Лети, Орел

Названа дата основания Адлера. «18 іюля 1837 года началось строительство укрѣпленія «Святаго Духа» на правомъ берегу рѣки Мзымта.».Насчет памятного знака «Крепость Святого Духа, демонтированного 2 года назад-страсти утихли. Однако, дата основания такого ни с каким другим не сравнимого по «напластованию» самых разных событий в жизни России районного центра, заслуживает того, чтобы на нее обратили внимание. Адлерская ЦБС опубликовала ностальгическое видео «Адлер в воспоминаниях»-называется «Мой неповторимый Адлерский район». Напрашивается, конечно и рассказ о самой загадочной и трагической гибели одного из популярных поэтов 19 века, декабриста Александра Бестужева во время высадки десанта на мысе Адлер в лесу, в 400 верстах от правого берега реки Мзымта. «Цепь отступала. Прапорщик остановился возле него. «Ребята, взять офицера! Тащите»! — крикнул он, и двое солдат подхватили Бестужева под руки и повели. Пули свистели, горцы гикали. Бестужеву казалось, что он плывет по гребню широкой разноцветной волны. «Бросай», — сказал один из солдат, — не дотащим»…Это было на поляне, посредине которой стоял огромный обгорелый дуб. Прапорщик: «Что делать, ваше благородие? Бросать, что ли»? «Ничего, ничего, дерись, ребята, —главное, до своих добраться»…Уже лежа возле дуба, Бестужев еще раз открыл глаза и увидел не меньше десятка стальных полос, со свистом взлетевших над ним. Его рубили».
На берегу моря в Адлере встретились художник Иван Айвазовский и поручик Соломон Званба-будущий первый комендант крепости Святого Духа. «На корабле «Колхида», принимавшем участие в высадке десанта на мыс Адлер был живописец Иван Айвазовский, назначенный для прохождения «боевой практики» на Черноморском флоте. Поручик Соломон Званба оказался тем самым офицером с «кавказской наружностью», который был так внимателен к Айвазовскому в первый день его пребывания на «Колхиде».Есть картина Айвазовского. Этюд к ней был вроде бы написан прямо там, недалеко от мыса, где будущему великому маринисту хотелось написать русский военный корабль, патрулирующий берега Кавказа, в бурю.
О событиях войн, включая Гражданскую, Великую Отечественную, грузино-абхазскую, оставивших в летописях города немало страниц именно об Адлере можно много говорить. О том, во что превратился «неповторимый Адлерский район» к сегодняшнему дню-часто с большим сожалением. Но все равно песня на стихи местного поэта Игоря Лейфера «Песня об Адлере» трогает и радует.А кроме того, существует диск, выпущенный к 175-летию Адлера его же районным Домом культуры «Новые песни об Адлере и Сочи». Там 38 песен.
Многие довольно мелодичные и запоминаются. «Лети, Орел», например Татьяны Назаровой.
  • +31
  • 19 июля 2022, 10:17
  • sava
  • 4

Юбилей Каро Алабяна

Юбилей Каро Семеновича Алабяна -архитектора Морского вокзала. Ему сегодня исполняется 125 лет.Это и наш праздник, всех сочинцев. Морской вокзал, построенный в 1955 году был сочетанием «дворцового стиля», отличающего эпоху и современного, никогда не стареющего стремления выразить свое понимание города, его главного необычного сочетания стихий: моря, неба…По поводу строительства Морвокзала есть много материалов. В книжке сочинского журналиста И.Зайцева «У нас в Сочи» рассказывается сколько усилий требовалось для установки шпиля со звездой, венчающей Морвокзал. Все, кто ценит настоящую архитектуру полностью согласны с комментом одного из давних постов на «Привете» — «В нём есть какая-то лёгкость морской, (в отличии от океана) волны и стремительность местных чаек и гор. Архитектура должна вписываться в местные особенности». Это «легкость и стремительность» вместе с основательным пониманием своей профессии и творческой дотошностью Каро Алабяна были присущи его характеру. Мне не очень нравится установленый в прошлом году в Москве памятник Каро Семеновичу на улице его же имени. Алабян как бы пританцовывает, слыша внутреннюю музыку. При этом выражение его лица серьезное и сосредоточенное. Однако, если узнать все подробности биографии архитектора, можно только удивиться, как автор скульптуры Георгий Франгулян угадал. Сколько было домыслов и злых сплетен вокруг «приближенного к власти» архитектора. Какие зигзаги в личной жизни, любви и «недолгого счастья» с актрисой Людмилой Целиковской.
Мы вновь любуемся нашим Морским вокзалом и благодарим архитектора за то, что воплотил свою мечту, не думая, какие опасности подстерегают всех зодчих того времени.
  • +43
  • 14 июля 2022, 10:15
  • sava
  • 15

"Сделано в Сочи"... в прошлом веке

Сочинская сувенирная фабрика работала больше 30 лет и закрылась по пока невыясненным до конца причинам в середине 90-х. Мастера и художники фабрики сумели создать широкий ассортимент изделий из более чем 500 наименований, который постоянно обновлялся. Причем, дизайнеры и художники фабрики помогали делать порой неповторимые по форме и оригинальные по назначению вещи. Приобрести сувенир в Сочи означало -стать обладателем настоящего произведения прикладного искусства. Сейчас в Музей истории города передали какое-то количество эксклюзива, сувениров, которые хранились у сочинцев дома. Вместе с устаревшими материалами, пластмассой и пластиком были на самом деле редкие, присущие только этому производству. Допустим-изделя из натуральный пород деревьев, растущих на Кавказе.К сожалению, в Сети не нашлось фото сувениров резных фигурок из самшита. Совы, оленята и еще что-то. Может быть у кого-нибудь дома сохранились?
  • +40
  • 03 июля 2022, 11:52
  • sava
  • 4

Красота спасет?

Михаил Бурлешин «Дома-агрессоры». В этой статье из журнала «Глобус», когда-то напечатанной и в нашей газете «Новости Сочи» есть многое, что кажется уже понятно каждому. Любому, кто живет в современном, с большим количеством постоянных жителей. А тем более – в городе-курорте, где в сезон количество обитателей возрастает в разы.
Бурлешин пишет: «Улица начинает воздействовать на нервную систему человека…80 процентов информации человек поучает через органы зрения. А что хорошего он может увидеть в новых районах (речь идет о Москве).По данным социологических опросов около 70 процентов их жителей, приобретя новые квартиры, пожив в них несколько лет стремятся переехать. А если у людей нет привязанности к дому, в котором они живут, то появляются вытоптанные газоны, поломанные деревья, загаженные подъезды, которые стали привычными в новых районах». Далее автор статьи приходит к неутешительному выводу, что дома-многоэтажки и прочие многоквартирные ЖК в наших городах «наносят людям ощутимый вред». Бурлешин полагает, что как-то сохранить душевное здоровье жителям микрорайонов типа «Музыкального» в Краснодаре может помочь стремление внести разнообразие в «облик дома».Построить детские и спортивные площадки во дворах и везде, где можно, поблизости разбить «мини-сады». Балконы по мнению автора тоже способны как-то прибавить красоты однообразным фасадам «высоток». «Многие ли из нас разводят на балконах цветы? А они прекрасно оживляют фасад здания». Растения не только делают типовое здание «неагрессивным», они еще улучшают его «внутреннюю экологию». В статье рассказано о новом направлении исследований ученого В.А. Филина, которое называется «видеоэкологией». Это попытка сохранить здоровье мозга, научив человека тому, что он и так знает при помощи писателей и поэтов. «Я истинную вижу красоту». В мозг непрерывным потоком идет «разнообразная зрительная информация, на которую человек не обращает внимание»,- так утверждает В. Филин. Но без нее мозг не может нормально функционировать. И поэтому Филин делает вывод о впечатлениях от новых районов: «Вред сознанию и мозгу наносят «многочисленные монотонные поверхности асфальтированных улиц без зеленых островков, глухие заборы, стеклянные стены ультрановых строений».Со всем этим трудно не согласиться. Но в Сочи, где многоэтажное строительство последние годы приобрело небывалый размах навряд ли заказчик, проектировщики и строители станут когда-то размышлять о «внутренней экологии». У них другие приоритеты.
  • +27
  • 29 июня 2022, 11:30
  • sava
  • 3

"Советский Эйнштейн в Сочи"

Семен Давидович Кирлиан, уроженец города Краснодара, электрик-самоучка придумал множество полезных вещей. Городская типография пользовалась изготовленной им электропечью для отливки шрифтов, мукомолы — магнитными устройствами для очистки зерна. Однажды Кирлиан задумал получить алмаз… из куска рафинада. И действительно, сильное давление при взрыве герметичной емкости превратило сахар в кристаллы, которые отлично резали стекло. В 1937 году вдохновленный Кирлиан написал о своих алмазах лично Сталину. Вскоре в квартире изобретателя появились сотрудники НКВД, изъявшие полученные кристаллы и документацию опытов. Кирлиана увели. Родные поставили на Семе крест. Но он вернулся спустя всего месяц, с той самой «сталинской корочкой» в кармане, открывающей любые двери. О встрече с вождем Кирлиан никогда не рассказывал, лишь загадочно улыбался. Истории известны два таких удостоверения, второе было у Вольфа Мессинга.
То, что сегодня во всем мире называют «кирлиан-эффектом», было открыто случайно в 1939 году, Кирлиан начал «фотографировать без фотоаппарата», пользуясь его знаниями как электротехника все подряд — листья фикуса, свои руки. Получалось, что любой живой объект, помещенный в поле высокой частоты, давал на фотопленке свечение, характер которого зависел от состояния объекта. Существенно различалось свечение рук здорового, заболевшего или просто уставшего человека. Кирлиан открыл форточку в неведомый мир. Он открыл ауру.О «сочинском периоде» жизни признанного во всем мире изобретателя писал Виталий Тюнников в газете «Наш дом Сочи». «Дождливой сентябрьской ночью 1940 года в дверь опытной научной станции Южных культур, что на нижней террасе «Дендрария», тихо поскреблись.Посетитель робко улыбнулся и показал удостоверение в красной обложке.На одной страничке написано: «Оказывать содействие. И. Сталин». В Сочи Кирлиан прославился своими чудачествами, как пишет Тюнников. Поспорил, что поднимется на гору Большой Ахун до заката, делая шаг вперед и два назад и сделал это! 7 сентября 1940 года в дневнике Семена Кирлиана появилась запись синим химическим карандашом: «Сочинские биологи люди добрейшие и очень увлеченные.В понедельник едем смотреть лабораторию в горах. Попробую изготовить живую воду, чтобы воскрешать мертвых». Лаборатория Кирлиана на хребте Ачишхо, где исследователь и планировал этим заниматься, была разрушена в начале 2000-х вместе с метеостанцией. Жаль, что никаких свидетельств опытов советского Эйнштейна, которые возможно там проводились, не осталось. Мистическое это место в Красной Поляне, внизу — дольмены, в вверху — гребень хребта касается небес. С одной стороны -озеро «Зеркальное», чуть поодаль- озеро «Туманное». Так можно назвать приемы, способствующие фиксации ауры. Как в зеркале в ней отражаются непонятные пока науке способности человеческой природы. И словно в тумане проступают возможные ее проявления после жизни. Магнитное излучение, мощь проявления ауры. Их результат- дистанционное воздействие человека на другого человека, иные живые объекты. Тут очевидной становится совместимость человека в коллективе или семье. И еще важно- персональным излучением открывается путь воздействия человека на вещества, в том числе на воду. Такие научные открытия продолжают занимать умы. Кирлиан «живую воду» так и не смог получить. Возможно-просто не успел.

  • +28
  • 25 июня 2022, 10:16
  • sava
  • 3

Работы скульпторов-анималистов Сочи-миниатюры в камне

Работы скульпторов-анималистов Сочи:
Ираида Гуслева – «Негр».Виктор Глухов-«Источник», «Вьетнамка». Порфирий Рочняк «Мартышка», «Обезьяна».
  • +43
  • 21 июня 2022, 09:32
  • sava
  • 1

Художник и море

Благодаря нашему известному художнику Виталию Яблоновскому сохранились фотографии произведений редкого жанра, который теперь утрачен. Это-скульптура на камне. Таким видом художественного творчества занимались наши выдающиеся скульпторы-анималисты 80—х: Владимир и Ираида Гуслевы, Виктор Глухов, Парфентий Рочняк. Их садово-парковая скульптура в городе Сочи, слава Богу сохранилась, и украшает собой скверы, набережные, парки. А вот удивительная по своей кропотливости, «сопротивлямости материала» скульптура из камня и морской гальки-вероятно только в чьих то частных коллекциях. Виталий Георгиевич Яблоновский рассказывал: « В процессе обработки камня используют такие инструменты, как шпунт, закольник, троянка, скальпель и молот. Способ обработки-сначала удар, который колет или режет камень, затем шлифовка или полировка…Мы почему-то привыкли, говоря о камне, что это нечто грубое, несколько упрощенное. Однако, пластика морского камня изыскана, изящна, тонка и многообразна». Разглядывая эти –«Навстречу ветру», «Северянин» Глухова, удивляясь «Обезьяне» Гуслевой, «Черномору» Рочняка, именно скрытая пластика, а можно даже сказать «душа камня» становится определяющим в смыслах изделий художника. Это надо было угадать в камне-гальке размером 4 на 8 сантиметров лицо «Мулатки». И добиться оставив природные особенности — сколы, трещины и необычный цвет камня, такого вот образа загадочного «Черномора» Рочняка. Яблоновский говорил, что «зачинателем» изготовления работ из морской гальки был В.И. Глухов, он: еще будучи студентом училища им. Мухиной, обращался за разъяснениями технологии к именитым педагогам. А потом-поехал на камнерезный завод русских самоцветов в Хаджохе, чтобы «проникнуть в тайны камнерезного дела».
Скульптору долго не удавалось определить самостоятельный жанр малой скульптуры, Но со временем стало ясно-это не будет «подделкой» под скульптуру, а ясное выражение мысли, идеи, которые бы отвечали в том числе и духу современного искусства. Весь сюжет «втиснуть в сложную форму гальки» -так замысел художника просматривается в готовых формах, в изумительных своей лаконичностью и близостью к натуре: «Ветерке», «Драме», «Источнике» Глухова.
И.Гуслева и П.Рочняк, по мнению их коллег-художников, уделяют большое внимание цвету «дикому виду» гальки. Среди наиболее удачных работ И.Я.Гуслевой перечислены: «Русская боярышня» «Восточный тип», «Индуска с ребенком».
Виталий Георгиевич еще тогда, когда занимался описанием такого оригинального вида творчества скульпторов, сожалел, что миниатюры из морской гальки не «выходят из стен мастерских». О них люди, любящие живопись, скульптуру и море, даже не подозревают. И с выводом Яблоновского по этому случаю, трудно не согласиться «для современного интерьера скульптура малых форм из гальки-просто находка. Редкая и бесценная».

  • +36
  • 20 июня 2022, 09:30
  • sava
  • 3

В каждом - свой Дракон

К Новому году народный художник Адыгеи, Ася Еутых подготовила подарок для всех горожан и гостей города, изготовив изделия с изображением символа наступающего года – подвески в виде дракончиков. Они уже выставлены на продажу в художественном салоне в Майкопе. Медальоны и подвески вылиты по древней рецептуре. Сплав включает в себя медь, серебро, олово. Из него делали древние украшения и другие предметы, которые сейчас ученые находят в курганах.

Автор предлагает два варианта подвесок, в одном из которых дракон с ритоном (сосуд для вина в виде рога) заключен в рамку, а в другом — дракончик держит уникальный сосуд.

Как отмечает Ася Еутых, она изобразила особенных драконов, воплощенных в образах- жреца с символами власти и изобилия посохом, колокольчиком, ритоном и акинаком( ритуальный меч) на поясе.

По мнению Аси Еутых, ювелирные сувениры являются символом наступающего года и одновременно олицетворяют героев нартского эпоса. В адыгейской народной сказке описывается судьба драконьего племени. По преданию, драконов называли «бляго», и были они разными – от злых и кровожадных до милых и ручных, охранявших жилища людей и возившихся с человеческими детенышами.

Это предание было очень популярно в народе, о чем, по мнению Светланы Тлехас свидетельствует факт, что до сих пор одной из самых уважаемых фамилий в Адыгее является фамилия Блягоз, что означает Сын Дракона. И немало среди нынешних драконов достойных людей – ученых, врачей, учителей, агрономов, есть даже ректор одного из университетов.
  • +18
  • 26 декабря 2011, 10:22
  • sava
  • 2