Люди привыкли ко взяточничеству как к обыденному явлению
Руководитель недавно созданного Управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции Олег Плохой рассказал «АиФ» о том, как работает новая организация и какие цели перед собой ставит.
В декабре прошлого года В. Путин создал Управление президента РФ по вопросам противодействия коррупции. Первое интервью его руководитель — один из наименее публичных сотрудников администрации Олег Плохой — дал «Аргументам и фактам».
Александр Колесниченко, «АиФ»: Олег Анатольевич, какие задачи поставлены перед управлением, из чего состоит повседневная работа? На ваш взгляд, коррупция в России — это что?
Олег Плохой: Тема борьбы с коррупцией обсуждается в обществе, но есть ощущение, что многие всё равно до конца не понимают опасности этого зла. Меня поразили результаты одного из недавних опросов. Половина респондентов посчитали нормальным дачу взятки, треть опрошенных — получение взятки. Видимо, люди привыкли ко взяточничеству как к обыденному явлению. Не видят прямой связи коррупции с более серьёзными угрозами.
От взятки до теракта
Но представьте, что за взятку мимо контроля на борт самолёта проходит террорист-смертник (в 2004 г. были взорваны два самолёта). Или ответственное лицо «не замечает» явных неисправностей парохода, который тонет с десятками пассажиров (как «Булгария» в 2011 г.). Впрочем, отношение к проблеме меняется и в обществе, и у представителей госвласти. Никто не заинтересован в замалчивании и в преуменьшении опасности. Сегодня речь идёт не о разовых антикоррупционных акциях, а о планомерных скоординированных действиях. В связи с этим логичным было создание нового управления в Администрации Президента РФ (АП), в задачи которого входит реализация комплексных мер по противодействию коррупции в рамках национального плана, координация работы государственных и общественных институтов.
В повседневной работе у нас два основных направления. Первое — аналитическо-правовая работа, контроль за выполнением указов президента, законов в сфере противодействия коррупции и т. д. Кроме того, мы отвечаем за международное сотрудничество в таких организациях, как ГРЕКО (группа стран против коррупции), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и др. Второе — участие в кадровой работе, анализ сведений о доходах и расходах, имущественном положении должностных лиц высокого уровня, приём деклараций и проведение антикоррупционных проверок. А также недопущение госслужащими случаев конфликта интересов, т. е. ситуации, когда личная заинтересованность может повлиять на добросовестную работу чиновника.
— Публикация деклараций за 2013-й уже началась. По результатам прошлой кампании глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов рассказывал: подано около 1,5 млн деклараций, проведено 130 тыс. проверок, 300 человек уволены за утрату доверия, около 3 тыс. получили взыскания. Каков «прогноз» сейчас?
— Декларации высокопоставленных сотрудников АП и членов правительства уже поданы — к 1 апреля — и опубликованы (см. материал «Власть: богатые и бедные» в «АиФ» № 16. — Ред.). Кстати, из 74 сотрудников АП двое задекларировали и расходы. Это нужно делать, если затраты, например, на приобретение недвижимости превышают доход семьи за три года. Я думаю, примерно столько деклараций о расходах мы получим по итогам этой кампании — около 1% от числа «доходных». Вторая, более многочисленная категория госслужащих подаёт декларации до 30 апреля, в течение 14 рабочих дней высокопоставленные должностные лица из этой категории их тоже обязаны опубликовать.
Скандалы? Будут
Первые ощущения — общество начало привыкать, что доходы госслужащих являются открытой информацией. Чиновники серьёзнее относятся к этой обязанности, ошибок стало меньше. Однако, думаю, увольнения по утрате доверия будут и в этом году. Закон достаточно жесток, но справедлив. Проведённые в прошлом году проверки — это работа, которая была осуществлена на всех уровнях государственной и муниципальной власти и коснулась лиц, занимающих так называемые коррупциогенные должности.
— С чего начинается проверка, как она проходит? Сколько проверок провело ваше управление?
— В управление поступают декларации должностных лиц, решение о назначении на должность которых принимает президент. Это около 8 тыс. человек с членами семей. Основанием для проверки могут быть результаты анализа деклараций, данные правоохранительных органов, информация от политических партий, Общественной палаты и общероссийских СМИ. Информация проверяется, мы предварительно беседуем с человеком. К слову, один из претендентов на высокую должность в МЧС недавно предоставил документы и пояснил происхождение имущества, которое не соответствовало доходу: он получил наследство. Однако иногда пояснения бывают и неудовлетворительными. При анализе деклараций выявляются технические ошибки, факты откровенного головотяпства, а иногда преднамеренное сокрытие доходов. Это может быть поводом для взыскания или основанием для полноценной антикоррупционной проверки. Решение о ней, если речь идёт о высокопоставленных госслужащих, принимает президент или руководитель администрации. Мы делаем запросы в банковские структуры, регистрационные органы и т. д.
Силами Администрации Президента РФ проведено 22 антикоррупционные проверки. Наработан интересный опыт. Так, один из фигурантов — ныне уже бывший заместитель руководителя федерального ведомства. Анализ его декларации показал: имущественное положение явно не соответствует официальным доходам за несколько лет. На своих банковских счетах (публикуются лишь данные о доходе, недвижимости и автотранспортных средствах, но чиновники в подаваемых декларациях обязаны представлять и информацию о счетах. — Ред.) он показал нулевые балансы. В ходе проверки мы получили информацию о движении средств: в течение года чиновник проводил через счета десятки млн рублей, а к отчётной дате их обнулял. Ещё один чиновник пытался утаить два десятка банковских счетов с оборотом более 100 млн рублей и умышленно сокрыл долю супруги в фирме. Офицер высшего начальствующего состава одного из правоохранительных органов не посчитал нужным декларировать зарегистрированную на супругу заграничную недвижимость. Видимо, предполагал, что с заграницей договоры о правовой помощи работают не так эффективно, как нам бы хотелось, и никто не узнает о её существовании.
Кроме того, антикоррупционные проверки коснулись нескольких губернаторов. Когда члены семьи главы региона ведут активную коммерческую деятельность в этом же регионе, выигрывают конкурсы на очень большие суммы, это не может не вызывать вопросов. Могу предположить, что установленные в ходе проверки факты учитывались при принятии решений об отрешении этих губернаторов от занимаемых должностей.
Закон жесток?
— Удаётся ли распутывать сложные схемы, например, с регистрацией имущества на офшорные фирмы?
— Среди материалов, которые сейчас находятся в работе, есть информация по одному из высокопоставленных чиновников: он по телефону управляет неким бизнесом за рубежом. Сегодня это достаточно сложно доказуемо, но мы работаем вместе с компетентными органами, задействованы структуры Интерпола. Я надеюсь, что в работе нашего управления в этом году появится новый опыт успешной работы и по таким сложным делам.
— Если за проверку чиновников «помельче» отвечают кадровые службы самих министерств и ведомств… Ну как простые кадровики посмеют «поднять руку» на какого-нибудь начальника департамента своего же министерства?
— Полностью исключить возникновение таких случаев нельзя. Но результаты проверки рассматривает коллегиальный орган — комиссия по конфликту интересов, где могут задать вопрос уже самому сотруднику кадровой службы: почему провёл поверхностный анализ или закрыл глаза на явные нарушения?
— С точки зрения большинства, думаю, увольнение за утрату доверия жестоким не выглядит. Наоборот: «Ну извини, мил-человек, больше воровать не дадим, но можешь теперь спокойно пользоваться тем, что удалось наворовать раньше».
— С прошлого года у прокуратуры есть право обратиться в суд и взыскать с чиновника в доход государства имущество, происхождение которого он не может объяснить. Кстати, это, по сути, реализация (пока не ратифицированной Россией. — Ред.) 20-й статьи (о борьбе с незаконным обогащением) антикоррупционной конвенции ООН.
С момента действия закона масштабной судебной практики ещё не сформировано. Однако прокуратура соответствующие материалы активно нарабатывает. Результатом проверочной работы может быть административная точка в карьере чиновника, наши материалы могут стать и базой для уголовных дел. Например, по результатам проведённых антикоррупционных проверок должностей лишились генералы Шемякин (замкомандующего военно-транспортной авиацией) и Гайдуков (начальник управления Минобороны). Позже на них завели уголовные дела, по которым уже состоялись приговоры.
— Какие новации, на ваш взгляд, необходимы и могут появиться в ближайшее время в российском антикоррупционном законодательстве?
— Недавно по рекомендации группы ОЭСР в нашем Уголовном кодексе появилась статья о посредничестве во взяточничестве. Сейчас обсуждается, например, особый контроль за операциями так называемых публичных лиц: в каждом банке должен быть список лиц, финансовые операции которых сразу же будут попадать под особый контроль, — это рекомендация ФАТФ (международная организация по борьбе с отмыванием средств. — Ред.). Я считаю, что введение такой меры поможет нам бороться с коррупцией. Есть и другие предложения, например, расширение круга госслужащих, для которых действует запрет на владение иностранными счетами. Мы столкнулись с ситуацией, когда начальник департамента министерства, принимающий серьёзнейшие решения в сфере госуправления, имеет значительные средства в зарубежных банках. Нет фактов, что это как-то влияет на его решения, но понятно, что он уязвим.
— Забавно, что в официальном документе (утверждённом В. Путиным Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.) появилось слово «откат». С другой стороны, хорошо, что какие-то вещи начали называть своими именами, не делая вид, что такого нет. Что самое важное в плане?
— Документ определяет приоритетные направления деятельности государства по противодействию коррупции, расставляет акценты. Это, например, развитие и распространение антикоррупционных норм и стандартов на региональный и муниципальный уровень власти, внедрение этих стандартов в компаниях с госучастием и в частных компаниях. Ведь коррупция касается не только госструктур. Отдельно подчёркивается необходимость анализа и выработки мер борьбы с серьёзной проблемой — откатами.
Нужна обратная связь
Национальным планом предусмотрено более серьёзное привлечение к нашей работе представителей гражданского общества. Мы предлагаем создать в регионах комиссии по противодействию коррупции с участием представителей общественных организаций, СМИ. Для обсуждения наиболее острых проблем предполагается создание экспертной комиссии при нашем управлении. Среди вопросов, стоящих на повестке дня, — выработка мер по борьбе с откатами и незаконным обогащением, формирование основ цивилизованного лоббизма и др. В целом мы придаём большое значение построению системы обратной связи общества с государством. Сейчас обращения порой возвращаются к тому же чиновнику, действия которого и обжалуются. Таких фактов очень много. Нужен иной порядок и меры защиты заявителей о коррупции.
В антикоррупционном законе есть жёсткая норма: чиновник должен доложить руководителю о наличии у него возможного конфликта интересов. Но пока эта норма практически не работает. Например, недавно проверяли одного замруководителя федерального органа, который курировал определённую отрасль. А в этой отрасли один из серьёзных бизнес-игроков — компания, которую возглавляет его отец. Фактов содействия чиновника своему родственнику выявить не удалось. Постараемся, чтобы этот чиновник занялся другой сферой деятельности.
— У коррупции три составляющие: человеческая алчность, возможность совершить неблаговидный поступок и отсутствие реальной опасности понести наказание. Понятно, что с алчностью вы ничего сделать не можете…
— …но пространства для коррупции становится всё меньше, а риск понести реальное наказание — всё выше. Понимая всю опасность коррупции, государство наращивает усилия по её предотвращению. Президент РФ не раз уже говорил, что борьба с коррупцией будет продолжаться, невзирая на ранги и былые заслуги. Я считаю, что вектор оптимистичен и уже приводит к позитивным сдвигам.
www.aif.ru/money/corruption/1159807
В декабре прошлого года В. Путин создал Управление президента РФ по вопросам противодействия коррупции. Первое интервью его руководитель — один из наименее публичных сотрудников администрации Олег Плохой — дал «Аргументам и фактам».
Александр Колесниченко, «АиФ»: Олег Анатольевич, какие задачи поставлены перед управлением, из чего состоит повседневная работа? На ваш взгляд, коррупция в России — это что?
Олег Плохой: Тема борьбы с коррупцией обсуждается в обществе, но есть ощущение, что многие всё равно до конца не понимают опасности этого зла. Меня поразили результаты одного из недавних опросов. Половина респондентов посчитали нормальным дачу взятки, треть опрошенных — получение взятки. Видимо, люди привыкли ко взяточничеству как к обыденному явлению. Не видят прямой связи коррупции с более серьёзными угрозами.
От взятки до теракта
Но представьте, что за взятку мимо контроля на борт самолёта проходит террорист-смертник (в 2004 г. были взорваны два самолёта). Или ответственное лицо «не замечает» явных неисправностей парохода, который тонет с десятками пассажиров (как «Булгария» в 2011 г.). Впрочем, отношение к проблеме меняется и в обществе, и у представителей госвласти. Никто не заинтересован в замалчивании и в преуменьшении опасности. Сегодня речь идёт не о разовых антикоррупционных акциях, а о планомерных скоординированных действиях. В связи с этим логичным было создание нового управления в Администрации Президента РФ (АП), в задачи которого входит реализация комплексных мер по противодействию коррупции в рамках национального плана, координация работы государственных и общественных институтов.
В повседневной работе у нас два основных направления. Первое — аналитическо-правовая работа, контроль за выполнением указов президента, законов в сфере противодействия коррупции и т. д. Кроме того, мы отвечаем за международное сотрудничество в таких организациях, как ГРЕКО (группа стран против коррупции), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и др. Второе — участие в кадровой работе, анализ сведений о доходах и расходах, имущественном положении должностных лиц высокого уровня, приём деклараций и проведение антикоррупционных проверок. А также недопущение госслужащими случаев конфликта интересов, т. е. ситуации, когда личная заинтересованность может повлиять на добросовестную работу чиновника.
— Публикация деклараций за 2013-й уже началась. По результатам прошлой кампании глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов рассказывал: подано около 1,5 млн деклараций, проведено 130 тыс. проверок, 300 человек уволены за утрату доверия, около 3 тыс. получили взыскания. Каков «прогноз» сейчас?
— Декларации высокопоставленных сотрудников АП и членов правительства уже поданы — к 1 апреля — и опубликованы (см. материал «Власть: богатые и бедные» в «АиФ» № 16. — Ред.). Кстати, из 74 сотрудников АП двое задекларировали и расходы. Это нужно делать, если затраты, например, на приобретение недвижимости превышают доход семьи за три года. Я думаю, примерно столько деклараций о расходах мы получим по итогам этой кампании — около 1% от числа «доходных». Вторая, более многочисленная категория госслужащих подаёт декларации до 30 апреля, в течение 14 рабочих дней высокопоставленные должностные лица из этой категории их тоже обязаны опубликовать.
Скандалы? Будут
Первые ощущения — общество начало привыкать, что доходы госслужащих являются открытой информацией. Чиновники серьёзнее относятся к этой обязанности, ошибок стало меньше. Однако, думаю, увольнения по утрате доверия будут и в этом году. Закон достаточно жесток, но справедлив. Проведённые в прошлом году проверки — это работа, которая была осуществлена на всех уровнях государственной и муниципальной власти и коснулась лиц, занимающих так называемые коррупциогенные должности.
— С чего начинается проверка, как она проходит? Сколько проверок провело ваше управление?
— В управление поступают декларации должностных лиц, решение о назначении на должность которых принимает президент. Это около 8 тыс. человек с членами семей. Основанием для проверки могут быть результаты анализа деклараций, данные правоохранительных органов, информация от политических партий, Общественной палаты и общероссийских СМИ. Информация проверяется, мы предварительно беседуем с человеком. К слову, один из претендентов на высокую должность в МЧС недавно предоставил документы и пояснил происхождение имущества, которое не соответствовало доходу: он получил наследство. Однако иногда пояснения бывают и неудовлетворительными. При анализе деклараций выявляются технические ошибки, факты откровенного головотяпства, а иногда преднамеренное сокрытие доходов. Это может быть поводом для взыскания или основанием для полноценной антикоррупционной проверки. Решение о ней, если речь идёт о высокопоставленных госслужащих, принимает президент или руководитель администрации. Мы делаем запросы в банковские структуры, регистрационные органы и т. д.
Силами Администрации Президента РФ проведено 22 антикоррупционные проверки. Наработан интересный опыт. Так, один из фигурантов — ныне уже бывший заместитель руководителя федерального ведомства. Анализ его декларации показал: имущественное положение явно не соответствует официальным доходам за несколько лет. На своих банковских счетах (публикуются лишь данные о доходе, недвижимости и автотранспортных средствах, но чиновники в подаваемых декларациях обязаны представлять и информацию о счетах. — Ред.) он показал нулевые балансы. В ходе проверки мы получили информацию о движении средств: в течение года чиновник проводил через счета десятки млн рублей, а к отчётной дате их обнулял. Ещё один чиновник пытался утаить два десятка банковских счетов с оборотом более 100 млн рублей и умышленно сокрыл долю супруги в фирме. Офицер высшего начальствующего состава одного из правоохранительных органов не посчитал нужным декларировать зарегистрированную на супругу заграничную недвижимость. Видимо, предполагал, что с заграницей договоры о правовой помощи работают не так эффективно, как нам бы хотелось, и никто не узнает о её существовании.
Кроме того, антикоррупционные проверки коснулись нескольких губернаторов. Когда члены семьи главы региона ведут активную коммерческую деятельность в этом же регионе, выигрывают конкурсы на очень большие суммы, это не может не вызывать вопросов. Могу предположить, что установленные в ходе проверки факты учитывались при принятии решений об отрешении этих губернаторов от занимаемых должностей.
Закон жесток?
— Удаётся ли распутывать сложные схемы, например, с регистрацией имущества на офшорные фирмы?
— Среди материалов, которые сейчас находятся в работе, есть информация по одному из высокопоставленных чиновников: он по телефону управляет неким бизнесом за рубежом. Сегодня это достаточно сложно доказуемо, но мы работаем вместе с компетентными органами, задействованы структуры Интерпола. Я надеюсь, что в работе нашего управления в этом году появится новый опыт успешной работы и по таким сложным делам.
— Если за проверку чиновников «помельче» отвечают кадровые службы самих министерств и ведомств… Ну как простые кадровики посмеют «поднять руку» на какого-нибудь начальника департамента своего же министерства?
— Полностью исключить возникновение таких случаев нельзя. Но результаты проверки рассматривает коллегиальный орган — комиссия по конфликту интересов, где могут задать вопрос уже самому сотруднику кадровой службы: почему провёл поверхностный анализ или закрыл глаза на явные нарушения?
— С точки зрения большинства, думаю, увольнение за утрату доверия жестоким не выглядит. Наоборот: «Ну извини, мил-человек, больше воровать не дадим, но можешь теперь спокойно пользоваться тем, что удалось наворовать раньше».
— С прошлого года у прокуратуры есть право обратиться в суд и взыскать с чиновника в доход государства имущество, происхождение которого он не может объяснить. Кстати, это, по сути, реализация (пока не ратифицированной Россией. — Ред.) 20-й статьи (о борьбе с незаконным обогащением) антикоррупционной конвенции ООН.
С момента действия закона масштабной судебной практики ещё не сформировано. Однако прокуратура соответствующие материалы активно нарабатывает. Результатом проверочной работы может быть административная точка в карьере чиновника, наши материалы могут стать и базой для уголовных дел. Например, по результатам проведённых антикоррупционных проверок должностей лишились генералы Шемякин (замкомандующего военно-транспортной авиацией) и Гайдуков (начальник управления Минобороны). Позже на них завели уголовные дела, по которым уже состоялись приговоры.
— Какие новации, на ваш взгляд, необходимы и могут появиться в ближайшее время в российском антикоррупционном законодательстве?
— Недавно по рекомендации группы ОЭСР в нашем Уголовном кодексе появилась статья о посредничестве во взяточничестве. Сейчас обсуждается, например, особый контроль за операциями так называемых публичных лиц: в каждом банке должен быть список лиц, финансовые операции которых сразу же будут попадать под особый контроль, — это рекомендация ФАТФ (международная организация по борьбе с отмыванием средств. — Ред.). Я считаю, что введение такой меры поможет нам бороться с коррупцией. Есть и другие предложения, например, расширение круга госслужащих, для которых действует запрет на владение иностранными счетами. Мы столкнулись с ситуацией, когда начальник департамента министерства, принимающий серьёзнейшие решения в сфере госуправления, имеет значительные средства в зарубежных банках. Нет фактов, что это как-то влияет на его решения, но понятно, что он уязвим.
— Забавно, что в официальном документе (утверждённом В. Путиным Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.) появилось слово «откат». С другой стороны, хорошо, что какие-то вещи начали называть своими именами, не делая вид, что такого нет. Что самое важное в плане?
— Документ определяет приоритетные направления деятельности государства по противодействию коррупции, расставляет акценты. Это, например, развитие и распространение антикоррупционных норм и стандартов на региональный и муниципальный уровень власти, внедрение этих стандартов в компаниях с госучастием и в частных компаниях. Ведь коррупция касается не только госструктур. Отдельно подчёркивается необходимость анализа и выработки мер борьбы с серьёзной проблемой — откатами.
Нужна обратная связь
Национальным планом предусмотрено более серьёзное привлечение к нашей работе представителей гражданского общества. Мы предлагаем создать в регионах комиссии по противодействию коррупции с участием представителей общественных организаций, СМИ. Для обсуждения наиболее острых проблем предполагается создание экспертной комиссии при нашем управлении. Среди вопросов, стоящих на повестке дня, — выработка мер по борьбе с откатами и незаконным обогащением, формирование основ цивилизованного лоббизма и др. В целом мы придаём большое значение построению системы обратной связи общества с государством. Сейчас обращения порой возвращаются к тому же чиновнику, действия которого и обжалуются. Таких фактов очень много. Нужен иной порядок и меры защиты заявителей о коррупции.
В антикоррупционном законе есть жёсткая норма: чиновник должен доложить руководителю о наличии у него возможного конфликта интересов. Но пока эта норма практически не работает. Например, недавно проверяли одного замруководителя федерального органа, который курировал определённую отрасль. А в этой отрасли один из серьёзных бизнес-игроков — компания, которую возглавляет его отец. Фактов содействия чиновника своему родственнику выявить не удалось. Постараемся, чтобы этот чиновник занялся другой сферой деятельности.
— У коррупции три составляющие: человеческая алчность, возможность совершить неблаговидный поступок и отсутствие реальной опасности понести наказание. Понятно, что с алчностью вы ничего сделать не можете…
— …но пространства для коррупции становится всё меньше, а риск понести реальное наказание — всё выше. Понимая всю опасность коррупции, государство наращивает усилия по её предотвращению. Президент РФ не раз уже говорил, что борьба с коррупцией будет продолжаться, невзирая на ранги и былые заслуги. Я считаю, что вектор оптимистичен и уже приводит к позитивным сдвигам.
www.aif.ru/money/corruption/1159807
- 30 апреля 2014, 17:28
-
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернутьОсобенно актуально это для нашего города.
korshunkova91
DarkFlame
взял миллион. А ему штраф 50 миллионов. А насколько реальна сама сумма к выплате.
Взял- и 10 лет\ без права на УДО\. И на физ. работу. Что там, у нас есть- второй путь БАМа. Построят быстрее, чем Олимпиаду. Не будет работать — помрёт.
ogogo
«Все рухнет» — я не согласен…
От чего идет поднятие цен и т. д. и т. п.? — конечно от коррупции.
Раньше люди воровали, но по одиночке. И по мелочи было не заметно и ни кто не знал, и не догадывался — о том что ваш сосед, всеми любимый дядя Вася, — «вор».
Взятки не брали, не давали — ПОТОМУ ЧТО БОЯЛИСЬ.
А сейчас полнейшая безнаказанность, ВОТ И РЕЗУЛЬТАТ.
Не заменимых людей нет — (чинушей тоже).
На исправительные работы всех корупционщиков. (Строжайщий строгач с конфискацией, без УДО).
Жесткач для всех не зависимо от «морды» иииии....., будем вам порядок.
Boka78
В давние, советские времена, воровала только партийно-номенклатурная элита высокого полета (типа Галины Брежневой, хотя она, по сути своей, и не воровала). Остальным воровать запрещали правоохранительные органы. Можете вспомнить «закон о двух колосках». Народ потихоньку таскал с работы все то, что «плохо приколочено», но боялся афишировать это. И масштабы хищений были реально копеечными.
Vadimka
ogogo
monaliza
Ярчайший пример — Васильева. Как занимать должность генерала Минобороны — так пожалуйста. Как «взяли за жабры» — так она, оказывается, инвалид второй группы и не может содержаться в камере.
Кто-то реально думает что Ходорковский в тюрьме рукавицы шил?
Или проворовавшийся мэр Астрахани будет лес валить?
Vadimka
tone4ka
И примеров море! Хотя может там план таков — локализовать их всех в одном месте…
DarkFlame
Katz
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.