ГОЛОС СТАРОГО СОЧИ

Все исторические календари приводят такую дату: «13 апреля 1838 года в устье реки Сочи высажен десант под командованием генерал-майора Андрея Михайловича Симборского. Войска заняли возвышенность, на которой сейчас находятся маяк и храм Михаила -Архангела». У крепостной стены с мемориальной доской, во дворе частной галереи «Форт», экскурсоводы начинают большой разговор о былом Сочи. Стена, сохранившаяся от военного укрепления Александрия, с которого и начинался город-курорт, восстанавливалась благодаря стараниям краеведов и владельцев арт-галереи.

Здесь есть и стенды с фотографиями прежних фортификационных укреплений, гравюр, знакомых многим сочинцам, как «план форта «Александрия». Крепость, оборонительное сооружение, названное в честь Императрицы заложено 21 апреля 1838 года. Позже переименовано в Навагинское. Некоторые историки именно эту дату считают днем рождения нашего города. Исторический центр Сочи располагает еще несколькими местами, насыщенными памятью о прошлом, разными его временами-от основания посада до советского курорта- здание Казначейства, лестница, ведущая к площади Морвокзала, которая известна, как Эллинский спуск. Чуть ниже главного сочинского Собора дача помещика Воронова. Она, как сообщалось, сейчас находится на реставрации.

К сожалению, никакой реставрации уже не подлежит бывшее здание Индо-европейского телеграфа, теперь уже принадлежащее апарт-отелю (вместо бывшего легендарного «Поцелуевского гастронома»).И бывшего ресторана «Каскад», тоже становящегося апарт-комплексом.С правой стороны от строящегося «Гранд-Каскада» пустая зеленая зона, на которой стоит деревянный крест приличного возраста. По некоторым сведениям здесь предполагалось установить памятный знак, символизирующий «горечь побед» в Большой Кавказской войне. Ниже арт-галереи «Форт» тоже большая зеленая поляна. Шли разговоры на тему создания археологического музея под открытым небом, который, вроде бы должен находится именно здесь. Про бывший сочинский Бродвей начало улицы Войкова, писали много, дальше ностальгических воспоминаний и уверений Администрации, что улицу сделают пешеходной дело не пошло.

Сейчас здесь просто забитая до отказа парковка. Тревога за то, что «голос старого Сочи» будет звучат все тише, а потом и вовсе исчезнет, обоснована. А ведь, в славном своей историей Крыму, скажем, в Евпатории, маршрут «старый город» пользуется огромной популярностью. Каждый квартал дышит историей и пленяет воображение. И вот что, бесспорно, притягивает-на одном участке свидетельства культуры, веры, народного творчества национальностей, населяющих Крым в разные времена.

На последнем фото-часть «греческого квартала» Старого города в Евпатории.



( Читать дальше )
  • +36
  • 13 апреля 2023, 10:54
  • sava
  • 8

"ПЛАТАНОВОЙ" СТО ДЕСЯТЬ ЛЕТ

«Заложена 15 марта 1913-го учащимися церковно-приходской школы и ремесленного училища и торжественно открыта 2 апреля 2013 года. Возникает резонный вопрос: а по какому стилю? Известный сочинский краевед Владимир Николаевич Костиников тщательно просмотрел все местные газеты весны 1913 года в поисках какой-либо информации и ничего не нашел. Характерно, что Платановая была раньше Тополевой. Но тополя вырубили, объяснив тем, что они мешают телеграфным проводам. Возможно, именно возмущение горожан по поводу уничтожения Тополевой аллеи, побудило Николая Костарева выступить с инициативой посадить взамен платановую аллею вдоль Ремесленного переулка. Прогуливаясь по аллее, можно заметить, что все деревья разного возраста и величины. Из 57 платанов только около половины 1913 года посадки, остальные досаживались вместо погибших. Так в 1993 году часть платанов не смогла вынести соседства с проложенной теплотрассой» ( «Архитектура Сочи», 2013 год). Вдоль «Платанки» сейчас довольно удачно обновили газон. Хотя с лужами после дождей подолгу не высыхающими, полностью справиться не удалось. Сквер позади бывшей «Филателии» тоже обновлен. Но, что просится рядом с уцелевшими вековыми платанами,- больше памятных знаков, сообщающих об истории. Просто таблички на штангах, с текстом про особенности места-это хорошо, но как-то не соответствует самой внушительной истории. Больше ей к лицу знак «Платановая аллея» художественно и дизайнерски исполненный. Конечно, бюст Императора Николая 1-го. Хотя некогда споры между адыгской диаспорой о целесообразности возведения памятника царю-колонизатору были. Насчет фигуры Андрея Апполонова — Григорьева, которая возле бара «Дублин», дискуссий не было. Такая уж у нас в Сочи особая эклектика. Памятник Владимиру Ильичу Ленину во всех классических пропорциях, а в двухстах метрах просто металлический Осел со товарищи. Интересна биография основоположника Платановой аллеи сочинского городского старосты Н. А. Костарёва. Он много сделал для города в начальный период его развития. Николай Анатольевич Костарев, значительно перестроил имение Мамонтовых «Вилла Вера» увеличил парк, построил новый двухэтажный дом из местного природного камня- песчаника и кирпича.» открыл в Сочи контору по продаже земельных участков, плодов и фруктов.

При Сталине, когда город кардинально реконструировали, аллея была сохранена. Аллеи вообще не было в проекте. Но Уполномоченный по делам курорта Александр Денисович Метелев сумел сохранить ее в качестве части улицы. На протяжении десяти лет здесь устраивались демонстрации в честь важнейших советских праздников и стояли правительственные трибуны. В семидесятые годы большой Курортный проспект еще раз отремонтировали, а тротуар выложили красивой цветной плиткой, наподобие бульваров в Рио-де-Жанейро. Платановая аллея получила официальный статус памятника садово-паркового искусства. Сами деревья -основная часть Аллеи тоже не обделены разными сюжетами из их природы. Одно из названий этой древесной породы-«чинар».И вроде бы они сбрасывают с себя кору, как бы оголяются. Существует версия, что в народе чинары называют «бесстыдницами».

Сейчас заметно,-некоторым из платанов-патриархов тяжело.Постарели. Возможно, что столетний возраст уже сказывается на здоровье. Хотя природоведы уверяют, что эти исполины могут достигать возраста чуть ли не в тысячу лет. Несмотря на неизбежное влияние времени Платановая все так же хороша. «И шелестит о чём-то вековом, озвучивая заново на языке платановом мелодии о городе родном».



  • +35
  • 02 апреля 2023, 11:13
  • sava
  • 8

МИР ВОКРУГ- ВДОХНОВЕНИЕ ХУДОЖНИКА

Он не имел званий «народного» или «заслуженного» художника. Вероятно, за ними не гнался. Несмотря на свое место- среди первых в Союзе художников Сочи, где по прежнему сохраняют свой авторитет и интерес к своим работам признанные мастера, прославившиеся в девяностые. Валентин Сергеевич Слонов, наверное, лишь теперь, когда в Лазаревском ЦНК открылась экспозиция его работ под названием «Памяти художника» будет неким проводником в волшебный мир природы сочинских сел. Валентин Сергеевич сам построил дом в селе Беранда Лазаревского района в 1990 году.

Оригинальное строение из камня, окружено уникальным садом с редкими растениями, красивыми дорожками, прудом. Валентин Сергеевич был радушным хозяином и интересным собеседником, так утверждают те, кому удавалось бывать в гостях у художника. На протяжении более чем тридцати лет жизни на природе в удивительных своим разнообразием пейзажах Валентин Сергеевич пробовал передать их своеобразие и уникальность в разных манерах. Кажется к лучшим из работ подойдет название «фантастический реализм». На самом деле-что такого,- излюбленный туристами маршрут вдоль речки, достопримечательности Верхней Беранды. Речка не так уж привычна, как и другие творения природы на картинах Слонова. Она течет неизвестно откуда и омывает корни деревьев сказочного леса. Наши села с их удивительными окрестностями именно такого изображения и заслуживают. Кстати, на «Привете» как-то были опубликованы заметки путешественника, в которых описывался камень, схожий с дольменом и столетнее дерево возле него в Верхней Беранде.

У художника Слонова есть картины, в которых легко отражается «магия места». В его жизни было более десяти персональных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре, Сочи, Хельсинки, Стокгольме. «Его картины очень добрые и лиричные, несмотря на то, что жизнь его потрепала», -говорили его коллеги о последней персональной выставке Валентина Сергеевича в Доме культуры «Луч» в Хосте. Она состоялась в феврале 2018 года. Художнику тогда исполнилось восемьдесят лет…

Некоторые делились впечатлениями «так все душевно». В Лазаревском Центре национальных культур не раз проводились встречи с художником, теперь вот- выставка, посвященная его памяти. В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа: это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Значит, сочинского художника Слонова узнать теперь, даже после его ухода из жизни, не представляет труда.



( Читать дальше )
  • +52
  • 21 марта 2023, 10:38
  • sava
  • 3

ИСТОРИЯ СОЧИ В ИСТОРИИ ЗДАНИЙ

«В ДОКАСКАДНЫЙ ПЕРИОД», так называлась статья в газете. «Сочи», подписанная почему то лишь инициалами — О.Р. Буду цитировать без своих примечаний. «Снимок сделан в середине 50-х, многие сочинцы с удовольствием вспомнят знакомый уголок. Но большинство, пожалуй не узнают это место.Сейчас тут ресторанный комплекс «Каскад» и нынешним горожанам невдомек, что так было не всегда. Современному ресторану предшествовали шашлычная-одна из лучших в городе. Интерьер ее украшала аляповатая, полукруглая картина-«фруктово-овощной» натюрморт почти в духе Пиросмани.Зал был окружен «кабинетами».За примитивной выгородкой сиделось куда уютнее, чем на виду.

Только здесь случалось встретить редкостное по тем временам «Ленинградское» или даже «Двойное золотое» пиво. А уж как отменно оно варилось в спеццеху нашего пивзавода! Большой это был праздник-посещение шашлычной. Но подавали там и простые дешевые блюда. Со временем заведение не избежало общего тогда поветрия-перехода на самообслуживание. У общепита, если разобраться, тоже ведь любопытная история со своими эпохами, стилями, драмами…И сколько всего выплывет из памяти, если начнешь бередить старые встречи и разговоры. Сколько в этой бесхитростной шашлычной с ее претензиями на красоту и сервис переплелось человеческих судеб, обретений и потерь. Все быльем поросло. А снимок-вот, остался».

Теперь можно и «примечания». Это не просто всплеск ностальгии по старому Сочи.Насчет разрушения «Каскада» было много копий сломано. Проходили даже общественные слушания на тему проекта нового комплекса, что должен был быть воздвигнут на этом месте. Знаковом, без сомнения.Но проект уже был одобрен свыше и общественные слушания ни к чему не привели.Сейчас стрительство апарт-отеля «Гранд Каскад» уже вышло на стадию завершения.Сюда риэлтеры привозят группы потенциальных покупателей, которым много рассказывают о достоинствах их возможного приобретения. Не спорю, процесс естественный. « Уж сколько их упало в эту бездну». Устанешь перечислять. Напротив будущего «Гранд-Каскада» был легендарный ресторан «Горка», ниже -на Войкова, ресторан «Платан». Про кафе «Театральное» и «Три журавля» уже немало писали. Не в замене как преподносили снос этих заведений «старого на новое».Были «Три журавля», стал филиал Сбербанка. Ну и что? Дело совсем в другом. В том, что так правильно определил автор статьи: «сочинцы так переживают об утраченных местах, где переплелось так много человеческих судеб, обретений и потерь». Сейчас при обсуждении нового Генплана надо бы «тщательней» с этим вопросом. Несколько местных, журналисты, очень справедливо в свое время высказывались: «город теряет свою душу». А как это, принимая новый Генплан остановить?



( Читать дальше )
  • +36
  • 16 марта 2023, 11:30
  • sava
  • 6

СОЧИ. «ПЕРЕВАЛ» В СУДЬБЕ НАРОДОВ

10 марта 1866 года было утверждено «Положение о заселении Черноморского округа и управлении оным». На основании этого положения все пространство между реками Туапсе и Бзыбью от морского берега до вершин Главного Кавказского хребта предназначалось для сельских гражданских поселений». Переселенческое движение началось с мая. Интересно, это и по сей день отражается в названиях сочинских сел: Молдовка, Краевско-Греческое, Краевско-Армянское, Абазинка. Нацсостав менялся. «Славяне проживали в 11 населенных пунктах: Адлер, Аше, Ахштырь, Навагинское, Высокая и Нижняя Николаевка, Лазаревское, Пиленково, Сочи, Раздольное, Царское (3-я рота). В шести из них славяне жили смешанно: с молдаванами в Адлере (72 человека из 125), с греками в Лазаревском (38 из 204), с немцами в Навагинском (68 из 188), с молдаванами и поляками в Пиленково (9 из 262), с немцами и поляками в Раздольном (191 из 201). «Адлер. Население здесь пестрое, кроме русских, преимущественно малороссов, много армян и греков, сохраняющих еще свою обстановку и обычаи» («Д.И. Кочановский «Сочи. Исторический очерк» 1913 г.) «В деревне Лазоревской, основанной в 1869 году по 1873 год было водворено 43 семейства греков из коих: вымерло 6, ушло в другие места 26, уцелело 11 семейств За отсутствием какой-либо выработанной позиции, благодаря установившемуся убеждению, что русские созданы для колонизации побережья в округе, был целый ряд смешанных поселений, состоящих из греков, армян, чехов, молдаван, эстонцев, немцев, яечхумцев (?) и лишь крайне незначительное число деревень-русских. Из числа 20 селений устроенных в Сочинском округе, 17 селений инороднических и только 3 селения русских, причем из последних два поселка основаны сравнительно в недавнее время, именно в 1886 году. В 1887 году было разрешено 3 партиям русских переселенцев водвориться на казенных землях на «Ахштыре», на левом берегу р. Мзымты, в урочище «Царском», в верховьях р. Дагомыса и при устье р. Аше». С.А. Артюхов «История Большого Сочи 1837-1918 гг». Тема «народы Сочи» в разные периоды то становилась важной, то отходила на второй план. Абсолютно не рассуждать об этом пришлось долго. «Во время первой мировой войны, 20 февраля 1915 г. царем был подписан указ о прекращении землевладения и землепользования австрийских, венгерских или германских выходцев в приграничных местностях, в том числе и побережье Черного и Азовского морей. В Сочи началась так называемая «ликвидация немецкого засилья. Местная газета сообщала о прекращении землепользований австрийских, венгерских или германских выходцев. земли продавались с торгов. Подобное же преследование пережили сочинские немцы и во время Великой Отечественной войны». (В.Н. Костиников). Подверглись выселению польское, далее эстонское национальное сообщество.В рамках приказа №00447 НКВД в 1937 году развернул несколько национальных операций… Это депортация, высылка на окраины СССР. По поводу греков просто страшно читать. Греческая интеллигенция и духовенство были расстреляны или репрессированы полностью. Вроде трактовку для трагедии нашли. «Различия в культуре, степень религиозности нации и менталитет ставились под удар основателей первого в мире социалистического государства». Это, много позже, признали на высшем уровне как достоинство. Перед проведением Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи проводилось несколько «Круглых столов» с участием общественных организаций и национальных общин, телевизионные передачи повествующие об огромном достоинстве курортной столицы – ее национальном многообразии. Нет сомнений в том, что три Центра национальных культур – В Лазаревской, Адлере и на КСМ выполняют важную задачу: знакомят с, обычаями, традициями, бытом и кухней этнических групп, представляющих население Большого Сочи. У Администрации имеются планы построить еще один подобный Центр. Ежегодный фестиваль «Этно-Сочи» прокламирует свою задачу, как «сохранение и передача культурного опыта разных народов, проживающих на курорте». Задача благородная. Молодежь, с которой довелось пообщаться на последнем «Этно-Сочи» в ноябре прошлого года, воспринимает искусство, народное творчество разных национальных групп, как экзотику. Поликультурность-да, принимается. Стремление быть в русле престижных направлений мирового развития -на первом месте. А вот — информация года одного из сетевых журналов за январь 2023. :«В этом многонациональном городе, как шутят местные, у всех одна национальность — сочинец. Однако достоверные данные Росстата официально говорят о том, что национальный состав действительно неоднородный. Получается, что 88% жителей составляют русские, 5% — армяне, а оставшиеся 7% делят между собой грузины, адыги и греки. Около 2% и практически поровну приходится на каждую национальность». Относительно других нацгрупп статистика не приводится. Дело в другом, как национальное в нынешнем мире превращать по-настоящему в достояние.

  • 0
  • 10 марта 2023, 10:26
  • sava
  • 7

КИНО ЗАКОНЧИЛОСЬ.ПРОШЛОЕ КИНОТЕАТРА "СОЧИ"

О зданиях с богатой историей хочется писать, потому что их залы, фойе, холлы, коридоры столько помнят. События часто совсем не знаковые для города, но зато интересные, яркие, связанные порой с жизнью многих сочинских семей. 2 марта исполняется 70 лет одному из исторических, уже можно сказать, памятников,-бывшему кинотеатру «Стерео», а теперь зданию Городского собрания. Двухэтажное здание в стиле так называемого «сталинского классицизма» построено по проекту архитектора П.Г. Стенюшина.В публикации 2015 года на сайте «Архитектура Сочи» подробно описываются детали декора, особенности самого сооружения «портик парадного входа с колоннадой, богатый декор, широкие карнизы, лепнина в виде травяного и цветочного орнамента — всё это придаёт зданию особую торжественность». Первоначально кинотеатр назывался «Сочи» и был первым, превосходящим по посещаемости «Спутник». «Смену», «Родину»и «Кубань». О переходе в «Стерео» рассказывается ностальгически «Буфет, фойе с выходом на открытую ротонду, на втором этаже балкон и зал, где играли перед сеансами музыканты. Один из самых продвинутых городских кинотеатров тех времен. Стереозал, очки, захватывающие фильмы с эффектами. Рядом советский «Луна-парк», сквер с лавочками и многочисленные отдыхающие»…
Настали суровые для страны времена. «в 90-е годы кинотеатр фактически простаивал, а после в нём разместились сторонние заведения и организации». А среди «сторонних» был знаменитый «Театр причесок и макияжа» «ЮМА» Юрия Агрба. На подиуме часто проходили показы моделей авторских причесок.Они были очень популярны. Дефиле ставил режиссер-Татьяна Григорьева.Костюмы тоже тщательно подбирались. Театр как-то стал площадкой для съемок одного из эпизодов сериала «Курортный роман». ( Мелодрама. Среди сценаристов Александр Стефанович, 2001 год). О том, какой ночной клуб после переезда театра «ЮМА» находился в здании бывшего кинотеатра информации не найти. С 2009 по 2014 год в здании разместили офис ГК «Олимпстрой».Руководствуясь собственными потребностями ГК «радикально переоборудовала здание, изменив его вид не в лучшую сторону». Когда Городское собрание Сочи расположилось в историческом объекте никаких перепаланировок уже не производилось. Архитекторы, в один голос, ругаются по поводу парковочного павильона «достроенного» в срочном порядке и отгородившего часть площади, Но с этим вряд ли можно что-нибудь сделать. Хорошо то, что облик классического, монументального и в то же время легкого и торжественного города-курорта еще прослеживается. А по поводу скромного количества так называемых «общественных пространств» наверное будут говорить на общественных слушаниях по вопросам утверждения Генерального плана развития Сочи.

  • +55
  • 02 марта 2023, 10:25
  • sava
  • 16

ГОРОД В ОТДЕЛЬНЫХ МОМЕНТАХ ИСТОРИИ

«23 февраля 1852 года отрядом майора Бибикова был уничтожен «аул Сочи, состоявший из 30 дворов и находившийся на расстоянии около 6 вёрст от укрепления». Последний, говорится в докладе, «повёл атаку с трёх сторон, ворвался в аул и предал его пламени, в котором погибло всё имущество жителей, лошади, рогатый скот и мелкий скот, а жители едва успели выскочить из своих саклей и скрылись в ближайшем лесистом и глубоком овраге».Это строки из рапорта начальника Черноморской береговой линии на имя главнокомандующего Кавказской армией генерал-адъютанта князя Воронцова читать тяжело. Но как говорят французы: «а ля герр ком а ля герр». На земле черкесских племен убыхов был организован пост Даховский, ставший главным санитарным и интендантским пунктом. «По обе стороны р. Соча располагалось село Сочипсы, в котором проживало около 450 семейств абазин, убыхов и турок. Какие-то успели выскочить из своих саклей и скрылись в ближайшем лесистом и глубоком овраге ». По-видимому, Турецком овраге. Сумевшие спастись, как пишут историки «находились практически в блокаде, лишившей им доступа к морю, а значит отсутствия товаров: соль, ткани и прочее. Поэтому было разрешено площадку в устье реки Сочи, недалеко от поста, расчистить от леса и организовать меновой базар». Немецкий журналист Фридрих Боденштедт, путешествующий по Абхазии и Сочи в 1845 году (А Кавказская война тогда велась на нашей территории) писал: «Между черкесами и русскими ведётся самая оживлённая торговля. Наглядными образчиками таких отношений служат базары, расположенные возле крепостей под защитой русских пушек. Любой черкес, вооружённый с ног до головы, может беспрепятственно заходить на базар и уходить с него. Однако, чтобы пройти на территорию крепости, надо предварительно сдать оружие охране у входа. Исключение из этого правила делается только для гостей, приглашённых русскими, а также для известных старейшин и князей, причём никто не сомневается в том, что они не злоупотребят предоставленной им свободой. Похоже, что Даховский меновой базар был расположен там, где позже появился городской.В районе Морпорта, а точнее напротив мелководного причала. Сочинские историки, ссылаясь на старые документы, полагают, что старый базар прекратил свое существование в начале 30 годов и переехал на новое место более отдаленное от центра города. Подробности всякого рода из жизни «аула Сочи» вызывают все больший интерес, накануне Дни города. Вероятно снова будут рассуждения о дате основания Сочи. Поскольку даты, когда будем отмечать праздник, пока не обнародованы. В обсуждение Генплана Сочи вовлекается все больше людей и многие из них хотят на открытых площадках видеть свидетельства прошлого той или иной территории.А таких открытых площадок вокруг прежнего «поста Даховского» или «менового рынка», не загроможденного ларьками и не занятого какой-то еще нелепой символикой пока достаточно.

  • +28
  • 23 февраля 2023, 11:24
  • sava
  • 6

Это такие чудные творения.Словом обезьяны!

6 февраля создан институт медицинской приматологии в городе Сочи. Раньше это был питомник обезьян в Сухуме, сознанный наркомом Семашко для изучения сокровенных тайн происхождения человека. «Помните «Собачье сердце», где профессор Преображенский пытался найти источник вечной молодости и пересадил человеческий гипофиз и семенные железы собаке? Так вот, в поисках вечной молодости в СССР в 1920-е годы действительно проводили подобные исследования, описанные Булгаковым в фантастической повести, а сухумский институт должен был разработать технологию подсадки семенников престарелым большевикам, для того, чтобы обратить вспять процессы старения».(Интернет-портал СКЭП Сочи) На базе сухумского питомника один смелый экспериментатор учёный Илья Иванов планировал получить гибрид человека и обезьяны. В 1970-е и 1980-е годы делались и опыты по выращиванию обезьян в природных условиях. Один из них проводили в ущелье Дедеркой под Туапсе, второй в междуречье Западной и Восточной Гумисты в Абхазии. Сотрудники института наблюдали за животными и подкармливали их зимой. Говорят, некоторые особи павианов пережили 1990-е и обитают в абхазских лесах до сих пор. Обезьяны плохо переносят «северный» климат, ведь предки их- из экваториальных широт. В результате туапсинского эксперимента по выживанию гамадрил в диких условиях обнаружили, что от холода из-за плохой циркуляции крови у них отваливаются хвосты.А местные предания гласят, что и видели и последствия неожиданных контактов павиана с человеком…
Создание НИИ в Веселом во многом заслуга академика Бориса Аркадьевича Лапина.Он бы смелым мечтателем, старался привнести в работу Центра опыты, способствующие исследованию качеств организма в самых неожиданных условиях.12 обезьян из сочинского института побывали на орбите нашей планеты на космических аппаратах «Бион». В НИИ до недавнего времени работали 400 человек, из них 40 являются научными сотрудниками. С 1993 года здесь действует аспирантура.Туристический отдел организовывает экскурсии, которые проводят научные сотрудники. А смотреть друг на друга мы и наши далекие предки иногда должны. В Сочи живут около 300 животных в возрасте 25–30 лет, по человеческим меркам им около 80. С ними и сейчас проводится множество экспериментов, чтобы выявить лечебные препараты и способы, которые будут скоро очень нужны человечеству в наступающих условиях взаимной неприязни, подозрительности и недоверия. Может быть, надо изредка ездить в питомник, чтобы посмотреть, как человекообразные ладят друг с другом и несмотря на угрожающие гримасы все же находят способы относиться «по- человечески» к себе подобным.

  • +52
  • 06 февраля 2023, 11:27
  • sava
  • 3

ДЯДЯ ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА

17 июля 1873 года Именным Высочайшим указом, данным правительствующему Сенату, в вечное и потомственное владение флигель-адъютанту капитану I ранга (позже контр-адмиралу) Владимиру Петровичу Шмидту пожалованы 500 десятин земли в устье реки Шахе (левый берег). На левом берегу реки, на небольшой возвышенности, располагалась дача адмирала В. П. Шмидта. Много немцев получали земли в Сочи в годы после окончания Кавказской войны вплоть до Великой Октябрьской революции. Они были хозяйственными помещиками, знатоками секретов разведения садов и устройства парков. До сих пор удивляющий природным разнообразием парк «Южные культуры» в Адлере был заложен Арнольдом Рейгелем, а у истоков знаменитого сочинского «Дендрария» был ботаник, которого называют «первым заведующим сочинским «Дендрарием» Владимир Штейп. Предки Владимира Петровича Шмита были «выписаны» Петром Великим еще в 17-м веке в качестве корабельных мастеров. Службу Владимир Петрович Шмидт проходил на Балтике и Чёрном море. Участник обороны Севастополя. Награжден золотым палашом и всем разнообразием имеющихся на то время орденов. Командир Императорской яхты «Тигр» ", первой императорской яхтой на Черном море В то время капитан-лейтенанту В. П. Шмидту было «разрешено носить во всех случаях вместо шляпы фуражку», а за сбережение яхты сделана прибавка к жалованию -702 р/год. В некоторых описаниях биографии адмирала Шмидта есть сведения о том, что на яхте «Тигр», он «отличился при перевозке десанта Кавказской армии и высадки десанта у мыса Адлер в отряде контр-адмирала М. И. Дюгамеля». С 1862 по 1871 год «Тигр» регулярно крейсировал у восточного берега Черного моря и участвовал в обеспечении десантных операций на побережье Кавказа. Правда, в 80х годах с яхты были похищены артиллерийские снаряды, что причинило ему командиру парохода временные неприятности, но дело потом было закрыто.Так случилось, что В.П. Шмидт был родным дядей революционера лейтенанта Шмидта. И его «крестным отцом». Почитаемый большевиками отставной лейтенант русского военного императорского флота Пётр Шмидт, поднявший мятеж на крейсере «Очаков» в 1905 году, как выяснилось, страдал серьёзными психическими расстройствами. Предполагается, именно они и привели к разным событиям в жизни этого героя нашей революционной истории, весьма неоднозначной личности. С племянником у дяди случились на пороге веков большие неприятности. В 1905 году П.П. Шмидта отстраняют от должности, отдают под суд. Причем это страшный позор: лейтенант Шмидт якобы украл деньги у своих матросов. Владимир Петрович Шмидт имел сказочное терпение, принимал самое активное участие в судьбе своего племянника. И в этот, в который уже раз, ставший к тому времени сенатором, дядюшка выручил и вступился за своего Петрушу. Он лично внес растраченную племянником сумму и надавил на все возможные рычаги, добившись того, чтобы «недотепу уволили с флота по-тихому, без огласки причин». Понять старого адмирала можно. Дело в том, что к этому времени один из младших братьев Шмидта уже погиб на броненосце «Петропавловск» вместе с вице-адмиралом Макаровым, а второй, тяжело раненный в штыковых атаках, находился в японском плену. А тут еще и третий -племянник… Ну, разве не дрогнет сердце у родного дяди»!( Международная газета «Секретные материалы»).Интересный факт, в истории героя революции 1905 года лейтенанта Шмидта появляется в сочинской прессе в 1901 году :« Въ «Грандъ-отелѣ» живутъ симпатичнѣйшій Л.В.Собиновъ и артистка Императорскаго балета В.А.Коралли (Каралли). Собинова сопровождаетъ здѣсь братъ-офицеръ и студентъ г.Шмидтъ, съ которымъ Собиновъ чертитъ планы своей будущей дачи на Красной Полянѣ». Больше никаких упоминаний о родственных связях великого певца с офицером Шмидтом не нашлось. Дача Собинова на Красной Поляне сгорела в 1943 году. Фамилию Шмидт, с немецкого и некоторых других языков переводящуюся как Кузнецов, носили многие знаменитые люди – ученые и писатели, спортсмены и военачальники. Для города Сочи стала меткой персона еще одного Шмидта – которого иногда называют «красный Колумб» по имени Отто. Отто Юльевич никакого отношения к революционеру Петру Петровичу Шмидту не имел. Зато навсегда остался в истории города Сочи, сделав одну из первых прививок на Дереве Дружбы…

Адмирал и георгиевский кавалер В.П. Шмидт в 1917 году категорически не принял Октябрьский переворот и ушел в Белую армию. Дядя и его крестник, племянник Петруша оказались по разные стороны баррикад. Упоминается в некоторых источниках, что В.П. Шмидт даже изменил написание своей фамилии на «Шмитт».
О даче контр-адмирала В.П. Шмидта в Головинке нет никаких дополнительных сведений. Она, как и многие черноморские поместья дворян бывшей России не сохранилась. На фото за стволом Тюльпанового дерева просматривается курорт «Лиран». оно из роскошных мест курортного отдыха в начале 20-го века. Возможно, что там, неподалеку, стоит как раз дача дяди лейтенанта Шмидта.

  • +39
  • 21 января 2023, 11:23
  • sava
  • 18

ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ ВАТАГИН "МИСТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Василий Ватагин родился 1 января 1884 года (20 декабря 1883 по старому стилю) в Москве. Так утверждает автор на страницах одного «Интернет-альманаха». Хотя, принято старый стиль переводить на «новый» прибавляя 13 дней. Но не важно. Творчество художника, сама личность Василия Ватагина остаются достоянием нашего города. Не удалось выяснить сохранилось ли до сих пор здание дома Ватагиных, на улице Победы. напротив дома, теперь располагается «Горка Ватагина». «Горка Ватагина» -популярная достопримечательность в поселке Лазаревское, прямо в самом центре возле кинотеатра «Восход». О Сочи художник пишет: «За три года мне близко удалось познакомиться со здешней природой, её сменой времён года. Я рисую с натуры акварелью (облака, море, растения, насекомых), вновь эпопею «Маугли» (более 100 акварелей), серию ископаемых животных в пейзаже». В.А.Ватагин в 1936 году приобретает дачу в Лазаревской О предвоенных годах Василий Алексеевич вспоминал, как «счастливых и спокойных». Художник получил отдельную мастерскую, много и с увлечением работал. Ежегодно свой отпуск в сентябре проводил в Лазаревском. Но наступил 1941 год… «В июне 1941 года недели на две мы поехали в Лазаревку, а 22 июня разразилась страшная буря войны.С лета 1942 года Лазаревка оказалась в прифронтовой полосе. Ежедневные бомбёжки, ответные зенитки! А у меня ещё малярия и общая дистрофия, ноги отказываются служить – репетиция старости – мне 60 лет. Но руки и голова здоровы, и я усиленно работаю. Рисую портреты местных героев». О В.А. искусствоведы последнее время пишут интересные вещи: «Лучший анималист в русском искусстве 20 века (имея в виду тех художников, что целиком посвятили себя этому жанру), проявил в своих произведениях по-своему мистическую убежденность в тайной мудрости природы, наглядно раскрывающейся в фауне. Тема «переселения душ», наделяющая его зверей почти человеческой характерностью, служит мифологическим фоном всего ватагинского творчества».
В Сочи еще давным-давно, когда Музей истории города находился на ул. Орджоникидзе проводилась выставка работ Ватагина. Вероятно с привлечением Дарвиновского музея. (С 1908 года Ватагин постоянно сотрудничал с Дарвиновским музеем, в экспозиции которого представлено более 50 картин и скульптур художника).Однако, на этой выставке не были представлены работы, написанные именно в Лазаревской, о которых художник рассказывает в свой книге. В Интернете пейзажи, написанные в курортном поселке найти не удалось. А ведь они интересны тем более -в исполнении такого мастера Не говоря уже о неведомых « местных героях». Кто это были-жители поселка, солдаты, защищавшие его? Однако, вот новость- родные художника прислали фотографии из семейных архивов, уникальные книги, письма, рисунки, выполненные В. А. Ватагиным в Лазаревском, доме в годы войны семье однокласснице дочери Ватагиных Натальи, Сафии Измайловой. Среди них- рисунок дома Ватагиных в
Лазаревском сделанный Василием Алексеевичем в 1939 году. А так же рисунок, на котором изображена река Псезуапсе, несущая свои воды с гор к морю.Прошу прощения за качество, пришлось скопировать из брошюры «О том, как судьба связала выдающегося художника-анималиста 20-го века В.А. Ватагина с п. Лазаревское, где его помнят и чтут» Бредихина Якова Владимировича, автор, кстати, на момент написания был семиклассником 75-й школы. А вот изображений удивительных животных с человеческими лицами,-скульптур и картин В.А. Ватагина в Сети сколько угодно.

  • +64
  • 01 января 2023, 10:44
  • sava
  • 1

ЧТО ИМЕЕМ НЕ ХРАНИМ, НОВОЕ НАЙДЕТСЯ

Фонтан «Чайки» работы сочинского скульптора Владимира Алексеевича Гуслева известен сочинцам. Он был он одним из хорошо продуманных элементов украшения ландшафтного пространства в парке «Ривьера». Демонтирован в 2005 году. Хорошо, что чайки не пропали где-то на задворках бывшего художественно-производственного комбината, а «улетели» вглубь аллей и теперь они символически представлены в композиции «Чайки на якоре». О том, что творится теперь с садово-парковой скульптурой в «Ривьере» сейчас иначе, как скульптурно-декоративным хаосом не назовешь.

Смешались в кучу … Спанч Боб, Гулливер, Чебурашка с друзьями, гипсовые влюбленные и просто одинокие читательницы журналов на скамейках, много металлических фонарей почтительно склоняющихся к посетителям. Впрочем не будем в подробностях. Наступят времена, когда и это мультиобразное папье-маше демонтируют. А ведь в свое время демонтировали классику. Слава Богу рука не поднялась, на такие работы, которыми специально приходили в парк любоваться: «Цапли» Глухова, «Лань с детенышем», установленная в 1939 году (скульптор П. Дзюбанов ) и немногие прочие. Образцы «сочинского стиля» ландшафтной и садово-парковой архитектуры можно увидеть и на улицах города. Много статей посвящено этой теме. Туристы- любители курортных достопримечательностей пишут и пишут. Много фотографий из лучших сочинских здравниц, посчитавших важным сберечь культурное достояние. Разумеется, авторы скульптуры не только свои, сочинские мастера. Много привлеченных особо к украшению зданий, а так же площадей и улиц числятся в энциклопедии российской архитектуры. Вот и теперь традиция сохраняется.На днях, получив одобрение членов Градостроительного совета Сочи, народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, профессор. Александр Рукавишников «предложил знаковые монументально-декоративные работы, которые украсят город-курорт: скульптурную композицию на мысе Видном «Архангел Михаил» и скульптурную декоративную композицию «Чайки» в Морпорту».

Здорово, монументально! «Архангел Михаил» даже масштабнее того, что стоит в центре города на Платановой аллее.(Двадцать семь метров вместе с колонной). А «Чайки»…Простите, но не то же застывшее мгновение в полете, пируэт, который Владимир Алексеевич Гуслев так хорошо передал в своей композиции для фонтана в «Ривьере». Или размах крыльев немного другой? Шире, времена ведь изменились. Относительно памятника Архангелу Михаилу. Мыс Видный фигурировал в нескольких планах по воздвижению монументов. Одно время обсуждалась тема установки памятника святому Апостолу Андрею Первозванному. Согласно преданиям, на Черноморском побережье Кавказа Апостол совершал чудеса.

В небольшой деревушке в долине реки Псахо он, по просьбе несчастной матери, исцелил мальчика, умиравшего от лихорадки. Со скульптурой дальше разговоров не пошло, но Поклонный крест был установлен. Далее, на очень удачно расположенную «площадку» по дороге из Адлера в центр города, имел виды скульптор, академик Зураб Церетели. Идею установки 33-метровой скульптуры Иисуса Христа сочинские архитекторы не одобрили. Архангел Михаил оказался более привлекательным в смысле стиля скульптора и смысловой нагрузки. Он ведь покровитель города Сочи. Александра Рукавишникова называют «скульптором из скульпторов», но не из лести, а из принадлежности к династии. Нет сомнений в мастерстве художника. Возникают только два вопроса, а что в Сочи своих скульпторов не нашлось? Взять того же Владимира Григорьевича Зеленко, председателя местного отделения Сочинского Союза художников, автора скульптуры Архангела Михаила на Платановой алее…И второй вопрос вполне правомерный, учитывая, что бюджет города Сочи на 2023 год уже утвержден в первом чтении- «дефицит бюджета будет незначительным». А во что (примерно) обойдется установка скульптуры «Архангел Михаил» на мысе Видном и скульптурной декоративной композиции «Чайки» в Морпорту» в исполнении народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии художеств, профессора. Александра Рукавишникова?



( Читать дальше )

ДОМ НАД ОБРЫВОМ. ХУДОЖНИК Н.Н. ДУБОВСКОЙ В СОЧИ

17 декабря 1859 родился Николай Никанорович Дубовской живописец русской пейзажной школы рубежа ХIХ и ХХ веков, видный общественный деятель, член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников.

Именно в природе Дубовской искал вдохновение для своих произведений. В живописи укрывался от тревог повседневной жизни, перешагивая грань, разделяющую реальность и мир, где царили мечты.Его в начале 20-го века в творческом сообществе признавали, как самого значительного из русских художественных объединений ХIХ века, сыгравшего выдающуюся роль в развитии русского изобразительного искусства. Он сделал себе имя пейзажами, где традиционный романтический подход к природе преображался в некую «прозрачность» границ между натурной реальностью и своеобразным сном наяву.

Именно это схожая с символизмом особенность стиля Дубовского, придавала индивидуальность его работам. Среди них: «Зима» (1884, Третьяковская галерея), «Притихло» (1890, Русский музей), «На Волге» (1892, Третьяковская галерея), «Ноябрьский вечер» (1900, там же). Часто обращался Дубовской к зимним мотивам, любил спокойные, «штилевые» состояния природы. Кисти художника принадлежит более четырёхсот картин и около тысячи этюдов.С 1911 года Н.Н. Дубовской был профессором пейзажной мастерской Академии художеств. Обладал множеством почетных званий в сфере изобразительного искусства. Он был одним из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме. В Сочи у Дубовских была дача, в Хосте, где супруги жили. Мастер пейзажа был женат на художнице Фаине Николаевне, в девичестве Терской, женат, как считалось, счастливо, В статьях, посвященных творчеству художника признают, что Дубовской «пленялся девственной красотой природы Кавказа и много раз ездил на лето на Черноморское побережье, но — (цитата) «надо признать, что оно мало дало ему в искусстве. Кавказские пейзажи были у него довольно холодными, он казался случайным, рассудочным наблюдателем красот природы, без тесного слияния с ней, как в прежних, лучших своих работах, хотя горные пейзажи в смысле верности колорита и передачи воздуха удавались ему хорошо». Как же так-о природе Сочи богатой и разнообразной и-без эмоций, один рассудок и умелая кисть…Можно предположить, что человеком Николай Никанорович был впечатлительным, чутким и внимательным к малейшим нюансам бытия. Это его и подвело. Дом, который архитекторы и историки Сочи называют «Дачей Базарова» стоял над обрывом. А время уже было наполнено смятением, ощущением будущей трагедии – это небольшой промежуток между двух революций.

Художнику было предназначено прожить всего 52 года.Николай Дубовской умер весной 1918 года в Петрограде, скоропостижно, от «паралича сердца». Он был полон идей и готов к работе, но рушившийся в то время жизненный уклад, как и переоценка роли и места изобразительного искусства исчерпали его силы. Для нас еще не открыты все его пейзажи окрестностей Сочи и Красной Поляны. В них есть какая-то притягательность, умение остановить мгновенье именно то самое, в которое взгляд был направлен просто на море, горы, деревья. Но недаром же уличали живописца в том, что он умеет перешагивает грань между реальностью и «миром мечты».



( Читать дальше )
  • +35
  • 18 декабря 2022, 10:06
  • sava
  • 14

ДУБ ОДОЕВСКОГО

8 декабря (26 ноября по старому стилю) — день рождения Александра Ивановича Одоевского (1802–1839). Поэт и декабрист, драгун и разжалованный солдат эта фигура России пушкинских времен весьма любопытна, хотя и почти позабыта сегодня. Нас больше интересует, понятно, все, что связывает Одоевского с поселком Лазаревское. О чем напоминает сам поселок, в нем есть улица имени поэта-декабриста, библиотека, которая так же носит его имя, еще-сквер с бюстом работы Ираиды Гуслевой. Наверное, сидя на лавочке в сквере можно порассуждать, что же это были за странные такие «кормчие Руси»-вначале бунтовщики — революционеры, вступившие в «Союз спасения», потом уставшие от несбывшихся чаяний ссыльные, потом просто разочаровавшиеся в жизни вообще -смирившиеся с мыслью о смерти, когда им не исполнилось еще и сорока лет. Александр Бестужев погиб в Адлере в сорок лет. Александр Одоевский умер в Лазаревской, когда ему исполнилось 36.Их объединяет кроме маршрутов ссылки: Сибирь-Кавказ и общих для поэтов приподнятых мечтаний и. настроений, странная, возможно модная тогда тема-романтика смерти. Бестужев: « Я буду убит на Кавказе», Одоевский «Песни из гроба».

Одоевский в многочисленных описаниях преимущественно красивый, весёлый, остроумный молодой человек. Он был всеобщим любимцем. Его приглашали в разные дома(если будет Одоевский — не будет скуки). А ему самому было там скучно… В стихотворении «Бал» светское общество изображает он как сборище мертвецов:

«Сплотясь, толпясь, друг друга мча,
Обнявшись желтыми костями,
Кружася, по полу стуча,
Они зал быстро облетали»…

Сдается, что такие монологи Гамлета вполне могли постепенно превращаться в тотальное равнодушие к жизни. Ведь и Бестужева пытались спасти рядовые вместе с ним производившие разведку на мысе Святого Духа. Одоевского сослуживцы Нарышкин и Лорер звали уехать вместе с ними на Тамань как раз перед проклятым малярийным вирусом. Но-нет. Писатель Владимир Якунин подробно описывает последние дни жизни поэта-декабриста в повести «Одоевский» из серии «Жизнь замечательных людей». Занятные эпизоды, наверное точно, предающие дух, настроения, образ жизни молодого дворянства царской России.Из последнего, «лазаревского» периода жизни Александра Одоевского показалось интересным не то, даже что по легендам горцы вначале снесли крест с могилы Одоевского и забрали останки, а потом, растроганные, вернули. А то. что декабрист Якунин некогда подарил другу ветку дуба. того самого, что рос на могиле Лауры-воспетой Петраркой. И будто бы желудь с той самой ветки был зарыт в землю на холмике могилы. А из него после вырос дуб. Вот это поистине дуб, где может любой, кто интересуется прошлым, славным прошлым своего города, в шелестении листьев услышать «повесть дней ушедших» и попытаться вникнуть, почему так замысловата история страны и сколько необычных личностей, богато одаренных и «граждански активных» просто ушли, потеряв интерес разом ко всему.



( Читать дальше )

ЩЕДРОСТЬ ТАЛАНТА И РАВНОДУШИЕ ВРЕМЕНИ

«Щедрость таланта»-так называлась статья в газете «Черноморская здравница» опубликованная в августе 2006 года и посвященная выставке художественных эмалей сочинского художника Артура Скрипникова. Про щедрость таланта мастера не стоит даже рассуждать. Сколько монументальных работ для города им сделано, а сколько утрачено-это действительно редкий случай. Сочинцы помнят мозаичные панно Артура Скрипникова « Покорение Космоса» на фронтоне кинотеатра «Спутник», декоративное панно «Праздник Посейдона» в загубленном санатории
“Кавказская Ривьера”. Секретом оригинального стиля стало использование местного природного материала – морской гальки в работе- мозаичном панно корпуса БФО «Мацеста». Этого больше никто из сочинских художников не применял в своем творчестве. И такого красочного и своеобразно выполненного «полотна» больше нет. Хорошо, что еще сохранились роспись на тему «Русь непобеждённая» в вестибюле санатория «Россия», росписи и мозаики на фасаде Детской музыкальной школы им. Шмелева, мозаичные панно в санатории «Актер»,

( Читать дальше )
  • +40
  • 29 ноября 2022, 10:22
  • sava
  • 3