1 июля в истории Сочи

1 июля 1838 г.

В форт Александрия прибыл командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал-лейтенант Евгений Александрович Головин. На следующий день командующему угодно было смотреть цельную стрельбу стрелковых взводов всех частей отряда, затем генерал лично награждал нижних чинов знаками военного ордена.


1 июля 1838 г.

Бриг «Ахиллес», находясь в крейсерстве, южнее мыса Адлер на 4 мили, обнаружил стоящее на берегу контрабандное турецкое судно – «оно было вытащено из весьма густого леса возле моря и состояло в готовности к отходу, по окончании уже вероятно своей с горцами торговли». Увидя бриг, «черкесы силились утащить для спасения от истребления судно в густой лес, до коего весьма было близко, но несколько картечных выстрелов и удачно брошенные гранаты действием своим разогнав толпы, дозволили разбивать судно ядрами что с успехом и удалось исполнить».

1 июля 1849 г.

Начал свои рейсы железный пароход «Эльборус» между Керчью и городами и укреплениями Черноморской береговой линии.



Открытие регулярной грузо-пассажирской линии вдоль Кавказских берегов было важным в системе пароходных сообщений между портами Черноморского бассейна. Пароход, следуя из Керчи, заходил в Анапу, Новороссийск, Геленджик, укрепления Новотроицкое, Тенгинское, Вельяминовское, Лазарева, Головинское, Навагинское, Св. Духа, Гагры, Пицунду, Бомборы и Сухум-кале. До этого сообщение было случайным на попутных торговых судах или военных кораблях.

Пароход «Эльборус» построен в Англии в 1848 г. Фирмой «M. Wigram and Sons» в Лондоне и имел водоизмещение 764 тонны, длину 54, 9 м, ширину 8,5 м, осадку 3,2 м. Две паровых машины общей мощностью 260 лошадиных сил обеспечивали ему скорость до 13 узлов. Судно имело две мачты, на которые ставили паруса в ветреную погоду. На нём были устроены два кубрика для перевозки больных: носовой на 36 коек, кормовой на 26 коек. Там же могли устанавливаться подвесные койки. Под кубриками – два грузовых трюма. Для пассажиров были устроены места трёх классов.
Пароход длительное время эксплуатировался на Чёрном море.

Погиб дважды. Первый раз – когда его во время Крымской войны затопили у Севастополя, а потом 29 октября 1887 г. при столкновении с английским судном.

1 июля 1913 г.

Около 7 часов вечера, на ехавшего в экипаже из Сочи, вместе с женой и двумя дочерьми, управляющего имением «Дагомыс» чиновника Григория Фёдоровича Успенского напал выскочивший из зарослей, с ружьем в руках, неизвестный туземец. Направив в Успенского ружье, туземец потребовал остановиться и выдать деньги. Из боязни быть убитым, Успенский отдал грабителю бывшие при нем 508 рублей



1 июля 1934 г.
На Бзугу состоялся пробный пуск первого в СССР асфальтобетонного завода, целиком изготовленного на предприятиях отечественной советской промышленности. Завод сконструирован инженером М.Л. Бондарь. На монтаже завода работала бригада слесарей под руководством механика А.Д. Тупицина.

1 июля 1935 г.

На работу в Сочи переведён Иван Сергеевич Кузнецов – архитектор санатория им. Орджоникидзе.


1 июля 1937 г.

Новый санаторий «Правда» принял первую партию отдыхающих.


Газета «Красное знамя» сообщала: «В новом корпусе санатория 33 палаты, из них 8 люксов. При каждой палате – уборная, душ, а в люксах и ванна. При всех палатах балконы-лоджии.
В корпусе есть вестибюль, гостиная, солярий и видовая площадка, с которой открывается замечательный вид на санаторий РККА им. Ворошилова, санаторий Наркомтяжпрома, на автостраду и на море.

Мебель для санатория изготовлена по специальному заказу.

Стоимость первой очереди строительства – 4 миллиона рублей. Начата подготовка к строительству второго корпуса, который должен быть готов к открытию курортного сезона в 1938 году».


1 июля 1950 г.

На Сочинской опытной станции созрел кустик ветвистой пшеницы из семян, присланных Академией сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина. От одного из зёрен получилось 24 стебля 142 см. высоты, образовавших 18 колосьев, 1500 зерен.

В те годы «народный академик» Т.Д. Лысенко обещал значительное увеличение урожаев за счёт этой самой «ветвистой пшеницы». Но исследования показали, что высокую урожайность дают только сильно прореженные растения. В среднем же на поле урожайность ветвистой пшеницы не превышала урожайность обычных сортов. Кстати, и сотрудники сочинской опытной станции также писали о том, что «большинство зерен были недоразвитые и щуплые».

Опыты с ветвистой пшеницей ставили и юннаты города. Например – в школе №9.
Но особенно хорошо в Сочах ветвятся «народные академики».

1 июля 1960 г.

Китайский кружок имени Лю Ху-лань средней школы №11 (руководитель Владимир Ермолаевич Наумов) встретился с отдыхающим в Сочи К.Е. Ворошиловым. Ребята приветствовали Климента Ефремовича по-китайски и по-русски, рассказали о своей жизни. Ворошилов поделился своими воспоминаниями о пребывании в Китае.

В 1959 г. в Нанкине вышло учебное пособие В.Е. Наумова «Дружба. Сборник упражнений по китайскому языку». Автор стал Героем Труда КНР.


1 июля 1990 г.

Решением Сочинского горисполкома введена талонная система реализации сливочного масла и круп. В полку талонов прибыло.

Костиников В.Н., краевед
2 фото
image

2 изображения

  • +44
  • 30 июня 2021, 08:53
  • 12345

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Администрация сайта запретила добавлять комментарии