Это такие чудные творения.Словом обезьяны!

6 февраля создан институт медицинской приматологии в городе Сочи. Раньше это был питомник обезьян в Сухуме, сознанный наркомом Семашко для изучения сокровенных тайн происхождения человека. «Помните «Собачье сердце», где профессор Преображенский пытался найти источник вечной молодости и пересадил человеческий гипофиз и семенные железы собаке? Так вот, в поисках вечной молодости в СССР в 1920-е годы действительно проводили подобные исследования, описанные Булгаковым в фантастической повести, а сухумский институт должен был разработать технологию подсадки семенников престарелым большевикам, для того, чтобы обратить вспять процессы старения».(Интернет-портал СКЭП Сочи) На базе сухумского питомника один смелый экспериментатор учёный Илья Иванов планировал получить гибрид человека и обезьяны. В 1970-е и 1980-е годы делались и опыты по выращиванию обезьян в природных условиях. Один из них проводили в ущелье Дедеркой под Туапсе, второй в междуречье Западной и Восточной Гумисты в Абхазии. Сотрудники института наблюдали за животными и подкармливали их зимой. Говорят, некоторые особи павианов пережили 1990-е и обитают в абхазских лесах до сих пор. Обезьяны плохо переносят «северный» климат, ведь предки их- из экваториальных широт. В результате туапсинского эксперимента по выживанию гамадрил в диких условиях обнаружили, что от холода из-за плохой циркуляции крови у них отваливаются хвосты.А местные предания гласят, что и видели и последствия неожиданных контактов павиана с человеком…
Создание НИИ в Веселом во многом заслуга академика Бориса Аркадьевича Лапина.Он бы смелым мечтателем, старался привнести в работу Центра опыты, способствующие исследованию качеств организма в самых неожиданных условиях.12 обезьян из сочинского института побывали на орбите нашей планеты на космических аппаратах «Бион». В НИИ до недавнего времени работали 400 человек, из них 40 являются научными сотрудниками. С 1993 года здесь действует аспирантура.Туристический отдел организовывает экскурсии, которые проводят научные сотрудники. А смотреть друг на друга мы и наши далекие предки иногда должны. В Сочи живут около 300 животных в возрасте 25–30 лет, по человеческим меркам им около 80. С ними и сейчас проводится множество экспериментов, чтобы выявить лечебные препараты и способы, которые будут скоро очень нужны человечеству в наступающих условиях взаимной неприязни, подозрительности и недоверия. Может быть, надо изредка ездить в питомник, чтобы посмотреть, как человекообразные ладят друг с другом и несмотря на угрожающие гримасы все же находят способы относиться «по- человечески» к себе подобным.

  • 06 февраля 2023, 11:27
  • sava
  • 2

ДЯДЯ ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА

17 июля 1873 года Именным Высочайшим указом, данным правительствующему Сенату, в вечное и потомственное владение флигель-адъютанту капитану I ранга (позже контр-адмиралу) Владимиру Петровичу Шмидту пожалованы 500 десятин земли в устье реки Шахе (левый берег). На левом берегу реки, на небольшой возвышенности, располагалась дача адмирала В. П. Шмидта. Много немцев получали земли в Сочи в годы после окончания Кавказской войны вплоть до Великой Октябрьской революции. Они были хозяйственными помещиками, знатоками секретов разведения садов и устройства парков. До сих пор удивляющий природным разнообразием парк «Южные культуры» в Адлере был заложен Арнольдом Рейгелем, а у истоков знаменитого сочинского «Дендрария» был ботаник, которого называют «первым заведующим сочинским «Дендрарием» Владимир Штейп. Предки Владимира Петровича Шмита были «выписаны» Петром Великим еще в 17-м веке в качестве корабельных мастеров. Службу Владимир Петрович Шмидт проходил на Балтике и Чёрном море. Участник обороны Севастополя. Награжден золотым палашом и всем разнообразием имеющихся на то время орденов. Командир Императорской яхты «Тигр» ", первой императорской яхтой на Черном море В то время капитан-лейтенанту В. П. Шмидту было «разрешено носить во всех случаях вместо шляпы фуражку», а за сбережение яхты сделана прибавка к жалованию -702 р/год. В некоторых описаниях биографии адмирала Шмидта есть сведения о том, что на яхте «Тигр», он «отличился при перевозке десанта Кавказской армии и высадки десанта у мыса Адлер в отряде контр-адмирала М. И. Дюгамеля». С 1862 по 1871 год «Тигр» регулярно крейсировал у восточного берега Черного моря и участвовал в обеспечении десантных операций на побережье Кавказа. Правда, в 80х годах с яхты были похищены артиллерийские снаряды, что причинило ему командиру парохода временные неприятности, но дело потом было закрыто.Так случилось, что В.П. Шмидт был родным дядей революционера лейтенанта Шмидта. И его «крестным отцом». Почитаемый большевиками отставной лейтенант русского военного императорского флота Пётр Шмидт, поднявший мятеж на крейсере «Очаков» в 1905 году, как выяснилось, страдал серьёзными психическими расстройствами. Предполагается, именно они и привели к разным событиям в жизни этого героя нашей революционной истории, весьма неоднозначной личности. С племянником у дяди случились на пороге веков большие неприятности. В 1905 году П.П. Шмидта отстраняют от должности, отдают под суд. Причем это страшный позор: лейтенант Шмидт якобы украл деньги у своих матросов. Владимир Петрович Шмидт имел сказочное терпение, принимал самое активное участие в судьбе своего племянника. И в этот, в который уже раз, ставший к тому времени сенатором, дядюшка выручил и вступился за своего Петрушу. Он лично внес растраченную племянником сумму и надавил на все возможные рычаги, добившись того, чтобы «недотепу уволили с флота по-тихому, без огласки причин». Понять старого адмирала можно. Дело в том, что к этому времени один из младших братьев Шмидта уже погиб на броненосце «Петропавловск» вместе с вице-адмиралом Макаровым, а второй, тяжело раненный в штыковых атаках, находился в японском плену. А тут еще и третий -племянник… Ну, разве не дрогнет сердце у родного дяди»!( Международная газета «Секретные материалы»).Интересный факт, в истории героя революции 1905 года лейтенанта Шмидта появляется в сочинской прессе в 1901 году :« Въ «Грандъ-отелѣ» живутъ симпатичнѣйшій Л.В.Собиновъ и артистка Императорскаго балета В.А.Коралли (Каралли). Собинова сопровождаетъ здѣсь братъ-офицеръ и студентъ г.Шмидтъ, съ которымъ Собиновъ чертитъ планы своей будущей дачи на Красной Полянѣ». Больше никаких упоминаний о родственных связях великого певца с офицером Шмидтом не нашлось. Дача Собинова на Красной Поляне сгорела в 1943 году. Фамилию Шмидт, с немецкого и некоторых других языков переводящуюся как Кузнецов, носили многие знаменитые люди – ученые и писатели, спортсмены и военачальники. Для города Сочи стала меткой персона еще одного Шмидта – которого иногда называют «красный Колумб» по имени Отто. Отто Юльевич никакого отношения к революционеру Петру Петровичу Шмидту не имел. Зато навсегда остался в истории города Сочи, сделав одну из первых прививок на Дереве Дружбы…

Адмирал и георгиевский кавалер В.П. Шмидт в 1917 году категорически не принял Октябрьский переворот и ушел в Белую армию. Дядя и его крестник, племянник Петруша оказались по разные стороны баррикад. Упоминается в некоторых источниках, что В.П. Шмидт даже изменил написание своей фамилии на «Шмитт».
О даче контр-адмирала В.П. Шмидта в Головинке нет никаких дополнительных сведений. Она, как и многие черноморские поместья дворян бывшей России не сохранилась. На фото за стволом Тюльпанового дерева просматривается курорт «Лиран». оно из роскошных мест курортного отдыха в начале 20-го века. Возможно, что там, неподалеку, стоит как раз дача дяди лейтенанта Шмидта.

  • 21 января 2023, 11:23
  • sava
  • 18

ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ ВАТАГИН "МИСТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Василий Ватагин родился 1 января 1884 года (20 декабря 1883 по старому стилю) в Москве. Так утверждает автор на страницах одного «Интернет-альманаха». Хотя, принято старый стиль переводить на «новый» прибавляя 13 дней. Но не важно. Творчество художника, сама личность Василия Ватагина остаются достоянием нашего города. Не удалось выяснить сохранилось ли до сих пор здание дома Ватагиных, на улице Победы. напротив дома, теперь располагается «Горка Ватагина». «Горка Ватагина» -популярная достопримечательность в поселке Лазаревское, прямо в самом центре возле кинотеатра «Восход». О Сочи художник пишет: «За три года мне близко удалось познакомиться со здешней природой, её сменой времён года. Я рисую с натуры акварелью (облака, море, растения, насекомых), вновь эпопею «Маугли» (более 100 акварелей), серию ископаемых животных в пейзаже». В.А.Ватагин в 1936 году приобретает дачу в Лазаревской О предвоенных годах Василий Алексеевич вспоминал, как «счастливых и спокойных». Художник получил отдельную мастерскую, много и с увлечением работал. Ежегодно свой отпуск в сентябре проводил в Лазаревском. Но наступил 1941 год… «В июне 1941 года недели на две мы поехали в Лазаревку, а 22 июня разразилась страшная буря войны.С лета 1942 года Лазаревка оказалась в прифронтовой полосе. Ежедневные бомбёжки, ответные зенитки! А у меня ещё малярия и общая дистрофия, ноги отказываются служить – репетиция старости – мне 60 лет. Но руки и голова здоровы, и я усиленно работаю. Рисую портреты местных героев». О В.А. искусствоведы последнее время пишут интересные вещи: «Лучший анималист в русском искусстве 20 века (имея в виду тех художников, что целиком посвятили себя этому жанру), проявил в своих произведениях по-своему мистическую убежденность в тайной мудрости природы, наглядно раскрывающейся в фауне. Тема «переселения душ», наделяющая его зверей почти человеческой характерностью, служит мифологическим фоном всего ватагинского творчества».
В Сочи еще давным-давно, когда Музей истории города находился на ул. Орджоникидзе проводилась выставка работ Ватагина. Вероятно с привлечением Дарвиновского музея. (С 1908 года Ватагин постоянно сотрудничал с Дарвиновским музеем, в экспозиции которого представлено более 50 картин и скульптур художника).Однако, на этой выставке не были представлены работы, написанные именно в Лазаревской, о которых художник рассказывает в свой книге. В Интернете пейзажи, написанные в курортном поселке найти не удалось. А ведь они интересны тем более -в исполнении такого мастера Не говоря уже о неведомых « местных героях». Кто это были-жители поселка, солдаты, защищавшие его? Однако, вот новость- родные художника прислали фотографии из семейных архивов, уникальные книги, письма, рисунки, выполненные В. А. Ватагиным в Лазаревском, доме в годы войны семье однокласснице дочери Ватагиных Натальи, Сафии Измайловой. Среди них- рисунок дома Ватагиных в
Лазаревском сделанный Василием Алексеевичем в 1939 году. А так же рисунок, на котором изображена река Псезуапсе, несущая свои воды с гор к морю.Прошу прощения за качество, пришлось скопировать из брошюры «О том, как судьба связала выдающегося художника-анималиста 20-го века В.А. Ватагина с п. Лазаревское, где его помнят и чтут» Бредихина Якова Владимировича, автор, кстати, на момент написания был семиклассником 75-й школы. А вот изображений удивительных животных с человеческими лицами,-скульптур и картин В.А. Ватагина в Сети сколько угодно.

  • +64
  • 01 января 2023, 10:44
  • sava
  • 1

ЧТО ИМЕЕМ НЕ ХРАНИМ, НОВОЕ НАЙДЕТСЯ

Фонтан «Чайки» работы сочинского скульптора Владимира Алексеевича Гуслева известен сочинцам. Он был он одним из хорошо продуманных элементов украшения ландшафтного пространства в парке «Ривьера». Демонтирован в 2005 году. Хорошо, что чайки не пропали где-то на задворках бывшего художественно-производственного комбината, а «улетели» вглубь аллей и теперь они символически представлены в композиции «Чайки на якоре». О том, что творится теперь с садово-парковой скульптурой в «Ривьере» сейчас иначе, как скульптурно-декоративным хаосом не назовешь.

Смешались в кучу … Спанч Боб, Гулливер, Чебурашка с друзьями, гипсовые влюбленные и просто одинокие читательницы журналов на скамейках, много металлических фонарей почтительно склоняющихся к посетителям. Впрочем не будем в подробностях. Наступят времена, когда и это мультиобразное папье-маше демонтируют. А ведь в свое время демонтировали классику. Слава Богу рука не поднялась, на такие работы, которыми специально приходили в парк любоваться: «Цапли» Глухова, «Лань с детенышем», установленная в 1939 году (скульптор П. Дзюбанов ) и немногие прочие. Образцы «сочинского стиля» ландшафтной и садово-парковой архитектуры можно увидеть и на улицах города. Много статей посвящено этой теме. Туристы- любители курортных достопримечательностей пишут и пишут. Много фотографий из лучших сочинских здравниц, посчитавших важным сберечь культурное достояние. Разумеется, авторы скульптуры не только свои, сочинские мастера. Много привлеченных особо к украшению зданий, а так же площадей и улиц числятся в энциклопедии российской архитектуры. Вот и теперь традиция сохраняется.На днях, получив одобрение членов Градостроительного совета Сочи, народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, профессор. Александр Рукавишников «предложил знаковые монументально-декоративные работы, которые украсят город-курорт: скульптурную композицию на мысе Видном «Архангел Михаил» и скульптурную декоративную композицию «Чайки» в Морпорту».

Здорово, монументально! «Архангел Михаил» даже масштабнее того, что стоит в центре города на Платановой аллее.(Двадцать семь метров вместе с колонной). А «Чайки»…Простите, но не то же застывшее мгновение в полете, пируэт, который Владимир Алексеевич Гуслев так хорошо передал в своей композиции для фонтана в «Ривьере». Или размах крыльев немного другой? Шире, времена ведь изменились. Относительно памятника Архангелу Михаилу. Мыс Видный фигурировал в нескольких планах по воздвижению монументов. Одно время обсуждалась тема установки памятника святому Апостолу Андрею Первозванному. Согласно преданиям, на Черноморском побережье Кавказа Апостол совершал чудеса.

В небольшой деревушке в долине реки Псахо он, по просьбе несчастной матери, исцелил мальчика, умиравшего от лихорадки. Со скульптурой дальше разговоров не пошло, но Поклонный крест был установлен. Далее, на очень удачно расположенную «площадку» по дороге из Адлера в центр города, имел виды скульптор, академик Зураб Церетели. Идею установки 33-метровой скульптуры Иисуса Христа сочинские архитекторы не одобрили. Архангел Михаил оказался более привлекательным в смысле стиля скульптора и смысловой нагрузки. Он ведь покровитель города Сочи. Александра Рукавишникова называют «скульптором из скульпторов», но не из лести, а из принадлежности к династии. Нет сомнений в мастерстве художника. Возникают только два вопроса, а что в Сочи своих скульпторов не нашлось? Взять того же Владимира Григорьевича Зеленко, председателя местного отделения Сочинского Союза художников, автора скульптуры Архангела Михаила на Платановой алее…И второй вопрос вполне правомерный, учитывая, что бюджет города Сочи на 2023 год уже утвержден в первом чтении- «дефицит бюджета будет незначительным». А во что (примерно) обойдется установка скульптуры «Архангел Михаил» на мысе Видном и скульптурной декоративной композиции «Чайки» в Морпорту» в исполнении народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии художеств, профессора. Александра Рукавишникова?



( Читать дальше )

ДОМ НАД ОБРЫВОМ. ХУДОЖНИК Н.Н. ДУБОВСКОЙ В СОЧИ

17 декабря 1859 родился Николай Никанорович Дубовской живописец русской пейзажной школы рубежа ХIХ и ХХ веков, видный общественный деятель, член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников.

Именно в природе Дубовской искал вдохновение для своих произведений. В живописи укрывался от тревог повседневной жизни, перешагивая грань, разделяющую реальность и мир, где царили мечты.Его в начале 20-го века в творческом сообществе признавали, как самого значительного из русских художественных объединений ХIХ века, сыгравшего выдающуюся роль в развитии русского изобразительного искусства. Он сделал себе имя пейзажами, где традиционный романтический подход к природе преображался в некую «прозрачность» границ между натурной реальностью и своеобразным сном наяву.

Именно это схожая с символизмом особенность стиля Дубовского, придавала индивидуальность его работам. Среди них: «Зима» (1884, Третьяковская галерея), «Притихло» (1890, Русский музей), «На Волге» (1892, Третьяковская галерея), «Ноябрьский вечер» (1900, там же). Часто обращался Дубовской к зимним мотивам, любил спокойные, «штилевые» состояния природы. Кисти художника принадлежит более четырёхсот картин и около тысячи этюдов.С 1911 года Н.Н. Дубовской был профессором пейзажной мастерской Академии художеств. Обладал множеством почетных званий в сфере изобразительного искусства. Он был одним из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме. В Сочи у Дубовских была дача, в Хосте, где супруги жили. Мастер пейзажа был женат на художнице Фаине Николаевне, в девичестве Терской, женат, как считалось, счастливо, В статьях, посвященных творчеству художника признают, что Дубовской «пленялся девственной красотой природы Кавказа и много раз ездил на лето на Черноморское побережье, но — (цитата) «надо признать, что оно мало дало ему в искусстве. Кавказские пейзажи были у него довольно холодными, он казался случайным, рассудочным наблюдателем красот природы, без тесного слияния с ней, как в прежних, лучших своих работах, хотя горные пейзажи в смысле верности колорита и передачи воздуха удавались ему хорошо». Как же так-о природе Сочи богатой и разнообразной и-без эмоций, один рассудок и умелая кисть…Можно предположить, что человеком Николай Никанорович был впечатлительным, чутким и внимательным к малейшим нюансам бытия. Это его и подвело. Дом, который архитекторы и историки Сочи называют «Дачей Базарова» стоял над обрывом. А время уже было наполнено смятением, ощущением будущей трагедии – это небольшой промежуток между двух революций.

Художнику было предназначено прожить всего 52 года.Николай Дубовской умер весной 1918 года в Петрограде, скоропостижно, от «паралича сердца». Он был полон идей и готов к работе, но рушившийся в то время жизненный уклад, как и переоценка роли и места изобразительного искусства исчерпали его силы. Для нас еще не открыты все его пейзажи окрестностей Сочи и Красной Поляны. В них есть какая-то притягательность, умение остановить мгновенье именно то самое, в которое взгляд был направлен просто на море, горы, деревья. Но недаром же уличали живописца в том, что он умеет перешагивает грань между реальностью и «миром мечты».



( Читать дальше )
  • +35
  • 18 декабря 2022, 10:06
  • sava
  • 14

ДУБ ОДОЕВСКОГО

8 декабря (26 ноября по старому стилю) — день рождения Александра Ивановича Одоевского (1802–1839). Поэт и декабрист, драгун и разжалованный солдат эта фигура России пушкинских времен весьма любопытна, хотя и почти позабыта сегодня. Нас больше интересует, понятно, все, что связывает Одоевского с поселком Лазаревское. О чем напоминает сам поселок, в нем есть улица имени поэта-декабриста, библиотека, которая так же носит его имя, еще-сквер с бюстом работы Ираиды Гуслевой. Наверное, сидя на лавочке в сквере можно порассуждать, что же это были за странные такие «кормчие Руси»-вначале бунтовщики — революционеры, вступившие в «Союз спасения», потом уставшие от несбывшихся чаяний ссыльные, потом просто разочаровавшиеся в жизни вообще -смирившиеся с мыслью о смерти, когда им не исполнилось еще и сорока лет. Александр Бестужев погиб в Адлере в сорок лет. Александр Одоевский умер в Лазаревской, когда ему исполнилось 36.Их объединяет кроме маршрутов ссылки: Сибирь-Кавказ и общих для поэтов приподнятых мечтаний и. настроений, странная, возможно модная тогда тема-романтика смерти. Бестужев: « Я буду убит на Кавказе», Одоевский «Песни из гроба».

Одоевский в многочисленных описаниях преимущественно красивый, весёлый, остроумный молодой человек. Он был всеобщим любимцем. Его приглашали в разные дома(если будет Одоевский — не будет скуки). А ему самому было там скучно… В стихотворении «Бал» светское общество изображает он как сборище мертвецов:

«Сплотясь, толпясь, друг друга мча,
Обнявшись желтыми костями,
Кружася, по полу стуча,
Они зал быстро облетали»…

Сдается, что такие монологи Гамлета вполне могли постепенно превращаться в тотальное равнодушие к жизни. Ведь и Бестужева пытались спасти рядовые вместе с ним производившие разведку на мысе Святого Духа. Одоевского сослуживцы Нарышкин и Лорер звали уехать вместе с ними на Тамань как раз перед проклятым малярийным вирусом. Но-нет. Писатель Владимир Якунин подробно описывает последние дни жизни поэта-декабриста в повести «Одоевский» из серии «Жизнь замечательных людей». Занятные эпизоды, наверное точно, предающие дух, настроения, образ жизни молодого дворянства царской России.Из последнего, «лазаревского» периода жизни Александра Одоевского показалось интересным не то, даже что по легендам горцы вначале снесли крест с могилы Одоевского и забрали останки, а потом, растроганные, вернули. А то. что декабрист Якунин некогда подарил другу ветку дуба. того самого, что рос на могиле Лауры-воспетой Петраркой. И будто бы желудь с той самой ветки был зарыт в землю на холмике могилы. А из него после вырос дуб. Вот это поистине дуб, где может любой, кто интересуется прошлым, славным прошлым своего города, в шелестении листьев услышать «повесть дней ушедших» и попытаться вникнуть, почему так замысловата история страны и сколько необычных личностей, богато одаренных и «граждански активных» просто ушли, потеряв интерес разом ко всему.



( Читать дальше )

ЩЕДРОСТЬ ТАЛАНТА И РАВНОДУШИЕ ВРЕМЕНИ

«Щедрость таланта»-так называлась статья в газете «Черноморская здравница» опубликованная в августе 2006 года и посвященная выставке художественных эмалей сочинского художника Артура Скрипникова. Про щедрость таланта мастера не стоит даже рассуждать. Сколько монументальных работ для города им сделано, а сколько утрачено-это действительно редкий случай. Сочинцы помнят мозаичные панно Артура Скрипникова « Покорение Космоса» на фронтоне кинотеатра «Спутник», декоративное панно «Праздник Посейдона» в загубленном санатории
“Кавказская Ривьера”. Секретом оригинального стиля стало использование местного природного материала – морской гальки в работе- мозаичном панно корпуса БФО «Мацеста». Этого больше никто из сочинских художников не применял в своем творчестве. И такого красочного и своеобразно выполненного «полотна» больше нет. Хорошо, что еще сохранились роспись на тему «Русь непобеждённая» в вестибюле санатория «Россия», росписи и мозаики на фасаде Детской музыкальной школы им. Шмелева, мозаичные панно в санатории «Актер»,

( Читать дальше )
  • +40
  • 29 ноября 2022, 10:22
  • sava
  • 3

Все это так- архитектура...

Михаил Кольцов о Сочи- очерк «На Кавказской Ривьере» 1934 год: «При наиболее возможном разнообразии форм весь новый город должен дышать единым гармоничным архитектурным стилем, дополняя красоту моря, вечнозеленых гор, подчеркивая характер каждого отдельного уголка, мыса, поворота, склона». В начале строительства главного советского курорта этого придерживались руководители гигантского проекта Всесоюзной здравницы. Но несмотря на принятые, утвержденные Сталиным законы строительства, они упрощались и варьировались в зависимости от обстоятельств времени. В своей речи Уполномоченный ЦИК СССР А.Д. Метелев 8 января 1937 года заявил: «Вопрос культурных а так же монументальных сооружений надо сейчас разрешить. Нужно уметь соответствующим образом подходить к каждой стройке, к каждой новой скульптуре, которая должна украсить наш город». Был регламент социалистического «скульптурного» направления, который прежде всего преследовал пропаганду великих идей. При всем вечном противостоянии- творчество художника и пропаганда, именно он и произвел на свет «пафос архитектурного образа Сочи». В санаториях, в оформлении городских зданий, в парках, на улицах появлялись скульптуры и композиции, которые украшали город. Перечислять нет нужды. Они еще рядом. На крыше Зимнего театра, Морского вокзала, фасаде Художественного музея. Они неприкосновенны. Это память о времени, когда путь в «светлое будущее» был абсолютно неотвратим. Но бесчисленное множество уличной скульптуры, объектов малой формы и садово-парковое прошлое времен строительства коммунизма бесследно исчезли. Вот уже лет двадцать время от времени в прессе появляются статьи под общим названием «Где ты, Девушка с веслом? Конец СССР 1991 год. Газета «Черноморская здравница»: «Нужно вместе заботиться о том, чтобы Сочи выглядел так, как подобает курорту. Ведь есть же депутатская комиссия по культуре! Нужно совместно с художниками решать вопросы оформления города. Нужно, в конце-концов воспитывать людей, прививать им художественный вкус». В абсолютно советский период существовал план «монументальной пропаганды» и на него выделялось немало средств. В городе Сочи появилось много произведений известных скульпторов. Вспомним. Монументы «Летчик» и «Танкист» скульптора В.В. Козлова.( Военный санаторий «Сочинский»), «Девушка с кувшином», собирательный образ сочинки, отражающей советскую эпоху (внутренний дворик железнодорожного вокзала). «Борец с быком» на здании сочинского Мясокомбината, скульптура работы Веры Мухиной. Можно еще перечислять. В семидесятые годы и сочинский творческо-производственный комбинат Художественного фонда РСФСР имел план создания монументальной и декоративной скульптуры. Важно, что имелись средства для его воплощения в жизнь. Скульптурная композиция «Ломающая стрелы» работы известного сочинского скульптора В.И. Глухова была установлена в центре Цветного бульвара Сочи в 1976 году. Отзыв: «Девушка-наездница, собственными руками ломающая над головой острые стрелы, в былые времена олицетворяла стремление советских людей к примирению и братству». Скульптурная композиция «Мацеста» автор И.Я. Гуслева, 1972 год, «городское зверье» в аллеях парков и дворах гостиниц, работы признанных скульпторов-анималистов. Они, пантера на Приморской, лошадки Рочняка, туры и олени еще живы. А «Девушек с веслом» и «Дискоболов» уже нет. Единственная представительница стиля и направления -во дворе территориального отделения ГТРК «Кубань» на Театральной. Было бы наивно полагать, что скульптура с теми смыслами и в тех пропорциях, которые были при расцвете здравых идей художественного оформления города вернется. Но есть повод настаивать, чтобы дешевые поделки вроде «Клоуна» в центре фонтана возле цирка и «Русалки» на площади Искусств больше не появлялись.

  • +20
  • 26 ноября 2022, 10:55
  • sava
  • 5

ЦВЕТЫ ВРЕМЕНИ

«Букет в честь Венчагова» -композиция известного флориста Бориса Меняйлова стал украшением одной из последних, десятой Выставки цветов в Зимнем театре в 2007 году. Неофициальным девизом этой выставки стали нетленные строки Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Время было не из самых благополучных в жизни Сочи, но Пушкин не молчал. На конкурс, который был условием каждой Выставки цветов в Зимнем, были представлены более полусотни композиций и букетов. Сложно даже некоторые из них найти в Интернете. Хотя, картинки не пахнут и не наделены каким-то своим «контактом», как живые растения вблизи. Сочинцы, которые раньше были постоянными посетителями выставок, делились впечатлениями. Каждый о своем. Например, Ольга, старшеклассница гимназии, ( на тот момент), что «все композиции выполнены в одной цветовой гамме. И как правило-основные цвета осени, все оттенки желтых, бордовых, темно-зеленых цветов». Однако, некоторые участники биеннале ломали стереотипы. Некотрые, особо взыскательные посетители, очевидно профессионалы из фитодизайнеров, высказывали свои замечания: «Каждый год новые работы слишком уж похожи на работы прошлых лет. Конечно, иногда встречаются композиции со свежими идеями, но их очень мало». Представители зеленого хозяйства Сочи последние два года вплотную заняты городским благоустройством. Жаль, что их творческий потенциал остается нераскрытым, такое впечатление, во всяком случае, присутствует. А ведь, допустим, и сочинский Национальный парк радовал своими неожиданностями. На юбилейной, десятой выставке была представлена композиция «Осьминог». В «Осьминоге», выполненном из крупной и мелкой гальки, ракушек и веток хвои, действительно угадывалось морское животное. В целом впечатления о выставке, озвученное журналистами, было с общим эпитетом «впечатляющая». Отмечали, что такого количества поэтических цветочных композиций, такого красивого оформления зала Зимнего театра, где проходила выставка, не было давно. Дополнительно делились своим личными: «Уникальна атмосфера тепла и уюта, в дни осенней непогоды». Потом цветочные выставки перекочевали в Центральный Дом культуры. Но обстановка была совсем не та, при проведении выставок в Зимнем театре организаторы сами признавались «атмосфера сама по себе определяет несколько иной взгляд на экспозицию». Остается надеяться, что проект «Сочи, море, цветы» возобновится именно в Зимнем театре. Тем более, что идей по созданию фитодизайнерских фантазий у нынешних представителей профессии появилось более чем достаточно. Их подсказывает само время.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР,СТОРОНА РОДНАЯ

«В этой части города (улицы Приморская, Московская, Подгорная и Нагорная) расположены лучшие дома, лучшие гостиницы, лечебницы частных врачей и церковь. Обширные городские парки надолго устраняют в ней возможность перенаселения, сохраняя за ней по условиям жизни первенствующее значение для постоянных жителей города». Д.И. Коченовский «Сочи», 1913 год.
«Уничтожены коррупционными стройками горы Батарейка и Виноградная. Больше нет красивейших улиц – Нагорной и Кубанской. Даже главную артерию – Курортный проспект уродуют частные небоскрёбы, построенные без всех соблюдений норм и правил». Б.М. Баликоев «Правда о Сочи»,2011 год.
Вплоть до начала девяностых годов существовали суровые правила застройки в лучшей здравнице СССР. Однако, в «лихие 90-е» все переменилось. Возобладали: выгода «братков», местных чиновников и вдруг выскочивших из волшебного ларца олигархов. Об этом рассуждали много, разоблачений в газетах, к примеру «Деловой Сочи», достаточно. Там публиковались масса критических материалов, назывались имена, размеры взяток, пути обхода законов и все прочее. Ни к чему это не привело. Списки незаконно возведенных объектов на сегодняшний день пополняются. Минстрой призвал сохранить историческую идентичность центров российских городов. Это значит, что в границах «исторического ядра» города Сочи беспредела больше твориться не может. Очень хочется в это верить.
Район обитания, выбранный нашей семьей 8 лет назад оказался в историческом ядре — между памятникам архитектуры и культуры: Художественный музей имени Д.Д. Жилинского, Зал Органной и камерной музыки, Музей Островского. Небоскребов конечно хватает. Чего стоит один лишь «Титаник». Утешает, что места для них не осталось. Хотя…пустошь Смауга, ( пустыня вокруг Одинокой горы по Джону Рональду Р. Толкину), а это почти гектар земли, остающийся пустырем около трех десятков лет на улице Нагорная, 28 может стать строительной площадкой в любой момент. Каким-то чудесным промыслом судьбы не возникли бетонные монстры на большей части улиц Нагорной и Кубанской. Счастье стало возможным после того, как в середине шестидесятых были построены пять домов для творческой интеллигенции (работников сочинской Госфилармонии) и два — для работников Горкома партии и Горисполкома. Автор проекта одного из домов на углу улицы Кубанской и Морского переулка мастер своего дела, А.Н. Стельмащук, в 1957-1960 годах Главный архитектор города Сочи. Немного проще, но привлекательны именно особенностями советского стиля дома на Нагорной 27 и Морскому переулку …Их достоинство некогда заклейменные как «архитектурные излишества»-полуколонны между балконами, рельефы и вазоны на фасадах. Есть на чем остановиться взгляду. «Видеть город через историю, понимать секреты зданий. Видеть тени и чувствовать жизнь города. Города курорта с необыкновенной южной архитектурой». Это сознают и чувствуют многие сочинцы и гости города, отправляющиеся изредка на экскурсии т.н. «Бродилки». На нашей улице — Нагорной, остаются целы и невредимы несколько домов с богатым прошлым. Некоторые изменились со временем, это нормально. Этот здание едва дышит. Дом на Нагорной,6 имеет сходство с тем, который остался только на открытке- «Дача Сотенная». История пока не раскрывает происхождение названия. Где-то на параллельной улице еще, вероятно, стоит дом знаменитый тем, что там жил профессор Соколов, избавивший наше побережье от малярии. «Скромная квартира Соколова находилась на первом этаже неказистого на вид трехэтажного дома на Кубанской улице»- пишет краевед И.Зайцев.
В разговоре с жителям района выяснился один любопытный факт. Домов, построенных в 20-е годы прошлого столетия здесь немало, пожалуй, около семи. К расселению пока предназначены только два, по Кубанской 21 «А» и Нагорной,4. Возмущаться, негодовать по этому поводу или просто принять обстоятельства, которыми вызвано такое положение дел? Некоторые моменты, однако, заставляют задуматься. А вдруг на месте освободившегося после расселения дома появится бетонная этажерка, каких уже полно в «историческом центре» города. И будет она стоять недостроенной — вечность. Примеров множество. Далеко ходить не надо. Улица Кубанская, 18.
Озадачило признание на одном из сайтов: «В ТОП-5 улиц сочинской «Рублевки» вошли такие улицы, как Орджоникидзе, Пирогова, Нагорная, Морской переулок и Курортный проспект». Может быть «хибары», как любил выражаться один из городских чиновников, составляют своего рода «изюминку» этих улиц…

  • +31
  • 04 ноября 2022, 11:02
  • sava
  • 1

АРЕСТ У МОРЯ

Рано утром 22 октября 1938 года о красивого двухэтажного здания на главной сочинской улице-проспекте имени Сталина отошли пять черных «эмок» (так называли в народе легковые автомобили Горьковского автозавода) и направились к даче К.Е. Ворошилова.

Там уже пятый день гостил по приглашению хозяина маршал Советского Союза Василий Константинович Блюхер с женой и детьми. Они купались в море, загорали, а вечерами играли в карты. Всем нравились отменные условия для отдыха, близость еще теплого моря, южное солнце. Сюда же приехал брат Блюхера Павел, капитан ВВС. Утром 22 октября пятилетняя дочь Блюхера Ваира еще спала, старший брат Всеволод, племянница Нина пошли на занятия к учителю. Галина Александровна кормила грудью малыша Василина, дверь в ее комнату была открыта.

Примерно в половине десятого черные автомобили подъехали к даче, из них выскочили несколько человек в штатском, сразу направились в дом. Первым забрали Василия Блюхера, затем Галину Александровну и Павла. Все произошло за считанные минуты. Каждого арестованного посадили в отдельную машину. Кортеж автомобилей проследовал к зданию НКВД на проспекте Сталина 36/10, где они пробыли в тюремных камерах трое суток.По другой версии арестованных сразу доставили на железнодорожный вокзал. Там для их перевозки использовали служебный вагон маршала Блюхера. Имя его в те времена было широко известно в Советском Союзе……Можно бы было предполагать, что клеймо «враг народа» теперь будет навечно рядом с легендарным именем? И вот поползли слухи, что Блюхер шпион, собирается бежать в Японию, где в Токио у него резиденция. Его допрашивали 16 дней, «обрабатывали « его четыре специалиста- следователя под личным руководством Берии. Пытали, издевались, вырвали глаз.

Но как ни старались, Василий Константинович не подписал ни одного обвинения.9 ноября 1938 года он был расстрелян. Его жена Галина Александровна Кольчугина -Блюхер семь месяцев провела в одиночной камере, допросы проводил сам Берия. Потом снова была тюрьма, лагеря, ссылка. О судьбе младшего сына мать так никогда и не узнала. А о смерти мужа ей сообщили только через 18 лет после 20-го съезда КПСС в 1956 году. В этом же году Главная военная прокуратура сообщила, что дело в отношении Блюхера прекращено за отсутствием состава преступления и он посмертно реабилитирован.

Г. Полонский, краевед. Газета «Черноморская здравница»

Дом, где в Сочи располагался НКВД, до сих пор стоит на перекрестке улиц Соколова и Курортного проспекта. Остался один из кочующих некогда по СМИ страшных слухов, что гл, аз, вырванный у маршала был выброшен в канализационный колодец во дворе дома



( Читать дальше )
  • +28
  • 22 октября 2022, 20:18
  • sava
  • 13

ЭХО ИСТОРИИ В СТЕНАХ ОДНОГО ДОМА

Возрождать святыни и восстанавливать память нужно только тогда, когда они необходимы настоящему и могут принести свое важное «послание» будущему. Дом статского советника Стаховича в Сочи незаметно уничтожило Время. Осталось кирпичное строение в один этаж.

Даже зная захватывающую историю загадочного дома, где Шаляпин убил человека в сентябре 1916 года ничего не подлежит восстановлению. Сейчас нижние ступени знаменитой бетонной лестницы в сто ступеней окончательно размыты дождями и стоками вроде как водами неумолимой реки Леты. Переиначившая всю прежнюю архитектуру современная пристройка из шлакоблоков уже его полностью изменила. Навряд ли хозяева курятника когда-либо задумывались о том, что дом представляет историческую ценность. Им нужно было жить, учитывая что семьи будут постоянно расширяться. Охраняемым памятником Дача Стаховича-прежде имение графа Витте так и не стала.

А ведь в первозданном виде двухэтажное деревянное здание с открытой террасой на первом этаже и деревянным резным балконом на втором (с восточной стороны к дому примыкал флигель-столовая, стены которого были увиты розами) так вдохновлял великого певца России.

5 сентября 1916 года «царственный бас» писал жене из имения Стаховича: «Вот уже неделя прошла, как я приехал в Сочи. Здесь очень хорошо. Весь берег покрыт огромными лесами сплошь. И горы, горы без конца. Огромные дубы, охватить которые могут только три таких длинных человека, как я. Рядом с имением Стаховича находится источник серной воды, где я сейчас беру ванны. Этот источник целебный и очень помогает от ревматизма и подагры. Здесь сейчас ведётся железная дорога, которая, говорят, будет готова к январю. Буквально через два дня, 10 сентября, Шаляпин невольно оказался участником трагических событий, которые «взахлеб» стали смаковать журналисты столичных и провинциальных газет. Тогда-то Михаил Стахович посчитал своим долгом дать пространное интервью газете «Речь»: «В 5 часов утра, когда едва ещё рассвело, в комнату, которую занимал Фёдор Иванович, проник, взломав калитку в садовой стене, туземец (перс) и стал шарить по комоду, стоявшему у изголовья спящего. Разбуженный Ф.И., боясь принять за вора кого-нибудь из моих служащих, громко окликнул незнакомца …Пришедший прокрался за занавеску балконной двери, но не ушел из комнаты даже после разбудившего всех в доме предупреждения: «Уходи, а то буду стрелять!». К несчастью, туземец в ответ свою круглую дубину (которую Шаляпин принял за ружье). Тогда Ф.И. полез в ящик стола за револьвером, вынул его из кобуры и выстрелил. Целить в почти полной темноте по тени на занавеске, конечно, было невозможно, но волею судьбы пуля пробила аорту и предсердие. Смерть последовала мгновенно».

Федор Иванович тяжело переживал случившееся. Но, с волей и способностью справляться с эмоциями, свойственными великому деятелю оперной сцены, он уже 17 сентября пел на Дне рождения Надежды Васильевны Плевицкой, известной русской эстрадной певицы…

Только осенью, когда обнажаются склоны, сквозь поредевшие ветки деревьев, платанов и вязов, с Курортного проспекта хорошо виден этот дом. С чертами былой красоты, намеками на благородство архитектуры-уродливый и страшный. На него можно заглядеться. Это притяжение особого свойства. Необъяснимое, так притягивают руины с прошлым. Особые. Балкон с видом на море украшен сводом с деревянной резьбой. Со свода свешивается старинный фонарь. Площадка первого этажа бывшая веранда. Пол — настоящая венецианская мозаика. Вернее-отдельные ее плитки. Очень необычно выглядит одно из высказываний архитектора Соколова, буднично и сурово утверждавшего в своей книге «Сочи-Мацеста» в 1950 году. Он писал о «безвкусице» и «ничтожной архитектурной ценности старых зданий, а так же «всяких хлудовских, худековских, шаляпинских и прочих дач».

Исторической ценности этих дач архитектор Соколов не придавал никакого значения. Однако, в его архитектурных выкладках по поводу старого Сочи есть интересное упоминание «Шаляпинская дача».Это пишет Соколов, основываясь на реально существующем факте? В Сочи был дом, принадлежащий Федору Шаляпину, как допустим, в Кисловодске? Либо это просто не требующая подтверждений «фигура речи»?

Дом на Курортном проспекте 101. Его сохранность не гарантирована государством и он не отнесен к охраняемым памятникам архитектуры или истории. Его охраняет странный молчаливый Аргус. Собака с одним обычным, а с другим жутким, влезшим из орбиты глазом. Может быть псу уже больше 100 лет и он все видел? Жильцы дома уверяют, что собаку зовут Бобиком и она получила увечье в драке, еще будучи щенком. Нет, собаку специально предназначили хранить тайны и ей уже больше 100 лет. Это Аргус.


( Читать дальше )
  • +40
  • 17 октября 2022, 11:22
  • sava
  • 2

ХУДОЖНИК СТАШЕВСКИЙ.ВРЕМЯ,СТРАНЫ,ГОРОДА

На одном из сайтов об истории ИЗО этот художник именуется «Донецкий художник Сташевский Бронислав Гершович». На самом деле-он и польский, и иркутский и сочинский художник Сташевский. Судьба «заносила» Бронислава Георгиевича ( так значится его отчество в некоторых биографических пабликах) в разные города и страны. Это давало не только ощущение легкого преодоления границ мира, но простор для творчества. Жанры, темы, живописная сдержанность, через которую прорывается множество чувств.От любования -до откровенной грусти. Не исключено, что биография Бронислава Георгиевича довольно серьезно повлияла на видение мира.

Он родился в 1910 году в польском городе Лодзь. В 12 лет под руководством художника Развинского начал изучать основы живописи и рисунка, В Краковской Академии художеств Сташевский занимался в классе Войцеха Вейса, который считался и считается до сих пор одним из крупнейших польских художников-модернистов начала XX века. В 1939 году Сташевский становится гражданином СССР, живет в Белоруссии.

С первых дней Великой Отечественной добровольцем уходит на фронт. После окончания войны отправляется в Горную Шорию, путешествует по Средней Азии. Все свои впечатления он передает в картинах. С 1948 по 1974 год работает в Донецке. Знакомство с шахтерами подвигло его не по канонам социалистического реализма, а по-правде писать жанровые картины рабочих этой профессии.

Живя уже в Иркутске семья решила – Сочи не только летом, а в любое время года удивительно вдохновляющее пространство. Сташевские покупают домик в Аибге, с этой самой поры Бронислав Георгиевич становится адлерским художником. Любовь к природе берет свое, по количеству пейзажей, можно смело утверждать, что картины природы становятся любимым жанром художника. Сочинские музеи неоднократно проводили выставки картин Сташевского. Последняя состоялась в конце октября 2020 года. В экспозиции были представлены пейзажи, созданные художником в разные периоды жизни. А вообще очень много картин-более восьмидесяти, художник передал Адлерскому музею истории района. Не хотелось бы, чтобы таких людей, которых не зря называют «выдающимися сочинцами» забывали. И иногда персональные выставки «старейших художников» мы имели возможность видеть-пусть даже в формате «мультимедиа».



( Читать дальше )

ПАРК С УДИВИТЕЛЬНЫМ ПРОШЛЫМ

Все сочинцы, пожалуй, хорошо знают где находится и как выглядит вилла «Вера». Центр внешкольной работы, который там располагается на протяжении многих лет, посещали дети множества горожан. Увы, не получилось разузнать осталась ли, организованная в 2016-м постоянная выставка, посвящённая истории здания. Центр огорожен металлическим забором, у ворот охранник. Но речь сейчас не об этом, хотя притча о «замке с волшебным зеркалом» завораживает. Парк, детище знаменитого агронома и садовода, как бы его сейчас назвали «ландшафтного дизайнера Рейнгольда Иоганновича Гарбе не сохранил своего былого стиля, разнообразия растений и нескольких, только ему свойственных особенностей. Главной аллеи из пальм, клумбы в центре парка, фонтана. Конечно, вместо погибших сосен высаживают новые. Но как-то без того, чтобы соответствовать планировке парка, придуманной основателем. А между тем, совсем рядом уже второй раз за год активно возрождают Сад российско-японской дружбы. На теперешний этап возрождения выделено 15 миллионов. В парке по-соседству обидное унылое зрелище-после дождя земля под соснами «раскисает», не пройдешь, фонтан уже который год затянут баннером с имитацией фонтана, раскуроченный постамент какого-то памятника уже не дает шанса надеяться, что когда-то здесь поставят красивую скульптуру. Напрашивается что-то связанное с самим Мамонтовым, владельцем виллы «Вера»-меценатом, Почетным гражданином города Москвы. Пока же остается только вздыхать о былой большой роскошной зеленой зоне в центре Сочи. «Современники отмечают, что огромный сад, созданный под строгим руководством агронома Р.И. Гарбе, был весьма живописным: крупный питомник, ни чуть уступающий нынешним Сочинскому дендрарию и «Ривьере», поражал разнообразием флоры». Да, в концепции Градостроительного плана Сочи парк виллы Вера отмечен зеленым цветом. Но значит ли это, что наступит время, когда все, что придавало ему неповторимую привлекательность, «своеобразие флоры» будет возвращено?