  • 15 октября 2013, 12:14
+

Итак, у них получилось. До космоса и подводного мира факел пока не добрался, -50 градусов тоже не было, а до скорости в 60 километров в час его разгонять не рискуют — он даже при ходьбе гаснет.
avatar

romka23rus

  • 15 октября 2013, 12:26
+
класс! интересео а сколько тогда стоил факел? :)
avatar

Prafesar

  • 15 октября 2013, 13:53
+
Поначалу склонялись к тому, чтобы поручить всю разработку факела японцам. Для этого даже выделили немалую по тем уже далеким временам сумму в 30 тысяч долларов. Однако вариант факела в виде совсем «не нашей» палки тростника никому не понравился. И в 1978-м разработку идеи доверили Ленинградскому машиностроительному заводу имени Климова, который занимался созданием авиационных и танковых газотурбинных двигателей.
avatar

romka23rus

  • 15 октября 2013, 14:20


+
Очень интересно, спасибо!
avatar

SLAVIK-ya

  • 15 октября 2013, 14:57
+
отличный топ! очень интересно!
avatar

Varezhka

  • 15 октября 2013, 16:15
+
СССР уже нету. Очень жаль. Никакой наследственности.
avatar

pochemuchka

  • 15 октября 2013, 23:58

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.