СОЧИ, КОТОРЫЙ УЖЕ НЕ ВЕРНЕТСЯ

«Сочи в картинах художников» — это тема, которая с годами не теряет своего интереса, а напротив, его приобретает.Конечно, отчетные выставки художников Сочи проходят почти каждый год и на них много работ посвященных городу.

Однако, это, в основном Сочи сегодня. А того прошлого, и во многом утраченного Сочи выставлять на вернисажах вроде бы нескромно. Это лучше всего понимают коренные сочинцы. Они здесь живут и наблюдают то, о чем писала на «Фейсбуке» одна журналистка: «Сочи утрачивает свою душу». Воистину. К ее мнению присоединились больше сотни подписчиков.

Бессмысленно рассуждать, вспоминать бывших глав курорта, замглав, главных архитекторов, которые уже получили свои сроки или готовятся их получить. Сохранить то, что уцелело из прошлого величия, природного убранства, необычайного архитектурного своеобразия и южного колорита, это конечно все, кто причастен к планированию и развитию городской среды провозглашают постоянно. На деле получается не всегда.

Сейчас, например, наконец-то демонтируют и убирают ларьки и нелепое здание караоке-клуба «Соло» на углу Морского переулка и Курортного проспекта.Что том будет возведено-никому пока не известно. Вполне вероятно, что очередная стеклянная коробка в десять этажей. Градостроительный план еще не утвержден, можно смело действовать.

Вот потому все больше ностальгии по былому городу Сочи…

Художник В.Д. Фомичев «Сочи-город и море», художник Н.М. Мирекин «Пляж в Сочи», художник В.М. Казьмин «Ахун-гора. Сочи»





  • 18 сентября 2022, 11:33
  • sava
  • 1

Шаляпин. Убийство на даче Стаховича

8 сентября 1916 года Федор Иванович Шаляпин пишет сыну: «Я здесь на Кавказской Ривьере, живу уже не так весело, как в Крыму, хотя здесь природа веселее». Скоро случилось то, что омрачило весь последний год пребывания великого певца в России 10 сентября, ночью, на даче Стаховича Шаляпин выстрелом из револьвера убил проникшего на дачу злоумышленника.Обстановку происшествия в газете «Сочинский листок» передают так: «Шаляпин проснулся, разбуженный каким-то шорохом, и в полумраке заметил силуэт человека, подкрадывавшегося к его постели.Шаляпин окликнул неизвестного. Тот отпрянул к окну.Шаляпин схватил лежавший около постели револьвер и одним выстрелом убил злоумышленника наповал. Убитый имеретин. Принимаются меры к выяснению его личности. Шаляпин по распоряжению судебного следователя оставлен на свободе. На самом деле убитый был местным юродивым. «В убитом опознан хорошо известный в Сочи юродивый армянин Абрам,60-ти лет. Абрам был нищим. Он постоянно бродил по Сочи и окрестностям, собирая подаяние. В роковую ночь он, никем не замеченный, взломал калитку дома, где жил Шаляпин, прошел во двор и оттуда в комнаты. Невольное убийство произвело на Шаляпина ужасное впечатление. «Нервное потрясение столь велико, что близкие опасаются за голос певца». Бывшая дача М. Стаховича, который любил приглашать к себе различных знаменитостей, сегодня жилой дом. Причем, довольно ветхий. Когда-то издания позапрошлого века называли его не иначе, как «роскошной дачей Стаховича». Сегодня от этой роскоши уже ничего не осталось. Разве что полуразрушенная лестница, ведущая к дому, несколько сохранившихся архитектурных фрагментов и осколки мозаичных полов. За сотню лет в доме сменилось огромное количество жильцов. В публикации в «КП» автор пишет: «Знаменитая дача, на которой отдыхал певец, превратилась в руины». А жаль. Ведь это единственный памятник нашему великому артисту в Сочи. Хотя известно о его выступлении в санатории «Кавказская Ривьера», он пел в здании Общественного собрания, которое снесли при строительстве санатория «Черноморье».

Вот и не верь после этого в «Силу судьбы» (опера, в которой Шаляпин исполнял главную партию).Все исторические места связанные с лучшим басом России провалились в небытие. Жаль, что больше не существует сталинского плана по установке монументальной скульптуры в городе Сочи. Упоминается карандашный набросок художника Александра Яковлева «Шаляпин на берегу Черного моря, дирижирующий «музыкой моря». Отличный бы был арт-объект.



( Читать дальше )
  • +31
  • 08 сентября 2022, 09:45
  • sava
  • 4

АЛЕКСАДР ГРИН И ВСЕ…ДРУГИЕ

«Солнечный шар плавился над синей водой, играя с пространством легкими дрожащими блестками, рассеянными везде, куда направлялся взгляд. Крепкий густой запах зелени волновал сердце. Прозрачность далей казалась широко раскинутыми, смеющимися объятиями; синие тени множили тонкость утренних красок и кое-где в кудрявых ослепительных просветах блистала лучистая паутина». Этот брызжущий красками, светом, жизнью пейзаж написан тяжело больным человеком в старой ветхой каморке под Феодосийским маяком, е динственное окно которой выходило на море. В том году победный гром рр-революции уже утих и все слышнее становились выстрелы и стоны братоубийственной войны. Люди же, в основном молчали. Боялись навлечь на себя и гнев властей и случайное порицание. Буханка хлеба стоила полтора миллиона. Книги не стоили ничего. Но Грин писал, он не мог оставить свое основное послание- «Алые паруса» незаконченным. Красивая, волшебная, сладкая как звуки флейты сказка о несбыточной мечте, которая осуществилась Константин Паустовский в повести «Черное море» описал чудака, который это – спасительную« веру в мечту, описал так правдоподобно. «Он ходил в черном просторном костюме, строгом и скучном, как у священника, без конца играл с детьми…слушал шум моря и был из сказки отдаленно похожей на жизнь». В придуманной Грином стране Гринландии все персонажи носили странные имена: сказочник Эгль, скиталец Гнор, Эдвин Друд, Ассоль и капитан Грэй.
Они часто публично философствовали, высказывали свои необычные позиции по поводу самых разных вещей. «Думать или знать»-сказал Грантом,-«что мы знаем о себе. Однако мы знаем нечто, стоящее за пределами чистого опыта. Не думаете ли вы, что нервность наша-общая сумма нервности, звучашая ныне таким знаменательным и высоким тембром». Еще этот герой рассуждал на тему о душах-кораблях, которые будут двигаться и править наверняка, подсказывая нам какой-то путь.Автобиографию Александра Грина читать сложно. Можно привести лишь пару строк, чтобы понять почему это так. «Я испытал горечь унижения, стояния на коленях, мне прочили жизнь полную пресмыканий у людей удачливых, преуспевающих». Поэтому Грину очень хорошо удавались образы людей, гордых, непреклонных, охваченных властью мечты, презирающих суетность повседневности.Е го кнги заряжены радостью жизни и верой в силу любви. Она обращена к деревьям, морю, людям. Кому же как не нам, живущим рядом с самым теплым морем, среди множества удивительных деревьев вспоминать и перечитывать Грина. Сегодня его День рождения. А в День кино можно было устроить просмотр фильмов-экранизаций романов Александра Грина «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Господин оформитель» и других. В настоящее время насчитывается более тридцати экранизаций разных произведений писателя.

"Памятники зодчества" в нашем городе..

ПАМЯТНИК ЗОДЧЕСТВА
«Сочинцы помнят, как несколько лет назад «Черноморская здравница» выступала за сохранение Дома Тихомировой в Морском переулке. Он был построен в начале 20-го века и отнесен к памятникам деревянного зодчества. Резьба, оригинальные наличники украшал фасад дома. Но шло время, здание ветшало, совсем состарилось. За его воссановление взялся было кооператив «Сочинка», но ничего сделать не успел, дом сгорел.С тех пор прошло несколько лет. И вот на днях на пепелище появились экскаватор, самосвалы, началась подготовка котлована под будущее основание здания.Строители восстановят дом по сохранившимся фотографиям, воспользуютс рассказами старожилов. «Дом будет восстановлен «один к одному»,-уверено сказал прораб участка предприятия «Феникс» Союза архитекторов Дмитрий Леонидович Гордиенко….Вести восстановительные работы не просто.Трудно с материалами, значительно возросли цены на строительные работы. Но городские власти обещают помочь».
«Черноморская здравница» 26 апреля 1991 года.
Возможно, Дом Тихомировой был и не особо выдающимся памятником архитектуры. Но история настолько поучительная-и обыденная для тех лет. Хотели воссоздать, но получилось что-то не то. Стандартное строение с парой элементов фасада, напоминающих о прошлом оригинальном доме. Немного страшно становится за памятники архитектуры, которые находятся недалеко -на Курортном проспекте в границах так называемого «исторического ядра». Аптека Лордкипанидзе и бывшее Народное собрание, позже-ВОИР.С ним возятся уже пять лет но -после пожара на втором этаже, сам дом медленно ветшает. И пустует. А зря. Хотя бы филиал Музея истории там сделали.

Художник Лучевский.Возвращение картин

Пять лет назад 11 августа 2017 года, в сочинском Художественном музее. Открылась выставка сочинского художника Леонида Ивановича Лучевского. Это был привет из прошлого, совершенно неожиданно оказавшийся открытием. Коллекция из 16 картин, живописных работ заслуженного художника России Леонида Ивановича Лучевского, найденные в 2016 году в подсобных помещениях санатория «Золотой колос». Картины передал музею Генеральный директор санатория И. Р. Хайдаров. Сотрудниками Сочинского Художественного музея Б. Салаховым и Е. Хотиновой была организована реставрация полотен, необходимая для того чтобы показать их в наилучшем виде. Леонид Лучевский (1929-2000г.г.) наш, один из немногих художников «академической школы», представляющих Сочи на всероссийском уровне». Так уверяют искусствоведы. Но дорого даже не это,-звания, награды, наличие той самой «школы» русских художников, которая считается классической и порой представляется застывшей во времени. Искренность и неподражаемая способность восхищения предметом, которые присутствуют в живописи Лучевского-пейзажах и натюрмортах, никогда не станут архаикой. У Лучевского вещи и просторы лучатся.
Жаль, что на сайте местного отделения Союза художников РФ перестали появляться статьи о наших лучших, классных художников «былых времен». Иногда не мешает оглянуться, чтобы вновь почувствовать каким был Сочи, как могли его лучшие «мастера резца и кисти» передавать свое ощущение мира, пронизанное нашим солнцем.
  • +32
  • 12 августа 2022, 10:00
  • sava
  • 2

Почетный долгострой


Провалы, просчеты и тут же рядом- хорошие примеры работы крупных строительных компаний до сих пор невозможно объяснить. Особо возмущают застройки всеми любимых «зеленых зон» в центре Сочи. А так можно было»? Мы живем в приличном ЖК, построенном компанией «Империал». На расстоянии пятисот метров-два долгостроя той же компании, судьбу которых никто не сможет предсказать. О самом печальном-в материале одного из сайтов сказано: « У небольшого кусочка земли на «Светлане» (возле супермаркета «Перекресток») нет мистического прошлого, но тем не менее уже 30 лет здесь ничего не «растет». В 70-х годах, участок был прекрасно озеленен благодаря Сергею Венчагову, однако через 10 лет начинается стройка, которая не может закончиться до сих пор. Сначала стройплощадку хотели отдать под гостиницу «Всесоюзного Совета по туризму», затем под гостиницу «Натали» с аквапарком на крыше, а еще позже под 24-этажный многофункциональный жилой комплекс.ЖК «Кристалл Тауэр».Компания «Империал» построит торгово-развлекательный центр с аквапарком. В сентябре планы снова поменялись». Этот сентябрь был четыре года назад. Времена наступили совсем другие. В разных районах возрождают «Уголки Венчагова». А «Светлана»? Остается слабо надеяться, что согласно смыслу поэмы Жуковского все кошмары и ужасы героини– это не вмешательство потусторонних сил, а лишь сон (хотя и «прорицатель муки»).
  • +56
  • 05 августа 2022, 10:44
  • sava
  • 3

Мое дерево

Согласно «календарю друидов» мое дерево-Кипарис. Своим деревом могут считать этот памятник природы люди, родившиеся 25 января — 3 февраля и 26 июля — 4 августа. В любом районе Сочи растут кипарисы. Однако, специалисты лесохозяйства стали замечать, что они сделались более подвержены болезням, присущим этой древесной породе. Одна из них становится сразу заметна, — побеги дерева становятся желтыми, а кора на стебле приобретает буроватый оттенок. Это такой «грибок» у вечнозеленого, а еще причина-вредители. С ними у нас в городе вроде как постоянно идет борьба.Плохо сказывается на благополучии нашего исконно сочинского дерева (хотя он и родом с Кипра)-увеличение влажности. Дожди льют и льют-ежу понятно. Надежда на естественное выживание, умение приспособиться к природным условиям.Кипарисы принадлежат к долгоживущим деревьям, один вид его живет аж до четырехсот- шестисот лет, а есть и такие, которые живут дольше. Сочиняя краткий доклад о природе дерева в качестве задания на лето, мы с одним юношей школьного возраста не упустили красивую легенду о том, откуда вообще появилось на земле это растение. Некогда на острове Кеос жил царевич по имени Кипарис, у которого был любимый олень. Это прекрасное белоснежное животное с золотыми рогами тоже было очень привязано к хозяину. Кипарис любил украшать оленя цветами и даже научился на нем кататься. Но однажды по неосторожности царевич убил своего друга копьем во время охоты. Горе заставило юношу попросить своего покровителя Аполлона, чтобы тот превратил его в дерево. Так на свете появилось красивое и стройное, каким был царевич Кипарис, дерево смерти и скорби.
Но не будем о грустном. Лорд Байрон справедливо заметил: «Мы знаем край, где кипарис и мирт-эмблема деяний, совершенных в этой стране». Известно, что среди основателей курорта Сочи-строителей первых частных санаториев, владельцев первых дач, осваивавших побережье, было такое стремление- сажать кипарисовые аллеи. Это были дворяне, меценаты вроде Мамонтова и Худекова, кипарисы до сих пор растут возле дачи Якобсона, огороженной забором от людей, поскольку это территория санатория «Светлана». Еще одну из кипарисовых аллей где-то на дороге в село Лазаревского района ( м.б. Солох Аул) иногда упоминают особо любознательные туристы. В 1925-м комсомольцы в парке «Дендрарий» закладывали кипарисовую аллею, которую назвали «Комсомольская».
В Сочи кипарис стал даже проводником в историю. Есть сведения о том, что перед смертью в форте Лазаревский» Одоевский цитировал строки «Не севера сосна, а стройный кипарис своей прикроет тенью». Мы листали и читали. Обнаружились еще несколько интересных фактов. А когда уже надоело, пошли гулять в кипарисовую аллею вдоль гостиницы «Магнолия». Соберем кипарисовые шишки и сделаем из них рамку.

  • +24
  • 27 июля 2022, 10:30
  • sava
  • 2

Лети, Орел

Названа дата основания Адлера. «18 іюля 1837 года началось строительство укрѣпленія «Святаго Духа» на правомъ берегу рѣки Мзымта.».Насчет памятного знака «Крепость Святого Духа, демонтированного 2 года назад-страсти утихли. Однако, дата основания такого ни с каким другим не сравнимого по «напластованию» самых разных событий в жизни России районного центра, заслуживает того, чтобы на нее обратили внимание. Адлерская ЦБС опубликовала ностальгическое видео «Адлер в воспоминаниях»-называется «Мой неповторимый Адлерский район». Напрашивается, конечно и рассказ о самой загадочной и трагической гибели одного из популярных поэтов 19 века, декабриста Александра Бестужева во время высадки десанта на мысе Адлер в лесу, в 400 верстах от правого берега реки Мзымта. «Цепь отступала. Прапорщик остановился возле него. «Ребята, взять офицера! Тащите»! — крикнул он, и двое солдат подхватили Бестужева под руки и повели. Пули свистели, горцы гикали. Бестужеву казалось, что он плывет по гребню широкой разноцветной волны. «Бросай», — сказал один из солдат, — не дотащим»…Это было на поляне, посредине которой стоял огромный обгорелый дуб. Прапорщик: «Что делать, ваше благородие? Бросать, что ли»? «Ничего, ничего, дерись, ребята, —главное, до своих добраться»…Уже лежа возле дуба, Бестужев еще раз открыл глаза и увидел не меньше десятка стальных полос, со свистом взлетевших над ним. Его рубили».
На берегу моря в Адлере встретились художник Иван Айвазовский и поручик Соломон Званба-будущий первый комендант крепости Святого Духа. «На корабле «Колхида», принимавшем участие в высадке десанта на мыс Адлер был живописец Иван Айвазовский, назначенный для прохождения «боевой практики» на Черноморском флоте. Поручик Соломон Званба оказался тем самым офицером с «кавказской наружностью», который был так внимателен к Айвазовскому в первый день его пребывания на «Колхиде».Есть картина Айвазовского. Этюд к ней был вроде бы написан прямо там, недалеко от мыса, где будущему великому маринисту хотелось написать русский военный корабль, патрулирующий берега Кавказа, в бурю.
О событиях войн, включая Гражданскую, Великую Отечественную, грузино-абхазскую, оставивших в летописях города немало страниц именно об Адлере можно много говорить. О том, во что превратился «неповторимый Адлерский район» к сегодняшнему дню-часто с большим сожалением. Но все равно песня на стихи местного поэта Игоря Лейфера «Песня об Адлере» трогает и радует.А кроме того, существует диск, выпущенный к 175-летию Адлера его же районным Домом культуры «Новые песни об Адлере и Сочи». Там 38 песен.
Многие довольно мелодичные и запоминаются. «Лети, Орел», например Татьяны Назаровой.
  • +31
  • 19 июля 2022, 10:17
  • sava
  • 4

Юбилей Каро Алабяна

Юбилей Каро Семеновича Алабяна -архитектора Морского вокзала. Ему сегодня исполняется 125 лет.Это и наш праздник, всех сочинцев. Морской вокзал, построенный в 1955 году был сочетанием «дворцового стиля», отличающего эпоху и современного, никогда не стареющего стремления выразить свое понимание города, его главного необычного сочетания стихий: моря, неба…По поводу строительства Морвокзала есть много материалов. В книжке сочинского журналиста И.Зайцева «У нас в Сочи» рассказывается сколько усилий требовалось для установки шпиля со звездой, венчающей Морвокзал. Все, кто ценит настоящую архитектуру полностью согласны с комментом одного из давних постов на «Привете» — «В нём есть какая-то лёгкость морской, (в отличии от океана) волны и стремительность местных чаек и гор. Архитектура должна вписываться в местные особенности». Это «легкость и стремительность» вместе с основательным пониманием своей профессии и творческой дотошностью Каро Алабяна были присущи его характеру. Мне не очень нравится установленый в прошлом году в Москве памятник Каро Семеновичу на улице его же имени. Алабян как бы пританцовывает, слыша внутреннюю музыку. При этом выражение его лица серьезное и сосредоточенное. Однако, если узнать все подробности биографии архитектора, можно только удивиться, как автор скульптуры Георгий Франгулян угадал. Сколько было домыслов и злых сплетен вокруг «приближенного к власти» архитектора. Какие зигзаги в личной жизни, любви и «недолгого счастья» с актрисой Людмилой Целиковской.
Мы вновь любуемся нашим Морским вокзалом и благодарим архитектора за то, что воплотил свою мечту, не думая, какие опасности подстерегают всех зодчих того времени.
  • +43
  • 14 июля 2022, 10:15
  • sava
  • 15

"Сделано в Сочи"... в прошлом веке

Сочинская сувенирная фабрика работала больше 30 лет и закрылась по пока невыясненным до конца причинам в середине 90-х. Мастера и художники фабрики сумели создать широкий ассортимент изделий из более чем 500 наименований, который постоянно обновлялся. Причем, дизайнеры и художники фабрики помогали делать порой неповторимые по форме и оригинальные по назначению вещи. Приобрести сувенир в Сочи означало -стать обладателем настоящего произведения прикладного искусства. Сейчас в Музей истории города передали какое-то количество эксклюзива, сувениров, которые хранились у сочинцев дома. Вместе с устаревшими материалами, пластмассой и пластиком были на самом деле редкие, присущие только этому производству. Допустим-изделя из натуральный пород деревьев, растущих на Кавказе.К сожалению, в Сети не нашлось фото сувениров резных фигурок из самшита. Совы, оленята и еще что-то. Может быть у кого-нибудь дома сохранились?
  • +40
  • 03 июля 2022, 11:52
  • sava
  • 2

Красота спасет?

Михаил Бурлешин «Дома-агрессоры». В этой статье из журнала «Глобус», когда-то напечатанной и в нашей газете «Новости Сочи» есть многое, что кажется уже понятно каждому. Любому, кто живет в современном, с большим количеством постоянных жителей. А тем более – в городе-курорте, где в сезон количество обитателей возрастает в разы.
Бурлешин пишет: «Улица начинает воздействовать на нервную систему человека…80 процентов информации человек поучает через органы зрения. А что хорошего он может увидеть в новых районах (речь идет о Москве).По данным социологических опросов около 70 процентов их жителей, приобретя новые квартиры, пожив в них несколько лет стремятся переехать. А если у людей нет привязанности к дому, в котором они живут, то появляются вытоптанные газоны, поломанные деревья, загаженные подъезды, которые стали привычными в новых районах». Далее автор статьи приходит к неутешительному выводу, что дома-многоэтажки и прочие многоквартирные ЖК в наших городах «наносят людям ощутимый вред». Бурлешин полагает, что как-то сохранить душевное здоровье жителям микрорайонов типа «Музыкального» в Краснодаре может помочь стремление внести разнообразие в «облик дома».Построить детские и спортивные площадки во дворах и везде, где можно, поблизости разбить «мини-сады». Балконы по мнению автора тоже способны как-то прибавить красоты однообразным фасадам «высоток». «Многие ли из нас разводят на балконах цветы? А они прекрасно оживляют фасад здания». Растения не только делают типовое здание «неагрессивным», они еще улучшают его «внутреннюю экологию». В статье рассказано о новом направлении исследований ученого В.А. Филина, которое называется «видеоэкологией». Это попытка сохранить здоровье мозга, научив человека тому, что он и так знает при помощи писателей и поэтов. «Я истинную вижу красоту». В мозг непрерывным потоком идет «разнообразная зрительная информация, на которую человек не обращает внимание»,- так утверждает В. Филин. Но без нее мозг не может нормально функционировать. И поэтому Филин делает вывод о впечатлениях от новых районов: «Вред сознанию и мозгу наносят «многочисленные монотонные поверхности асфальтированных улиц без зеленых островков, глухие заборы, стеклянные стены ультрановых строений».Со всем этим трудно не согласиться. Но в Сочи, где многоэтажное строительство последние годы приобрело небывалый размах навряд ли заказчик, проектировщики и строители станут когда-то размышлять о «внутренней экологии». У них другие приоритеты.
  • +27
  • 29 июня 2022, 11:30
  • sava
  • 3

"Советский Эйнштейн в Сочи"

Семен Давидович Кирлиан, уроженец города Краснодара, электрик-самоучка придумал множество полезных вещей. Городская типография пользовалась изготовленной им электропечью для отливки шрифтов, мукомолы — магнитными устройствами для очистки зерна. Однажды Кирлиан задумал получить алмаз… из куска рафинада. И действительно, сильное давление при взрыве герметичной емкости превратило сахар в кристаллы, которые отлично резали стекло. В 1937 году вдохновленный Кирлиан написал о своих алмазах лично Сталину. Вскоре в квартире изобретателя появились сотрудники НКВД, изъявшие полученные кристаллы и документацию опытов. Кирлиана увели. Родные поставили на Семе крест. Но он вернулся спустя всего месяц, с той самой «сталинской корочкой» в кармане, открывающей любые двери. О встрече с вождем Кирлиан никогда не рассказывал, лишь загадочно улыбался. Истории известны два таких удостоверения, второе было у Вольфа Мессинга.
То, что сегодня во всем мире называют «кирлиан-эффектом», было открыто случайно в 1939 году, Кирлиан начал «фотографировать без фотоаппарата», пользуясь его знаниями как электротехника все подряд — листья фикуса, свои руки. Получалось, что любой живой объект, помещенный в поле высокой частоты, давал на фотопленке свечение, характер которого зависел от состояния объекта. Существенно различалось свечение рук здорового, заболевшего или просто уставшего человека. Кирлиан открыл форточку в неведомый мир. Он открыл ауру.О «сочинском периоде» жизни признанного во всем мире изобретателя писал Виталий Тюнников в газете «Наш дом Сочи». «Дождливой сентябрьской ночью 1940 года в дверь опытной научной станции Южных культур, что на нижней террасе «Дендрария», тихо поскреблись.Посетитель робко улыбнулся и показал удостоверение в красной обложке.На одной страничке написано: «Оказывать содействие. И. Сталин». В Сочи Кирлиан прославился своими чудачествами, как пишет Тюнников. Поспорил, что поднимется на гору Большой Ахун до заката, делая шаг вперед и два назад и сделал это! 7 сентября 1940 года в дневнике Семена Кирлиана появилась запись синим химическим карандашом: «Сочинские биологи люди добрейшие и очень увлеченные.В понедельник едем смотреть лабораторию в горах. Попробую изготовить живую воду, чтобы воскрешать мертвых». Лаборатория Кирлиана на хребте Ачишхо, где исследователь и планировал этим заниматься, была разрушена в начале 2000-х вместе с метеостанцией. Жаль, что никаких свидетельств опытов советского Эйнштейна, которые возможно там проводились, не осталось. Мистическое это место в Красной Поляне, внизу — дольмены, в вверху — гребень хребта касается небес. С одной стороны -озеро «Зеркальное», чуть поодаль- озеро «Туманное». Так можно назвать приемы, способствующие фиксации ауры. Как в зеркале в ней отражаются непонятные пока науке способности человеческой природы. И словно в тумане проступают возможные ее проявления после жизни. Магнитное излучение, мощь проявления ауры. Их результат- дистанционное воздействие человека на другого человека, иные живые объекты. Тут очевидной становится совместимость человека в коллективе или семье. И еще важно- персональным излучением открывается путь воздействия человека на вещества, в том числе на воду. Такие научные открытия продолжают занимать умы. Кирлиан «живую воду» так и не смог получить. Возможно-просто не успел.

  • +28
  • 25 июня 2022, 10:16
  • sava
  • 3

Работы скульпторов-анималистов Сочи-миниатюры в камне

Работы скульпторов-анималистов Сочи:
Ираида Гуслева – «Негр».Виктор Глухов-«Источник», «Вьетнамка». Порфирий Рочняк «Мартышка», «Обезьяна».
  • +43
  • 21 июня 2022, 09:32
  • sava
  • 1

Художник и море

Благодаря нашему известному художнику Виталию Яблоновскому сохранились фотографии произведений редкого жанра, который теперь утрачен. Это-скульптура на камне. Таким видом художественного творчества занимались наши выдающиеся скульпторы-анималисты 80—х: Владимир и Ираида Гуслевы, Виктор Глухов, Парфентий Рочняк. Их садово-парковая скульптура в городе Сочи, слава Богу сохранилась, и украшает собой скверы, набережные, парки. А вот удивительная по своей кропотливости, «сопротивлямости материала» скульптура из камня и морской гальки-вероятно только в чьих то частных коллекциях. Виталий Георгиевич Яблоновский рассказывал: « В процессе обработки камня используют такие инструменты, как шпунт, закольник, троянка, скальпель и молот. Способ обработки-сначала удар, который колет или режет камень, затем шлифовка или полировка…Мы почему-то привыкли, говоря о камне, что это нечто грубое, несколько упрощенное. Однако, пластика морского камня изыскана, изящна, тонка и многообразна». Разглядывая эти –«Навстречу ветру», «Северянин» Глухова, удивляясь «Обезьяне» Гуслевой, «Черномору» Рочняка, именно скрытая пластика, а можно даже сказать «душа камня» становится определяющим в смыслах изделий художника. Это надо было угадать в камне-гальке размером 4 на 8 сантиметров лицо «Мулатки». И добиться оставив природные особенности — сколы, трещины и необычный цвет камня, такого вот образа загадочного «Черномора» Рочняка. Яблоновский говорил, что «зачинателем» изготовления работ из морской гальки был В.И. Глухов, он: еще будучи студентом училища им. Мухиной, обращался за разъяснениями технологии к именитым педагогам. А потом-поехал на камнерезный завод русских самоцветов в Хаджохе, чтобы «проникнуть в тайны камнерезного дела».
Скульптору долго не удавалось определить самостоятельный жанр малой скульптуры, Но со временем стало ясно-это не будет «подделкой» под скульптуру, а ясное выражение мысли, идеи, которые бы отвечали в том числе и духу современного искусства. Весь сюжет «втиснуть в сложную форму гальки» -так замысел художника просматривается в готовых формах, в изумительных своей лаконичностью и близостью к натуре: «Ветерке», «Драме», «Источнике» Глухова.
И.Гуслева и П.Рочняк, по мнению их коллег-художников, уделяют большое внимание цвету «дикому виду» гальки. Среди наиболее удачных работ И.Я.Гуслевой перечислены: «Русская боярышня» «Восточный тип», «Индуска с ребенком».
Виталий Георгиевич еще тогда, когда занимался описанием такого оригинального вида творчества скульпторов, сожалел, что миниатюры из морской гальки не «выходят из стен мастерских». О них люди, любящие живопись, скульптуру и море, даже не подозревают. И с выводом Яблоновского по этому случаю, трудно не согласиться «для современного интерьера скульптура малых форм из гальки-просто находка. Редкая и бесценная».

  • +36
  • 20 июня 2022, 09:30
  • sava
  • 3