Мифические герои Сочи и окрестностей

В эпосах кавказских народов важное место занимают разные мифические существа. Это великаны и карлики, ведьмы и оборотни.

Пожалуй, самая известная сочинская история про великанов и карликов – это легенда про обитателей дольменов. Есть несколько вариантов этой легенды, один из которых рассказал сочинским краеведам в 1936 году старик Богосов из аула Шхафит: «Давно, давно в пределах Шапсугского района, в долинах жило племя великанов, больших и сильных, но неповоротливых и глупых. Они шутя вырывали с корнями вековые деревья и бросали друг в друга тысячепудовыми камнями. Далеко же в горах, у вечных снегов, жило племя маленьких, но ловких и хитрых карликов, которые ездили верхом на зайцах и питались мухами и комарами. Как-то случилось карликам спуститься в долины, где они встретились с великанами. Завязалась борьба. Скоро хитрые карлики победили великанов и, превратив их в своих рабов, заставляли строить крепкие каменные домики с круглыми отверстиями внизу, через которые мог бы проехать карлик верхом на зайце. Прошло много лет. Карлики и великаны исчезли, а крепкие их домики сохранились по настоящее время».


Ещё одно предание про карликов записал ещё в 1893 году русский учёный-ботаник Николай Михайлович Альбов. Высоко в горах он обратил внимание на древние каменные сооружения под названием «ацангуары» (то есть «ограды карликов»).


В предании сообщается, что самыми первыми поселенцами в горах были удивительном маленькие человеческие существа — крошечные «ацаны». Когда-то в старину они занимали все наши горы.
Было ацанов так же много, как сейчас муравьёв. Обладая малым ростом, они могли свободно взобраться на самую верхушку папоротника и производить там обрезку его ветвей. Ацаны почти не были видны, когда передвигались по земле. Вот почему они могли незаметно подойти к оленям и спокойно доить их.
Несмотря на свой рост, ацаны были упитанным народом, имели широкую грудь и мощные плечи, отличались большой физической силой.

Говорят, например, что однажды какой-то из ацанов, охотясь в недоступных горах, убил громадного «лесного быка». Возле него отчаянного карлика можно было заметить лишь с большим трудом. Подошёл к нему «герой из героев», великан Сасрыква, случайно оказавшийся вблизи. В подобных случаях, по обычаю, охотник, убивший дичь, предлагает посетителю взять часть добычи. Так поступил и ацан.
— Дай мою долю, остальное твоё,- сказал Сасрыкве хозяин дичи.

— Нет,- ответил хитроумный Сасрыква,- возьми ты, сколько сможешь, а мне хватит то, что останется. А сам думал: много ли сможет поднять этот странный малюсенький человечек? Но ацан понял всё это и, не долго думая, проворно связал зубра по ногам, взвалил всю добычу на плечо и преспокойно направился домой, оставив Сасрыкву с носом.

В мире тогда царило особое благоденствие. Люди вовсе не болели, ибо не было болезней и непогоды. Стояло бесконечное тёплое лето. Ацаны даже не знали смерти.
Ацаны в основном занимались охотой и пастушеским хозяйством. Разводили мелкий рогатый скот. Своё стадо они содержали в специальных каменных оградах. Эти небольшие ограды, построенные отдельно для себя и для своих коз и овец, называются «ацангуарами», то есть «оградами ацанов».
Никого, кроме нартов, ацаны не знали. И знать не хотели. Даже небожителей. Это зазнайство и погубило ацанов.

— Кто такой бог? Наверху — небо, а внизу — мы,- говорили они.
Ацаны стали настолько нечестивыми, что всячески портили источники воды. Бурные реки высыхали и пропадали, если они поселялись на их берегах.

Всё это не нравилось богу. И он решил наказать ацанов за их неверие.
Бог впервые наслал на землю ветер. Ветер всё усиливался. Он пригнал чёрные тучи, закрывшие солнце. Из-за туч на землю стали падать белые хлопья ваты. Выпал глубокий хлопковый снег. Затем загремел гром и блеснула молния. Искра от молнии воспламенила вату. И вмиг всё испепелилось вокруг. Сгорели и ацаны. Остались в горах только бесконечные руины их каменных сооружений, — заканчивается предание.

В том же, 1893 году, неутомимый путешественник Н.М. Альбов отправился в поход по р. Шахе к Фишту.


По пути, пользуясь своим нахождением среди шапсугов, он старался добыть про них этнографические сведения.

«1) Черкесы верят в существование особых добрых гениев, в образе прекрасных женщин, которых они называют джинёф (от слова джинё – дух). Эи джинёф обладают даром всеведения и могут сообщать его людям. Они нередко вступают в связь с человеком, которого полюбят, и тогда исполняют все его желания. Для всех других, кроме своего любовника, они – невидимки. Но горе тому человеку, с которым они живут, если он признается что с ним в связи джинёф, тогда он навеки потеряет её.

2) По поверьям хакучей, в лесах их страны обитают какие-то дикие существа, мезлануквы (лесные люди). У них на груди всегда бывает привереш маленький топор. На людей эти существа бросаются и убивают их.

3) Кроме мезлануквов, в лесах живут ещё другого рода существа — мезцыф (мез – лес, цыфё – человек). Это суть существа, все обросшие волосами. Ходят они без всякой одежды. Человека не трогают. Не есть ли это грузинские маймуни (люди-обезъяны)?».

Очень много любопытных этнографических сведений о черкесах собрал Леонтий Яковлевич Люлье. По его словам, верили черкесы и в оборотней, то есть в людей, которые общаются с нечистым духом и приобретают способность превращаться в волков, собак, кошек и даже делаться невидимками, когда пожелают. Таких людей они называли удде и приписывали им детские болезни, падёж скота. Удды весной, в известную ночь, собирались на вершине горы, называемой Себеркуасха, приезжая туда верхом на животных всякого рода, как домашних, так и диких. Ночь проводили они в пиршестве и плясках, а перед рассветом, схватив мешки, в которых у одних содержатся все блага земные, а у других всё вредное человечеству, в том числе и болезни, разлетались…

Всем прочитавшим эту статью желаю, чтобы над ними удды раскрыли мешки со всеми благами земными.

Костиников В.Н., краевед
3 фото
image

3 изображения

  • +32
  • 31 августа 2021, 17:24
  • 12345

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Администрация сайта запретила добавлять комментарии