Новый год на перевале Хакуч (Грачевский перевал)

В этом году исполняется 76 лет со дня постройки горной дороги Отдаленный — Лазаревское. По этой дороге на полуторках, конных повозках и в пешем строю с 29 декабря 1942 года по 6 января 1943 года была переброшена в зимних условиях через Главный Кавказский хребет легендарная 9-я горнострелковая дивизия, освобождавшая Майкоп и Краснодар.



Новый, 1943 год дивизия встретила на марше по пояс в снегу на высокогорном перевале Хакуч. Пробиваясь сквозь снежную пургу в лютый мороз, бойцы мужественно преодолели все трудности и вышли на линию фронта Даховская — Лагонаки — Черниговский.

История России знает пример подобного геройства — это переход русской армии под командованием Александра Васильевича Суворова в 1799 году через Сен-Готадский перевал в Альпах, ведший из Австрии в Швейцарию.

Но также история страны не знает подобных случаев самоотверженного труда советского народа, когда всего за два месяца в сложнейших горных условиях, под бомбежками врага была сделана новая автомобильная дорога, соединяющая Адыгею с побережьем Черного моря.

Отступление фашистских войск с Кавказа у командования вермахта получило кодовое название «Сдерживание половодья». Немцы отчаянно оборонялись, отводили свои танковые и моторизированные дивизии. Вслед за ними скатывались с горных перевалов горнострелковые и егерские дивизии.



27 ноября 1942 года генерал-фельдмаршал фон Манштейн принял командование группой армий «Дон», чтобы сдержать наступление советских войск под Сталинградом и дать возможность выйти немецким войскам с Кавказа и не допустить нового окружения под Ростовом.

Фашисты серьезно опасались нового окружения кавказской группировки войск. Поэтому они начали строить сильно укрепленную линию обороны Майкопа. Немцы отрыли в лесопарковой зоне города окопы в полный профиль, пулеметные гнезда и артиллерийские дворики. Это было связано с тем, что фашистов очень беспокоило строительство 155-километровой дороги Лазаревское — Майкоп, которую строили советские строители для переброски из Батуми на линию фронта 9-й горнострелковой дивизии под командованием полковника М.В. Евстигнеева. Дивизия была доформирована и оснащена в Аджарии.

Советскими саперами на дороге, идущей от Лазаревского, аула Киров через перевал Хакуч в поселок Отдаленный (Шпалорез), было построено 800 метров мостов. Советские дивизии, прижатые к горам, остались без продуктов питания, зимнего обмундирования и боеприпасов. Поддержка войск, державших оборону, осуществлялась только вьючными караванами на ишаках, мулах и лошадях.
Вьючные роты могли поднять не более 15 тонн груза. На нужды державших оборону дивизий необходимо было в два раза больше. Скорость вьючных животных не превышала одного километра в час. Советские солдаты, готовившиеся прорвать линию обороны врага, имели боеприпасов только 0,4 от положенного боекомплекта. Вьючная дорога была одной-единственной горной дорогой жизни, по которой шло скудное снабжение державших оборону советских солдат.
Для наступления наших войск срочно нужна была новая автомобильная дорога через Главный Кавказский хребет, так как ишаками и мулами обеспечить наступление двух дивизий было просто невозможно. По этой дороге планировалось перебросить воинский резерв фронта, прорвать линию обороны фашистов и нанести мощный удар на Майкоп. Зная об этом, фашистское командование 97-й и 101-й немецких егерских дивизий, а также 4-й и 1-й («Эдельвейс») горнострелковых дивизий начало укрепление опорных пунктов и отвод с горных ущелий тяжелых грузов и артиллерии.
Опасность для захватчиков была реальной. Если прорыв линии обороны и дальнейшее развитие наступления было бы принято командованием Красной Армии как основной вариант, то фашистская группировка на Кавказе неминуемо попадала бы в сложное положение. Дорожных условий для сильного удара по немцам в этом направлении, для переброски тяжелой техники, артиллерии и крупных воинских соединений у советских войск просто не было.

Но и фашистам отводить войска и грузы пришлось по одной-единственной дороге Туапсе — Хадыженская — Майкоп. И поэтому операцию по выводу немецких войск с Майкопско-Туапсинского направления фашисты назвали «движение по канатной дороге».
Немцы пристально следили за постройкой новой дороги по долине реки Псезуапсе. По расписанию направляли бомбардировочную авиацию для бомбежки строителей. Под огнем фашистской авиации наши саперы строили дорогу вручную. Укрепляли ее полотно осями старых повозок, укладывали каменными плитами. Боролись за каждый метр, вырубая ее в скальной тверди. Через многочисленные притоки реки Псезуапсе сроили прочные мосты.
9-я горнострелковая дивизия смогла быстро по новой, проложенной через горы, дороге преодолеть заснеженный перевал Хакуч и спуститься в долину реки Пшехи. Горные стрелки, передвигаясь в сложнейших погодных условиях, в новогодние праздники, утопая по пояс в снегу, с полным боекомплектом вышли к линии фронта. Для прорыва хорошо укрепленной линии врага требовались боеприпасы и тяжелое вооружение. Они тянули на самодельных санках станковые пулеметы, коробки с пулеметными лентами и ящики с гранатами. За ними на полуторках, на вьючных животных и гужевом транспорте тащили пушки, минометы и боеприпасы. Кавалькада из тележных повозок, автомашин, нагруженных вьюками животных, пехоты растянулась по ущелью на многие километры.
Был сильный туман, и для люфтваффе была нелетная погода. Первые три дня пути дивизия попала в жуткую непогоду. Сначала лили проливные дожди, а затем начался обвальный снег, покрывший метровым слоем все пути-дороги. Реки взбухли от паводковых вод. Приходилось силами солдат выталкивать из раскисшей дороги перегруженные полуторки со снарядами и боеприпасами. Ватные спальники намокли от дождей и стали бесполезными на марше. Солдаты их выбросили. Спать приходилось в снегу, прижавшись спиной друг к другу.
Но встречу Нового года для воинов дивизии все-таки организовали. На заснеженном перевале Хакуч на двух огромных пихтах укрепили портреты Сталина и Ленина и назвали их Сталинскими воротами. Туда прибыла грузинская делегация и после приветственного митинга раздала солдатам новогодние подарки от жителей Грузии. После установления погоды в горах ударил 25-градусный мороз.
21 января с выходом 1329-го горнострелкового полка в хутор Мазниково сильно укрепленная оборона немцев была прорвана. Фашисты, лишившись укрепленных позиций и отчаянно сопротивляясь, отступали в сторону Апшеронска. С 21 января 9-я горнострелковая дивизия начала освобождать от фашистов Кубань и Адыгею. 24 января овладели Самурской, 26 — Ширванской, 27 — хутором Зозуля, 28 — станицей Кубанской 2-й, 29 — станицей Белореченской.

Почерневшие от костров, в обгорелых шинелях, утомленные тяжелым переходом, но счастливые, солдаты вошли в Белореченскую. Рядом шли подводы с ранеными. 193-й горнострелковый полк с 256-м артиллерийским полком овладели станицей Ханской, а их передовой отряд вошел в Майкоп.
На станции Белореченской захватили шесть паровозов и 150 вагонов с различным имуществом, среди которого было много велосипедов и лыж.
В середине восьмидесятых Адыгейский обком комсомола увековечил подвиг воинов 9-й горнострелковой дивизии, поставив обелиски в месте прорыва линии обороны врага. Активное участие в патриотическом воспитании молодежи Адыгеи того времени приняли Юрий Нехай, Руслан Хаджебиеков, Шариета Даурова, Казбек Ачмиз, Газий Чемсо, Виктор Ширин, Еристем Чич, Олег Киселев, Юсуф Джаримок и Татьяна Криушина.
К 30-летию Великой Победы обком комсомола организовал маршруты по местам боевой славы советского народа, патриотические слеты туристов и экспедицию по боевому пути 9-й горнострелковой дивизии «Дорогой отцов» именно в те сроки, в которые дивизия совершила свой героический марш.
В составе 22 комсомольцев Адыгеи автору этих строк довелось руководить зимней экспедицией «Дорогой отцов» и на себе испытать силу зимней стихии, прочувствовать то состояние, в котором воины дивизии штурмовали заснеженный зимний перевал в новогоднюю ночь с 31-го декабря 1942 года на 1-е января 1943 года.
31 декабря 1974 года мы по пояс в снегу пробивались к перевалу Хакуч. Когда уже вышли к месту расположения эвакогоспиталя, на нас напал кабан. Он, разметав нашу группу по снегу, меня загнал в холодную реку, а Сашу Куварзина подмял под себя и начал грызть. Опомнившись от шока, при помощи ледорубов и топора напали на дикого вепря и освободили своего друга. Виктор Чекаев, наш походный фотограф, от такой неожиданности не смог даже расчехлить свою камеру.
Здесь, под перевалом, обнаружили оставленные артиллерийские орудия и брошенную во время войны полуторку. На ней был установлен станковый пулемет. Среди пушек уплотнили ногами снег, поставили палатки и стали готовиться к встрече Нового года. Разукрасили росшую рядом пихту и положили к могилам павших воинов пихтовый лапник. Под руководством походного врача Валерия Пипия стали готовить на костре мясо дикого кабана. Новый год встретили с криками «ура» и отсалютовали тремя красными ракетами из ракетницы. Ночью температура понизилась до —15 градусов. Утром, еле откопав палатки от снега, вышли на штурм перевала. Сняв с полуторки станковый пулемет и положив его поперек рюкзака, попытался вынести через перевал Хакуч, чтобы затем сдать в музей. Но, пройдя по глубокому снегу не более 500 метров, выбился из сил и сбросил пулемет в сугроб.
Экспедиция успешно завершила зимний переход через Главный Кавказский хребет. В поселке Отдаленном нас, обледенелых и промороженных, встретили работник обкома комсомола Юсуф Джаримок и директор туристского клуба Сергей Гавдинов, отчет об экспедиции в торжественной обстановке в воинской части принимал Леонид Соломонович Рудяк.

Иван БОРМОТОВ,
заслуженный путешественник России.
  • +60
  • 08 января 2018, 19:15
  • GUNPOWDER

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+
горной дороги Отдаленный — Лазаревское.
В каком состоянии дорога сейчас? кто там был в последнее время?
avatar

so3537

  • 08 января 2018, 22:40
+
С декабря не проедешь, снег, а так на подготовленном внедорожнике ( а с головой и на не подготовленном ) с заездом в Лазаревское за пропуском.
avatar

Igor1966

  • 09 января 2018, 08:33
+
Пока только подъезжал к дороге со стороны Марьино, и со стороны Отдаленного, понюхал… Но, наверное, на Дастере там не судьба. Надо было пытаться когда Патрол был с клиренсом за 30.
avatar

so3537

  • 09 января 2018, 08:50
+
Недели две без дождей и можно попробовать, но нужно еще поймать момент когда газовики ровняют дорогу…
( Дастер, дастеру… )
avatar

Igor1966

  • 09 января 2018, 08:53


+
Так это еще надо узнать когда там газовики что-то будут делать. А как?
Да и в одиночку туда соваться вряд ли буду…
avatar

so3537

  • 09 января 2018, 08:56
+
На вашем Дастере можно пробовать доехать только до половины…
avatar

Igor1966

  • 09 января 2018, 09:01
+
)) и сесть там до следующего приезда газовиков…
avatar

so3537

  • 09 января 2018, 09:03
+
Там уазики гоняют, выдернут раньше, но несколько луж есть зачетных, из них…
avatar

Igor1966

  • 09 января 2018, 09:08
+
Повременю пока… да и в то время, когда туда можно ехать, дел полно. Другие направления запланированы.
avatar

so3537

  • 09 января 2018, 09:12
+
История России знает пример подобного геройства — это переход русской армии под командованием Александра Васильевича Суворова в 1799 году через Сен-Готадский перевал в Альпах, ведший из Австрии в Швейцарию.
вот не стал бы сравнивать-
действия Суворова были направлены в первую очередь на вывод армии из окружения, а не на разгром противника.
avatar

rem-sochi

  • 08 января 2018, 23:07

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.