"Сделано в Сочи"... в прошлом веке

Сочинская сувенирная фабрика работала больше 30 лет и закрылась по пока невыясненным до конца причинам в середине 90-х. Мастера и художники фабрики сумели создать широкий ассортимент изделий из более чем 500 наименований, который постоянно обновлялся. Причем, дизайнеры и художники фабрики помогали делать порой неповторимые по форме и оригинальные по назначению вещи. Приобрести сувенир в Сочи означало -стать обладателем настоящего произведения прикладного искусства. Сейчас в Музей истории города передали какое-то количество эксклюзива, сувениров, которые хранились у сочинцев дома. Вместе с устаревшими материалами, пластмассой и пластиком были на самом деле редкие, присущие только этому производству. Допустим-изделя из натуральный пород деревьев, растущих на Кавказе.К сожалению, в Сети не нашлось фото сувениров резных фигурок из самшита. Совы, оленята и еще что-то. Может быть у кого-нибудь дома сохранились?
  • 03 июля 2022, 11:52
  • sava
  • 2

Красота спасет?

Михаил Бурлешин «Дома-агрессоры». В этой статье из журнала «Глобус», когда-то напечатанной и в нашей газете «Новости Сочи» есть многое, что кажется уже понятно каждому. Любому, кто живет в современном, с большим количеством постоянных жителей. А тем более – в городе-курорте, где в сезон количество обитателей возрастает в разы.
Бурлешин пишет: «Улица начинает воздействовать на нервную систему человека…80 процентов информации человек поучает через органы зрения. А что хорошего он может увидеть в новых районах (речь идет о Москве).По данным социологических опросов около 70 процентов их жителей, приобретя новые квартиры, пожив в них несколько лет стремятся переехать. А если у людей нет привязанности к дому, в котором они живут, то появляются вытоптанные газоны, поломанные деревья, загаженные подъезды, которые стали привычными в новых районах». Далее автор статьи приходит к неутешительному выводу, что дома-многоэтажки и прочие многоквартирные ЖК в наших городах «наносят людям ощутимый вред». Бурлешин полагает, что как-то сохранить душевное здоровье жителям микрорайонов типа «Музыкального» в Краснодаре может помочь стремление внести разнообразие в «облик дома».Построить детские и спортивные площадки во дворах и везде, где можно, поблизости разбить «мини-сады». Балконы по мнению автора тоже способны как-то прибавить красоты однообразным фасадам «высоток». «Многие ли из нас разводят на балконах цветы? А они прекрасно оживляют фасад здания». Растения не только делают типовое здание «неагрессивным», они еще улучшают его «внутреннюю экологию». В статье рассказано о новом направлении исследований ученого В.А. Филина, которое называется «видеоэкологией». Это попытка сохранить здоровье мозга, научив человека тому, что он и так знает при помощи писателей и поэтов. «Я истинную вижу красоту». В мозг непрерывным потоком идет «разнообразная зрительная информация, на которую человек не обращает внимание»,- так утверждает В. Филин. Но без нее мозг не может нормально функционировать. И поэтому Филин делает вывод о впечатлениях от новых районов: «Вред сознанию и мозгу наносят «многочисленные монотонные поверхности асфальтированных улиц без зеленых островков, глухие заборы, стеклянные стены ультрановых строений».Со всем этим трудно не согласиться. Но в Сочи, где многоэтажное строительство последние годы приобрело небывалый размах навряд ли заказчик, проектировщики и строители станут когда-то размышлять о «внутренней экологии». У них другие приоритеты.
  • 29 июня 2022, 11:30
  • sava
  • 3

"Советский Эйнштейн в Сочи"

Семен Давидович Кирлиан, уроженец города Краснодара, электрик-самоучка придумал множество полезных вещей. Городская типография пользовалась изготовленной им электропечью для отливки шрифтов, мукомолы — магнитными устройствами для очистки зерна. Однажды Кирлиан задумал получить алмаз… из куска рафинада. И действительно, сильное давление при взрыве герметичной емкости превратило сахар в кристаллы, которые отлично резали стекло. В 1937 году вдохновленный Кирлиан написал о своих алмазах лично Сталину. Вскоре в квартире изобретателя появились сотрудники НКВД, изъявшие полученные кристаллы и документацию опытов. Кирлиана увели. Родные поставили на Семе крест. Но он вернулся спустя всего месяц, с той самой «сталинской корочкой» в кармане, открывающей любые двери. О встрече с вождем Кирлиан никогда не рассказывал, лишь загадочно улыбался. Истории известны два таких удостоверения, второе было у Вольфа Мессинга.
То, что сегодня во всем мире называют «кирлиан-эффектом», было открыто случайно в 1939 году, Кирлиан начал «фотографировать без фотоаппарата», пользуясь его знаниями как электротехника все подряд — листья фикуса, свои руки. Получалось, что любой живой объект, помещенный в поле высокой частоты, давал на фотопленке свечение, характер которого зависел от состояния объекта. Существенно различалось свечение рук здорового, заболевшего или просто уставшего человека. Кирлиан открыл форточку в неведомый мир. Он открыл ауру.О «сочинском периоде» жизни признанного во всем мире изобретателя писал Виталий Тюнников в газете «Наш дом Сочи». «Дождливой сентябрьской ночью 1940 года в дверь опытной научной станции Южных культур, что на нижней террасе «Дендрария», тихо поскреблись.Посетитель робко улыбнулся и показал удостоверение в красной обложке.На одной страничке написано: «Оказывать содействие. И. Сталин». В Сочи Кирлиан прославился своими чудачествами, как пишет Тюнников. Поспорил, что поднимется на гору Большой Ахун до заката, делая шаг вперед и два назад и сделал это! 7 сентября 1940 года в дневнике Семена Кирлиана появилась запись синим химическим карандашом: «Сочинские биологи люди добрейшие и очень увлеченные.В понедельник едем смотреть лабораторию в горах. Попробую изготовить живую воду, чтобы воскрешать мертвых». Лаборатория Кирлиана на хребте Ачишхо, где исследователь и планировал этим заниматься, была разрушена в начале 2000-х вместе с метеостанцией. Жаль, что никаких свидетельств опытов советского Эйнштейна, которые возможно там проводились, не осталось. Мистическое это место в Красной Поляне, внизу — дольмены, в вверху — гребень хребта касается небес. С одной стороны -озеро «Зеркальное», чуть поодаль- озеро «Туманное». Так можно назвать приемы, способствующие фиксации ауры. Как в зеркале в ней отражаются непонятные пока науке способности человеческой природы. И словно в тумане проступают возможные ее проявления после жизни. Магнитное излучение, мощь проявления ауры. Их результат- дистанционное воздействие человека на другого человека, иные живые объекты. Тут очевидной становится совместимость человека в коллективе или семье. И еще важно- персональным излучением открывается путь воздействия человека на вещества, в том числе на воду. Такие научные открытия продолжают занимать умы. Кирлиан «живую воду» так и не смог получить. Возможно-просто не успел.

  • 25 июня 2022, 10:16
  • sava
  • 3

Работы скульпторов-анималистов Сочи-миниатюры в камне

Работы скульпторов-анималистов Сочи:
Ираида Гуслева – «Негр».Виктор Глухов-«Источник», «Вьетнамка». Порфирий Рочняк «Мартышка», «Обезьяна».
  • 21 июня 2022, 09:32
  • sava
  • 1

Художник и море

Благодаря нашему известному художнику Виталию Яблоновскому сохранились фотографии произведений редкого жанра, который теперь утрачен. Это-скульптура на камне. Таким видом художественного творчества занимались наши выдающиеся скульпторы-анималисты 80—х: Владимир и Ираида Гуслевы, Виктор Глухов, Парфентий Рочняк. Их садово-парковая скульптура в городе Сочи, слава Богу сохранилась, и украшает собой скверы, набережные, парки. А вот удивительная по своей кропотливости, «сопротивлямости материала» скульптура из камня и морской гальки-вероятно только в чьих то частных коллекциях. Виталий Георгиевич Яблоновский рассказывал: « В процессе обработки камня используют такие инструменты, как шпунт, закольник, троянка, скальпель и молот. Способ обработки-сначала удар, который колет или режет камень, затем шлифовка или полировка…Мы почему-то привыкли, говоря о камне, что это нечто грубое, несколько упрощенное. Однако, пластика морского камня изыскана, изящна, тонка и многообразна». Разглядывая эти –«Навстречу ветру», «Северянин» Глухова, удивляясь «Обезьяне» Гуслевой, «Черномору» Рочняка, именно скрытая пластика, а можно даже сказать «душа камня» становится определяющим в смыслах изделий художника. Это надо было угадать в камне-гальке размером 4 на 8 сантиметров лицо «Мулатки». И добиться оставив природные особенности — сколы, трещины и необычный цвет камня, такого вот образа загадочного «Черномора» Рочняка. Яблоновский говорил, что «зачинателем» изготовления работ из морской гальки был В.И. Глухов, он: еще будучи студентом училища им. Мухиной, обращался за разъяснениями технологии к именитым педагогам. А потом-поехал на камнерезный завод русских самоцветов в Хаджохе, чтобы «проникнуть в тайны камнерезного дела».
Скульптору долго не удавалось определить самостоятельный жанр малой скульптуры, Но со временем стало ясно-это не будет «подделкой» под скульптуру, а ясное выражение мысли, идеи, которые бы отвечали в том числе и духу современного искусства. Весь сюжет «втиснуть в сложную форму гальки» -так замысел художника просматривается в готовых формах, в изумительных своей лаконичностью и близостью к натуре: «Ветерке», «Драме», «Источнике» Глухова.
И.Гуслева и П.Рочняк, по мнению их коллег-художников, уделяют большое внимание цвету «дикому виду» гальки. Среди наиболее удачных работ И.Я.Гуслевой перечислены: «Русская боярышня» «Восточный тип», «Индуска с ребенком».
Виталий Георгиевич еще тогда, когда занимался описанием такого оригинального вида творчества скульпторов, сожалел, что миниатюры из морской гальки не «выходят из стен мастерских». О них люди, любящие живопись, скульптуру и море, даже не подозревают. И с выводом Яблоновского по этому случаю, трудно не согласиться «для современного интерьера скульптура малых форм из гальки-просто находка. Редкая и бесценная».

  • 20 июня 2022, 09:30
  • sava
  • 3

В каждом - свой Дракон

К Новому году народный художник Адыгеи, Ася Еутых подготовила подарок для всех горожан и гостей города, изготовив изделия с изображением символа наступающего года – подвески в виде дракончиков. Они уже выставлены на продажу в художественном салоне в Майкопе. Медальоны и подвески вылиты по древней рецептуре. Сплав включает в себя медь, серебро, олово. Из него делали древние украшения и другие предметы, которые сейчас ученые находят в курганах.

Автор предлагает два варианта подвесок, в одном из которых дракон с ритоном (сосуд для вина в виде рога) заключен в рамку, а в другом — дракончик держит уникальный сосуд.

Как отмечает Ася Еутых, она изобразила особенных драконов, воплощенных в образах- жреца с символами власти и изобилия посохом, колокольчиком, ритоном и акинаком( ритуальный меч) на поясе.

По мнению Аси Еутых, ювелирные сувениры являются символом наступающего года и одновременно олицетворяют героев нартского эпоса. В адыгейской народной сказке описывается судьба драконьего племени. По преданию, драконов называли «бляго», и были они разными – от злых и кровожадных до милых и ручных, охранявших жилища людей и возившихся с человеческими детенышами.

Это предание было очень популярно в народе, о чем, по мнению Светланы Тлехас свидетельствует факт, что до сих пор одной из самых уважаемых фамилий в Адыгее является фамилия Блягоз, что означает Сын Дракона. И немало среди нынешних драконов достойных людей – ученых, врачей, учителей, агрономов, есть даже ректор одного из университетов.
  • +18
  • 26 декабря 2011, 10:22
  • sava
  • 2