Впечатление, или заметки вдогонку

Неудивительно, что меня выгнали из балета «за отсутствие чувства ритма». Никак не попаду в ногу со временем: то отстаю, то в облака улетаю, совсем как кошка у Хармса, что «отчасти идёт по дороге, отчасти по воздуху плавно летит»!
Вижу по-настоящему увлеченных идеей, или преданных искусству людей, и так хочется сказать: «И я…» Но это далеко не так.
Иногда думаю, что вообще никакой я не творческий человек, а только кривляка. А иногда кажется, что вот-вот совершу культурное открытие или напишу какой-нибудь труд всей жизни. Или смерти.
Вот, собственно, о смерти я уже давно –давно хотела написать. О том, как она приходит в твою жизнь, и ты начинаешь постепенно понимать её язык, её молчаливое присутствие, её ауру, в которой ирония смешана с глубоким состраданием, чистота — с горем и скорбью… Ты начинаешь слышать её шаги в мелодии, в басу, в ритме и тембре звучания.
А вот теперь я ещё узнала и как она слышна в фактуре! И научила меня этому новому ощущению домра Анюты Мягкой. Её интерпретация «Грёз» Вьётана меня заставила это испытать.
«Грёзы» есть у многих композиторов, но наиболее популярны шумановские. Они занимают особое место в репертуарном списке как пианистов, так и хоров, хотя по стилю музыкального языка – это безусловно монологическое размышление. Шумановский дуализм здесь не присутствует, но есть его голос! Голос Шумана, типа «закадрового Левитана», который НЕСЛЫШНО парит над фактурой рояля, под ней, сбоку от рояля. Где хочет, там и парит, одним словом. Раньше, ещё в музыкальной школе, я думала, что в этой пьесе останавливается время. Это было ясно и ребенку. Люди всегда замедляют шаг, а иногда и дыхание, когда звучат Грёзы Шумана. И я по наивности думала: «Какое верное название! Ведь действительно, когда наша фантазия уносит нас далеко в наших мечтах, время ведь останавливается!»
Став взрослой, я с печалью открыла для себя тот факт, что Грёзы-то звучат не так уж часто и почему-то в большинстве случаев на похоронных церемониях великих людей. Это меня заставило убрать «фантазию» из набора, заменив её на… «высокие мысли о Боге», например (причем такие, что их могут разделить много людей с разными голосами), и как-то ушла от мысли о неслышно парящем присутствии голоса автора.
И вот Вьётан.
Случился в моей жизни, и вновь заставил меня вспомнить об этом парении. Об этой облачной фактуре музыкального текста, в которой заложен огромный смысл. В те секунды, когда прозрачный светлый звук солирующего инструмента, то слегка удаляется, то приближается, мы вдруг понимаем, что речь идёт о движении чего-то (или кого-то) НАД землей, и само движение это – РАЗГОВОР! Обращение к нам, тем, кто ещё на земле, от того, кто уже не с нами, и так иначе существует, что не видит смысла говорить, используя слова или мелодию. Нюансировки ему хватает вполне для выражения своего присутствия здесь, в момент звучания пьесы. Круто?
И это ещё не всё. Облачная фактура Грёз рассказывает нам и о том, что иное существование не отменило перенесенных страданий, не отменило в ином существовании горе и боль, скорби потери и разлуки с миром, не отменило и тщету прожитого. Но дало ему свободу быть ВЕЗДЕ, дало свободу стать дыханьем близкого человека, его вдохом и выдохом.
Вот как звучали и Грёзы «Вьётана» в исполнении домры Анюты.
«В последний раз взглянула она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной.
Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти; она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и розовые облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, легкие и прозрачные. Русалочка заметила, что и она стала такой же, оторвавшись от морской пены.
— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь в воздухе, и ее голос звучал такою же дивною музыкой.
— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — Мы летаем повсюду и всем стараемся приносить радость. В жарких странах, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, мы навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несем людям исцеление и отраду… Летим с нами в заоблачный мир! Там ты обретешь любовь и счастье, каких не нашла на земле.
И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слезы.»

«Музыка возвращает то, что отнимает судьба». Вьётан Анюты — удивительный диалог Автора и Исполнителя (а может, диалог Исполнителя и Того, кто за облаками) …
Это ведь как нужно играть, чтобы из звуков возникло облако, разошлось по залу аурой, и чтобы в конце всем в зале стало ясно, что это облако – ЧЕЛОВЕК!
Кстати, «Концерт на троих» Трио «Кон брио» для внимательного слушателя (скромно имею в виду себя) даёт много ассоциаций к идее осмысления присутствия смерти в обычной жизни. Огромный простор, я бы сказала, для размышлений. Хоть Танго Пьяццолы возьми, где жанровый подтекст легко читаем, да ещё и с названием «Смерть ангела»; хоть развеселый «Сиртаки», что танцует назло судьбе неунывающий герой Казандзакиса, грек Зорбас. Именно ему ведь принадлежат знаменитые слова: «Смерти нужно оставлять лишь сгоревшие замки».
Салют, салют! Трио «Кон брио»! Браво!
  • +42
  • 15 ноября 2019, 15:17
  • ekoLena
  • 1

Петербургские сезоны в Сочи - записная книжка

“Aller à l'immortalité avec un peu de bagages”

Эх, сумочка моя! Куда ты только не сопровождала меня за это время? Бессменная подруга, не гнушающаяся никаких мест, равно возлежащая и на каменных ступенях амфитеатров и на псевдобархатных красных вип-диванах, ты спасаешь меня от назойливых соседей, укрываешь мои секреты, терпеливо сносишь все мои причуды, будь то блинчики с курицей (2 коробки по акции) или книга Даррелла рядом с журналом «Ригас лайкс»… Трудно будет найти тебе достойную замену, когда наступит час… Ну, пока ещё до этого далеко. Не стоит так печалиться, а лучше открыть и посмотреть, чем ты со мной и моими читателями готова поделиться? Что там у нас сверху лежит?

9 сентября в программах концертов «Классики» сразу меня заставил захлопать в ладоши от радости, как только я прочла: «Дунаевский». Ибо это чудесный подарок. Нашему городу. Летнему театру. Мне. Особенно мне, конечно. Мои отношения с этим композитором всегда хорошо складывались. Как и у всех жителей нашей страны. Он был визитной карточкой поколений. Доступен, спиваем, любим и занимал собою много музыкального пространства в эфире, концертах и домашнем застолье. В те советские годы Дунаевский был эдаким Прокофьевым-Шостаковичем масс. С ним было всё понятно (тогда так с вышеупомянутыми далеко не всё) и ясно, какой чудный, светлый путь у нас впереди. Но вот за рубежом почему-то Дунаевский не котировался. Или наоборот ассоциировался там со Сталиным и прочими какими-то демоническими личностЯми. Новый этап любви к Дунаевскому в нашей стране произошёл, когда на телеэкраны вышел сериал «Дети капитана Гранта» и тогдашние композиторы стали усират.., ой, нет, стараться! найти новый современный аналогичный музыкальный образ, пусть не равный старому, но просто, хоть не общий и не спиз…й у Шуберта, а ин-ди-ви-дуализы-рованный… О, как! Но ничего у них не вышло. Тогда обратились к душеприказчику автора прежней музыки, и по странному совпадению тоже композитору (прямо Штраусы, отец и сын, вспоминаются, невольно). Били челом и выбили…новую аранжировку старой музыки. С электронными звучаниями. И началось.

( Читать дальше )

Из записной книжки зрителя Органного фестиваля (несколько слов в завершение темы)

Несколько слов в завершение органной темы

Музыка в Сочи везде, я кажется уже говорила? Впрочем, это такое приятное чувство …
Как-то неожиданно и прекрасно октябрь начался одновременным массовым цветением Юкки славной.



И утром, и вечером, и идя на работу, и возвращаясь с неё, глаз мой радовали её чудесные, гордые букеты, вырывающиеся над суетой.


( Читать дальше )
  • +31
  • 12 ноября 2018, 17:51
  • ekoLena
  • 2

Из записной книжки зрителя Органного фестиваля (2)

Второй заключительный вечер

Ключи от Органного зала мне вручили, и я немедленно потрёхала/поскакала/понеслась туда снова. «Муза» моя еле за мной поспевала, мотаясь из стороны в сторону. Проникнув в святилище, мы освоились ближе к краю слева. Неплохие, кстати там места, буду рекомендовать.
Концерта этого я ждала. Вот почему:

Программа Концерта:

  • И.С. Бах Фантазия Соль мажор BWV 572
  • Хоральная прелюдия «Возлюбленный Иисус среди нас» BWV 731

  • Экзерсис для педали соло BWV 598
  • Э. Жигу Токката си минор
  • И. Альбенис «Астурия»
  • Т. Халиуллин Вариации на татарскую народную тему «Бас кызым Эпипа»
  • Д. Григоруце «Пленение Иисуса» из «Passion»
  • С. Слонимский «Славянский концерт» для органа с оркестром (первое исполнение в Сочи)


Думаю, понятно. Ну, и после Павалия, добавился азарт, и всё такое… Полнёхонький зал, даже банкетки внесли из фойе, атмосфера явно какая-то чересчур торжественная. Никак ещё и вручать что-то будут? Муза-сумка загрустила в предчувствии неграмотной публики, и увы! забегая вперёд, скажу, что интуиция её не подвела.

Однако сначала о знакомстве.

Вы замечали, дорогой читатель, как в предвкушении первых звуков на концерте немного замирает сердце? И как оно продолжает либо находиться в этом положении, либо резко падать вниз, от первого аккорда, или взятой ноты? Вообще, вы замечали насколько важны для всего впечатления от концерта эти первые мгновения знакомства публики со спиной или боком музыканта, с его фигурой и цветом волос, с фасоном концертного костюма и тем, как он «входит в образ», поклонившись залу и идя к месту? Нет? Вот, а я всё это замечаю. Тимур Халиуллин показался мне сразу таким, каким надо.

«Дрессировщик от Бога» — было написано даже на подошвах его ботинок. Он шёл …на АРЕНУ!
О, муза! И сердце моё поднялось высоко-высоко, под горло прям, и… вот оно! Бах был схвачен изящным, но таким крепким и уверенным манёвром мастера, что сразу стало ясно: органу придётся сегодня работать по-настоящему. И каждый зритель в зале невольно почувствовал этот божественный холодок от присутствия на поединке короля и рыцаря, равных по происхождению.

Как опытный работник сцены, Тимур публику вычислил, потому решил не делать паузы между небольшой прелюдией и фугой, исполненных для ознакомления (увы! не записала тональность, Муза подвела), чем избавил слушателей от необходимости выразить свой восторг там, где не надо. Заканчивая пьесу, Тимур склонился в поклоне публике и с огромным почтением потребовал от неё таких же аплодисментов своему сюзерену, своему королю, который благосклонно дал ему себя победить на этот раз.



( Читать дальше )
  • +39
  • 12 ноября 2018, 17:30
  • ekoLena
  • 6

Из записной книжки зрителя Органного фестиваля (1)

Новости старенькие, но, как говорят французы: «Мнё вотар — кю жамэ»). Конечно, столько за это время событий произошло. Что-то просто выбросить надо, от чего-то остались в сумке какие-то заметки с надписью: «разобрать». Некоторые заметки вот, разобрались.



Оказалось, это с прекрасной лекции Тарасова. Вот она:

Для тех, кто не имел возможности посетить, очень рекомендую послушать, только не глядя в экран, разумеется!)

Так, дальше, что это там? О, программочка!

( Читать дальше )

Из записной книжки зрителя "Играйте громче!"



Выгулять сумку в Зимний театр мне никогда не удаётся потому, что там всё такое аристократичное, такое перфектное, такое… ммм настоящее, как неземной итальянский пломбир. Джелааа-ттто Сумка из обычного поличего-то там не к месту.Прихожу без сумки.С пакетом, в котором лежат достойные-Зимнего-туфли, и телефоном в горсти.
Конечно, ждать от Зимнего в 2018 того же, чего ждали от него в 1938, было бы слишком наивно.Поэтому я и не жду.Меня просто радует возможность провести вечер по-особому: посмотреться в шикарные зеркала, убедиться в том, что ноги всё ещё ого-го, и туфли их украшают, пройтись по залу, выбирая место и оглядывая публику, рядом с которой проведу ближайшие час-полтора.Осмотром осталась довольна: вокруг одни старушки, ура! я самая молодая из них.
Концерт в двух отделениях?! Да вы что?! Да это просто какой-то беспредел!.. Ну, ладно-ладно, я утихомирилась, будь по-вашему.Два, так два.Главное, чтобы не оба — Чайковский, а то и спятить недолго.
Вот, прекрасно-прекрасно, новенький дирижер, добро пожаловать, очень рады -очень рад.Всё путем.Во фраке мужик.Не в рубашке, не в хламиде, не во френче.Уже приятно.Фрак в Зимнем на дирижере — это успокаивает, настраивает на вечные ценности.

«Играют гобои. Начинается пантомима. Входят участвующие в пантомиме король и королева».

«Гамлет»никем не выбирался случайно.Наоборот.Этот выбор всегда означал вызов.И для актеров, и для режиссеров, и для переводчика, и для композиторов. Интересная мысль: соединить двух Гамлетов в одном отделении.Что бы это не значило для организаторов — успеха они достигли.Ни один уважающий себя меломан, не сбежит из зала не выслушав обе версии.
Антураж с падением пожарного занавеса под ремарку Станиславского меня не впечатлил.А вот сцена изображения призрака Чайковскому очень удалась.Вполне узнаваемо прозвучало.И оркестр наш старался, прости, Господи, все киксы валторнам, тянули, что было силы, ребята.

Но зал всё равно наш никому не переплюнуть.Хлопали, и будем хлопать! Пауза? хлопаем.Какие части? Какое строение произведения? Какой замысел? Кого это интересует? Нас же сюда хлопать позвали! Хлопаем! Улыбаемся, и хлопаем!
Такой теплый приём как в Зимнем 2018 года, думаю, был недоступен ни одному оркестровому коллективу 1938 года.
Господи! Прости их, пожалуйста, они здесь случайно.Да какого, собственно,… Ну, это же мешает сохранять целостность драматургии музыкальных образов, поймите же! В зале кроме вас есть и те, кто пришел СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ЦЕЛИКОМ, те, кто не хочет нервно сжиматься от ужаса перед каждой паузой оркестра, в ожидании ваших дурацких хлопков, прерывающих речь композитора.

Но как говаривал Ираклий Андроников:«Если любишь музыку, то люби».Нечего тут выбирать, пора и к делу приступить.
Гамлет Чайковского, на мой взгляд, прозвучал по-русски: лирично и и очень субъективно. Прокофьев напротив объективен, в нём чувствовались полноценный двадцатый век, достижения киноискусства, «Гамлет» Прокофьева — европеец до мозга костей, герой с моцартовским обаянием и таким же гением.

Впечатления от музыки первого отделения остались очень приятные.Здорово, что так соединили две столь разные музыкальные трактовки одного и того же литературного текста.Зримые ощущения от когда-то очень честно вызубренной теории получили наконец свою нишу в чувственном опыте.
Не знаю, кому за этот выбор произведений спасибо сказать, но в нём чувствуется рука настоящего музыканта.Неужели новый дирижер?)Ну, что ж, счастливого ему плавания в наших морях!
И, как там у Шекспира? Не люблю цитаты сокращать:
«Коль музыка, ты — пища для любви,
Играйте громче, насыщайте душу!
И пусть, насытившись, желанье звуков
От полноты зачахнет и умрет.»

P.S Писать начала ради второго отделения концерта, но вот поди ж ты! Музыка во мне победила возмущение… Но возможно, я ещё вернусь к теме «ужаса второго отделения»!)
  • +48
  • 04 июня 2018, 18:27
  • ekoLena
  • 9

Из записной книжки зрителя мастер-класса Башмета

Зачем интернет, если записи о событиях не появляются моментально? Вопрос!

Ответ: я нашла вчера у себя в сумке


записную книжку с заметками по «мастер-классу» Юрия Башмета и решила полюбопытствовать в других публикациях, что народ усвоил из маэстровых перлов, чем озадачился: maks-portal.ru/kultura/video/yuriy-bashmet-provel-master-klass-v-soch

Ничем не озадачился, оказалось. Ничем не был смущен.

Наш народ! Сочинский. Уважаю. Его не удивишь никакими эпатажами, а тем более, классикой скрипичного жанра. Цыганку Равеля, или там Паганиниану, какую-нить, этот пожилой народ слыхивал не раз за свою жизнь. Ну и что, что объявляла перепутал все названия? мы с вами разобрались, кто чего автор и кому понадобились все ноты всех произведений Паганини!

Мастер-класс Башмета я посетила впервые. Как-то иначе себе представляла этот жанр, а может просто вышла из темы музыкальной педагогики. Тем более, что в сюжете данного мероприятия изначально предвиделось не только объяснение народу сути скрипичной виртуозности.А чо тогда? логично было бы спросить зрителю. Скромно промолчу в ответ, и лишь укажу на дату проведения мероприятия.

( Читать дальше )
  • +20
  • 12 апреля 2018, 13:06
  • ekoLena
  • 8

«Душу радует пышным цветеньем Хеномелеса сказочный куст...»

Чувств лишены и травы, и деревья,
но в них сокрыта истинная сущность,
что недоступна взору


Февраль в Сочи – месяц хороший: праздничный, как одноименная пьеса Чайковского, и размашистый, как стих Маяковского. Кроме того, февраль у нас изобилует всякими вкусными запахами цикламенов, галянтусов. Конечно, бал правят нарцисс и мимоза, но в этом году даже тюльпаны стали вдруг издавать довольно отчётливый и крепкий, вполне самостоятельный такой себе аккорд. Любит зиму и японская айва -хеномелес, которая в начале своей деятельности в нашем городе многими ошибочно принималась за сакуру. Её коралловые лепестки на абсолютно голых ветках кустарника выглядят красиво и тревожно, как революция в каком-нибудь Сенегале.

Растение это цветет в феврале. Оно неизменно приковывает взгляд: и гостей города, и случайного прохожего, заставляя замедлить шаг, а иногда и остановиться, приветствуя этот яркий луч из той, НЕобычной жизни, в которую большинство из нас давно забыло дорогу. Остановившись же, случайный прохожий вдруг понимает, что этот айвовый куст входит в декоративную парковую композицию перед колледжем искусств, и своим присутствием, словно необычным звуком флейты сякухати, цитры кото или барабана цудзуми, приглашает прохожего насладиться красотой и гармонией мира, его совершенством. Даже в самый тоскливый и самый слякотный день, каковых также немало в феврале.

Музыка, везде музыка…Музыка во всем и для всех в Сочи. И всё равно мне её всегда не хватает. Каждый раз, когда я неожиданно встречаюсь с новым её воплощением, я это отчётливо понимаю. Вот собственно и тема моего рассказа: первая музыка года, знакомство с квартетом СОЧИ-СЮРПРИЗ. Инструменты в нём вроде не японские, а самые что ни на есть русские, но сюрприз мне был обеспечен с первых услышанных пассажей. Сразу стало ясно: в составе коллектива не просто оркестранты, а настоящие маэстро.



( Читать дальше )
  • +54
  • 05 марта 2018, 11:49
  • ekoLena
  • 2