Автомобиль с историей


г.Сочи, сквер перед цирком, 1992 год. Фото с сайта pastvu.com

С этим автомобильчиком, в начале 1990-х годов, мне довелось пересечься несколько раз у сочинского цирка. Он стоял в скверике на широкой дорожке с обезьянкой в комплекте, ожидая клиентов, чтобы запечатлеться с ними на фотоплёнке. После визуального знакомства, я воспринял его за игрушку, реквизит для фотографирования, не более. Тогда ещё не знал, что эта машинка имеет вполне горячее сердце, поэтично именуемое пламенным мотором, и прочую реальную автомобильную начинку.

История этого интересного четырёхколёсного объекта, героя данной публикации, началась в первой половине 80-х годов ХХ века. В 1982 году на страницах венгерского журнала «Ауто-мотор» была опубликована иллюстрация французского автомобиля, выпущенного в начале 20-го столетия, уже не существующей фирмой.

Житель города Нижневартовск, молодой пилот вертолёта по профессии и увлечённый конструктор-любитель в душé — Сергей Гордиенко (сейчас конечно же уже Сергей Юрьевич), увидел довольно интересный старинный автомобиль в той журнальной публикации. Более того, изображённое транспортное средство, родом их начала ХХ века, произвело на Сергея сильное, неизгладимое впечатление.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ
  • +44
  • 05 сентября 2024, 00:24
  • chernomor
  • 2

Здравствуй, Сочи

Документальный видовой фильм «Здравствуй, Сочи» 1977г.
Более 10 лет назад я делал публикацию по этому фильму. Тогда, имевшиеся в распоряжении, кадры были низкого качества. В 2012 плёнку отреставрировали с помощью современных технологий.

Недавно, великолепно восстановленная лента, выложена на всеобщее обозрение.
Приятного просмотра.

  • +70
  • 27 мая 2024, 00:00
  • chernomor
  • 4

Сочи 1959г: впечатления отдыхающего.

Виноградов Александр Викторович — геологоразведчик
написал автобиографические повести «Фамильные истории ХХ века», позднее вошедшие в цикл книг «Записки геологоразведчика». С одной из глав, посвящённой Сочи, можно ознакомиться несколько ниже по тексту.
В начале же, чтобы немного понять ощущения человека, воспоминания которого приведены далее, коротко, словами автора, поясню: из каких он мест, в каких условиях рос, и как и зачем оказался в городе Сочи.
Виноградов Александр Викторович родился в 1936г. в селе Петропавловское (сегодня г. Североуральск, Свердловской обл.)
Детство проходило на Урале в суровые годы, военное время.
По окончании войны жизнь медленно стала налаживаться.
… Ежегодно, начиная с 1948 года, 31 марта раздавался бой кремлёвских курантов и после этого диктор Ю.Левитан объявлял указ об очередном снижении цен на продовольственные и промышленные товары. <...> Это имело очень большой эффект, особенно для малоимущих. <...> В борщах иногда стало появляться мясо, а забеливать борщ стали не молоком, а сметаной. Появилось сливочное масло, но только для бутербродов по утрам и в кашу. По большим праздникам делали настоящие мясные котлеты. <...> Фруктов же не было совсем, и не только у нас, а в подавляющем большинстве семей. В начале 50-х годов стали появляться яблоки, а большинство остальных — груши, виноград, лимоны, персики я увидел «живьём» только, когда учился в Свердловске.

… В 1949,1950 и 1951 годах — три года подряд летом меня укладывала в постель болезнь — тогда она называлась «суставной ревматизм». Начиналась она внезапно — опухали 2 парных сустава на обеих конечностях, была сильная боль в них и высокая температура тела. Давали пить салицилку, аспирин и ставились компрессы на суставы. Одна пара приходила в норму, опухоль и боли перемещались на другую пару и так перебирало почти все. После того, как суставы заканчивали болеть, меня на месяц укладывали в постель, чтобы как говорили врачи, сохранить сердце. <...> В результате этих подряд три года атак, я всё-таки получил поражение в сердце — у меня обнаружили расширение левого желудочка сердца — миокардит. И запретили заниматься активным спортом и давать тяжёлые физические нагрузки. В 1951 году мама мне достала путёвку на уральский курорт Нижние Серьги, несмотря на то что мне было только 15 лет, а туда брали только с 16-ти. Я принимал там минеральные ванны, пил эту же воду и принимал душ. Это лечение помогло на 8 лет, а может быть и больше,.т.к. следующая «атака» была в 1959 году и не такая жесткая, как раньше. Кроме того, после душей с этой минеральной водой из головы совершенно пропала перхоть года на два.
Юный Александр Виноградов, после окончания школы, решает поступать в Свердловский Горный институт
… То, что мне надо и я буду поступать в ВУЗ, ни у кого не вызывало сомнения. Даже дома к 10-му классу уже твердо считали, что мне это вполне «по зубам».
… Горный институт в те годы <...> привлекал людей своей повышенной стипендией и, не в последнюю очередь, своей красивой форменной одеждой.
… Стало ясно, что альтернативы горному институту в Свердловске практически нет.
… Сдача экзаменов у меня шла неплохо.… Я же после зачисления в институт перешёл некий рубеж — из-под родительского дома и крыла вошёл в полусамостоятельную жизнь.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
5 курс. ( сентябрь 1958 — август 1959 гг.)
… В декабре месяце <1958 года> я где-то простыл и началась ангина. Выписали мне биомицин и через пару дней казалось, что всё закончилось. Но внезапно в ночь под Новый год меня опять схватил жесточайший приступ ревматизма. 7 лет после посещения курорта Нижние Серьги не было даже признаков болезни, и я думал, что всё это бесследно прошло. Оказалось не так. Заболели сразу все суставы на обеих ногах, начиная от лодыжек и до тазобедренных суставов, некоторые из них опухли.… Врач выписала мне нужные лекарства, ребята принесли и я начал самолечение в общежитии. Уже на другой день стало полегче, а ещё через день спала опухоль и можно было более-менее передвигаться.…
… Однажды при разговоре с каким-то профсоюзным деятелем, и зная, что я перенёс зимой сильный приступ ревматизма, он вдруг сказал, что я могу написать заявление на выдачу путёвки для санаторно-курортного лечения — профком института получает такие путёвки. Надо только к заявлению приложить заключение врача какой нужен курорт. Пошёл в поликлинику к врачу, который лечил меня зимой и она дала справку на несколько мест для лечения. Сдал её вместе с заявлением в профком и забыл про это дело. Однако через месяц меня вызывают и предлагают взять курсовку на Мацестинские воды, в Сочи на 24 дня с началом 9 июля <1959 года>. Я не знал ни что такое курсовка, ни Мацесту и позвонил домой. Мама сказала, чтобы я немедленно соглашался. Стоила она совсем смешные деньги -360 рублей, меньше месячной стипендии. Дороговато стоила дорога. Тут возникал серьёзный вопрос с моей стажировкой в воинской части. Защита дипломов по графику шла весь июнь. <...>Мне в деканате посоветовали, чтобы я обратился на военную кафедру о переносе моей стажировки на другое время. Они не возражали ввиду представленных мной объективных причин, но просили указать желаемое мне время. Первая защита диплома была назначена на 5 июня и я записался вторым на этот день. Поэтому я попросил военную кафедру отправить меня с 7 июня, т.е. через 2 дня после защиты.
… Чуть позднее я получил все разрешения на перенос сроков стажировки и выкупил курсовку на курорт. Впереди оставалось только написание и защита диплома.
… Практически к концу мая весь диплом, включая графику, был готов. И я ждал только дня защиты. Наконец он наступил.
...«Хорошо»! Меня устраивала вполне эта оценка, т.к. «красный диплом» мне не грозил.
… Вообще времени у меня было в обрез, и с утра следующего дня я начал готовиться к выезду в часть, на стажировку.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
<...>с комбатом мы расстались хорошо и он даже отпустил меня на день раньше окончания стажировки.

Поездка в Сочи. Лечение.

Далее читать по ссылке

Домик у железной дороги

Проезжая на электричке вдоль моря от Сочи в направлении Туапсе и обратно, любуясь прекрасными видами, в районе Уч-Дере, мой взор зацепился за одно строение железнодорожного хозяйства.

Отдельностоящее серое безликое прямоугольное зданице.





Но, у этого строения есть изюминка:

( Читать дальше )
  • +58
  • 20 мая 2024, 00:00
  • chernomor
  • 6

Вертолёт над городом. Ми-4П

1 апреля 1959г открыты регулярные пассажирские рейсы на вертолётах Ми-4П по линии Адлер-Сочи, Адлер-Гагра.



( Читать дальше )
  • +76
  • 01 апреля 2024, 12:00
  • chernomor
  • 4

Зимнее лето. Сочи, январь 1994г

Январь 1994г. Город Сочи, как и вся страна, переживает не лёгкое время первой половины 1990-х годов.

Проблемы, с которыми столкнулась некогда всесоюзная здравница, вынесены на всероссийскую аудиторию государственного канала.

Авторы фильма задаются вопросом: какое будущее ждёт курорт в молодом российском государстве и что нужно сделать, чтобы Сочи развивался в новых реалиях.

Сегодня, по прошествии 30 лет, можно увидеть каким стал Сочи и остался ли город-курорт здравницей. Оценить знаковые решения и действия властей разного уровня на благо или во вред курорту. Порассуждать на тему: оправданы ожидания середины 1990-х годов жителей и гостей города.

  • +47
  • 14 января 2024, 13:00
  • chernomor
  • 3

Проблемы "Интуриста" 1988г

«Прожектор перестройки» — была такая передача в эфире Первой программы Центрального телевидения СССР во второй половине 80-х годов ХХ века. Как сейчас помню, она выходила аккурат сразу после программы «Время» и освещала проблемные стороны народного хозяйства советского государства. «Заря гласности» в то время — можно так сказать.

Попал в этот «Прожектор» и город Сочи, вернее сочинские гостиницы, входившие в структуры «Интуриста».

  • +39
  • 09 января 2024, 22:30
  • chernomor
  • 2

Редкие советские автомобили Сочи.

Из цикла «Редкие автомобили советского Сочи». В названии публикации сознательно переставил слова местами, чтобы было правильно отразить суть изложенного ниже.
Речь пойдёт об обычном автомобиле скорой медицинской помощи позднего СССР с интересной историей.

В экспозиции Автомузея, который расположился в Олимпийском парке, уже порядка 10 лет находится главный герой публикации — автомобиль скорой медицинской помощи РАФ 22031-01.



( Читать дальше )
  • +44
  • 30 октября 2023, 01:00
  • chernomor
  • 3

Иностранная пресса про Сочи


Статья GERHRAD WIELAND в журнале MONDE, от 25 мая 1934г.

( Читать дальше )
  • +80
  • 31 августа 2023, 23:00
  • chernomor
  • 2

Иностранная пресса про Сочи

Статья James F. Clarity в газете The New York Times, от 5 апреля 1970г.

Советский черноморский курорт Сочи готовится к сезону 1970 года

СОЧИ, СССР, 25 марта — На причале этого курорта, который простирается вдоль Черного моря спиной к заснеженному Кавказу, мужчины и мальчики ловили сельдь, которая, казалось, отправилась есть в другое место.

Вдоль серых каменистых пляжей женщины средних лет в куртках или толстых свитерах наносили новые слои краски на деревянные щиты длиной примерно с тело взрослого человека.

Темп жизни в городе, население которого круглый год составляет 100 000 человек, а в середине лета вмещает еще 56 000 человек, по‐прежнему неторопливый.


( Читать дальше )

Студебекеры в Сочи

Предыстория

Автомобили Studebaker в нашей стране (в Советском союзе) получили заслуженную всеобщую известность и славу во время Великой Отечественной войны, когда поступали из САСШ в рамках программы Лэнд – лиз. В тех поставках ввозились грузовики повышенной проходимости US6.

Studebaker US6 — автомобили, которые не имели аналогов в Советской Армии, оказавшие огромное влияние на отечественное поствоенное автомобилестроение в подразделении грузового транспорта для бездорожья. Наверняка, эти уважаемые грузовики, ревя моторами преодолевая подъёмы, оставили следы своих шин по улицам и нашего города. Но в данной публикации речь не о них…
Автомобили системы Студебекер (как принято было говорить в начале ХХ века) впервые появились в России при императоре Николае II. В единичных количествах легковые автомобили приобретались обеспеченными людьми. А массовые закупки для нужд царской армии России проходили с 1915г, с началом Первой Мировой войны. На военную службу поступали легковые и санитарные автомобили Studebaker. Но в процессе эксплуатации в России Студебекеры показали себя на низком техническом уровне, поэтому на слуху в народе не остались.
Второе пришествие американской марки, уже в молодую Советскую Россию, случилось в 1925г. Легковые автомобили Студебекер, среди множества других мировых марок (было представлено 40 заграничных заводов), участвовали во Всесоюзном Автомобильном пробеге Ленинград – Москва – Тифлис.

  • Кадр кинохроники, посвящённой автопробегу
Студебекеры не без трудностей добрались до финиша, а отметились они автомобильным происшествием: во время пробега один из Студебекеров перевернулся, и попал на страницы печатных изданий.

  • Иллюстрация из Журнала «Огонёк» №36 (172), 1925г
По итогам этого пробега автомобиль «Студебекер» №13 получил приз за прочность и выносливость.

Остап Бендер, герой «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова, массово прославил название Студебекер своей крылатой фразой:


В данной же публикации хочу рассказать про автобусы фирмы Studebaker, которые появились в Сочи во второй половине 20-х годов ХХвека, более чем уверен, благодаря автомобильному пробегу 1925г.

( Читать дальше )
  • +65
  • 11 мая 2023, 15:00
  • chernomor
  • 6

Советский Сочи. 60-е

«Давненько я не брал в руки шашки»
Немного летних фотографий.

1. Полагаю это начало 1960-х:


( Читать дальше )
  • +47
  • 27 февраля 2023, 22:00
  • chernomor
  • 6

Объекты не массового строительства. Рынок

Узнаёте?


( Читать дальше )
  • +50
  • 20 февраля 2023, 11:00
  • chernomor
  • 20

Так могло быть. Ривьерский мост. Эскизы

И снова про Ривьерский мост, в продолжение публикации Так могло быть. Ривьерский мост

На предпроектной стадии существовало несколько вариантов эскизов моста через р.Сочи в её устьевой части.
Архитектор, академик И. В. Жолтовский, во главе вверенного ему коллектива проектировщиков, искал варианты мостового сооружения по разным параметрам на основе технического задания: месторасположение и тип конструкции с учётом рельефа и геологии; удобство и функциональность эксплуатации; архитектурный облик в увязке с городской застройкой, планировкой и особенностями рельефа; технологичность и трудозатратность возведения в короткие сроки основного строения и элементов оформления, декора; материалоёмкость не только на основную конструкция моста, но и вспомогательные временные сооружения; сметная стоимость готового проекта. На определённом этапе была выработана концепция сооружения и началась проработка эскизных вариантов будущего мостового комплекса. Комплекса потому что будущий Ривьерский мост должен был выполнять не только функцию пропуска автомобильного и пешеходного потока с одного берега на другой, а также прокладки коммуникаций, но и стать украшением строящейся центральной магистрали города автодороги Сочи-Мацеста.

Эскиз одного из вариантов Ривьерского моста опубликован в альбоме «И.В. Жолтовский. Проекты и постройки» (М., 1955)


( Читать дальше )
  • +44
  • 28 ноября 2022, 13:00
  • chernomor
  • 4