Опасности езды на инвалидных колясках

Инвалидные коляски, особенно механические, на первый взгляд кажутся одним из наиболее безопасных средств передвижения.
На самом же деле, ездить на кресло-коляске достаточно сложно и даже опасно.
Что подтверждают многочисленные случаи получения инвалидами-колясочниками тяжелейших травм при авариях различного рода.

Поэтому людям, которые вынуждены начать передвигаться на инвалидной коляске, крайне важно выучить основные рекомендации по безопасной езде.
Чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получения переломов, сотрясений мозга и прочих специфичных травм.


Почему коляски опасны

— Основная проблема инвалидных колясок заключается в неудачном соотношении длины и ширины.
В отличие от мотоцикла или велосипеда, они короткие, поэтому склонны к опрокидыванию не вбок, а вперед или назад.
Что значительно хуже и ведет к более тяжелым последствиям.
Плюс такое падение куда сложнее контролировать.

— Второй причиной является разница в размере задних и передних колес.
Она есть у 80-85% всех колясок, включая электрические модели.
И эта разница сильно повышает риск опрокидывания в сторону больших колес, особенно на склонах.

— Третья причина слишком высокие препятствия на путях передвижения.
Преодолеть бордюр на кресло-коляске практически так же сложно, как на автомобиле переехать через полуметровую бетонную плиту.

— Четвертая причина свойственна только инвалидным коляскам с электроприводом.
Они управляются манипулятором, который обладает достаточно высокой чувствительностью и его неправильное использование приводит к чрезмерно резким рывкам.
Правда, такие ошибки характерны преимущественно для начинающих колясочников.


Основные факторы риска

Существует ряд ситуаций, которые наиболее опасны при езде на инвалидной коляске.
В первое время, когда человек только набирается опыта управления и правильного маневрирования, их лучше избегать.
И учиться преодолевать только со временем, когда при езде уже появится некий автоматизм действий и возможность реагировать максимально быстро (и что не менее важно – правильно).

Опасные ситуации:
  • Езда под уклон, с уклона.
  • Преодоление бордюров и лестниц без пандусов.
  • Передвижение по снегу, гололеду.
  • Езда по проезжей части.
  • Езда на скорости более 5 км\ч.
  • Сильный боковой уклон дороги или тротуара.
Также в первые пару месяцев настоятельно не рекомендуется снимать антиопрокидыватель.
Передвигаться без него, конечно, значительно удобнее, однако для этого нужно научиться держать баланс.
Чтобы коляска не опрокидывалась назад.


Уклоны

— При езде «в горку» инвалидная коляска с большими задними колесами очень легко опрокидывается назад при малейшем резком рывке.
Поэтому ехать нужно равномерно и максимально аккуратно.

По правилам, необходимо избегать езды, если уклон более 10%.
Но это теория, никак не совместимая с практикой, так как визуально отличить уклон в 7 и 12% у большинства людей не получится.
Поэтому лучше ориентироваться на картинку, чтобы примерно представлять, езда по какому уклону может привести к опрокидыванию.

— Передвижение «с горки» также опасно и несет достаточно высокие риски травматизма.
В частности, если прибегнуть к торможению, то можно без проблем вылететь с сиденья кресло-коляски и получить серьезную травму.
Как правило, такие полеты заканчиваются переломами или сотрясением мозга.

Поэтому правила следующие:
  • При езде «с горки» обязательно пристегиваться ремнем безопасности.
  • Скорость передвижения минимальная (рекомендуется 2-3 км\ч).
  • Спуск на механических колясках только в перчатках, если длина уклона более 10-15 метров.
На электрических инвалидных колясках с одинаковыми по размеру колесами преодоление уклонов вперед и назад менее опасное.
Однако соблюдать указанные выше правила все равно стоит.

— С боковым уклоном все намного сложнее.
Техники их безопасного преодоления просто не существует и любая коляска может опрокинуться набок.
Это не так страшно, как вперед или назад, но все же риск получения травмы есть, особенно на высоких электрических колясках.



Дорог и тротуаров с боковым уклоном очень мало, поэтому их лучше просто избегать.
Всегда есть возможность объехать и не подвергать себя опасности.
Но если проехать все же нужно, то это требуется делать на минимальной скорости – тогда падение, если будет, то не столь болезненным.


Пандусы

К сожалению, большинство стационарных пандусов в нашей стране не соответствуют установленным стандартам.
И обладают слишком большим наклоном.



Поэтому подъем и спуск по ним представляет не меньшую опасность, чем езда в гору / с горы.
Рекомендации по безопасному преодолению абсолютно такие же.
За исключением одного момента – при возможности стоит просить кого-то подстраховать во время заезда и съезда.
В городах и поселках всегда много людей, которые готовы помочь.

— Откидные и накладные пандусы на лестницах, как правило, все имеют очень высокий уровень наклона.
Передвижение по ним без посторонней помощи запрещено в принципе и не должно практиковаться даже людьми с солидным опытом езда на кресло-коляске.

— То же самое касается телескопических пандусов.
Однако здесь все еще сложнее, так как телескопические модели используются на многоступенчатых пролетах, как правило, в жилых домах.
Там не только высокой уклон получается, но продолжительность подъема / спуска внушительная.
А соответственно, права на ошибку нет.

Правила:
  • Колеса коляски должны быть сухими.
  • Допускается подъем только механических колясок и электрических моделей весом до 30 кг (есть специальные облегченные кресло-коляски с электроприводом для данных целей, остальные нельзя).
  • Помогающий человек должен быть достаточно хорошо физически развит.
Телескопические пандусы выручают очень часто инвалидов, живущих выше 1-го этажа.
Однако их использование требует навыков и физической силы.
Поэтому начинать применение лучше с небольших лесенок на 5-6 ступеней, чтобы научиться и трезво оценить свои силы.


Опасная езда

Любителей погонять на инвалидных колясках не намного меньше, чем среди автомобилистов, мотоциклистов, велосипедистов и т.д.
Риск аварий при этом тоже никак не ниже, а последствия столь же серьезны.
Инвалидам, которые только начинают использовать коляску с механическим и особенно электрическим приводом нужно это учитывать.
И соблюдать рекомендации по безопасной езде.

1. Повороты на скорости более 4-5 км\ч в несколько раз повышают вероятность опрокидывания коляски на бок.
Причем, чем выше скорость, тем выше вероятность.
При езде 12-15 км\ч, резкий поворот почти гарантирует опрокидывание.

Для начинающих важно запомнить, что перед маневрированием нужно снижать скорость.
Со временем можно научиться преодолевать повороты чуть быстрее, но для этого потребуется хотя бы 3-4 месяца практики.

При езде на электрической коляске важно учитывать ее вес.
Чем легче модель, тем сильнее она склонна к опрокидыванию при повороте на скорости.
Особенно опасны облегченные кресло-коляски с электроприводом весом 15-35 кг, они высокие и легкие – опрокидываются на раз.
На них при повороте желательно скидывать скорость до 2-3 км\ч.

2. Люди, только начинающие ездить на инвалидных колясках часто ошибочно считают, что у кресло-колясок малый радиус разворота из-за минимальных габаритов.
Однако это далеко не так.
На многих электрических моделях радиус поворота может достигать 1,5-2 метров.
Это необходимо учитывать, чтобы не врезаться.

Для начала нужно разворачиваться на минимальной скорости, чтобы научиться чувствовать габариты коляски и правильно рассчитывать требуемую ширину дороги / тротуара.

3. Еще одна проблема лихой езды резкий старт и торможение.
И того и другого на инвалидной коляске необходимо избегать не только для безопасности езды, но и чтобы увеличить срок службы техники.
Кресло-коляски, как механические, так и электрические очень не любят резких торможений, а электрические еще и быстрых стартов.

Проблемы безопасности:
  • Резкий старт на механике и электрике с большими задними колесами может приводить к опрокидыванию назад.
  • Резкое торможение к «вылетанию» из сиденья или опрокидыванию вперед, если используются ремни безопасности.
На механических кресло-колясках также не рекомендуется резко разворачиваться на месте первые 3-4 месяца езды.
Так как такой маневр на активных колясках хоть и возможен, но сложен.
Если не чувствовать хорошо коляску, легко можно опрокинуть ее.


Бордюры

Бордюры являются проклятьем для людей, передвигающихся в городе на инвалидных колясках.
До сих пор во многих местах отсутствуют нормальные съезды и приходится как-то перебираться через высокие препятствия.
Это сложно и опасно.

Для начинающих самостоятельное преодоление бордюров категорически не рекомендуется!
Необходимо просить помощи у прохожих.



Для тех, кто уже чувствует коляску, необходимо изучить YouTube, там много видео-инструкций на данную тему.
После изучения правильных техник преодоления, нужно пробовать их на практике.
Сначала обязательно с низкими бордюрами и при подстраховке сопровождающим лицом, который удержит коляску, если она начнет опрокидываться.
Ремень безопасности также обязателен.

1. Большинство людей, которые только начинают использовать инвалидную коляску, не воспринимают всерьез опасность бордюров.
И это заканчивается болезненными падениями и повреждением самой кресло-коляски.
Не повторяйте чужих ошибок!

2. Техник преодоления бордюров существует несколько.
Для различных колясок и людей подходят разные, нужно подбирать под себя индивидуально.
Универсальных решений не существует, кроме одного – по возможности избегать бордюров, объезжая их стороной.
  • 26 января 2024, 11:42
  • anick

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.