Азбука. А - Авиация Сочи. Часть 3

В 1936 году были открыта авиалиния Сочи-Москва (через Ростов, Харьков, Орёл) – 1 рейс ежедневно.
В апреле 1936 года открылась «гидролиния» Одесса-Туапсе-Сочи-Батум. Гидролиния обслуживала курортников, а также перевозила почтовую корреспонденцию и багаж. На линии протяжением 1350 километров летали 5 восьмиместных гидросамолетов «МП-1»
Черноморская гидролиния проходила через Севастополь, Ялту, Керчь, Геленджик, Туапсе, Сочи, Сухум и Поти. Этот участок гидросамолёты преодолевали за одиннадцать часов.


( Читать дальше )
2 фото
image

Азбука. А - Авиация Сочи. Часть 2

Часть 2. Первый сочинский аэродром

Построен первый сочинский аэродром был в конце 1920-х годов.
Была выделена территория площадью 25 гектаров на правом берегу р. Сочи.
Работы проводились под руководством М.Л. Водкина, в прошлом лётчика, участника гражданской войны.

Взлётно-посадочная полоса на первых порах была грунтовая, в длину около 1000 м.


2 мая 1928 г. состоялось торжественное открытие аэродрома на месте нынешних ул. Гагарина и Цветного бульвара. Собрался чуть ли не весь город, ждали первого самолёта.

( Читать дальше )
2 фото
image

Авария

Авария произошла поздно вечером 26 августа 1933 года. На следующий день после приезда в Сочи Сталин совершал вечернюю прогулку на автомобиле по городу. При въезде на неосвещенный Ривьерский мост в автомашину Сталина врезался грузовик, ехавший без света, не уступивший дорогу. Сталин отделался лёгким испугом. К сожалению, погиб другой человек, это был случайный пешеход – артист Московского рабочего художественного театра Саша Рудин.

( Читать дальше )
3 фото
image

Азбука. А - Авиация Сочи. Часть 1

Мечты о полётах

Мечты о полетах в Сочи начались ещё до революции.

И всё их как-то не получалось реализовать.

8 августа 1910 г. «В Городском парке состоялось гулянье, гуляющей публики было много, вечер прошел весело, призовые бега девочек взапуски, а мальчиков в мешках, прошли очень шумно, декламация маленькой девочкой исполнена с чувством и нужными жестами; в заключении был сожжен очень красивый и разноцветный фейерверк, делающий честь пиротехнику, и вообще программа вечера была очень хороша по разнообразию и исполнению, вышла только неудача с воздушным шаром, который должен был подняться с аэронавтом, но поднять его не мог».

В декабре 1911 года авиатор Кузьминский, приехавший со своим монопланом в Сухум, предполагал совершать правильные полеты между Сочи и Сухумом. И будто даже ему уже были какие-то конкуренты в Сочи, которые также собирались совершать полёты.

Кузьминский

( Читать дальше )
2 фото
image

Азбука. А- Абрашкевич В.Д.

Абрашкевич Василий Данилович – один из самых первых землевладельцев в Сочи. Об этом писал А.В. Верещагин: «Это было «чуть ли не первым примером приобретения земли в Черноморском округе, на основании устава о городском и сельском хозяйстве».


Его имение «Аврора» было в районе адлерской реки Хероты.

( Читать дальше )
3 фото
image

Азбука. А - Абрамян А.А.

Абрамян Абрам Александрович – доктор технических наук, военный инженер-полковник, профессор Ереванского политехнического института, специалист по радиотехнике – создатель цветомузыкальных фонтанов в Сочи в 1974 году.



( Читать дальше )
2 фото
image

Азбука. А - Абаза Н.С.

Абаза Николай Саввич (1837-1901) – отец-основатель сочинского курорта. Современники его называли «устроителем Черноморского побережья Кавказа».

Впервые побывал в Сочи в конце Кавказской войны. Был военным врачом и участником похода к аулу Кбааде, который считается концом войны.

Позже — член Государственного Совета, опытный организатор, доктор медицины, Абаза был первым председателем «Особого Совещания для обсуждения мер к развитию побережья Кавказа».

В 1894 году по его инициативе созданы опытные садово-сельскохозяйственные станции в Сочи и Сухуми, открыты школы садовых рабочих, проведены осушительные работы в районе Адлера (Имеретинская низменность, Херота), Туапсе и других местах, что способствовало оздоровлению края.

( Читать дальше )
2 фото
image

Факты из сочинской истории

Снова о байках нашего городка.
Каждый день приносит нам «новые данные об истории Сочи». Почему же именно истории Сочи так не везёт с профанами и графоманами?

«Сочи24» отличились. Решили просветить сочинцев 10 фактами из истории любимого города.
В 7 из 10 фактов – грубейшие ошибки и глупые нелепицы.

Поехали!

( Читать дальше )
3 фото
image

Полный курс сочинской топонимики

Я уже не раз писал — это только в Сочи есть навязчивая идея — «перевести» местные топонимы, гидронимы и тому подобное «наследие коренных народов».

Все эти щедро ныне плодящиеся в Сочи так называемые топонимические «откровения» – это 1) -низкопробное шарлатанство 2) — с густой примесью национализма.

1. О шарлатанстве.
За исключением редких простых случаев, типа «Синее озеро», «Черная река», «Калининград», а в сочинском случае Ермоловка, Голубева дача, Тихановка и Волковка – все остальные «разъяснения» — пустая трата времени. Для тренировки – объясните «русские топонимы» — «Россия», «Русь», «Москва», «Волга». Получилось? А почему не получается? Объясняю – мы не знаем в большинстве случаев (кроме названных в качестве исключения примеров выше) кто, когда название дал, и как оно звучало в те неизвестные времена. Много-много раз по русским землям проходили походы разных народов – сменялись финно-угры, половцы, печенеги, хазары, монголо-татары и т.д. и т.п.

Следующий «коренной народ» мог придумать новое название, а мог, сильно исказив, использовать старое название. Следующее «коренное население», вытеснив предыдущее, делало тоже самое с топонимами. Не докопаешься никак до первоначального звучания и значения. А те, кто заявляют, что «докопались» — откровенные шарлатаны.

( Читать дальше )
3 фото
image

Основание Адлера

И придет вам потешиться пора —
Дрогнет Адлер от солдатского ура.
Ай, жги, жги, жги, говори,
Дрогнет Адлер от солдатского ура.

Бестужев-Марлинский А.А.

В 1837 году главными действиями Кавказского Отдельного корпуса стало овладение берегом с двух направлений: со стороны Абхазии от Гагр к северу и от Геленджика к югу. Со стороны Геленджика двигался отряд А.А Вельяминова. Правда, продолжение этого поход после пожара, уничтожившего все припасы для экспедиции, был отменён Николаем I.

Для движения со стороны Абхазии был в начале апреля при Сухум-кале собран особый отряд

( Читать дальше )
3 фото
image

Поездка Николая I

Взгляни, наш царь на грозные
На неприступные громады гор,
Где верные твои дружины
С врагом ведут кровавый спор.

(из Кавказской песни. 1837 г.)

Николай I прибыл на Кавказ в 1837 году.
Это был первый из русских царей, посетивших Черноморское побережье Кавказа.

Поездка на Кавказ преследовала крупные политические цели. Предыдущий, 1836 год, был годом больших успехов Шамиля. Абсолютно не представляя себе кавказской реальности, Николай решил, что может просто своим присутствием положить конец затянувшейся войне.


Командующий Отдельным Кавказским корпусом, генерал-адъютант, барон Григорий Владимирович Розен, с осени 1836 года обсуждал в переписке с военным министром Александром Ивановичем Чернышёвым необходимость занятия на Черноморском побережье новых якорных мест, прежде всего – мыса Адлер.

( Читать дальше )
4 фото
image

Крейсирование у сочинских берегов

В разгар Кавказской войны, с целью борьбы с торговлей, которую вели обитавшие на восточном берегу Чёрного моря горские народы с Турцией, русское командование, обеспокоенное поставками горцам оружия, пороха, свинца, сопровождавшихся ещё и позорной работорговлей, решило помешать всему этому силами Черноморского флота.

Осенью 1831 года все иностранные миссии в Константинополе были извещены, что русские крейсера будут принимать решительные меры против военной контрабанды и вывоза невольников.

Надо сказать, что адмирал Алексей Самуилович Грейг, командовавший Черноморским флотом до августа 1833 г., проявил нерешительность в деле организации крейсерства у берегов Кавказа.

А.С. Грейг

Ещё со времени поступления Абхазии под покровительство России и занятия нашими войсками в 1810 году Сухумской крепости, начали посылать к абхазским берегам отряды мелких судов для снабжения гарнизона провизией и для поддержания покорности в абхазских племенах. Но из Севастополя отправляли суда старые, плохие.

( Читать дальше )
3 фото
image

Известный всему Кавказу своей храбростью



В 1837 году, в разгар Кавказской войны, император Николай I решил совершить поездку на Кавказ, отчего-то полагая, что самим своим присутствием положит конец затянувшимся военным действиям.
Командующий Кавказским отдельным корпусом Григорий Владимирович Розен, узнав о предстоящем вояже царя, озаботился безопасностью его проезда на Черноморском побережье Кавказа.

( Читать дальше )
3 фото
image

Патриотическое воспитание сочинцев

Патриотизм – уважение к своей истории, своей культуре, память о предках.
Как это обычно выглядит, покажут несколько иллюстраций.
Краснодар – в центре города – памятники русским казакам и солдатам, основавших в ходе Кавказской войны Екатеринодар.

То есть жителям города следует гордиться подвигами предков?
Издаются учебники для детей. Посмотрите на обложки кубанских учебников, увидите, что детям также следует гордиться подвигами предков?



( Читать дальше )
3 фото
image